Научная статья на тему 'Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине xix – начале XX века в условиях рыночных преобразований'

Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине xix – начале XX века в условиях рыночных преобразований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / профессиональное образование / профессиональные кадры / профессиональные учебные заведения / professional schools. / education / professional education / professional staff

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д А. Терещенко

Модернизация российского общества во второй половине XIX − начале XX века в соответствии с новыми социально-экономическими условиями потребовала перехода к подготовке специалистов в области управления, экономики и предпринимательства. В статье дана характеристика процесса становления и развития профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX − начале XX века в условиях рыночных преобразований. Формирующаяся ныне образовательная модель не в полной мере учитывает опыт, накопленный в конце XIX − начале XX века. В связи с этим в современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и местного самоуправления в пореформенный период по развитию профессионального образования в провинциальных российских городах, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Д А. Терещенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GROWTH AND DEVELOPMENT OF VOCATIONAL TRAINING IN URBAN CENTERS IN THE RUSSIAN PROVINCE IN SECOND HALF XIX-EARLY XX CENTURY IN CONDITIONS OF MARKET TRANSFORMATIONS

The modernization of the Russian society during the second half of XIX-early XX century, according to the new socio-economic conditions required the transition to the training of specialists in the field of management, economics and entrepreneurship. The article gives the characteristics of the process of formation and development of vocational education in provincial Russia in the second half of XIX-early XX century in the conditions of market transformations. Now emerging educational model does not fully take into account the experience gained in the late XIX-early XX century. In this connection, in modern conditions it is extremely important to study the practical steps of the state and local governments in the post-reform period for the development of vocational education in the provincial Russian cities as well as the processes that take place when and developing now are very similar.

Текст научной работы на тему «Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине xix – начале XX века в условиях рыночных преобразований»

УДК 371.631.94

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДСКИХ ЦЕНТРАХ РОССИЙСКОЙ

ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

© 2015 Д. А. Терещенко

докторант кафедры истории России e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

Модернизация российского общества во второй половине XIX - начале XX века в соответствии с новыми социально-экономическими условиями потребовала перехода к подготовке специалистов в области управления, экономики и предпринимательства. В статье дана характеристика процесса становления и развития профессионального образования в провинциальной России во второй половине XIX - начале XX века в условиях рыночных преобразований.

Формирующаяся ныне образовательная модель не в полной мере учитывает опыт, накопленный в конце XIX - начале XX века. В связи с этим в современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и местного самоуправления в пореформенный период по развитию профессионального образования в провинциальных российских городах, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи.

Ключевые слова: образование, профессиональное образование, профессиональные кадры, профессиональные учебные заведения.

Как известно, в результате великих реформ 60-х-70-х гг. XIX в. произошли глубокие изменения всех сторон жизни российского государства, в том числе системы народного образования России, сохранившиеся вплоть до октября 1917 г.

Одним из важнейших факторов социального прогресса общества является процесс передачи опыта от одного поколения к другому через подготовку профессиональных кадров. Социальным институтом общества, поддерживающим и воспроизводящим квалифицированное профессиональное обучение подрастающего поколения, является система образования и ее основное звено, профессиональные учебные заведения.

Модернизация российского общества во второй половине XIX - начале XX в., в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, потребовала перехода к подготовке специалистов в области управления, экономики и предпринимательства.

Современный период российской истории характеризуется становлением рыночной системы хозяйствования, в условиях которой прежняя система образования не способна в полной мере удовлетворить спрос на квалифицированные кадры. Кризисное состояние экономики российского государства сегодня объясняется не только ошибками и просчетами в стратегии и тактике реформ, но и недостатком на местах специалистов-профессионалов, способных аккумулировать опыт прошлого, ценности его модернизации и реализовывать их в конкретной работе [Терещенко 2005:

3].

В связи с этим в современных условиях чрезвычайно актуально изучение практических шагов государства и местного самоуправления в пореформенный период

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

по развитию профессионального образования в провинциальных российских городах, так как процессы, протекавшие тогда и развивающиеся теперь, во многом схожи.

На развитие России второй половины XIX - начала XX в. огромное влияние оказала реформа 1861 г. и последовавшие за ней радикальные изменения во многих областях жизни Российского общества, в том числе в сфере профессиональной подготовки населения [Терещенко 2013: 68].

Развитие в России XIX в. промышленного капитализма потребовало коренного преобразования всех остатков феодальных форм и отношений. В значительной мере это касалось и вопросов народного образования. Реформами 60-х гг. были заложены основы всесословной общеобразовательной школы, открыты широкие возможности для организации образования органами местного самоуправления - земскими и городскими, а также разного рода общественными организациями и объединениями [Терещенко 2014: 108].

Процесс складывания системы подготовки специалистов в России во второй половине XIX - начале XX в. в полной мере нашел свое отражение и в российской провинции [Терещенко 2014б; Терещенко 2013: 73]. Отображая общие закономерности развития системы народного образования в стране, сфера профессиональной подготовки в городах, вместе с тем, находилась в определенной зависимости от уровня в них модернизационных процессов, состояния культуры материального производства и влияла на ход этого развития [Терещенко 2014д: 153].

Вступление России в период рыночных преобразований было тесно связано с городскими центрами, являющимися в это время не только экономическими, но и социокультурными организмами [Терещенко А.А. 2007]. Города, с одной стороны, были центром возникновения и развития профессиональной культуры, отражавшей потребности времени. С другой стороны, российские города новой эпохи не были замкнутой системой: через разнообразные формы общения и коммуникаций были тесно связаны с окружающей сельской средой и другими городами.

Городские поселения были центрами сосредоточения новой культуры в различных ее отраслях. Именно в городах находились культурно-просветительные институты и учреждения, связанные с развитием профессионального образования и культуры [Терещенко 2005а: 184].

Развитие профессиональной школы в городах российской провинции представляло собой сложный процесс, в котором взаимодействовали многочисленные государственные, общественные и частные структуры, в том числе органы местного самоуправления. В этом процессе выделялся ряд этапов, в рамках которых функционировала определенная система профессиональной подготовки населения [Там же: 185].

Поэтапное чередование преобразований профессиональной подготовки в городах крупной аграрной провинции выступало составной частью общего процесса социально-политического, социально-экономического и социокультурного развития России, осуществлявшегося по модели «догоняющего развития» [Терещенко 2014а: 91].

Профессиональное образование характеризовалось такими признаками: общая направленность подготовки квалифицированных специалистов, активных

самостоятельных членов общества; практический, более чем в общеобразовательных учреждениях, характер обучения; практика «книжного» обучения, направленная на механическое усвоение учащимися максимальной суммы знаний; совместное обучение мальчиков и девочек; многообразие и преемственность профессиональных заведений всех уровней; открытость профессиональной подготовки для всех социальных групп;

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Терещенко Д. А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX — начале XX века

в условиях рыночных преобразований

связь профессиональных учебных заведений с обществом, начиная с семьи и заканчивая органами местного самоуправления и т.п. [Терещенко 2005а: 186].

С развитием рыночных отношений неуклонно возрастала потребность в высококвалифицированных работниках, способных обслуживать все усложняющееся оборудование промышленных предприятий, других производств. Растущая сеть железных дорог вызвала необходимость увеличения числа специалистов для строительства и обслуживания железнодорожного транспорта. Все больше подготовленных специалистов требовало сельское хозяйство. Настало время, когда жизнь поставила перед экономикой проблему подготовки квалифицированных работников [Терещенко 2014г: 85].

Качество подготовки профессиональных кадров в России не могло удовлетворить растущие запросы экономики. Создание новой профессиональной школы стало острой необходимостью. С этим царское правительство вынуждено было считаться в своей политике в области профессионального образования. Потребность в квалифицированных специалистах привела к тому, что в первую очередь постепенно начала складываться сеть низших и средних специальных учебных заведений профессионального характера. Процесс их создания занял продолжительное время [Там же]. Наряду с мужскими развивалась, хотя и медленно, сеть низших и средних женских профессиональных учебных заведений [Косетченкова 2010: 122].

Так, в относительно молодых городах аграрной Курской губернии [Терещенко А.А. 2011; Терещенко А.А. 2004: 144] наиболее широкое развитие в пореформенный период получила низшая профессиональная школа, дающая возможность качественного улучшения кадрового потенциала развивающегося малого и среднего агропромышленного производства, торговли, строительства и т.п. [Терещенко А. А 2011: 122; Терещенко А. А 2004: 144].

Среднее профессиональное образование в провинциальных городах было представлено специальными учебными заведениями, которые готовили

высокопрофессиональных специалистов. В городских центрах Курской губернии специалистов среднего звена выпускали лишь отдельные учебные заведения, например Курское землемерное училище, выпускники которого пользовались огромным спросом по всей России, что в целом согласовывалось с теми тенденциями, которые были характерны для всей России.

Отсутствие в Курской губернии крупных городских центров и аграрная специализация региона, а также относительно короткий период развития основ рыночной экономики в России и продолжавшийся поиск путей становления системы профессиональной подготовки населения в начале XX в., тормозили развитие в крае высшего профессионального образования. Высших профессиональных учебных заведений в Курской губернии не было. Только Белгородский учительский институт, готовивший педагогов для системы народного просвещения Черноземного края, давал незаконченное высшее образование (в соответствии с современным уровнем образования) [Терещенко 2014д: 151; Терещенко2014е: 218-219].

Дальнейшая модернизация общества, и в частности индустриализация, определили и более высокий уровень развития сферы профессионального образования. В конце XIX - начале XX в. в провинциальных центрах Курской губернии появились новые типы низших и средних учебных заведений.

Городские поселения Курской губернии, становясь в пореформенный период многофункциональными центрами, выполняли ведущую роль в окончательном формировании системы профессиональной подготовки горожан. Губернский Курск и некоторые уездные города, соединенные железнодорожным сообщением

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

[Терещенко А. А. 2003: 124], имели большие, чем в сельской местности, возможности для развития городской инфраструктуры по профессиональной подготовке горожан.

Профессиональные учебные заведения в курских городах открывались по мере необходимости в связи с развитием агропромышленной, торговой или ремесленной сферы производства, а также специализацией городских центров в определенном секторе экономики.

Инициатива в развитии сети профессиональной подготовки населения в городских центрах Курской губернии принадлежала не только государственным органам, но и учреждениям городского и земского самоуправления, а также в значительной степени частным лицам, избравшим новый путь хозяйствования и заинтересованным в становлении профессионального образования. В российском государстве возникали многочисленные общества, ставившие своей задачей распространение профессионального образования.

Единообразия в работе учебных заведений профессионального характера, которые открывались в первые пореформенные десятилетия, не было.

Профессиональные (технические) училища находились в подчинении у разных ведомств, носили, как правило, узкоспециализированный характер, и их деятельность между собой была недостаточно согласованна. Каждое министерство, каждое ведомство занимались организацией профессиональных учебных заведений, необходимых для своей отрасли.

Правительство и общество хотя и были заинтересованы в подготовке квалифицированных профессиональных кадров, однако не обладали достаточным количеством средств для организации такого типа учебных заведений. Поэтому механические и ремесленные училища, школы, специальные учебные заведения, например торговые, возникали главным образом по общественной и частной инициативе [Терещенко 2014].

Несогласованность в главных вопросах профессионально-технического

образования приводила к ущербу в организации стройной структуры обучения специалистов и отрицательно влияла на качество этого обучения. В 70-е гг. XIX в. остро стала ощущаться необходимость общего плана развития профессионального образования в России. Разработка его началась с 1878 г.

В 1881 г. состоялся переход большинства специальных учебных заведений в ведомство Министерства народного просвещения. Это было важным шагом вперед, так как появилась возможность унифицировать и расширить сеть учебных заведений профессионального характера.

В 1884 г. при Министерстве народного просвещения было утверждено особое отделение учебного комитета по техническому и профессиональному образованию. На это отделение была возложена задача составления общего проекта промышленного образования, создания общих учебных планов однопрофильных профессиональных учебных заведений в России [Терещенко 2014г: 87].

Очень ценным положением разработанного комиссией плана было предложение о введении преподавания ручного труда в общественных школах. Комиссия не только обстоятельно рассмотрела вопросы профессионального образования в соответствии с потребностями русской промышленности, но и выдала проекты учебных планов различных технических школ и предложения по их организации [Терещенко 2005а: 190]. Недостатком этого плана было ограничение для продолжения дальнейшего образования. В «Проекте Общего нормального плана промышленного образования в России» наиболее ярко воплотилась концепция профессионально-технического образования: соответствие ее нуждам промышленности, согласование общего и

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Терещенко Д. А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX — начале XX века

в условиях рыночных преобразований

профессионального образования, усиление специализации, замена ученичества ремесленными школами.

На протяжении 80-90-х гг. XIX в. принимались различные положения (в 1893 г. «Положение о школах ремесленных учеников», в 1897 г. «Положение о низших ремесленных школах», в 1889 г. утверждены штаты промышленных училищ), уставы, которые и регулировали ход учебно-воспитательного процесса профессиональной школы России. В 1888 г. был принят закон «Основные положения о промышленных училищах», который положил начало системе среднего и низшего промышленного образования в России. На протяжении 80-90-х гг. XIX в. принимались различные положения, уставы, которые и регулировали ход учебно-воспитательного процесса профессиональной школы России1.

Несмотря на отдельные отклонения, вызываемые как внешними, так и внутренними причинами, в целом процесс развития отечественной системы профессиональной подготовки населения в рассматриваемый период имел поступательный характер. Во второй половине XIX - начале XX в. история профессионального образования не складывалась под влиянием случайного мозаичного набора внешних факторов, а выражала собой процесс внутреннего поступательного развития, которое не смогли прервать ни войны, ни революции, как таковые.

В целом складывающаяся система профессиональных учебных заведений России сформировалась только к концу XIX в. Государственные, общественные и научные деятели, многие известные лица составили тот интеллектуальный потенциал профессионально-технического образования, который сумел убедить все общество в необходимости усиления внимания к профессиональной подготовке населения. В условиях рыночной экономики изменившийся менталитет человека способствовал формированию совершенно иного взгляда как на общее образование, так и на профессиональное. Основная масса собственников при поддержке государства и по инициативе местного самоуправления составили организационно-финансовый потенциал для развития профессионального образования [Терещенко 2005а: 192].

Профессиональная подготовка в городских центрах Курской губернии, которая по количеству школ на квадратную версту в губерниях Европейской России занимала четвертое место, отвечала потребностям развивающегося типа рыночной экономики края и России и была самодостаточной.

В этом свете, очевидно, что становление и дальнейшее развитие профессионального образования является неким закономерным этапом исторической преемственности профессиональной подготовки российского населения. Этот процесс продолжается и сегодня. И мы с уверенностью можем сказать, что сегодняшняя система профессиональной подготовки специалистов едина, как и едина сама Россия.

Библиографический список

Терещенко А.А. Формирование органов самоуправления в городах Центрального Черноземья в 70-е - 90-е годы XIX века // Вопросы истории. М., 2003. № 9. С. 118-125.

1 Основные положения о промышленных училищах. СПб., 1909; ПСЗРИ. Собр. II. Т. 53. Отд. 1. 1878. С. 379; Собр. III. Т. VIII. 1888. СПб., 1890; Т. XVI. 1896. СПб., 1899; Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 1877-1881. Т. VII. СПб., 1883; Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел. Т. VII; СЗРИ. Основные положения о промышленных училищах 1888 года. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. 1894. СПб., 1900.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Терещенко А.А. Города Центрального Черноземья во второй половине XIX -начале XX в. // Вопросы истории. М., 2004. № 12. С. 143-146.

Терещенко А.А. Торговые связи городов Центрального Черноземья во второй половине XIX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2007. № 2 (4). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/sa21.pdf (дата обращения: 12.03.2015).

Терещенко А.А. Развитие промышленности в городах Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3 (19). Т. 2. URL: www.scientific-notes.ru/pdf/021-011.pdf (дата обращения: 28.02.2015).

Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. 28 с.

Терещенко Д. А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии): дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. 207 с.

Косетченкова Е.А. Государственная политика в области женского профессионального образования в России в конце XIX - начале ХХ века. Курск: Курск. гос. ун-т, 2010. 274 с.

Терещенко Д.А. Деятельность органов местного самоуправления по развитию профессионального образования в российской провинции во второй половине XIX -начале XX века // Федеральный научно-практический журнал «Вестник Орловского государственного университета». Серия: «Новые гуманитарные исследования». Орел: Алеф-Пресс. 2013. №6(35). С. 68-74.

Терещенко Д. А. Коммерческие профессиональные учебные заведения России в системе подготовки специалистов для промышленности и торговли во второй половине XIX-начале XX века в условиях складывающейся рыночной экономики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История.

Политология. Экономика. Информатика. Белгород: Изд-во ФГАОУ ВПО

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2014. Т. 29. № 1 (172). С. 108-114.

Терещенко Д.А. Профессиональная школа в городах российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ века // Клио. СПб: Изд-во ООО «Полторак», 2014а. № 6 (90). С. 91-92.

Терещенко Д.А. Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России в конце XIX - начале XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014б. № 1 (29). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/034-006.pdf (дата обращения: 14.04.2015).

Терещенко Д.А. Типичные сельскохозяйственные учебные заведения в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск: Изд-во ЮЗГУ. 2014в. № 1. С. 135-141.

Терещенко Д.А. Практические шаги государства по реформированию системы профессионального образования в российской империи во второй половине XIX-начале XX века // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2014г. № 2. С. 82-87.

Терещенко Д.А. Подготовка учительских кадров в системе профессионального образования России во второй половине XIX - начале XX века // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: История и право. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2014д. № 3. С. 147-154.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Терещенко Д. А. Процесс становления и развития профессиональной подготовки населения в городских центрах российской провинции во второй половине XIX — начале XX века

в условиях рыночных преобразований

Терещенко Д.А. Профессиональная подготовка учителей в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX века // Социология и социальная работа в системе профессионального образования: материалы междунар. науч.-практич. и методич. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгород, 2014е. С. 218-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.