Научная статья на тему 'Процессный подход к управлению информационной системой инновационно-активного предприятия'

Процессный подход к управлению информационной системой инновационно-активного предприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
834
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ДАННЫЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МОДЕЛЬ ЗРЕЛОСТИ / CORPORATE IT SYSTEM / DATA / INFORMATION / KNOWLEDGE / INNOVATIVE ENTERPRISE / MATURITY MODEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шепталин Геннадий Анатольевич

Статья посвящена вопросам управления развитием информационной системы предприятия в условиях постиндустриального общества. Рассмотрены основные принципы процессного подхода к управлению изменениями информационной системы. Предложена трехмерная модель зрелости, отражающая уровни развития информационной системы инновационно-активного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process approach to the IT system management in the innovative enterprise

The article is concerned with the issues of management of development of the enterprise IT systems in post-industrial society. The author considered main principles of the process approach to the IT system changes management. He also suggested a three-dimensional maturity model reflecting development levels of the innovative enterprise IT system.

Текст научной работы на тему «Процессный подход к управлению информационной системой инновационно-активного предприятия»

УДК 004:658(075.8)

ББК 65.290-2

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Г.А. Шепталин

Статья посвящена вопросам управления развитием информационной системы предприятия в условиях постиндустриального общества. Рассмотрены основные принципы процессного подхода к управлению изменениями информационной системы. Предложена трехмерная модель зрелости, отражающая уровни развития информационной системы инновационно-активного предприятия.

Ключевые слова: корпоративная информационная система, данные, информация, знания, инновационно-активное предприятие, модель зрелости.

В условиях информационного общества изменяется характер конкурентной борьбы. Наблюдается переход от статичной формы конкуренции к динамичной. Если в первом случае главным фактором экономического роста были инвестиции, то сейчас рыночные преимущества завоевываются, прежде всего, с помощью нововведений, за счет внедрения инновационных решений [1].

Инновации предполагают коммерциализацию нововведений, когда к изменениям подключается бизнес. Инновационная деятельность предприятия постоянно ориентирована на потребности окружающей среды, на финансовый результат и устойчивое развитие компании. Структурно инновационную деятельность можно представить в четырех основных аспектах [2]: технологическом, прикладном, рыночного сегментирования, организационном. При этом следует различать два основных уровня декомпозиции инновационных предприятий:

- уровень инновационно-пассивных предприятий (имитационная схема);

- уровень инновационно-активных предприятий, когда предприятия признают важность знания как своего наиболее ценного стратегического актива, который служит основой для достижения конкурентных преимуществ, и сами являются генераторами знаний.

Определенная зависимость результативности и эффективности предприятий от знаний своих работников и руководителей наблюдалась всегда. Еще А. Смит в доктрине разделения труда в своей работе «Богатство наций» («The Wealth of Nations») отмечал, что в одних профессиях разделение труда сильнее, чем в других, некоторые требуют только узкоспециализированных умений, тогда как другим требуется более широкий или более общий набор умений.

Однако ценность информации и знаний как актива наиболее явно начала проявляться лишь на современном этапе научно-технического развития общества, когда достижения в области информационных систем и технологий увеличили объем доступной информации и скорости ее обработки,

сделали процесс управления информацией более сложным, динамичным и важным для фирмы. Информация превратилась в стратегический ресурс, от эффективного использования которого зависит конкурентоспособность практически любого предприятия.

Изменения в информационной системе корпорации не относятся к числу неизбежных. Они определяются как объективными, так и субъективными факторами, зависящими от деятельности или бездеятельности человека. То есть изменения информационной системы должны быть планируемыми и управляемыми.

Наиболее динамичную часть информационной системы - ее инфраструктуру, - можно представить тремя основными составляющими: информационной (данные, информация, знания, документы, регламентирующие доступ), программной (общесистемное и прикладное программное обеспечение) и технической (аппаратные средства вычислительной техники, вычислительные сети, коммуникационные устройства и т. п., регламентирующие документы и аварийные планы). Кроме того, инфраструктура корпоративной информационной системы находится под влиянием инфраструктуры бизнеса, как средства реализации корпоративной архитектуры.

Поэтому для эффективного управления изменениями информационной системы на инновационно-активном предприятии необходимо представлять их природу в целом, а не только конкретные перемены. При этом следует придерживаться следующих основных принципов:

- проведение постоянных эволюционных изменений в информационной системе предприятия;

- совместная работа в группах представителей бизнеса и ^-специалистов;

- формализация процесса проведения изменений в информационной системе предприятия.

Эволюционный подход к преобразованиям информационной системы предприятия позволит повысить ее устойчивость, избавиться от непрерывного «латания» лоскутных систем и подсистем, от революционной, часто болезненной для

неподготовленных предприятий, замены всех подсистем на интегрированную корпоративную информационную систему. Проект, как форма организации работ, в данном случае неэффективен вследствие таких своих особенностей, как ограниченность по времени (временная форма изменений) и ограниченность по ресурсам (нехватка ресурсов власти, проектных ресурсов, и т. п.). Такими изменениями следует управлять как процессом.

Для управления процессом изменений корпоративной информационной системы в течение эволюционного цикла ее развития предложено использовать модель зрелости информационной системы. В предлагаемой трехмерной модели учтены идеи зрелости организации (Модель Software Engineering Institute, Carnegie Mellon University), Infrastructure Optimization Model (Microsoft) и плоской модели зрелости С. Павлова [3], которые доработаны автором в соответствии с уровнями развития информационной системы инновационноактивного предприятия.

Среди побудительных мотивов изменений информационной системы следует назвать такие, как:

1) улучшение использования информационной системы;

2) недостаточные знания об установленной информационной системе;

3) недостижение ожидаемых результатов;

4) изменение потребностей;

5) изменение окружающей среды.

Случаи 1 и 2 подводят к необходимости корректировочных изменений информационной системы с целью более полного использования ее возможностей. Случаи 4 и 5 связаны с изменениями внутренних и внешних потребностей корпорации. Случай 3 может быть связан со всеми названными выше причинами.

Предприятия могут рассматривать изменения информационной системы как процесс ее оптимизации для развития новых функций, улучшения использования имеющихся технических средств и программных продуктов, обновления версий программных продуктов и техники, обеспечения территориального расширения бизнеса (развития подразделений предприятия, филиальной сети и т. п.).

Анализ выявленных сложностей эксплуатации, ожидаемых улучшений и мотивов изменений информационных систем позволил рассматривать изменения корпоративной информационной системы в пространстве трех основных координатных направлений совершенствования ее инфраструктуры:

- совершенство структуры информации (совершенство корпоративной информационной системы - КИС).

- совершенство программного и технологического обеспечения (ПО и ТО) информационной системы;

- согласованность информационной системы (ИС) и бизнеса.

Эти направления формируют модель зрелости информационной системы и характеризуют возможные ее состояния (см. рисунок).

В пространстве возможных состояний, образованном направлениями совершенствования информационной системы, отражаются основные этапы ее эволюционных изменений, а также ограничения внутренней взаимосвязи направлений:

- информационная система не может поддерживать стратегию корпоративного бизнеса, если она не достигла соответствующего совершенства в программном и технологическом обеспечении (соответствующего уровня «инструментального» совершенства);

- невозможно достичь определенного уровня управления информационной системы (например, уровня управления информацией или уровня управления знаниями) без соответствующей «инструментальной» подготовки;

- не имеет смысла совершенствовать «инструментальное» обеспечение корпоративной информационной системы без расширения области ее применения в бизнесе корпорации.

Каждый уровень обозначенных направлений может быть описан с помощью определенных симптомов, позволяющих идентифицировать ситуацию, и набора типовых действий, связанных с изменением информационной системы для улучшения ситуации на данном уровне (табл. 1-3).

Модель зрелости информационной системы позволяет реализовать непрерывный процесс улучшения использования информационной системы с точки зрения ее соответствия стратегии корпорации. Можно выделить три этапа развития информационной системы (см. рисунок):

1) стабилизация (1);

2) совершенствование (2);

3) преобразование (3).

На первом этапе - стабилизация - происходит «оперативная» оптимизация информационной системы, нацеленная на эффективное использование имеющегося инструментария для овладения корпоративными данными. Проводится оптимизация операционной деятельности («очистка» данных и параметров, выявление и исправление ошибок в программном обеспечении, дополнительное обучение пользователей и ИТ-персонала, и т. п.). Информационная система рассматривается как средство производства и ретрансляции данных.

На втором этапе - совершенствование - происходит тактическая оптимизация информационной системы, направленная на ее развитие с целью интеграции информационных потоков (данные -информация) функциональных направлений корпорации. Инновационно-активные корпорации, существующие в условиях непрерывного совершенствования, должны фокусировать свое внимание на реализации дополнительной функциональности (автоматизация продаж, штрих-коди-

рование, ББ! и т. п.), позволяющей получить

Региональная экономика

Модель зрелости информационной системы инновационно-активной корпорации

Таблица 1

Направление изменений «совершенство программного и технологического обеспечения»

Уровень Симптомы Действия

Овладение ПО и ТО - нежелание пользователей осваивать систему - неудовлетворительная работа операторов - медленная обработка запросов - большое время отклика системы - создание пользователями «параллельных» процедур - отсутствие документации на параметры, данные - нет регламентов процедур управления данными - повышение квалификации пользователей и ИТ-персонала, работающих с системой - создание мотивации для пользователей системы - введение системы показателей и критериев оценки качества выполнения работ

Окончание табл. 1

Уровень Симптомы Действия

Усовершенствование ПО и ТО - потенциал ИС полностью не используется - результаты не достигнуты, требования не удовлетворены - установленная стандартная система не отвечает всем требованиям - увеличивается «лоскутная» автоматизация - процедуры слишком «тяжелы» - определение показателей производительности системы, бизнес-показателей - совершенствование отчетности и ее автоматизация - упрощение процедур (переосмысление ролей) - реализация ранее не использованных функций

Развитие ПО и ТО - многообразие видов деятельности - реорганизации, технологические изменения корпорации - необходимость аналитической отчетности - интеграция с внешней средой - внедрение новых ИТ - обновление версии ПО ИС - появление противоречий между требованиями бизнеса и возможностями ПО ИС - стандартизация документации и регламентация деятельности отделений и направлений корпорации - обновление ПО ИС - отслеживание соответствия ПО потребностям технологической эволюции бизнеса (интеграция корпоративных приложений) - разработка системы бизнес-анализа - реализация корпоративной архитектуры (отображение бизнес-приложений в ИТ-инфраструктуре)

Таблица 2

Направление изменений «согласованность информационной системы и бизнеса»

Уро- вень Симптомы Действия

в о с с е о & е не о в с О - Взаимопонимание бизнеса и ИТ-специалистов отсутствует; - одностороннее общение - от бизнеса к ИТ (административно-командная система); - контакты ИТ с бизнесом - по мере необходимости; - управление ИТ-инвестициями - по факту затрат (не целенаправленно); - ИТ воспринимаются как затраты для бизнеса; - ИС (ИТ) не участвует в планировании бизнеса; - программа развития ИС (ИТ) неуправляема; - практика непрерывного изменения (совершенствования) ИС отсутствует, сопротивление изменениям - Повышение квалификации персонала ИТ и бизнеса; - «жесткое» управление, оперативное управление и контроль; - снижение издержек за счет оптимизации повторяющихся б/п; - автоматизация базовых составляющих КИС (бухгалтерия, зарплата, кадры)

в о с с е о & О не У - От ограниченного до хорошего понимания бизнеса ИТ-менеджментом (зависит от уровня ИТ-менеджмента); - от ограниченного до хорошего понимания роли ИС со стороны бизнес-менеджмента; - контакты ИТ с бизнес-персоналом от ограниченных (вопросы технологии) до формализованных; - в управлении ИТ-инвестициями - от поддержки операций и техобслуживания до поддержки и продвижения б/п; - ИС и ИТ воспринимаются как актив; - в развитии ИС придерживаются выработанных стандартов; - осознактся необходимость изменений ИС, готовность к изменениям зависит от распределения функций; - практика непрерывного изменения (совершенства) ИС - на минимальном уровне (в некоторых случаях измеряется эффект изменений) - Формализация и стандартизация процессов (в управлении, в производстве, ...); - введение регламентов (ролевых функций) для сотрудников; - анализ (в основном ретроспективный) информации по всем аспектам управления; - планирование от достигнутого)

Региональная экономика

Окончание табл. 2

Уро-

вень

Симптомы

Действия

ц

о

орп

п

О

Осознание бизнесом потенциала ИТ, взаимопонимание между бизнесом и ИТ-персоналом корпорации на всех уровнях;

- использование ИТ в построении отношений с бизнес-партнерами;

- практика непрерывного изменений (совершенствования) ИС с оценкой ее эффективности - реализована;

- управление ИТ-инвестициями - по важности в реализации б/п и поддержке стратегии, по обеспечению конкурентных преимуществ и прибыли;

- ИС и ИТ становятся частью бизнес-стратегии, партнером в создании стоимости;

- ИС и ИТ поддерживают стратегию бизнеса, совместно с ним обеспечивают адаптацию к изменениям бизнес-среды;

- стандарты развития ИС постоянно совершенствуются;

- готовность к изменениям ИС высокая, проактивная (предвосхищающая)

- Повышение качества продукции/услуг (с целью достижения рыночной привлекательности, увеличения доли рынка);

- формирование внутрикорпоративных стандартов качества (от собственных продукции и процессов до всей цепочки поставок - от партнеров до клиентов);

- долгосрочное планирование и прогнозирование для достижения организационного, финансового, технологического преимуществ;

- оптимизация путей достижения плановых показателей;

- формализация корпоративных знаний, разработка системы перевода знаний из интеллектуального потенциала в нематериальный актив корпорации;

- развитие коллективной обработки и анализа информации с переходом:

о от анализа количественных показателей к качественному анализу;

о от оперативного анализа к стратегическому планированию;

о от единоличного анализа и принятия решений к коллегиальной работе_________________________

Таблица 3

Направление изменений «совершенство информации»

Уровень Симптомы Действия

Управление данными - Технические ошибки в данных - сообщения ИС не отражают реального состояния дел - имеет место корректировка и переучет дан-ных«вручную» - жизненный цикл продукции не интегрирован в ИС - «Очистить» переносимые данные - определить ответственность за данные - обеспечит единство данных во всех подразделениях корпорации - ввести индикаторы управления данными - снабдить планом действий по управлению данными подразделения, участвующие в планировании бизнеса

Управление информацией - Конфликты между службами по процедурным вопросам - несоответствие между местными и глобальными показателями - результаты не достигнуты, требования не удовлетворены - запросы пользователей на проведение улучшений, перераспределение ролей - результаты не соответствуют ожиданиям клиентов и менеджмента - не определен возврат инвестиций - Пересмотреть правила менеджмента корпорации - проверить соответствие ИС нуждам бизнеса корпорации - пересмотреть роли для оптимизации процедур - внедрить процессный подход (ответственность за процессы) - усилить «перекрестную» ответственность (индикаторы, коммуникации)

Управление знаниями - Бизнес-цели не достигнуты - результаты не соответствуют ожиданиям клиентов и менеджмента - изменение потребностей рынка - расширение видов деятельности - ожидания менеджмента, связанные с экспертными оценками и дополнительным консультированием - Моделирование и оптимизация целей - интеграция с внешней средой - отображение бизнес-приложений в ИТ-инфраструктуре - управление бизнес-процессами (ВРМ: моделирование, оценка эффективности) - внедрение ИТ, соответствующих бизнес-стратегиям корпорации

заметные преимущества в операционной деятельности. В этом случае информационная система рассматривается как средство поддержки и повышения эффективности управления операционными процессами корпорации.

Третий этап - преобразование - рассматривается как уровень развития информационной системы (уровень знаний), который соответствует ее максимальному использованию, сконцентрированному на стратегической оптимизации, ведущей к модификации существующего позиционирования информации в стратегии бизнеса корпорации. В этом случае знания выступают как нематериальный актив корпорации, участвующий в определении ее стратегии. Такая трансформация информационной системы позволяет повысить гибкость бизнеса, добиться его организационной прозрачности и отзывчивости на запросы рынка.

Предлагаемая модель зрелости информационной системы поможет компаниям оценить ситуацию, в которой они находятся в данный момент времени и выстроить приоритеты в достижении требуемого «уровня зрелости». Все три направления совершенствования взаимосвязаны и взаимозависимы: совершенство бизнеса корпорации требует определенного уровня зрелости информаци-

онного обеспечения с соответствующим программным и аппаратным обеспечением.

При этом представляется наиболее эффективным только эволюционный ступенчатый прогресс в использовании информационной системы, а соответственно и в изменении ее состояния, когда невозможно дойти до третьего этапа развития, минуя первый и второй. Так, например, представляется бессмысленным развивать зрелость программного и технологического обеспечения, а затем двигаться по горизонтали. Источник получения конкурентного преимущества заключается в тщательном планировании и управлении процессом изменения информационной системы в направлении стратегических целей предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Вольский, А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития /А. Вольский // Российский экономический журнал. -1999. - № 1. - С. 4-12.

2. Янсен, Ф. Эпоха инноваций / Ф. Янсен. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 307 с.

3. Павлов, С. «Модель зрелости» использования ЕЯР / С. Павлов // Корпоративные системы. -2008. - № 4. - С. 18-21.

Поступила в редакцию 3 сентября 2008 г.

Шепталин Геннадий Анатольевич. Кандидат технический наук, доцент кафедры международного менеджмента, заместитель декана международного факультета Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - информационные системы и технологии в экономике и управлении, управление информационными ресурсами предприятия.

Контактный телефон: (8-912) 891-00-45.

Электронный адрес: [email protected].

Sheptalin Gennady Anatolievich is Cand.Sc. (Engineering), Associate Professor at the International Management Department, Vice-Dean at the International Faculty of the South Ural State University, Chelyabinsk. Area of expertise: informational systems and technologies in economics and management, enterprise informational resources management.

Tel: (8-912) 891 00 45

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.