Сатушиева Любовь Хабасовна
Доцент кафедры конституционного и административного права Кабардино-Балкарского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
ПРОЦЕСС ПРАВОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ СТАТУСА МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Х!Х ВЕКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ НА КАВКАЗЕ
Аннотация.
Объект исследования — формирование правовой базы регулирования религиозных отношений российской власти и российских мусульман, предмет исследования — описание прав и обязанностей мусульман России вообще, и северокавказских мусульман в частности.
Цель статьи — выявить основные тенденции в процессе правотворчества в области регулирования религиозных (мусульманских) отношений в России и сформулировать специфические локальные характеристики данного процесса на Кавказе.
Статья подготовлена на основе анализа архивных материалов первой половины Х!Х в., опубликованных в последние годы.
Методология: в работе использован исторический метод познания, с помощью которого был проведен анализ и интерпретация документов первой половины Х!Х в. Этот метод позволил изучить во времени и пространстве правовой фундамент религиозной составляющей Российской империи. Хронологические рамки исследования — первая половина Х!Х в.
Автор описывает нормативные документы первой половины Х!Х в. в области управления мусульманами России, разделяя их на общие и локальные. В статье анализируются права и обязанности мусульман России, а также локальные особенности правового положения мусульман Северного Кавказа.
Выводы исследования могут быть полезными при формировании правового статуса религиозных общин и групп в современной России.
Ключевые слова: Северный Кавказ, ислам, мусульмане, Российская империя, право, обязанности, правовой статус, Х!Х в.
Satushieva Lyubov Kh.
Associate Professor of the Chair of Constitutional and the administrative law of Kabardino-Balkar's State University, Doctor of Law
E-mail: [email protected]
THE PROCESS OF LEGAL REGISTRATION OF THE STATUS OF MUSLIMSIN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE FIRST HALF OF THE NINETEENTH CENTURY AND ITS FEATURES
IN THE CAUCASUS
Abstract.
The object of research of this article is the formation of a legal framework for religious relations between Russian Empire and Russian Muslims, the subject of the study is a description of the rights and duties of Muslims of Russia in general, and of North Caucasian Muslims in particular.
/йГ"~
1
The purpose of this article is to define the main trends in the process of lawmaking in the field of the religious (Muslim) relations in Russia and specific local characteristics of this process in the Caucasus.
The article was prepared on the basis of an analysis of archival materials of the first half of the nineteenth century, published in recent years.
Author uses the historical method of this study and analyzed and interpreted the documents of the first half of the XlXcentury. This method allowed to study in time and space of the legal foundation of the religious component of the Russian Empire.
The author describes the normative documents of the first half of XIX century in the sphere of the management of Muslims in Russia, dividing them on general and local documents. The aurthor analyzes the rights and duties of Muslims in Russia, as well as local features of the legal status of the Muslims of the North Caucasus.
The conclusion of this study can be useful in the formation of the legal status of religious communities and groups in modern Russia.
Key words: North Caucasus, islam, muslims, Russian Empire, law, duties, legal status, XIXc.
Российская империя в первой половине XIX в. продолжила начатый еще в XVIII в. процесс правового оформления статуса мусульман, которые были присоединены к империи в разные исторические периоды. Наиболее сложным этот процесс оказался на Кавказе, поскольку проходил в условиях Кавказской войны. Цель предлагаемой статьи — описать тенденции в процессе правотворчества в области регулирования религиозных (мусульманских) отношений в Российской империи и сформулировать специфические локальные характеристики данного процесса на Кавказе в первой половине XIX в.
Объект исследования в статье — процесс правового оформления статуса мусульман в первой половине XIX в., предмет исследования — описание прав и обязанностей мусульман России вообще, и кавказских мусульман, в частности. В 2000-х годах были изданы сборники документов, извлеченные из российских архивов, посвященные истории формирования статуса мусульман России1. В предлагаемой статье обратимся
к этим опубликованным источникам и рассмотрим их под историко-правовым углом зрения. В работе использован исторический метод познания, с помощью которого был проведен анализ и интерпретация документов первой половины XIX в., позволивший нам провести изучение во времени и пространстве правового фундамента религиозной составляющей Российской империи. Xронологические рамки исследования — первая половина XIX в.
В современном кавказоведении существует целый спектр мнений относительно того, был ли процесс правового оформления статуса мусульман в России и на Северном Кавказе. В силу этого применительно к Северному Кавказу некоторые историки вообще отрицают наличие какой бы то ни то было продуманной и целенаправленной политики (В. Н. Мальцев)2. В то же время В. В. Дегоев утверждает, что «по отношению к ней (исламской религии — прим. Л. С.) русское правительство заняло подчеркнуто охранительную позицию, с явным намерением привлечь мусульманское
Ислам в Законодательстве России. 1554-1929 гг. / Сост. А. Б. Юнусова, Ю. Н. Сергеев, В. В. Латыпова. Уфа, 1998; Ислам в Российской империи: законодательные акты, описания, статистика. Сборник документов. / Сост. Д.Ю.Арапов. М., 2001.
Мальцев, В.Н.Влияние Кавказской войны на административно-судебные реформы на Северном Кавказе второй половины XIX в. // Кавказская война: уроки истории и современность: Материалы научной конференции. Краснодар, 1995. С. 265-267.
духовенство к реализации имперского политического курса»3. Между этими поляр-
ными точками зрения есть спектр разных позиций и взглядов4.
Характеристика нормативных документов
В целом нормативные акты первой половины XIX в., регулирующие жизнь российских мусульман, можно разделить на общие и локальные. Общие правовые документы касались общеимперских вопросов и были «посвящены и задачам региональной организации духовной жизни мусульман Российской империи». Локальные — затрагивали жизнь мусульман отдельных регионов.
Общие нормативные акты касались положения мусульман в следующих сферах жизни: получение ряда сословных прав, социаль -ных льгот и привилегий, например, запрет на увеличение численности мусульманского духовенства за счет приписок (духовенство не платило подати, права мусульман на получение российского почетного гражданства), правовые вопросы (рассмотрение дел по шариату), обязанность мусульман давать по делам христиан неложные присяги, неприменение телесных наказаний по Уголовному уложению в отношении мусульманского духовенства, положение военных-мусульман, среди которых, например, право мусульман-рекрутов присягать государю в мечети, право предоставления имамов для совершения треб в военные российские порты и т.д., правила по практике исламской жизни и исламских обрядов (запрет мусульманам хоронить по срокам ислама, установление брачного возраста для мусульман, как и для всех остальных подданных Российской империи, основные правила при строительстве новых мечетей и организации новых мусульманских общин и т.п.).
Локальные нормативные акты касались отдельных народов: бухарцев, башкир, мусульман Оренбургского муфтията, татар Таврического правления, мусульман
Санкт-Петербурга. В этот период нормативные акты стали рассматривать и положение кавказских мусульман. В правовых документах упоминаются тюркоязычные народы Закавказья, мусульмане Кавказа, адыги (проживающие на Северо-Западном и Центральном Кавказе).
В основном локальные нормативные акты регулировали следующие области жизни мусульман: организацию исламской жизни (организацию хаджа для мусульман — бухарцев, создание «Правил для Магометанского Духовенства Елисаветпольского округа» (район Закавказья), право на мусульманское кладбище в Санкт-Петербурге, право на увеличение жалования помощнику Тифлисского ахунда, право муллы военной крепости Анапа на государственное жалование,), включение мусульман в российскую жизнь (предоставление права татарам Крыма занимать должности в статской российской службе, право на финансовую поддержку для учебы мусульманских детей Оренбургского муфтията в российских вузах, право почетных мусульман Кавказского края посылать своих детей на учебу в Кадетские корпуса, право мусульман Крыма на получение дворянского достоинства, право на освобождение мусульманского духовенства Таврического правления от податей), функционирование шариатских судов, положения военных-мусульман (право башкирским полкам иметь полковых мулл с жалованием, право на совершение мусульманских треб воинским чинам-мусульманам, которые проживали в г. Уфе и др.).
Многие нормативные акты возникали при обсуждении конкретной ситуации, т.е. они возникали на основе прецедента, т.е.
Дегоев, В. В Кавказ в составе России: формирование имперской идентичности // Кавказский сборник. М., 2004. Т. 1 (33). С. 33.
Арапов, Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи. Дисс. ... д-ра. ист. наук. М., 2005. 381 с.; Вышленкова, Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика России первой четверти XIX в. Саратов. 2002. 467 с.; Воробьева, Е. И. Мусульманский вопрос в имперской политике российского самодержавия: вторая половина XIX — февраль 1917 г. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 1998. 35 с.; Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007. С. 88-111, 155-182.
Шф
лг 1_
решения конкретной ситуации, которое позволяло распространить данное положение
либо на группу мусульман, либо на всех мусульман России.
Права российских мусульман
В целом нормативные акты первой половины XIX в., во-первых, закрепляли уже ранее определенные права российских мусульман и, во-вторых, предоставляли им новые права в различных областях. Остановимся на этом подробно.
Право на мусульманское судопроизводство было значительно расширено в сфере применения отдельных норм шариата. Мусульмане Закавказья получили право иметь шариатский суд, в компетенцию которого входило рассмотрение бракоразводных дел и дел по разделу имущества5. Мусульмане получили право на раздел опекунско-
го имущества между детьми мусульман по шариату6, на рассмотрение семейных конфликтов (в частности, неповиновение детей родителям) по шариату, на рассмотрение споров об имуществе при расторжении брака по шариату7.
Нормативные акты первой половины XIX в. регулировали вопросы, связанные с получением российскими мусульманами различных социальных привилегий и льгот, например, право получения привилегий мусульман, состоявших на российской военной службе (1846 г.), право мусульман на некоторые привилегии (1850 г., освобождение от рекрутской повинности тех, кто занимает духовные должности, неприменение телесных наказаний по Уголовному уложению в отношении мусульманского духовенства). Очень важным было получение мусульманами права на предоставление государственной финансовой поддержки для учебы мусульманских детей в российских вузах8.
Нормативные акты первой половины XIX в. регулировали вопросы, связанные
с установлением правил и норм исламской жизни российских мусульман и некоторыми специфическими условиями выполнения ими исламских обрядов: право на совершение хаджа (для мусульман-бухарцев), право на назначение мулл мусульманскому руководству духовенства Елисаветпольско-го округа (Закавказье)9, право мусульман иметь магометанское кладбище в Санкт-Петербурге. В 1826 г. Кабинет министров принял положение о праве почетных мусульман Кавказского края посылать своих детей на учебу в кадетские корпуса, о праве организации новых мусульманских общин и соотношения количества мулл для одной мечети.
В 1835 г. по записке министра юстиции Государственный Совет принял положение «Об определении мулл при мечетях». Было введено правило, согласно которому российские мусульмане могли организовать новую общину при наличии 200 прихожан мужского пола, имели право на одного муллу для этой общины и получали право при наличии средств на строительство новой мечети10. И наконец, как и все остальные подданные Российской империи, мусульмане получили право брачного возраста: (жениху 17, а невесте 16). В 1835 г. был принят Указ Сената по этому вопросу11.
Нормативные акты первой половины XIX в. регулировали вопросы, связанные со статусом российских мусульман, находившихся на российской военной службе, например, праве северокавказских горцев на муллу при прохождении обучения в российских военных учебных заведениях.
В 1829 г. были введены Правила для обучения горцев, подготавливаемых для служ-
Ислам в Российской империи: законодательные акты, описания, статистика. Сборник документов. Сост.
Д. Ю. Арапов. М., 2001. С. 62-63.
Там же. С. 71.
Там же. С. 79, 137-138.
Там же. С. 135-139, 146-147.
Там же. С. 61-63.
Там же С. 74-75, 111-116.
Там же. С. 114.
бы в Дворянском полку, согласно которым учащимся-мусульманам для совершения обрядов предоставлялся мулла; право мусульман-рекрутов присягать государю в мечети12. В 1834 г. Сенат принял указ, разрешающий мусульманам-рекрутам присягать в мечети13. В 1850 г. был издан указ императора, по которому российские военные власти предоставляли военным-мусульманам, служившим в Дагестанском конно-иррегуляр-
ном полку, право на получение муллы и мусульманского лекаря. Согласно данному указу эти люди определялись по усмотрению главнокомандующего из лиц аварского племени, «известных усердием и преданностью правительству». В 1849 г. по рапорту военного министра Сенат издал указ, по которому российские мусульмане получали право на освобождение от арестантских работ в святой день мусульман — по пятницам14.
Обязанности российских мусульман
В первой половине XIX в. некоторые обязанности российских мусульман были просто подтверждены или пролонгированы в нормативных актах, но были введены и новые обязанности. Нормативные акты первой половины XIX в. вводили ряд запретов в области получения социальных льгот и привилегий15. Нормативные акты первой половины XIX в. сформулировали основные обязанности мусульман в области норм исламской жизни и совершения исламских обрядов и треб. Один документ касался важной сферы жизни и смерти мусульманина. В 1830 г. Сенат издал Указ «О неотступлении от общих правил при погребении магометан»16. Согласно этому правовому документу российские мусульмане имели право совершить над умершими мусульманами похоронный исламский обряд, по которому умершего следует хоронить в день смерти или на следующий день. За исключением тех случаев, когда смерть мусульманина не была естественной или были основательные сомнения в ее естественности. В этих случаях родственники умершего вначале были обязаны сообщить о смерти в органы местной полиции, которые в течение трех дней должны были провести расследование, в том числе и вскрытие трупа, и лишь
затем отдать труп родственникам для захоронения.
Нормативные акты первой половины XIX в. сформулировали основные обязанности мусульман в области применения норм мусульманского права и мусульманской системе судопроизводства (муфтий имел право решать по шариату лишь духовные дела, а гражданские дела, в том числе и прелюбодеяние, должны были рассматриваться только в российском суде)17.
Правовые документы первой половины XIX в. устанавливали ряд новых обязанностей, и в первую очередь в сфере управления и контролирования жизни российских мусульман, например, обязанность создавать контролирующие органы для мусульман Закавказья и соблюдения мусульманами российского государственного правопорядка. В 1805 г. был издан Указ императора «О правилах для магометанского духовенства Елисаветпольско-го округа» (район Закавказья). Мусульмане Закавказья получили право иметь шариатский суд, в компетенцию которого входило рассмотрение бракоразводных дел и дел по разделу имущества. Эти права представлялись мусульманам Закавказья только при условии принятия российской государственности, российской власти и порядков18.
12 Там же. С. 105-106, 262.
13 Там же. С. 105-106.
14 Там же. С. 142-43, 150-151.
15 Там же. С. 72-74.
16 Там же. С. 82-84.
17 Там же. С. 88-98, 122-123.
18 Там же. С. 62-63.
Нормативные акты, касающиеся
Важной составляющей жизни российских мусульман на Северном Кавказе стала обязанность мулл зачитывать во время мусульманских пятничных служб составленную русским генералом А.П.Ермоловым «Молитву за царя для мусульман Кавказа»19. Рассматривая все нормативные акты первой половины в целом, мы видим, что доля «северокавказских мусульман» в них крайне мала. В первой половине XIX в. на Кавказе, как и в конце XVIII в., по-прежнему локальным регулированием положения мусульман занимались военные власти. Так, Указ императора 1805 г. «О правилах для магометанского духовенства Елиса-ветпольского округа»20 был подготовлен на основе представленного доклада Главно-начальствующего Грузии и Астраханского военного губернатора князя П. Д. Цициано-ва. В 1820-е гг. был подготовлен проект ге-
мусульман Северного Кавказа
нерала А.П.Ермолова по преобразованию мусульманского духовенства на Кавказе, включавший в себя 7 пунктов, главным из которых был следующий: обеспечение за правительством средств надзора и контроля за действиями «лиц, которых их религиозные убеждения часто ставят во враждебные к нему отношения»21. Командующий войсками на Кавказской линии, начальник Кавказской области А.А. Вельяминов, (1831-1837 гг.) подготовил Правила для управления покорными горцами Кавказа. В документе написано: «Покорным горцам предоставляется совершенная свобода следовать магометанской или другой какой-либо вере. Никто не должен принуждать их к перемене веры или делать за веру какие-нибудь притеснения» при полном контроле со стороны российского военного начальства22.
В первой половине XIX в. наблюдаются попытки создания унификационного правового режима для всех мусульман Российской империи, независимо от места их проживания, что сказывалось на увеличении количества общих нормативных актов и уменьшении локальных актов. Правовой статус мусульманского духовенства на Северном Кавказе, во-первых, жестко увязывался с судебными преобразованиями, которые планировались в регионе и, во-вторых, с политическими и военными целями, которые ставили военные и гражданские власти на
Северном Кавказе, в результате которых в первой половине XIX в. было много формальных заявлений, инструкций, прокламаций, а также тайных предписаний, тогда как правовых документов, регулировавших жизнь северокавказских мусульман, было крайне недостаточно. Между тем для мусульман Южного Кавказа в первой половине XIX в. было издано достаточно много правовых актов, которые не распространялись на Северный Кавказ. Российские власти разделяли права и обязанности мусульман Северного и Южного Кавказа.
Библиографический список
1. Арапов, Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи: дис. ... д-ра ист. наук. М., 2005. 381 с.
2. Вельяминов, А. А Правила для управления покорными горцами северных покатостей Кавказа // Источник. 2003. № 5.
3. Воробьева, Е. И. Мусульманский вопрос в имперской политике российского самодержавия: вторая половина XIX — февраль 1917 г.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 1998. 35 с.
19 Там же. С. 70.
20 Там же. С. 62-63.
21 Российский Государственный исторический архив. Ф. 821. оп. 78. Д. 610. Л. 4-5.
22 Вельяминов, А. А Правила для управления покорными горцами северных покатостей Кавказа // Источник. 2003. № 5. С. 17-18.
4. Вышленкова, Е.А. Заботясь о душах подданных: религиозная политика России первой четверти XIX в. Саратов. 2002. 467 с.
5. Дегоев, В. В Кавказ в составе России: формирование имперской идентичности // Кавказский сборник. М., 2004. Т. 1 (33).
6. Ислам в Законодательстве России. 1554-1929 гг. / Сост. А.Б.Юнусова, Ю.Н.Сергеев, В. В. Латыпова. Уфа, 1998. 119 с.
7. Ислам в Российской империи: законодательные акты, описания, статистика. Сборник документов / сост. Д. Ю. Арапов. М., 2001. 367 с.
8. Мальцев, В. Н. Влияние Кавказской войны на административно-судебные реформы на Северном Кавказе второй половины XIX в. // Кавказская война: уроки истории и современность: материалы научной конференции. Краснодар, 1995.
9. Право на совершение хаджа (для мусульман-бухарцев); право на назначение мулл мусульманскому руководству духовенства Елисаветпольского округа (Закавказье) // Российский Государственный исторический архив (РГИА). Отдел архивных документов. Фонд 821. Опись 78. Дело 610. Листы 4-5.
10. Северный Кавказ в составе Российской империи: сборник / Бабич И. Л, Бобровников В. О., Арапов Д. Ю. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 460 с.