Научная статья на тему 'ПРОЦЕССНОЕ И ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОПЫТ ЗАПАДНОДВИНСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ПРОЦЕССНОЕ И ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОПЫТ ЗАПАДНОДВИНСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процессное управление / проектное управление / программа развития / process management / project management / development program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкирова Людмила Ивановна

Процессное и проектное управления являются двумя взаимосвязанными видами управленческой деятельности, обеспечивающими эффективное функционирование и развитие организации. Они находят отражение в главном стратегическом документе и реализуются в практической работе Западнодвинского технологического колледжа Тверской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башкирова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS AND PROJECT MANAGEMENT OF A PROFESSIONAL ORGANIZATION: THE EXPERIENCE OF THE ZAPADNODVINSK COLLEGE

Process and project management are two interrelated types of management activities that ensure the effective functioning and development of the organization. They are reflected in the main strategic document and are implemented in the practical work of the Zapadnodvinsk Technological College of the Tver region.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССНОЕ И ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОПЫТ ЗАПАДНОДВИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»

DOI: 10.17805Лг^у.2021.5.2 ПЕДАГОГИКА

ПРОЦЕССНОЕ И ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: ОПЫТ ЗАПАДНОДВИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Л.И. Башкирова

Западнодвинский технологический колледж Тверской области

Аннотация: Процессное и проектное управления являются двумя взаимосвязанными видами управленческой деятельности, обеспечивающими эффективное функционирование и развитие организации. Они находят отражение в главном стратегическом документе и реализуются в практической работе Западнодвинского технологического колледжа Тверской области.

Ключевые слова: процессное управление, проектное управление, программа развития

PROCESS AND PROJECT MANAGEMENT OF A PROFESSIONAL ORGANIZATION: THE EXPERIENCE OF THE ZAPADNODVINSK COLLEGE

L.I. Bashkirova Zapadnodvinsk Technological College of the Tver region

Abstract: Process and project management are two interrelated types of management activities that ensure the effective functioning and development of the organization. They are reflected in the main strategic document and are implemented in the practical work of the Zapadnodvinsk Technological College of the Tver region.

Keywords: process management, project management, development program

В теории и практики конца ХХ века стали широко использоваться два взаимосвязанных вида управления организациями: процессное и проектное. Первое, как отмечает Д.А. Новиков, нацелено на управление повторяющимися процессами, которые происходят регулярно, второе - на разработку и реализацию проектов, нацеленных на создание уникальных продуктов и услуг, достижение принципиально новых результатов (Новиков, 2009: 57).

В этот же период в педагогической науке использовались другие термины для обозначения двух аспектов управления образовательной организацией, а именно: управление функционированием, которое по своей сути аналогично процессному управлению, и управление инновационным развитием, которое осуществляется через проекты, представляя собой проектное управление.

С точки зрения В.З. Юсупова ориентация на процессное и проектное управление должна быть отражена в программе развития образовательной организации, представляющей собой совокупность проектов и мероприятий, объединённых общей стратегической целью, координируемых в рамках программы для решения задач достижения более высоких образовательных результатов и по-

вышения уровня управляемости образовательной системой. При этом, отмечает В.З. Юсупов, «управление изменениями в образовательной организации может осуществляться на основе различной совокупности принципиальных установок, определённых способов, приёмов, средств воздействий управляющей систем на управляемую», которые ориентированы либо на процесс изменений, либо на их результат. В первом случае внимание концентрируется на самих нововведениях, но недостаточно ясным остаётся образ будущего результата; во втором - первоначально промысливается результат, «а затем уже подбираются или разрабатываются нововведения, позволяющее его получить» (Юсупов, 2018: 26).

Осуществляемое автором статьи исследование и накопленный опыт управленческой деятельности дали основание для вывода о необходимости использования потенциала как процессного, так и проектного управления в разработке и реализации программы развития колледжа.

Эта позиция нашла отражение в «Программе развития государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Западнодвин-ский технологический колледж имени И.А. Ковалева» на 2018-2024 гг.» Программа является документом, определяющим концепцию, стратегию и тактику развития колледжа и направлена на укрепление имиджа образовательного учреждения, повышения качества его работы. При разработке программы учтены особенности образовательной системы региона, финансовые возможности и ресурсы бюджета, перспективы развития внебюджетной деятельности.

Структурно программа включает в себя: введение, паспорт программ, проблемно-ориентированный анализ современного состояния колледжа, совокупность проектов, нацеленных на достижение цели и стратегических задач программы. Её исполнителями являются: администрация колледжа, инженерно-педагогические работники, сотрудники (вспомогательный персонал), обучающиеся, социальные партнеры.

Стратегическая цель Программы заключается в обеспечении востребованными квалифицированными кадрами предприятия Тверской области. Источники финансового обеспечения: средства бюджета Тверской области; внебюджетные средства; средства грантов и целевых программ, проводимых федеральными органами власти.

Ожидаемые конечные результаты:

- подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных профессионалов среднего звена;

- укрепление базы материально-технического обеспечения работы колледжа в соответствии с современными требованиями;

- качественное обновление педагогической деятельности;

- привлечение децентрализованных источников финансирования.

В качестве примера приведём описание проекта социального партнёрства колледжа в организации подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

Ответственный исполнитель проекта Директор колледжа Ковалёв А.И. Заместитель директора по УПР Башкирова Л.И.

Сроки реализации проекта 2018-2024 годы

Цель проекта Проектирование и реализация новых перспективных форм и механизмов эффективного сотрудничества колледжа и его социальных партнёров

Задачи проекта 1.Развитие открытой социально-педагогической системы, готовой к обеспечению управления качеством подготовки специалистов. 2. Обеспечение непрерывности профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена. 3. Реализация технологий подготовки кадров по группе профессий и специальностей Т0П-50

Мероприятия 1. Организация работы Координационного совета в колледже с участием работодателей, преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов, руководителя колледжа 2. Организация международной деятельности колледжа с целью увеличения конкурентоспособности выпускаемых специалистов, стажировок студентов и преподавателей в Финляндии Германии, заключение договоров сотрудничества с профильными колледжами Германии, Финляндии, Голландии, проведение работы по получению двойных дипломов 3. Привлечение работодателей для оценки общих и профессиональных компетенций студентов при освоении профессиональных модулей 4. Привлечение социальных партнеров к проведению государственной итоговой аттестации 5. Привлечение общественности и работодателей к управленческой деятельности колледжа 6. Заключение долгосрочных договоров с предприятиями о сотрудничестве на постоянной основе в рамках приоритетных кластеров экономики региона. 7. Развитие интеграции «Школа-колледж-ВУЗ» путем сотрудничества с ФГОУ ВПО «Великолукская сельскохозяйственная академия» по реализации программ сокращенных форм обученияпонаправлениям подготовки: «Техника и технология наземного транспорта», «Сельское и рыбное хозяйство» 8. Реализация новых технологий в массовой подготовке кадров по профессиям и специальностям ТОП-50 и ТОП-РЕГИОН: технологи дуального обучения, технологии обучения действием, технологии делового сотрудничества, технологии стажировки на реальном/модельном рабочем месте, технологии проектного обучения и др.

Ожидаемые результаты реализации проекта

V

V

увеличение доли студентов, прошедших производственное обучение по профессиям и специальностям из списков ТОП-50 и ТОП-РЕГИОН на ведущих предприятиях по современным технологиям в рамках социального партнерства до 15% повышение качества подготовки кадров рабочих и специалистов среднего звена, соответствующего потребностям работодателей

Опыт проектного управления стал основой для активного участия колледжа в федеральных и национальных проектах. К ним относится, например, федеральный проект «Цифровая образовательная среда», реализация которого осуществляется в 2019-2024 гг. В 2021 г. ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» получил грант на осуществление мероприятий проекта «Молодые профессионалы» (лот 6 «Сельское хозяйство») по созданию и оборудованию 4-х мастерских: Агрономия. Ландшафтный дизайн. Эксплуатация сельскохозяйственных машин. Промышленное садоводство.

Высокие результаты показывают обучающиеся колледжа в региональных чемпионатах. Во II-м региональном чемпионате Тверской области «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia обучающиеся колледжа заняли: 3 место по компетенции «Поварское дело», 3 место по компетенции «Ресторанный сервис». В Ш-м региональном чемпионате «Молодые профессионалы»: 1 место - по компетенции «Туризм», 1 место - «Агрономия», 3 место - «Ресторанный сервис», 3 место - «Администрирование отеля», 2 место - «Администрирование отеля» (Абилимпикс). В IV-м региональном чемпионате «Молодые профессионалы»: 3 место - по компетенции «Агрономия», 2 место - «Администрирование отеля», 1 место - «Администрирование отеля» (Абилимпикс). В V-м региональном чемпионате - «Молодые профессионалы»: 1 место по компетенции «Агрономия». В VI-м региональном чемпионате - «Молодые профессионалы»: 2 место по компетенции «Агрономия». В октябре 2020 г. обучающиеся колледжа получили бронзовую медаль за 3 место на чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «Агрономия».

Колледж гордится успехами своих преподавателей и мастеров производственного обучения: Валиков Иван Олегович занял III место в областном конкурсе «Педагог года - 2019» в номинации «Мастер производственного обучения», Башкиров Игорь Александрович стал абсолютным победителем областного конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020» в номинации «Мастер производственного обучения».

Таким образом, эффективное управление современным колледжем предполагает использование потенциала процессного управления функционирования и проектного управления развитием, тесное взаимодействие позволяет эффективно решать текущие и стратегические задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Новиков Д.А. (2009) Теория управления образовательными системами. -М.: Народное образование. - 452 с.

Юсупов В.З. (2018) Источники, методологические основы и понятийный аппарат проектного управления в педагогическом менеджменте [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 4. С. 15-43.

Башкирова Людмила Ивановна - заместитель директора Западнодвинско-го технологического колледжа им. И. А. Ковалёва; аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор В.З. Юсупов. Адрес: 172611, Россия, Тверская область, Западнодвинский район, г. Западная Двина, ул. Мира, 12. Тел. 7 904-024-60-10. Эл. адрес: kolledg-zdv@yandex.ru.

Bashkirova Lyudmila Ivanovna - Deputy Director of the I.A. Kovalev Zapadnodvinsk Technological College; postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of the Higher School of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor: Doctor of Pedagogical Sciences, Professor V.Z. Yusupov. Address: 12 Mira str., Zapadnodvinsky district, Tver region, 172611, Russia. Tel. 7 904-024-60-10. Email address: kolledg-zdv@yandex.ru .

Для цитирования:

Башкирова Л.И. Процессное и проектное управление профессиональной организацией: опыт заподнодвинского колледжа. 2021. №5. С. 12-16. DOI: https://www.doi.org/10.17805/ trudy.2021.52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.