Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПЛОЩАДИ С. АЙНИ И ПАРКА ПОБЕДЫ ГОРОДА ДУШАНБЕ'

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПЛОЩАДИ С. АЙНИ И ПАРКА ПОБЕДЫ ГОРОДА ДУШАНБЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ / СКУЛЬПТУРА / АРХИТЕКТУРА / МОНУМЕНТ / ИСКУССТВО / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мукимова Сайёра Рустамовна, Сотникова Ксения

В статье рассматривается архитектурные и художественные ансамбли города Душанбе, такие как комплекс на площади им. С. Айни, архитектурно-скульптурный мемориальный комплекс в нагорном (восточные холмы) парке Победы. Возведения архитектурно-художественных ансамблей характеризуют пути поиска выразительности отдельных градостроительных узлов города и площадей, привнося особую характерность своими пластичными и скульптурными формами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АRCHITECTURAL AND ARTISTIC COMPLEXES OF S. AINI AND VICTORY PARK OF DUSHANBE CITY

In the article architectural and art ensembles of the city of Dushanbe are considered, such as a complex in the area of. S. Aini, an architectural and sculptural memorial complex in the hill (eastern hills) Victory Park. The erection of architectural and artistic ensembles characterizes the ways of expressing the expressiveness of individual town-planning units of the city and squares, bringing a special characteristic of their plastic and sculptural forms.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПЛОЩАДИ С. АЙНИ И ПАРКА ПОБЕДЫ ГОРОДА ДУШАНБЕ»

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПЛОЩАДИ С. АЙН И И ПАРКА ПОБЕДЫ ГОРОДА ДУШАНБЕ

МАЦМУА^ОИ МЕЪМОРИ-АДАБИИ БА НОМИ С. АЙНИ ВА БОРИРАЛАБАИ ША^РИ ДУШАНБЕ

ÂRCHITECTURAL AND ARTISTIC COMPLEXES OF S. AINI AND VICTORY PARK OF DUSHANBE CITY

МУКИМОВА Сайёра Рустамовна,

д.а., и.о. профессора кафедры архитектуры и дизайна ТТУ им. акад. М.С. Осими; СОТНИКОВА Ксения, магистрант 2 курса кафедры дизайна и архитектуры ГИИИДТ (Таджикистан, Душанбе).

МУЦИМОВА Саёра Рустамовна,

д.м., и.в. профессори кафедраи меъмори ва дизайни ДТТ ба номи академик М.С. Осими; СОТНИКОВА Ксения, магистранти курси 2 кафедраи дизайн ва меъмории ДДСТДТ (Тоцикистон, Душанбе)

MUQIMOVA Sayora Rustamovna,

Dr. Architecture, Professor of the architecture and design department of the TTU named after аcad. M.S. Osimi; SOTNIKOVA Kseniya, 2nd year magistr of the design and architecture department of the SIADT (Tajikistan, Dushanbe).

Ключевые слова: архитектурно-художественный ансамбль, скульптура, архитектура, монумент, искусство, дизайн.

В статье рассматривается архитектурные и художественные ансамбли города Душанбе, такие как комплекс на площади им. С. Айни, архитектурно-скульптурный мемориальный комплекс в нагорном (восточные холмы) парке Победы. Возведения архитектурно-художественных ансамблей характеризуют пути поиска выразительности отдельных градостроительных узлов города и площадей, привнося особую характерность своими пластичными и скульптурными формами.

Калидвожа^о: ансамблуои меъморию бадеи, муцассама, меъмори, ёдгори, санъати тасвири, тарроуи.

Дар мацола ансамблуои меъморию бадеии шаури Душанбе, ба монанди мацмаи майдони С. Айни, ёдгорию меъмории Боги Галаб барраси мешаванд. Инчунин дар он сохтмони мацмаауои меъморию бадеи, шаураку майдощ, рохуои ифодаи алоуидаи махсусияти шаурсози тавсиф ёфтааст.

Key words: architectural and artistic ensemble, sculpture, architecture, monument, art, design.

In the article architectural and art ensembles of the city of Dushanbe are considered, such as a complex in the area of. S. Aini, an architectural and sculptural memorial complex in the hill (eastern hills) Victory Park. The erection of architectural and artistic ensembles characterizes the ways of expressing the expressiveness of individual town-planning units of the city and squares, bringing a special characteristic of their plastic and sculptural forms.

Возведения архитектурно-художественных ансамблей характеризуют пути поиска выразительности отдельных градостроительных узлов города и площадей, привнося особую характерность своими пластичными и скульптурными формами. Наиболее примечательным является комплекс на площади им. С. Айни в центре города Душанбе, посвященный 100-летию со дня рождения основоположника таджикской советской литературы, ученого, общественного деятеля Садриддина Айни (Саидмурад-Зода). Здесь авторы проекта как бы показывают наглядный пример возможностей тесного содружества архитекторов и художников-монументалистов. Архитектурная форма в соединении со скульптурными изображениями героев из произведений Айни отличается высоким идейно-художественным достоинством - выражает идеи возрождения таджикского народа (авторами комплекса-памятника являются скульптор Г. Эльдаров, архитекторы А. Агаронов и Р. Каримов) [8, с. 7].

Одной из главных задач, поставленных перед проектировщиками, было создание монументального комплекса как элемента градостроительной композиции, и достичь соответствия монументальной скульптуры масштабу площади и окружающей ее застройки. Для того чтобы скульптурный ансамбль мог оказывать эмоциональное воздействие на зрителя решено было дополнить скульптурный портрет С. Айни тремя композициями, раскрывающими социально-исторические этапы жизни таджикского народа, которые так великолепно описывал писатель. И это авторам вполне удалось.

Центральной частью скульптурного ансамбля его художественно-образной композиции является памятник С. Айни на высоком пьедестале, облицованный мраморными плитами. Высота фигуры С. Айни вместе с пьедесталом составляет 11,2 м, что позволяет, несмотря на довольно внушительные размеры, выглядит очень масштабно относительно всей площади, а также элементов всего ансамбля. Человечность, скромность писателя предельно лаконично передана самой фигурой: спокойная созерцающая поза человека, опирающегося на посох с накинутой на плечи верхней одеждой. Задумчивый взгляд С. Айни обращен в сторону Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджикистана (бывший музей им. К. Бехзода), откуда на встречу с любимым писателем нескончаемым потоком идут люди [6, с. 15].

Чрезвычайно удачно решено восприятие главной скульптуры ансамбля с монументальными, укрупненными формами. Поднимаясь по подземному переходу, зритель не сразу воспринимает детали скульптуры - солнце, освещаемое со спины С. Айни, создаёт сначала эффект силуэта. И только приблизившись по пандусу к пьедесталу, зритель во всю мощь пластики скульптурной композиции воспринимает и прочувствует величие и, вместе с тем, человечность писателя. И только проникнувшись эмоциональным воздействием главного композиционного элемента площади, зритель начинает воспринимать остальные части ансамбля, направляемый архитектурными средствами (дорожкой, пандусом и лестницами) к отдельным композициям «Освобождение», «Установление Советской власти» и «Одина» [7, с. 24].

Участок предельно озеленен ковровой зеленью и цветами, которые, не мешая восприятию ансамбля, создают прекрасный цветовой фон для гранитных скульптурных композиций. Двигаясь пешком или на машине вокруг центральной части скульптурного ансамбля, зритель постоянно видит изменяющиеся на глазах художественно-образные композиции, где главной доминантой является памятник С. Айни.

В 1980 году авторам уникального сооружения было присуждено почетное звание лауреатов Государственной премии СССР.

Архитектурно-скульптурный мемориальный комплекс в нагорном (восточные холмы) парке Победы является прекрасным свидетельством возможностей зодчих Душанбе формировать высокохудожественные произведения архитектуры. Он был сооружен в 1975 году в ознаменовании 40-летия Победы над фашистской Германией по проекту авторского коллектива из института Душанбегипрогор (архитекторы Б. Зухурдинов, В. Щербинин, скульптор Д. Рябичев). По генеральному плану города Душанбе мемориальному комплексу «Родина-мать» был отведен большой участок в северо-восточной части города, где на холмах разбит большой лесопарк [5, с. 15].

Главный вход в парк и к мемориалу предусмотрен со стороны улицы «Дружбы народов» в виде широкой прогулочной аллеи с лестницами, где ежегодно в день Победы - 9 мая проходят большие шествия трудящихся Душанбе. Для удобного сообщения и облегчения подъема на вершину холма с мемориалом построена подвесная канатная дорога (главный архитектор проекта М. Исмаилов, конструктор Р. Хурсандов, ГПИ «Таджикгипротрансстрой») [3, с. 48].

При проектировании комплекса авторы учли сложность и характер рельефа, который и подсказал пространственное решение всей композиции. В частности, по проекту здесь предусмотрены «Площадь скорби» с вечным огнем, «Аллея героев» с горельефом и скульптурой «Матери». Комплекс ещё не завершен и здесь пока отсутствует монумент «Родина-мать». Весь ансамбль озеленен и дополнен каскадом бассейнов.

В общую композицию комплекса введены лестницы, террасы, смотровые площадки, зеленые газоны, декоративные кустарники, каскады бассейнов и другие элементы благоустройства. Все это вместе позволило органически вписать и увязать мемориал с существующим ландшафтом. При этом основной упор сделан на то обстоятельство, что на крутом рельефе холма весь мемориальный комплекс должен хорошо просматриваться со стороны города, с его улиц, площадей и отдельных видовых точек [1, с. 34].

При проектировании архитекторы-проектировщики задумали довольно четкую схему движения зрителей, следуя которому человек постепенно должен эмоционально проникнуться величием подвига отцов и дедов, которые отдали свою жизнь ради будущих поколений. Так, по лестнице через «Площадь скорби» посетитель попадает на следующую террасу - смотровую площадку, откуда берет своё начало «Аллея героев». По линии фасада вдоль площадки и лестницы расположены гранитные надгробные плиты с горельефом. У подножия лестницы в центре расположена полированная гранитная плита с надписями в честь воинов - Героев Советского Союза. В целом, «Аллея героев» выполнена в современных монументальных формах, соответствующих эмоциональному настрою всего мемориала [2, с. 134].

Треугольные блоки, расположенные с двух сторон лестницы, которые сопровождают до следующей террасы, облицованы черным полированным мрамором, внося скорбь и строгую сосредоточенность. Приземистость и тяжеловесность этих блоков, на которых металлическими буквами написаны имена героев с горельефом, придают дополнительную монументальность и строгость, напоминая о вечной памяти героев. Эта часть мемориала в Парке Победы - одна из самых эмоционально смысловых и образно-композиционных частей.

На верхней площадке предусмотрен каскад бассейнов, переливающихся друг в друга. На гладкой поверхности воды отражается всё окружающее, а в ночное время - цвето-световое освещение комплекса. Неторопливая струя воды символизирует вечность бытия, радость восприятия которого достигнута жизнью героев Великой Отечественной войны. Комплекс по проекту завершается последней смотровой площадкой, где должен был появится пантеон со скульптурой «Родина-мать» [4, с. 53]. Всю композицию мемориала замыкают символические рельефы с благоустроенными площадками, откуда раскрывается во всём своём великолепии городской пейзаж.

В комплексе использованы декоративные строительные материалы - естественный камень разных пород, мрамор, железобетонные плиты, металл и др. Пастельные тона естественного камня на фоне яркой зелени газонов и ярких цветников придают всему ансамблю жизнерадостность, которая утверждает победу идеалов, за которые отдали свою жизнь герои. Умелое освещение и применение световых эффектов делает мемориал особенно эффектным в ночное время, хорошо просматриваемый с многих улиц города. После завершения строительства (мы надеемся на это, и это долг перед памятью наших отцов и дедов, отдавших свою жизнь за наше будущее) нагорного «Парка Победы» с мемориалом он станет одним из самых красивых мест города, любимым местом отдыха горожан.

Глубокий кризис, охвативший народное хозяйство провозгласившего свою независимость таджикского государства, в том числе и архитектурно-строительный комплекс, в целом продолжался до 1997-1998 гг. Именно с этого периода начинается постепенное возрождение проектного и строительного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бугаев В.А. Формирование архитектурно-планировочной структуры Душанбе // САУ. - 1988. -Ташкент, № 5. - С. 32-39.

2. Веселовский В.Г., Гендлин Д.Д. Архитектура Советского Таджикистана. Монография // В.Г. Веселовский и др. - М: Стройиздат, 1972. - 250 с.

3. Мамаджанова С. Становление градостроительства в Душанбе // Роль города Душанбе в развитии науки и культуры Таджикистана. Материалы конференции. - Душанбе: АН РТ, 2004. -С. 47-49.

4. Мамаджанова С., Тиллоев С. Архитектура общественных зданий Душанбе ХХ века. - Душанбе: АН РТ, 2007. - 123 с.

5. Мамадназаров М.Х. Традиции и современность в архитектуре города Душанбе // М.Х. Мамадназаров // САУ. - 1983. № 5. - Ташкент. - С. 13-17.

6. Мукимов Р.С. Зодчество Северного Таджикистана У-начала XIX вв. (генезис, эволюция, взаимовлияния и типологические особенности). - Автореф. Дисс.... доктора архитектуры. - М., 1991. - 23 с.

7. Мукимов Р. Первые градостроительные мероприятия в г. Душанбе // Материалы межвузовской профессорско-преп. конф. - Душанбе: ТТУ, 2004. - С. 23-25.

8. Мукимов Р.С., Ахмедов Д.Д. Архитектурно-скульптурные памятники Таджикистана // Р.С. Мукимов, Д.Д. Ахмедов // Архитектура и градостроительство стран Востока: традиции и современные проблемы. Междун. сбор. науч. Трудов. - Выпуск четвертый. - Душанбе: Деваштич, 2003. - С. 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.