Практика
457
И.Н. Грединар DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10121
I.N. Gredinar
Приемы вечернего освещения, влияющие на восприятие городского пространства The influence of artificial lighting techniques at the perception of urban space
Ключевые слова: вечернее освещение, световой дизайн, свет, архитектурная среда. Keywords: artificial lighting, light design, light, architectural environment.
Аннотация: В статье описаны возможности вечернего освещения как инструмента, c помощью которого можно влиять на восприятие кажущейся глубины пространства, его размеров и ритма.
Abstract: The article describes the possibilities of evening lighting in influence at the perception of the depth, size and rhythm of urban space.
Формообразующее действие света давно известно. Оно неоднократно становилось объектом исследований, опытов, широко применяется на практике в архитектуре, живописи и дизайне. Искусственный свет может являться мощным инструментом, оказывающим влияние на то, как мы воспринимаем форму и пространство. Современные технологии дают множество возможностей для того, чтобы добиться нужного впечатления. Некоторые эффекты возникают случайно, при недостаточной проработке подхода к искусственному освещению, будь то архитектурный ансамбль или открытое пространство комнаты, что может негативно сказаться на восприятии образа пространства. Поэтому важно знать некоторые факторы, способные повлиять на зрительное восприятие, учитывать их при проектировании освещения и использовать, когда это необходимо, для того чтобы добиться большей выразительности образа. Расставленное особым образом освещение может зрительно увеличивать или уменьшать глубину пространства, создавать ритм или монотонность, расставлять акценты, влиять на эмоции зрителя.
Равномерное распределение световых приборов может создать впечатление единства, в то время как большие разрывы между установленными светильниками и неравномерность их распределения принесет ощущение дробности, неоднородности пространства. Также освещение пятнами может разрушить целостность объема здания или его фасадов. Светопластика фасадов имеет свою особую специфику. Не всегда удается добиться контрастного освещения, имитирующего на объекте сложной формы светотень, подобную дневной. Впрочем, равномерное освещение здания заливающим светом тоже может стать не лучшим решением. Особенно это касается зданий крупных размеров и городских доминант. Отсутствие акцентов и потеря тектоники здания может привести к тому, что данный объект, хоть и будет хорошо различим, но может превратиться в своеобразное светлое пятно, ослепляющее и невыразительное. Для сохранения единства формы достаточно обеспечить равномерное распределение света или создать читаемую ритмическую закономерность световых пятен.
Эффект визуального изменения объема архитектурных форм может быть непривычен для дневного облика здания, но в вечернее время неравномерное распределение световых приборов может создать иллюзию ви-
зуального изменения массы здания, сделав его зрительно более легким или тяжелым, изменить соотношение объемов и придать статику или динамику.
Расстановка световых акцентов может сделать пространство интересным, дать ему новое прочтение в вечернее время. Разница в частоте расположения приборов освещения может создавать впечатление монотонности или динамики в пространстве, может стимулировать равномерное движение или вызвать ощущение паузы. Подобно тому, как колонны, балки, окна и другие объекты могут представлять собой повторяющиеся элементы, освещение также может задавать ритм, который перекликается с ритмом окружения. Избыточное использование одного типа светильников или ритма освещения может спровоцировать скуку, но изменение плотности оживит пространство. Неоднородность визуально интересна, подтверждение чему можно легко наблюдать на примере звездного неба и скоплений звезд, в которых благодаря хаотичному расположению наше воображение дорисовывает различные формы.
Можно выделить три условных типа организации светового пространства - линейную, произвольную и упорядоченную. Под линейной организацией понимается состояние освещения, при котором эффект группировки приборов воспринимается как единая линия света. Чаще всего это происходит, когда отдельные приборы скрыты в углублениях, что создает иллюзию непрерывной полосы света, когда восприятие одного прибора объединено с остальными в группе. Произвольная организация представляет собой группу светильников, индивидуальное размещение которых не подчиняется геометрической логике, а система в целом, таким образом, не поддается определенному шаблону. В свою очередь, упорядоченное размещение отдельных источников света следует геометрической логике, и их целостность может быть определена как узнаваемая форма. Такой шаблон чаще всего принимает форму линии или сетки. Эти условные типы организации могут использоваться как в освещении интерьера, так и при проектировании световой среды города [3].
Правильная расстановка световых акцентов может облегчить навигацию для зрителей, показать места большей и меньшей важности. Например, при освещении экстерьера здания обычно используется большее количество источников света на главном входе. Точно также во внутренних пространствах установка ис-
458
Практика
точников света различной плотности может изменить восприятие пространства и характер взаимодействия с ним. Это довольно эффективный прием, который позволяет сразу показать, на что в первую очередь стоит обратить внимание. Различное расположение одинакового количества осветительных приборов может кардинально изменить восприятие фрагментов пространства. Более темные места отталкивают нас, тогда как ярко освещенные напротив, привлекают внимание. Подчеркнув с помощью освещения границы пешеходного пространства, можно повлиять на перемещение в нем, а ритм расположения осветительных приборов поможет задать темп движения в пространстве, сделав его более монотонным или динамичным [2].
Одинаковое количество светильников, расположенных различным образом в коридоре, будет оказывать разное влияние на восприятие пространства зрителем. Светильники, расположенные на расстоянии метра друг от друга вдоль стены на одной высоте, будут визуально подчеркивать длину коридора. Если приборы расположены в чередующемся порядке на обеих стенах, визуальное понимание перспективы нарушится и коридор будет казаться короче. Посредством вдумчивого использования и контроля плотности расположения световых приборов можно влиять на то, как посетители будут перемещаться и взаимодействовать с данным пространством, и, как в случае с коридором, тоннелем или архитектурным ансамблем, визуально менять перспективу и воспринимаемую глубину, при этом внося в пространство больше динамики.
С помощью освещения можно менять ощущение глубины пространства. При этом можно не только имитировать естественное дневное освещение, но и использовать приемы, которых практически невозможно достичь без использования искусственного освещения. Глубина пространства архитектурного ансамбля иллюзорно сокращается при увеличении яркости фасадов по мере их удаления, при этом усиливается выразительность световой композиции. Этот эффект возникает благодаря тому, что кажущиеся размеры пространства
не соответствуют реальным, что усиливает выразительность и напряженность композиции. Такой прием, характерный для сценического освещения, В.Г. Макаревич назвал «яркостной инверсией». Обратного эффекта усиления глубины пространства можно добиться, осветив более ярко те объекты, которые находятся ближе к зрителю, чем находящиеся вдали. Этот прием имитирует воздушную перспективу, привычную днем, усиливает ее и вызывает впечатление отступления заднего плана от зрителя.
Воздействие на зрителя может быть оказано также с помощью использования освещения различных цветов. Например, во многих странах сразу можно увидеть разницу между пешеходными улицами и дорогами. Как правило, улицы освещены более холодным светом, в то время как освещение проезжей части имеет желтый оттенок. Эти различия невербально сообщают нам о разнице между типами этих пространств, помогая ориентироваться и создавая единство образа города.
Когда мы говорим об освещении, то подразумеваем не только исключительно практическое действие, направленное на рассеивание света, но также и мощный инструмент, с помощью которого можно менять облик пространства. Освещение может быть инструментом создания иерархии городских объемов и системы навигации. Оно может придавать городу своеобразную идентичность. Частота расположения светильников необходима для понимания важности улиц и общественных мест и может быть значительным компонентом в определении иерархии элементов городской инфраструктуры. Все это важно учитывать при проектировании освещения.
Список цитируемой литературы:
1. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов / Г.Б. Ми-нервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко [и др.]. - Москва: Архитектура-С, 2006. - 504. - ISBN: 5-9647-0031-4.
2. Щепетков Н. Световой дизайн города: учебное пособие / Н. Щепетков. — Москва: Архитектура-С, 2006. - 317 с. - ISBN 5-9647-0103-5.
3. Descottes, H. Architectural Lighting: Designing with Light and Space / H. Descottes. - New York: Princeton Architectural Press, 2011.
Т.Н. Завгородская DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10122
T.N. Zavgorodskaya
Искусственное освещение мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» Artificial lighting of the memorial complex "To the Heroes of the Battle of Stalingrad"
Ключевые слова: свет, освещение, мемориальный комплекс, война, победа, памятник. Keywords: light, lighting, memorial complex, war, victory, monument.
Аннотация: Статья посвящена истории создания искусственного освещения мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде. Это самый грандиозный ансамбль в России и за рубежом. Современные технические возможности осветительного оборудования делают посещение мемориального комплекса в вечернее время не только возможным, но и интересным. В это время суток зрителям открываются новые образы скульптур и памятников. Большое количество элементов ансамбля на Мамаевом кургане заставляет посетителей проникнуться историческими событиями и уделить время осмотру парка в вечернее время.