Научная статья на тему 'Технология управления операционными графиками предприятия'

Технология управления операционными графиками предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОННЫЙ ГРАФИК / ЗАДАЧА / ФУНКЦИЯ / ПОДПРОЦЕСС / OPERATING DIAGRAM / TASK / FUNCTION / SUBPROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов К.Б., Ермолина Л.В.

В статье рассмотрен один из подпроцессов операционного менеджмента управление операционными графиками предприятия; определены его системные элементы. Показаны взаимодействие управленческих задач, которые представляют собой функционально-полный состав задач управления операционными графиками; технология управления операционными графиками, позволяющая повысить качество и эффективность управленческой деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF MANAGEMENT BY OPERATING DIAGRAMS OF AN ENTERPRISE

In this paper we consider one of the subprocesses of operation management management by operating diagrams of an enterprise. System elements of management by operating diagrams are defined. The interaction of management problems that present functionally complete composition of tasks of management by operating diagrams is shown. Technology of management by operating diagrams allows to improve quality and efficiency of management activity of the company.

Текст научной работы на тему «Технология управления операционными графиками предприятия»

УДК 658.014

К.Б. Герасимов, Л.В. Ермолина*

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМИ ГРАФИКАМИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассмотрен один из подпроцессов операционного менеджмента — управление операционными графиками предприятия; определены его системные элементы. Показаны взаимодействие управленческих задач, которые представляют собой функционально-полный состав задач управления операционными графиками; технология управления операционными графиками, позволяющая повысить качество и эффективность управленческой деятельности предприятия.

Ключевые слова: операционный график, задача, функция, подпроцесс.

В современных условиях развития экономики, когда все без исключения области социальной деятельности описываются на научной основе, возрастает роль управленческой деятельности в соответствии с требованиями научного знания. Одним из основных видов менеджмента современного предприятия является операционный менеджмент. А изучение элементов (подпроцессов) операционного менеджмента представляет собой достаточно актуальную задачу для руководства предприятия, так как успешная деятельность предприятия на рынке во многом зависит от грамотного и рационального управления всеми составляющими операционного процесса предприяти. Далее рассмотрим один из подпроцессов операционного менеджмента, а именно — управление операционными графиками [5].

Операционный график отражает несколько опций: последовательность этапов операционной деятельности, ее объем, сроки, исполнителей. Графики бывают директивные и сетевые.

Директивный график составляется опытно-конструкторским бюро после утверждения технического задания. Трудоемкость работ по стадиям и этапам при составлении графика определяется одним из трех методов: статистическим, методом переводных коэффициентов и методом укрупненных нормативов.

Сетевая модель формируется только из двух элементов: «работа», «событие». Работа в модели изображается безмасштабным отрезком — прямой со стрелкой, ориентированной слева направо (!). В общем виде работа — это точно установленный процесс, осуществляемый для достижения конкретного результата.

Управление операционным графиком — это совокупность работ (задач), которая включает последовательность, объем, сроки и состав исполнителей.

* © Герасимов К.Б., Ермолина Л.В., 2014

Герасимов Кирилл Борисович (270580@bk.ru), кафедра социальных систем и права Самарского государственного аэрокосмического университета им. акад. С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Ермолина Лилия Валерьевна (Ermolina@mail.ru), кафедра прикладного менеджмента Самарского государственного экономического университета, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

Данный подпроцесс играет важную роль в операционном менеджменте, поскольку он позволяет наглядно увидеть, какие именно виды работ нужно совершить, чтобы перейти от начального события к конечному (желаемому). Кроме того, он детализирует подпроцесс управления операционной программой. Благодаря созданию операционного графика подразделения, цеха и отдельные рабочие могут наглядно увидеть, какие события и в какой последовательности приведут организацию к достижению желаемой цели.

Системные элементы управления операционным графиком представлены на рис. 1.

Рис. 1. Системные элементы управления операционным графиком

В сетевом графике выделяют следующие виды работ:

— действительная работа — это трудовой процесс, осуществляемый с затратами времени и ресурсов;

— ожидание — процесс, требующий для осуществления затрат времени, но не требующий затрат ресурсов;

— фиктивная работа или зависимость, т. е. логическая связь между двумя или несколькими работами, не требующая затрат времени и ресурсов, но указывающая, что возможность начала одной работы непосредственно зависит от результатов другой. Фиктивная работа в графике отображается пунктирным отрезком -прямой со стрелкой. Продолжительность фиктивной работы равна нулю.

Вторым элементом графика является «событие», отражаемое в виде кружочка «о». Событие, непосредственно предшествующее работе, называется начальным, а непосредственно следующее за ней — конечным.

Работа является процессом или действием, которое нужно совершить, чтобы перейти от начального события к конечному. Стрелки, отражающие работу, не имеют векторного смысла: их длина (масштаб), угол наклона и конфигурация вычерчиваются произвольно. Стрелка указывает наличие данной работы, и процесс выполнения работы идет в определенном направлении от основания стрелки к ее вершине.

В зависимости от комплекса операции описывающие сети могут иметь одно или несколько исходных или завершающих событий.

В работе [4, с. 128] была предложена универсальная система управления операциями организации. Одним из этапов данной модели было исследование подпроцессов организации по функциям управления. Модель подпроцесса «Управление операционным графиком», включающая совокупность управленческих задач, представлена на рис. 2.

Ключевыми функциями управления в модели подпроцесса «управление операционным графиком» являются функции планирования, организации и учета операционного графика. Рассмотрим подробнее управленческие задачи, реализующие данные функции [6].

Рис. 2. Модель подпроцесса «управление операционным графиком»

Планирование операционного графика — это деятельность по определению желаемого состояния объекта управления, выраженного в виде временной зависимости данных по видам работ (задач) и определенных действий, которые необходимо осуществить, чтобы перейти из нынешнего состояния операций в желаемое.

Организация операционного графика — это деятельность по разработке плана подразделений, выраженного в виде временной зависимости данных по видам работ (задач), для выполнения портфеля заказов предприятия согласно их специализации.

Учет операционного графика — это деятельность по регистрации данных выполнения состава плана подразделений, выраженного в виде зависимости данных по видам работ (задач), для подразделений предприятия на информационных носителях.

Каждая управленческая задача может быть решена с использованием некоторых процедур, а также необходимо иметь информацию о входных документах решения задачи и выходных документах, которые поступят на вход других управленческих задач. Технология решения одной из важнейших управленческих задач «Организация операционного графика» представлена в табл. 1.

Разработка технологий решения управленческих задач позволяет определить входные и выходные документы каждого подпроцесса, а также понять процедуру решения каждой конкретной задачи. Это имеет важное практическое значение, поскольку является фундаментом операционного менеджмента на предприятии, помогает руководителю предприятия координировать действия своих подчиненных при решении управленческих задач.

Результатом разработки технологий реализации задач управления являются схемы взаимосвязи документов подпроцессов. На рис. 3 представлен порядок формирования документов на предприятии, их взаимосвязь и взаимовлияние.

Таблица 1

Описание технологии решения управленческой задачи «Организация операционного графика»

Входные Процедуры решения задачи Выходные

документы документы

1. Изучение материалов входной информации

2. Формирование графика выпуска деталей для График

производственных цехов на основании календарно- выпуска

планового графика выпуска деталей для предприятия деталей

3. Утверждение графика выпуска деталей для для

производственных цехов производс-

Календарно- 4. Размножение графика выпуска деталей для твенных

плановый производственных цехов цехов

график 5. Формирование графика производства деталей для участков

выпуска на основании графика выпуска деталей для цехов График

деталей 6. Утверждение графика выпуска деталей для выпуска

для производственных участков деталей

предприятия 7. Оптимизация производственного цикла изготовления для

изделий путем составления графика перехода деталей с производс-

участка на участок, относящихся к незавершенному твенных

производству участков

8. Согласование графика перехода деталей незавершенного

производства (НЗП) на уровне цехов График

9. Утверждение и внедрение графика перехода деталей НЗП перехода

на уровне цехов деталей

10. Согласование графика перехода деталей НЗП на уровне НЗП

участков на уровне

11. Утверждение и внедрение графика перехода деталей НЗП участков

на уровне участков

Основной задачей настоящей статьи является анализ подпроцессов управления операциями, а именно — управления операционными графиками.

Подпроцессами управлять достаточно сложно, поэтому необходимо решать задачи в рамках каждого подпроцесса. Успешное решение задач подпроцессов управления операциями позволит организации достичь высоких экономических результатов:

— снижения издержек;

— оптимизации ассортимента;

— повышения уровня сервиса и, следовательно, укрепления позиций организации на рынке;

— уменьшения объема оборотных средств, замороженных в товарных запасах;

— увеличения скорости оборота денежных средств,

— оптимизации использования оборотного капитала и т. д.

Таким образом, основные экономические показатели, перечисленные выше, определяют уровень эффективности процесса управления операциями; формируют значения производительности труда операционной деятельности организации, а также положительно влияют на конкурентоспособность организации на рынке.

Профессионализм современного управленца определяется способностью успешно решать предметные задачи своей деятельности. Сюда относятся экономические, маркетинговые, производственные и другие предметные задачи. Практически все они имеют технологии или алгоритмы решения, которые достаточно хорошо опи-

План выпуска изделий Календарно-плановые норма-

для предприятия тивы и заводские стандарты

График выпуска деталей для производственных цехов и участков

График выпуска деталей для рабочих мест

График перехода деталей НЗП на уровне цехов п участков

Подетальный календарный график производства в цехах и на участках. с указанием точных дат и объемов въгпуска деталей

График выпуска деталей для рабочих мест

Подетально-пооперационный календарный график производства, с указанием точных дат и объемов выпуска деталей

Табличный отчет о соответствии фактического состояния графической зависимости заданных переменных с запланированным на производстве (в подразделениях, цехах, на участках и рабочих местах)

Перечень рекомендаций для подразделений, цехов н рабочих мест

Аналитическое заключение о соответствии фактического состояния графической зависимости заданных переменных с запланированным на производстве

Рис. 3. Взаимосвязь документов подпроцесса «управление операционным графиком»

саны в соответствующей методической литературе. Большинство этих задач направлено на достижение глобальных и локальных целей организации.

Однако некоторые предметные задачи решить качественно и в срок можно только при условии использования технологий менеджмента. Например, успешному заключению и выполнению договоров на поставку продукции или услуг способствуют такие технологии менеджмента, как «презентация», «переговоры» и другие.

Таким образом, собственно сами по себе технологии менеджмента не приносят дохода и прибыли, а обеспечивают решение предметных и профессиональных задач. И именно управленцы должны владеть этими технологиями для успешного функционирования и развития организаций.

Технологии менеджмента вбирают в себя процедуры воздействия на человека как на биовид, индивид и личность. Сложность характеристик человека вызывает потребность в многообразии используемых антропологических и других предметных знаний.

Многоплановость объекта и огромный объем информации обусловливают ориентированность этих технологий на достижение разнообразных созидательных целей. Естественно, что все это возможно благодаря родовому и видовому многообразию процедур, техник и средств, используемых управленцами.

Технологии менеджмента — это система разнообразных знаний и опыта работы с людьми, использование которых позволяет реализовать в социономической деятельности конкретный управленческий замысел при помощи определенных условий, средств и способов их воплощения. Управленческие технологии широко применимы в медицине и педагогике, правовых и силовых структурах, семейной

сфере. Без них невозможно обойтись, занимаясь различными видами управленческого сервиса. Эти технологии пользуются большой популярностью у современных политологов и имиджмейкеров [1, с. 6].

Важнейшим процессом в любой организации является управление операциями, благодаря которому ресурсы преобразовываются в готовую продукцию/услуги. И действительно такие организации, как предприятие, образовательное учреждение, учреждение культуры, банк, общественная организация, администрация, существенно различаются как по операционным технологиям, так и по результатам деятельности.

Данные технологии имеют общие структурное содержание, что облегчает совокупность операций и рамки их формирования. Различие базируется на содержании предметов деятельности и культуры формирования конкретных продуктов/ услуг, имеющих потребительскую стоимость на рынке.

Однако, несмотря на общие этапы, различие может быть значимым. Поэтому нельзя механически переносить их из одной области в другую.

Технология управления операционными графиками представлена на рис. 4.

Таким образом, технологии менеджмента являются необходимым атрибутом во всех сферах управленческой деятельности. Применение технологий менеджмента позволяет повысить качество и эффективность управленческой деятельности.

Сегодня актуален вопрос об инновационном потенциале региона, предприятия и т. д., в том числе об инновационном потенциале процесса управления или подпроцесса управления.

Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как «совокупность возможностей» предприятия. Под потенциалом предприятия обычно понимают всю совокупность ресурсов, которые определяют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие резервы, которые могут быть вовлечены в экономическую деятельность.

Между инновационным потенциалом и другими составляющими общего потенциала организации существуют сложные диалектические связи. Выделение части инновационного потенциала в общем потенциале промышленного предприятия является слабоструктуризирующей проблемой, которая нуждается в существенных исследованиях с точки зрения возможности формализации. В связи со слабо-структурированностью можно утверждать о возможности использования методов опосредствованной формализации.

Под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности [2; 3].

Инновационный потенциал подпроцесса управления операционными графиками показан в табл. 2.

Для эффективного развития инновационного потенциала подпроцесса «управление операционными графиками» руководству предприятия необходимо назначить сотрудников, которые будут заниматься составлением операционных графиков. Также должны быть назначены специалисты, контролирующие этот процесс и выполнение операционных графиков работниками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составление

Фиксирование наличных ресурсов, операционных мощностей и г д

Определение планируемого _результата работ_

Составление полного перечня работ, которые необходимо произвести для преобразова-ння начальных ресурсов н операционных мощностей в конечный желаемый результат

Определение последовательности _выполнения работ_

Разбиение работ по подразделениям

Составление графика работ

Расчет временных, стоимостных, ресурсных затрат на каждом этапе ра-

спределение возможности одновременного выполнения работ в пределах как одного, так п всех подразделений с целью экономии времени

Расчет минимального п максимального времени выполнения каждого вида работ (с помощью экспертных оценок)

Расчет критического пути » Расчет резервов времени

Выполнение работ

Передача операционного графика I подразделения для реализации

Анализ, оптимизация операционного графика

Анализ

Работа по операционному _графику_

Определение упущений, ошибок _при разработке_

Выяснение причин

Оценка эффективности работы _по графику_

Наказание, поощрение _работников_

Корректировка графика

Рис. 4. Технология управления операционными графиками

Таблица 2

Инновационный потенциал подпроцесса управления операционными графиками

Состояние

Низкое Высокое

Несоблюдение последовательности выполнения работ Неточные сроки выполнения работ. На предприятии не составляются операционные графики Не соответствие операционного графика и операционной программы. Графики разработаны, но нет контроля над сроками их исполнения и ответственности за нарушение сроков Неточная оценка времени, необходимого для выполнения работ Несоблюдение графиков. Несовершенная совокупность задач, не собранная в единую систему Срыв сроков выполнения работ на нескольких этапах Несоблюдение последовательности выполнения работ Плохо прописанная последовательность действий Контроль по факту исполнения На предприятии нет подразделения, занимающегося составлением операционных графиков Четкое выполнение объемов и сроков Распределение программы до конкретных исполнителей Четкое составление графиков и их строгое выполнение по подразделениям Наличие ответственности за нарушение сроков и последовательности исполнения работ, указанных в операционном графике Внесение своевременных изменений Жесткий контроль над выполнением операционных графиков Высокая квалификация персонала, составляющего операционные графики Наличие системы задач, собранных в полном объеме для качественного управления операционными графиками Адекватная оценка необходимого времени выполнения работ Качественная работа диспетчерской службы Наличие директивных и сетевых графиков Соблюдение сроков выполнения работ на нескольких этапах Верное определение приоритетов в выполнении заказов Адекватная оценка необходимого времени выполнения заказа Оптимизация последовательности работ

Необходимо отслеживать сроки, объемы, качество, правильность, последовательность выполнения операционных графиков сотрудниками. Важно, чтобы персонал осознавал поставленную перед ним задачу.

Возможных процессов, которая организация может улучшать и совершенствовать, бесчисленное множество, но только благодаря этим изменениям организация может выжить в конкурентной борьбе, а также занять достойное положение на рынке. А технология управления операционными графиками, представленная в данной статье, показывает сложность и многоаспектность задач управления, которые должны решать управленцы в непростых современных условиях хозяйствования.

Библиографический список

1. Герасимов Б.Н. Технологии управления: монография. Самара: Изд-во НОАНО СИБиУ, 2010. 472 с.

2. Герасимов К. Б. Инновационный потенциал управления операциями организации: монография. Самара: САГМУ, 2010. 216 с.

3. Ермолина Л.В. Направления совершенствования организационной структуры промышленных предприятий // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2 (2). С. 37-40.

4. Герасимов К.Б. Разработка универсальной системы управления операциями предприятия // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2011. № 3. С. 125-134.

5. Герасимов К.Б. Методология управления операциями организации: подпроцессы, развитие // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 24 (278). С. 96-101.

6. Егорова В.В. Герасимов Б.Н. Разработка технологий реализации задач управления на предприятии // Вестник Самарского института бизнеса и управления. Вып. 5. Ч. 2. Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2010. С. 34-43.

References

1. Gerasimov B.N. Technologies of management: monograph. Samara: Izd-vo NOANO SIBiU, 2010. 472 p.

2. Gerasimov K.B. Innovative potential of management by activities of an organization: monograph. Samara: SAGMU, 2010. 216 p.

3. Ermolina L.V. Directions of improvement of organizational structure of industrial enterprises // Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava. 2012. № 2 (2). P. 37—40.

4. Gerasimov K.B. Development of universal control system by operations of an enterprise // Vestnik Moskovskogo finansovo-iuridicheskogo universiteta. 2011. № 3. P. 125-134.

5. Gerasimov K.B. Methodology of management by operations of an organization: subprocesses, development // Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 24 (278). P. 96-101.

6. Egorova V.V., Gerasimov B.N. Development of technologies of realization of tasks of management on an enterprise // Vestnik Samarskogo instituta biznesa i upravleniia. Ed. 5. P. 2. Samara: NOANO VPO SIBiU, 2010. P. 34-43.

30

BecmHUK CaMlY. 2014. № 4 (115)

K.B. Gerasimov, L.V. Ermolina*

TECHNOLOGY OF MANAGEMENT BY OPERATING DIAGRAMS

OF AN ENTERPRISE

In this paper we consider one of the subprocesses of operation management — management by operating diagrams of an enterprise. System elements of management by operating diagrams are defined. The interaction of management problems that present functionally complete composition of tasks of management by operating diagrams is shown. Technology of management by operating diagrams allows to improve quality and efficiency of management activity of the company.

Key words: operating diagram, task, function, subprocess.

* Gerasimov Kirill Borisovich (270580@bk.ru), the Dept. of Social Systems and Law, Samara State Aerospace University, Samara, 443086, Russian Federation.

Ermolina Liliya Valer'evna (ermolina@mail.ru), the Dept. of Applied Management, Samara State University of Economics, Samara, 443090, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.