Научная статья на тему 'Искусственное освещение мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы»'

Искусственное освещение мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свет / освещение / мемориальный комплекс / война / победа / памятник / light / lighting / memorial complex / war / victory / monument

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Завгородская Татьяна Николаевна

Статья посвящена истории создания искусственного освещения мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде. Это самый грандиозный ансамбль в России и за рубежом. Современные технические возможности осветительного оборудования делают посещение мемориального комплекса в ве- чернее время не только возможным, но и интересным. В это время суток зрителям открываются новые образы скульптур и памятников. Большое количество элементов ансамбля на Мамаевом кургане заставляет посетителей проникнуться историческими событиями и уделить время осмотру парка в вечернее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artificial lighting of the memorial complex “To the Heroes of the Battle of Stalingrad”

The article is devoted to the history of the creation of artificial lighting of the memorial complex on the Mamaev Kurgan in Volgograd. This is the most ambitious ensemble in Russia and abroad. Modern technical capabilities of lighting equipment make visiting the memorial complex in the evening not only possible, but also interesting. At this time of day, new images of sculptures and monuments open to viewers. A large number of elements of the ensemble on the Mamaev Kurgan makes visitors imbued with historical events and spend time exploring the park in the evening.

Текст научной работы на тему «Искусственное освещение мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы»»

точников света различной плотности может изменить восприятие пространства и характер взаимодействия с ним. Это довольно эффективный прием, который позволяет сразу показать, на что в первую очередь стоит обратить внимание. Различное расположение одинакового количества осветительных приборов может кардинально изменить восприятие фрагментов пространства. Более темные места отталкивают нас, тогда как ярко освещенные напротив, привлекают внимание. Подчеркнув с помощью освещения границы пешеходного пространства, можно повлиять на перемещение в нем, а ритм расположения осветительных приборов поможет задать темп движения в пространстве, сделав его более монотонным или динамичным [2].

Одинаковое количество светильников, расположенных различным образом в коридоре, будет оказывать разное влияние на восприятие пространства зрителем. Светильники, расположенные на расстоянии метра друг от друга вдоль стены на одной высоте, будут визуально подчеркивать длину коридора. Если приборы расположены в чередующемся порядке на обеих стенах, визуальное понимание перспективы нарушится и коридор будет казаться короче. Посредством вдумчивого использования и контроля плотности расположения световых приборов можно влиять на то, как посетители будут перемещаться и взаимодействовать с данным пространством, и, как в случае с коридором, тоннелем или архитектурным ансамблем, визуально менять перспективу и воспринимаемую глубину, при этом внося в пространство больше динамики.

С помощью освещения можно менять ощущение глубины пространства. При этом можно не только имитировать естественное дневное освещение, но и использовать приемы, которых практически невозможно достичь без использования искусственного освещения. Глубина пространства архитектурного ансамбля иллюзорно сокращается при увеличении яркости фасадов по мере их удаления, при этом усиливается выразительность световой композиции. Этот эффект возникает благодаря тому, что кажущиеся размеры пространства

не соответствуют реальным, что усиливает выразительность и напряженность композиции. Такой прием, характерный для сценического освещения, В.Г. Макаревич назвал «яркостной инверсией». Обратного эффекта усиления глубины пространства можно добиться, осветив более ярко те объекты, которые находятся ближе к зрителю, чем находящиеся вдали. Этот прием имитирует воздушную перспективу, привычную днем, усиливает ее и вызывает впечатление отступления заднего плана от зрителя.

Воздействие на зрителя может быть оказано также с помощью использования освещения различных цветов. Например, во многих странах сразу можно увидеть разницу между пешеходными улицами и дорогами. Как правило, улицы освещены более холодным светом, в то время как освещение проезжей части имеет желтый оттенок. Эти различия невербально сообщают нам о разнице между типами этих пространств, помогая ориентироваться и создавая единство образа города.

Когда мы говорим об освещении, то подразумеваем не только исключительно практическое действие, направленное на рассеивание света, но также и мощный инструмент, с помощью которого можно менять облик пространства. Освещение может быть инструментом создания иерархии городских объемов и системы навигации. Оно может придавать городу своеобразную идентичность. Частота расположения светильников необходима для понимания важности улиц и общественных мест и может быть значительным компонентом в определении иерархии элементов городской инфраструктуры. Все это важно учитывать при проектировании освещения.

Список цитируемой литературы:

1. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов / Г.Б. Ми-нервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко [и др.]. - Москва: Архитектура-С, 2006. - 504. - ISBN: 5-9647-0031-4.

2. Щепетков Н. Световой дизайн города: учебное пособие / Н. Щепетков. — Москва: Архитектура-С, 2006. - 317 с. - ISBN 5-9647-0103-5.

3. Descottes, H. Architectural Lighting: Designing with Light and Space / H. Descottes. - New York: Princeton Architectural Press, 2011.

Т.Н. Завгородская DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10122

T.N. Zavgorodskaya

Искусственное освещение мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» Artificial lighting of the memorial complex "To the Heroes of the Battle of Stalingrad"

Ключевые слова: свет, освещение, мемориальный комплекс, война, победа, памятник. Keywords: light, lighting, memorial complex, war, victory, monument.

Аннотация: Статья посвящена истории создания искусственного освещения мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде. Это самый грандиозный ансамбль в России и за рубежом. Современные технические возможности осветительного оборудования делают посещение мемориального комплекса в вечернее время не только возможным, но и интересным. В это время суток зрителям открываются новые образы скульптур и памятников. Большое количество элементов ансамбля на Мамаевом кургане заставляет посетителей проникнуться историческими событиями и уделить время осмотру парка в вечернее время.

Abstract: The article is devoted to the history of the creation of artificial lighting of the memorial complex on the Mamaev Kurgan in Volgograd. This is the most ambitious ensemble in Russia and abroad. Modern technical capabilities of lighting equipment make visiting the memorial complex in the evening not only possible, but also interesting. At this time of day, new images of sculptures and monuments open to viewers. A large number of elements of the ensemble on the Mamaev Kurgan makes visitors imbued with historical events and spend time exploring the park in the evening.

Мемориальные комплексы относятся к специализированным объектам ландшафтной архитектуры. Они являются одним из элементов единой территориальной системы озелененных пространств, которые наиболее тесно взаимодействуют с общегородской структурой и выполняют предназначенную им функцию. Мемориальные парки создаются для ознакомления с историческими ландшафтами, событиями, жизнью знаменитых людей [3].

В мемориальных комплексах, крупнейших мемориальных сооружениях, наиболее широко и впечатляюще воплотилась тема Великой Отечественной войны - самой страшной в истории человечества, унесшей жизни 70 миллионов человек. С первого дня войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. По всему миру воздвигнуты тысячи мемориальных памятников в память о событиях тех страшных лет, как напоминание нам о том, что такое больше не должно повториться. Монументы несут в себе не только память о мужестве и боли, но и являются мировым культурным наследием.

Памятник-ансамбль является высшей формой монументального искусства, объемно-пространственная, архитектурно-скульптурная композиция которого объединена общим замыслом, общей идеей. Идеологическое и художественно-эстетическое значение объектов мемориальных комплексов всегда было велико, поэтому большинство из них оборудовались установками художественного освещения, приемы и средства которых были подчинены героической тематике монумента. В мемориально-ансамблевых композициях искусственное освещение проектировалось по принципу иерархии объектов: доминанта и фоновые элементы. Для этого, как правило, используются приемы заливающего прожекторного света для доминанты и локальной подсветки второстепенных деталей [5]. Архитектурное освещение скульптур в составе ансамбля чаще всего требует определенной направленности, контрастности и спектрального состава света. Установка осветительных приборов зависит от формы и размеров скульптуры. Невысокие объекты по возможности освещаются полностью. Сложность при освещении монументальных объектов создает фактура материалов, из которых они выполнены. Особого подхода требует и сложная объемная форма памятника, тем более, когда освещается многофигурная композиция. Важно, чтобы световой образ не исказил художественное творение скульптора и архитектора. Если подсветить памятник только снизу, то это создаст на лице и фигуре героя (или героев) неестественные глубокие тени. Монументальные сооружения требуют сложной световой партитуры, то есть фронтального и бокового, верхнего и нижнего света.

Сегодня искусственное освещение мемориальных комплексов, несмотря на значительный арсенал технических средств, достаточно сложное мероприятие. Первые серьезные работы по архитектурному освещению мемориальных комплексов и памятников были осуществлены в середине прошлого века организациями ЛенЗНИИЭП и Моспроект-2.

Одним из сложных для искусственного освещения мемориальных объектов являлся самый значимый комплекс в СССР - Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» в парке на Мамаевом кургане в Волгограде. Идея его создания возникла сразу же после окончания войны. С 1945 по 1955 год в стране проводился всесоюзный конкурс на его проект, в результате которого автором и руководителем коллектива создателей стал народный художник СССР скульптор Е.В. Ву-четич, а главным архитектором Яков Белопольский. Прошло полвека, имя Вучетича до сих пор на слуху, а Якова Белопольского незаслуженно забыли, хотя он не только спроектировал всю архитектурную часть Мамаева кургана, но и наравне с Вучетичем получил за проект памятника-ансамбля престижную Ленинскую премию. Строительство мемориала велось около 9 лет, и он был торжественно открыт 15 октября 1967 года [4].

Создавая известный мемориал, авторский коллектив стремился воссоздать образы героических защитников Отечества, сделать очевидным для потомков их огромное желание победить, ощутить на себе атмосферу боевых действий великого сражения, дать возможность современникам почувствовать себя участниками Сталинградской битвы.

Мемориальный комплекс представляет собой ряд архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось (рис. 1). По мере восхождения на курган, перед взором посетителя открываются все новые и новые элементы и композиции мемориала, которые представляют собой высшую форму монументального искусства, как, впрочем, и многие другие творения Е.В. Вучетича. В основном все скульптурные композиции были выполнены в железобетоне. Тротуары и площади комплекса замощены гранитом. Вода в бассейнах символизирует великую русскую реку Волгу. Композиционным центром комплекса является скульптура «Родина-мать зовет!» (рис. 2).

Статуя господствует над городом и видна на десятки километров. Величественный монумент сложно создавался в течение трех лет. Автор комплекса Евгений Вучетич продолжал творческий поиск уже в процессе строительства парка и, в конце концов, появилось новое решение - динамичная, порывистая фигура женщины с высоко поднятым мечом в правой руке. Левой рукой она указывает на запад, в стремительном движении призывая на новые ратные подвиги до полной

и окончательной победы над врагом. Суровое волевое лицо, развевающиеся на ветру волосы и одежда - всё это олицетворяет непреодолимую силу, экспрессию и призыв к наступлению, освобождению своего Отечества. По словам члена авторского коллектива заслуженного архитектора Ф.М. Лысова, «новое предложение явилось логичным, высоко эмоциональным завершением того героизма, которым насыщены все скульптурные композиции комплекса». Общая высота скульптуры с мечом - 85 метров. Общий вес сооружения - 8 тысяч тонн.

Рис. 1. Главная ось мемориального комплекса

Рис. 2. Скульптура «Родина-мать зовет!». Вечернее освещение

Рис. 3. Световое шоу

Первое искусственное освещение комплекса было осуществлено в 1976 году. Работы по освещению были начаты еще в 1965 году группой сотрудников лаборатории архитектурного освещения ВНИСИ. Исследования проводились в мастерской скульптора Е.В. Вучетича на авторских моделях памятников, которые позволили определить уровни яркости отдельных элементов ансамбля, оптимальные направления, с которых следовало освещать объекты, и положения прожекторных батарей.

Главным светотехническим принципом того времени, положенным в основу декоративно-художественного освещения скульптурных композиций мемориального комплекса на Мамаевом Кургане, являлось обеспечение возможности видеть главный монумент с большого расстояния.

Естественная высота кургана составляет 102 м. Туристы и посетители начинают свое движение с подножия от вводной композиции - горельефа «Память поколений» и постепенно продвигаются вверх - к главному монументу «Родина-мать зовет!», имеющему высоту около 85 метров. Именно на нем создавался основной световой акцент. В первой реализации установки для освещения монумента «Родина-мать зовет!» были применены 4 группы прожекторов, установленная мощность которых составляла 240 кВт. Всего было задействовано 40 прожекторов.

В 1980-е годы с появлением газоразрядных источников света была проведена замена осветительного оборудования монумента и установлены прожекторы ПГЦ с металлогалогенными лампами [2].

К 60-й годовщине Сталинградской битвы назрела общая необходимость в новой реконструкции освещения мемориального комплекса. В условиях рыночной экономики администрация комплекса признавала необходимость энергоэкономичности осветительных установок, определяющих стоимость эксплуатации системы освещения, ее надежность, обеспечение оптимального светового окружения, сохранение окружающей среды. Как следствие, была поставлена задача использования самого эффективного и надежного на тот момент осветительного оборудования.

Количество прожекторов, необходимых для освещения главного монумента, а также всех остальных композиций ансамбля, определялась при помощи компьютерной программы, исходя из требований СНиП, регулирующих яркость поверхностей монументальных групп. Кроме того, была сделана поправка на значительную дистанцию, с которой должен быть виден главный монумент. Когда из результатов расчетов стало ясно, что количество прожекторов, освещающих основной монумент, значительно сократится, то возникла задача определить новые места для их установки. Необходимо было правильно выбрать положение основной батареи, формирующей контурный свет и рефлексную засветку. Для придания освещению театрального драматизма на основной монтажной площадке использовались три прожектора с натриевыми лампами высокого давления. Излучение световых приборов с низкой цветовой тем-

пературой позволило создать эффект «сполохов пожара на скульптуре» [1].

Так как прожекторы имели узкие и интенсивные пучки света, художественный эффект зависел и от настройки ориентации прожекторов. Специалисты ставили перед собой задачу не просто осветить фигуру статуи, но и подчеркнуть ее пластику. Все световые пучки были направлены «вскользь», формируя такие контрасты света и тени, которые позволили наиболее отчетливо выявить формы, усилить ее значимость. Благодаря используемым источникам света с высокой интенсивностью излучения и приборам с хорошей оптической системой, удалось добиться того, что главная фигура мемориала стала хорошо видна с расстояния 10 км. Практически заново было выполнено освещение всех остальных скульптурных композиций и архитектурных сооружений мемориального комплекса.

За 50 лет существования величественной скульптуры Родины-матери не удалось избежать последствий воздействия окружающей среды. В 2017 году началась масштабная реставрация главного монумента с применением самых передовых материалов и технологий реставрационных работ, что позволит сохранить его для будущих поколений. Осветительные установки планируется полностью обновить.

С 2016 года в рамках празднования Дня Победы на Мамаевом кургане проходит грандиозное шоу «Свет Великой Победы». Скульптура «Родина-мать» освещается 8 и 9 мая и сияет на протяжении двух часов (рис. 3). Световое шоу с каждым годом становится все ярче и ин-

тереснее, на него съезжаются посмотреть люди со всего мира и России. В 2020 году обещают показать обновленную праздничную программу шоу.

Все работы по благоустройству будут завершены к маю 2020 года. Хочется надеяться, что 75-летний юбилей Великой Победы, главный символ города-героя встретит в прекрасном, обновленном виде. Уровень эмоционального воздействия на посетителей мемориальных комплексов в вечернее время во многом определяется освещением скульптур, памятников и окружающего пространства. В мемориальных парках требуется грамотное распределение освещенности, ограничение слепящего действия световых приборов.

Список цитируемой литературы:

1. Александрова Е.М. Реконструкция освещения мемориального комплекса «Мамаев курган» / Е.М. Александрова, В.В. Нечаева,

B.Н. Степанов, В.М. Царьков // Светотехника. - 2003. - №4. -

C. 23-26.

2. Лысов Ф.М. Освещение мемориального комплекса-памятника «Героям Сталинградской битвы» / Ф.М. Лысов // Светотехника. - 1985 - №5. - С. 8-10.

3. Сокольская О.Б. Специализированные объекты ландшафтной архитектуры: проектирование, строительство, содержание: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Ландшафтная архитектура» / О.Б. Сокольская, В.С. Теодоронский. - Санкт-Петербург: Лань, 2015. - 707 с.: ил. - ISBN 978-5-8114-1715-5.

4. Сталинградская битва. Историческая справка / Сталинградская битва: [сайт]. - URL: https://stalingrad-battle.ru/about/historical-reference/ (дата обращения: 23.02.2020). - Текст: электронный.

5. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: Учеб. пособие / Н.И. Щепетков. - Москва: Архитектура-С, 2006. - 320 с. -ISBN 5-9647-0103-5.

Ю.А. Табунщиков DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10123

Yu.A. Tabunshchikov

Концепция создания умного здания на базе здания Московского архитектурного института - памятника архитектуры

The concept of creating a smart building on the basis of the building of the Moscow Architectural Institute - an architectural monument

Ключевые слова: учебное здание, умные технологии, искусственный интеллект, инженерные системы, управление теплоэнергопотреблением, интернет вещей.

Keywords: educational building, smart technologies, artificial intelligence, engineering systems, heat and power management, Internet of things.

Аннотация: «Умное учебное заведение» Московского архитектурного института - это здание, которым можно осмысленно управлять, чтобы обеспечить качество среды обитания студентов и преподавателей. Умная система управления инженерным оборудованием здания Московского архитектурного института строится на основе центрального процессора (Intelligent Building Management). Сформулирована система умных технологий для инженерных систем учебного здания.

Abstract: The "smart educational institution" of the Moscow Architectural Institute is a building that can be meaningfully managed to ensure the quality of the living environment for students and teachers. The smart management system for the engineering equipment of the Moscow Architectural Institute building is based on a central processor (Intelligent Building Management). The system of smart technologies for engineering systems of the educational building is formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.