Научная статья на тему 'ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА'

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / НЕСООТВЕТСТВИЕ / КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / CORRECTIVE ACTION / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / УЛУЧШЕНИЕ / УЧЕТ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ / ACCOUNTING AND COST ANALYSIS / PROCESS MODEL MISMATCH / COMPLIANCE / IMPROVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатаева Д.М., Крайнова О.С.

В статье обосновывается применение процессного подхода к учету и анализу расходов на основе разработанной модели затрат на качество. Для эффективного управления затратами на качество с учетом требований ISO 9001 к системному управлению разработан процесс, отражающий последовательность необходимых действий для их учета и анализа, проведен их первичный расчет за три квартала 2017 г. Определены причины появления несоответствий, предложены меры по их устранению в виде корректирующих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS APPROACH TO RECORDING AND ANALYSIS OF QUALITY COSTS

The article substantiates the application of the process approach to accounting and cost analysis based on the developed model of quality costs. To effectively manage the cost of quality, taking into account the requirements of ISO 9001 for system management, a process has been developed that reflects the sequence of necessary actions for their accounting and analysis, their initial calculation for the three quarters of 2017.the reasons for the emergence of inconsistencies are Determined, measures to eliminate them in the form of corrective actions are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»

УДК 65.011

Д.М. Сатаева, к.т.н., доцент ГБОУВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»

О.С. Крайнова, к.э.н., доцент ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» 603062, г. Нижний Новгород, ул. Горная, 13

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УЧЕТУ И АНАЛИЗУ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Ключевые слова: менеджмент качества, несоответствие, корректирующие действия, процессный подход, улучшение, учет и анализ затрат

В статье обосновывается применение процессного подхода к учету и анализу расходов на основе разработанной модели затрат на качество. Для эффективного управления затратами на качество с учетом требований ISO 9001 к системному управлению разработан процесс, отражающий последовательность необходимых действий для их учета и анализа, проведен их первичный расчет за три квартала 2017 г. Определены причины появления несоответствий, предложены меры по их устранению в виде корректирующих действий.

Введение

Современные тенденции развития экономики предприятий направлены на снижение издержек производства и повышение качества продукции. Это свидетельствует о том, что вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия.

Основой создания условий для выпуска качественной продукции сегодня является внедрение системы менеджмента качества (далее в статье - СМК) по стандартам ISO серии 9000. Отличительной особенностью СМК является процессный подход, т.е. управление деятельностью организации как системой взаимосвязанных процессов. Правильно организованная СМК позволяет управлять конкурентоспособностью продукции на основе достижения оптимального соотношения между ее качеством и издержками производства [1].

Несмотря на то, что заказчики при формировании долгосрочных договорных отношений требуют от своих поставщиков одновременно и повышения качества продукции, и снижения себестоимости, взаимосвязи этих двух элементов редко уделяется внимание. Однако с переходом к рыночным отношениям затратам на качество предназначается одна из ключевых ролей не только в принятии решений в области управления качеством, но и выработке всей стратегии поведения предприятия, а, значит, их учет и анализ приобретает особо важное значение.

Под затратами на качество понимаются затраты на обеспечение и гарантию качества продукции (затраты на обеспечение соответствия), а также на потери вследствие исправления брака или утилизации несоответствующей продукции (затраты из-за несоответствий). Затраты на соответствие представляют собой затраты на осуществление операций по обеспечению соответствия продукции заявленным требованиям (например, контроль качества). Затраты вследствие несоответствия - это стоимость затраченных времени, материалов и ресурсов, связанных с процессом исправления несоответствующей продукции на этапах поступления, производства и отгрузки [2, 3].

Учет и анализ затрат на качество необходим для получения оперативной экономической информации, на основании которой следует принимать управленческие ре-

шения в области качества. Учет и анализ затрат может быть одним из процессов СМК.

Основой анализа затрат на качество является модель, построенная с учетом этапов жизненного цикла продукции. Она используется для идентификации и мониторинга затрат в отношении отдельных аспектов деятельности предприятия. Модель затрат строится на основе идентификации всех ключевых работ, подлежащих управлению, и отнесения их к затратам на соответствие или несоответствие [4].

Модель затрат может быть создана для производства любой продукции. Настоящее исследование посвящено разработке модели затрат на качество и процесса их учета и анализа на этапах производства низковольтных комплектных устройств (НКУ).

НКУ - это комбинация низковольтных коммутационных аппаратов с устройствами управления, измерения, защиты, регулирования, полностью смонтированных изготовителем НКУ на единой конструктивной основе со всеми внутренними электрическими и механическими соединениями с соответствующими конструктивными элементами [5].

НКУ широко применяются во многих отраслях. В частности, в агропромышленном комплексе НКУ используются как устройства для приема, учета, распределения электроэнергии для обеспечения работы электрических сетей и электрооборудования различного назначения.

Материалы и методы

О приоритете деятельности по учету затрат на качество свидетельствуют принятые национальные стандарты по экономике качества ГОСТ Р 52380.1-2005 «Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс» и ГОСТ Р 52380.2 -2005 «Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов» [3, 4].

Первостепенной задачей для хозяина процесса является тщательная разработка модели затрат, необходимая для успешного применения метода учета. Модель затрат может использоваться для регулярной отчетности и накопления статистических данных для сравнительного анализа. Для этого модель должна быть стабильной, что позволяет проводить сравнение с предыдущими периодами и наблюдать за тенденциями в затратах [6].

В статье предлагается применение процессного подхода к учету и анализу затрат на качество на основе разработанной модели, учитывающей этапы жизненного цикла НКУ в рассматриваемой организации.

Результаты

Для определения структуры затрат на качество необходимо определить этапы жизненного цикла продукции. Этапы процесса изготовления НКУ в рассматриваемой организации приведены на рисунке 1.

Одной из значимых частей затрат на качество являются затраты на соответствие -контроль качества НКУ, включая входной, операционный контроль и контроль качества готовой продукции (приемо-сдаточные испытания) [7].

Входной контроль осуществляется с целью предотвращения применения материальных ресурсов (металлов, комплектующих изделий и прочих материалов), не соответствующих требованиям конструкторской и нормативной технической документации. Металлы, комплектующие изделия и прочие материалы, не соответствующие требованиям, оформляются рекламацией и направляются в адрес поставщика.

Рис. 1. Этапы процесса изготовления НКУ

Контроль качества в процессе производства НКУ проводится с целью выявления и изъятия из производственного процесса продукции, не соответствующей установленным требованиям, и предупреждения появления несоответствий на последующих этапах [8]. Операционный контроль проводится в соответствии с требованиями технологической документации и организуется на всех этапах производства НКУ.

Приемо-сдаточные испытания готового НКУ осуществляются с целью обнаружения возможных дефектов, допущенных при изготовлении, и проводятся в объеме 100%. В ходе испытаний проводится осмотр, проверка качества сборки, работоспособность механизмов включения - отключения аппаратов; отсутствие ослабления резьбовых соединений; проверка габаритных размеров и массы; проверка качества защитных покрытий наружных и внутренних поверхностей на предмет стойкости к воздействию климатических факторов и прочности сцепления лакокрасочных покрытий; контроль сопротивления изоляции; испытание электрической прочности изоляции; проверка непрерывности цепи защитного заземления; контроль упаковки.

По каждому этапу производства НКУ затраты представлены в виде модели и сгруппированы по двум основным категориям: затраты на обеспечение соответствия и затраты, вызванные несоответствиями и (рисунок 2) . В подобном контексте модель затрат на качество отражает полные затраты каждого процесса, а не произвольно определенные затраты на качество [9].

Затраты на соответствие СТАДИЯ Затраты вследствие

несоответствия

Разработка конструкторской и технологической документации

Метрологическое обеспечение _

Обеспечение инфраструктурой —

Обучение персонала

Закупка материалов и комплектующих

Входной контроль

Хранение на складе

Резка металла

Сверловка отверстий

Гибка деталей

Сварка деталей

Нарезка резьбы

Зачистка мест сварки

Нанесение покрытия

Сушка изделий

Крепление деталей

Установка комплектующих изделий

Операционный контроль

Упаковка

Хранение

Контроль за отгрузкой

Операционный контроль —

Приемо-сдаточные испытания —

Подготовка производства

Стадия обеспечения материалами и комплектующими

Стадия изготовления оболочки НКУ

Стадия сборки НКУ

Стадия реализации

Отказ средств технического

оснащения (станок, приспособления, инструмент)

Возврат несоответствующих материалов и комплектующих поставщику

Потери вследствие неправильного хранения материалов и комплектующих

Исправление брака

Утилизация забракованных изделий

Исправление брака

Утилизация бракованных изделий

Потери, вызываемые задержками или несвоевременной доставкой продукции

Возврат продукции от потребителя

Ремонт некачественной продукции

Рис. 2. Модель затрат на качество НКУ

Для эффективного управления затратами на качество с учетом требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [5] к системному управлению разработан процесс, отражающий последовательность необходимых действий для учета и анализа затрат (рисунок 3).

Рис. 3. Процесс учета и анализа затрат на качество

Направления улучшения деятельности организации определяет руководитель в форме Политики в области качества, а способы ее реализации отражаются в ежегодно устанавливаемых Целях по качеству. В Цели следует включать намерения по снижению себестоимости продукции за счет снижения расходов на несоответствия.

Для реализации поставленных целей на основе разработанной модели затрат (рисунок 2) следует регулярно (например, раз в квартал) осуществлять сбор данных и проводить их анализ.

После определения составляющих элементов затрат на соответствие и затрат вследствие несоответствия необходимо представить их в денежном выражении, чтобы понять, где используются избыточные ресурсы [10]. Расчет затрат для отдельных этапов производства выполняется по следующей формуле (1):

З. = Зм + Зэн + Ззп + З"6 (1),

где ЗМ - затраты на сырье, материалы, З™ - энергетические затраты,

З3 - заработная плата, включая необходимые налоговые отчисления, З°6 - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

Анализ затрат на качество рекомендуется проводить ежеквартально на совещаниях по функционированию СМК. После проведения анализа может быть принято

решение о том, что является приоритетным - проект процесса или устранение потерь. Если организация желает снизить затраты, она должна сначала выяснить, есть ли возможности для этого.

На основе принятых решений следует разрабатывать корректирующие и предупреждающие действия, а также рекомендации по снижению затрат в форме Плана по улучшению качества, подлежащего последующему внедрению и контролю исполнения предусмотренных в нем действий. Возможности дальнейшего улучшения учитываются при разработке Политики в области качества на следующий отчетный период.

Обсуждение

Проведенный первичный анализ затрат на качество НКУ за 3 квартала 2017г. показал следующее.

Наибольшие затраты на качество возникают на стадии обеспечения производства материалами и комплектующими. Здесь затраты на несоответствие составили 14% от общего состава затрат на качество. Наиболее частыми случаями является обнаружение несоответствий по результатам входного контроля качества листового металла, что повышает риски простоев производства. В связи с этим необходимо в первую очередь найти пути и возможности улучшения именно этой производственной стадии. С целью снижения данных потерь в организации рекомендуется:

- разработать критерии оценки и выбора поставщиков, в первую очередь, листового металла;

- рассмотреть возможность проведения аудитов поставщика на регулярной основе.

В общей доле затрат на качество, затраты на контроль составили 36%. Достаточно высокий процент затрат на контроль обусловлен спецификой продукции. НКУ, как электрооборудование, требует четкого и постоянного контроля его производства. 36% от общих затрат на качество можно считать результативным показателем, т.к. за рассматриваемый период производства НКУ в организации рекламаций от потребителей не поступало.

Организации следует обратить внимание на процент затрат на внутренние потери (исправление брака в ходе выполнения технологических операций) - 16%. Наибольший процент брака выявлен на холодноштамповочном и слесарном участках -участках, определяющих качество продукции.

Причинами брака чаще всего становятся:

- некачественная зачистка мест сварки;

- износ технологической оснастки.

После анализа возникновения причин брака необходимо провести корректирующие и предупреждающие действия с целью исключения их повторного возникновения [11]. Этапы реализации этих действий следует отразить в Плане по улучшению качества.

После проведения анализа причин возникновения дефектов, корректирующих и предупреждающих действий рекомендуется провести сравнительный анализ затрат на качество, выбрав два отчетных периода (до и после корректирующих действий). В случае, если произошло снижение процента брака и/или снижение себестоимости изготовления НКУ, следует оценить эффективность от предпринятых действий.

Заключение

Система управления, в которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной. Важно, чтобы результаты деятельности предприятия в области качества выражались финансовыми показателями.

В настоящем исследовании предложены решения по проведению анализа затрат на качество с целью выявления расходов на несоответствия, а также поиска путей

снижения себестоимости продукции, что играет важную роль в деятельности любой организации. Предлагаемые действия по реализации процесса учета и анализа затрат на качество отражают такие принципы СМК, как ориентация на потребителя и процессный подход [12]. Для выполнения этих действий, основываясь на этапах процесса производства НКУ, предлагается модель затрат на качество, распределенных по двум категориям: затраты на соответствие и исправление несоответствий.

На основе предлагаемых авторами решений, проведен расчет затрат на качество НКУ в процентном содержании в общей доле расходов за три квартала 2017 г., определены причины появления несоответствий, предложены меры по их устранению.

Решения, предложенные в результате исследования данного вопроса, могут стать основой для последующего анализа затрат на качество производства НКУ и получения сравнительных результатов после проведения корректирующих действий.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Дубровский П.В. Эффективность на основе управления качеством [Текст] / П.В. Дубровский //Стандарты и качество. 2017. № 1. С. 60-62.

[2] ГОСТ Р 52380.1-2005 Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс.

[3] ГОСТ Р 52380.2-2005 Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов.

[4] Демиденко Д.С. Управление и модели затрат на качество [Текст] / Д.С. Демиденко, Е.А. Яковлева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. N° 6-2 (185). С. 97-104.

[5] ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования

[6] Семенова Т.В. Методика учета затрат на качество [Текст] / Т.В. Семенова // Стандарты и качество. 2013. № 5 (911). С. 100.

[7] Свешников А.Г. Экономика качества. Управление затратами на качество [Электронный ресурс] / А.Г. Свешников. - Электрон. текстовые данные. - М.: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2011. - 165 c. - 978-5-93088-096-0. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44369.html (дата обращения: 19.02.2018)

[8] Павлова Л.В. Обеспечение качества продукции посредством применения стандартов организаций [Электронный ресурс] / Л.В. Павлова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 79-83. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/570019.htm (дата обращения: 17.02.2018)

[9] Яблонский О.П. Основы стандартизации / О.П. Яблонский, В.А. Иванова. Москва, 2006. -300 с.

[10] Шароватова Е.А. Модель учета затрат на управление бизнес-процессом по контролю качества продукции [Текст] / Е.А. Шароватова // Международный бухгалтерский учет. 2016. №16 (406). С. 17-27.

[11] Павлова Л.В. Стандартизация системы разработки конструкторской документации: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / Л.В. Павлова, О.С. Шарыгина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 521-525. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/46122.htm (дата обращения: 17.02.2018)

[12] Хмельницкая С.В. Модели управления затратами на качество и практика их применения [Текст] / С.В. Хмельницкая, А.Н. Шинкевич // Экономика и предпринимательство. 2017. № 32 (80-2). С. 645-648.

THE PROCESS APPROACH TO RECORDING AND ANALYSIS OF QUALITY COSTS

D.M. Sataeva, O.S. Kraynova

Keywords: quality management, process model mismatch, corrective action, process approach, compliance, improve, accounting and cost analysis.

The article substantiates the application of the process approach to accounting and cost analysis based on the developed model of quality costs. To effectively manage the cost of quality, taking into account the requirements of ISO 9001 for system management, a process has been developed that reflects the sequence of necessary actions for their accounting and analysis, their initial calculation for the three quarters of 2017.the reasons for the emergence of inconsistencies are Determined, measures to eliminate them in the form of corrective actions are proposed.

Статья поступила в редакцию 09.04.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.