Научная статья на тему 'Процесс регресса в системе образования'

Процесс регресса в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕДРЕНИЕ НОВШЕСТВ / ЕГЭ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / HISTORY OF EDUCATION / SYSTEM OF EDUCATION / TRAINING / EDUCATION REFORM / MODERN RUSSIAN EDUCATION / IMPLEMENTATION OF INNOVATIONS / CSE / EDUCATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Василий Вадимович

В статье рассмотрены основные элементы системы образования, в том числе истории образования как направления социальной политики государства, а также ее главные пункты от древних времен и до наших дней; рассмотрены элементы прогресса и регресса в системе образования, начиная со школьного образования; указаны основные проблемы, возникшие в последние десятилетия в системе образования с появлением новых видов обучения и учебных заведений разного уровня; затронуты главные аспекты российского образования нескольких последних лет такие, как возможная альтернатива ЕГЭ. В статье перечислены недостатки западной системы образования, активно проявляющиеся в последние годы и в российском образовании; внедряемые «новаторские» идеи образования, которые зачастую оказывают негативное влияние на многолетние правила российского образования. Перечислены также возможные способы противостояния прозападным элементам образования, их преимущества и недостатки разного уровня. Названы основные положительные и негативные элементы появления новшеств в системе образования, а также возможные последствия таковых действий. Сделан вывод о том, что решение проблемы регресса в системе образования является весьма важной составляющей политики государства в данной сфере и целью предотвращения деградации данной сферы человеческой жизнедеятельности. Указаны возможные направления и пути решения большинства проблем, возникающих в образовательной сфере при возможном использовании новшеств, внедряемых в течение нескольких последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Василий Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of regress in the system of education

The article describes the main elements of the education system, including the history of education as a direction of state social policy and its main points from ancient times to the present day. It also describes the elements of progress and regress in the education system, starting with school education. The author presents the main problems appeared in the last decade in the education system with the emergence of new types of education and educational institutions of different levels. The article touches upon the main aspects of Russian education of the last few years such as a possible alternative to the Centralized State Exam (CSE). The article lists the disadvantages of the Western system of education, appeared in recent years in the Russian education; implemented "innovative" ideas of education, which often have a negative impact on the rules of the Russian education existing for many years. Also the author lists possible methods of fighting with the Pro-Western elements of education, their advantages and disadvantages at different levels. The key positive and negative elements of innovation in the education system, as well as the possible consequences of such action are identified. It is concluded that the solution to the problem of regression in the education system is a very important component of the state policy in this sphere and the main aim of it is to prevent the degradation of this sphere of human activity. The author specifies the possible directions and ways of solving most of the problems arising in the educational field with possible using innovations implemented in the past few years.

Текст научной работы на тему «Процесс регресса в системе образования»

УДК 122 DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-17

ПРОЦЕСС РЕГРЕССА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Морозов Василий Вадимович,

аспирант, laslo5@yandex.ru,

Московский политехнический университет, Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрены основные элементы системы образования, в том числе истории образования как направления социальной политики государства, а также ее главные пункты от древних времен и до наших дней; рассмотрены элементы прогресса и регресса в системе образования, начиная со школьного образования; указаны основные проблемы, возникшие в последние десятилетия в системе образования с появлением новых видов обучения и учебных заведений разного уровня; затронуты главные аспекты российского образования нескольких последних лет — такие, как возможная альтернатива ЕГЭ. В статье перечислены недостатки западной системы образования, активно проявляющиеся в последние годы и в российском образовании; внедряемые «новаторские» идеи образования, которые зачастую оказывают негативное влияние на многолетние правила российского образования. Перечислены также возможные способы противостояния прозападным элементам образования, их преимущества и недостатки разного уровня. Названы основные положительные и негативные элементы появления новшеств в системе образования, а также возможные последствия таковых действий. Сделан вывод о том, что решение проблемы регресса в системе образования является весьма важной составляющей политики государства в данной сфере и целью предотвращения деградации данной сферы человеческой жизнедеятельности. Указаны возможные направления и пути решения большинства проблем, возникающих в образовательной сфере при возможном использовании новшеств, внедряемых в течение нескольких последних лет.

Ключевые слова: история образования; система образования; обучение; реформирование образования; современное российское образование; внедрение новшеств; ЕГЭ; образовательные традиции

Для цитирования: Морозов В.В. Процесс регресса в системе образования//Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 11. 2017. № 4. С. 136-139. Ю110.22412/1999-5644-11-4-17.

Дата поступления статьи: 25.10.2017. Дата утверждения в печать: 27.11.2017.

Система образования является одним из ведущих направлений социальной политики любого государства. В социальном государстве образование не только играет особую роль в социализации, но и содействует равенству и обеспечению социальной мобильности людей, особенно подрастающего поколения, для соблюдения прав которого требуются определенные меры, в том числе в сфере образования. Данные принципы давно закреплены во многих документах в отношении доступа к образованию. Расширение доступа к образованию способствует развитию и личности в частности, и общества в целом, причем речь идет об образовании на протяжении всей жизни человека,

поскольку это дает ему возможность наиболее полно раскрыть свои способности и не потеряться в конкурентной среде, и, таким образом, принести максимальную пользу своей стране.

Но, к сожалению, в последнее время во многих странах продолжается и по сей день пересмотр прежних представлений о ведущей роли государства в социальной политике, в том числе образовательной. Но создатели «новых правил» добились далеко не всего, на что рассчитывали, во многом из-за массовых протестов, активного сопротивления коммерциализации образования со стороны гражданского общества. Более того, в настоящее время в теоретических разработках западных исследователей все больше доводов

приводится в пользу подхода, соединяющего прежний и новый взгляд на образовательную систему, в котором значительная роль государства сочетается с экономической эффективностью; доказывается, что привнесение рыночных отношений в образование не ведет к гарантированному росту эффективности образовательной системы, скорее, ведет к ее регрессу. Предлагается рассматривать политику государственных инвестиций в человеческий капитал в качестве стратегического инвестирования в рыночную экономику.

Однако, как показали социальные исследования, возможные дополнительные инвестиции в образование детей из малообеспеченных семей позволяют преодолеть стагнирующую бедность, повысить стартовые возможности детей подобной категории, тем самым способствуя социальной стабильности и прогрессу. Во многом подобные идеи перекликаются с идеями швейцарского педагога ХУШ—ХК вв. И. Песталоцци — одного из основоположников развивающего обучения и теории начального образования. Но только в наши дни получили широкое распространение идеи, согласно которым затраты на образование не рассматриваются в качестве расходов, а считаются высокоэффективными вложениями.

Понятие образования, как отмечает Комитет ООН по правам ребенка (в Замечании общего порядка № 1 за 2001 г.), «...выходит далеко за рамки формального школьного образования и охватывает широкий круг жизненных ситуаций и процессов познания, которые позволяют детям как индивидуально, так и в коллективе развивать свою личность, таланты и особенности; и жить полноценной и приносящей удовлетворение жизнью в обществе.» [1, с. 1—11].

В последние два десятилетия российская система образования существенно изменилась: появились дошкольное обучение, обучение в семье, экстернат, негосударственные школы и вузы. При этом в России постоянно фиксируется достаточно высокая значимость образования как социальной ценности. Однако «реформирование» российского образования происходило и происходит в основном методом нескончаемого экспериментирования, зачастую недостаточно продуманного и последовательного, что вызывает массу вопросов и нареканий. В итоге мы сумели сломать прежнюю систему классического политехнического всеобщего образования, которое высоко ценилось во всем мире, и не построили качественно более совершенную систему, хотя

именно это заявлялось как цель. Опыт других стран, в частности европейских, свидетельствует о том, что разочарование молодежи, «не видящей для себя будущего», даже несмотря на хорошее образование, делает аполитичную молодежь «практически в одночасье политической силой» [2, с. 514-516].

В последнее время возникает закономерный вопрос: те новации, которые внедрялись в российское образование в начале XXI в., принесли ли уже или принесут ли в обозримом будущем пользу нашему обществу? К сожалению, у многих пока возникает отрицательный ответ. Это связано не только с неприятием новаций в данной сфере (хотя это тоже весьма важный показатель), но и с вполне объективными негативными результатами; а также ожидаемыми, не менее плачевными последствиями образовательной реформы недалекого прошлого [3, с. 22-24.]

В прошлом школа должна была в обязательном порядке давать детям знания, причем довольно широкие, которыми они уже в сознательном возрасте могли распорядиться как угодно; а нынешние «реформы» школьного образования заключаются лишь в том, чтобы давать возможность получить знания (для реализации такой возможности нужно еще научить учиться) в меньшем объеме. Если кто-то не сможет в силу каких-либо причин воспользоваться такой возможностью (например, вследствие того, что учителя не воспитали тяги к учебе или не привили умения применять знания; а ведь в наши дни, в отличие от прежних времен, они «не обязаны» этого делать, и консультирования учащихся недостаточно), тот необходимых знаний не получит. Очевидно, что данные изменения приведут к ограничению доступности образования, к дальнейшей опасной поляризации в обществе, к социальным и иным конфликтам, к возможному невежеству [4, с. 191-192.]

Данные «реформы» связаны со многими явлениями. С переходом к капитализму государство в России стало стремительно уходить из образования; впрочем, как и из всей социальной сферы. В настоящее время 60% обучения в вузах осуществляется на платной основе, что означает создание определенных финансовых преград для получения высшего образования для малоимущих слоев, для раскрытия возможностей талантливой молодежи. В конечном итоге это может привести к тому, что мы не досчитаемся новых возможных открытий, в научно-техническом плане рискуем застрять на обочине мирового

развития, лишиться многих перспектив; что чревато дальнейшим возможным расслоением населения. К сожалению, существующий порядок вещей способствует сохранению дифференциации в образовании и неравенства в обществе [5, с. 177-179.]

Нынешнее реформирование сферы образования, в частности введение обязательного единого государственного экзамена (ЕГЭ), двухуровневой системы высшего образования и т.д., до сих пор вызывает неоднозначную реакцию как в педагогическом сообществе, так и в российском обществе в целом. В образовательном плане необходима альтернатива прозападному ЕГЭ и западным образовательным программам. В России уловили угрозы, которые с ним связаны. От ЕГЭ как такового уже хотят избавиться во многих западных странах, поскольку он уже не соответствует запросам времени. Потому наличие диплома все в меньшей степени становится там преимуществом при получении высокооплачиваемой работы. Также нужно согласиться с выводом, что «академические квалификации

теперь говорят меньше о потенциальных работниках, так как свидетельствуют о способности индивида пройти тесты и экзамены, а не об умении работать в командах или о социальных и личных навыках». Решением всех сложных проблем должна стать последовательная государственная политика, основанная на выверенных и сбалансированных решениях, учитывающих мнение большинства граждан, опирающаяся на принципы, заложенные в Конституции РФ и международных конвенциях, что не отменяет индивидуальной меры ответственности за свое образование и саморазвитие. Государство должно быть на практике социально ответственным, гарантировать выполнение своих социальных обязательств, в ходе выработки и проведения социальной политики, в том числе образовательной, активно взаимодействовать с гражданским обществом. В сфере образования требуется централизованный и системный подход, обеспечиваемый государством и обязательно учитывающий общественные запросы.

Литература

1. Гаврилова И.Н. Проблемы реформирования образования в современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование: политология, экономика, право. 2012. № 3 (23). С. 6-16.

2. Шпаковская Л.Л. Политика высшего образования в Европе в ХХ веке: от государства к рынку// Журнал исследований социальной политики. 2010. № 4. Т. 8. С. 495-519.

3. Трушин А.А. Новая школа // Прямые инвестиции. 2011. № 5. С. 22-24.

4. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.

5. Горшков М.К., Крумм Р., Петухов В.В., Бызов Л.Г. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.: Весь Мир, 2011. 328 с.

6. Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N. R., Pristupa E.N., Lebedeva N.V. Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education // International Review of Management and Marketing.Volume 6, Issue 1, 2016, Pages 218-223.

THE PROCESS OF REGRESS IN THE SYSTEM OF EDUCATION

Vasilii V. Morozov,

PhD student, laslo5@yandex.ru,

Moscow Polytechnic University, Moscow, Russian Federation

The article describes the main elements of the education system, including the history of education as a direction of state social policy and its main points from ancient times to the present day. It also describes the elements of progress and regress in the education system, starting with school education. The author presents the main problems appeared in the last decade in the education system with the emergence of new types of education and educational institutions of different levels. The article touches upon the main aspects of Russian education of the last few years — such as a possible alternative to the Centralized State Exam (CSE). The article lists the disadvantages of the Western system of education, appeared in recent years in the Russian education; implemented "innovative" ideas of education, which often have a negative impact on the rules of the Russian education existing for many years. Also the author lists possible methods of fighting with the Pro-Western elements of education, their advantages and disadvantages at different levels. The key positive and negative elements of innovation in the education system, as well as the possible consequences of such action are identified. It is concluded that the solution to the problem of regression in the education system is a very important component of the state policy in this sphere and the main aim of it is to prevent the degradation of this sphere of human activity. The author specifies the possible directions and ways of solving most of the problems arising in the educational field with possible using innovations implemented in the past few years.

Keywords: history of education; system of education; training; education reform; modern Russian education; implementation of innovations; CSE; educational traditions

For citations: Morozov V.V., Regress in the system of education. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 136-139 (In Russ.) DOI 10.22412/1999-5644-11-4-17.

References:

1. Gavrilova I.N., Problems of educational reform in contemporary Russia. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie: politologiya, ekonomika, pravo, no. 3 (23), 2012, pp. 6-16 (In Russ.).

2. Shpakovskaya L.L., The politics of higher education in Europe in XX century: from state to market. Zhurnal issledovanii sotsial'noi politiki, vol. 8, no. 4, 2010, pp. 495-519 (In Russ.).

3. Trushin A.A., New school. Pryamye investitsii, no. 5, 2011, pp. 22-24 (In Russ.).

4. Gorshkova M.K., Sherega F.E., Modernization of Russian education: problems and prospects. Moscow: TsSPiM, 2010, 352 p. (In Russ.).

5. Gorshkov M.K., Krumm R., Petukhov V.V., Byzov L.G., Twenty years of reforms with eyes of Russians: the experience of sociological measurements. Moscow: Весь Мир, 2011, 328 p. (In Russ.).

6. Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N. R., Pristupa E.N., Lebedeva N.V. Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education. International Review of Management and Marketing, vol. 6, no. 1, 2016, pp. 218-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.