УДК 371.631.94
ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДСКИХ ЦЕНТРАХ РОССИЙСКОЙ
ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
© 2015 Д. А. Терещенко
докторант кафедры истории России e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Модернизация российского общества во второй половине XIX - начале XX века в соответствии с новыми социально-экономическими условиями потребовала перехода к подготовке специалистов в области управления, экономики и предпринимательства. В статье дана характеристика процесса становления и развития профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX - начале XX века в условиях рыночных преобразований.
Формирующаяся ныне образовательная модель не в полной мере учитывает опыт, накопленный в конце XIX - начале XX века. В связи с этим в современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и местного самоуправления в пореформенный период по развитию профессионального образования в провинциальных российских городах, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи.
Ключевые слова: образование, профессиональное образование, профессиональные кадры, профессиональные учебные заведения.
Как известно, в результате великих реформ 60-х-70-х гг. XIX в. произошли глубокие изменения всех сторон жизни российского государства, в том числе системы народного образования России, сохранившиеся вплоть до октября 1917 г.
Одним из важнейших факторов социального прогресса общества является процесс передачи опыта от одного поколения к другому через подготовку профессиональных кадров. Социальным институтом общества, поддерживающим и воспроизводящим квалифицированное профессиональное обучение подрастающего поколения, является система образования и ее основное звено, профессиональные учебные заведения.
Модернизация российского общества во второй половине XIX - начале XX в., в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, потребовала перехода к подготовке специалистов в области управления, экономики и предпринимательства.
Современный период российской истории характеризуется становлением рыночной системы хозяйствования, в условиях которой прежняя система образования не способна в полной мере удовлетворить спрос на квалифицированные кадры. Кризисное состояние экономики российского государства сегодня объясняется не только ошибками и просчетами в стратегии и тактике реформ, но и недостатком на местах специалистов-профессионалов, способных аккумулировать опыт прошлого, ценности его модернизации и реализовывать их в конкретной работе [Терещенко 2005:
3].
В связи с этим в современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и местного самоуправления в пореформенный период
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
по развитию профессионального образования в провинциальных российских городах, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи.
На развитие России второй половины XIX - начала XX в. огромное влияние оказала реформа 1861 г. и последовавшие за ней радикальные изменения во многих областях жизни Российского общества, в том числе в сфере профессиональной подготовки населения [Терещенко 2013: 68].
Развитие в России XIX в. промышленного капитализма потребовало коренного преобразования всех остатков феодальных форм и отношений. В значительной мере это касалось и вопросов народного образования. Реформами 60-х гг. были заложены основы всесословной общеобразовательной школы, открыты широкие возможности для организации образования органами местного самоуправления - земскими и городскими, а также разного рода общественными организациями и объединениями [Терещенко 2014: 108].
Процесс складывания системы подготовки специалистов в России во второй половине XIX - начале XX в. в полной мере нашел свое отражение и в российской провинции [Терещенко 2014б; Терещенко 2013: 73]. Отображая общие закономерности развития системы народного образования в стране, сфера профессиональной подготовки в городах, вместе с тем, находилась в определенной зависимости от уровня в них модернизационных процессов, состояния культуры материального производства и влияла на ход этого развития [Терещенко 2014д: 153].
Вступление России в период рыночных преобразований было тесно связано с городскими центрами, являющимися в это время не только экономическими, но и социокультурными организмами [Терещенко А.А. 2007]. Города, с одной стороны, были центром возникновения и развития профессиональной культуры, отражавшей потребности времени. С другой стороны, российские города новой эпохи не были замкнутой системой: через разнообразные формы общения и коммуникаций были тесно связаны с окружающей сельской средой и другими городами.
Городские поселения были центрами сосредоточения новой культуры в различных ее отраслях. Именно в городах находились культурно-просветительные институты и учреждения, связанные с развитием профессионального образования и культуры [Терещенко 2005а: 184].
Развитие профессиональной школы в городах российской провинции представляло собой сложный процесс, в котором взаимодействовали многочисленные государственные, общественные и частные структуры, в том числе органы местного самоуправления. В этом процессе выделялся ряд этапов, в рамках которых функционировала определенная система профессиональной подготовки населения [Там же: 185].
Поэтапное чередование преобразований профессиональной подготовки в городах крупной аграрной провинции выступало составной частью общего процесса социально-политического, социально-экономического и социокультурного развития России, осуществлявшегося по модели «догоняющего развития» [Терещенко 2014а: 91].
Профессиональное образование характеризовалось такими признаками: общая направленность подготовки квалифицированных специалистов, активных
самостоятельных членов общества; практический, более чем в общеобразовательных учреждениях, характер обучения; практика «книжного» обучения, направленная на механическое усвоение учащимися максимальной суммы знаний; совместное обучение мальчиков и девочек; многообразие и преемственность профессиональных заведений всех уровней; открытость профессиональной подготовки для всех социальных групп;
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Терещенко Д. А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX — начале XX века
в условиях рыночных преобразований
связь профессиональных учебных заведений с обществом, начиная с семьи и заканчивая органами местного самоуправления и т.п. [Терещенко 2005а: 186].
С развитием рыночных отношений неуклонно возрастала потребность в высококвалифицированных работниках, способных обслуживать все усложняющееся оборудование промышленных предприятий, других производств. Растущая сеть железных дорог вызвала необходимость увеличения числа специалистов для строительства и обслуживания железнодорожного транспорта. Все больше подготовленных специалистов требовало сельское хозяйство. Настало время, когда жизнь поставила перед экономикой проблему подготовки квалифицированных работников [Терещенко 2014г: 85].
Качество подготовки профессиональных кадров в России не могло удовлетворить растущие запросы экономики. Создание новой профессиональной школы стало острой необходимостью. С этим царское правительство вынуждено было считаться в своей политике в области профессионального образования. Потребность в квалифицированных специалистах привела к тому, что в первую очередь постепенно начала складываться сеть низших и средних специальных учебных заведений профессионального характера. Процесс их создания занял продолжительное время [Там же]. Наряду с мужскими развивалась, хотя и медленно, сеть низших и средних женских профессиональных учебных заведений [Косетченкова 2010: 122].
Так, в относительно молодых городах аграрной Курской губернии [Терещенко А.А. 2011; Терещенко А.А. 2004: 144] наиболее широкое развитие в пореформенный период получила низшая профессиональная школа, дающая возможность качественного улучшения кадрового потенциала развивающегося малого и среднего агропромышленного производства, торговли, строительства и т.п. [Терещенко А. А 2011: 122; Терещенко А. А 2004: 144].
Среднее профессиональное образование в провинциальных городах было представлено специальными учебными заведениями, которые готовили
высокопрофессиональных специалистов. В городских центрах Курской губернии специалистов среднего звена выпускали лишь отдельные учебные заведения, например Курское землемерное училище, выпускники которого пользовались огромным спросом по всей России, что в целом согласовывалось с теми тенденциями, которые были характерны для всей России.
Отсутствие в Курской губернии крупных городских центров и аграрная специализация региона, а также относительно короткий период развития основ рыночной экономики в России и продолжавшийся поиск путей становления системы профессиональной подготовки населения в начале XX в., тормозили развитие в крае высшего профессионального образования. Высших профессиональных учебных заведений в Курской губернии не было. Только Белгородский учительский институт, готовивший педагогов для системы народного просвещения Черноземного края, давал незаконченное высшее образование (в соответствии с современным уровнем образования) [Терещенко 2014д: 151; Терещенко2014е: 218-219].
Дальнейшая модернизация общества, и в частности индустриализация, определили и более высокий уровень развития сферы профессионального образования. В конце XIX - начале XX в. в провинциальных центрах Курской губернии появились новые типы низших и средних учебных заведений.
Городские поселения Курской губернии, становясь в пореформенный период многофункциональными центрами, выполняли ведущую роль в окончательном формировании системы профессиональной подготовки горожан. Губернский Курск и некоторые уездные города, соединенные железнодорожным сообщением
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
[Терещенко А. А. 2003: 124], имели большие, чем в сельской местности, возможности для развития городской инфраструктуры по профессиональной подготовке горожан.
Профессиональные учебные заведения в курских городах открывались по мере необходимости в связи с развитием агропромышленной, торговой или ремесленной сферы производства, а также специализацией городских центров в определенном секторе экономики.
Инициатива в развитии сети профессиональной подготовки населения в городских центрах Курской губернии принадлежала не только государственным органам, но и учреждениям городского и земского самоуправления, а также в значительной степени частным лицам, избравшим новый путь хозяйствования и заинтересованным в становлении профессионального образования. В российском государстве возникали многочисленные общества, ставившие своей задачей распространение профессионального образования.
Единообразия в работе учебных заведений профессионального характера, которые открывались в первые пореформенные десятилетия, не было.
Профессиональные (технические) училища находились в подчинении у разных ведомств, носили, как правило, узкоспециализированный характер, и их деятельность между собой была недостаточно согласованна. Каждое министерство, каждое ведомство занимались организацией профессиональных учебных заведений, необходимых для своей отрасли.
Правительство и общество хотя и были заинтересованы в подготовке квалифицированных профессиональных кадров, однако не обладали достаточным количеством средств для организации такого типа учебных заведений. Поэтому механические и ремесленные училища, школы, специальные учебные заведения, например торговые, возникали главным образом по общественной и частной инициативе [Терещенко 2014].
Несогласованность в главных вопросах профессионально-технического
образования приводила к ущербу в организации стройной структуры обучения специалистов и отрицательно влияла на качество этого обучения. В 70-е гг. XIX в. остро стала ощущаться необходимость общего плана развития профессионального образования в России. Разработка его началась с 1878 г.
В 1881 г. состоялся переход большинства специальных учебных заведений в ведомство Министерства народного просвещения. Это было важным шагом вперед, так как появилась возможность унифицировать и расширить сеть учебных заведений профессионального характера.
В 1884 г. при Министерстве народного просвещения было утверждено особое отделение учебного комитета по техническому и профессиональному образованию. На это отделение была возложена задача составления общего проекта промышленного образования, создания общих учебных планов однопрофильных профессиональных учебных заведений в России [Терещенко 2014г: 87].
Очень ценным положением разработанного комиссией плана было предложение о введении преподавания ручного труда в общественных школах. Комиссия не только обстоятельно рассмотрела вопросы профессионального образования в соответствии с потребностями русской промышленности, но и выдала проекты учебных планов различных технических школ и предложения по их организации [Терещенко 2005а: 190]. Недостатком этого плана было ограничение для продолжения дальнейшего образования. В «Проекте Общего нормального плана промышленного образования в России» наиболее ярко воплотилась концепция профессионально-технического образования: соответствие ее нуждам промышленности, согласование общего и
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Терещенко Д. А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX — начале XX века
в условиях рыночных преобразований
профессионального образования, усиление специализации, замена ученичества ремесленными школами.
На протяжении 80-90-х гг. XIX в. принимались различные положения (в 1893 г. «Положение о школах ремесленных учеников», в 1897 г. «Положение о низших ремесленных школах», в 1889 г. утверждены штаты промышленных училищ), уставы, которые и регулировали ход учебно-воспитательного процесса профессиональной школы России. В 1888 г. был принят закон «Основные положения о промышленных училищах», который положил начало системе среднего и низшего промышленного образования в России. На протяжении 80-90-х гг. XIX в. принимались различные положения, уставы, которые и регулировали ход учебно-воспитательного процесса профессиональной школы России1.
Несмотря на отдельные отклонения, вызываемые как внешними, так и внутренними причинами, в целом процесс развития отечественной системы профессиональной подготовки населения в рассматриваемый период имел поступательный характер. Во второй половине XIX - начале XX в. история профессионального образования не складывалась под влиянием случайного мозаичного набора внешних факторов, а выражала собой процесс внутреннего поступательного развития, которое не смогли прервать ни войны, ни революции, как таковые.
В целом складывающаяся система профессиональных учебных заведений России сформировалась только к концу XIX в. Государственные, общественные и научные деятели, многие известные лица составили тот интеллектуальный потенциал профессионально-технического образования, который сумел убедить все общество в необходимости усиления внимания к профессиональной подготовке населения. В условиях рыночной экономики изменившийся менталитет человека способствовал формированию совершенно иного взгляда как на общее образование, так и на профессиональное. Основная масса собственников при поддержке государства и по инициативе местного самоуправления составили организационно-финансовый потенциал для развития профессионального образования [Терещенко 2005а: 192].
Профессиональная подготовка в городских центрах Курской губернии, которая по количеству школ на квадратную версту в губерниях Европейской России занимала четвертое место, отвечала потребностям развивающегося типа рыночной экономики края и России и была самодостаточной.
В этом свете, очевидно, что становление и дальнейшее развитие профессионального образования является неким закономерным этапом исторической преемственности профессиональной подготовки российского населения. Этот процесс продолжается и сегодня. И мы с уверенностью можем сказать, что сегодняшняя система профессиональной подготовки специалистов едина, как и едина сама Россия.
Библиографический список
Терещенко А.А. Формирование органов самоуправления в городах Центрального Черноземья в 70-е - 90-е годы XIX века // Вопросы истории. М., 2003. № 9. С. 118-125.
1 Основные положения о промышленных училищах. СПб., 1909; ПСЗРИ. Собр. II. Т. 53. Отд. 1. 1878. С. 379; Собр. III. Т. VIII. 1888. СПб., 1890; Т. XVI. 1896. СПб., 1899; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1877-1881. Т. VII. СПб., 1883; Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел. Т. VII; СЗРИ. Основные положения о промышленных училищах 1888 года. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. 1894. СПб., 1900.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Терещенко А.А. Города Центрального Черноземья во второй половине XIX -начале XX в. // Вопросы истории. М., 2004. № 12. С. 143-146.
Терещенко А.А. Торговые связи городов Центрального Черноземья во второй половине XIX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2007. № 2 (4). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/sa21.pdf (дата обращения: 12.03.2015).
Терещенко А.А. Развитие промышленности в городах Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3 (19). Т. 2. URL: www.scientific-notes.ru/pdf/021-011.pdf (дата обращения: 28.02.2015).
Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. 28 с.
Терещенко Д. А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии): дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. 207 с.
Косетченкова Е.А. Государственная политика в области женского профессионального образования в России в конце XIX - начале ХХ века. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. 274 с.
Терещенко Д.А. Деятельность органов местного самоуправления по развитию профессионального образования в российской провинции во второй половине XIX -начале XX века // Федеральный научно-практический журнал «Вестник Орловского государственного университета». Серия: «Новые гуманитарные исследования». Орел: Алеф-Пресс. 2013. №6(35). С. 68-74.
Терещенко Д. А. Коммерческие профессиональные учебные заведения России в системе подготовки специалистов для промышленности и торговли во второй половине XIX-начале XX века в условиях складывающейся рыночной экономики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История.
Политология. Экономика. Информатика. Белгород: Изд-во ФГАОУ ВПО
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2014. Т. 29. № 1 (172). С. 108-114.
Терещенко Д.А. Профессиональная школа в городах российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ века // Клио. СПб: Изд-во ООО «Полторак», 2014а. № 6 (90). С. 91-92.
Терещенко Д.А. Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России в конце XIX - начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014б. № 1 (29). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/034-006.pdf (дата обращения: 14.04.2015).
Терещенко Д.А. Типичные сельскохозяйственные учебные заведения в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск: Изд-во ЮЗГУ. 2014в. № 1. С. 135-141.
Терещенко Д.А. Практические шаги государства по реформированию системы профессионального образования в российской империи во второй половине XIX-начале XX века // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2014г. № 2. С. 82-87.
Терещенко Д.А. Подготовка учительских кадров в системе профессионального образования России во второй половине XIX - начале XX века // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: История и право. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2014д. № 3. С. 147-154.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Терещенко Д. А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX — начале XX века
в условиях рыночных преобразований
Терещенко Д.А. Профессиональная подготовка учителей в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Социология и социальная работа в системе профессионального образования: материалы междунар. науч.-практич. и методич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгород, 2014е. С. 218-219.