Научная статья на тему 'Процессно-ориентированный менеджмент в процессе управления предприятием'

Процессно-ориентированный менеджмент в процессе управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолина Л. В.

В статье представлены основные составляющие процессно-ориентированного менеджмента в процессе управления предприятием; определены ключевые факторы современного эффективного стратегического менеджмента; роль управленческих кадров для реализации инновационных методов управления предприятием в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS-ORIENTED MANAGEMENT IN THE PROCESS OF OPERATION OF BUSINESS

In the article the basic components of process-oriented management in the process of operation of business are presented; key factors of contemporary effective strategic management are defined; the role of administrative personnel for the realization of innovative methods of operation of business in modern conditions is also defined.

Текст научной работы на тему «Процессно-ориентированный менеджмент в процессе управления предприятием»

Основы экономики, управления и права №4 (10)

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 338

Л.В. Ермолина'

ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В статье представлены основные составляющие процессно-ориентированного менеджмента в процессе управления предприятием; определены ключевые факторы современного эффективного стратегического менеджмента; роль управленческих кадров для реализации инновационных методов управления предприятием в современных условиях.

Ключевые слова: эффективность, управление предприятием, процессно-ориентированный менеджмент, стратегия, методология, управленческие кадры.

Производительность является интегрированным, многофакторным показателем, в котором соединены квалификация и интересы персонала, уровень технологии, качество продукции, качество управления, маркетинга, социальная и экономическая окружающая среда. Лучшее сочетание факторов производства определяет лучшее использование ресурсов, их наибольшую производительность. На производительность в первую очередь влияют внутренние факторы: технология, организация производства, менеджмент. При этом следует учитывать и макроэкономические факторы, которые могут способствовать или препятствовать повышению производительности. Сюда относятся правительственная политика, экономическая и социальная стратегия и направление их осуществления, деловой цикл и международная конкуренция, окружающая природная среда, географические и климатические особенности, демографические (структурные и социальные) изменения [1].

Производительность как количественный параметр оценки бизнес-процессов есть отношение объема произведенной продукции или услуг, реализованных организацией, к затратам на их создание. Она отражает эффективное использование ресурсов (труда, капитала, материалов, энер-

гии, информации) в бизнес-процессах деятельности организации.

Бюджетный анализ обеспечивает информационную прозрачность бизнес-процессов, необходимую для стратегического и текущего менеджмента. Например, бюджетный анализ денежных потоков дает возможность наладить синхронность поступления и расходования денег в целях поддержания необходимого для исполнения платежных обязательств объема финансовых средств. Это дает возможность более объективно оценивать платежные возможности организации. Бюджетный анализ доходов и расходов позволяет сопоставлять изменение этих показателей в разные периоды времени (в динамике), определять и сравнивать рентабельность отдельных направлений бизнеса, устанавливать нормативы, лимиты расходов и пр.

Процессно-ориентированный менеджмент стратегической эффективности предоставляет следующие преимущества:

— ясное понимание того, как создавать ценность для потребителей;

— реализацию стратегических целей и задач на основе имеющихся возможностей и раскрытия потенциала организации с учетом мнения работников;

* © Ермолина Л.В., 2013

Ермолина Ёилия Валерьевна (ermolina@mail.ru), кафедра прикладного менеджмента Самарского государственного экономического университета, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

Процессно-ориентированный менеджмент в процессе управления предприятием

65

— возможность измерять динамику совершенствования и уровень достижения установленных целей;

— ясность и единство целей организации, способствующих эффективности процесса непрерывного совершенствования;

— взаимосвязанность всех направлений деятельности в рамках системного подхода к принятию управленческих решений;

— сплочение коллектива на основе общих ценностей, доверия, корпоративной культуры.

В числе процессов, которые существуют в организации, предлагается рассматривать и оценку эффективности управления предприятием (сочетание системы процессно-ориентированного анализа рентабельности, самооценки деятельности организации и концепции управления по целям). Владельцем этого процесса на верхнем уровне будет генеральный директор, на уровне отделов — их руководители, а его исполнителями — управленческий аппарат предприятия. Процессный подход

к оценке стратегической эффективности управления позволяет получить и использовать систему показателей и критериев оценки на каждом этапе управленческой цепочки. Назначение процесса «Оценка эффективности управления предприятием» заключается в оценке эффективности управления на всех уровнях с целью постепенного повышения требований к упомянутой эффективности и качеству продукции со стороны самих менеджеров.

Однако институциональному уровню управления предприятием (генеральный директор, заместители генерального директора) необходим комплексный показатель (показатели) динамики эффективности, который будет отражать общее состояние предприятия и характер его стратегического развития.

Один из подходов к управлению эффективностью на основе оценки ее динамики представлен на рисунке.

Отечественный и зарубежный опыт системного управления предприятием {КСУКП, КСПЭП и КР, контроллинг)

Верхний уровень управления: президент компании, генеральный директор, их заместители

Оценка комплексного показателя динамики эффективности работы предприятия на основе первого уровня детализации ресурсов и конечных результатов

Рис. Блок-схема методологии сбалансированного управления динамикой эффективности работы предприятия

66

Основы экономики, управления и права №4 (10)

На основе вышеизложенного можно выделить ключевые факторы современного эффективного стратегического менеджмента:

— постоянно адаптирующиеся к внешним условиям миссия, цели и стратегия развития бизнеса, соответствующие запросам потребителей результатов бизнеса (отдельные люди, общности, организации, рыночная среда, общество в целом);

— стратегически ориентированную, адаптивную, оптимальную структуру бизнеса (бизнес-процессы и организационную структуру), обеспечивающая максимально возможную результативность с минимально возможными издержками;

— высококомпетентный развивающийся персонал, оптимально взаимодействующий в рамках бизнес-процессов и нацеленный на результат и тем самым на качественный, своевременный, экономичный процесс его достижения;

— эффективную систему ведения бизнеса и менеджмента, включающую оптимизированные методы, принципы, технологии, процессы и процедуры, базирующиеся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях;

— продвинутую организационную культуру, базирующуюся на адаптивном, одновременно стратегическом и ситуационном стиле руководства, а также на совместном, коммуникативном и целенаправленном взаимодействии персонала.

Состав внутренних бизнес-процессов компании определяется наиболее важными видами ее деятельности для достижения целей клиентов и инвесторов. Простое применение как финансовых, так и нефинансовых показателей к существующим бизнес-процессам может привести лишь к незначительным изменениям, но не к кардинальному улучшению деятельности организации. Достижение хороших показателей бизнес-процессов — это лишь способ выживания, который не дает компании уникального преимущества. Для достижения конкурентного преимущества необходимо значительно обойти конкурентов не только по показателям всех бизнес-процессов, но и по общей эффективности. Четкая стратегия, выра-

женная в виде целей и показателей бизнес-процессов, направлена на удовлетворение ожиданий клиентов и акционеров (инвесторов). Такой подход от общего к частному (сверху вниз) позволяет выявить абсолютно новые бизнес-процессы, в которых и с помощью которых компания сможет достичь превосходства.

Нужно еще раз подчеркнуть, что как отечественный, так и зарубежный опыт указывает на необходимость создания специального органа управления, который являлся бы «мозговым центром», осуществляющим разработку стратегических целей, организацию опережающего управления, координацию деятельности различных подразделений для повышения эффективности работы предприятия в целом, выработку многофункциональных управленческих решений. При этом уровень квалификации менеджмента является одним из ключевых факторов успеха [см. подр.: 2—3]. Предприятие может иметь привлекательную стратегию, но уровень квалификации ключевых менеджеров и система их мотивации не будут соответствовать стоящим перед ними задачам. Это означает, что развитие управленческих кадров есть важнейшая задача российского бизнес-сообщества.

Библиографический список

1. Ермолина Л.В. Виды показателей эффективности, возможности их применения для стратегического анализа деятельности промышленного предприятия // Основы экономики, управления и права. 2013. № 2. С. 54-59.

2. Хмелева Г.А. Модель инновационной компетентности в системе стратегического управления предприятием // Вестник Самарского муниципального института управления. 2011. № 1 (16). С. 63-70.

3. Тюкавкин Н.М., Сорочайкин А.Н. Стратегическое развитие промышленных предприятий и современные методы оценки его эффективности // Экономика и управление в XXI веке. Т. 4: Анализ эффективности функционирования промышленного предприятия: кол. монография / Краснослободцева Е.С. и [др]. Самара: Издательство «Глагол», 2011. С. 81-146.

Ь.У. ЕгтвИпа*

PROCESS-ORIENTED MANAGEMENT IN THE PROCESS OF OPERATION OF BUSINESS

In the article the basic components of process-oriented management in the process of operation of business are presented; key factors of contemporary effective strategic management are defined; the role of administrative personnel for the realization of innovative methods of operation of business in modern conditions is also defined.

Key words: effectiveness, operation of business, process-oriented management, strategy, methodology, administrative personnel.

* Ermolina Lilia Valerievna (ermolina@mail.ru), the Dept. of Applied Management, Samara State University of Economics, Samara, 443090, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.