Научная статья на тему 'Факторный подход к определению информационной стратегии предприятия'

Факторный подход к определению информационной стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАННЫЕ / DATA / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INFORMATION STRATEGY / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / IT-СПЕЦИАЛИСТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TECHNICAL SUPPORT / ФАКТОР / FACTOR / ПРЕДПРИЯТИЕ / COMPANY / ITSPECIALISTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркина Ирина Анатольевна, Дячков Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрены методы определения информационной стратегии предприятия. Предложен подход, который базируется на определении информационной стратегии на основе оценки трех основных факторов: информационных ресурсов предприятия, информационной системы (программной и технической компоненты) и уровня подготовленности персонала, осуществляющего процессы информационного обеспечения на предприятии. Определены уровни развития факторов, определяющих информационную стратегию предприятия. Обусловлена необходимость поэтапного внедрения, корректировки или оптимизации информационной стратегии предприятия, которая предусматривает прохождение трех стадий: стабилизации, совершенствования и превращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маркина Ирина Анатольевна, Дячков Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR APPROACH TO THE DETERMINATION OF INFORMATION STRATEGY OF COMPANIES

The article describes the determination of the information strategy of the enterprise. Identified the most common methods for determining the information strategy, namely, the method comprising the lack of an information strategy; method, which is based on the planning of the necessary technical and/or software; avangard approach that provides for the acquisition of new techniques and technologies, identification of the key elements of enterprises’ success and their corresponding automation; method whereby information strategy depends on the overall strategy of the company; technique of «leveling» IT strategy and overall strategy; sectoral approach. It was proposed the approach according to witch the information strategy is based on the evaluation of three main factors: the information resources of the enterprise, information system (software and technical components) and the level of training of personnel involved in a processes of information security in the enterprise. The levels of determining enterprise information strategy factors’ development were determined. Caused the need for a phased implementation, adjustment or optimization of enterprise information strategy, which includes three stages: stabilization, improvement and transformation.

Текст научной работы на тему «Факторный подход к определению информационной стратегии предприятия»

УДК 004.032 : 338.242.2

Маркина И.А., доктор экономических наук, профессор Дячков Д.В.

ФАКТОРНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

МАРКИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА,

проректор по научно-педагогической работе и международному сотрудничеству, заведующая кафедрой менеджмента и администрирования,

Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка, Украина, г. Полтава e-mail: [email protected]

ДЯЧКОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,

аспирант кафедры менеджмента и администрирования, ассистент, Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка, Украина, г. Полтава e-mail: [email protected]

MARKINA IRYNA ANATOLIEVNA,

Vice Rector on scientific and pedagogical work and international cooperation, Head of Management and Administration Chair, Doctor of Economics, Professor

Poltava National Technikal Yurii Kondratuyk University, Ukraine, Poltava, e-mail: [email protected]

DIACHKOV DMITRIY VLADIMIROVICH,

Aspirant of Management and Administration Department, the assistant

Poltava National Technikal Yurii Kondratuyk University, Ukraine, Poltava,

e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены методы определения информационной стратегии предприятия. Предложен подход, который базируется на определении информационной стратегии на основе оценки трех основных факторов: информационных ресурсов предприятия, информационной системы (программной и технической компоненты) и уровня подготовленности персонала, осуществляющего процессы информационного обеспечения на предприятии. Определены уровни развития факторов, определяющих информационную стратегию предприятия. Обусловлена необходимость поэтапного внедрения, корректировки или оптимизации информационной стратегии предприятия, которая предусматривает прохождение трех стадий: стабилизации, совершенствования и превращения.

Ключевые слова: данные, знания, информация, информационная стратегия, информационная система, IT-специалисты, информационные технологии, программное обеспечение, техническое обеспечение, фактор, предприятие.

Markina I.A., PhD, professor

Diachkov D.V.

FACTOR APPROACH TO THE DETERMINATION OF INFORMATION

STRATEGY OF COMPANIES

Abstract. The article describes the determination of the information strategy of the enterprise. Identified the most common methods for determining the information strategy, namely, the method comprising the lack of an information strategy; method, which is based on the planning of the necessary technical and/or software; avangard

approach that provides for the acquisition of new techniques and technologies, identification of the key elements of enterprises ' success and their corresponding automation; method whereby information strategy depends on the overall strategy of the company; technique of "leveling" IT strategy and overall strategy; sectoral approach.

It was proposed the approach according to witch the information strategy is based on the evaluation of three main factors: the information resources of the enterprise, information system (software and technical components) and the level of training of personnel involved in a processes of information security in the enterprise. The levels of determining enterprise information strategy factors' development were determined. Caused the need for a phased implementation, adjustment or optimization of enterprise information strategy, which includes three stages: stabilization, improvement and transformation.

Keywords: data, knowledge, information, information strategy, information system, IT- specialists , information technology, software, technical support, factor, company.

Введение. Учитывая стремительные темпы развития новых информационных технологий, повлекших за собой глубокие изменения всей системы экономических отношений и становление новых форм экономической деятельности, основанных на информации и знаниях, следует признать, что информационное воздействие занимает все более значимое место во всех отраслях экономики. Важность исследования роли информации в функционировании современной экономики настолько велика, что в настоящее время ее можно определить как новую парадигму экономической науки.

Информатизация и автоматизация деятельности предприятий становятся все более распространенными инструментами конкурентной борьбы, как на внутреннем так и на внешнем рынке. Все больше количество субъектов хозяйствования используют современные возможности информационных технологий и коммуникационных средств, комбинируя их с традиционными

элементами ведения бизнеса.

В современных динамических условиях внешней конкурентной среды одним из способов качественного повышения конкурентоспособности предприятия становится рациональное управление информационными ресурсами. Когда информация трактуется не только как важный и редкий ресурс, но и как элемент информационного потенциала, возникает вопрос определения и формирования каждым предприятием своей информационной стратегии.

На сегодняшний день в мировом научном сообществе сформировалась довольно большая группа ученых и практиков, которые уделяют особое внимание проблеме эффективного использования информации в сфере стратегического менеджмента, а как результат - формированию информационной стратегии предприятия (1Т-стратегии). Среди них можно выделить таких исследователей как И. Кулиняк, А. Перелыгин, П. Бураков, Д. Курочкин, А. Михайлов, А. Гребешков, Г. Шепталин, А. Михайлов и других.

Несмотря на наличие исследований, и публикаций, не раскрытыми остаются вопросы методики определения информационной стратегии предприятия.

Целью данного исследования является установление методики определения информационной стратегии предприятия.

Методика исследования. Важность и необходимость разработки и внедрения информационной стратегии на предприятии обусловлена не только факторами эволюции парадигмы информационного общества и развитием теории стратегического менеджмента, но и возможностью получения предприятием дополнительной прибыли благодаря обдуманному использованию и управлению информационными несовершенствами рынка [1].

Информационная стратегия не может существовать сама по себе. Она должна поддерживать и обеспечивать процессы реализации бизнес-стратегии предприятия. Взаимосвязь стратегических целей и задач предприятия и стратегии информатизации может бать выражена следующим образом: бизнес-

стратегия определяет направления развития основной области деятельности предприятия и причины движения в данном направлении. Стратегия информатизации идентифицирует информационные технологии (ИТ), которые необходимы для поддержки и оптимизации бизнес-стратегии, и указывает, как эти технологии и системы могут быть реализованы на предприятии [2].

Многими учеными и практиками рассматривается вопрос определения ИТ-стратегий, их необходимости и важности для каждой организации. При этом обычно уточняется, что четкого понимания 1Т-стратегии нет, но имеется ввиду что-то связанное с планированием развития 1Т, как правило - компьютеров и программного обеспечения.

Обобщив положения отечественных и зарубежных авторов, информационную стратегию целесообразно определить как набор способов достижения стратегических целей предприятия, его прибыльности и конкурентоспособности путем активного использования информационных ресурсов и создания информационных продуктов.

Таким образом, информационная стратегия позволяет установить набор приоритетных инициатив в области ИГ, которые будут способствовать развитию информационного обеспечения производственной и управленческой деятельности предприятия.

Не менее противоречивой является методика определения информационной стратегии предприятия. Большинство предприятий используют один из следующих подходов к определению стратегической деятельности в сфере информационных технологий [3]:

1. Отсутствие информационной стратегии. Такой подход, предусматривает ситуационное управление информационной составляющей предприятия.

2. Планирование технических и/или программных средств. Подразумевает количественное планирование технических средств, необходимость закупки новых программных продуктов, или же плановое выделение средств на усовершенствование информационной составляющей организации.

3. «Авангардический». Этот подход предусматривает внедрение последних разработок IT-рынка. На эго основе можно выделить три группы предприятий:

• предприятия, которые внедряют новейшие разработке на порядок быстрее, чем их конкуренты;

• предприятия, внедряющие high tech одновременно с конкурентами;

• предприятия, которые пользуются опытом конкурентов по внедрению информационных и технологических новшеств.

4. Ключевые факторы успеха. Информационная стратегия целенаправленна на поддержку ключевых факторов развития предприятия. Таким образом, автоматизации подлежат бизнес-процессы, которые напрямую влияют на ключевые факторы успеха предприятия.

5. Наиболее распространенным является подход, который предусматривает, что информационная стратегия определяется общей стратегией предприятия. IT-стратегия предприятия направлена на достижение миссии, виденья, целей и задач.

6. «Выравнивание» IT-стратегии и общей стратегии. Согласно этому подходу, информационная стратегия не только поддерживает стратегию предприятия, но и влияет на нее. В рамках данного подхода, разработка информационной стратегии определяется основными направлениями развития предприятия, а также конкретными целями и задачами на ближайшие годы по следующим направлениям: информационные услуги; техническое и программное обеспечение, система управления информационным обеспечением.

При этом проводится анализ бизнес-процессов и необходимости их автоматизации, разрабатываются миссия, цели и задачи 1Т-подразделения.

7. Отраслевой подход. Предусматривает специфичные понимания IT-стратегий, и ориентирован на государственные учреждения и предприятия которые вырабатывают информационный продукт (услугу).

Перечисленные подходы к разработке IT-стратегий имеют несколько эмпирический подход и базируются в основном на количественном исчислении

информационных ресурсов, технического и программного обеспечения, а также отображают статическую сторону информационной системы, не сосредоточив нужного внимания на возможности эффективного использования информационных редприятия, развития информационных технологий, повышения квалификации персонала, который непосредственно задействован в формировании и использовании информационного обеспечения на разных уровнях предприятия.

Учитывая несовершенство существующих подходов, предлагается рассмотреть подход, согласно которому информационная стратегия определяется на основе оценки трех основных факторов: информационных ресурсов предприятия, информационной системы, то есть программного технического обеспечения и уровня подготовленности персонала, осуществляющего процессы информационного обеспечения на предприятии (рис. 1).

Рис. 1. Факторная модель определения информационной стратегии

предприятия

Таким образом, 1Т-стратегию обусловливают следующие составляющие: информационные ресурсы: данные, информация и знания; информационные системы: собственно, программное обеспечение,

техническое обеспечение, технологии обработки данных и т.д.;

информационная осведомленность персонала, их информационные компетентности.

Указанные факторы формируют модель поведения информационной системы предприятия и определяют стратегические альтернативы 1Т-стратегии. Определенные плоскости, образованные возможными направлениями развития факторов, которые определяют информационную стратегию, отражают основные стадии ее изменений, а также обусловливают ограничения внутренних взаимосвязей направлений [4]:

• информационная стратегия не может поддерживать общую стратегию бизнеса, если она не имеет соответствующего программного и технического обеспечения (соответствующего уровня «инструментального» совершенства);

• невозможно эффективно использовать информационную систему предприятия и управлять ею без необходимых форм обеспечения и 1Т-специалистов в данной области;

• бессмысленно совершенствовать программное и техническое обеспечение, при отсутствии специалистов, которые смогут с ним работать.

Каждый уровень указанных направлений может быть описан с помощью определенных характеристик, позволяющих определить степень развития определенного фактора влияния на выбор 1Т-стратегии, и набора действий, связанных с изменением информационной системы для улучшения ситуации на данном уровне развития информационной стратегии (табл. 1) [5].

Таблица 1

Направления развития факторов, определяющих информационную

стратегию предприятия

Вектор развития информационной системы

Уровень Характеристика Цели информационной стратегии

1 2 3

Низкий уровень • нежелание пользователей или • повышение квалификации

информационной осваивать систему; пользователей и 1Т- персонала,

системы • неудовлетворительная работа работающих с информационной

операторов; системой;

• медленная обработка запросов; • использование ПО и ТО низкого качества. • создание мотивации для пользователей системы; • введение системы показателей и критериев оценки качества выполнения работ.

Усовершенствование информационной системы • информационный потенциал полностью не используется; • установленная система не отвечает установленным требованиям; • увеличивается частническая автоматизация; • выполняемые процедуры нуждаются в более «сильном» ПО и ТО. • определение показателей производительности системы; • совершенствование отчетности и ее автоматизация; • упрощение процедур обработки информации; • реализация ранее не использованных функций информационной системы.

Развитие информационной системы • многообразие видов деятельности; • реорганизации, технологические изменения; • необходимость аналитической отчетности; • интеграция информационной системы с внешней средой; • внедрение новых 1Т; • обновление версии ПО информационной системы ; появление противоречий между требованиями бизнеса и возможностями ПО ИС. • стандартизация документации и регламентация деятельности отделений и направлений предприятия; • обновление ПО ИС; • отслеживание соответствия ПО потребностям технологической революции (интеграция корпоративных приложений); • разработка системы бизнес-анализа; реализация корпоративной архитектуры (отображение бизнес-приложений в ИТ-инфраструктуре).

Вектор развития информационной компетентности персонала

Уровень Характеристика Цели информационной стратегии

Освоение навыков работы с ИТ • взаимопонимание бизнеса и 1Т-специалистов отсутствует; • одностороннее общение - от бизнеса к ИТ (административно-командная система); контакты 1Т-специалистов с бизнесом возникают по мере необходимости; • ИТ-специалисты воспринимаются как затраты для бизнеса; • ИТ-специалисты не участвует в планировании бизнеса. • повышение квалификации персонала ИТ и бизнеса; • «жесткое» управление, оперативное управление и контроль; снижение издержек на ИТ-персонал за счет оптимизации повторяющихся бизнес-процессов; • автоматизация базовых составляющих КИС (бухгалтерия, зарплата, кадры).

Развитие навыков работы с ИТ, формирование информационной культуры • от ограниченного до хорошего понимания бизнеса 1Т-менеджментом (зависит от уровня 1Т-менеджмента); • от ограниченного до хорошего понимания роли ИС со стороны бизнес-менеджмента; контакты 1Т с бизнес-персоналом от ограниченных (вопросы технологии) до формализованных; • в управлении 1Т- от поддержки операций и техобслуживания до поддержки и продвижения всего бизнеса; • в развитии ИС и 1Т-персонала придерживаются выработанных стандартов; • осознается необходимость изменений ИС, повышение квалификации 1Т-специалистов. • формирование политики информационной деятельности; • введение регламентов (ролевых функций) для 1Т-сотрудников; анализ (в основном ретроспективный) информации по всем аспектам управления 1Т; • четкая регламентация компетентностных характеристик 1Т специалистов.

Формирование информационной культуры предприятия • осознание бизнесом потенциала 1Т-сотрудников, взаимопонимание между бизнесом и 1Т-персоналом предприятия на всех уровнях; • практика непрерывного изменения (повышение квалификации ИТ сотрудников); 1Т-сотрудники становятся частью бизнес-стратегии, партнером в создании бизнес-плана; ИС и ИТ поддерживают стратегию бизнеса, совместно обеспечивают адаптацию к изменениям бизнес-среды; • д олгосрочное планирование и прогнозирование для достижения организационного, финансового, технологического преимуществ; • оптимизация путей достижения плановых показателей; формализация корпоративных знаний, разработка системы перевода знаний из интеллектуального потенциала в нематериальный актив • предприятия; • развитие коллективной обработки и анализа информации с переходом: от анализа количественных показателей к качественному анализу.

• готовность персонала к изменениям ИС высокая, проактивная (предвосхищающая). • от оперативного анализа к стратегическому планированию; • от единоличного анализа и принятия решений к коллегиальной работе.

Вектор развития информационного ресурса предприятия

Уровень Характеристика Цели информационной стратегии

Управление данными • технические ошибки в данных; • сообщения ИС не отражают реального состояния дел; • имеет место корректировка и обработка данных «вручную»; • определить ответственность за использование данных; • обеспечить единство данных во всех подразделениях предприятия; • ввести индикаторы управления

• жизненный цикл продукции не интегрирован в ИС. данными; • снабдить планом действий по управлению данными подразделения, участвующие в планировании бизнеса

Управление информацией • конфликты между службами по процедурным вопросам • несоответствия между местными и глобальными показателями ИС; • запросы пользователей на проведение улучшений, перераспределение ролей в процессе информационного обеспечения. • пересмотреть информационную политику предприятия; • проверить соответствие ИС потребностям бизнеса предприятия; • внедрить процессный подход (ответственность за процессы) • усилить «перекрестную» ответственность (индикаторы, коммуникации)

Управление знаниями • бизнес-цели не достигнуты; • результаты не соответствуют ожиданиям клиентов и менеджмента; • изменение потребностей рынка; • расширение видов деятельности; • моделирование и оптимизация целей интеграция с внешней средой; • отображение бизнес-приложений в ИТ-инфраструктуре; • управление бизнес-процессами (ВРМ-моделирование, оценка эффективности); • внедрение ИТ, соответствующих бизнес- стратегиям корпорации.

Результатом данной интеграции является различные комбинации, устанавливающие уровень информационного потенциала предприятия и способствующие более качественному и точному определению информационной стратегии предприятия, а также возможных альтернатив ее оптимизации. Все три направления развития факторов определения 1Т-стратегии взаимосвязаны: совершенствование бизнес-процессов, протекающих в организации требует определенного уровня информационного обеспечения с соответствующими технологическим, техническим и программным обеспечением, подкрепленным квалифицированными ИТ-специалистами.

Также, при разработке ИТ-стратегии необходимо учитывать основные параметры создаваемой информационной платформы, которая должна соответствовать следующим требованиям:

масштабируемость - стратегия должна учитывать растущие потребности предприятия;

гибкость - должна иметь легконастраиваемые параметры относительно изменений бизнес-процессов и внешней среды предприятия;

стандартизация - цели информационной стратегии должны быть согласованы между собой и с общими целями предприятия;

экономическая эффективность - использование того или иного решения должно быть оправдано экономически [6].

Следует отметить необходимость поэтапного внедрения, корректировки или оптимизации информационной стратегии предприятия, которая предусматривает следующие стадии [5]:

Первая стадия предусматривает стабилизацию. На данной стадии происходит оперативная оптимизация информационной системы, направленная на более эффективное использование имеющегося обеспечения для овладения информационными ресурсами предприятия. Проводится оптимизация операционной деятельности (фильтрация данных и информации, настройки параметров ИС, обнаружение ошибок в программном обеспечении, переобучение или повышение квалификации пользователей и 1Т-персонала и т.д.). Информационная стратегия на данной стадии предусматривает производство и ретрансляцию информационных ресурсов.

Вторая стадия - совершенствование. Происходит тактическая оптимизация составляющих информационной системы, направленная на ее развитие с целью интеграции информационных ресурсов и бизнес-процессов предприятия. В условиях непрерывного совершенствования, предприятия должны сфокусировать внимание на реализации дополнительной функциональности, что позволит получить значительные преимущества в операционной деятельности. В этом случае информационная стратегия направлена на обеспечение эффективного протекания основных процессов организации [7].

Третья стадия - превращение, предусматривает новый уровень развития информационной системы, который соответствует ее максимальному использованию, сконцентрированном на стратегической оптимизации, что приводит к модификации существующего контента в стратегии бизнеса.

При этом представляется наиболее эффективным эволюционный ступенчатый процесс в использовании реализации информационной стратегии, поскольку невозможно достичь третьей стадии развития, минуя первую и вторую.

Выводы. Развитие информационно-технологического комплекса предприятия должно осуществляться на основании разработанной IT-стратегии. Предложенный факторный подход к определению информационной стратегии, предусматривает некоторую унификацию применяемых на предприятии методологий, повышает оперативность реализации изменений в различных аспектах системы управления, в том числе при интеграции новых бизнес -приложений, а также обеспечивает максимальную отдачу от инвестиций в информационные технологии за счет выделения средств на наиболее приоритетные проекты и инициативы в области информатизации. При этом, необходимо учитывать, что полная и своевременная реализация IT-стратегии развития предприятия требует активного участия руководства, что во многом обеспечит достижение стратегических целей и долгосрочный успех деятельности предприятия во всех областях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение методики определения информационной стратегии позволит максимально оптимизировать роботу информационной функции предприятия с его стратегическими целями и максимизировать ее вклад в общую успеваемость предприятия.

Библиографический список

1. Кулиняк 1.Я., Перелигша О.В. Науково-теоретичш тдходи до створення шформацшних систем управлшня на шдприемствах. [Електронний ресурс] -режим доступу: http://em.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/12489/1/71_373-377_Vis_722_menegment.pdf

2. Бураков П.В., Курочкин Д.Э. Задачи развития IT-инфраструктуры предприятия. [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //ntv. ifmo .ru/file/ article/ 17.pdf

3. Михайлов А. Семь подходов к разработке ИТ-стратегий.[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.it-for-managers.ru/wp-content/uploads /2012/06/it-strategy-7-appoaches-2003.pdf

4. Михайлов А.Г. Стратегическое планирование развития системы информационного обеспечения. Диплом МВА. М.: Высшая школа международного бизнеса АНХ, 2001. - 134 с.

5. Шепталин Г.А. Процессный подход к управлению информационной системой инновационно-активного предприятия / Г.А. Шепталин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмен. - 2009. - №41 (174) - С. 52-57

6. Гребешков О.М. 1нформацшне забезпечення розвитку тдприемства: аналггична оцшка зарубiжноi та вггчизняно1 практики / О.М. Гребешков // Формування ринковоi економши: Науковий збiрник. - Вип. 23. - К.: КНЕУ, 2010. - С. 177-189.

7. Cassidy A. A practical guide to information systems strategic planning. USA, CRC Press LLC, 1998, 282 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.