Научная статья на тему 'Процесс профессионального самоопределения личности в аспекте теорий профориентационной работы'

Процесс профессионального самоопределения личности в аспекте теорий профориентационной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / CAREER GUIDANCE / ТЕОРИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФКОНСУЛЬТАНТ / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / CAREER GUIDANCE THEORY / PROFESSIONAL COUNSELORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынюк Ольга Борисовна

В статье дан анализ индирективных и директивных теорий профориентационной работы, отмечена специфика каждой из них. В рамках данных теорий определена сущность процесса профессионального самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынюк Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process of Professional Self-Identity in the Aspect of Career Guidance Theories

The article analyzes indirective and directive theories of career guidance, the specificity of each of them are revealed. The essence of the process of professional self-determination of the individual is determined as part of these theories.

Текст научной работы на тему «Процесс профессионального самоопределения личности в аспекте теорий профориентационной работы»

20/6/2

О. Б. Мартынюк

12. Матвеев А. Б. О понятии «корпоративная культура» и условиях ее развития в России // Философские науки. - 2007. -№ 12. - С. 66-68.

13. Могутнова Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы // Социол. ис-след. СОЦИС. - 2005. - № 4. - С. 17-34.

14. Назаренко Н. В. Формирование корпоративной культуры магистратуры как инновационного компонента образовательной среды вуза: монография. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2015. - 140 с.

15. Назаренко Н. В. Концептуальная модель корпоративной культуры магистратуры / Назаренко Н. В., Блинов Л. В. - М.: Международная академия наук педагогического образования, 2010. - С. 57-64.

16. Рогачёва М. Причины и следствия изменений корпоративной культуры организации // Человек и труд. - 2006. - № 12. -С. 70-71.

17. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. - 218 с.

18. Спивак В. А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001. - 228 с.

19. Трофимов К. В. Проблема гармонизации образа жизни студентов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/-47627/Trofimov.doc (дата обращения: 15.11.2010).

20. Ушаков К. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. - М.: Сентябрь, 1995. - 128 с.

21. Хофштеде Г. Организационная культура. Управление человеческими ресурсами. -СПб.: Питер, 2002. - 374 с.

УДК 37.048.4 ПРОЦЕСС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ

В АСПЕКТЕ ТЕОРИЙ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ

РАБОТЫ

необходимости активизации и совершенствования профориентационной работы в школе свидетельствуют результаты эмпирических исследований. Так, например, по данным Л. Головей, у 75 % школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Г. Евдокимовой выявлено, что лишь 28 % учащихся имеют профессиональный план, который отвечает их индивидуально-психологическим особенностям. Высокий же уровень профессионального самоопределения предполагает сформированность профессиональных намерений, согласованность этих намерений с собственными интересами и личностными качествами, убеждение в правильности выбора. Система профессиональной ориентации позволяет целенаправленно управлять процессом профессионального самоопределения молодых людей.

В отечественной психологии накоплен большой опыт исследования проблем профессионального самоопределения и организации профориентационной деятельности. Это, в первую очередь, разработки таких ученых, как Е. И. Головаха, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Е. М. Павлютенков, Н. С. Пряжников, В. В. Синявский, Б. А. Федоришин, С. Н. Чистякова, П. А. Шавир, В. Ю. Шегурова и многих других. По мнению М. А. Бендюкова, И. И. Бе-сединой, Н. И. Крылова, Н. Л. Соломина, А. Н. Степанова, М. П. Тименко, М. С. Янцур и других исследователей, в настоящее время сущест-

вуют основания к пересмотру традиционно сложившихся форм и методов профориентации молодежи.

Цель статьи - освещение сущности процесса профессионального самоопределения личности в аспекте разных теорий.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности имеет целью оказание помощи, в которой нуждается подавляющее большинство школьников. Консультационное сопровождение профессионального самоопределения молодежи может осуществляться на основе разных теоретических подходов. В арсенале профконсультантов следующие подходы.

I. Диагностический (тестологический) подход. Это одна из первых теорий профессионального выбора, основоположником которого является американский социолог Ф. Пар-сонс. Основные положения своей модели профориентации он сформулировал в 1908 г., она была господствующей до 50-х годов XX в. В ее основе лежит теория врожденной профессиональной пригодности человека. Модель профориентации Ф. Парсонса состоит из 3-х этапов (фаз) профориентации, поэтому она еще называется трехфакторной [11]:

- первый этап включает изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию (психодиагностический);

- второй этап - изучение требований профессий и формулирование их в психологических терминах (профессиографический);

- третий этап - сопоставление этих двух факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе установления соответствия особенностей человека требованиям профессии (этап принятия решения).

Такой подход относится к директивной форме профориентации, так как анализ в основном ведется в направлении от профессии к человеку, профессия подчиняет себе человека. Диагностика профессионально важных качеств проводится не для задач их развития, а для профотбора. Для профконсультанта как бы несущественным является то, о чем мечтает, чем интересуется человек, обративший-

ся за помощью. Решающими оказываются результаты диагностического исследования специальных способностей, которые и являются основой для рекомендаций по профессиональному выбору (профориентация фактически сводится к профдиагностике в целях выяснения, подходит ли данная личность конкретной профессии). Но на основе актуального уровня развития способностей нельзя прогнозировать будущую профессиональную успешность человека. О невозможности этого говорят факты позднего профессионального самоопределения и сама природа способностей (они не только проявляются в деятельности, но и развиваются в ее процессе). Диагностический подход исходит из идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств, от которых зависит успех деятельности.

Согласно данному подходу не для человека подбирается подходящая профессия, а человек подбирается к той или иной профессии: устанавливается, обладает ли человек теми мышлением, вниманием и памятью, моторикой и скоростью реакций, которые нужны в данной профессии. Этим нарушается принцип гуманного отношения к личности.

Данный подход имеет распространение в кадровых службах по выполнению заказа организаций для подбора подходящих кадров, а также в школьной практике по отбору учащихся в специализированные школы (классы). Распространение данного подхода обусловлено его простотой и логикой.

II. Психотехнический подход, основанный на теории направленного формирования способностей, подготовки к профессии. Согласно данной теории, любой человек может быть подготовлен к любой профессии, у него можно выработать необходимые психофизиологические качества, умения. В плане выбора человеком профессии полностью игнорируется природный фактор. Игнорирование наследственности, врожденных качеств, склонностей человека может привести к тому, что выбранная трудовая деятельность будет выполняться со значительным напряжением, а это приведет к снижению интереса к профес-

20/6/2-

сии, разочарованию в своих способностях, нервным заболеваниям, быстрому профессиональному выгоранию.

Сторонники такого подхода представляют одну из научных психологических школ -бихевиоризм (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.), на основе которой в 20-30-е гг. ХХ в. активно развивалось психотехническое направление, родоначальником которого является Г. Мюнстерберг.

С критикой психотехники в те годы выступили Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн. Они отмечали, что в основе трудовой деятельности лежат не механические функции, а высшие психические функции. Труд, как отмечал Л. С. Выготский [3], есть деятельность, опосредованная не только орудием, но и сознательным поведением человека. С. Л. Рубинштейн [10], разрабатывая фундаментальное теоретическое положение о единстве сознания и деятельности, обращался к изучению осмысленной предметной деятельности как основы жизнедеятельности субъекта.

III. Личностно деятельностный подход. По мнению С. Л. Рубинштейна [10], субъект в своих действиях, в своей творческой деятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Процесс формирования умений и навыков определяется не количеством упражнений, а его организацией как активной, целенаправленной, сознательной деятельности субъекта, имеющей для него личностный смысл. Данный подход предполагает включение человека в конкретные виды деятельности, «пробу» сил. Реализован в педагогической практике А. С. Макаренко, И. П. Волкова, в центре которой стоят вопросы формирования и развития активной творческой личности. В Японии распространен метод «Фу-куяма-тест», позволяющий школьникам попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности, чтобы почувствовать, насколько они им подходят, и получить объективную оценку своей успешности от преподавателя.

Деятельностный подход предполагает также использование мастер-классов, развивающих отдельные компетенции, необходимые

для успешного освоения профессии; деловые оргдеятельностные игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе; тренинги профессионального роста; стажировки.

В рамках деятельностного подхода разработана концепция формирования индивидуального стиля деятельности Е. А. Климова [6]. Эта концепция основана на следующих предпосылках:

- признается, что есть стойкие, практически невоспитуемые личностные (психологические) качества, существенные для успеха деятельности;

- возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту (продуктивности труда) варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности;

- имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или компенсации посредством других способностей или способов работы;

- формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, т. е. внутренних условий развития наряду с учетом внешних условий (предметной и микросоциальной среды).

Таким образом, у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он включится в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. По мнению Е. А. Климова, существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени [5]:

- непригодность (к данной профессии). Она может быть временной или практически непреодолимой;

- годность (к той или иной профессии или их группе). Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний, т. е. имеется реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области;

- соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но

и наличием личных качеств, которые годны для выбора данной профессии или группы профессий;

- призвание (данного человека к данной области деятельности). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности.

IV. Личностно активизирующий (развивающий) подход. Основан на принципе субъект-ности: человек изначально активен, способен самосовершенствоваться в процессе самопознания, подготовиться к успешной деятельности в выбранной профессиональной сфере. Активизирующий подход предполагает включение консультируемого в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего. Главная задача профкон-сультанта - сделать процесс профессионального самоопределения личностно значимым для человека, осознанным.

Психодиагностические методики используются для стимулирования оптанта к самопознанию, выявлению качеств, которые нужны в будущей профессии, недостатков и ограничений. Таким образом, самопознание выступает одним из центральных процессов в профессиональном самоопределении личности. Человек учится планировать судьбу с учетом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентаций и потребностей общества.

В активизирующем подходе в целях ненавязчивого психологического сопровождения выбора профессии и подготовки к ней широко используются профориентационные игры, активизирующие опросники, игры (Н. С. Пряжников [9]), тренинговые ситуации (Ю. З. Гильбух [4]), профориентационные задачи и упражнения (Е. А. Климов [7], Б. А. Фе-доришин [8]) и др.

V. Рационалистический подход. В его основе лежат модели профессионального самоопределения (Э. Гинзберг), профессионального цикла, стадий профессиональной жизни человека (Ш. Бюллер, Д. Сьюпер). Данный подход предполагает такую организацию проф-

ориентации, при которой профессиональный путь человека «просчитывается» (рацио) с опорой на такую схему, модель.

Выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Так, американский психолог Э. Гинзберг выделил следующие периоды [11]:

- детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с ними поведения (дошкольный период);

- период фантазий (до 11 лет). В мечтах ребенок видит себя представителем той или иной привлекательной для себя профессии, независимо от реальных способностей;

- предварительный выбор профессии (гипотетическая стадия). Включает в себя 4 стадии: а) выбор определяется интересами (1112 лет); б) выбор определяется способностями, умениями (13-14 лет); в) выбор определяется ценностями личности (15-16 лет); г) выбор определяется сменой социальной ситуации развития (17 лет);

- период реалистического выбора профессии (после 17 лет). Включает 3 ступени: а) исследовательскую (прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний о профессиях); б) кристаллизации, когда происходит оценка многих факторов, влияющих на выбор профессии, и соответственно круг профессий сужается; в) детализации, уточнения выбора (профессия уточняется выбором конкретной специализации).

Канадский психолог Д. Марша на основе теории Э. Эриксона выделил 4 этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального самоопределения личности [11]:

- неопределенная, размытая идентичность. Характеризуется тем, что индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессию;

- досрочная, преждевременная идентификация. Индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету;

га/б/2-

- этап моратория. Индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим;

- зрелая идентичность. Индивид переходит от поиска себя к практической самореализации.

Ш. Бюллер разработала концепцию о 5 фазах профессионального цикла человека на протяжении всего периода онтогенеза [11]:

- предшествующая самоопределению, когда профессии как рода занятий еще нет (1620 лет);

- поиск человеком своего призвания, области деятельности, которая наиболее соответствует его способностям и стремлениям (до 25-30 лет);

- уточнение призвания (до 45-50 лет). «Кризис середины жизни» (осознание расхождения между планами, мечтами и действительностью);

- завершение профессиональной деятельности (до 65-70 лет);

- ведущая деятельность - общение.

Сходную классификацию стадий профессиональной жизни предложил американский психолог Д. Сьюпер [11]. Он выделил:

- период пробуждения и роста (от рождения до 14 лет) (идентификация себя со значимым взрослым);

- период «разведки», «исследования» (1524 г.) (проба себя в различных профессиональных ролях с ориентацией на свои реальные профессиональные возможности);

- период «упрочения» (25-44 г.) (стремление обеспечить в найденной профессиональной сфере устойчивую личную позицию);

- период «сохранения» (45-64 г.) (профессиональное развитие осуществляется в одном направлении без выхода за рамки найденной профессиональной сферы).

- период «спада» (после 65 лет) (появление новых ролей).

VI. Психодинамический подход, в основе которого лежат положения психоанализа. Согласно данному подходу, определяющее влияние на всю последующую судьбу человека

оказывает его ранний детский опыт, в частности, структура бессознательных потребностей и мотивов. Доминирующие потребности находят свое удовлетворение в профессии. Например, оральная агрессия (грызть, кусать) может реализоваться при манипулировании словами (символическая реализация оральной агрессии).

С точки зрения А. Адлера [1], для оказания помощи клиенту в выборе профессиональных занятий психолог-консультант должен обращать внимание на содержание и форму ранних впечатлений детства, которые имеют решающее воздействие на стиль жизни клиента. Например, если ранние впечатления детства касались неожиданной болезни или смерти родственника, то в профессиональном выборе с высокой вероятностью следует ожидать профессию врача или аптекаря.

Таким образом, если человек воспринимает свою профессию как удовлетворяющую его основные доминирующие потребности, то он в высокой степени будет этой профессией удовлетворен. Роль профконсультанта заключается в выявлении подсознательных импульсов человека и подборе ему таких профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени.

Главным принципом консультационной установки, согласно психоаналитической концепции, является отказ от каких-либо приемов самовоспитания и саморазвития. Главное -принять себя таким, какой ты есть, безоговорочно и спокойно, не драматизируя свой отказ от тех профессий, которые требуют переделки себя.

VII. Сценарный подход. С середины 50-х годов ХХ в. получила развитие сценарная теория выбора профессии (на основе теории Э. Бёрна [2]). Суть ее в том, что в выборе профессии, как и в других важных жизненных вопросах (брак, воспитание детей), большинство людей пользуется сценарием («программой поступательного развития», «постепенно развертывающимся жизненным планом»), созданным в раннем детстве под влиянием родителей, значимых взрослых. Э. Бёрн выделяет следующие основные типы сценариев («способы структурирования времени жиз-

ни»): «никогда не делаю»; «делаю всегда»; «ни разу не делал раньше»; «не буду делать, сделаю после»; «делаю вновь и вновь»; «буду делать до тех пор, пока ничего уже невозможно будет сделать» [2]. На основании этих сценариев образуются основные типы людей: «победители», «непобедители», «неудачники». Э. Бёрн считает, что «сценарии» возможны лишь потому, что большинство людей не понимают, что в действительности они могут причинить самим себе и своим близким. Понимать - это значит выйти из-под власти «сценария». Таким образом, следование запрограммированным жизненным сценариям не способствует внутренней активности человека.

VIII. Мотивационный подход. Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность, активность. Данный подход осуществляется на основе идеи о том, что ядром профессионального выбора является мотивационный компонент, склонность к профессии. При этом точность прогноза о профессиональном будущем человека значительно выше (методика «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л. Н. Ка-бардовой). В рамках данного подхода исследуется проблема мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков, В. В. Ярошенко и др.), формирования профессиональных интересов (Б. А. Федоришин, А. Е. Голомшток и др.).

IX. Гуманистический подход. Предполагает помощь человеку в подлинной самореализации (раскрытии своих потенциальных возможностей). Данное направление в профориентации базируется на принципе приро-досообразности Я. А. Коменского, идеи Г. Сковороды о родственной человеку деятельности, теории самоактуализации А. Маслоу, клиентцентрированной терапии К. Роджерса.

Представители гуманистического направления идею профессиональной ориентации предлагают реализовывать через раскрытие индивидуальных особенностей каждого человека, выявление и развитие его способностей и интересов. Считается, что каждый человек по своей природе изначально гуманен и предназначен для служения добру, а выбор

пути реализации этой гуманной потребности (в труде и профессии) является высшим проявлением самовыражения и свободы личности.

X. Воспитательный подход. Профессиональное развитие рассматривается как составная часть общего развития личности, поэтому в центре внимания профориентации находятся процессы целостного развития личности. Таким образом, профориентация не сводится только к выбору профессии. Эта идея поддерживается исследованиями Л. М. Ми-тиной, которая отмечает, что развитие личности определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности.

Д. Сьюпер рассматривает выбор профессии через реализацию Я-концепции. Исследователь указывал на то, что в правильном профессиональном выборе значительную роль играют не только способности, но и ценностные ориентации личности, поэтому в проф-ориентационной работе важно уделять внимание анализу жизненных и профессиональных ценностей, их непротиворечивой системы.

Дж. Голланд также считает, что профессиональный выбор и успешность профессиональной деятельности человека обусловлены, прежде всего, его личностными качествами (ценностные ориентации, интересы, установки, предпочитаемые профессиональные роли, Я-образ). На основе этих компонентов он создал типологию личностей, которая используется в профориентации (реалистичный, конвенциональный, артистичный, предприимчивый, социальный, интеллектуальный). Профессиональная удовлетворенность человека зависит от согласованности между типом его личности и типом окружения профессиональной среды.

XI. Подход «частичные услуги». В абсолютизированном варианте главной посылкой, лежащей в основе такого подхода, является предположение о том, что гораздо эффективнее помогать оптанту небольшими советами, вовремя сообщать необходимую информацию об особенностях профессий и учеб-

20/6/2 ■

ных заведениях, проводить избирательную психодиагностику по запросам самих молодых людей и их родителей. Трудоемкие же программы, например, подготовка школьников к самостоятельному и осознанному самоопределению, признаются приверженцами данного подхода неэффективными.

К числу теорий, оказавших непосредственное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, углублении понятия об основных его закономерностях, относятся индирективные (лично-стно деятельнотная, личностно активизирующая, мотивационная, гуманистическая, воспитательная) и директивные (диагностическая, сценарная, психотехническая, рационалистическая, психодинамическая). Продуктивными из них являются те, которые рассматривают процесс профессионального самоопределения как часть личностного развития, тесно связанного с формированием согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций; определением условий и способов реализации жизненных и профессиональных целей, соответствующих собственным способностям и возможностям, посредством составления жизненного плана и включения в него профессионального плана; формированием в сознании индивида целостного образа «Я», в том числе и образа профессионала.

АННОТАЦИЯ

В статье дан анализ индирективных и директивных теорий профориентационной работы, отмечена специфика каждой из них. В рамках данных теорий определена сущность процесса профессионального самоопределения личности.

Ключевые слова: профориентация, теории профориентационной работы, профессиональное самоопределение, профконсуль-тант, молодежь.

SUMMARY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article analyzes indirective and directive theories of career guidance, the specificity of each of them are revealed. The essence of the process of professional self-determination of the individual is determined as part of these theories.

Key words: career guidance, career guidance theory, professional self-determination, professional counselors, youth.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Дайджест, 1995. -296 с.

2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб.: Братство, 1992. - 224 с.

3. Выготский Л. С. Структура высших психических функций: собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3: Проблемы развития психики. - С. 114-133.

4. Гшьбух Ю. З. Розумово обдарована ди-тина: Психолопя, д1агностика, педагогика. -К.: Вшол, 1993. - 75 с.

5. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: МГУ, 1988. - 199 с.

6. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. - 278 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособ. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. - 509 с.

8. Профконсультационная работа со старшеклассниками / под ред. Б. А. Федоришина. - К.: Радянська школа, 1980. - 160 с.

9. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: МПСИ, 2002. - 400 с.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

11. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М.: МГУ, 1989. - 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.