УДК 377: 378
UDC 377: 378
Е.А. СМАГИНА
аспирант, кафедра непрерывного образования и новых образовательных технологий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
E.A. SMAGINA
Graduate student, Department of continuous education and innovative educational technologies, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФИЛЬ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"
PEDAGOGICAL MODEL OF ACQUIRING PROFESSIONAL PROJECT COMPETENCIES BY THE BACHELORS OF PEDAGOGY SKILLS PROFILE "FOREIGN LANGUAGE"
В статье предлагается модель формирования профессиональных компетенций в проектной деятельности будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык». Обосновано, что данная модель должна носить профессионально-ориентированный характер и обеспечиваться внедрением комплекса педагогических условий в процесс подготовки бакалавров педагогического образования в вузе.
Ключевые слова: педагогическая модель, проектная деятельность, профессиональная компетенция, бакалавр педагогического образования.
The article proposes a model of acquiring professional project competencies by bachelors ofpedagogy (skills profile "Foreign Language"). The author provides a justification for the professional character of the model and outlines a com-plex ofpedagogical prerequisites that ensure the implementation of the model.
Keywords: pedagogical model, project activities, professional competence, bachelor of pedagogy.
Необходимость внедрения инноваций в систему образования и деятельность образовательных организа-ций всех уровней и типов определяется особенностями развития российского постиндустриального информационного общества. Бакалавр педагогического образования должен быть готов (компетентен) к разработке и реализации новшеств во всех областях своей профессиональной деятельности. Таковым, согласно ФГОС ВО, является вид профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки) и 44.03.05
едагогическое образование (с двумя профилями подготовки) - проектная деятельность, отражающая способность и готовность бакалавра педагогического образования к проектированию содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые дисциплины; моделированию индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Исходя из вышесказанного, мы определяем профессиональную компетенцию в реализации проектной деятельности бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык» как способность и готовность к проектированию образовательных про-
грамм, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, траектории профессионального роста и личностного развития для результативной и эффективной профессиональной педагогической деятельно-ти в сфере преподавания иностранных языков.
Проектная деятельность - явление не новое в отечественной педагогике, однако современные требования, предъявляемые к высшему профессиональному педагогическому образованию, детерминируют потребность в поиске новых моделей и методов формирования про-ессиональных компетенций будущих специалистов.
Теоретическому осмыслению целевых и содержательных компонентов педагогического процесса призвано помочь педагогическое моделирование. Решение задач настоящего исследования требует разработки педагогической модели процесса формирования профессиональных компетенций в проектной деятельности у бакалавров педагогического образования, основное назначение которой должно заключаться в повышении эффективности качества вузовской профессиональной подготовки студентов данного направления посредством усовершенствования его содержательных компонентов и реализации комплекса педагогических условий.
В данном исследовании мы ставим задачу разработать такую модель, которая бы максимально открыто и детально отражала особенности образовательного процесса: от его целей к результатам. Только в этом случае модель обеспечивает «единство обучения и воспита-
Е.А. Смагина E.A. Smagina
ния через содержание образования и совокупности его средств» [2, С. 21], отражает педагогический процесс как динамическую систему и реализуется при условии соблюдения ряда определенных педагогических условий.
Кроме того, для нашего исследования принципиа-лен тот факт, что модель должна отражать профессиональный характер формируемых компетенций, что вытекает из понимания необходимости организации обучения, «основанного на учете потребностей в изучении иностранного языка, диктуемых характерными особенностями профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения» [4, С. 4.].
Разрабатываемая модель, таким образом, должна в общем виде описывать обучение, предусматривающее удовлетворение профессиональных потребностей будущих педагогов в овладении компетенциями в проектной деятельности, и представлять собой дидактическую систему, направленную на повышение качества профессиональной педагогической подготовки студентов в вузе.
Интеграция рассмотренных подходов отражает сущность формирования компетенций в проектной деятельности у бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык» в вузе, а их реализация в системе высшего педагогического образования дает возможность спроектировать целостную концепцию формирования данных компетенций в ходе подготовки будущих педагогов в вузе, способствуя комплексному осмыслению его сложности и многогранности.
При этом идея интеграции в рамках интегративно-дифференцированного подхода предполагает «целесоо-бразное, сбалансированное объединение дидактических компонентов, педагогических усилий и ресурсов» с це-лью достижения цели, тогда как идея дифференциации способствует созданию
разнообразных внутренних и внешних дидактических условий для достижения той же цели [3, С. 17].
Для подробного описания процесса формирования указанных компетенций в состав разработанной педагогической модели формирования профессиональных компетенций в проектной деятельности бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык» мы включили совокупность взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-технологического, критериально-оценочного и результативного (Табл. 1).
Целевой блок предложенной модели отражает потребности современного общества, выраженные в социальном заказе на подготовку бакалавров педагогического образования, владеющих проектной деятельностью как инструментом решения актуальных профессиональных задач, а также средством самообразования, саморазвития и социализации. Данный блок обусловливается требованиями ФГОС ВО и характеризует формирование компетенций в проектной деятельности как самодостаточную цель профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического обра-зования по профилю «Иностранный язык».
Указанная цель связана с запросами современно -
го общества, его требованиями к будущему бакалав-ру педагогического образования по специальности «Иностранный язык» и развитию сферы образования в целом. Результатом достижения этой цели должно стать формирование компетентного специалиста, способно-го разрабатывать ООП на необходимом теоретическом, управлять учебной деятельностью работой студентов, способствовать их самообразованию и совершенствованию, а также разрабатывать пути собственного развития.
силу своей специфики компетенции в проект-ной деятельности в их современном понимании явля-ют собой не что иное, как метапрофессиональные цели обучения, поскольку они способствуют становлению других компетенций на основе межпредметных связей, выступая основой осуществления студентами будущей профессиональной деятельности.
Содержательный блок разработанной педагогической модели формирования профессиональных компетенций в педагогической деятельности у бакалавров педагогического образования по специальности «Иностранный язык» включает содержание формирования компетенций в проектной деятельности (ПК9-ПК10).
Содержание компетенций в проектной деятельно -сти раскрывается нами как интегративная целостность планируемых результатов на основе знаний, умений, владений, способностей которыми должен обладать будущий бакалавр педагогической деятельности по профилю «Иностранный язык».
соответствии с современным пониманием сущности профессиональных компетенций в проектной деятельности бакалавра педагогического образования по профилю «Иностранный язык», мы выявили в их составе следующие структурные компоненты (ПК-8: мотивационный, когнитивный, информационный, профессионально-деятельностный; ПК-9: мотивационный, когнитивный, аналитический, профессионально-деятельностный; ПК-10: мотивационный, когнитивный, рефлексивный, профессионально-деятельностный).
Следующим блоком, входящим в структуру разрабатываемой нами педагогической модели, является организационно-технологический, который включает организационную деятельность и методическое обеспечение формирования данной компетенции в ходе подготовки будущих бакалавров педагогического образования в вузе.
структуре модели данный блок обеспечивает направленность процесса формирования рассматриваемой компетенции на наиболее полную реализацию заявленных целей обучения. Как следствие, данный блок охватывает, с одной стороны, педагогические условия, а с другой - реализующую их технологию обучения в рамках учебной, учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности.
Учитывая цели и задачи формирования проектной компетенции, обозначенные в данном исследовании, а так-же специфику этой компетенции, мы определили перечень педагогических условий, необходимых для ее формирова-ния в ходе подготовки будущих бакалавров педагогического
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
Таблица 1.
Педагогическая модель формирования профессиональных компетенций в проектной деятельности бакалавров педагогического образования (профиль: «иностранный язык»)_
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Социальный заказ государства и общества: потребность в педагогах-профессионалах с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций в проектной деятельности Цель: формирование профессиональных компетенций в проектной деятельности бакалавров педагогического образования (профиль «Иностранный язык) Требования ФГОС ВО к уровню подготовки бакалавров педагогического образования
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Профессиональные компетенции в проектной деятельности
Компетенция в проектировании образовательных программ (ПК-8); Компетенция в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся (ПК-9); Компетенция в проектировании траекторий своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Комплекс педагогических условий развитие субъектной позиции студентов-бакалавров педагогического образования; профессионализация иноязычной подготовки студентов-бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык»; интеграция иноязычной и проектной деятельности будущих педагогов; овладение студентами стратегиями саморегуляции; обучение в сотрудничестве; развитие творческой активности студентов Профессионально-ориентированная технология обучения Модули обучения: профессиональной идентификации, профессиональной реализации и профессионального самосовершенствования. Виды деятельности студентов: учебная, учебно- профессиональная, квазипрофессиональная Формы обучения: аудиторные, внеаудиторные занятия
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
Критерии и показатели сформированности проектной компетенции
Мотивационный - выраженность профессионально значимых мотивов; ценностно-смысловое отношение к будущей профессиональной деятельности; сознательное накопление профессионального опыта Когнитивный - объем, прочность, действенность, системность знаний Функциональный - адекватность; - эффективность; - интегративность; - перенос способов осуществления деятельности в новые условия; - самостоятельность: - творчество
Уровни сформированности проектной компетенции:
- средний - высокий
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Результат: сформированы компетенции в проектной деятельности бакалавров педагогического образования по профилю «Иностранный язык»
образования в вузе: технология обучения.
развитие субъектной позиции студентов- Обязательным условием внедрения такой техно-
бакалавров педагогического образования; логии обучения должно быть комплексное сочетание
профессионализация иноязычной подготовки различных форм обучения, применяемых в рамках еди-
студентов-бакалавров педагогического образования по ной системы, а также видов деятельности студентов
направлению «Иностранный язык»; (учебной, учебно-профессиональной, квазипрофессио-
интеграция иноязычной и проектной деятельно- нальной). Более того, учитывая, что традиционная об-
сти будущих педагогов; разовательная практика вуза не может в полной мере
• развитие у студентов способности к обеспечить условия для реализации такой технологии, саморегуляции; мы считаем необходимым разработать систему зада-
• обучение в сотрудничестве; ний, составляющий единый спецкурс, в состав которо-развитие творческой активности студентов.го должны войти три модуля обучения, нацеленные на
При этом реализацию данного комплекса педаго- профессиональную идентификацию, профессиональ-
гических условий должна обеспечивать специально ную реализацию и профессиональное самосовершен-
спроектированная профессионально-ориентированная ствование бакалавров педагогического образования.
Подробнее разработанной технологии обучения и предложенного комплекса педагогических условий, реализующихся в рамках спецкурса, будет представлено в следующем параграфе настоящего исследования.
Следующий блок разрабатываемой педагогической модели является критериально-оценочным.
На основе анализа содержания проектной компетенции нами были выявлены критерии и раскрывающие их содержание показатели сфо мированности данной компетенции:
но наличие слабой мотивации к овладению этой деятельности, а также использованию ее для решения за-ач профессионального характера;
наличие недостаточно систематизированных знаний о специфике проектной деятельности в сфере преподавания иностранных языков; подходов, концепций, принципов;
наличие затруднений при решении профессиональных задач посредством проектной деятельности; неспособность к творчеству в рамках проектной
мотивационный критерий (показатели: вы- деяте гтьности, преимущественно репродуктивное вла-
раженность профессионально-познавательных и социально-профессиональных мотивов, мотивов профессиональной самореализации и самосовершенствования, достижения и саморегуляции; ценностно-смысловое отношение к будущей профессиональной деятельности; ознательное накопление профессионального опыта);
когнитивный критерий (показатели: достаточный объем, прочность, действенность, системность усвоенных знаний);
функциональный (адекватность избираемых стратегий и приемов проектной деятельности, эффективность проектной деятельности в условиях решения профессиональных задач; интегративность функционирования компонентов компетенций в проектной деятельности; самостоятельность на всех этапах осуществления проектной деятельности; творческий подход).
Выделенные показатели и критерии должны обеспечить дифференциацию студентов по следующим уровням сформированности проектной компетенции. Низкий уровень характеризуется: несформированностью профессиональных мо-
дение данным видом деятельности. Высокий уровень отличает:
сформированность мотивов достижения и профессиональной самореализации;
наличие твердых и полных знаний в объеме, требуемом для рассматриваемого направления подготовки;
сформированность всех компонентов требуемых компетенций;
стремлении к саморегуляции и самосовершенствованию посредством проектной деятельности;
самостоятельность в обращении к проектной деятельности;
способность к творчеству в рамках осуществле-ния проектной деятельности;
высокая продуктивность проектной деятельности. Последний блок модели - результативный - отражает достижение результатов обучения, что должно свидетельствовать об эффективности как самой модели, так и педагогических условий и технологии обучения ее реализующих.
Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что
ивов в отношении проектной деятельности;
отсутствием либо наличием фрагментарных зна- каждый из блоков разработанной педагогической модели, ий, связанных со спецификой проектной деятельности находясь в системной взаимосвязи с остальными, нацелен педагога по профилю «Иностранный язык»; на решение определенного аспекта глобальной педагоги-
неспособностью использовать проектную де- ческой з здачи, которая заключается в эффективном фор-ятельность для решения задач профессионального мировании профессиональных компетенций в проектной
арактера. деятельности будущих бакалавров педагогического
Среднийуровень раскрывается через: образо-вания по профилю «Иностранный язык».
• осознание важности проектной деятельности,
Библиографический список
Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
Завада Г.В., Кудаков О.Р., Мухаметзянова Ф.Г., Матушанский Г.У. Модель формирования профессионала-специалиста на основе компетентностного подхода // Материалы международного методологического семинара. 28 - 29 февраля 2008 г. Санкт-Петербург, 2008.
Коршунова О.В. Интегративно-дифференцированный подход к обучению в сельской школе (на примере предмета «Физика»). Автореф. дис... на соиск. учен. степ. док. пед. наук. Киров, 2006.
Поляков О. Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. Москва: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003.
References
Baidenko V.I. Identifying the content of graduates' competences as a necessary stage of developing the State Educational Standard of Higher Professional Education. Moscow: Research centre of the problems of specialists training quality, 2006.
Zavada G.V., Kudakov O.R., Muhametzyanova F.G., Matushansky G.U. Model of a specialist training on the basis of competence approach // Materials of the international methodological seminar 28 - 29 February 2008. Saint-Petersburg, 2008.
Korshunova O.V. Integration-differentiation approach to teaching in a rural school (in the context of Physics). Synopsis of a Ph.D. thesis in pedagogy. Kirov, 2006.
Polyakov O.G. English for special purposes: theory and practice . Moscow: NVI-Thesaurus, 2003.