Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА'

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
227
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / РИСУНОК / МОНУМЕНТАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПОИСК / НАПРАВЛЕНИЕ / РОСПИСЬ / ПРАКТИКА / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ПОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганизода Ҷамшед Шуҷоат, Хаитова Савлатбӣ Раҳмоновна, Акобиров Сайнурдин

В статье анализируются периоды развития современной архитектуры, стремление к освоению наследия прошлого в Таджикистане, а также дан подробный анализ направлениям, связанным с исползованием передовых методов строительства и принципов их формирования, рассматриваются проблемы преемственности традиций в архитектуре и в пластических видах искусства, где важное значение приобретает синтез искусства и архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROCESSES OF MODERN ARCHITECTURE OF TAJIKISTAN

In this article analyzes the periods of development of modern architecture, the desire to develop the heritage of the past in Tajikistan, as well as a detailed analysis of the directions related to the use of advanced methods of construction and the principles of their formation, deals with issues of traditions succession in architecture and in plastic arts, where important synthesis of art and architecture.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА»

УДК- 72.01

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА

ГАНИЗОДА Д. Ш., ХАИТОВА С. Р., АКОБИРОВ С., Государственный институт изобразительного искусства и дизайна

Таджикистана

Процесс периода развития архитектуры в Таджикистане начинается с появлением первых построенных зданий в республике.

Первый период современной архитектуры Таджикистана охватывает конец 1950-х и 1960-е годы. Это были годы активного поиска нового пути развития зодчества, принесшие не только новую струю в становление облика городов и сел Таджикистана, но и ряд ошибок. В частности, генеральный курс правительства на типизацию в массовом строительстве, с целью скорейшего обеспечения трудящихся благоустроенными квартирами, привел к индустриальным методам домостроения ограниченного количества серий типовых проектов. Количественная сторона строительства решалась активно, в то время как архитектура и синтез искусства понесли ущерб. Домостроительные комбинаты Душанбе, Худжанда и других городов по сути дела в течение десятилетий производили номенклатуру изделий только одной серии. Поэтому единая схема сборки панелей породила однообразие фасадов. К этому необходимо прибавить низкое качество монтажа и крайнюю невыразительность фасадов зданий, лишенных всяких индивидуальных черт, в том числе элементов пластических видов искусств. Примером сказанному является 11 -й микрорайон в правобережной части города Душанбе.

Активный поиск образа зданий заметен и в общественных зданиях. Так, в 1960-м году в Таджикгипрострое завершилось проектирование аэровокзала (архитектор В. Афанасьев, инженер З. Ярмолинский, конструктор Э. Ичаджик), первого крупного общественного здания в Душанбе, а затем и в Худжанде (он был повторен в несколько упрощенном варианте), открывшее дорогу строительству сооружений в современных формах и в четких функциональных взаимосвязях группы помещений без использования каких-либо пластических видов искусства. Удачей следует назвать и проект чайханы с рестораном на 250 мест в пригороде Худжанда, а затем повторившийся несколько раз в городе Душанбе (архитектор Г. Соломинов, 1964 г.), где пластику фасадов составляют солнцезащитные решетки типа «панджара», а также ганчевые рельефы и росписи на стенах и потолках.

В целом, конец 1950-х и 1960-е годы характеризуются удивительным сочетанием устаревших архитектурных стереотипов в мышлении зодчих с новаторским архитектурным решением. Здесь, как бы происходит внутренняя борьба концепций старого-классического и нового-прогрессивного. Отсутствие положительного опыта в отечественной практике архитектуры, а также синтез искусства не позволило зодчим республики развить лучшие достижения инженерной и архитектурно -художественной мысли, зарождавшиеся в местной архитектурной школе, что привело к подчинению общей тенденции направления архитектуры всей республики. Отсюда однообразие и унылость облика новостроек Душанбе, Худжанда, Куляба, Бохтара, и других городов, захлестнувших все стороны архитектурного творчества, что нанесло большой вред по зодчеству синтеза искусств и архитектуры Таджикистана. Характерная черта в начале 1960-х годов - это «борьба с излишествами», которая смела с фасадов зданий многочисленные рельефы, картуши, колонны, арки, придававшие им особую пластичность.

Следующий период, начавшийся с конца 1960-х годов и охвативший почти все 1970-е годы, отличается более целенаправленной реализацией творческих идей молодых зодчих, пришедших на смену старшему поколению. Постепенное овладение законами композиций, умелое и целесообразное сочетание разноэтажной жилой застройки в сопоставлении с выразительными общественными зданиями, позволили некоторым образом, избежать монотонность вновь созданной городской среды и выявить в крупном градостроительном масштабе эстетические возможности массового индустриального домостроения. Наряду с типовыми сериями был разработан ряд индивидуальных и экспериментальных проектов жилых домов, которые способствовали поднятию качества архитектурных решений.

Однако говоря о явном прогрессе жилищного строительства, нельзя не отметить тенденцию предыдущего периода - чрезмерное тиражирование домов одной серии и даже индивидуальных проектов. Не на должном уровне было благоустройство междворовых пространств, где отсутствовали пространственные виды искусства, малые архитектурные формы, единая концепция озеленения улиц, микрорайонных садов, скверов и бульваров в центре городов.

Самобытные черты таджикского зодчества, местный колорит отсутствовал и в облике общественных зданий, а если и были удачные примеры, то они терялись среди однообразной массы городской застройки. Из наиболее интересных примеров в архитектуре Душанбе следует назвать Дом дружбы (архитектор Г. Айзикович, инженеры П. Вавилова, Ф. Маргулис, 1970 г.), где высокий второй этаж с ажурной

решеткой, солнцезащитные экраны-стенки, эксплуатируемая кровля, уютный внутренний дворик стали одним из первых новаций и привнесения прогрессивных местных традиций в облик современного здания.

Большой архитектурной премьерой середины 1970-х годов, а также своеобразным итогом практики строительства общественных зданий в г. Душанбе на этот период стало возведение на проспекте Ленина Дома политического просвещения (ныне проспект А. Рудаки, Государственный комплекс «Кохи Вахдат»), отмеченный премией Совета Министров СССР (архитекторы Э. Ерзовский, Ю. Пархов, 1974 г.). В этом здании авторы попытались создать образ парадного монументального сооружения современным языком архитектурной пластики с тщательной разработкой вертикальной планировки вокруг него, что способствовало цельному восприятию всего объекта. Однако несмотря на то что, на фасадах Дома политпросвещения создана богатая пластика архитектурно-художественных средств, при их восприятии создается впечатление авторского «многословия», разномотивности трактовки фасадов.

В целом, 1970-е годы характеризуются большим новаторским поиском в области градостроительства, вниманием к вопросу учета местных природно-климатических условий, разработкой пластики фасадов за счет солнцезащитных устройств, более широкого применения современных конструктивных структур и пока ещё не в полной мере реализованного использования закономерностей объемно-пространственной композиции с учетом местных традиций народного зодчества. В прошлом остались принципы классического европейского градостроительства, так называемой «свободной планировки», где трудно было уловить закономерность в расстановке объемов.

Третий период развития современной архитектуры Таджикистана отмечен глубоким эстетическим осмыслением архитектурного творчества, тенденцией к комплексной организации современной жилой среды, нарастающей тяги к повышению образности принимаемых архитектурных решений, вниманием к экологическим проблемам городской среды. Уже в конце 1970-х годов в Душанбе, Худжанде, Кулябе и Бохтаре появляются значительные постройки, свидетельствующие об освоении нашими зодчими нового языка архитектурных форм.

На следующую ступень поднялись наши представления об эстетических качествах массовой жилой застройки. В частности, в практике жилищного строительства 80-х годов ХХ в., а также исканиях многих городских архитекторов проявляется стремление создавать целостные фрагменты жилой среды в виде крупномасштабных архитектурных организмов. Все более умело архитекторы используют из типовых зданий индивидуальную композицию жилого пространства. При этом широко

используются композиционные возможности варьирования этажности и протяженности. Примерами этому является, застройка правобережной части Сырдарьи в Худжанде или застройка 12-го микрорайона на проспекте Профсоюзов в городе Душанбе и др. Оригинальное и пластическое цветовое решение фасадов появились в застройке 92-го микрорайона города Душанбе за счет строительства новых серий высотных жилых домов и др.

Особое место в архитектуре городов Таджикистана занимают общественные здания, облик которых стали связывать с архитектурным наследием таджикского народа. Здесь архитектура многих зданий (в Худжанде и Душанбе) доказала свои возможности решать первостепенные задачи идеологического плана, вступать в художественный диалог с разноплановой сложившейся в последние полвека и вновь создаваемой архитектурной средой.

Развитие новых выразительных средств в архитектуре крупных городов республики проходило и продолжает проходить в сложном взаимодействии переплетающихся тенденций. Например, стремление к повышенной эмоциональности в нарочито тяжеловесных административных зданиях (Министерство внутренних дел и Комитет национальной безопасности Республики Таджикистан) по улице Тегерана города Душанбе (архитектор Ю. Пархов, инженер С. Новокрещенов, 1983 г.). Они как бы незримо спорят с живописной композицией легкой и изящной чайханы «Саодат» на проспекте им. А. Рудаки (архитектор Б. Зухурдинов, 1985 г.). Впечатляющая сила подчеркнутой простоты, крупной пластики лаконичных и контрастно сопоставляемых объемов и форм в полной мере проявляется, например, в здании Комитета по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан в правобережной части Душанбе (архитектор Э. Салихов, 1984 г.).

Вновь возросшее внимание к историческому наследию таджикского народа породило тенденцию создания архитектурно-скульптурных комплексов и ансамблей. Наиболее ярким примером является монументальный памятник С. Айни на одноименной площади или возведенный мемориальный комплекс Исмаила Сомони на главной площади столицы (авторы первого архитектурно-скульптурного комплекса - скульптор Г. Эльдаров, архитекторы А. Агаронов, Р. Каримов, 1980 г., второго - архитектор Б. Зухурдинов, 1999 г.).

Наконец, нынешний этап (еще не завершившийся четвертый этап современной архитектуры Таджикистана) активных и вполне закономерных поисков национального своеобразия зодчества 1990-х годов привел к оживлению тенденции историцизма. Не повторяя прежних

ошибок, архитекторы Таджикистана стали воспринимать местную специфику через тонкие художественные ассоциации, характерные строением форм, например, в упомянутых административных зданиях по улице Тегеран. Однако в этих исканиях и поисках национального своеобразия ещё много излишней изощренности композиций, красочности, избыточности применяемых выразительных средств в ущерб функциональности и тектоничности сооружений (например, в чайхане в парке Дружбы народов в 63-м жилом районе Душанбе). Это свидетельствует о том, что поиск ещё не завершён и впереди нас ожидают чрезвычайно яркие произведения, которые необходимо апробировать временем, осмыслить и оценить критически [1, 94-99].

Эстетически осмысленная архитектурная среда формирует человека, воспитывает его. Именно в синтезе с изобразительным искусством архитектура выполняет свою первейшую гуманистическую задачу-создание пространства, которое способствует самоутверждению человека. Причём, это пространство должно нести определённые национальные черты, отражённые не только в архитектурных формах и образах, но и во всех пластических и пространственных видах искусства. В архитектурном пространстве современности, традиции местного зодчества занимают всё более важное место, поэтому далее ставится цель показать роль традиций таджикского народа во взаимодействии архитектуры с пластическими видами искусства.

Стремление к освоению наследия прошлого стало одной из важных тем обсуждения в третьем этапе развития современной архитектуры Таджикистана, и оно началось со статьи В. Г. Веселовского на страницах газеты «Коммунист Таджикистана» в 1979 году «Какой быть архитектуре Таджикистана?» [2]. Уже тогда в порядке обсуждения этот зодчий поставил вопрос о поиске национального колорита в архитектуре, связывая его с новаторством и с преемственностью в творчестве. В частности, он пишет, что «ничем не оправдана стилизация «под старину», когда в современной архитектуре появляются архаичные купола и своды, стрельчатые арки и другие атрибуты, характерные для культовых мусульманских зданий прошлых времён, потерявших давно свою функционально-конструктивную роль. Однако это не значит, что надо отказаться от прогрессивных художественных национальных традиций в современном зодчестве.

При создании архитектурных произведений самый плодотворный путь-это совместная работа архитектора с художниками, народными мастерами, широкое использование синтеза искусств, который объединяет художественные средства, принадлежавшие разным искусствам с целью создания художественного многопланового образа. Такой образ

обладает особой силой эмоционального воздействия, недоступного каждому виду искусства в отдельности».

Как показывает опыт строительства последних десятилетий, прямое заимствование традиционных архитектурных форм и декора ведёт к эклектике и этот путь по признанию многих теоретиков и практиков архитектуры путь бесплодный [1,15-16; 3 и др.]. Зодчие, работающие над решением этой сложнейшей и с эстетической точки зрения - проблемы, начинают осознавать национальное наследие не на уровне деталей, а на уровне познания общих законов архитектуры. А это значит, что только архитектура, естественно вырастающая из контекста, может рассматриваться как истинно национальная.

В зодчестве нашей республики, в основном в городе Душанбе, в последние два десятилетия наметилось множество течений и направлений поиска национального своеобразия в архитектуре, поиска синтеза традиций и современности в практике строительства [4,150-157].

Одно из направлений связано с использованием передовых методов строительства, оригинальностью конструкций и законами формообразования, позволяющих выявлять архитектонику здания, найти новые пластичные решения фасадов и планов. Здесь зодчие не предлагают создать национальную архитектуру. Напротив - их творчество связано с отрицанием традиций, с ниспровержением основ всего предыдущего развития национального зодчества.

Другое направление связано с проблемой восприятия архитектуры, поиском точек соприкосновения современного и традиционного. Здесь мнения архитекторов, которые трактовались как «соприкосновение», разошлись на два течения или школы. Одно течение в 80-х годах создали известные зодчие республики Э. Ерзовский и Ю. Пархов, произведения которых появились в 70-х - 80-х годах. К ним следует отнести названный Дом политического просвещения (ныне Государственный комплекс «Кохи Вахдат») на проспекте имени А.Рудаки в Душанбе (архитекторы Э.Ерзовский, Ю.Пархов, 1974 г.), здания Комитет национальной безопасности Республики Таджикистан и Министерства внутренних дел (Ю. Пархов, 1981-1983гг.). В этих сооружениях появилось явное предпочтение к ассоциативно-образной связи архитектуры с традициями [4,рис.216, 217, 218,153].

Примером ассоциативно-образного подхода к архитектуре может служить и здание фонда восточных рукописей АН Таджикистана, построенное в 1980 году по проекту архитектора Э.Салихова. Внешне простой, но выразительный облик этого здания, как пишет в критической статье М.Мамадназаров, ненавязчиво связан с традиционными архитектурными решениями: замкнутый внешний вид, просторный, осве-

щенный сверху естественным светом, объединяющий два этажа, вестибюль-дворик, отдаленно напоминающий крытые дворы традиционных жилищ. Все это вместе не противоречит назначению здания и определяет его художественный образ. Несмотря на то, что ассоциативно-образное «прочтение» национального зодчества занимает в современной архитектурно-строительной практике Таджикистана большое место, нельзя говорить, что архитекторы отказались от заимствования форм у зодчества прошлого. Однако заимствование происходит значительно тоньше и осмысленнее, чем это происходило в 1930-50-х годах XX века. Именно так осмысливают архитектурное наследие таджикского народа представители второго течения. К ним относится группа архитекторов под руководством Б. Зухурдинова, произведения которого отмечены эмоциональностью, где документальное копирование известных образцов заменяется обобщенной трактовкой формы, которая придает зданиям современное звучание. Поэтому сооружения второго течения привлекают внимание своей экспрессивностью. Так, чайхана «Сао-дат» (архитектор Б. Зухурдинов, 1984 г.) подкупает гармоничным обликом фасадов, необычной трактовкой низвергающеся через светильник двухсветного пространства своеобразного горного водопада, резным деревянным декором потолка и колонн второго этажа, выполненные народными мастерами.

В мемориале М. Турсунзаде в Лучобе (архитектор Б. Зухурдинов, скульптор Д. Рябичев, 1981г.) дана современная интерпретация мотива трех стрельчатых арок, объединенных стилизованным куполом. «Цитирование» элементов национального зодчества и архитектурного декора наглядно показывают неразрывность связи образа таджикского поэта с истоками своего творчества, с историей Таджикистана [5,158-164].

Наряду с удачной интерпретацией традиционных форм, к сожалению, существует бесчисленное множество подражаний, приводящих к чрезмерному увлечению декорацией, «к сверх изобразительности». В большей степени это относится к оформлению коммерческих магазинов, баров, ресторанов, чайхан и т.п.

Принято считать, что декоративность-путь поверхностного прикосновения к наследию прошлого.Вспомним, к примеру, дискуссию «Какой быть архитектуре Таджикистана?»,в которой приняли участие многие архитекторы. Это кажется бесспорным. Но совсем не означает, что это самый легкий путь, позволяющий создать произведение, отмеченное национальным своеобразием. Обращение к наследию на таком уровне требует от архитектора тонкого вкуса, чувства меры и жесткого самоограничения. Здесь особенно легко перейти ту грань, за которой излишний "нажим" на национальные

особенности становится не только антихудожественным, но и неэтичным [4,155].

В практике строительства 80-х годов складывалась иная картина, когда художники-монументалисты вынуждены, были «спасать», «облагораживать» сооружения после того, как они были уже возведены. Обычно это декоративные вставки (мозаичные, расписные) на глухих фасадах, а чаще-торцах жилых домов, общественных, производственных и административных зданиях. Подобные тому примеры-театр кукол, торцы жилых домов в 12-том микрорайоне города Душанбе. Дополнительно можно указать на монументально-декоративное панно на торце фабрики «Ширин» или на фасаде бывшей швейной фирмы им. 50-летия СССР (ныне ЗАО «Гулистон»), находящейся в центре Душанбе. Откровенный декор под национальный орнамент совершенно разрушил тектонику этого далеко не идеального по архитектуре сооружения. Понятие стены как конструкции, как фронтальной композиции фасада исчезло, остались только орнаментальные полосы в обрамлении оконных проемов.То же самое произошло и с торцом здания, где размещена красочная роспись.

Говорить здесь о какой-либо гармонии архитектуры и монументального искусства не приходится. Более того, в подобных случаях теряется художественная значимость не только прекрасного монументального произведения, но и признанного произведения советского зодчества. Именно такое случилось со зданием Госфилармонии им. А. Рудаки (ныне ТВ «Сафина») в Душанбе, где очень трудно совместить конструктивистское сооружение 30-х годов и современное красочное мозаичное панно на тему «Шашмаком» на западном фасаде) (художник А. Аминджанов). Если взять по отдельности оба произведения сами по себе примечательные для своего времени: первый двухзальный кинотеатр в республике и мозаичное высокохудожественное панно 70-х годов. Но в соединении город потерял художественный образ интересного памятника советской архитектуры и вместе с тем приобрёл неудачное произведение монументального искусства.

В проблему синтеза искусства и архитектуры входит и такой вопрос как создание для городов Таджикистана плана монументальной пропаганды городов, как основополагающего документа художественно-эстетического оформления городской среды.

Проблема синтеза искусств и архитектуры затрагивает и такую область городского и сельского строительства как ландшафт и садово -парковое искусство.

Важный вопрос - цветовой колорит архитектурных ансамблей и зданий. В архитектуре Таджикистана нет единого взгляда на проблему цвета. В республике больше всего светлых, белых зданий в окраску, но кое-где врываются и яркие локальные акценты вроде 9-ти этажных жилых домов по улице И.Сомони с оригинальными цветовыми соотношениями на фасадах. Цвет должен стать важным средством эмоционального воздействия, способствовать созданию определенных настроений в соответствии с общим художественным замыслом городского ансамбля. Тем более, что в распоряжении строительной индустрии республики богатый набор строительных материалов -гранит, мрамор различных оттенков, естественный камень, кирпич, алебастр и др. Надо только умело варьировать ими для создания высокохудожественных произведений архитектуры и скульптуры.

А вечерний «наряд» наших улиц и площадей? Город, облик которого в прошлом с наступлением темноты как бы растворялся с ней, теперь, залитый светом, получает новое художественное звучание. Поэтому наряду с другими задачами встаёт и задача создания своего рода световой и цветовой симфонии ночного освещения, вечернего выявления главных архитектурных доминант, определения меняющихся, динамичных световых эффектов. Именно такого динамичного эффекта добились проектировщики и строители Монумента Исмаила Сомони на главной площади Душанбе, где в ночное время прожектора и невидимые внутренние светильники высвечивают величественную арку со сверкающей золотой короной на вершине. С завершением каскада фонтанов за Аркой здесь в вечернее время горожане стали свидетелями настоящей цвето-светомузыкальной симфонии под яркие брызги многоструйных устройств, символизирующих вечность и незыблемость идеи Монумента-единства и согласия на таджикской земле [6].

Не оставляют равнодушными скульптурные произведения Ивана Ми-лашевича, например, круглая приставная скульптура на фасаде молодежного театра имени М. Вахидова по улице Н. Карабаева на тему «Музы», памятник Лахути в небольшом скверике рядом с драматическим театром его же имени. Привлекает внимание высокий профессионализм, тонкий вкус в мозаике в жилого дома и витража Дворца культуры г. Куляба (автор художник-монументалист С. Шарифов), а также работы молодого художника-монументалиста Г. Джураева в интерьере Резиденции Президента Республики Таджикистан в г. Худжанде. Привлекает внимание памятник Камолу Худжанди на центральной аллее города Худжанда, сидящего в кресле и окруженного изящно выполненными малыми архитектурно - скульптурными

формами [7].

Прекрасным свидетельством возможностей зодчих Душанбе формировать высокохудожественные произведения архитектуры является архитектурно-скульптурный мемориальный комплекс в Нагорном парке Победы, сооруженный в 1975 году (архитекторы Б. Зухурдинов, В. Щербинин, скульптор Д. Рябичев).

Наиболее величественным памятником-монументом, созданным в конце XX века, является Мемориальный ансамбль, посвященный 1100-летию Государства Саманидов и его просвещенному эмиру Исмаилу Сомони, созданный в 1999 году по проекту Б. Зухуридинова. Главная особенность созданного Мемориала - увековечить 1100-летие первого таджикского государства Саманидов и его основателя Исмаила Сомони, как символа национального согласия и возрождения. Проект был выполнен на основе международного конкурса, где предложение Б. Зухуриддинова и его творческой группы (3. Юсупов, С. Зухуриддинов, Ф. Сайфиддинов) получило первую премию и право осуществления строительства Монумента в течение 18 месяцев [6,5-7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамаджанова С.М. Синтез искусств и архитектуры Таджикистана (проблемы развития, взаимодействия и преемственности) [Текст] / С.М. Мамаджанова, Р.С. Му-кимов, Д.С. Ганиев - Душанбе: ТаджикНИИПАГ, 2006. - 162 с., 42 ил.

2. Веселовский В.Г. Какой быть архитектуре Таджикистана? // Коммунист Таджикистана. -1979.- 24 янв.

3. Мамадназаров М. Х. Традиционное жилище Западного Памира // АН.-1978.-№ 26. С. 146-152,ил.

4. Мамаджанова С. Традиции и современность в архитектуре Таджикистана (на примере Душанбе). - Душанбе: Ирфон -Мерос, 1993.-368 с, ил.

5. Мамаджанова С. Архитектурное наследие Душанбе.//С. Мамаджанова, Мукимов Р.- Душанбе: Мерос, 1993, -172 с., ил.

6. 6.Мукимов Р. Символ Единства и Согласия (Традиции в архитектуры Мемориального комплекса Исмоила Сомони в Душанбе) // Мукимов Р., Ганиев Д. - Душанбе: Мерос, 2000. - 32 с., ил.

7. Ленинабад. 2500 лет. Альбом. - Душанбе: Ирфон, 1986. - 224 с., ил.

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА

В статье анализируются периоды развития современной архитектуры, стремление к освоению наследия прошлого в Таджикистане, а также дан подробный анализ направлениям, связанным с исползованием передовых методов строительства и принципов их формирования, рассматриваются проблемы преемственности традиций в архитектуре и в пластических видах искусства, где важное значение приобретает синтез искусства и архитектуры.

Ключевые слова: архитектура, рисунок, монументально-прикладное искусство, поиск, направление, роспись, практика, принципы формирования, познание, развитие.

РАВАНДИ РУШДИ МЕЪМОРИИ МУОСИРИ ТОЧ,ИКИСТОН

Дар ма;ола масъалаи даврахои рушди меъмории муосир, кушишхо барои аз худ намудани мероси гузаштагон дар чумхурй муфассал тахлил ёфта, инчунин самтхои вобаста ба истифодаи усулхои пеш;адам дар сохтмон, роххои ташаккули онх,о, масъалаи давомоти муттасили анъанахо дар меъморй ва намудхои санъати пластикй, ки дар он синтези санъат ва меъморй мав;еи махсус дорад, мавриди баррасй ;арор гирифтааст.

Калидвожа^о: меъморй, расм, санъати тасвири, цустуцу, самт, нацш, тацриба, рощои ташаккул, дарк, инкишоф.

DEVELOPMENT PROCESSES OF MODERN ARCHITECTURE OF

TAJIKISTAN

In this article analyzes the periods of development of modern architecture, the desire to develop the heritage of the past in Tajikistan, as well as a detailed analysis of the directions related to the use of advanced methods of construction and the principles of their formation, deals with issues of traditions succession in architecture and in plastic arts, where important synthesis of art and architecture.

Key words: architecture, picture, fine art, search, direction, painting, skill, ways of development, knowing, development.

Маълумот дар бораи муаллифон: Fанизода Ч,амшед Шучоат-номзади илмхои меъморй, ректори Донишкадаи давлатии санъати тасвирй ва дизайни Точикистон. Телефон: (+992) 918-171117 E-mail: [email protected]

Х,аитова Савлатбй Рахммоновна-номзади илмхои меъморй, и.в. дотсенти кафедраи «Архитектура ва дизайн»-и Донишгохи техникии Точикистон ба номи академик М.С. Осимй. Телефон: (+992) 907-673747 E-mail: [email protected]

Акобиров Сайнурдин-муаллими калони кафедраи "Забонхо ва фанхои гуманитарй"-и Донишкадаи давлатии санъати тасвирй ва дизайни Точикистон. Телефон: (+992) 918-673787.E-mail: [email protected]

Information about the authors: Ghanizoda Jamshed Shujoat-candidate of architecture, rector State Institute of fine art and design of Tajikistan. Phone: (+992) 918-17-11-17 E-mail: [email protected]

Hayitova Savlatbi Rakhmanovna-candidate of architecture, acting associate professor of department of "Architecture and design", Tajik Technic University named by academician M. S. Osimi. P^ne: (+992) 907-45-37-47 E-mail: [email protected]

Akobirov Saynuriddin-senior teacher department of languages and humanitarian subjects State Institute of fine art and design of Tajikistan. P^ne: (+992) 918-67-37-87 E-mail: akobi-rov101152 @mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.