Научная статья на тему 'Государственная политика в области повышения качества высшего образования'

Государственная политика в области повышения качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1124
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / STATE REGULATION / EDUCATION / EFFICIENCY OF HIGHER EDUCATION / DEVELOPMENT OF EDUCATION / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов С.В., Мычка С.Ю.

В статье рассмотрены ключевые вопросы необходимости государственного регулирования высшего образования в стране. Авторами проведен сравнительный анализ, выделены основные проблемы, предложены механизмы совершенствования политики в сфере высшего образования, институциональных основ и нормативного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF INCREASING THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION

The article considers the key issues of the need for state regulation of higher education in the country. The authors carried out a comparative analysis, outlined the main problems, proposed mechanisms for improving policy in higher education, institutional frameworks and regulatory regulation.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области повышения качества высшего образования»

Современные проблемы профессионального образования

УДК 378.4

С.В. Мартынов, С.Ю. Мычка

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые вопросы необходимости государственного регулирования высшего образования в стране. Авторами проведен сравнительный анализ, выделены основные проблемы, предложены механизмы совершенствования политики в сфере высшего образования, институциональных основ и нормативного регулирования.

Ключевые слова: государственное регулирование, образование, эффективность высшего образование, развитие образования, рынок образовательных услуг.

UDC 378.4

S.V. Martynov, S.Yu. Mychka

STATE POLICY IN THE FIELD OF INCREASING THE QUALITY OF

HIGHER EDUCATION

Voronezh Institute of Economics and Law

Abstract. The article considers the key issues of the need for state regulation of higher education in the country. The authors carried out a comparative analysis, outlined the main problems, proposed mechanisms for improving policy in higher education, institutional frameworks and regulatory regulation.

Keywords: state regulation, education, efficiency of higher education, development of education, market of educational services.

В условиях рыночных преобразований наша страна оказалась перед необходимостью создания эффективного и действенного рынка образовательных услуг и реализации потенциала высококвалифицированных специалистов. Развитие рынка образовательных услуг - необходимое условие инновационных изменений и обеспечения конкурентоспособности страны на основе эффективного использования интеллектуальных ресурсов [11]. С началом формирования рынка образовательных услуг

в государстве приобрел актуальность вопрос о степени участия государства в сфере образования.

Как отмечает немецкий экономист Г. Ламберт, в обществе, развитие которого определяется рыночными законами, "свобода рынка через социальные причины должна быть ограничена там, где она приводит к негативным социальным последствиям, то есть результаты свободного экономического процесса должны быть скорректированы, если в отношении ценностей, господствующих в обществе, они оказываются недостаточно социальными". На наш взгляд, эта свобода рынка должна быть в определенной степени ограничена в такой стратегически важной для государства отрасли, как образование.

Для регулирования составляющих сферы высшего образования современные исследователи называют следующие средства [4; 7]:

- экономическое регулирование;

- правовое регулирование;

- административное регулирование.

Самое важное среди них - экономическое регулирование, которое разделяют на прямое (с помощью государственных закупок товаров и услуг, государственного целевого финансирования и т.п.) и косвенное (с помощью антициклической, инвестиционной и других форм политики). Правовое регулирование осуществляется в результате принятия и совершенствования правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т.п.). Административное регулирование предусматривает меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономическая политика в сфере инновационного развития системы высшего образования и науки - комплекс экономических целей и мероприятий государства и правительства, которые обеспечивают решение долгосрочных (стратегических) и краткосрочных (тактических) задач инновационного развития системы высшего образования и науки в соответствии с интересами страны и воплощается в социально экономической (гуманитарной) программе.

При этом основными отличительными чертами, которыми характеризуется развитие высшего образования в современных условиях, являются тенденции расширения автономии и децентрализации управления в сфере высшего образования. Предпосылки этих процессов, как отмечают В.В. Лунев и др., заключаются в необходимости установления прав и обязанностей вузов, наиболее адекватных современным потребностям развития сферы образования, ее модернизации, эффективному привлечению и использованию ресурсов [5]. Необходимо обеспечить баланс экономической самостоятельности и ответственности, действенного стимулирования инициативы и надежного контроля деятельности вуза со стороны государства и общества.

Автономия высших учебных заведений, как отмечают В.В. Зайцева и др., имеет несколько измерений - академический, организационный, кадровый, финансовый [3]. К академическому измерению относят: определение количества студентов; отбор студентов; внедрение и прекращение программ; выбор языка обучения; выбор механизмов и провайдеров качества; определение содержания

программ. Организационное измерение предполагает: выбор процедуры и критериев назначения ректора; отставку и сроки полномочий ректорского офиса; ввода и отбор внешних членов органов управления; определения академической структуры; образования юридических лиц. Кадровое измерение касается: процедур приема персонала; заработной платы; увольнения работников; карьерного продвижения. Финансовое измерение предполагает: продолжительность и модель финансирования; сохранения остатков; заимствования денег; введение платы для отечественных и иностранных студентов.

Таким образом, в ходе исследования были сделаны выводы, что в условиях инновационного развития национальной экономики происходит трансформация подходов

к регулированию системы высших учебных заведений (СВУЗ), что обусловлено тенденциями децентрализации управления и автономией вузов, направленностью деятельности СВУЗ на обеспечение количественных и качественных кадровых потребностей инновационной модели экономики государства постиндустриального типа.

С целью ускорения научно-технического и экономического развития и накопления капитала, государство может активно стимулировать развитие научно-исследовательских, инженерно-технических и проектно-конструкторских разработок, то есть, проводить научно-техническую политику. Также государство может строить большие научно-исследовательские центры и лаборатории, создавать наукоемкие и капиталоемкие отрасли промышленности, финансировать инвестиционные проекты, патенты на лицензии, правительственные заказы на НИОКР, готовить научные кадры.

М. Портер считает, что государство должно создавать для организаций такую экономическую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким степеням конкурентного развития.

Согласно действующему законодательству органы, осуществляющие управление в сфере высшего образования, являются элементом системы высшего образования государства. Государственное управление образовательной сферы можно определить, как организующее, регламентирующее, контролирующее влияние государства на деятельность субъектов рынка услуг высшего образования с целью его упорядочения, повышения конкурентоспособности и соблюдения социальной справедливости.

Одной из функций управления является регулирование образования, которое охватывает типичные меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемые государственными учреждениями и общественными организациями, имеющими целью обеспечение высокой социально-экономической эффективности их функционирования в соответствии с целями и приоритетами государственной политики.

Регулирование высшего образования как одна из функций управления образовательным сектором рассматривается как способ достижения определенных государством социально-экономических целей путем научно обоснованного воздействия на систему высшего образования. Регуляторная деятельность государства может реализовываться на этапах планирования, мотивации, организации и включает регламентацию и упорядочение социально-экономических процессов в сфере высшего образования, направление их в определенных векторах в соответствии с определенными целями и приоритетами, устранением противоречий, препятствий, отклонений путем соответствующих мер. Цели и принципы государственного регулирования образовательной деятельности вытекают из общегосударственной политики и ее составляющей - гуманитарной политики.

Приоритетами высшего образования на современном этапе определены следующие элементы [2; 13; 20]:

- обеспечение равного и справедливого доступа к качественному образованию;

- создание новой модели экономической деятельности вуза, основанной на солидарном участии государства, деловых кругов и граждан;

- приведение системы высшего образования в соответствие с требованиями Болонской декларации;

- повышение конкурентоспособности отечественной науки и ее интегрированности в мировой научный процесс;

- расширение автономии вузов.

Круг задач, которые стоят перед государством в сфере регулирования высшей школы, в частности это - оптимизация сети вузов и составление их структурных подразделений, повышение качества образовательных услуг, создание максимально профессиональной и независимой системы лицензирования и аккредитации, которая

действовала в интересах потребителей образовательных услуг, всесторонняя поддержка научной деятельности. Также нерешенными остаются проблемы расширения прав вузов по распределению финансовых ресурсов, разнообразия источников финансирования, прозрачности и доступности для общественно-государственного контроля всей их академической и финансовой деятельности.

К базовым функциям государственного регулирования образовательной деятельности, которые не могут выполняться с помощью рыночных рычагов, можно отнести [8; 16]:

- определение стратегических приоритетов и тактических целей;

- соблюдение социальных ценностей;

- создание правовых основ функционирования рынка образовательных услуг;

- обеспечения высокого качества образовательных услуг.

Система государственного регулирования образовательной деятельности должна строиться по иерархическому принципу, по которому сначала устанавливаются функции системы, далее определяются направления проведения экономической политики, направляемые на реализацию этих функций, затем осуществляется подбор инструментов воплощения в жизнь этой политики, и, наконец, разрабатываются меры регулирования конкретных процессов.

Определены особенности функционирования механизма государственного регулирования инновационного развития СВУЗ, учитывающий действие экономических законов и охватывающий совокупность подходов, целей, принципов, форм и методов воздействия государственных органов на СВУЗ через комплекс стимулов, рычагов, регуляторов с целью инновационного развития вузов страны в соответствии с потребностями государства. Констатировано, что указанный механизм представляет собой способ действий субъекта регулирования на макро-, мезо- и микроуровнях с использованием совокупности методов, средств, инструментов, и который будет способствовать обеспечению повышения эффективности субъекта регулирования и инновационному развитию СВУЗ. Целесообразность использования того или иного метода определяется рядом факторов, однако, считаем необходимым расширять использование косвенных методов регулирования, а именно экономических, донорских, морально-этических при условии одновременного сокращения административных. Ведущее место в системе государственного регулирования принадлежит проведению систематического мониторинга функционирования СВУЗ и своевременному внедрению корректирующих действий в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны.

Организационными принципами выступают: правовое регулирование деятельности системы высших учебных заведений, их отношений с покупателями, инвесторами, государственными институтами; установление обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов рынка образовательных услуг (Конституция, Законы «Об образовании» и т.д.). Организационные системы и меры позволяют повысить эффективность экономических рычагов воздействия на объект для достижения желаемого результата.

Экономическими рычагами выступают средства и методы экономической среды, которые предопределяют поведение субъектов рынка образовательных услуг, учитывая государственные приоритеты (налогообложение, кредитование, амортизационные отчисления).

Совокупность средств, методов и приемов систематического, последовательного и научно обоснованного государственного регуляторного влияния на систему высшего образования составляет методику государственного регулирования. Объектами государственного регулирования в сфере образования выступают социально-экономические процессы обучения и воспитания молодежи, правила осуществления

образовательной деятельности, условия принятия решений субъектами рынка образовательных услуг.

Ведущее место в системе государственного регулирования высшего образования отводится мониторингу. Понятие «мониторинг» означает постоянное обследование любого процесса с целью выявления его соответствия желаемому результату. Мониторинг осуществляется везде, где фактическое состояние сравнивается с желаемым, а главная задача мониторинга - уменьшение отклонений между сопоставимыми состояниями. Центр тестовых технологий определяет образовательный мониторинг как систему организации сбора, хранения и распространения информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающей непрерывное отслеживание ее состояния, и позволяющей прогнозировать ее развитие.

Е.П. Антонова указывает еще на один аспект государственного регулирования -это влияние субъективного фактора государственного регулирования, который так или иначе, но зависит от мировоззренческих убеждений, профессиональной подготовки и личных качеств лиц, его осуществляющих [1]. Это особенно актуально для образовательной сферы, в которой происходит становление личности и специалиста как носителя интеллектуального ресурса, в этой сфере цена ошибки может быть слишком высокой. Поэтому необходимо на государственном уровне выработать стратегию развития высшего образования как минимум на 10 лет, чтобы изменения в этой крайне важной сфере имели системный характер и не зависели от политической конъюнктуры.

Согласны с мнением О.В. Родионовой о том, что совершенствование деятельности отечественных вузов должна реализовываться на основе системности, комплексности, перманентности, последовательности, транспарентности, научной обоснованности, реалистичности [12]. Ожидаемыми результатами реализации мероприятий по совершенствованию деятельности вуза является повышение уровня их конкурентоспособности на национальном и мировом рынках образовательных услуг, увеличение количества студентов, наращивание объемов финансирования, повышение эффективности использования выделенных ресурсов. При этом количественные параметры следует дополнить качественными: повышение уровня конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда; повышение уровня качества образования; улучшение эффективности работы аспирантуры; совершенствование рентабельности научно-исследовательской деятельности.

Становится понятным, что в современном мире образование, в том числе и высшее, - сложное и многообразное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта [10]. Именно поэтому так важно соответствующее законодательное и нормативно-правовое обеспечение высшего образования [17].

Согласно действующему законодательству уровень образования, лицо приобретает в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывающегося на полном общем среднем образовании и завершающегося получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.

Новый закон об образовании устанавливает правовые, организационные, финансовые основы функционирования системы высшего образования, создает условия для усиления сотрудничества государственных органов и бизнеса с высшими учебными заведениями на принципах автономии высших учебных заведений, сочетании образования с наукой и производством с целью подготовки конкурентоспособного человеческого капитала для высокотехнологичного и инновационного развития страны, самореализации личности, обеспечения потребностей общества, рынка труда и государства в квалифицированных специалистах.

Главными задачами высшего учебного заведения в условиях огранияености

ресурсов являются [6; 14; 18]:

- осуществление образовательной деятельности определенного направления, которая обеспечивает подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней и соответствует стандартам высшего образования;

- осуществление научной и научно-технической (для высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации), творческой, художественной, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;

- обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов с высшим образованием;

- осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях;

- изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников;

- обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитания лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, в духе патриотизма и уважения к Конституции страны;

- повышение образовательно-культурного уровня граждан.

Государственная политика в сфере высшего образования основывается на принципах [15; 19; 21-22]:

- содействие устойчивому развитию общества путем подготовки конкурентоспособного человеческого капитала и создание условий для образования;

- независимости получения высшего образования от политических партий, общественных и религиозных организаций (кроме высших духовных учебных заведений);

- международной интеграции и интеграции системы высшего образования в Европейском пространстве высшего образования, при условии сохранения и развития достижений и прогрессивных традиций национальной высшей школы;

- преемственности процесса получения высшего образования;

- государственной поддержки подготовки специалистов с высшим образованием для приоритетных отраслей экономической деятельности, направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-педагогической и педагогической деятельности;

-государственной поддержки образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности университетов, академий, институтов, колледжей, в частности, путем предоставления льгот по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей высшим учебным заведениям, осуществляющим такую деятельность;

- содействие осуществлению государственно-частного партнерства в сфере высшего образования;

- открытости формирования структуры и объема образовательной и профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.

В основе реформирования системы высшего образования лежит идея университетской автономии, прежде всего, в академической, организационной и финансовой сферах. Вместе с увеличением автономии университетов вводится система независимого оценивания результатов их работы. Кроме того, предусмотрено расширение участия работодателей в управлении высшими учебными заведениями, формировании стандартов высшего образования. Расширение автономии высших учебных заведений определено как главный принцип государственной политики в сфере высшего образования. Предусмотрены институциональные, академические и финансовые принципы автономии высших учебных заведений.

Таким образом, решение неотложных проблем социально-экономического характера и дальнейшее развитие экономики страны должны происходить на основе построения конкурентоспособной в глобальном пространстве социально-( 12 )-

ориентированной рыночной экономики государства, где высшее образование имеет инновационно-направленный характер, надлежащую финансовую поддержку, органично соединено с научными и бизнес-центрами, то есть носит опережающий, а не адаптивный характер.

Определение путей совершенствования организационно-экономических основ инновационного развития системы высших учебных заведений нашего государства должно базироваться на глубоком анализе существующих состояния и тенденций функционирования вузов как в контексте международных сравнений, так и на государственном и региональном уровнях. Активизацию инновационного развития системы учреждений высшего образования страны возможно обеспечить за счет введения соответствующих направлений совершенствования механизма государственного регулирования данного процесса, который был бы направлен на комплексное решение вопросов в сферах финансового, материально-технического, кадрового обеспечения вузов, улучшения их научно-исследовательской, инновационной, международной деятельности.

Список литературы

1. Антонов Е.П. Изменение интеллектуального потенциала Якутии в контексте экономического развития // Наука и образование. 2007. № 3. С. 134-136.

2. Григорьева Н.А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России (1958 - 2006 гг.) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Волгоград, 2009. - 504 с.

3. Зайцева Е.В., Шкурин Д.В. Адекватная система мотивации персонала как инструмент достижения стратегических целей ВУЗа // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2013. Т. 119. № 4. С. 148-162.

4. Коноплянский Д.А. Механизмы реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза в условиях реформирования высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (103). С. 58-63.

5. Лунев В.В., Лунева Т.А., Бакшеев А.И., Рахинский Д.В., Савина Э.В. Ориентиры высшего образования постиндустриального общества // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 76-80.

6. Маякова Е.В. Взаимодействие взрослого и ребенка в условиях современного образования // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание. Подготовлено при поддержке Департамента образования г. Москвы; Под редакцией О.И. Ключко. 2016. С. 545-549.

7. Михалёв Ю.А. Национальная государственная образовательная политика РФ как фактор укрепления национальной безопасности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. 2013. № 2 (662). С. 134-143.

8. Овчинников Е.Н., Стогов М.В., Солдатов Ю.П. Система менеджмента качества в научной организации ортопедотравматологического профиля // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 55-62.

9. Олесова М.М. Пропедевтическая экономическая подготовка студентов.-Новосибирск, 2006. - 94 с.

10. Парфенов И.Г., Хаснутдинова С.Л., Колодий Н.Г., Гернет И.Н. Физкультурно-оздоровительные, спортивно-ориентированные и информационные технологии в оптимизации физической активности студентов СГМУ // Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе Материалы. 2009. С. 97-101.

11. Плащевая Е.В. Комплекс исследовательских умений в проектировочной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2009. № 4. С. 24-28.

12. Родионова О.В., Мусатова И.Л., Бойкова О.И., Половецкая О.С. Опыт использования среды электронного обучения lmc moodle // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 10. С. 176-180.

13. Садыкова О.В. Проблемы и перспективы развития системы профильного образования в условиях общеобразовательной средней школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 228.

14. Тенищева В.Ф., Аванесова Т.А. Компьютерная поддержка подготовки военного специалиста // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 116-119.

15. Чумаков С.А. Краткий обзор педагогики сотрудничества // Образование и наука в современных реалиях Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 141-142.

16. Феоктистова О.Г., Феоктистова Т.Г. Система управления охраной труда в высшем учебном заведении // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 218 (8). С. 90-93.

17. Шамина С.В., Старченко С.А. Диагностика естественнонаучного мышления студентов в условиях интеграции содержания физического и биологического образования. - Троицк, 2012. - 218 с.

18. Шевцов В.И. Концепция и технологии дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России // Наука в современном информационном обществе материалы XI Международной научно-практической конференции . 2017. С. 72-74.

19. Borisova N.A., Bakayutova L.N. International importance of professional societies and associations in development of telecommunication - Russian experience // Proceedings of 2009 IEEE Conference on the History of Technical Societies 2009 IEEE Conference on the History of Technical Societies. Philadelphia, PA, 2009. С. 5337844.

20. Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N.R., Levitskaya I.A., Pristupa E.N., Lebedeva N.V. Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. С. 218-223.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

22. Кулагина О.В., Енина К.И. Формирование маркетинговой концепции рынка образовательных услуг в высших учебных заведениях // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 65-72.

Информация об авторе:

Information about author:

Мартынов Степан Викторович,

Старший преподаватель, Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия

Martynov Stepan Victorovich,

Senior Lecturer, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia

Мычка Светлана Юрьевна,

Старший преподаватель, Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия

Mychka Svetlana Yurevna,

Senior Lecturer, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.