Мелкобродова Н.В. Процессная модель педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00501.pdf. - ISSN 24134066
УДК 378
Мелкобродова Наталья Владимировна
Старший преподаватель
ФГБОУВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия
им. Т.С. Мальцева», г. Курган
Процессная модель педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство»
Аннотация. В статье описана процессная модель педагогической системы, содействующая развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство». Особенностью данной модели является представление исследуемого процесса как блок-схемы, в которой этапы его последовательного перехода изображаются в виде блоков: организационный, преобразующий, аналитический. Дана характеристика педагогических условий эффективного функционирования модели.
Ключевые слова: процессная модель, технические способности, развитие технических способностей, педагогическое содействие, педагогические условия.
Необходимой и важной составляющей подготовки бакалавров по направлению «Строительство» является развитие их технических способностей. Именно этот вид способностей позволяет успешно действовать в сфере строительной техники, находить пути к её усовершенствованию. Кроме того, технические способности оказывают влияние на формирование профессиональных компетенций, обеспечивая быстрое и качественное приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение специальных знаний, умений и навыков в области строительства. Развитие технических способностей будущих бакалавров - сложный процесс, требующий для достижения положительных результатов целенаправленного педагогического содействия. Мы предлагаем вариант организации педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство». Для лучшего понимания рассматриваемого процесса, уточним основные понятия, используемые в работе:
- «технические способности бакалавра по направлению «Строительство»» понимаются нами как совокупность свойств функциональных систем бакалавра, реализующих определенные психические функции, обладающие чертами оперативности в соответствии с требованиями профессиональной деятельности в области строительства и обеспечивающие успешность освоения и реализации этой деятельности;
- «развитие технических способностей будущих бакалавров» мы рассматриваем как процесс, включающий совокупность этапов последовательного перехода операционных механизмов, реализуемых компонентами технических способностей будущих бакалавров в
оперативные путем их приспособления к требованиям профессиональной деятельности в ходе подготовки в вузе;
- «педагогическое содействие развитию технических способностей будущих бакалавров» трактуется нами как педагогическая деятельность, способствующая включению будущих бакалавров в саморегулируемый процесс поэтапного развития технических способностей на основе рефлексии собственной деятельности.
Поскольку предметом нашего исследования является педагогический процесс, поэтому целесообразно описать педагогическое содействие развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» в рамках процессной модели. Особенностью модели данного типа «является представление последовательности перехода исследуемого явления из одного состояния в другое» [1, с. 136]. Процессную модель представляют как стандартизированную блок-схему, в которой отдельные шаги (этапы) изображаются в виде блоков, соединенные между собой линиями, указывающими направление последовательности. В графическом виде блок-схема процессной модели педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» представлена на рисунке 1.
Начало процесса педагогического содействия
1 этап 2 этап 3 этап
педагогического педагогического педагогического
содействия - содействия - содействия -
Организационным Преобразующий Аналитический
Окончание процесса педагогического содействия
1 этап развития технических способностей
Рисунок 1. Блок-схема процессной модели педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» Дадим необходимые пояснения по её содержанию.
В модели выделены три блока, отражающие этапную последовательность реализации данного процесса: 1 этап - организационный, 2 этап - преобразующий, 3 этап -аналитический. Каждый блок включает целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты. Целевой компонент определяет направленность процесса педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров решением на каждом этапе более частных целей и задач. Содержательный компонент реализуется путем изучения соответствующих разделов авторской программы педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство». Деятельностный компонент включает основные направления взаимодействия субъектов, различные методы, формы и средства работы. Результативный компонент обеспечивает информацию о результатах процесса педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров на каждом этапе.
Целевой установкой модели является педагогическое содействие развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство».
Организационный блок. Целевой компонент включает: цель - организация процесса развития технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство»; задачи: формирование мотивов развития технических способностей; формирование знаний о процессе и методах развития технических способностей; индивидуальное планирование развития технических способностей.
Содержательный компонент организационного блока реализуется посредством изучения следующих разделов программы: «Технические способности в профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Строительство»», «Процесс развития технических способностей будущих бакалавров», «Самопроектирование процесса развития технических способностей».
Деятельностный компонент. Поэтапное формирование мотивов развития технических способностей должно осуществляться в процессе деятельности, предусматривающей ряд мероприятий, направленных на раскрытие общих сведений о выбранной профессиональной области, её основных требованиях, специфических особенностях технической деятельности и техническом творчестве бакалавра по направлению «Строительство», значения технических способностей в профессиональной деятельности. Сформированный таким образом интерес к технической деятельности и ценностное понимание технических способностей для будущей профессиональной деятельности должны стать мотивами деятельности по развитию технических способностей. В рамках организационного блока у будущих бакалавров также формируется система знаний о структуре технических способностей, процессе их развития, разъясняются методы, осуществляется знакомство с программой поэтапного развития технических способностей, которая служит ориентировочной основой для составления будущими бакалаврами индивидуальных планов развития своих технических способностей.
Методическое обеспечение процесса педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» на организационном этапе включает: формы (консультация, лекция, тренинг, мастер-класс, практическое занятие); методы (диагностические методы (анкетирование, тестирование), беседа, объяснение, демонстрация, разбор действий, упражнения, составление индивидуального плана, совместный поиск методов); средства (мультимедийные средства, ИКТ-презентации).
Результативный компонент. Все мероприятия, проводимые в рамках организационного блока, способствуют созданию базы для активного включения будущих бакалавров в целенаправленный, осознанный и самостоятельный процесс развития технических способностей. Основными результатами реализации данного блока являются: 1. Сформированность мотивов развития технических способностей; 2. Сформированность знаний о процессе развития технических способностей, его методах; 3. Сформированность знаний и умений индивидуального планирования развития технических способностей.
Преобразующий блок. Целевой компонент включает: цель - реализация процесса развития технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство»; задачи: 1) повышение уровня развития технических способностей; 2) стимулирование интереса к профессиональной деятельности.
Содержательный компонент преобразующего блока реализуется посредством изучения комплексного раздела программы педагогического содействия: «Технические способности в решении профессионально-ориентированных технических задач».
Деятельностный компонент связан с реализацией будущими бакалаврами индивидуальных планов поэтапного развития технических способностей в организованной профессионально-ориентированная технической деятельности.
Развитие технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» осуществляется в соответствии со следующими этапами:
1. Пооперационное развитие компонентов технических способностей (техническое мышление, пространственное воображение, техническая наблюдательность, зрительная память, глазомер, ручная умелость);
2. Функциональное объединение компонентов технических способностей;
3. Интеграция технических способностей с другими способностями и качествами личности бакалавра;
Каждый этап индивидуального развития технических способностей будущих бакалавров сопровождается помощью преподавателя через правильно подобранные методы, формы, средства, создание ситуаций успеха, актуализацию механизмов рефлексии.
Ведущим способом развития технических способностей является решение технических задач, в ходе которого будущие бакалавры вовлекаются в разные виды технической деятельности: проектировочную, монтажную, сервисно-эксплуатационную,
производственно-технологическую. В соответствии с основными этапами развития технических способностей задания подразделены на три группы. В первую группу включены упражнения (тренировочные пробы), направленные на пооперационное развитие компонентов технических способностей (задачи на понимание всевозможных связей и закономерностей в технике, требующие мысленного преобразование формы детали путем удаления частей, добавления новых признаков, комбинаций исходных частей, выделения характерных особенностей технического объекта, нахождения сходства и различия между объектами и т.д.). Во второй группе объединены технические задания комплексного характера, выполнение которых предполагает включения всех компонентов технических способностей и установления между ними взаимосвязей. Это задания на конструирование, моделирование, эскизирование технического объекта. В третьей группе объединены проектные задания, требующих вовлечения в деятельность (помимо технических способностей) разных профессионально важных качеств и способностей (организаторских, коммуникативных, проектировочных, математических способностей и т.д.).
Следует отметить некоторые особенности, применяемых технических задач: решение таких задач способствует формированию знаний у будущих бакалавров о способах репродуцирования технических способностей в своей профессиональной деятельности, умений использовать их при творческом решении любой технической задачи; задачи построены на принципах межпредметной интеграции; рассчитаны на разный уровень развития технических способностей будущих бакалавров.
Методическое обеспечение процесса педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» включает на преобразующем этапе: формы (консультация, практическое занятие, игры, конференция, конкурс проектов, олимпиада); методы (инструктаж, упражнения, деловая игра, case-stade, конструирование, моделирование, макетирование); средства (методические материалы, интернет ресурсы, мультимедийные средства, учебные пособия, инструкционные карты, периодические научно-популярные издания, реальные технические объекты, макеты).
Результативный компонент. Результатами данного блока модели являются: изменение уровня развития технических способностей, сформированность интереса к профессиональной деятельности.
Аналитический блок. Целевой компонент включает цель: подведение итогов работы по развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство»; задачи: 1) оценка достигнутых результатов; 2) анализ результатов работы; 3) обобщение будущими бакалаврами полученного опыта.
Содержательный компонент аналитического блока реализуется посредством изучения раздела программы педагогического содействия: «Подведение итогов работы».
Деятельностный компонент аналитического блока доводит до завершения работу по педагогическому содействию развитию технических способностей будущих бакалавров, дает
возможность получить информацию о результативности процесса развития технических способностей и подвести итоги совместной работы.
Методическое обеспечение педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» на аналитическом этапе включает: формы (рефлексивный тренинг); методы (диагностические методы (тестирование, анкетирование), заполнение индивидуальных таблиц сводных данных, графиков; устный и письменный опрос, написание мини-сочинения), средства (мультимедийные средства, инструкционные карты).
Результативный компонент. Результатами реализации аналитического блока являются: сформированность рефлексивных умений будущих бакалавров.
Для эффективного функционирования модели педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» нами определены следующие педагогические условия: 1) применение научно-практических средств профориентации; 2) организация продуктивного сотрудничества между будущими бакалаврами; 3) создание творческо-технической образовательной среды. Первое условие применение научно-практических средств профориентации обеспечивает успешную реализацию модели за счет ясного понимания будущими бакалаврами значимости развития технических способностей для профессиональной деятельности. Реализация данного условия предполагает решение проблем связанных с профессиональным самоопределением посредством профориентационной работы. Второе условие организация продуктивного сотрудничества между будущими бакалаврами обеспечивает повышение эффективности предложенной нами модели, за счет педагогической организации совместной деятельности будущих бакалавров для более полного раскрытия и развития их технических способностей. Организация сотрудничества будущих бакалавров предполагает формирование групп будущих бакалавров для совместной работы над решением какой-либо технической проблемы, вопроса, задачи по согласованному между собой плану или порядку работы. Третье условие создание творческо-технической образовательной среды влияет на успешность разработанной нами модели за счет погружения будущих бакалавров в творческую среду, что создает возможность для творческого проявления их технических способностей.
Эффективность разработанной модели и комплекса педагогических условий была доказана в ходе эксперимента, проводимого на базе ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева», его результаты представлены нами в работе [2]. Отметим лишь то, что результативность педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» оценивалась нами с помощью следующих показателей: развитость технических способностей будущих бакалавров; сформированность рефлексивных умений будущих бакалавров; сформированность интереса будущих бакалавров к профессиональной деятельности. Числовые данные результатов свидетельствуют о наличие существенной положительной динамики по выделенным показателям среди студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольной.
Ссылки на источники:
1. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск: изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
2. Мелкобродова, Н.В. Результаты экспериментальной работы по верификации модели педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. №13 (13). - С.77-84.
Natalya Melkobrodova
Senior Instructor
Kurgan State Agricultural Academy n.a. T.S. Maltsev, Kurgan
Process Model of Pedagogical Assistance to the Development of Technical Abilities of Future Bachelors in the «Construction» Training Programme
Abstract. In this article the author describes the process model of pedagogical system which assist development of the technical abilities of future bachelors in the direction of preparation «Construction». The peculiarity of this model is the representation of the process under investigation as a block-scheme in which the stages of him successive transition are depicted in the form of blocks: organizational, reformative, analytical. The author is given characteristic of the pedagogical conditions of effective functioning of the model.
Key words: process model, technical abilities, development of the technical abilities, pedagogical assistance, pedagogical conditions.