Результаты экспериментальной работы по верификации модели педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по
направлению «Строительство»
The results of experimental work on the verification of the model of pedagogical assistance to development of the technical abilities of future bachelors in the direction of
preparation «Construction»
Мелкобродова Н.В.
Старший преподаватель кафедры архитектуры и графики ФГБОУ ВО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева»,
Россия, Курган e-mail: melkobrodova@inbox. ru
N. V. Melkobrodova
Senior tutor of the chain of architecture and graphics Kurgan State Agricultural Academy by T.S. Maltsev,
Russia, Kurgan e-mail: melkobrodova@inbox. ru
Аннотация.
В статье представлены цель, задачи и этапы эксперимента по педагогическому содействию развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство», описывается реализация разработанной модели и обеспечение выявленного комплекса педагогических условий, определяются показатели результативности модели, анализируются полученные данные.
Annotation.
The article presents the purpose, objectives and stages of the experiment on pedagogical assistance to development of technical abilities of future bachelors in the direction of preparation «Construction», described the implementation of the developed model and providing complex of pedagogical conditions, defined indicators of effectiveness of model, the obtained data are analyzed.
Ключевые слова: педагогический эксперимент, модель, педагогические условия, показатели результативности.
Key words: pedagogical experiment, model, pedagogical conditions, performance indicators.
Педагогический эксперимент является важнейшей составляющей любого педагогического исследования, в ходе которого осуществляется верификация выдвинутых теоретических положений. В современной литературе педагогический эксперимент трактуется как «эмпирический метод познания педагогических явлений и процессов в контролируемых и управляемых условиях» [1; с. 129]. Цель нашей экспериментальной работы предполагает проверку эффективности разработанной модели педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» и комплекса педагогических условий, обеспечивающих её функционирование.
Экспериментальная работа по педагогическому содействию развитию технических способностей
будущих бакалавров по направлению «Строительство» проводилась в три этапа: констатирующий,
формирующий и обобщающий. Базой экспериментальной работы стало ФГБОУ ВО «Курганская
государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева». В эксперимент были вовлечены студенты
77
1 курса факультета промышленного и гражданского строительства, обучающиеся по направлению подготовки «Строительство». Для систематизации и обобщения экспериментальных данных нами были определены одна контрольная и три экспериментальные группы.
На констатирующем этапе экспериментальной работы разрабатывался диагностический аппарат, предусматривающий определение критериев, показателей, построение уровневых шкал, подбор диагностических методик. В ходе эксперимента было установлено, что результативность педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» можно оценить с помощью следующих показателей: развитость технических способностей будущих бакалавров; сформированность рефлексивных умений будущих бакалавров; сформированность интереса будущих бакалавров к профессиональной деятельности.
Диагностика уровня развития технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» производилась по основным показателям каждого из структурных компонентов технических способностей: техническое мышление (гибкость, быстрота, глубина, широта); пространственное воображение (оригинальность образа, широта оперирования образами); зрительная память (объём, точность запоминания и воспроизведения, скорость); техническая наблюдательность (объём, точность); глазомер (точность); ручная умелость (скорость, точность). Для осуществления уровневой дифференциации нами были введены четыре уровня развития технических способностей: критический, допустимый, достаточный, продвинутый. Диагностический инструментарий включал как общепринятые методики, так специально разработанные нами тесты, специализированные технические задания.
Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений будущих бакалавров по направлению «Строительство» включала оценку следующих умений: осознавать цель развития технических способностей, определять методы развития технических способностей, прогнозировать результаты собственной деятельности, осуществлять пошаговую организацию своей деятельности по развитию технических способностей, анализировать, осуществлять контроль, проводить оценку, выявлять затруднения, корректировать свои действия. Оценка уровня сформированности рефлексивных умений проводилась с использованием опросов, тестов.
Диагностика уровня сформированности интереса к профессиональной деятельности будущих бакалавров по направлению «Строительство» производилась исходя из оценки выделенных компонентов данного феномена: эмоциональный, интеллектуально-познавательный, волевой. Для уровневой дифференциации определены три уровня сформированности интереса к профессиональной деятельности: низкий, средний, высокий. Оценка уровня сформированности каждого компонента интереса к профессиональной деятельности осуществлялась нами с помощью анкетирования, бесед, наблюдения за учебной деятельностью будущих бакалавров.
Результаты нулевого среза показали недостаточный уровень в проявлении выделенных показателей: развитость технических способностей на критическом уровне выявлена в среднем у 70,0% студентов, на достаточном уровне - у 4,35%, студентов с продвинутым уровнем отмечено не было; сформированность рефлексивных умений почти у 90% студентов отмечается на низком уровне, студентов с высоким уровнем не выявлено; сформированность интереса к профессиональной деятельности на низком уровне показали около 42% студентов, на высоком - 16,35%. Все группы, участвовавшие в эксперименте, принадлежали к одной совокупности студентов, что подтверждено с помощью метода математической статистки - непараметрический критерий х2 Пирсона. Полученные данные свидетельствовали о необходимости осуществления целенаправленной работы по педагогическому содействию развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» посредством внедрения модели и педагогических условий.
Формирующий этап экспериментальной работы предусматривал реализацию модели педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство», включающую в себя организационный, преобразующий и аналитический блоки; внедрение педагогических условий: 1) использование научно-практических средств профориентации, 2) организация продуктивного сотрудничества между будущими бакалаврами; 3) создание творческо-технической образовательной среды; оценку динамики показателей эффективности модели и предложенных педагогических условий.
Процесс педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» в экспериментальных группах имел некоторые особенности. В первой (ЭГ-1) экспериментальной группе реализовывалась модель, а также первое и третье педагогические условия, во второй (ЭГ-2) экспериментальной группе - модель, а также второе и третье педагогические условия, в третьей (ЭГ-3) экспериментальной группе реализовывалась модель и все три педагогических условия. В контрольной группе (КГ) реализовывались отдельные элементы модели.
При апробации модели педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» и педагогических условий осуществлялся комплекс мероприятий.
В процессе реализации организационного блока модели решались следующие задачи: формирование мотивов развития технических способностей; формирование знаний о процессе развития технических способностей, методах его осуществления; индивидуальное планирование развития технических способностей.
Для формирования мотивов проводились беседы, раскрывающие общих сведений о выбранной профессиональной области, специфических особенностях технической деятельности и техническом творчестве бакалавра по направлению «Строительство», значение технических способностей в профессиональной деятельности.
С целью оказания помощи будущим бакалаврам в понимании сущности процесса и методов развития технических способностей, а также разработки индивидуальных планов был организован мастер-класс. На первом этапа мастер-класса будущим бакалаврам раскрывались понятия «технические способности», «структурные компоненты технических способностей», «операционные механизмы», этапы развития технических способностей. Будущими бакалаврами составлялась памятка «Структурные компоненты технических способностей и их операционные механизмы». На втором этапе мастер-класса осуществлялось знакомство с программой развития технических способностей, разъяснялись методы развития технических способностей с приведением примеров их практического использования. Широко применялся рефлексивный прием «Демонстрация». Для закрепления полученной информации будущим бакалаврам предлагалось выполнить простые упражнения, направленные на развитие компонентов технических способностей и выделить основные операции. На третьем этапе мастер-класса будущим бакалаврам оказывалась практическая помощь (консультация) в разработке индивидуальных планов развития технических способностей, выборе методов и приемов. Кроме этого будущими бакалаврами составлялись индивидуальные сводные таблицы данных, куда были занесены результаты исходного уровня развития технических способностей.
В процессе реализации преобразующего блока модели решались следующие задачи: повышение уровня развития технических способностей; стимулирование интереса к профессиональной деятельности. В рамках данного блока модели будущими бакалаврами осуществлялась реализация индивидуальных планов развития своих технических способностей в организованной профессионально-ориентированная технической деятельности, предусматривающей выполнение разнообразных технических заданий. Внедрение технических заданий проходило поэтапно развитию технических способностей. На первом этапа развития технических способностей (пооперационное развитие компонентов технических способностей) будущие бакалавры
выполняли специальные упражнения. На втором этапа развития технических способностей (функциональное объединение компонентов технических способностей) применялись задания комплексного характера, требующие определения принципа действия механизма по чертежу, выполнения сборочных чертежей, эскизов, задания на конструирование, макетирование. На третьем этапе развития технических способностей (интеграция технических способностей с другими способностями и качествами личности бакалавра) применялись проектные задания. Будущими бакалаврами были выполнены проекты: «Спортивный комплекс», «Микрорайон», «Дом моей мечты». После каждого этапа развития технических способностей преподавателем и будущими бакалаврами проводился мониторинг уровня развития технических способностей, составлялся самоотчет, заполнялись индивидуальные сводные таблицы данных, своевременно осуществлялась коррекция процесса путем подбора индивидуальных заданий.
В процессе реализации аналитического блока модели решались следующие задачи: оценка и анализ достигнутых результатов процесса развития технических способностей, обобщение будущими бакалаврами полученного опыта. По обеспечению аналитического блока модели проводился рефлексивный тренинг. На первом этапе рефлексивного тренинга осуществлялась комплексная оценка достигнутого уровня развития технических способностей, сформированности рефлексивных умений и интереса к профессиональной деятельности. На втором этапе тренинга проводился анализ достигнутых результатов и обобщение полученного опыта будущими бакалаврами. С этой целью были организованы следующие мероприятия: заполнение индивидуальных таблиц сводных данных, составление графиков для наглядного представления достигнутых результатов и их сопоставления с исходными и ожидаемыми результатами; самоанализ индивидуальных планов развития технических способностей в форме анкетирования; оценка результатов своей работы с помощью оценочного листа по пятибалльной шкале по готовым критериям; для осмысления ценности проделанной работы и обобщения полученного субъективного опыта будущим бакалаврам предлагалось выполнить упражнение «Плюс-минус-интересно», написать мини-сочинение «Что мне дала эта работы». Подведение общего итога работы проводилось в форме фронтального опроса. Каждому студенту предлагалось высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: «Я узнал, что...», «Было интересно...», «Было трудно ...», «Теперь я могу ...», «Я приобрел ...», «У меня получилось ...» и т.д.
Реализация первого педагогического условия - «Применение научно-практических средств профориентации» осуществлялась путем проведения профессиональной консультации. Данное условие обеспечивало успешную реализацию модели за счет ясного понимания будущими бакалаврами значимости развития технических способностей для профессиональной деятельности. Профконсультация включала три фазы: психодиагностическая, профессиографическая, фаза принятия решения. Психодиагностическая фаза предусматривала самооценку личностных особенностей будущих бакалавров, уровня развития технических способностей, сферы их интересов посредством диагностических методик (тестирования, беседы, наблюдения и т.д.). Профессиографическая фаза направлена на раскрытие характеристики содержания труда, требований профессии и их описание в психологических терминах. В рамках данной фазы были проведены: викторина «Знаете ли вы свою будущую профессию», профориентационные игры: «Профессия и требуемые качества», «Один день из жизни», решение кроссвордов, профориентационные лекции, тематические вечера «Встреча с профессией», «Как стать профессионалом», просмотр видеоматериалов по производственной и строительной автоматике, инновационным технологиям в строительной отрасли, экскурсии на предприятия, посещение учебных мастерских, межрегиональной специализированной выставки, использование наглядной профориентационной информации, профориентационный тренинг «Моя будущая профессия», включающий: проведение упражнений «Те, кто», игры «Самая, самая», «Поступь профессионала», «Служебная записка»,
решение производственных ситуаций, составление профессиограммы и психограммы профессии бакалавра по направлению «Строительство». Фаза принятия решения, предполагала сопоставление будущими бакалаврами индивидуальных особенностей с требованиями профессии и постановки самостоятельной и осознанной цели: развивать технические способности важные для осуществления профессиональной деятельности и лично для себя как будущего бакалавра по направлению «Строительство». Данная фаза осуществлялась в ходе проведения индивидуальной беседы и анкетирования.
Второе педагогическое условие - «Организация продуктивного сотрудничества между будущими бакалаврами» обеспечивалось путем формирования групп будущих бакалавров для совместного решения технических проблем. Использовалась работа в парах постоянного и сменного состава организованная по методикам взаимообмена заданиями и взаимотренажа, работа в микрогруппах для совместного решения сложных комплексных заданий. Для продуктивной работы в условиях сотрудничества применялись разные методические приемы и материалы: организована специальная подготовка студентов-консультантов, способных руководить группой; использовались задания-ловушки, которые предполагают высказывание личного мнения студентов, их критическую мыслительную деятельность; разнообразные памятки: проведения дискуссии (с вопросами для обсуждения и заготовленными речевыми клише: «Ты согласен?, «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?» и т.д.), с этапами и правилами работы в группе, проведения взаимопроверки и др.
Для реализации третьего педагогического условия - «Создание творческо-технической образовательной среды» были подготовлены специальным образом оборудованные и оформленные аудитории (обеспечение пространственно-предметного компонента среды); к работе привлекались представители профессии (инженеры-строители, доктора, кандидаты технических наук, архитектуры), роль которых заключалась в консультировании по проблеме, оказание помощи в выборе средств, способов достижения поставленных целей, содействие в поиске необходимой информации, они выступали как эксперты в оценки результатов деятельности (обеспечение социального компонента среды); применялись деловые игры («Технический отдел», «Архитектурный отдел» и др.), методы изобретательства (метод инвертирования, метод инверсии асимметричной конструкции в симметричную, метод эвристической аналогии, брейнсторминг и др.), будущие бакалавры выступали на студенческой научной конференции с докладами по темам «Бионика в архитектуре», «Бионика в технике»; принимали участие в работе «круглых столов», в конкурсах творческих проектов, межвузовской олимпиаде по инженерной графике (обеспечение организационно-технологического компонента среды).
В ходе апробации разработанной модели и комплекса педагогических условий была проведена серия промежуточных срезов, позволившая отследить стабильную позитивную динамику изменений по всем показателям результативности педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» в экспериментальных группах.
Обобщающий этап экспериментальной работы был направлен на выявление итоговых результатов функционирования разработанной нами модели и комплекса педагогических условий по окончанию эксперимента. Итоговый срез показал наличие существенной положительной динамики по всем показателям среди студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольной. Представим сравнительный анализ полученных результатов.
Таблица 1 - Сравнительный анализ данных об уровне развития технических способностей будущих бакалавров по результатам нулевого и итогового срезов
Уровни
Груп Кол- Критический Допустимый Достаточный Продвинутый
па во нулевой итого- нулевой итого- нулевой итого- нулевой итого-
вый вый вый вый
Ко % Ко % Ко % Ко % Ко % Ко % Ко % Ко %
л- л- л- л- л- л- л- л-
во во во во во во во во
КГ 29 21 72,41 12 41,38 7 24,14 11 37,92 1 3,45 5 17,25 0 0,0 1 3,45
ЭГ-1 27 17 62,96 1 3,7 9 33,34 14 51,85 1 3,70 9 33,33 0 0,0 3 11,12
ЭГ-2 32 22 68,75 3 9,38 8 25,0 14 43,75 2 6,25 10 31,25 0 0,0 5 15,63
ЭГ-3 25 19 76,0 0 0,0 5 20,0 9 36,0 1 4,0 11 44,0 0 0,0 5 20,0
Наглядное сравнение данных об уровне развития технических способностей по результатам нулевого и итогового срезов представлены на рисунках 1 и 2.
10
0
I-
х
01
ч
£
0 ^ <0
I-
и
01 т
е; о
5С
100
50
| продвинутым достаточный допустимый |критический
(Л (Л (Л
<0
0
II
01
ч
£
0 ^ ш
н и
01 т
е; о
5С
100
50
I продвинутый достаточный | допустимый |критический
(Л (Л (Л
Рисунок 1. Данные об уровне развития технических способностей на нулевом срезе
Рисунок 2. Данные об уровне развития технических способностей на итоговом срезе
Анализ полученных данных показал, что при сопоставлении результатов нулевого и итогового срезов в экспериментальных группах произошло увеличение числа студентов с достаточным и продвинутым уровнем развития технических способностей. Особенно значительно это увеличение в ЭГ-3: почти на 60%. В ЭГ-1, ЭГ-2, КГ увеличение этих уровней развития технических способностей произошло на 40,75%; 43,5 %; 14,45% соответственно.
Таблица 2 - Сравнительный анализ данных об уровне сформированности рефлексивных умений будущих бакалавров по результатам нулевого и итогового срезов
Группа
Кол-во
низкий
нулевой
%
итоговый
%
Уровни
средний
нулевой
%
итоговый
%
высокий
нулевой
%
итоговый
%
КГ
29
26
89,66
24
82,76
10,34
17,24
0,0
0,0
ЭГ-1
27
25
92,59
7,41
7,41
12
44,44
0,0
13
48,15
ЭГ-2
32
28
87,5
6,25
12,5
17
53,12
0,0
13
40,63
ЭГ-3
25
23
92,0
2
,0
2
,0
11
44,0
0
0,0
12
48,0
Наглядное сравнение данных об уровне сформированности рефлексивных умений по результатам нулевого и итогового срезов представлены на рисунках 5 и 6.
0
0
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Кол-во
3
5
0
0
2
2
0
2
4
0
100
и
си у
о
50
100
высоким средний низкий
ш у
и о
в о
I-
н
е д
13
50
высокий средний низкий
Рисунок 3. Данные об уровне сформированности рефлексивных умений на нулевом срезе
Рисунок 4. Данные об уровне сформированности рефлексивных умений на итоговом срезе
При сопоставлении результатов нулевого и итогового срезов во всех экспериментальных группах отмечается значительное увеличение количества студентов с высоким и средним уровнем сформированности рефлексивных умений. Так, количество студентов со средним уровнем возросло: в ЭГ-1 на 37,03%, в ЭГ-2 на 40,62%, в ЭГ-3 на 36%; с высоким уровнем увеличилось: в ЭГ-1 на 48,15, в ЭГ-2 на 40,63%, в ЭГ-3 на 48%. В контрольной группе существенных изменений данного показателя не произошло (число студентов с низким уровнем уменьшилось только на 6,9%).
Таблица 3 - Сравнительный анализ данных об уровне сформированности интереса к профессиональной деятельности будущих бакалавров по результатам нулевого и итогового срезов
Группа Кол-во Уровни
низкий средний высокий
нулевой итоговый нулевой итоговый нулевой итоговый
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
КГ 29 13 44,83 9 31,03 11 37,93 13 44,83 5 17,24 7 24,14
ЭГ-1 27 14 51,85 1 3,71 10 37,04 16 59,26 3 11,11 10 37,03
ЭГ-2 32 13 40,62 1 3,13 12 37,5 16 50,0 7 21,88 15 46,87
ЭГ-3 25 10 40,0 0 0,0 12 48,0 11 44,0 3 12,0 14 56,0
Наглядное сравнение данных об уровне сформированности интереса к профессиональной деятельности по результатам нулевого и итогового срезов представлены на рисунках 3 и 4.
н
е д
о в
о
100
50
высокий средний низкий
Рисунок 5. Данные об уровне сформированности интереса к профессиональной деятельности на нулевом срезе
в о
ь
н
е д
•
ь
с о в
ь
с е
У
и о
100
50
высокий средний низкий
Рисунок 6. Данные об уровне сформированности интереса к профессиональной деятельности на итоговом срезе
Сопоставление результатов показало увеличение количества студентов экспериментальных групп с высоким уровнем сформированности интереса к профессиональной деятельности: в ЭГ-1 на 25,92, в ЭГ-2 на 24,99%, в ЭГ-3 - на 44% (в КГ лишь на 6,9%).
Таким образом, в ЭГ-3 были получены более высокие результаты, чем в остальных экспериментальных группах, что подтверждает результативность осуществления педагогического содействия развитию технических
0
0
0
0
способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» с использованием разработанной нами модели и комплекса педагогических условий.
Результаты применения критерия Пирсона (х2) показали, что отличия в контрольной и экспериментальной группах являются статистически значимыми.
Таким образом, реализация модели педагогического содействия развитию технических способностей будущих бакалавров по направлению «Строительство» в комплексе с выделенными педагогическими условиями обеспечивает повышение уровня развития технических способностей, формирование рефлексивных умений и интереса к профессиональной деятельности, что является важным фактором, обусловливающим успешность профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Строительство».
Список используемой литературы:
1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: учеб. электронное текстовое издание. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «УТГУ - УПИ», 2006. - 135 с.