Научная статья на тему 'ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ НАЧИНАЮЩИХ СОТРУДНИКОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ НАЧИНАЮЩИХ СОТРУДНИКОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовая адаптация / процессный подход / эволюционный подход / факторы трудовой деятельности / labor adaptation / process approach / evolutionary approach / labor activity factors

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Бабичев Михаил Александрович

Статья посвящена рассмотрению проблемы вхождения в профессию начинающих сотрудников различных сфер деятельности. В качестве примера применения общеприменимых научных подходов и существующих мер развития профессиональных компетенций сотрудников, была рассмотрена сфера детальности начинающего работника высшего образования. Актуальность предмета и рассмотрения и объекта исследования обусловлена регулярными изменениями в требованиях и профессиональных вызовах к специалистам образовательной сферы в условиях современных социально-экономических тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS APPROACH IN ORGANIZING ADAPTATION MEASURES FOR NOVICE EMPLOYEES IN THE FIELD OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the problem of entry into the profession of novice employees in various fields of activity. As an example of the application of generally applicable scientific approaches and existing measures for the development of professional competencies of employees, the sphere of detail of a novice higher education worker was considered. The relevance of the subject and consideration and the object of research is due to regular changes in the requirements and professional challenges for specialists in the educational field in the context of modern socio-economic trends.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ НАЧИНАЮЩИХ СОТРУДНИКОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Секция 4

ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Научная статья УДК 331.1

DOI: 10.24412/cl-37031 -2023-2-155-160

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ НАЧИНАЮЩИХ СОТРУДНИКОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бабичев М. А.

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3244-4960

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы вхождения в профессию начинающих сотрудников различных сфер деятельности. В качестве примера применения общеприменимых научных подходов и существующих мер развития профессиональных компетенций сотрудников, была рассмотрена сфера детальности начинающего работника высшего образования. Актуальность предмета и рассмотрения и объекта исследования обусловлена регулярными изменениями в требованиях и профессиональных вызовах к специалистам образовательной сферы в условиях современных социально-экономических тенденций.

Ключевые слова: трудовая адаптация, процессный подход, эволюционный подход, факторы трудовой деятельности.

PROCESS APPROACH IN ORGANIZING ADAPTATION MEASURES FOR NOVICE EMPLOYEES IN THE FIELD OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Babichev M. A.

Siberian Institute of Business and Information Technologies, Omsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3244-4960

Abstract. The article is devoted to the problem of entry into the profession of novice employees in various fields of activity. As an example of the application of generally applicable scientific

approaches and existing measures for the development of professional competencies of employees, the sphere of detail of a novice higher education worker was considered. The relevance of the subject and consideration and the object of research is due to regular changes in the requirements and professional challenges for specialists in the educational field in the context of modern socioeconomic trends.

Keywords: labor adaptation, process approach, evolutionary approach, labor activity factors.

Существующие тренды современного общества и тенденции социально-экономической среды, ставят перед организациями различных сфер деятельности задачу по совершенствованию управленческих процессов с целью обеспечения стандартов ведения деятельности. В частности, вызовы, стоящие перед образовательной средой и организациями высшего образования в частности, формируют требования для решения ряда проблем, связанных с обеспечением не только с соблюдением современных стандартов, но и в части развития социально-экономической системы страны в целом.

Современные работники сферы высшего образования призваны стать носителями идей обновления образования на основе сохранения и приумножения его лучших отечественных традиций и учета мирового опыта. На сегодняшний день модернизация образования во многом зависит от готовности кадрового состава вузов к ее реализации.

Особой актуальностью в рамках современных тенденций модернизации системы образования обладает вопрос развития профессиональных компетенций работников сферы высшего образования, начинающих свою профессиональную деятельность.

Исследования трудовой адаптации, а также сложившееся в экономике труда структурирование процесса адаптации включают в себя факторы трудовой адаптации. К факторам трудовой адаптации относятся условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса. Например, Д.А. Аширов выделяет группы факторов: личностные (стаж, образование, профессиональная мотивация и т. д.) и производственные (содержание трудовой деятельности, условия труда и правила внутреннего распорядка, руководство и т. д.) [1]. М.Н. Крутцова приводит следующие факторы, как пример факторов трудовой адаптации, свойственных успешному прохождению данного процесса в современной России: положительная корпоративная культура; высокий уровень образования сотрудника; материальный достаток адаптируемых субъектов; при-

надлежность к определенной социально-профессиональной группе [3]. Помимо приведенных примеров, к факторам данного процесса также относят социологические, психологические, производственные и другие факторы. Также стоит отметить разделение факторов трудовой адаптации на внешние и внутренние. Например, В.И. Долгова, А.Г. Фролов определяют внешние и внутренние факторы адаптации работников сферы высшего образования [2]. К внутренним факторам адаптации относятся качества, умения, особенности поведения, свойственные начинающему работнику. Внешние факторы формируются в трудовой среде и представляют собой совокупность условий профессиональной среды (коллектива) и материальных, социальных факторов трудовой деятельности [5].

Процессный подход рассматривает первичную трудовую адаптацию как процесс, обладающий особой структурой и характеристиками. Процессный подход рассматривает любую деятельность как процесс, обладающий входами и выходами. Также процессный подход рассматривает любую организацию как систему взаимосвязанных процессов, которые связаны с миссией и функцией организации. Применяя процессный подход к первичной трудовой адаптации работника сферы высшего образования, автор рассматривает вуз как систему взаимосвязанных процессов, в которую входит процессы трудовой адаптации. Автор текущего исследования делает вывод о том, что первичная трудовая адаптация может рассматриваться как процесс, обладающий необходимыми для процессного подхода признаками. Процессный подход предполагает наличие ключевых элементов. К таким ключевым элементам относятся:

- вход процесса;

- выход процесса;

- ресурсы;

- владелец процесса;

- потребители и поставщики процесса;

- показатели процесса.

Объединяющим элементом большинства определений адаптации является позиционирования адаптации как процесса. Примеры существующих определений адаптации как процесса приведены в Приложении 1.

Учитывая то, что адаптация с позиции многих исследователей определяется как процесс, в текущей работе при уточнении первичной трудовой адаптации используется процессный подход. Модели процессного подхода подразделяют-

ся на каноническую, кибернетическую, иерархическую и сетевую [4]. Для описания первичной трудовой адаптации автор текущего исследования использует кибернетическую модель процессного подхода (рисунок 1).

К входам процесса относятся различные виды потребляемых ресурсов. К возможным входам кибернетической модели процессного подхода относятся материальные, информационные, финансовые ресурсы. Материальные ресурсы составляет имущественная база, обеспеченность начинающего сотрудника в период первичной трудовой адаптации необходимыми источниками информации, самообразования и саморазвития. Материальную базу формирует руководство организации работодателя, государственная поддержка сферы деятельности, текущее состояние ресурсной обеспеченности сферы.

Информационные ресурсы формируются из возможных и доступных источников для самообразования, системы нормативных документов, должностных инструкций и иных документов, регламентирующих и описывающих деятельность работника. Финансовые ресурсы представляют собой систему финансового стимулирования, к которой относится экономические льготы, регулярная заработная плата, отвечающая требованиям рынка труда, дополнительное материальное стимулирование со стороны работодателя и государства.

Рис. 1. Кибернетическая модель процессного подхода

Объект управления представляет собой работник, находящийся в процессе первичной трудовой адаптации. Процесс адаптации проходит с учетом совокупности ресурсов под влиянием субъекта управления.

Субъектом управления является руководство организации и состав трудового коллектива с опытом трудовой деятельности, которые могут выступать в роли наставников либо руководителей в период первичной адаптации.

Внешнюю среду формируют факторы нормативного регулирования и изменения в законодательстве.

Выходом кибернетической модели процессного подхода первичной трудовой адаптации является сотрудник с завершенным процессом первичной трудовой адаптации.

Особенность первичной трудовой адаптации в процессном подходе состоит в том, что потребление ресурсов на входе кибернетической модели осуществляется сотрудником впервые и требует отдельной проработки и уточнения. Стоит заметить, что первичная и вторичная трудовая адаптации имеют отличия в элементах модели процессного подхода. В частности, входы процесса вторичной адаптации представляют собой информационные ресурсы, направленные на ознакомление работника с особенностями и отдельными элементами трудовой деятельности, а в первичной трудовой адаптации требуются как обучающие, так и информационные ресурсы. Начинающий работник в условиях первичной трудовой адаптации владеет определенным набором знаний и навыков, но отсутствие опыта их применения требует дополнительных мер и ресурсов как на входе, так и в процессе прохождения периода адаптации.

Таким образом, с позиции применения процессного подхода первичная трудовая адаптация является процессом, в котором происходит приспособление работника и организации в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Данный процесс начинается в момент начала трудовой деятельности, а в завершении процесса первичной трудовой адаптации начинающий работник проходит приспособление к трудовой среде.

Применение процессного подхода к трактовке и описанию адаптационных процессов в вузах и включение базовых элементов данного подхода в структуру кадровой политики, позволит организациям высшего образования структурно представить процесс профессионального становления работника. Данное представление может выступать основой для распределения ключевых элементов управления персоналом в части взаимодействия работника с внешней средой по отношению к организации, либо в процессе вхождения в профессиональное сообщество. Динамизм практического освоения профессии и логич-

ность процесса адаптации позволит начинающему специалисту образовательной отрасли расширить горизонты планирования своей деятельности и сформировать целевые ориентиры как с позиции стратегического апекса организации, так и с позиции траектории личного карьерного становления и развития.

Библиографический список

1. Аширов Д. А., Резниченко Л. А. Управление персоналом. М., 2004. 193 с.

2. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. 2015. С. 76-80.

3. Крутцова М. Н. Наставничество как форма адаптации государственных гражданских служащих // Вестник ГУУ 2017. № 3. С. 184-188.

4. Репин В., Елиферов В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013, 544 с.

5. Фролов А. Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе. URL: http://elibrary.lt/resursai/ Uzsienio%20leidiniai/IEEE/Russian/2006/Nr%202/QTQ_2006_2_03.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.