Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНЕМ, АНТИЧНОМ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ УСЛОВИЯХ'

ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНЕМ, АНТИЧНОМ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ АГРОГОРОДОК / ПЕРВОБЫТНЫЙ ГОРОД / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ СЛОЙ / САРАЗМ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АРХИТЕКТУРНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мукимов Рустам Саматович, Мамадчонова Салия Мамадҷоновна

В статье рассматриваются традиции архитектуры и строительства Средней Азии в древности, античности и средневековье. Уделяется внимание первому городу Саразм в городе Пенджикент Согдийской области Республики Таджикистан. В середине IV тысячелетия - конце III тысячелетия до нашей эры древний Саразми обладал зрелым архитектурным искусством. Выпущен анализ конструкции Саразмского сооружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION TRADITIONS OF CENTRAL ASIA IN ANTIQUITY, ANTIQUITY AND THE MIDDLE AGES

Тhe article deals with the traditions of architecture and construction in Central Asia in the ancient, antique, and middle ages. Attention is drawn to the early city of Sarazm in Panjakent district of Sughd region of Tajikistan, with perfect architecture in the IV-III Millennium BC Is a comparative analysis of the planned structure of Sarazm "house in the perimeter corridors" with more recent songs like the planned Central Asia.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНЕМ, АНТИЧНОМ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ УСЛОВИЯХ»

МЕЪМОРЙ-АРХИТЕКТУРА- ARCHITECTURE

4-♦

УДК- 72.036 (475.3)

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ДРЕВНОСТИ, АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

МУКИМОВ Р. С., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша МАМАДЖАНОВА С. М., Таджикский технический университет имени академика М.С. Осими

Архитектура и искусство возникли в Центральной Азии еще на заре цивилизации - вместе с появлением первых архитектурных сооружений. Монументальное искусство, которое всегда сопровождало архитектуру, а иногда и составляло ее суть - искусство глубоко традиционное. Оно формируется медленно и не исчезает даже после того, как архитектурные формы, с которыми оно связано, сходят со сцены. И только последовательные изменения бытовых запросов и вкусов побуждают его приспосабливаться к новым материалам, формам, приемам строительного дела.

Каждая из эпох, располагает своими строительными и отделочными материалами. Для древней и античной Центральной Азии и Ирана этими материалами являлись сырцовый кирпич и глина-пахса, иногда с облицовками, в Бактрии применялся камень, в восточной Парфии были распространены керамические плитки. В период поздней античности в монументальном искусстве получает распространение ганч, т.е. местная разновидность гипса, используемая под резьбу и литье. В эпоху раннего средневековья известные ранее виды декора получает дальнейшее развитие. В частности, виртуозно выявляются пластические качества глины, резного и литого ганча, резьба по дереву. Камень из-за трудоёмкости обработки используется редко. В Х веке наступает развитие кладки из плиточного жженого кирпича при совершенстве искусства резьбы по дереву.

XI-XIII вв. характеризуются взлетом на новую ступень неполивной архитектурной керамики, фигурного жженого кирпича, резной терракоты. В это время встречаются также первые образцы с поливами и глазурью. XIV-XV вв., в период создания могущественного государства Тимура и Тимуридов высокого совершенства достигают разнообразные виды глазурованной керамики и декоративных росписей, закрывающих почти все наружные и внутренние поверхности стен, куполов, сводов и арок архитектурных сооружений. В XVI-XVII вв. новации прекращаются, но акценти-

руется внимание на предшествующие успехи декорации и строительные конструкции. Как отмечают Г.А. Пугаченкова и Л.И. Ремпель, «...мастера отбирают и испытывают вновь то, что было создано раньше во всех видах монументального искусства со времени появления растительных и геометрических арабесок» [9,8]. Они ищут и находят новые решения, изыскивают способы и средства упрощения и удешевления строительных работ.

Все вышеприведенные этапы в развитии пластичных видов искусства и архитектуры отличаются строительными и отделочными материалами, техническими и художественными идеями, стилистикой образов и тем, что можно назвать, обобщая, эстетической концепцией архитектуры. Кратко остановимся на архитектурно-строительных и художественных традициях на территории распространения таджикско-персидской культуры, которая, в целом, соответствует просторам Центральной Азии и Ирана. Причем, этот анализ надо начать с эпохи доклассового общества, которую называют эпохой древности.

Рис. 1. Саразм. Дворцово-культовое сооружение. 2800-2700 гг. до н.э. (чертеж плана по А.Исакову; аксонометрический рисунок по Ф. Раззокову).

Одним из древнейших оседло-земледельческих культур с высоким уровнем урбанизации на территории исторического Таджикистана является поселение Саразм, зародившееся в бассейне реки Зеравшан [3]. До недавнего времени многие исследователи считали, что культура Зеравшан-ского бассейна на два тысячелетия отставала от протогородских цивилизаций юга Туркменистана, Афганистана и Индии. Поэтому открытие в 1976 году Саразмского поселения в 15 км к западу от древнего Пенджикен-та и 45 км к востоку от Самарканда явилось материальным подтверждением первого раннеземледельческого памятника в Среднеазиатском Междуречье [3,156].

Рис. 2. Саразм. Геометрический анализ дворцово-культового сооружения и «дома в обводе коридоров» Саразма. 2800-2700 гг. до н.э. (план дворца по А.Исакову, план «дома в обводе коридоров» по Фарходу Раззокову и

Туре Ходжагелдиеву).

Поселение Саразм площадью около 100 га имеет археологические слои эпохи позднего энеолита и ранней бронзы. Как показали материалы раскопок (руководителем саразмского отряда был А. Исаков), Саразм состоял из жилых комплексов с более чем двумястами хозяйственных помещений. Каждый из комплексов состоял до десятка двух-, трех-, четырехкомнатных домов, отделенных друг от друга двориками, переулками или улицей. Площадь жилищ не превышала 22 кв. м. Стены возводились из глины или сырцового кирпича.

Каждый раскопанный объект представлял собой отдельный поселок племенной общины. В свою очередь, эти общины расчленялись на группы-семейства, которые жили в отдельных домах, имеющих от 5 до 12 комнат. Подобный тип застройки фиксируется в Южном Туркменистане (Гео-ксюр), Южном Афганистане, Белуджистане.

Все стены жилых комнат Саразма, полы и даже пороги были покрыты гладкой штукатуркой. Кровли застроек были плоскими, глиняными, на деревянных столбах.

В целом, Саразм за всё время своего существования пережил четыре периода: I период - 3500-3300 гг. до н.э.; II период - 3300-3000 гг. до н.э., когда появляются многокомнатные дома, выделяется домашнее святилище

с круглым алтарем-очагом, формируются жилые массивы с улицами, переулками и двориками, т.е. этот период соответствует позднему энеолиту; III период - 3000-2300 гг. до н.э.

Рис. 3. Древнеземледельческий ранний город Саразм. Вид сверху на заповедник. На дальнем плане - река Зеравшан. Фото 2019 года (фото представлено С. Бобомуллоевым).

В это время происходит строительство многокомнатных домов, появляются монументальные здания общественного характера, происходит процесс специализации производства, формируются металлургия и металлообрабатывающее производство, налаживаются активные торговые связи с раннеземледельческими центрами Афганистана, Белуджистана, Систана и других, т.е. наступает пора ранней бронзы; IV период - 2300-1900 гг. до н.э., связанный с общим упадком хозяйства в пору развитой бронзы [4,2124].

Раскопки Саразма наглядно показывают, что строительная культура была здесь очень развита, и поэтому можно говорить о существовании в Ш-ГУ тыс. до н.э. сформировавшейся системы строительного производства, а может и архитектурного «проектирования», о чем пишет в своей монографии Фарход Раззоков [10,163-164]. Иначе, как объяснить возведение дворцового комплекса, отличавшегося четкой симметрией и разработанной планировкой, прямоугольными линиями стен и даже пропорциональными соотношениями прямоугольных помещений, свидетельствующие о знании строителей Саразма системы «золотого сечения» (рис. 1, 2, 3).

А это свидетельствует о раннем этапе развития архитектурной профессии, а значит и системы гармонизации архитектурных сооружений, что относится к сфере синтеза искусств и архитектуры, о раннем этапе высокого уровня обработки металла, дерева, камня и других материалов.

Законы эстетизации архитектурной формы, которыми руководствовались мастера-строители прошлого, как показывают исследования ученых, были выработаны мировоззренческим мышлением конкретной эпохи. В этом отношении неожиданно эпоха бронзы оказалась для нас эпохой зарождения архитектурного «проектирования», когда древние строители, зная закономерности «золотого отношения», строили здания и сооружения по законам красоты. А ведь до настоящего времени для нас эталоном построения зданий и сооружений по законам красоты являлся Древний Египет, где в 5-6 тысяч лет назад зодчие уже при помощи примитивных измерительных инструментов (колышки, бечевки, угломеры, отвесы и др.) могли построить совершенные по пропорциональным соотношениям здания и сооружения. Также мы знали и о предположениях архитектора Ю.С. Лебедева, высказанных в начале 90-х годов прошлого столетия о знании «золотого соотношения» безвестными первобытными людьми (самый ранний петроглиф «Изображение бизона» в Северном Прибалхашье датируется XII-X тыс. до н.э.), которые выбивали на валунах и камнях точечные изображения с применением примитивных математических знаний [1,98-99, рис. 70]. Трудно было в это поверить, когда мы ещё не предполагали о знании древних строителей «золотого соотношения» при построении плана двор-цово-храмового и других зданий и сооружений Саразма. Видимо, сегодня мы ещё не все знаем о наших предках, считая их первобытными людьми с примитивными знаниями, когда в их время ещё не было понятия об архитектуре. Видимо, ещё не раз придется пересматривать историю происхождения человечества и ранних цивилизаций.

Мы отмечали выше зодческое искусство ариев на примере древне-земледельского раннего города Саразм в эпоху бронзы, который уже в первой половине III тыс. до н.э. породил такой замечательный памятник эпохи бронзы, как дворцово-храмовый комплекс (раскоп III), а также широко известную в последующие эпохи планировочную схему «дом в обводе коридоров» (раскоп XI, горизонт 2). Уникальность названных и других «элитных» сооружений Саразма заключается в том, что они все построены зодчими-строителями высокой квалификации, которым было известно о системе построения плана и фасадов по законам «божественной» красоты, т.е. по законам «золотого сечения», известная ещё более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте. Суть этой системы «золотого сечения» заключается в том, что зодчие использовали величину V5, т.е. диагонали двух квадратов или диагонали полуквадрата V5/2. Иногда зодчие применяли метод, основанный на делении в среднем и крайнем отношении. Этот метод заключается в построении прямоугольника со сторонами, относящимися

друг к другу как 1:V5-I или 1:1,226, что соответствует «золотому отношению», придающий плану помещений и залов зданий и сооружений гармоничные пропорции.

Возникает логичный вопрос: как могли древние зодчие, не имея меры длины и модуля, построить совершенные в плановом отношении здания и сооружения? Видимо, надо учесть то обстоятельство, что законам гармонизации или «золотого соотношения» были подчинены пропорции различных частей тела самого человека, о которых знали не только древ-неегиптетские зодчие, но также саразмийцы. На Древнем Востоке, в том числе Древнем Египте, первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног.

Действительно, ознакомление с мерами измерений древних египтян позволяет понять, что у них были установленные меры длины. Так, длина предплечья до кончика среднего пальца подразделялся на локоть, пядь, ступню и палец. Локоть состоял из семи ладоней, ладонь-из четырех пальцев [14].

Во времена III династии был принят «царский локоть», т.е. к обычному локтю прибавлялась пядь. Любопытным фактом является то, что практически все постройки, исполненные во времена Древнего Египта, имеют строго рассчитанные антропометрические размеры. Так, высота пирамиды Хеопса составляет 146,6 м или 442 локтя 100 ладоней, пирамиды Снофру - 93,2 м, или 200 локтей.

В Средней Азии в качестве меры длины также пользовались ладонью, пальцами или локотью. Так, как пишет А.К. Писарчик [8, 216298], в Восточной Бухаре при измерении на плоскости пользовались термином «ангушт» («палец») или «лик», «чилик». Например, толщину кирпича могли назвать «се лик» («три пальца»). «Ваджаб» в строительном деле означал «Большая пядь», т.е. мера длины, равная расстоянию между большим пальцем и мизинцем руки в раздвинутом до предела положении и др. В строительном деле часто применялся модульная мера - гяз (газ). Согласно источникам середины XVIII века (1740г.), гяз в Бухаре был равен 31 английскому дюйму, т.е. 78,74 см.Существовал также «царский гяз», равный расстоянию от кончиков пальцев вытянутой руки до плеча, т.е.71см.Подобная антропометрическая мера длины существовала испокон веков, так как известно, что в распоряжении древнего человека было только собственное тело, никаких приборов тогда ещё не было, если не считать деревянную колышку и бечевку, сплетенную из тонких полос шкуры животных. И наш предок задействовал в измерении мер длины своей руки и ноги. И сейчас художники, ученые, модельеры, дизайнеры делают свои расчеты, чертежи или наброски, исходя из соотношения «золотого сечения». Они используют мерки с тела человека, сотворенного также по принципу «золотой сечения». Леонардо да Винчи и Ле Корбюзье перед тем как создавать свои шедевры брали параметры человеческого

тела, созданного по законам Золотой пропорции. Соответствующие измерения показывают, что пропорции различных частей человеческого тела составляют числа, очень близкие к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой «золотого сечения», то внешность или тело человека считается идеально сложенным.

Действительно, как показывают измерения исследователей, всё, абсолютно всё пропорционально: кости, наши пальцы, ладони, расстояния на лице, расстояния вытянутых рук по отношению к телу и так далее. Но даже это не всё, внутреннее строение нашего организма, даже оно, приравнивается или почти приравнивается к золотой формуле. Приведем примеры:

-расстояние от плеч до макушки относятся к размеру головы как 1:1,618; -расстояние от пупка до макушки к отрезку от плеч до макушки составляет 1:1,618;

-расстояние от пупка до коленок и от коленок до ступней составляет 1:1,618;

-расстояние от подбородка до крайней точки верхней губы и от нее до носа составляет 1:1,618. И не только!

Самое примечательное, что многие произведения искусства и архитектурные шедевры древности сделаны, по принципам золотого сечения. Для примера назовем только некоторые:

-египетские и пирамиды Майя, Нотр-дам де Пари, греческий Парфенон и так далее;

-в музыкальных произведениях Баха, Моцарта, Шопена, Шуберта и других;

-в живописи (там это наглядно видно): все самые знаменитые картины известных художников сделаны с учетом правил золотого сечения; -эти принципы можно встретить и в стихах Пушкина, и в бюсте красавицы Нефертити.

Таким образом, используя древние геометрические построения, мы, проанализировав плановое построение ряда «элитных» зданий Саразма (в том числе дворцово-храмовое здание), обнаружили, что все они (планы) построены со знанием «золотого соотношения», которые часто использовали древнеегипетские зодчие.

В раннежелезный век высокого развития получает монументальное гражданское строительство в Мидийской державе, традиции которой были переняты Ахеменидским Ираном в VI в. до н.э. (монументальные дворцы Экбатаны, башенные загородные дома, гробницы Дукан-и Дауд близ Сар-пула, Кызкапан у деревни Сурдаш, Курх-у-Кич недалеко от Сулеймании и др.). В историю мирового зодчества архитектура и искусство Ахеменид-ского Ирана вошла в основном своими дворцовыми сооружениями, среди которых видное место занимают парадные многоколонные залы и жилые зимние дворцы, в архитектуре и монументальном искусстве которых мож-

но увидеть многие традиции предшествующего периода (в Пасаргадах, Персеполисе, Сузах).

Рис. 4. Северная Бактрия. Сапалли-тепе (1700-1500 гг. до н.э.).

Слева: план по М. С. Булатову, справа: реконструкция по Д. А. Назилову.

Именно на основе раннеиранских и пасаргадских колонных залов с портиками был создан новый для Востока тип огромного монументального квадратного в плане зала, очень высокого, со стройными колоннами, свободным, просторным интерьером, предназначенного для торжественных светских церемоний [13,102, рис.]. Примером раннего памятника на территории юга Средней Азии является поселение Сапаллитепа (II тыс. до н.э.), расположенное ныне на территории Сурхандарьинской области Республики Узбекистан (рис. 4). Поселение было раскопано узбекским археологом А. Аскаровым и, по его мнению, территория Шерабадского оазиса явилась местом сложения культур высокоразвитых земледельческих племен юго-западных областей Средней Азии, северо-восточного Ирана и Северного Афганистана, где впоследствии образовалось древнее государство Бактрия [2,106-107].

Протогородская регулярная структура поселения, тщательная продуманность фортификации стен, четкая конфигурация стен и др. явно наталкивают на мысль о предварительной продуманности планировки, монументализации внешнего облика крепости. Немаловажное значение имели и сплошная гладь пахсовых стен, четкое деление поверхности на вертикальные щели-проходы в ловушки, зубчатая горизонталь над стенами с системой бойниц и боевых амбразур. Все это, несомненно, говорит о том, что зодчие уже в эпоху бронзы имели представление о объемно-пространственной композиции, придания фасадам нарастающей мощи и силы, т.е. они, зодчие, обладали многими средствами синтеза архитектуры с искусством композиции.

Обобщая древнюю архитектуру Бактрии и Маргианы, Мухаммед Мамедов, исследователь из Туркменистана, пишет:

«...Анализ остатков архитектурных сооружений эпохи бронзы и раннего железа, выявленных на территории Бактрии и Маргианы, и их сопоставление с аналогичной архитектурой других регионов древневосточного мира позволяет выдвинуть предположение о существовании особой бак-трийско-маргианской школы древнего зодчества и проследить дальнейшую линию ее развития. Именно в бактрийско-маргианской архитектуре во II тысячелетии до н.э. зарождаются и получают творческое переосмысление те архитектурно-планировочные принципы, которые проявляются в последующих среднеазиатских постройках античного и средневекового времени» [6,78].

Наш предварительный композиционный анализ плана дворцово-храмового комплекса Саразм, приведенный выше, несколько удревняет вывод архитектора, кандидата исторических наук Мухаммеда Мамедова о зарождении во II тысячелетии до н.э. особой бактрийско-маргианской школы древнего зодчества, архитектурно-планировочные принципы которой «проявляются в последующих среднеазиатских постройках античного и средневекового времени». В частности, древнеземледельческий протого-род Саразм в предгорной части Зеравшанской долины даёт веское основание считать, что именно в конце ГУ-начале III тысячелетия до н.э. зарождается первая согдийская архитектурно-строительная школа, традиции которой впоследствии были освоены творчески бактрийско-маргианской архитектурной школой во II тысячелетии до н.э. и далее восприняты в последующих среднеазиатских постройках античного и средневекового времени.

Одним из первых архитектурно-планировочных принципов, зародившихся в недрах культуры Саразма, становится планировка «дома в обводе коридоров» (объект XI, горизонт 2) (рис.2, правый) (термин Ф. А. Раз-зокова). Этот планировочный принцип Мухаммед Мамедов выявил при рассмотрении памятников Келлелинского оазиса в Маргиане. Так, на Кел-лели-4, как пишет Мухаммед Мамедов, «.уже ясно читается архитектурно-планировочное решение в виде квадратного дворового пространства, обведенного по периметру узкими прямоугольными коридорообразными помещениями. Во дворе расположены несколько самостоятельных домов-секций. Это крепостное сооружение было предназначено для проживания крупной многосемейной общины. Эта планировочная схема, но с некоторыми отличиями, видимо, параллельно развивалась и в архитектуре Месопотамии...» [6, 70-81]. В качестве иллюстрации исследователь приводит три примера планировки зданий жилого и дворцово-мемориального назначения из городов Месопотамии (Ур и Мари) (рис. 5).

Мухаммед Мамедов, продолжая мысль о наличии в архитектуре Мар-гианы принципа планировки «двора в обводе помещений», приводит в качестве примера (помимо Келлели-4) ещё ряд археологических и архитектурных (наземных) объектов античности и средневекового периода Сред-

ней Азии (Бактрии и Маргианы), которые подпадают под выделенный типологическую схему: Сапаллитепе, Дашлы-3, Кызылча-6, Эрк-Кала, Айха-нум, Старая Ниса (рис. 6, 7).

ари. Фрагмент плана дворца

Ур. Жилой дом Ур. План мемори-

ального комплекса Рис. 5. Принцип планировки «двор в обводе помещений» в архитектуре

городов

Месопотамии (по М. Мамедову).

К слову сказать, на территории средневековой Уструшаны (Северный Таджикистан) подобную схему планировки характеризует квадратный в плане многокомнатный жилой дом центрического типа с центральным квадратным залом и расположенными вокруг него помещениями с анфиладной организацией по главной оси входного вестибюля-зала-камерной лоджии в комплексе Чильдухтарон !Х-Х! вв. производственного, культового и хозяйственного назначения, что роднит его современным ему жилым домам Мерва и Кырккызу (Термез) [7,154], Язтепе и некоторым жилым домам Хорезма [5,82-83, табл.11] (рис. 8).

Рис. 6. Типология планировки «двор в обводе помещений» (по М. Мамедо-

ву).

Эрк-Кала. Мерв. План _Замка-форта_

Рис. 7. Типология планировки «двор в обводе помещений» (по М. Мамедо-

ву).

Уструшана. Жилой дом в комплексе каменных сооружений

Чильдухтарон, УП-УШ вв. (по Н.Негматову).

Рис. 8. Типология планировки «двор в обводе помещений» в средневековый период.

Опять же исследование Саразма позволяет удостовериться о более раннем формировании принципа «дом в обводе коридоров», который за более тысячелетний период развития совершенствуется до «дворового пространства в обводе по периметру помещениями общественно-жилого и мемориального назначения», в раннем средневековье вновь отражаясь в виде «дома в обводе коридоров», т.е. закрытым центральным помещением-залом.

Дальнейшее развитие архитектура и пластическое искусство получили в пору первых государственных образований (ранние государства Пешдодийцев и Каянидов), когда Центральная Азия вошла в круг цивилизаций Древнего Востока. Начиная с VI в. до н.э. значительная часть Центральной Азии (Хорезм, Согда, Бактрия, Маргиана, Парфия и др.) вошла в состав Ахменидского Ирана. Дворцовые и храмовые помещения украшались наряду с ковровыми тканями архитектурной резьбой. Мотивами убранства, как и в прикладном искусстве той поры, были фигурные зубцы, пальметты, цветы лотоса, позднее появляются фигуры зверей, близкие мотивами архитектурного декора Вавилона и древнего Ирана, изображения священных деревьев, небесных светил и символов, связанных с различными древнейшими земледельческими культами. Примерами могут служить находки, обнаруженные в древнебактрийских городищах Калъаи-Мир в Кабадианском районе Хатлонской области Таджикистана, Мараканде (Самарканде), крупном городе Согда VI-V вв. до н.э., Бактрах в Северном Афганистане и др.

Так, об уровне развития художественного ремесла в Бактрии можно судить по предметам Амударьинского клада, содержащего большое количество предметов искусства из серебра и золота. Амударьинский клад представляется вещественным свидетельством знакомства бактрийской знати с культурой и искусством Ахеменидского Ирана и более других государств Передней Азии - Ассирии и Мидии, с изделиями греческих мастеров, с традициями степных племен Евразии, обитавших и близ Бактрии, в частности на Памире. По определению Президента таджикского государства, «Амударьинский клад - это фрагмент забытой древней истории таджиков, через который мы получили весть из глубины тысячелетий» [11,142].

Как далее пишет Президент страны Эмомали Рахмон, новой страницей в археологической науке стали находки в городище Калъаи Мир в Ка-бадианском районе Хатлонской области (город VII вв. до н.э. с размерами сторон 275х270 м). В частности, о древности этого городища говорит факт нахождения в раскопках трех бронзовых наконечников стрел, которые существовали в VII вв. до н.э. у скифов-кочевников Средней Азии, Кавказа и Ирана. Они доказывают, что в древней Бактрии существовала развитая цивилизация, процветали ремесла, искусства и зодчество. И это все было задолго до образования империи Ахеменидов [11,144-145].

Фантастические звери и полулюди, священные деревья, небесные светила и символы - таков арсенал образов прикладного искусства Древнего Востока, из которых черпал свои мотивы древний архитектурный декор Средней Азии [12,5-11]. Глина, гипс, скульптурно обработанные блоки камня, стволы деревьев обуславливали монументальную компоновку архитектурных масс с четкой тектоникой, подчинившей себе все пластические средства искусства.

В пору греческих монархий и местных образований эпохи эллинизма (Греко-Бактрия, Парфия, племенной союз Кангюй, империя Кирпанд, могущественное Кушанское царство, иранское государство Хотан) сложился ряд архитектурных школ, и наметилась эволюция каждой из них. Например, зодчество парфянского периода впитало в себя сложные инородные влияния. Но в основе строительства лежат местные корни, традиции Ассирии и древнего Ирана (например, многоярусный ордер Ашшура и Урука). В строительстве шли поиски рациональных, отвечающих местным условиям, форм и конструкций. Эти поиски привели к конструкции купола на тромпах, осуществленной на рубеже следующего, сасанидского периода. Появились новые типы зданий (рынки и каравансараи), возникает дворовый план жилых зданий с айванами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архитектурная бионика / Под редак. Ю.С.Лебедева. - М.: Стройиздат, 1990. -269 с., ил.

2. Аскаров, А. Древнеземледельческая культура эпохи бронзы юга Узбекистана. - Ташкент: Изд. «Фан», 1977. - 232 с., ил.

3. Исаков А.И. Саразм. - Душанбе: Изд. «Дониш», 1991. - 244 с., ил.

4. Исаков А.И. Саразм - заря цивилизации // Мероси ниёгон. - 1992. - Душанбе. - № 1. - С. 21-24, ил.

5. Мамаджанова С.М. Архитектурные памятники Уструшаны VI-X вв.: дис....канд. архитектуры. - М.: ЦНИИТИА, 1982. - 230 с., табл. (специальность 18.00.01- теория и история архитектуры).

6. Мамедов М. Древняя архитектура Бактрии и Маргианы. - Ашхабад: Изд. «Культурный центр Посольства ИРИ в Туркменистане», 2003. -143 с., ил.

7. Негматов, Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в 1Х-Х вв.). -Душанбе: Изд. «Дониш», 1977. - 276 с., карты.

8. Писарчик А.К. Строительные материалы и конструктивные приемы народных мастеров Ферганской долины в XIX - начале XX в. // Среднеазиатский этнографический сборник - Т. XXI. - М., 1954. - С. 216-298.

9. Пугаченкова Г.А. Очерки искусства Средней Азии. - М: Изд. «Искусство», 1982. - 288 с., ил.

10. Раззоков, Ф.А. Строительные комплексы древнеземледельческого поселения Саразм в Г^-Ш тыс. до н.э. - СПб: РАИМК-АН РТ, 2016. - 248 с., ил.

11. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая: от арийцев до Саманидов. /- Лондон, 1999. - 240 с., ил.

12. Ремпель, Л.И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. - Ташкент: Изд. литер. и искусства, 1987. - 192 с., ил.

13. Уильбер, Д. Персеполь. Археологические раскопки резиденции персидских царей. /Перев. с англ. - М.: Наука, 1977. - 104 с., ил.

14. Источник: интернетресурс ргоеауре1га>тегу-уе8а-Шту-ьр1о8ЬЬа&.

АНЪАНА^ОИ МЕЪМОРИ ВА СОХТМОН ДАР ЦАЛАМРАВИ ОСИЁИ МАРКАЗИ ДАР ЗАМОНИ КАДИМ, АНТИКА ВА АСРИМИЁНАГИ

Дар ма;ола анъанах,ои меъморй ва сохтмон дар каламрави Осиёи Марказй дар замони кадим, антика ва асримиёнагй мудокима шудааст. Ба нахустшахри Саразм дар шах,ри Панчакенти вилояти Сугди Чумхурии Точикистон диккат дода шудааст. Дар миёнаи хдзорсолаи IV-охири хдзорсолаи III то милод Саразми бостонй санъати меъмории баркамол дошт. Та^лили тархд сохтори Саразм бароварда шудааст.

Калидвожах,о: шщраки кишоварзии цадим, шаураки ибтидои, %африёти бостоншиноси, нахустшаур, цабати уфуци, Саразм, таулили геометри, %амо%ангсозии меъморй.

ARCHITECTURAL AND CONSTRUCTION TRADITIONS OF CENTRAL ASIA IN ANTIQUITY, ANTIQUITY AND THE MIDDLE AGES

The article deals with the traditions of architecture and construction in Central Asia in the ancient, antique, and middle ages. Attention is drawn to the early city of Sarazm in Panjakent district of Sughd region of Tajikistan, with perfect architecture in the IV-III Millennium BC Is a comparative analysis of the planned structure of Sarazm "house in the perimeter corridors" with more recent songs like the planned Central Asia.

Key words: ancient agricultural settlement, proto-city, excavation, horizon, sa-rasm, geometric analysis, harmonization of architecture.

Маълумот дар бораи муаллифон: Мукимов Рустам Саматович-сарходими илмии шуъбаи таърихи навтарини Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А.Дониш, доктори меъморй, профессор.Телефон:(+992) 907-77-18-02.E-mail: mukimovr@mail.ru

Мамадчонова Салия Мамадчоновна-доктори меъморй, профессори Донишгоди техникии Точикистон ба номи академик М.С.Осимй.

Information about authors: Mukimov Rustam Samatovich-Chief Scientific Officer of the Department of Modern History of the A. Donish Institute of History, Archeology and Ethnography, Doctor of Architecture, Profesor.Phone: (+992) 907-77-18-02. E-mail: mukimovr@mail.ru

Mamaljonova Saliya Mamaljonovna - Doctor of Architecture, Professor of the Tajik Technical University named after M.S. Osimi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.