ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХУДЖАНДА В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1917-1991гг.)
Эмомова Ф.Ё.
Политехнический институт Таджикского технического университета им. М.Осими
Худжанд является не только одним из самых древних городов Таджикистана, также и всей Центральной Азии, где первое поселение появилось в У1-1Увв. до н.э. и к приходу войск Александра Македонского (331 г. до н.э.) здесь находилась крепость. Учитывая хорошее стратегическое положение крепости на берегу реки Танаис (Сырдарья), Македонский построил здесь город и назвал его своим именем - Александрия Эсхата, т.е. Александрия Дальняя [4]. За последующее время город несколько раз менял своё название, пока в ХХ веке обрел имя Худжанд. На примере этого древнего города можно проследить становление архитектуры древних городских организмов на территории Таджикистана. В данной статье мы рассмотрим этапы становления Худжанда в период советской государственности, что охватывает более 70 лет.
В частности, советский период функционирования города на севере Таджикистана (он является административным центром Согдийской области) делится на четыре периода: довоенный (1917-1941 гг.); послевоенное десятилетие (1941-1955 гг.); современный период (1960-1980-е гг.) и период суверенитета Республики Таджикистан (1991-2015 гг.).
Архитектура Худжанда довоенного периода (1917-1941 гг.), как и всего Таджикистана, характеризуется серьезными изменениями городского организма. В частности, в результате административной деятельности местного Совета была начата перестройка городских площадей, скверов, улиц, строительство новых жилых и административных зданий. На улицах появляется асфальтовое покрытие проезжей части и тротуаров, реконструируется и расширяется городской прибрежный парк, появляются первые одноэтажные микрорайоны МОПР, «Худжанд», «Себзор», «Бахор» с прямыми улицами и индивидуальной застройкой.
В городском и пригородном строительстве принимают активное участие и народные мастера, которые продолжают строить по традициям строительного и архитектурно-художественного мастерства, перенятого у своих потомственных родителей внутрицеховые секреты строительства зданий и сооружений. Так, например, в пригородном колхозе имени Сталина народные мастера с использованием традиций чайханы строят клуб-чайхану (1934 г.), создавая при этом образ нового типа общественного сооружения (усто-дуредгар (мастер по обработке дерева) Джамал Мир-Рахим, устогилькор (мастер по глиняной кладке) Юсуф Курбанов и Муминджанов, усто-наккош (мастер декора) Абду-Наби [3]. На другом участке этого же колхоза в 1942 году силами народных мастеров, в том числе и местными (усто Муминджан Бабаджанов), строится ещё один клуб-чайхана [2]. Эти здания отличаются большой экономичностью, так как строятся из местного подручного материала (кирпич-сырец, гуваля) с двухскатной кровлей с земляной обмазкой (например, клубное здание в Чкаловске, 1937 г.). В интерьерах отделка ограничивается однотонной масляной покраской колонн и фанерных потолков.
В 1937 году впервые в области устанавливается памятник В.И.Ленину, имя которого город принял в 1936 году. Одной из забот Советской власти было и развитие науки, культуры и образования. В целях приобщения к культурному и духовному наследию таджикского и других народов в городе строятся клубы, красные чайханы, читальни, библиотеки. Впоследствии, в городе появляются другие очаги культуры - кинотеатры, музыкально-драматический театр им.
A.С.Пушкина (сейчас имени Камола Худжанди), городская библиотека, планетарий, памятные скульптуры В.И.Ленину, С.М.Кирову, В.В.Маяковскому, Джуре Зокирову и другим выдающимся деятелям культуры, партии и правительства.
Первый в истории города «Генеральный проект планировки и проект застройки первой очереди г. Ленинабада», разработанный в республиканской проектной конторе «Таджикгоспроект», был утвержден Совнаркомом республики в 1939 году (авторы архитекторы
B.Г.Веселовский, И.В.Ткачев, инженер-экономист С.А.Капари). В этот период, когда началась
разработка генерального плана, встал вопрос об освоении под городскую застройку каменистый пустынный правый берег. В последующем идея планирования города по обоим берегам Сырдарьи полностью оправдалась. Именно многоводная Сырдарья стала главной композиционной осью Худжанда, к которой была обращена вся его планировочная структура, к ее берегу тяготел городской центр, а к набережным вышла одна из его площадей с крупным кинотеатром и рестораном. В западной излучине реки разместился парк культуры и отдыха. Генеральный план был рассчитан на 100 тысяч жителей плюс 30 тысяч человек за расчетным сроком и реализовываться он должен был до начала 1960-х годов [1].
В следующий период своего развития Худжанда послевоенного десятилетия (1941-1955 гг.)в целом была неотделима от общего хода развития советской архитектуры Таджикистана. В этот период в основном развивалось индивидуальное строительство. Так, в пригородных селениях в конце 1940-х-начале 1950-х гг. продолжается строительство из местных строительных материалов с ограниченным набором декоративных средств (правления пригородных колхозов, клубы, дом культуры в Чкаловске и др.). В это время возникают колхозные парки культуры и отдыха с традиционной садово-парковой архитектурой, дома отдыха, где появляются классические фронтоны на колоннадах аттического типа, только в более упрошенном виде (правление колхоза имени Сталина близ Ленинабада) [7].
Из крупных общественных сооружений послевоенного десятилетия Худжанда следует назвать трехэтажное здание гостиницы «Шарк» в старогородской части, построенной на одноименной улице в начале 1950-х годах и отражающей архитектуру города названного периода.
В послевоенное десятилетие несмотря на все трудности строительства зодчими Худжанда предпринимались усилия по созданию новой архитектуры, которая должна была базироваться на классической основе с широким применением в интерьерах национальной резьбы по ганчу и дереву, таджикской орнаментальной росписи.
В частности, названным идеалам новой архитектуры отвечал дворец культуры колхоза имени С.Урунходжаева, примыкающей к городу с восточной части. Здесь силами группы молодых ленинградских архитекторов по главе таджикского архитектора Х.Юлдашева в начале 1950-х годов был создан проект крупного дворцового ансамбля, реализованный местными строителями и мастерами в 1954-1957 годах [5]. Здесь классический прием проглядывается не только на монументальных фасадах здания с фронтонами, аттического типа колоннами, наличниками окон и др., но и в организации благоустройства территории вокруг Дворца культуры с его осевой композицией подъездов и каскадом фонтанов, богато украшенной скульптурой. «Таджикским Петродворцом» было названо это сооружение в газетных статьях тех лет. Однако предпринимавшаяся в течение 1930-1950-х годов попытка создания таджикского национального образа на базе европейской классики в сочетании с формами и декором местного зодчества при новом социалистическом укладе жизни не имела будущего.
Зодчие в последующем этапеархитектуры современного Худжанда (1960-1980-е годы), следуя общей тенденции развития архитектуры и искусства Советского Таджикистана, направили свои усилия в сторону усложнения и обогащения архитектурного образа зданий. Этот процесс был вызван желанием преодолеть схематизм форм и монотонность массовой застройки второй половины 1950-1960-х годов. За это время в Худжанде появился ряд интересных архитектурных сооружений, получивших общественное признание. В первую очередь, хотелось отметить строительство музыкально-драматического театра близ городской крепости (архитектор С.В.Волков, 1960 г.) с богатым классическим монументальным фасадом и не менее богатой декором интерьеров, где в резьбе колонн, конструировании потолков, ганчевом декоре стен и другом нашло место высокому искусству таджикских мастеров из самого города Худжанда и окрестных кишлаков.
Не менее примечательны монументальные памятники, воздвигнутые в 1960-х-1970-х годах по случаю знаменательных событий в жизни города и всей области. Так, в честь 60-летия Октябрьской революции (1977 г.) на исторической площади Панчшанбе был воздвигнут памятник революционеру, активному участнику борьбы за установление и упрочение Советской
власти в Худжанде Джуре Зокирову. Площадь, на которой стоит памятник, раньше носила название «Чоррахаи мардон» («Перекресток мужчин»), затем «Красная площадь». В настоящее время площадь организовывается архитектурным ансамблем Шейха Муслихиддина, Дворцом торговли (крытый рынок, 1960-х годов) и рестораном «Пандшанбе». Мемориальный комплекс воинам-ленинабадцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., открыт 9 мая 1969 года на площади имени Ташходжа Асири на пересечении улиц Ленина и Шарк.
В дни празднования 50-летия образования Таджикской ССР осенью 1974 года на правобережье Сырдарьи был открыт величественный памятник В.И.Ленину, авторы которого (архитекторы И.А.Гунст, В.Г.Веселовский, скульптор Н.А.Щербаков) были в 1978 году удостоены высокого звания лауреатов Государственной премии Таджикистана имени А.Рудаки в области литературы, искусства и архитектуры.
Событием огромной важности, имеющем международный резонанс, явилось празднование 2500-летнего юбилея со времени основания Худжанда в октябре-ноябре 1986 года. Это был не только юбилейный праздник, но и акт международного признания Худжанда как древнейшего города Востока. Здесь, на научной конференции всесоюзного значения, ученые - археологи, этнографы, палеонтологи, искусствоведы, воочию, а не по публикациям, убедились в достоверности материальных памятников от V в. до н.э. до начала XX века. Следует также добавить, что празднование юбилея сопровождалось большими благоустроительными мероприятиями, которые во многом изменили облик этого древнего города, подчеркнули значимость отдельных памятников[6].
После объявления независимости Республики Таджикистан 9 сентября 1991 года в архитектурной жизни города наступил новый этап, который в начальный период переживал трудности роста (отток высококвалифицированных специалистов архитекторов, строителей, конструкторов и других, трудности упадка строительной деятельности и многое другое). Однако если в южных регионах Таджикистана названный упадок строительного комплекса продолжался около десятилетия, то в Худжанде уже в 1994-1995 гг. архитектура и строительство постепенно набирала темпы за счет местных ресурсов и кадров.
Одним из первых в Новейшем периоде (начиная с 1991 г.) мероприятий было проведение открытого республиканского конкурса на реконструкцию исторического центра Худжанда с его крепостью. Однако трудности экономического порядка не позволили немедленно приступить к реализации принятого проекта реставрации. И только в 1997 году (в связи с предстоящим празднованием 1100-летия Государства Саманидов в 1999 году) началось проектирование и параллельное строительство крупного фрагмента восточный стены с въездными воротами. Правда, многие основополагающие принципы реставрации, заложенные в конкурсном проекте, принятого к строительству, не были учтены. В результате в августе 1999 года накануне юбилейных торжеств восточная стена с музеем археологии Худжанда внутри башен была открыта для обозрения гостями города.
Несколько лет до этих торжеств большим событием в жизни Худжанда, показавшим новые свершения городских зодчих, явилось празднование 675-летия со времени рождения Камола Худжанди, одного из величайших поэтов Востока. К торжествам этого поэта в городе были проведены большие благоустроительные работы, главным из которых явилось возведение в центре левобережной части Худжанда памятника Камолу Худжанди в виде сидящей в кресле его скульптуры с устремленным взглядом на аллею деятелей культуры, искусства и науки города, идущей к берегу Сырдарьи.
Рассказанное - это лишь некоторые штрихи к архитектуре Худжанда, который из года в год пополняется новыми произведениями зодческого искусства, привносящими своеобразные черты в городскую застройку. В настоящее время в городе сформировался большой отряд проектировщиков различного профиля - архитекторы, дизайнеры, скульпторы, художники-монументалисты, которые в тесном содружестве работают над созданием новых проектов с новыми чертами архитектуры. Основное их внимание заострено на создание крупных градостроительных узлов, стремление к ансамблевости в застройке значительных территорий, активного включения элементов монументального искусства в городскую среду в качестве
важнейшего фактора идейно-художественного воспитания горожан. Сегодня в городском ландшафте облик отдельного сооружения, пусть уникального, может рассматриваться только как составляющая общей композиционной идеи. Непременными компонентами являются условия видимости здания или сооружения, тактичное отношение к существующей и масштабность, максимальный учет природного окружения, пропорции и стилевая характеристика, т.е. ансамблевый подход в архитектуре этого уникального города. Ведется большая работа по повышению культуры благоустройства и озеленения Худжанда. В последние годы более тщательно стали прорабатывать вопросы инженерного благоустройства и озеленения на стадии разработки генерального плана города и проекта детальной планировки.
Такова в общих чертах картина становления и развития архитектуры и монументального искусства города Худжанда за несколько десятилетий Нового и Новейшего времен. Город непрерывно растет и совершенствуется и в его судьбе немаловажное значение будет иметь наше отношение к его наследию, к его истории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселовский В.Г., Мукимов Р.С. Этапы формирования градостроительной структуры Ленинабада // Исследования по истории и культуре Ленинабада/ В.Г.Веселовский, Р.С.Мукимов. - Душанбе: Изд. «Дониш», 1987. - С. 57-72.
2. Воронина В.Л. Народная архитектура Северного Таджикистана указ. соч., / В.Л.Воронина. *** с. 83, рис. 94.
3. Воронина В.Л. Народная архитектура Северного Таджикистана/ В.Л.Воронина. - Сталинабад: Госстройиздат, 1959. - С. 74, рис. 93.
4. Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток/ Б.Г.Гафуров, Д.И.Цибукидис. - М.: Наука, 1980. - С. 244.
5. Мамаджанова С., Мукимов Р., Рахматов А. Худжанд: архитектура вчера, сегодня, завтра/ С.Мамаджанова, Р.Мукимов, А.Рахматов. - Душанбе: Изд. «Мерос», 2001. - С. 38-74.
6. Мукимов Р.С. История и теория таджикского градостроительства / Р.С.Мукимов. - Душанбе: Изд. ООО «Контраст», 2009. - С.446-447. 5
7. Свод памятников истории и культуры Таджикистана. Согдийская область. Книга первая: Северный Таджикистан. - Душанбе: Изд. «Дониш», 2013. - С.284-287.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХУДЖАНДА В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1917-1991гг.)
В статье анализируются этапы развития архитектуры древнего города Худжанда, административного центра Согдийской области Республики Таджикистан периода советской государственности. Выделяется четыре периода в становление города, характеризуются деятельность народных мастеров-строителей, строительство новых и реконструкция старых зданий и комплексов, отмечаются успехи и достижения города в составе советской социалистической республики.
Ключевые слова: архитектура, Худжанд, Таджикистан, городское строительство, здания и сооружения, мастер-строитель - усто, кирпич-сырец, Сырдарья, крепость Калаи Худжанд.
STAGES OF KHUJAND'S DEVELOPMENT IN THE PERIOD OF THE SOVIET STATE (1917-1991)
The article analyzes the stages of the development of the architecture of the ancient city of Khujand, the administrative center of the Sughd region of the Republic of Tajikistan during the period of Soviet statehood. There are four periods in the formation of the city, the activities of people's craftsmen-builders, the construction of new ones and the reconstruction of old buildings and complexes are characterized, the successes and achievements of the city are noted in the composition of the Soviet Socialist Republic.
Keywords: architecture, Khujand, Tajikistan, urban construction, buildings and structures, master constructor - usto, raw brick, Syrdarya, Kalai Khujandfortress..
Сведения об авторах:
Эмомова Фируза Ёфтуллоевна ст. преподаватель кафедры архитектури и дизайна ТТУ им. акад. М.С. Осими. Республики Таджикистан. 734001 Республики
Таджикистан г. Душанбе, 1 пр. Шарк д.1. [email protected]; тел.: (+992) 989106309.
About authors:
Emomova Firuza Eftulloevna, Senior Teacher of the Department of Architecture and Design of the TTU named after academician M.S. Osimi. E-mail: [email protected]; tel.: (+992) 989106309.
ИБН ХАЛДУН О МЕСТЕ И РОЛИ ЗНАНИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ НАУКАХ
Джурабеков Б.
Таджикский государственный педагогический университета им С.Айни
Эпистемология или теория познания как самостоятельный объект изучения анализируется во «Введении» Ибн Халдуна. Мыслитель считал, что познание представляет собой отражение действительности в мозге человека. Объектом же познания у него выступали внешний мир, тоже окружающая человека среда. Процессом познания, по его мнению, управляет душа человека, которой присущи силы внутреннего и внешнего восприятия. Силы внешнего восприятия, отмечал Ибн Халдун, действуют с помощью пяти органов чувств, и исходя из этого, можно утверждать, что процесс познания начинается с ощущения явлений. Силы же внутреннего восприятия - это уже следующие ступени познания. Первая, называется хисси муштарак (общее чувство). Оно собирает воедино все слышимые, видимые и осязаемые ощущения, относящиеся к одному явлению; вторая ступень - хайал (воображение). Воображение воспроизводит ощущаемый предмет в душе так, как будто она совершенно освобождена от внешних ощущений. Представление и память, согласно Ибн Халдуна, тоже являются ступенями познания. По его определению представление - это постижение понятий, связанных с мозгом отдельного человека, а память - сохранение всего воспринимаемого, воображаемого или невоображаемого. Процесс познания «поднимается» к мысли, а мысль человека основа всей его жизни. Посредством мысли человек выделился из животных, научился создавать различные орудия труда, человеку стали присущи объединение в общество, совместный труд для добывания средств к жизни, управление обществом, занятие науками, искусствами и т.д [3, c. 858-859].
В шестой главе «Введения» Ибн Халдун уделяет особое внимание вопросу классификации наук. Прежде всего он делит науки на две категории: 1) философские науки (ал-'улум ал-хикамийа ал-фалсафийа) и 2) традиционные обычные науки (ал- 'улум ал-наклийа ал-ваке 'ийа). Мыслитель писал: «Науки и предписания, которыми люди занимались в городах, по своей сути бывают двух видов: один из них является естественным для человека потому, что он руководствуется своей собственной способностью мыслить, и второй - это традиционный тип наук, о которых человек узнает от тех, кто изобрел их» [4, c. 385].
Комментируя этот фрагмент в «Пролегоменах» Ибн Халдуна, А.Игнатенко также отмечает, что все науки Ибн Халдун делит на две группы - философские науки, или просто философию, и науки, основанные на традиции. Принципом деления здесь является отношение этих наук к разуму (место и роль разума в этих науках). Философские науки - рационалистические, потому что «человек может постигнуть их своим природным мышлением, идя правильным путем, руководствуясь своими органами познания» [5, с. 36].
Другими словами, философские науки естественны для человека по природе его мысли, своим разумом он приходит к тем темам, проблемам и доказательствам, которые его интересуют.
Согласно Ибн Халдуну, благодаря наука, которые попадают в эту категорию, человек может узнать о своих способностях. Это означает, что эти науки могут быть познаны через умственные упражнения человека. Далее он добавляет, что люди так же могут познать объекты, проблемы, аргументы и доказательства (барахин) и методы их исследования [3, с. 858-859].
К философским, или интеллектуальным, наукам Ибн Халдун относит логику, физику, метафизику, математику, геометрия, музыку и астрономию. Каждая из них в свою очередь имеет