АРХИТЕКТУРНО- МУКИМОВА Сайёра Рустамовна, ПЛАНИРОВОЧНОЕ д.а., и.о. профессора кафедры архитектуры и дизайна ТТУ им.
РЕШЕНИЕ ПРОСПЕКТА акад. М.С. Осими; СУЛТОНОВА Мехрангез, магистрант 2 ИМЕНИ АБУАЛИ ИБН СИНО курса кафедры дизайна и архитектуры ГИИИДТ
(Таджикистан, Душанбе).
%АЛЛЙ МЕЪМОРЙ- МУЦИМОВА Саёра Рустамовна,
ЛОИ^АВИИ ХИЁБОНИ д.м., и.в. профессори кафедраи меъморй ва дизайни ДТТ ба БА НОМИ АБУАЛИ номи академик М.С.Осимй; СУЛТОНОВА Мехрангез,
ИБНИ СИНО магистранти курси 2 кафедраи дизайн ва меъмории ДДСТДТ (Тоцикистон, Душанбе).
ARCHITECTURAL AND MUQIMOVA Sayora Rustamovna,
PLANNING SOLUTION OF Dr. Architecture, Professor of the Department of Architecture and ABUALIIBNSINOAVENUE Design at the TTU named after аcad. M.S. Osimi; SULTONOVA
Mehrangez, 2nd year magistr of the Department of Design and Architecture of the SIADT (Tajikistan, Dushanbe).
Ключевые слова: архитектурно-художественный ансамбль, скульптура, архитектура, монумент, искусство, дизайн.
В статье рассматривается архитектурное и художественное решение проспекта имени Абуали ибн Сино, который представляет разнохарактерную архитектуру. Несмотря на эту разнохарактерность восприятия, проспект является одним из интереснейших градостроительных транспортных узлов в правобережной части Душанбе. Возведения архитектурно-художественных ансамблей характеризуют пути поиска выразительности отдельных градостроительных узлов города и площадей, привнося особую характерность своими пластичными и скульптурными формами.
Калидвожа^о: мацмуи меъморию бадей, уайкалтарошй, меъмори, муцассама, санъат, дизайн.
Дар мацола масъалаи меъморию бадеии хиёбони ба номи Абуали ибни Сино баррасй шудааст. Дар хиёбон биноуои гуногун мавцуданд, ки дар замощои мухталиф сохта шудаанд. Новобаста ба гуногунмацбулй, хиёбони мазкур яке аз мавзеъуои зебои шаурсозй маусуб меёбад, ки мацмааи Ибни Сино, майдони ба номи у, биноуои терминали нацлиётй ва гайраро дар бар гирифтааст.
Key words: architectural and artistic ensemble, sculpture, architecture, monument, art, design.
The article considers the architectural and artistic solution of the Abuali Ibn Sino prospectus, which represents a diverse architecture. Despite this heterogeneity of perception, the prospectus is one of the most interesting city-planning transport hubs in the right-bank part of Dushanbe. The erection of architectural and artistic ensembles characterizes the ways to find the expressiveness of individual town-planning units of the city and squares, bringing a special characteristic of its plastic and sculptural forms.
Река Душанбинка, протянувшаяся с севера на юг до слияния с р. Кофарнихон, разделяет город Душанбе на две половины. Живописные очертания этой реки замыкают город с юга. Город гармонично сливается с окружающим ландшафтом, определившим его неправильные внешние очертания, которые на севере как бы вклиниваются в живописное Варзобское ущелье и на востоке широким фронтом упираются в границы пригородного района Рудаки.
В общей городской структуре четко выделяются городские магистрали, направленные как с севера на юг (проспект Рудаки, улицы имени Н. Карабаева, Абуали Ибн Сино, Борбада и др.), так и с запада на восток (проспект имени Саади Шерози, улицы Айни, Исмоила Сомони, Шапкина и др.).
Проспект имени Абуали ибн Сино, проходит в правобережной части Душанбе по направлению север-юг от магистральной улицы имени Исмоила Сомони до проспекта имени Саади Шерози, идущие параллельно с левобережной частью города по направлению восток-запад. Проспект был заложен генеральным планом города Душанбе 1962-1965 гг. под названием «проспект Профсоюзов» (авторы архитекторы В. Пекарский, И. Ткачев, С. Самонина, инж.-экон. Т. Терещенко, 1ПИ «Таджикгипрострой» города Душанбе) [10, 15]. В 1980 году в честь 1000-летия великого энциклопедиста Среднего Востока, врача, поэта, музыканта и мыслителя был переименован в проспект имени Абуали ибн Сино.
В настоящее время проспект имеет длину около 4-х км и представляет собой одну широкую с двухсторонним движением транспорта полосу, и по обе стороны застроен жилыми и общественными
зданиями общегородского значения. На всем протяжении проспект организовывает всего одну площадь на пересечении его с перпендикулярно идущей улицей Исмоила Сомони (в отличие от главного проспекта города имени А. Рудаки в левобережной части, имеющего несколько площадей на изгибах улицы) [1, с. 29]. Площадь эта носит имя Абуали ибн Сино и её организующим элементом является архитектурно-скульптурный ансамбль, посвященный 1000-летию этого ученого-энциклопедиста Востока (скульптор Г. Эльдаров, архитекторы Р. Каримов, А. Агаронов, 1980 г.).
Памятник-ансамбль был установлен с северной стороны площади на оси проспекта Абуали ибн Сино. Вокруг монумента Авиценны на четырехгранном призматическом постаменте образован целый ансамбль архитектурных форм, расположенных на различных уровнях. Во всей целостной архитектурно-скульптурной композиции выделяется высокая бронзовая фигура ученого высотой около 6 м, изображенного в полный рост в задумчивой статической позе, бережно прижимающего обеими руками к груди книги. О его многочисленных произведениях напоминают пять крупно вырезанных из гранита книг, раскрытых у подножия памятника. Широкие лестницы вели к подножию постамента от бассейнов с фонтанирующей водой. Скульптура ученого обращена была лицом к проспекту, носящего его имя [8, 118].
Западная часть площади занята крупным комплексом зданий посольства Российской Федерации, построенный без учета ориентации на какую-либо магистральную улицу, и наконец, северо-западную часть площади занимает шестиэтажный протяженный блок-пенал ГАКХ «Барки Толик», обращенный на улицу Исмоила Сомони. Таким образом, единственным доминирующим акцентом всей площади является монумент Авиценны, перед которым в центре пересечения улиц устроен озелененный круг для транспортной развязки.
Проспект Абуали ибн Сино имеет на всем своём протяжении более сложную структуру в части инженерных коммуникаций. В частности, магистраль проходит через мост, перекинутый через Большой Гиссарский канал, а затем - под путепроводом железнодорожного полотна и улицы, идущей параллельно [2, 3]. До путепровода имеется довольно оживленный участок перед крупным зданием Автовокзала республиканского значения, возвышающегося в некотором отдалении от улицы, в окружении деревьев и кустарников. Учитывая большое скопление людей, направляющихся к автовокзалу, здесь построили подземный переход.
Автовокзал, запроектированный проектировщиками Узбекистана, выполнен в современных конструкциях с включением элементов из национального декора в решетках ограждения. Здание имеет металлическую решетчатую структуру с шарнирными связями, позволяющими перекрывать большие пространства, в частности, большой операционный зал со всеми сопутствующими службами. Посадка на рейсовые автобусы производится с восточной стороны автовокзала, где устроены специальные подъезды и стоянки по транспортным направлениям. Выполненное в крупных членениях, здание на естественной возвышенности выглядит монументально и презентабельно [4, 63].
Напротив вокзала, опять же в отдалении от красной линии застройки, высятся четырех- и девятиэтажные жилые крупнопанельные дома 84-го микрорайона. Намечаемое генеральным планом 1983 года строительство высотных домов с пристроенными торговыми сооружениями на первом этаже осталось нереализованным [7, 44].
Более упорядоченную и композиционно выверенную уличную застройку проспект имеет в своей южной части, после путепровода с транспортной развязкой. Здесь на проспект выходит застройка 12-го микрорайона, который формируют три высотных дома, так называем «армянской серии», построенные методом подъема перекрытий. Между ними вдоль проспекта протянулись торцами четырехэтажные крупнопанельные дома микрорайона, создающие в плане открытые в сторону проспекта дворы. Передняя часть застройки вдоль красной линии занята одноэтажными постройками торговых учреждений с кафе, ресторанами, небольшим крытым рынком. Северная сторона микрорайонной уличной застройки занята 4-х этажным корпусом Генеральной прокуратуры, перед главным фасадом которого был установлен бюст М.В. Фрунзе. Четкие геометризированные линии относительно невысокого фасада, протяженного вдоль проспекта, придали всему зданию цельность и позволили ему слиться со всей застройкой микрорайона (авторы проекта 12-того микрорайона архитекторы В. Бродовский, Н. Ниязмухаммедова, С. Худайдатова, инженеры В. Смородинов, В. Ванин, Н. Черкасова, ПИ «Душанбегипрогор», 1970-е гг.) [11, 84].
На западную сторону проспекта после транспортной развязки у путепровода выходят четырехэтажные кирпичные жилые дома 15-го микрорайона, полностью закрытые ширококронными чинарами. Северо-западный угол пересечения микрорайонной улицы с проспектом закреплен высотным цилиндрической формы объемом 16-ти этажного монолитного жилого дома с пристроенным торгово-бытовым первым этажом, построенного методом скользящей опалубки (архитекторы Ю. Нальгиев, Л.
Асанова, А. Аванесов, О. Налигиева, инж. С. Каримов, начато строительство в 1985 г.) [11, с. 112]. Четкий башенный цилиндрический силуэт дома с полукруглыми балкончиками и круглыми окнами придали зданию своеобразие и колорит. В целом, это сооружение доминирует над всей окружающей застройкой и служит своеобразным акцентирующим элементом всего градостроительного узла на правобережье Душанбе.
Жилой комплекс из трех подобных башен с единым пристроенным торгово-бытовым первым этажом должен был появиться в начале 1990-х года по этой же стороне проспекта Абуали ибн Сино. Однако в настоящее время здесь высится лишь первая башня комплекса, сданная в эксплуатацию в 2007 году.
Между названными двумя башнями главным фасадом на проспект выходит крупное общественное сооружение (80х80 м) - Дворец культуры и техники, построенный по проекту архитектора В. Шелухина и инженера С. Севбо в 1970-х годах (сейчас здесь Филармония). Две самостоятельные части здания -клубная и зрелищная - объединены в одном здании. Доминантой всего объема служит высокая сценическая коробка зала, рассчитанная на 1200 мест; с южной стороны к залу примыкает большой двор, выложенный камнем. Первый этаж клубной части покоится на колоннах, что способствует связи его с большой парковой зоной, расположенной за комплексом, и созданию во дворе хороших условий для циркуляции воздуха, необходимое в жаркое лето. Многофункциональный дворец представляет собой единое целое за счет одинаковых стеновых панелей, служащих одновременно и солнцезащитными устройствами, проходящими по второму этажу, и за счет применения одного облицовочного материала -розоватого ракушечника [10, 16]. Спроектированное в конце 1960-х годов, это здание отличается лаконизмом форм, что помогло ему хорошо вписаться в широкий проспект имени Абуали ибн Сино.
Таким образом, на всем своем протяжении проспект имени Абуали ибн Сино представляет разнохарактерную архитектуру. Несмотря на эту разнохарактерность восприятия, проспект является одним из интереснейших градостроительных транспортных узлов в правобережной части Душанбе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веселовский В.Г. Архитектура и градостроительство Таджикистана / В.Г. Веселовский // Архитектура СССР. -М., - 1977. - С. 25-30.
2. Веселовский В.Г. Какой быть архитектуре Таджикистана? / В.Г. Веселовский // Коммунист Таджикистана. - 1979. - 24 января.
3. Веселовский В.Г. Таджикская советская архитектура. - Таджикская ССР. Энциклопедический справочник /Изд. 2-е. - Душанбе: ТСЭ, 1984.
4. Веселовский В.Г., Мукимов Р.С., Мамадназаров М.Х., Мамаджанова С.М. Архитектура Советского Таджикистана. Монография /В.Г. Веселовский и др. - М. : Стройиздат, 1987. - 244 с.
5. Владимиров Р. Строится музей археологии и этнографии // Вечерний Душанбе, 20 января 1989 г.
6. Гафуров А. Душанбе (Сталинабад) в 1929-1941 годы // Фарханг. - 2004. - № 4.
7. Гафуров А. Город Душанбе: становление столицы // Роль города Душанбе в развитии науки и культуры Таджикистана. Материалы конференции. - Душанбе: АН РТ, - 2004. - С. 43-45.
8. Мамаджанова С.М. Национальные традиции в архитектуре общественных зданий Душанбе. / С.М. Мамаджанова //АСУ. - 1990. № 11. - Ташкент. - С. 116-120.
9. Мамаджанова С. Национальные традиции в архитектуре Советского Таджикистана // Тезисы докл. на XVII научно-отчетной конференции преподавателей ТПИ. - Душанбе: Дониш, 1989, ч.1.
10. Мамаджанова С.М. Поиск национального своеобразия в архитектуре Советского Таджикистана / С.М. Мамаджанова // Строительству - высокий научный и технико-экономический уровень. -Самарканд, - 1990. - С.13-17.
11. Мукимов Р. Проспект им. Ленина в Душанбе // Таджикская Лениниана. Энциклопедический справочник. - Душанбе: ТСЭ, 1990. - 250 с.