ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
К вопросу об организации управления и перспектив функционирования рыбной
отрасли Волго-Каспийского региона
Бадаев А.Г.*
The article considers questions of functioning of fish branch of the Volgo-Caspian region, and also the negative tendencies influencing its development. The author in his work analyses the reasons of criminalization of this branch and offers measures that help to overcome problems in the organization of management in the sphere of extraction and processing of water bioresources of the region.
Астраханская область расположена в Волго-Ахтубинской пойме. Площадь акватории области составляет более 20 тысяч квадратных километров или 40 % всей территории.
Область граничит с республиками Казахстан и Калмыкия, Волгоградской областью, а по акватории Каспийского моря — с Дагестаном, Азербайджаном, Туркменией и Ираном.
Население области составляет 1005 тыс. человек (0,7% от населения РФ). Основная часть населения сосредоточена в г. Астрахани — 680 тыс. человек (67,7%), в сельской местности проживает 324 тыс. человек (32,3%).
В регионе проживают представители около 160 национальностей, из которых доминируют русские — 69,7%, казахи — 14,2% и татары - 7%.
Старший научный сотрудник АЭБ МВД России, кандидат экономических наук.
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
Исторически особое место в инфраструктуре экономики региона занимала рыбная отрасль, которая всегда была для региона ведущей. Здесь были сосредоточены основные рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие мощности рыбохозяйс-твенного комплекса, на Астраханскую область приходилось более 88% российских уловов в Волго-Каспийском бассейне.
Водная биофауна региона представлена более, чем 60 видами рыб, из которых 30 — промыслового значения. Наиболее ценными являются рыбы осетровых пород (далее — РОП) — осетр, белуга, севрюга, стерлядь.
Однако, несмотря на то, что рыболовство — традиционный вид деятельности населения области, являющийся до недавнего времени бюджетообразующей отраслью экономики, в последние десятилетия в Каспийском бассейне произошли значительные изменения, обострившие проблему сохранения, рационального использования водных биоресурсов и их воспроизводства. Ряд негативных факторов, сложившихся в указанный период, отрицательно повлиял на сырьевую базу рыбной отрасли, и ее состояние оценивается как критическое.
Так, в 1980 году на территории Северного Каспия добывалось 25 тыс. тонн осетровых, в 1990 году — около 12 тыс. тонн, в 2004 г. — менее 500 тонн.
С 2004 года Астраханская область получает квоты лишь на вылов РОП на научные цели и воспроизводство. Промышленный лов не производится.
Десять лет назад на территории области функционировали 7 крупнейших в стране рыбоперерабатывающих предприятий, в настоящее время ведет промышленную переработку только одно.
При этом в области в данной сфере экономической деятельности действует более 3 тысяч малых предприятий, где занято более 40 тыс. человек.
Отрицательное влияние на состояние и перспективы развития рыбной отрасли оказала ликвидация крупных предприятий и формирование на их основе множества мелких фирм, существенно затрудняющих проведение целенаправленных государственных мероприятий в данной отрасли.
Одним из факторов, определяющих состояние водных биоресурсов Каспийского бассейна и рыболовства, является открытие и освоение месторождений нефти и газа, поскольку стоимость разве-
данных запасов углеводородов во много раз превышает стоимостную оценку добываемых биоресурсов.
Исходя из особенностей геополитического и экономического положения региона, наиболее перспективным направлением его развития в настоящее время является формирование новых союзнических договорных отношений между прикаспийскими государствами и другими странами, направленных на реализацию интересов от добычи, продажи и транспортировки нефтепродуктов, а также от грузоперевозок.
Система государственного управления рыбным хозяйством страны за последние 10 лет претерпела 3 реформы, которые сопровождались сменой органов управления и разграничением полномочий по контролю отрасли между различными службами. Так, в 1997 году был ликвидирован Комитет Российской Федерации по рыболовству (далее — Роскомры-боловство) и его функции были переданы Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
При этом функции по обеспечению охраны водных биологических ресурсов (ВБР) территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также государственного контроля в этой сфере были возложены на Федеральную пограничную службу.
Однако передача функций Роскомры-боловства России Минсельхозпроду России не принесла желаемых результатов, и в 1999 году был восстановлен Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству (далее — Госкомрыболовство России). При этом Положение о Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству было утверждено Правительством Российской Федерации только в 2003 году, то есть спустя 4 года после принятия решения о его создании. Вследствие этого в течение указанного срока Госком-рыболовство России не мог осуществлять полноценное управление рыбохозяйс-твенным комплексом.
В результате проведенной реформы система органов рыбоохраны, функционировавшая более 70 лет, с 2004 года была раздроблена и децентрализована и количество федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному управлению в области рыболовства, существенно увеличилось.
Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год и поручениях по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 31 августа 2007 года в г. Астрахани, даны соответствующие указания по выработке практических мер по преодолению сложившихся, начиная с 90-х годов прошлого века, проблемных вопросов в развитии отечественного рыбохо-зяйственного комплекса Волго-Каспийс-кого бассейна, а также определены стратегические приоритеты развития отрасли. В частности, на заседании президиума Госсовета России было отмечено, что борьба с браконьерством ведется преимущественно силовыми методами и эти усилия надо наращивать. Но бороться с преступностью надо, одновременно создавая такие экономические условия, которые стимулировали бы легальный промысел и переработку биоресурсов внутри нашей страны.
Под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации в Астрахани было проведено Всероссийское совещание по проблемам рыбоводства, итогом которого явилось принятие решения о включении рассматриваемого вопроса в национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса».
Сравнительный анализ управленческих функций, возложенных на исполнительные органы власти в данной области, и их фактическое выполнение свидетельствуют о том, что в переходный период проведения административной реформы отрасль стала менее управляемой в связи с громоздкостью и запутанностью системы управления.
Так, в настоящее время функции рыбоохраны распределены и выполняются в Астраханской области перечисленными организациями в рамках установленной компетенции:
1. 2.
3.
4.
5.
6. 7.
УВД по Астраханской области; ОРБ № 3 по Астраханской области, Калмыкии, Волгоградской области, ГУ МВД России по ЮФО; Астраханское ЛУВДТ; Прокуратура Астраханской области; Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура; УФСБ по Астраханской области; Государственная морская инспекция пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области;
8. Государственная инспекция по маломерным судам ГУ МЧС России по Астраханской области (ГИМС);
9. Астраханская таможня;
10. ФГУП «КаспНИРХ»;
11. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области;
12. Агентство по рыболовству и рыбоводству Астраханской области;
13. Волго-Каспийское территориальное управление Госкомрыболовства России;
14. ФГУ «СевКаспРыбВод»;
15. Россельхознадзор;
16. Роспотребнадзор;
17. РФФИ по Астраханской области. При этом механизм взаимодействия
контролирующих и правоохранительных органов с органами исполнительной власти прибрежных субъектов Российской Федерации по вопросам охраны ВБР до конца не отработан.
Затрудняет работу и отсутствие в Астраханской области рекомендованной решением Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 16 июня 2005 года межведомственной комиссии по организации охраны водных биологических ресурсов.
Сложившееся положение не исключает возможности приоритета узковедомственных, а в ряде случаев и преступных интересов, от решения которых зависит стабильность в указанном регионе, что затрагивает государственные интересы. При этом противоправная деятельность носит длительный, многоэпизод-ный характер и имеет разветвленную структуру.
В качестве примера можно привести следующее.
С 2004 года Астраханская область на основании разрабатываемых ФГУП «КаспНИРХ» норм общего допустимого улова (ОДУ) получает квоты на вылов РОП лишь на научные цели и воспроизводство. Промышленный лов не производится.
Проведенными Счетной палатой Российской Федерации проверками эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации, контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в 2006 - 2008 годах выявлены факты лоббирования интересов РК «Раскат» рядом должностных лиц государственных структур («КаспНИРХ», «Севкаспрыбвод», Госкомрыболовство России) - выделении
со
О!
О)
о о см
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
РК «Раскат» дополнительных квот осетровых для целей рыбоводства, воспроизводства, а также на поставку и переработку икры и рыб осетровых пород для пищевых целей.
Однако, согласно заключению Государственной экологической экспертизы Главного управления природоохраны Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Астраханской области от 16 марта 2004 г. РК «Раскат» не имеет собственной материально-технической базы для проведения работ по содержанию маточных стад, проведения инкубации и выращивания молоди ценных пород рыб для целей воспроизводства. При этом отбракованные самки вместо возвращения в естественный водоем отправляются на пищевые цели.
В августе 2007 года в отношении руководителей РК «Раскат» было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК России по подозрению в хищении более 1 тонны икры РОП и 100 тонн РОП. В рамках проведения следственно-оперативных мероприятий по уголовному делу в РК «Раскат» обнаружено и изъято 250 кг икры РОП, расфасованной в банки.
Одним из путей снижения криминогенного потенциала рассматриваемой области может служить четкое и однозначное распределение функций охраны ресурсов, контроля и надзора в этой области между указанными ранее органами с принятием административного регламента взаимодействия между ними и возложением ответственности за указанный участок работы на одно конкретное министерство или ведомство, а также возможным сокращением количества перечисленных организаций.
Так, до распада Советского Союза охранные и контролирующие функции имели лишь три правоохранительные структуры в рамках своей компетенции (Прокуратура, КГБ и МВД) и Минрыб-хоз.
В 1984 году в г. Астрахани было создано Каспийское УВД МВД СССР, которое объединяло в себе специализированные подразделения по охране рыбных запасов МВД Азербайджанской, Туркменской, Казахской республик, а также УВД Астраханской области, МВД Дагестана и Калмыкии, УВД Волгоградской области.
Указанными подразделениями ежегодно выявлялось около 1800 преступлений, связанных с незаконной добычей и оборотом водных биоресурсов.
С учетом создания Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и Волго-Каспийского территориального управления Роскомрыболовства России, сформированных по бассейновому признаку, с целью более эффективного взаимодействия и повышения эффективности по выявлению и раскрытию преступлений данной категории представляется целесообразным рассмотреть возможность создания Управления милиции по борьбе с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов Волго-Каспий-ского бассейна.
При этом в г. Астрахани традиционно находился центр управления рыбной отраслью Каспийского бассейна с учетом представления о Каспии и Нижней Волге как целостной биологической системе. Правоохранительными органами Астраханской области выявляется на протяжении ряда лет порядка 80% преступлений от общего числа зарегистрированных преступлений по ст.ст. 175 и 256 УК России в МВД республик Дагестан и Калмыкия, ГУВД по Волгоградской области.
Управление милиции по борьбе с преступлениями в сфере оборота водных биоресурсов Волго-Каспийского бассейна с дислокацией в г. Астрахань целесообразно создать путем объединения специализированных подразделений милиции по борьбе с преступлениями в данной сфере МВД республик Дагестан и Калмыкия, ГУВД по Волгоградской и УВД по Астраханской областям, а также линейных подразделений милиции на водном транспорте.
В целях повышения эффективности охраны водных биоресурсов Волго-Кас-пийского бассейна представляется целесообразным внести следующие предложения:
1. Сократить количество задействованных правоохранительных и контролирующих органов с возложением ответственности за указанный участок работы на одно конкретное министерство или ведомство при соответствующем законодательном закреплении его функций и полномочий как на федеральном, так и на региональном уровнях.
2. С целью координации и материального обеспечения предлагаемых мер разработать и принять федеральную и соответствующие ей ведомственные и региональные программы по усилению борьбы с правонарушениями в рассматриваемой области. Для их фи-
нансирования рассмотреть возможность формирования соответствующих региональных фондов. С целью более эффективного межрегионального взаимодействия и повышения эффективности по выявлению и раскрытию преступлений данной категории рассмотреть возможность создания Управления милиции по борьбе с преступлениями в сфере обо-
рота водных биоресурсов Волго-Кас-пийского бассейна путем объединения специализированных подразделений милиции по борьбе с преступлениями в данной сфере МВД Республик Дагестан и Калмыкия, ГУВД по Волгоградской и УВД по Астраханской областям, а также линейных подразделений милиции на водном транспорте с центром в г. Астрахани.
Роль правоохранительных органов
в обеспечении экономической безопасности
Башмашникова И.О.
The role of law-enforcement bodies in maintenance of economic safety is defined in this article.
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее производительность, эффективность функционирования и конкурентоспособность на внутреннем рынке и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Она в свою очередь является важнейшим компонентом национальной безопасности. Только страна, обладающая мощной и развитой экономикой, большими ресурсами и надежным производственным потенциалом, способна обеспечить свою военную, социальную безопасность, территориальную целостность и неприкосновенность1. События последних трех лет безоговорочно подтверждают этот тезис. Таким образом, совершенно очевидно, что обеспечение национальной безопасности является важнейшей задачей всех государственных структур, и в первую очередь специальных силовых и правоохранительных органов.
Для того, чтобы совокупность органов государственной власти оказалась способной выполнять свою роль в политической системе общества и иных сферах его жизнедеятельности, необходим определенный набор условий и факторов, адекватно и в полной мере покрывающих весь спектр проблем и по своей масштабности не уступающих, а напротив, превышающих возможности и спектр задач любой отдельной хозяйственной корпорации и иногосударственных субъектов2. Здесь же ученые приводят ряд основных,
наиболее объективных сущностных для этого условий, к которым относят:
1) правовые, включающие наличие нормативно-правовой системы, являющейся легитимизирующей основой для тех или иных акций государства по воздействию на всю совокупность происходящих общественных процессов;
2) социальные, представляющие социальную опору в лице либо всего населения в целом, его определенных слоев, а также возможность повышения или понижения государством социального статуса (ранга) индивидов или групп;
3) экономические, основанные на таких материальных ценностях, необходимых для обеспечения регулятивного воздействия государства как государственная казна, государственный сектор экономики, плодородные земли, полезные ископаемые, инфраструктуры связи, транспорта, энергетики и т.д.;
4) силовые, состоящие из аппарата принуждения в лице специальных институтов и органов, профессионально подготовленных для этого людей, а также оружия и иных средств;
5) идеологические, имеющие в наличии некие идеологемы и ценности, позволяющие государству обосновывать свое место в культурной и политической системе мира и добиваться должной степени консолидированности общества;
5) научные, экспертные и информационно-аналитические, где информа-
Кандидат экономических наук, доцент.
СО
OI
О) О О
см
о о о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У
s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со