Борискина Ю.М.1, Грибова Е.В.2
1 ГБОУ Многопрофильный комплекс «Братиславский» школа №1357, г.Москва, учитель информатики и ИКТ, bcddcb @ rambler. ru
2 Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы
«Московский институт открытого образования», г.Москва, преподаватель кафедры интерактивных технологий, jb jb@rambler. ru
ПРОЦЕСС ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ ПО ИКТ В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Научно-практическая конференция по ИКТ, ФГОС, информационные технологии, сценарий мероприятия, проектная деятельность.
АННОТАЦИЯ
В статье обсуждается значимость научно-практических конференций по ИКТ в школьном образовательном сообществе, приводятся советы по их организации и подготовке. Из опыта работы приводится авторский вариант сценария конференции «Йоттобайтная эра, или 5-тая информационная революция».
В процессе осуществления модернизации российского образования и достижения стандартов качества XXI века происходит постановка новых целей и задач, осуществление которых предполагает иную форму взаимодействия всех участников образовательного процесса. Инновации любого рода и нововведения в практику и обиход жизни учителя, ученика и родителя наряду с традиционными формами и привычными методами организации учебно-воспитательного процесса постепенно становятся одной из неотъемлемых составных частей образовательной системы. Среди мероприятий такого рода отдельно следует выделить организацию и проведение конференций проектных и исследовательских работ, в частности, по Информационным технологиям (ИТ). Что есть конференция научного или образовательного учреждения как форма? В широком смысле так именуют достаточно знаковое и, как правило, масштабное событие, во время проведения которого у участников есть множество возможностей открыто обмениваться различными точками зрения, делиться информацией и накопленным опытом. В более узком смысле под конференцией принято понимать мероприятие, где демонстрируются конечные результаты и лучшие достижения в различных областях деятельности в соответствии с тематической направленностью. Однако в рамках данной статьи конференция будет рассмотрена как событие, прежде всего, образовательное; как широко распространенный профессиональный инструмент развития современного образования.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют целый ряд общих особенностей, среди которых направленность на повышение образовательных достижений, развитие личностных способностей учащихся, грамотное сочетание выстраивания индивидуальной (самостоятельной) траектории работы и формирование навыков сотрудничества в коллективе, компетентность в выбранной сфере и пр. Организация научной и проектной деятельности учащихся и руководителей ученическими исследованиями не только способствует становлению социально-активной личности, развитию познавательных интересов и самообразовательных навыков, но и формирует в учебном заведении особую образовательную среду, находящуюся в тесном взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса и предоставляющую им целый комплекс возможностей. Научно-исследовательская работа выступает важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения качественно нового типа. Повышается эффективность педагогического общения, активизируется творческое сотрудничество учащихся с учителями, через применение всего многообразия современных образовательных технологий модернизируются субъект-субъектные отношения в образовательном пространстве школы.
Стержневым элементов модернизации российской школы принято считать федеральный государственный образовательный стандарт [2], далее — ФГОС, разработанный в соответствии с
потребностями и особенностями действия в ситуации открытого динамично развивающегося современного общества. Его реализация закреплена новым Законом «Об образовании РФ» [3], акцентируя внимание на организации творческой, проектной и исследовательской деятельности учащихся как эффективном методе организации приобретения и освоения новых знаний, работы с большими объемами информации. Проектной и исследовательской деятельности учащихся в реализации ФГОС отведено важнейшее место, что обуславливает процесс незамедлительного введения в образовательный контекст приемов, методов и технологий на базе их эффективной организации. Содержание и предметные результаты программ учебных предметов в настоящее время ориентированы преимущественно на повышение общеобразовательного и общекультурного уровня подготовки, что предопределяет реализацию принципов личностно-ориентированного обучения и деятельностно-компетентностного подхода с использованием возможностей контекстного, иными словами профессионально направленного изучения различных дисциплин.
Анализ предъявляемых ФГОС к обучающимся требований наглядно демонстрирует, что образовательный вектор должен быть выстроен в направлении к организации учебно-познавательной деятельности школьников на разных уровнях. И если раньше большая часть знаний преподносилась в уже готовом, не требующем дополнительных усилий на поиск информации виде, то сейчас культура умственного труда учеников формируется в процессе правильно организованной самостоятельной работы, в ходе экспериментальной и исследовательской деятельности. Это предполагает повсеместное внедрение в процесс обучения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Так, проектно-исследовательская работа как эффективный способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации учащихся весьма актуальна для инновационной практики и современной педагогики.
В свете тех требований, которые выдвигает ФГОС к уровню обученности учащихся, образовательный процесс должен быть направлен на формирование и достижение следующих результатов: личностных, метапредметных (куда входит освоение универсальных учебных действий) и предметных (освоение учебных предметов и системы элементов научного знания). Новые стандарты требуют, чтобы формы и методы ведения уроков всячески стимулировали вовлечение учеников и способствовали их активное участие в учебном процессе. При этом плодотворная совместная работа учителя с учеником в современных условиях должна полностью исключить устаревшую позицию учителя как «урокодателя» и перевести ее в полуплоскость учителя-ведущего, что сделает урок более интерактивным, активирует общение и взаимодействие в классе. ФГОС основного общего образования подразумевает формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками, детьми других возрастов и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и иных видах деятельности.
Целенаправленная и систематическая познавательная и исследовательская работа учащихся, безусловно, способствует организации занятий в виде партнерской деятельности, повышает теоретические знания и развивает практические навыки, активирует познавательную активность и систематизирует умение излагать свои мысли и др. Однако формирование и достижение на практике положительной устойчивой мотивации к учению является порой трудно реализуемой задачей для учителя.
Создание проекта — процесс одновременно сложный и интересный, побуждающий учеников к поиску ответов на актуальные вопросы и требующий должного погружения в проблематику выбранного вопроса. Вовлеченность в такую работу способствует развитию умений самостоятельного сбора и обработки информационно-иллюстративного материала на первичных этапах работы над проектов, проявлению творческого потенциала и креативности в процессе, а на заключительном шаге демонстрирует удовлетворение от результатов своей трудовой активности и рождает чувство уверенности в собственных силах. Одинаково важно пробудить глубокий интерес и развить творческую инициативу у всех учеников, замотивировать на будущее не принимавших участие в текущих мероприятиях и непременно приобщить их к ценности новых знаний. Подобный вид учебной деятельности направлен на развитие у школьников логического мышления, формирование универсальных общеучебных навыков и умений. На этапе демонстрации и публичной защиты своих проектных работ учащиеся приобретают бесценный опыт выступлений перед широкой аудиторией, который будет им полезен в дальнейшей жизни. Успешность выступления перед публикой основывается на равнозначном взаимодействии таких важнейших компонент, как общее эмоциональное состояние, тщательность подготовки
(репетиции) и наличие навыков публичного общения. Таким образом, исследовательская и проектная деятельность занимают намного более важное место в содержательном аспекте современного образования, чем это может показаться на первый взгляд.
С введением государственных образовательных стандартов общего образования трансформировалась форма организации обучения, в новой открытой информационно-коммуникационной среде получили дополнительный стимул к дальнейшему развитию педагогические технологии, а спектр интерактивных возможностей в сфере обучения продолжает расширяться. В соответствии с системно-деятельностным подходом в образовании во главу угла ставится формирование учебно-познавательных компетенций и высокой мотивации к исследовательской деятельности. С самой начальной ступени своей образовательной траектории у обучающихся на основании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) должно быть сформировано базовое умение — учиться, а также способность к организации собственной, нацеленной на получение и открытие новых знаний деятельности. За курс основной школы новым стандартом в обязательном порядке предполагается подготовка и защита итогового проекта как средства оценки личностных результатов, предметных и универсальных (метапредметных) умений и навыков. Данное требование ФГОС ООО, относящееся к эффективной организации и грамотному выстраиванию учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предполагает определенную структуру и последовательность работы всех участников образовательного процесса.
Организация и проведение научно-практических конференций для учащихся всех звеньев образования является одной из общедоступных и широко распространенных возможностей для разнообразия и расширения границ учебного процесса. К бесспорным плюсам подобного рода мероприятий следует отнести активизацию стремлений к получению новых знаний, более глубокое погружение в предметную область, приобретение практического опыта и освоение навыков публичных выступлений, выявление наиболее заинтересованных учеников и определение путей для дальнейшей самореализации всех учащихся. На эффективной конференции в среде научной и деловой царит, как правило, коммуникативная атмосфера. Успех проведения конференций различного уровня и тематической направленности напрямую зависит от грамотности ее организации, правильности выстраивания и четкости этапов планирования, подготовки, рефлексии, подведения итогов, оценки, анализа результатов. На основании богатого личного опыта в сфере подготовки, организации и проведения научно-практических конференций, представляется возможным выделить некоторые советы. На этапе начальной подготовки, после определения цели и задач будущего мероприятия, нужно быть готовым к тому, чтобы корректировать их по мере развертывания плана. Заранее определить дату, и список выступающих учащихся с проектами. Именно учитывая тему работ, будут создаваться линии развития сюжета текста ведущих. Имеет смысл пригласить на конференцию родителей учеников, гостей, а информацию о дате и времени проведения разместить в широком доступе (сайт школы, объявления). Так как конференция предпалагается по ИКТ, то аспект техники на ней очень важен — проверьте накануне проведения работоспособность проектора, колонок, микрофонов, программное обеспечение для запуска видео и т.п. После выступлений- благодарим ребят-ораторов, ведущих, и анализируем, все ли из запланированного удалось, если нет- что может быть сделано лучше в следующий раз?
С вешалки, согласно устойчивому афоризму, начинается театр, а отправной точкой любой запланированной конференции становится документ о ней. Написание и компоновка сценария — процесс весьма трудоемкий и ответственный, требующий максимальной концентрации внимания и верно выстроенной логической цепочки повествования. Необходимо на первичных этапах работы иметь возможность оценить общую длительность выступлений участников в отдельности и всего запланированного мероприятия в целом. Важно, чтобы конференция не утомила участников и зрителей, оптимальным временем научного мероприятия 1-1,5 часа, школьного — 40-45 минут.
Опорными элементами любого сценария выступают эпизоды, которые в свою очередь завязываются на конкретных персонажей и/или тематическую направленность работ-победителей. Обзорная конференция способствует систематизации научных знаний на самом высоком уровне и реализации межпредметных связей в общении и освоении учебного материала. А информатика и информационные технологии, в свою очередь, являются благодатной основой для формирования межпредметных связей в процессе школьного обучения и проведения конференций. Таким образом, сценарий конференции как составная часть программы учебно-
исследовательской и проектной деятельности обучающихся можно считать своего рода компонентом метапредметной подпрограммы школы с четко выстроенным алгоритмом последовательности действий и прописанной содержательной составляющей.
При написании сценария мероприятия, с учетом важности планирования аудиовизуальной нагрузки и необходимости четкого понимания взаимосвязей между говорим- показываем, лучше всего следовать правилу «двухчастности». Делим лист на две вертикальные колонки, слева пишем текст ведущих, а справа — фиксируем аудиовизуальный ряд, т.е. то, что будут видеть и слышать гости конференции. В правой колонке также отмечаем действия участников (песня, танец, сценка, если есть такие вставки в сценарий конференции, смену декораций, порядок выступлений), и, таким образом, не запутываемся в ходе сценария мероприятия.
Выглядеть такое оформление сценария может, например, так:
Табл.1 Пример «двухчастного» оформления сценария
Человек — это высшая ценность, это личность, говорил Кант. Он оставил след свой в истории философии, этики, науки.
А наши ребята оставили свой след в истории школы, ее успехах и победах.
Мы желаем им и всем нам новых интересных открытий и проектов в новом учебном году!_
Видеофрагмент о вкладе Канта в науку.
Слайды, какие учащиеся на каких конкурсах побывали за год Музыка
Наш опыт показывает, что лучше всего вести конференцию двум ведущим, так как «живые» диалоги между ними станут двигателем сюжета, будут более интересно смотреться, позволят использовать больше речевых форм в виде дебатов, обсуждений, вопросов-ответов. Например, так начиналась одна из конференций, посвященных конкретной дате:
А: В эти дни во всем мире отмечается 290-летие со дня рождения Иммануила Канта, величайшего философа. А в нашей школе- самое время подвести итоги в конкурсах и проектных работах этого учебного года.
В: Как ты думаешь, нам удастся совместить эти разные темы разных времен и рассказать на этой конференции и об Иммануиле Канте, и о наших лучших ребятах по проектам?
А: Да, это задачка не из легких, но думаю- справимся! Ты мне расскажешь об этом великом ученом, а я тебе- об успехах учеников нашей школы!
В: Хорошо, смотри!
Комбинации могут быть разными: учащийся и учитель, девушка и юноша из числа старшеклассников, учащиеся из разных возрастных категорий (старший «говорит» с младшим), и другое. Когда нам нужно было построить сценарий первой конференции на том, а что такое вообще проектно-исследовательская деятельность, и учащиеся были очень разные по проектной компетентности, мы выбрали двух ведущих по принципу новичок и уже опытный в плане побед на разных конкурсах, и прокладывали маршрут «делимся опытом на заданные вопросы». Например, из текста ведущих этой конференции:
С: А какого типа проекты тебе кажутся самыми сложными?
Д: Я думаю, что это практико-ориентированные проекты, и, конечно, научно-исследовательские. Ведь в них ребята выдвигают гипотезу, её подтверждают или опровергают, проводя серию экспериментов. Это совсем не просто!
С: А в каком конкурсе больше всего участвовала наших ребят?
Д: — Региональной конкурс «Искатель». Там мы, 24 человека из 7-9 классов, в этом году представляли свои работы, например...
Что в данной ситуации сложно и интересно- в задачу диалога между ведущими нужно включить и получение новой информации, и передачу ее другому лицу, то есть в нашем случае — зрителям в зале. Сделать их активными участниками такого диалога. Да, безусловно, так как такие конференции приурочены обычно к подведению итогов, а значит, к концу учебного года, то кульминационным моментом мероприятия получается озвучить лучших по проектной деятельности, показать их работы. Но при этом не менее важным представляется и задача развития интереса к предмету информатика, показ ее значимости и роли в современном динамично развивающемся обществе. Важно не только наградить детей, раздать грамоты и призы, но и остаться интересными всем ребятам, даже не принимавших участие в текущих мероприятиях, приобщить их к поиску нового, интересного, к ценности знаний. А также в момент подведения итогов дать новые знания- то есть совместить почти несовместимое. Можно ли этого
достичь? Да, безусловно, при творческом подходе к написанию сценария конференции. Как пример конкретной разработки одного из них, приведем основу сценария из авторского опыта работы.
Табл.1 Сценарий конференции «Йоттобайтная эра, или 5-тая информационная революция» (дата проведения-
май 2015 года)
Ведущие Действие
Сегодня мы проводим 5-ую, юбилейную конференцию исследовательских и проектных работ учащихся школы. Мы открываем традиционные для нашей школы «Королевские чтения»! -Еще в начале 12 века персидский поэт Анвари, оказавший значительное влияние на литературное творчество Востока, написал: Слайд- название конференции
Вот тебе 2 дела — сделай хоть одно из них Коль прославиться делами хочешь пред людьми. Или то, что сам ты знаешь, передай другим, Или то, чего не знаешь, от других возьми! - Сегодня кто-то из наших учеников поделится своими знаниями и опытом проектной работы, а кто-то наоборот- их приобретет и узнает что-то новое! Слайд со стихами Анвари
-Сколько существует человечество, столько стремится человек к изучению информации вокруг него. -А что такое информация? Интересно, но с разных сторон нашей жизни определения немного разные. Смотри! В философии- отражение многообразие, возникающее в результате взаимодействия объектов. В быту- интересующие нас сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах В технике- сообщения в форме знаков или сигналов, обрабатываемые с помощью технических средств. В кибернетике- часть знаний, которая используется для сохранения и развития системы. В информатике- продукт взаимодействия данных и методов их обработки, адекватных решаемой задаче. -За один только 2014 год было создано и передано количество информации, равное 3 600 000 000 000 000 000 000 байт. Это огромное число соответствует 3,6 млрд гигабайт или 3,6 зеттабайт. Для того чтобы попытаться как-то осмыслить эти масштабы, представим, что каждый байт — это одна песчинка. Так вот, 3,6 зеттабайт — это в 72 раза больше, чем песчинок на всех пляжах мира. -Вся эта информация хранится в Глобальной Сети более чем на 750 млн сайтах.В Рунете к концу 2014 г. было уже более 6 млн сайтов. -Специалисты считают, что человечество производит информацию в цифровом виде такими быстрыми темпами, что скоро ее негде будет хранить. По ожиданиям аналитиков в области информационных технологий, в 2015 году придется работать с таким объемом данных, что уже сейчас следует вводить новые единицы измерения — человечество собирается вступать в Йоттабайтную эру. (видео). 5 слайдов с 5 определениями информации (в быту, в кибернетике, и т.д.) Слайды с информацией по тексту (числа, образ песчинок). Слайды с информацией по тексту (числа). Слайды с названиями единиц измерений и йоттабайтной эрой. Видеофрагмент о новых технологиях.
-Существует огромное количество информации, доступной в Интернете. И ее объем растет с молниеносной скоростью. Только представьте себе — каждую минуту в среднем более 200 миллионов электронных писем отсылается через Интернет (хотя большинство из них спам). Поисковый гигант Google, в среднем обрабатывает каждую минуту более 3,6 миллионов поисковых запросов по всему миру. Согласно компьютерной компании IBM, 90 процентов всех записанных данных была создана всего за последние два года. -Артур Кларк говорил «Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, серым становится ее содержание». Слайды с информацией по тексту (числа, Google) ^айд с афоризмом Кларка Слайд с афоризмом
- Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям. Думаете, так сказал наш современник? Нет, это начало 18 века, слова Вольтера. -А что еще говорили известные люди об информации? (слайды афоризмы) Вольтера Слайды с афоризмами про информацию
-Информационные революции- из всего насчитывается 5. 1) это изобретение письменности 2) открытие электричества 3) появление персональных компьютеров 4) возникновение Интернет 5) становление информационного общества, то, что происходит сейчас, на наших глазах. -А вот теме электричества- как беречь электричество-посвящена одна работа этого года, победитель городского этапа конкурса «бережем планету вместе»- приглашаем на сцену N1. (выступление- проект). Слайды про информационные революции Проект «как сберечь электричество?»
-Мы живем в эпоху 5-ой информационной революции-становление информационного общества. -А что думают про общество, какие проектные работы делают про него наши ребята? Одна из работ по обществознанию стала призером городского конкурса «Россия- наше отечество», давай попросим авторов рассказать о ней N2. (выступление- проект). Проект «права и обязанности подростков»
-Объем информации, которую обычный человек в XVIII веке воспринимал за целую жизнь, сегодня соответствует информации в ленте крупного новостного портала всего за 2-3 дня. -Для записи информации, которая появляется в Сети каждый час, потребуется около 7 млн DVD-дисков. На популярном видеохостинге YouTube ежеминутно появляется более 100 часов видео — это как если бы Голливуд выпускал около 260 000 новых полнометрных фильмов каждую неделю. А пользователями Twitter'a каждую минуту добавляются более 30 тысяч новых твитов. -И среди этого видео много интересного, относящегося к теме нашей конференции. Вот ты задавался вопросом, сколько весит Интернет, или сколько вмещает наш мозг? Слайды с информацией по тексту видеофрагмент про вес Интернета и про вместимость мозга человека.
-Наша страна занимает 6 место в мире по распространению Интернет. -А сама глобальная сеть и технологии уже много лет объединяет людей из разных стран, разных национальностей. -Знаешь, а в этом году один из проектов был необычным, и как раз по теме, как современным людям важно быть толерантными. Межрелигиозный диалог- это «принцип выживаемости» современного мира. Давай попросим одного из авторов проекта N3. познакомить нас с основной идеей творческого проекта. Проект «Храм всех религий в Казани»
-Рене Декарт, французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики. Так вот, поучительно, что первое правило мышления Декарта звучит так: науки лучше изучать вместе. Как мы- в школе. -А Альберт Эйнштейн утверждал, что самые смелые, оригинальные идеи рождаются не благодаря логике. Это потом уже они обосновываются логически, но сама идея, озарение, прорыв в неизвестное — тут работает воображение. Давай включим воображение, передохнем и посмотрим замечательный танец роботов, которые подготовили наши учащиеся. (танец) Слайд с афоризмом Декарта Слайд с афоризмом Эйнштейна Танец
-Основной источник информации сейчас- Интернет. На его просторах много интересного и поучительного! Так, мы узнали на
уроках ИТ в этом году узнали что такое «синемаграфия»- вот ты знаешь, что это за вид искусства? -Нет -Это новый вид изображений, цель- обратить внимание на некоторые детали образа с помощью локальной анимации. Здесь нет непрерывного движения, как в кино, но и статичной синемаграфическую картинку не назовешь. С помощью синемаграфии удалось осуществить давнюю мечту многих людей, пережить один миг снова. Презентация о движущихся фото (синемаграфия)
-А что больше всего раздражает нас в море информации в Интернет? -о, меня лично- спам! -не только тебя, эта тема очень актуальна, не зря одна из серьезных проектных работ была посвящена его изучению. Приглашаем на сцену N4., проектная работа которого стала победителем регионального конкурса «Искатель» (выступление- проект). Проект «островки в море спама»
-Проводя много часов в Интернет, нужно обязательно не забывать про здоровье. Две работы в этом году касались этой темы-«здоровье подростков», с которой N5 заняла 1 место на Региональной конференции «искатель», и работа наших маленьких участников конференции. Давай с ней познакомимся! (выступление ПРОЕКТ) Проект Колесниковой про спорт
-Леонардо да Винчи писал, правда, о художниках, но это в равной мере относится и к науке. У Леонардо было двадцать учеников, и ему предстояло определить, кто из них станет хорошим художником, кто талантлив, на кого стоит тратить время.. Ученый говорил так: «Начинаешь их учить и видишь, что одному удаётся натюрморт, другому пейзаж, третьему — перспектива и так далее. А вот шестой уступает в натюрморте первому, в пейзажах второму, в перспективе третьему... У него нет склонности к специализации, но зато он всем интересуется. Вот он-то и будет настоящим художником», — заключает Леонардо да Винчи. -Вот и наши ребята интересуется очень разными предметами, смотри, как интересные метапредметные проекты создавали и защищали в этом году: природоведение, ботаника переплелись с московедением в проекте «Цветочные часы для московского региона», русский язык — с математической статистикой и поисковыми системами Интернет- в проекте «Анализ ошибок орфографии средствами поисковиков», ИЗО, психология и информатика- в работе «Анализ изменения структуры страхов современных детей»- и этот список можно долго продолжать! Слайд с портретом Леонардо да Винчи Презентация-титульные листы слайдов проектных работ межпредметных того года
-Во многих странах, в том числе в России, основной информационно- просветительской задачей является построение киберэтики. Главный ее постулат, этой этики, «поступай так, как поступаешь в повседневной жизни» -Так это же практически Кантовское «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой»! В прошлом году тема нашей конференции была посвящена Иммануилу Канту, и мы как раз рассказывали об этом ребятам! -Возникновение новых технологий всегда резко меняло привычный способ общения: телефон начал разъединять людей, радио и телевидение стали воровать время, ранее отводившееся на общение. Стремительное распространение Интернета породило новый термин — виртуальное общение, а чуть позже — онлайн-общение, которое стало со временем противопоставляться общению в реальной жизни. В XXI веке реальность и виртуальность уже не противопоставляются. -одна из проектных работ этого года, которая принесла N6 Слайд с предыдущей конференции (И.Кант), фразы И.Канта. Проект
призовые места на нескольких конкурсах, была как раз посвящена Виртуальной личности. (выступление-проект) «виртуальная личность»
-Несмотря на опасения взрослых, дети в XXI веке не стали общаться меньше. Наоборот, появилось много новых возможностей, связанных с Интернетом. К концу 2012 года в мире каждую секунду регистрировались в социальных сетях восемь человек. В Twitter ежесекундно публиковалось 750 новых сообщений. В феврале 2014 года на звонки с помощью Skype ежедневно тратилось суммарно 12 млн минут. А в социальной сети Facebook, как утверждают некоторые источники, ежедневно раздавалось более 2,7 млрд «лайков». -Впереди нас ждут еще более кардинальные технологические изменения. Современные цифровые изобретения не укладываются в привычные схемы мышления. Управление устройствами с помощью взгляда, воздушный дисплей- полноцветное физически проницаемое изображение прямо в воздухе, управляемое с помощью мультитач-жестов, передача информации через тело человека, очки, анализирующие реальность- многое из этого уже существует или вот-вот появится на свет. (видео об устройствах) Слайды с информацией по тексту Видеофрагмент о новых устройствах (мультитач-жесты, очки Google)
-Уже сейчас количество мобильных устройств с выходом в интернет превышает количество людей на планете, а к 2017 году по подсчету аналитиков превысит 10 миллиардов. Все эти портативные устройства будут генерировать количество информации, в 13 раз превышающее объем трафика с подобных устройств в 2012 году. -Что нас ждет в ближайшем будущем? В 21 веке знания и информация становятся все более значимыми факторами, определяющими вектор развития современного общества. -Какая она, школа будущего, школа нашей йоттобайтной эры? (видео) Слайды с информацией по тексту Видео фрагмент «школа будущего»
-Мы приглашаем на сцену для награждения тех, кто стал призерами и победителями на нескольких конкурсах этого учебного года:.... Презентация с проектами учащихся
-Мы желаем всем учащимся, авторам проектов и их руководителям в следующем учебном году новых интересных творческих и исследовательских работ, а в этом- объявляем нашу конференцию закрытой. (песня или видео) Песня или видео
Интеграционные процессы социально-экономической сферы жизни общества находят свое отражение в установлении межпредметных связей в практике современного школьного обучения. Именно межпредметные взаимодействия выступают важнейшим условием реализации комплексного подхода в учебно-воспитательном процессе при овладении обобщенным характером познавательной деятельности, а также чрезвычайно значимы для повышения практической и научно-теоретической подготовки учащихся.
Нынешним школьникам предстоит жить и работать в высокоразвитой информационной среде с большим количеством коммуникационных связей, задача современной школы заключается сейчас в подготовке выпускника, не просто обладающего необходимым набором знаний, умений и компетенций, но и полностью подготовленного к получению дальнейшего профессионального образования с применением информационно-коммуникационных технологий, адаптированного к будущей производственной, научной и общественной жизни. Не зря в рамках реализации ФГОС акцентируется внимание на организации проектной и исследовательской деятельности школьников, способствующей приобретению обучающимися определенной социальной практики и целого спектра навыков.
Концептуальные основы технологии исследовательского обучения в современной практике преподавания рассматриваются как один из эффективнейших приемов познания окружающего мира школьником. Обзорные конференции, в свою очередь, систематизируют научные знания на самом высоком уровне и отображают межпредметные связи в общении и освоении учебного материала. Именно поэтому авторы данной статьи отводят организации написания и разработки грамотного сценария огромную роль и придают высокую значимость в
собственной педагогической практике. Представленный в статье сценарий конференции можно считать составной частью программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Подобного рода мероприятия нацелены на удовлетворение особых образовательных потребностей детей и могут быть полезны всем участникам образовательного процесса. Результатом научно-исследовательской и проектной деятельности должен стать приобретенный обучающимися опыт самостоятельной работы, активизация творческих способностей, развитие креативности мышления, приобретение навыков публичных выступлений. Новые знания, умения и навыки — это различные грани проявления целенаправленной деятельности и результат конструктивного осмысления реальности.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 01.09.2015).
2. Приказ Министерства Образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1089.pdf (дата обращения: 20.09.2015).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.09.2015).
4. Борискина Ю.М., Изменение культуры письменной коммуникации под влиянием ИКТ, журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образоваие». — Изд-во Фонд содействия развитию интернет-медиа ИТ-образования, человеческого потенциала "Лига интернет-медиа", Москва, №10, 2014. — стр. 565-572.
5. Формирование универсальных учебных; действий в основной школе: от действия к мысли.
6. Система заданий; пособие для учителя / [Л.Г. Асмолов; Г.В. Бурменская, И.А, Володарская и др;] под ред. А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.