Основы экономики, управления и права №2 (8)
ЭКОНОМИКА
УДК 338
Л.В. Ермолина'
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ».
ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В статье раскрыты экономическое содержание категории «эффективность» и понятие «стратегическая эффективность», подразумевающее результативность, успешность деятельности организации, оптимальность управления организацией в современных рыночных условиях.
Ключевые слова: эффективность, экономическая эффективность, стратегическая эффективность, экономическая теория.
Усложнение условий хозяйствования, обострение конкуренции на национальном рынке в связи со вступлением России в ВТО и формирование Таможенного союза обусловливают необходимость постоянного совершенствования качества управленческих бизнес-процессов на современный: про-мы1шленныгх предприятиях в целях устойчивого повышения эффективности управленческой деятельности. Применение современных методов и инструментов стратегического управления требует их адаптации к российским условиям хозяйствования с учетом сложившейся системы корпоративного управления и используемых технологий и инструментов ее информационно-аналитической поддержки.
Актуальность задачи модернизации системы управления промышленностью страны неоднократно подчеркивалась в посланиях Президента РФ Федеральному собранию. Необходимость такой модернизации, направленной на рост эффективности стратегического управления в масштабах секторов и отраслей национальной экономики, давно осознана как в системе государственного управления отдельными секторами, отраслями и комплексами промышленности страны, так и самими промышленныши предприятиями. Расширение применения принципов стратегического управления, внедрение соответствующих методических и методологических подходов к организации про-
изводства позволит обеспечить высокое качество процессов выработки, рассмотрения, реализации и контроля управленческих решений и повысить эффективность целевых комплексных программ, имеющих существенное народнохозяйственное значение.
Эффективно реализуемая стратегия является важным фактором, определяющим конкурентоспособность предприятия и его способность к устойчивому развитию.
Для того чтобы оценить эффективность стратегических решений, направленных на развитие предприятия, необходимо оперировать показателями, которые будут отражать динамику способности предприятия получать максимальный результат при минимальном задействовании ресурсов.
Вне сферы экономики и управления эффективность заключена в деятельности людей и машин: это их функции и достижения, что является словарным определением. Например, приведем такое объяснение термина «эффективность» (регБошапсе): «Исполнение. Акт исполнения или что-либо исполненное... Исполнение команды, обязанностей, цели, обещания и так далее. Также выполнение, исполнение. Часто по значению противоположно обещанию». Понятие эффективности заключено в настоящем (в момент исполнения или функционирования) или в прошлом (в фор-
* © Ермолина Л.В., 2013
Ермолина Ёилия Валерьевна (ermolina@mail.ru), кафедра прикладного менеджмента Самарского государственного экономического университета, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.
ме достижений) и может быть в принципе наблюдаемым и измеримым. Эффективность здесь не относится к будущему времени. Напротив, экономическая эффективность включает в себя элемент если не обещания, то ожидания. Следуя высказыванию Франклина Фишера, экономическая эффективность компании состоит в размерах денежного потока, который еще необходимо получить, дисконтированного по текущей стоимости [1, с. 113].
В экономической науке категория эффективности характеризует отношение конечного результата (эффекта) к ресурсу, затраченному на его достижение:
Е = К. / Р.
4 . ]'
При этом следует различать оценку эффективности использования конкретного ресурса и эффективность действий, операций, процессов для совершения которых необходимо задействовать те или иные ресурсы.
В первом случае применительно к использованию конкретного ресурса категория эффективности раскрывается через такие показатели, как производительность, продуктивность, рентабельность. Так, эффективность человеческого труда выражается через такие соотношения, как отношение объема товарной продукции к численности работающих, отношение прибыли к численности работающих (или к трудозатратам в человеко-часах). Эффективность (рентабельность) внеоборотных активов рассчитывают как отношение товарной продукции к стоимости внеоборотных активов или как отношение прибыли к стоимости внеоборотных активов.
Во втором случае применительно к действиям, операциям, процессам категория эффективности раскрывается через показатели результативности. Так, под эффективностью производства подразумевается его результативность, характеризующаяся степенью рациональности использования ресурсов, предназначенных для достижения заданных целей производства. Другими словами, эффективность процесса производства есть степень
достижения целей производства, соизмеряемая с затраченными ресурсами.
Успешность бизнеса в первую очередь зависит от деятельности управленческого персонала, его профессиональный знаний и умений, ответственности, мотивации и т. д. По оценкам, вклад системы управления в создание стоимости бизнеса для разных отраслей может составлять от 20 до 50 %. Таким образом, использование скрыгтыгх резервов повышения эффективности такого нематериального актива, как система стратегического управления, позволяет существенно увеличить стоимость бизнеса.
Система управления бизнесом демонстрирует высокую эффективность в том случае, когда сотрудники компании, отдающие распоряжения и устанавливающие формы контроля, и сотрудники, принимающие на себя ответственность за исполнение распоряжений, действуют слаженно. Нарушения этой слаженной работы снижают эффективность всей системы управления. Соответственно, следует признать, что снижение эффективности системы управления приводит к автоматическому уменьшению способности бизнеса генерировать добавленную стоимость.
Развитие идей стратегического менеджмента требует уделять внимание эффективности стратегии предприятия. Стратегические решения представляют собой наиболее важный результат управленческой деятельности, а стратегический выбор является наиболее важной переменной в стратегическом менеджменте. Такие решения весьма сложны и включают в себя совокупность динамических переменных. Их отличительной чертой является высокая степень значимости. П. Друкер (Drucker) отмечает первостепенную важность стратегических решений следующим образом: «Эффективные руководители не принимают большого количества решений. Они сосредоточивают свое внимание на решении вопросов первостепенной важности. Они стараются мыслить стратегическими категориями... а не просто заниматься решением текущих проблем» [2].
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Объект
Способ
измерения
Рис. 1. Содержание категории «экономическая эффективность»
Согласно Хэмбрику и Сноу, «стратегические решения обычно входят в сферу компетенции высшего руководства. Вообще говоря, стратегическими являются решения, представляющие значимости для организации... В силу своей важности стратегические решения должны быть тесно увязаны друг с другом, образуя согласованную структуру для управления и объединения организации». Эта структура решений отражает стратегию организации [3, с. 34].
Стратегия — это определение основополагающих организационных целей, а также выбор определенного курса деятельности и опора на конкретные источники ресурсов. Стратегический выбор является определяющей переменной в формировании стратегии. При помощи нее осуществляется рациональное использование постоянно ограниченных ресурсов для претворения в жизнь организационных ожиданий успеха. По своей природе принятие стратегических решений является наиболее важной обязанностью топ-менеджмента.
Эффективными организациями управляют руководители, разрабатывающие действенные стратегии. По определению, к эффективным стратегиям относятся такие, которые позволяют достичь поставленных целей в рамках связанных с ними ограничений. Например, стратегический выбор, в результате которого поставленная цель достигается при временных, финансовых и этических ограничениях, можно считать эффективным. Наоборот, стратегический выбор, при котором достижение поставленной цели связано с нанесением ущерба организации или некоторым из ее основных акционеров, вряд ли можно считать эффективным. Наконец, стратегический выбор, не приведший к достижению поставленной цели, скорее всего, будет расценен как неэффективный, даже при наличии смягчающих обстоятельств.
Формирование понятия «эффективность» в применении к управлению стратегией пока находится на ранней стадии развития. Большая часть литературы, посвященной теме стратегической эффективности, связана с трудностями, которые неминуемо возникают при разработке и практическом применении обоснованных показателей эффективности [3].
Значительная часть исследований, посвященных понятию эффективности управления, имеет дело с обобщающими теориями, которые охватывают организацию целиком, и частными теориями, в которых эффективность рассматривается применительно к конкретным аспектам управленческой практики, таким как управление человеческим потенциалом, уровни управления или лидерство.
Отдельные исследователи разделяют понятие эффективности управления на системную и операционную эффективность.
Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, другими словами, от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Таким образом, эффективность системы управления определяют качества организационной структуры и процессов управления, но не качества конкретных управленцев.
Операционная эффективность — соотношение результатов управленческой деятельности и затрачиваемых усилий — в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров и тем, насколько рационально используется их потенциал.
С нашей точки зрения, определять понятие стратегической эффективности необходимо на основе дуального подхода к содержанию категории «эффективность», отраженного на рис. 1. С этих позиций основными характеристиками стратегической эффективности выступают результативность и продуктивность. Результативность определяется как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Продуктивность определяется как соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов (рис. 2).
Стратегическая эффективность как производительность или рентабельность представляет собой понимание стратегической эффективности как меры измерения соотношения «затраты — выпуск» при достижении поставленной цели. Мерой эффективности стратегии является отдача от задействованных в рамках ее реализации ресурсов. Таким образом, показатели производительности использования ресурсов позволяют оценить эффективность реализации конкретного варианта стратегии при заданных ресурсных ограничениях.
В то же время предприятию доступно множество альтернативных вариантов стратегий, направленных на достижение поставленных целей. С этой точки зрения стратегия эффективна, если она обеспечивает достижение поставленных целей. Степень достижения предприятием поставленных целей может трактоваться как результативность процесса стратегического управления и, соответственно, как мера стратегической эффективности.
Руководители, ориентированные на достижение стратегической эффективности как результативности, чаще всего нацелены на достижение целей, в качестве которых может выступать: расширение масштабов производства, увеличение количества продаж, повышение качества продукции, внедрение инноваций, снижение расходов, создание добавочной стоимости продукта.
Руководители, ориентированные на достижение эффективности стратегии через ее «рентабельность» нацелены на то, чтобы:
— исключить расходы сверх запланированных на ее реализацию;
— ориентировать производство на количество не больше и не меньше уровня спроса на данную продукцию на рынке;
— не допустить разрастания штатов;
— увеличить производительность;
— избежать чрезмерных изменений.
Особенность стратегического управления состоит в том, что оно направлено на преодоление существующих ресурсных ограничений. В связи с этим необходим комплексный подход к оценке стратегической эффективности, который, с одной
стороны, позволит определить требуемое для достижения поставленных целей ресурсное обеспечение, а с другой стороны, определить целесообразность вовлечения в деятельность предприятия дополнительного объема ресурсов.
Стратегии в успешных компаниях и достигают поставленных целей, и эффективно используют ресурсы на достижение этих целей. Для достижения стратегической эффективности требуется наличие взаимосвязи между ресурсами компании и ее средой (окружением) — идея, остававшаяся популярной на протяжении почти 30 лет. Однако на рис. 3 особо подчеркивается важность такой взаимосвязи для среды, отличающейся изменчивостью и динамичностью.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Рис. 2. Содержание категории «стратегическая эффективность»
Рис. 3. Модель «среда — ценности — ресурсы» [5, с. 56]
Эффективность стратегического менеджмента означает результативность, успешность деятельности организации, оптимальность управления организацией в рыночных условиях, обеспечивающую, с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей экономики в целом и клиентов в частности, а с другой — максимально возможное развитие и совершенствование внутренних условий деятельности организации. Это, в свою очередь, зависит от таких факторов, как руководство и корпоративная культура, обозначенных на схеме как «ценности». Изменения должны быть непрерывными, вести к улучшениям и основываться на парадигме конкурентной борьбы уже доказавшей свою эффективность. Время от времени также возникает необходимость во временных изменениях — когда появляется возможность взять на вооружение новую конкурентную парадигму.
Крупные и сложно устроенные организации требуют больше показателей оценки, чем небольшие и более просто устроенные компании. В мелких фирмах назначение показателей состоит лишь в том, чтобы прогнозировать будущее, оценивать прошлое, а также мотивировать и вознаграждать сотрудников. В крупных и более сложных компаниях дополнительно предполагается, что показатели должны обобщаться по уровням организации снизу вверх распределяться каскадом сверху вниз и способствовать сопоставлению эффективности структурных подразделений (бизнес-единиц) и функциональных участков. Таким образом, показатели стратегической эффективности предприятия должны охватывать те моменты стратегического выбора высших руководителей, от которых зависит достижение долгосрочных целей. Если
принятие решений высшим руководством организации не является эффективным, то соответствующие акты выбора на низших ступенях управления также будут неэффективными. В то же время эффективность решений, принятых высшим руководством, не гарантирует эффективности многочисленных производных от них решений на всех уровнях управления.
Стратегическая эффективность является измерением устойчивости компании в долгосрочной перспективе. В данном случае важно, что ни результаты, которые еще необходимо получить, ни долгосрочные эффективность и устойчивость не являются ни прошлыми действиями, ни текущими достижениями. В нашем случае они становятся следствиями достижений и действий. В таком качестве они будут раскрываться только с течением времени.
Библиографический список
1. Тюкавкин Н.М., Сорочайкин А.Н. Стратегическое развитие промышленных предприятий и современные методы оценки его эффективности // Экономика и управление в XXI веке. Т. 4. Анализ эффективности промышленного предприятия / Красносло-бодцева Е.С., Мирошниченко Н.С., Подборнова Е.С. [и др.]. Самара: Издательство «Глагол», 2011. С. 81 — 146.
2. Drucker P.F. The effective decision // Harvard Business Review. 1967. Vol. 45. P. 92—98.
3. Харрисон Ф., Пеллетье М. Основы эффективности стратегических решений // Менеджмент дайджест. 2004. № 6.
4. Томпсон Дж.н, Коул М. Стратегическая компетентность и необходимость обучения // Менеджмент дайджест. 2004. № 1. С. 56.
L.V. Ermolina*
ECONOMIC MAINTENANCE OF THE CATEGORY OF «EFFECTIVENESS».
THE CONCEPT OF STRATEGIC EFFECTIVENESS
In the work the economic maintenance of the category of «effectiveness» and the concept of strategic effectiveness are revealed, implying effectiveness, the success of the organization, optimal management of the organization in the current market conditions.
Key words: effectiveness, economic effectiveness, strategic effectiveness, economic theory.
* Ermolina Lilia Valerievna (ermolina@mail.ru), the Dept. of Applied Management, Samara State University of Economics, Samara, 443090, Russian Federation.