13
составляла в ней почти 53 тыс. руб.). Безусловным лидером по числу задержаний контрабанды являлась Танхойская таможенная застава, занимавшаяся досмотром пассажиров и их вещей, где в 1915 г. было 170 задержаний, а в 1916 г. - 583 задержания контрабанды.14 Однако насколько эффективной была борьба с контрабандой в годы войны, судить сложно. Факты
13 Там же. Л. 25, 35.
14 Там же. Л. 35.
свидетельствуют, что перекрыть многие каналы ее поступления таможенники были не в состоянии, что не скрывали и сами руководители таможни.
Подводя самый краткий итог деятельности Иркутской таможенной линии в рассматриваемый период до крушения монархии, следует отметить, что в целом она оказалась на должной высоте возложенных на нее государством задач, а ее служащие в основном честно и добросовестно выполняли свой профессиональный долг.
Статья поступила 13.03.2015 г.
УДК 908:61(091)
ПРОЦЕСС УСИЛЕНИЯ ПРОТЕСТНОГО ДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА: ПРИЧИНЫ, ДЕЙСТВИЯ, ИТОГИ. ЧАСТЬ 4
© Е.С. Оболкин1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Исследуются причины, действия и итоги процесса усиления социального протеста в отрасли здравоохранения Иркутской области в конце ХХ века. На основании проведенных исследований установлены особенности процесса усиления в конце ХХ века протестного движения в сфере здравоохранения Иркутской области и научно обоснованы хронологические рамки данного периода. Научная новизна результатов исследования заключается в том, что данная тема является малоизученной.
Ключевые слова: социальный протест; здравоохранение; забастовки; профсоюзы.
PROTEST MOVEMENT STRENGTHENING IN IRKUTSK REGION HEALTH SECTOR IN LATE XX CENTURY: CAUSES, ACTIONS, RESULTS. PART 4 E.S. Obolkin
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
This article examines the causes, actions and results of the strengthening of the social protest in the health care sector of the Irkutsk region in the late XX century. On the basis of the conducted researches the author has identified the specific features of the process of protest movement in the health care sector of the Irkutsk region in the late twentieth century, and gives a scientifically sound chronological frameworks of the period. The scientific novelty of the research results lies in the fact that the subject is poorly understood. Keywords: social protest; health care; strikes; labor unions.
Данная статья является завершающей в серии материалов, посвященных исследованию и всестороннему анализу процесса усиления протестных действий в сфере здравоохранения Иркутской области. В статье подводятся итоги комплексного исследования причин, особенностей акций и результатов протеста в период усиления протестного движения медиков региона в конце ХХ века.
В соответствии с официальными статистическими данными о размерах заработной платы за август 1996 г., средняя заработная плата работников образования составляла 657,3 тыс. руб. или 44% от средней заработной платы работников промышленности Иркутской области - 1477,0 тыс. руб.; здравоохранения -839,1 тыс. руб. или 56,8%; культуры - 576,5 тыс. руб. или 39% [3].
17 октября 1996 г. доведенные до отчаяния ра-
ботники здравоохранения Чунской ЦРБ Иркутской области начали бессрочную голодовку [1, л. 2-4]. О данном факте объединенным профкомом работников здравоохранения было сообщено 22 октября того же года в телеграмме председателю профсоюза работников здравоохранения Иркутской области С.В. Островской; на тот момент голодовка продолжалась уже шестые сутки, и объединенный профком просил срочно принять меры, так как жизнь людей была в опасности.
В результате коллективных действий работников отрасли здравоохранения с апреля по ноябрь 1996 г. удалось добиться на федеральном уровне:
1) выделения из федерального бюджета 229,96 млрд руб. на погашение задолженности по заработной плате учреждениям здравоохранения федерального подчинения;
1Оболкин Евгений Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89642100219, e-mail: [email protected]
Obolkin Evgeny, Candidate of History, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89642100219, e-mail: [email protected]
2) увеличения расходов на здравоохранение в федеральном бюджете на 800 млрд. руб. на 1997 г.;
3) принятия Указа Президента РФ от 28 августа 1996 года № 1274 «О начислении пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней», которым было установлено, что начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов во внебюджетные фонды учреждениями здравоохранения, науки, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней, производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на оплату труда;
4) оформления налоговых обложений по лечебным учреждениям Минздравмедпрома России по задолженности за энергоносители в размере 1,1 млрд. руб., учреждениям Россанэпиднадзора России - 5,4 млрд. руб., высшим и средним учебным заведениям МЗМП РФ - 3,0 млрд руб., НИИ МЗМП РФ - 0,5 млрд руб.;
5) решения вопроса об отмене разъяснения Минтруда РФ от 25 июня 1993 года № 7 «О некоторых вопросах, связанных с порядком предоставления дополнительных отпусков», утвержденного Постановлением Минтруда № 123; указанное разъяснение Минтруда было признано Постановлением Минтруда от 17.07.1996 г. № 44 незаконным и недействительным на основании решения Верховного Суда РФ от 10 июня 1996 года; таким образом, признание Верховным Судом РФ незаконной практики присоединения дополнительных отпусков к двенадцати рабочим дням позволило добиться установления права на использование отпуска в порядке, установленном Законом, и выделения необходимых средств на реализацию этого права в полном объеме практически во всех городах и районах Иркутской области;
6) принятие Приказа № 123 от 28.02.1996 г. «О надбавках за продолжительность непрерывной работы медицинских работников», занимающим по совместительству нештатные должности в организациях здравоохранения и социальной защиты населения;
7) в результате постоянной работы с МЗМП РФ по совершенствованию действующих условий оплаты труда работников здравоохранения удалось решить ряд вопросов, способствующих повышению уровня оплаты труда работников отрасли, дифференциации в оплате в зависимости от специфики труда: так, существенно был пересмотрен раздел Положения об оплате труда работников здравоохранения, регламентирующий выплату надбавок за непрерывный стаж работы, а Приказом МЗМП РФ от 15.05.1996 г. № 192 был значительно расширен перечень периодов, которые засчитываются в стаж, дающий право на надбавку -это время пребывания в клинической ординатуре, время работы в здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций; время работы в учреждениях здравоохранения в республиках, входивших в состав СССР; кроме того, этим же Приказом МЗМП РФ от 15.05.1996 г. № 192 было предусмотрено сохранение указанного стажа после работы на долж-
ностях медицинского персонала дошкольных и общеобразовательных учреждений; при увольнении в связи с уходом за ребенком до 14 лет и ребенком-инвалидом до 16 лет; при реорганизации или изменении формы собственности учреждения здравоохранения, если работник находился в штате учреждения до реорганизации; также ряд дополнений в действующее Положение о выплате надбавок было внесено Приказом МЗ РФ от 11.11.1996 г. № 372 о зачете в стаж непрерывной работы периодов деятельности студентов в учреждениях здравоохранения; о сохранении стажа при работе студентов в учреждениях, организациях системы здравоохранения, не входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения; и др. [1, л. 2-4].
По итогам митинга трудящихся, который состоялся 5 ноября 1996 г. в Иркутске в рамках Общероссийской акции протеста профсоюзов по проблеме задолженности по выплате зарплаты в бюджетной сфере, была составлена Резолюция [4]. В ней отмечалось, что социально-экономическая обстановка в Иркутской области резко ухудшилась, а заверения Президента и Правительства РФ об усилении социальной направленности реформ, заявление о погашении задолженности по выплатам заработной платы, пенсий были названы обманом. Также констатировалось, что в результате политики Правительства РФ российская промышленность была поставлена на колени.
Взаимосвязь между состоянием российской промышленности и выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы была самая прямая, так как губернатор Иркутской области Ю.А. Ножиков отмечал, что основную статью доходов областного бюджета составляли поступления от налогов из промышленной отрасли, а областной бюджет направлял деньги на выплату зарплаты бюджетникам [4]. Такая же ситуация была и на федеральном уровне.
В 1996 г. в Иркутской области разница в среднедушевых доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан достигла почти 25-ти раз [4].
В вышеупомянутой Резолюции также отмечалось, что положения Конституции РФ, принимаемые федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и органов власти повсеместно не выполняются, нередко противоречат друг другу, и категорично заявлялось о том, что Президент, Правительство и органы власти РФ знают об этом.
Таким образом, всю вину за социально-экономическую обстановку в стране и области профсоюзы возлагали на власть, причем вплоть до Президента и Правительства РФ. Недаром в Резолюции было отмечено, что авторитет власти упал до критической отметки.
Среди требований митингующих преобладали в основном экономические, во главе которых стоял уже традиционный и наболевший вопрос долгов по зарплате. Но были и новые особенности. Так, к примеру, предлагалось внести соответствующие поправки в Конституцию РФ и Устав Иркутской области о закреплении ответственности властей за результаты своей деятельности. Также участники митинга проголосова-
ли за включение в Резолюцию митинга и политического требования, касающегося отставки Правительства РФ. Необходимо отметить еще и то, что профсоюзы в данной Резолюции призвали все трудовые коллективы Иркутской области к единению и солидарности в борьбе за свои законные права на труд, заработную плату и социальные гарантии. Таким образом, региональные профсоюзы в ноябре 1996 г. выступали за коллективные методы борьбы.
Между тем, Постановлением III съезда ФНПР «О кризисной социально-экономической ситуации в стране» от 7 декабря 1996 г. работа Правительства РФ по решению социально-экономических проблем трудящихся была признана неудовлетворительной, и членским организациям было поручено приступить к подготовке второго этапа Общероссийской акции протеста профсоюзов, которую Координационный комитет солидарных действий ФНПР решил провести в середине февраля - марте 1997 г. со следующими требованиями:
1) безоговорочно вернуть и индексировать долги по заработной плате и социальным выплатам;
2) осуществить антикризисную программу развития отечественного производства, предусмотрев изменение налоговой политики, создание новых рабочих мест, проведение экономической политики в соответствии с предвыборной программой Президента РФ;
3) обеспечить правопорядок всеми структурами власти и хозяйственными органами, создав механизм правовой ответственности органов исполнительной власти за невыполнение Конституции и законов РФ [2, л. 22].
Анализ данных требований показывает, что их характер был как экономический, так и политический. Однако главного политического требования - отставки Президента и Правительства РФ выдвинуто не было. И, на первый взгляд, на основании этого можно сделать вывод о том, что в конце 1996 г. в целом по России произошло снижение социального протеста радикального характера, но данное заключение будет преждевременным и неверным, потому что на самом деле произошло лишь временное смягчение требований профсоюзов России для возобновления переговорного процесса с властью, так как косвенно все-таки профсоюзные органы дали понять власть предержащим, что в случае дальнейшего ухудшения ситуации в стране главное политическое требование снова может быть выдвинуто на первый план. На это указывают факты признания ФНПР работы Правительства РФ по решению социально-экономических проблем трудящихся неудовлетворительной, выдвижения ФНПР требований проводить экономическую политику в соответствии с предвыборной программой Президента РФ, а также факт выдвижения требования по созданию механизма правовой ответственности органов исполнительной власти за невыполнение норм Конституции и законов РФ.
14 декабря 1996 г. прошло собрание представителей трудовых коллективов учреждений здравоохранения Иркутской области, в ходе которого в учреждениях
здравоохранения региона была объявлена предзабастовочная готовность, а в адрес губернатора и председателя Законодательного собрания Приангарья были направлены Резолюция собрания и Обращение главных врачей областных лечебно-профилактических учреждений [1, л. 7].
Так, в частности, в Обращении участников совещания представителей трудовых коллективов, учреждений здравоохранения Иркутской области к Президенту РФ Б.Н. Ельцину, Председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину, министру здравоохранения РФ Г.Б. Дмитриевой, губернатору Иркутской области Ю.А. Ножикову, председателю Иркутского областного Законодательного собрания И.З. Зеленту, главам администраций, председателям районных и городских дум Иркутской области 14 декабря 1996 г. были выдвинуты единые требования:
1) привести экономическую политику в соответствие с предвыборной программой Президента РФ;
2) принять меры по поддержке государством одной из наиболее значимых отраслей, от деятельности которой зависит здоровье;
3) обеспечить полное и своевременное финансирование организаций здравоохранения, образовательных и научных учреждений Минздравмедпрома РФ, службы Госсанэпиднадзора РФ, научных учреждений РАМН;
4) погасить все долги по зарплате и компенсациям работникам отрасли. Необходимо также отметить, что в данном Обращении было заявлено о том, что в случае непринятия неотложных мер работники здравоохранения Иркутской области будут вынуждены выдвинуть политические требования.
Данные заявления свидетельствуют о тенденции усиления к концу 1996 г. социального протеста в отрасли здравоохранения Иркутской области в сторону его радикализации посредством выдвижения требований политического характера, а это, в свою очередь, указывает на ухудшение социально-экономической ситуации в области. Кроме того, на данную тенденцию указывает и Обращение в конце 1996 г. заместителя Председателя Законодательного собрания Иркутской области Г.В. Истомина к Президенту РФ, Председателю Государственной думы Федерального Собрания РФ, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Председателю Правительства РФ, в котором Г.В. Истомин констатировал, что заверения Президента и Правительства РФ о социальной направленности реформ остаются словами, а авторитет власти упал до критической отметки [1, л. 7]. Главными же причинами сложившейся ситуации Г.В. Истомин назвал непомерное налоговое бремя, отсутствие порядка в финансово-кредитной системе и непродуманную таможенную политику, так как эти факты привели к неплатежеспособности или остановке большинства промышленных предприятий. В результате заместитель Председателя Законодательного собрания Иркутской области предложил Правительству РФ, Президенту и Федеральному Собранию принять следующие экстренные меры: 1) провести кардинальную
налоговую реформу; 2) навести порядок в финансово-кредитной системе; 3) прекратить финансовые вливания в Чеченскую республику; 4) погасить долги федерального бюджета перед областью, прежде всего по конверсионным, экологическим и социальным программам; 5) принять Федеральный закон «О прожиточном минимуме», довести тарифную сетку первого разряда ЕТС до уровня прожиточного минимума; 6) закрепить в Конституции РФ ответственность органов власти за результат своей деятельности. В случае же непринятия данных предложений или других мер, позволяющих изменить к лучшему сложившуюся ситуацию к концу 1996 г., Г.В. Истомин заявил о том, что Законодательное собрание Иркутской области будет вынуждено потребовать отчет о работе Государственной Думы Федерального Собрания и выразить недоверие Правительству РФ.
Данная позиция областных органов законодательной власти по отношению к центральной власти страны, конечно же, красноречивее и показательнее любых цифр и фактов говорит об ухудшении социально-экономической ситуации в Иркутской области к концу 1996 г.. Но общую тенденцию подтверждают еще и другие данные, которые в свою очередь говорят о том, что в конце того же года социально-экономическая обстановка в Иркутской области, резко ухудшилась: продолжалось падение производства, шло сокращение рабочих мест, росла безработица, падала рождаемость. По состоянию на 1 ноября 1996 г. общая задолженность по выплате заработной платы по области составила 1 трлн 725 млрд руб., в том числе по бюджетной сфере - 544 млрд руб. Таким образом, задолженность только за октябрь 1996 г. составила 206 млрд руб., а с начала 1996 г. Она возросла в 2,8 раза. Общая задолженность по выплате пособий на детей в Иркутской области превысила 233,7 млрд руб. (во многих городах и районах не выплачивались с января 1996 г.). За октябрь 1996 г. получили пенсию только 40% пенсионеров области. Кроме того, стремительно падал и уровень жизни в регионе. Так, 41,5% населения Иркутской области к концу 1996 г. жили за чертой минимального прожиточного уровня [1, л. 7].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что к концу 1996 г. в отрасли здравоохранения Иркутской области налицо была тенденция усиления протестных действий. Однако тенденция радикализации данных действий проявилась лишь частично, так как к единым забастовочным действиям медики При-ангарья не прибегали, лишь объявляя предзабастовочную готовность, а имевшиеся в отрасли забастовки носили локальный характер. Кроме того, в ходе социального протеста медиков региона выдвижения политических требований тоже не произошло, оно предполагалось лишь в перспективе. Еще одной тенденцией, характерной для социального протеста в отрасли здравоохранения Иркутской области в 1996 г., явля-
лись совместные протестные действия работников непроизводственных отраслей, в частности, учителей и врачей, и поддержка данных действий профсоюзами других отраслей. В качестве одной из причин усиления социального протеста в медицинской отрасли Приангарья именно в 1996 г. также можно выделить президентские выборы того же года в Российской Федерации, так как несмотря на переизбрание Б.Н. Ельцина социально-экономическая ситуация в Иркутской области в общем и в отрасли здравоохранения региона в частности не улучшилась, а даже наоборот - стала ухудшаться.
Таким образом, в период с 1994 по 1996 гг. произошло усиление социального протеста в сфере здравоохранения Иркутской области, о чем говорят следующие факты:
1) все чаще наряду с экономическими выдвигались требования политического характера;
2) Иркутский областной отраслевой профсоюз принимал участие в общероссийских коллективных действиях профсоюзов и работников отрасли здравоохранения;
3) отмечался межотраслевой характер акций протеста, то есть совместные скоординированные действия протестного характера учителей и врачей;
4) Иркутским обкомом профсоюза работников здравоохранения были приняты решительные меры по организационному укреплению, усилению единства действий и проведению единой финансовой политики профсоюза;
5) произошло объединение профсоюзов непроизводственной сферы Иркутской области путем вхождения Иркутского обкома профсоюза работников здравоохранения в состав Иркутского отделения Ассоциации профсоюза работников непроизводственной сферы РФ.
В данный период основным требованием медицинских работников области являлось погашение задолженности по зарплате работникам отрасли. Ключевое место в социальном протесте медиков Прианга-рья занимали также требования областной дифференцированной надбавки к зарплате бюджетников и внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и Устав Иркутской области о закреплении ответственности властей за результаты своей деятельности. Необходимо отметить, что 1996 г. занимает столь большое место в структуре данного научного исследования по причине того, что в это время произошло много событий, связанных с протестной активностью работников здравоохранения Приангарья, так как социальный протест медиков Иркутской области именно в 1996 г. подходил к своему пику, который в следующем году характеризовался радикализацией действий протестного характера.
Статья поступила 25.03.2015 г.
Библиографический список
1. Государственный архив новейшей истории Иркутской 2. ГАНИИО. Ф. Р-2786. О. 2. Д. 354 (протокол III Пленума области (ГАНИИО). Ф. Р-2786. О. 2. Д. 351 (документы по Иркутского обкома профсоюза).
акциям протеста: программы, листовки, требования). 3. Открытое письмо председателей Иркутских обкомов
профсоюзов работников народного образования, здравоохранения, культуры губернатору Иркутской области и председателю Законодательного собрания Иркутской области // Восточно-Сибирская правда. 1996. 19 октября.
4. Резолюция митинга трудящихся г. Иркутска, проводимого в рамках Общероссийской акции протеста профсоюзов // Восточно-Сибирская правда. 1996. 19 ноября.
УДК 378.1 (378.147)
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В РАМКАХ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
© И.В. Пашаева1, Е.Н. Юркова2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием у студентов неязыкового вуза общекультурных компетенций при изучении иностранного языка во внеаудиторное время. На примере работы факультета прикладной лингвистики ИРНИТУ проводится анализ лингвистических конкурсов, которые направлены на практическую реализацию знаний иностранного языка и на развитие умений, являющихся неотъемлемой частью общекультурной компетентности.
Ключевые слова: компетенция; профессиональные компетенции; общекультурные компетенции; творчество; творческие способности; лингвистические конкурсы.
FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS WITHIN EXTRACURRICULAR WORK IN FOREIGN LANGUAGES
I.V. Pashaeva, E.N. Yurkova
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
This article considers some topical issues relating to the formation of general cultural competences of non-linguistic university students in the process of learning foreign languages in extracurricular time. On the example of work of the Applied Linguistics Faculty of ISTU it performs the analysis of linguistic competitions directed to the practical implementation of foreign language knowledge and development of skills which are an integral part of the general cultural competence. Keywords: competence; professional competences; general cultural competences; creativity; creative abilities; linguistic competitions.
Изменения, произошедшие в последнее время в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений, навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений и навыков, развитие самостоятельности учебных действий, творческой активности обучающихся - влекут за собой переосмысление содержания, подходов, методов и приемов обучения.
Сегодня в системе высшего профессионального образования становится общепринятым компетент-ностный подход к организации образовательного процесса. При определении компетентности выпускников, подлежащей оценке в рамках реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, следует ориентироваться на стандарт третьего поколения, который определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы как обладание общекультурными и профессиональными компетенциями.
Подразделение компетенций на общекультурные и профессиональные соответствует двум составляющим высшего образования - академическому и профессиональному. Цель академического образования -развитие личности обучающегося, цель профессионального - подготовка специалистов в высших школах. Таким образом, основной целью современного высшего образования является подготовка высокопрофессионального, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста и одновременно формирование всесторонне развитой личности.
Под профессиональной компетенцией в общем смысле в современной практике определяется способность сотрудника успешно решать задачи профессионального рода деятельности в соответствии с заданными стандартами. Соответственно, составляющими профессиональной компетенции являются знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие его
1 Пашаева Ирина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел. (3952) 405189, e-mail: [email protected]
Pashaeva Irina, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Humanitarian Specialties, tel.: (3952) 405189, e-mail: [email protected]
2Юркова Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, тел.: (3952) 405297, e-mail: [email protected]
Yurkova Elena, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Humanitarian Specialties, tel.: (3952) 405297, e-mail: [email protected]