Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ ОЧНОЙ ФОРМЫ К ДИСТАНЦИОННОЙ'

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ ОЧНОЙ ФОРМЫ К ДИСТАНЦИОННОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ РЕСУРС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенихина Е. С., Махинова О. В., Проскурина О. И.

В статье сделан обзор дистанционного обучения. Были выявлены его характерные признаки, рассмотрены основные его виды (синхронное, асинхронное, самообучение). Представлена подробная информация о возникающих в период дистанционного обучения трудностях (организационных, методических, дидактических, психолого-педагогических) и способах их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY DURING THE TRANSITION FROM FULL-TIME TO DISTANCE LEARNING

The article provides an overview of distance learning. Its characteristic features were identified, its main types (synchronous, asynchronous, self-learning) were considered. Detailed information is provided on difficulties arising during distance learning (organizational, methodological, didactic, psychological and pedagogical) and ways to eliminate them.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ ОЧНОЙ ФОРМЫ К ДИСТАНЦИОННОЙ»

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ ОЧНОЙ ФОРМЫ К ДИСТАНЦИОННОЙ

Е.С. Семенихина, преподаватель О.В. Махинова, преподаватель О.И. Проскурина, преподаватель

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко (Россия, г. Воронеж)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-92-94

Аннотация. В статье сделан обзор дистанционного обучения. Были выявлены его характерные признаки, рассмотрены основные его виды (синхронное, асинхронное, самообучение). Представлена подробная информация о возникающих в период дистанционного обучения трудностях (организационных, методических, дидактических, психолого-педагогических) и способах их устранения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-платформа, электронный обучающий ресурс, учебно-методическое обеспечение, образовательная система.

Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 г. внесла изменения во все сферы жизни, включая и образовательное пространство. Практически весь мир перешел на дистанционные формы обучения.

По мнению современных исследователей в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, дистанционное обучение - «это взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [1]. Современные технологии играют важную роль в развитии дистанционного обучения. Используя современное электронное учебное оснащение, преподаватели могут применять стратегии, методы и процедуры для улучшения взаимодействия.

Обучение в дистанционном режиме дает возможность более эффективно планировать свое учебное время, позволяет преподавателю уделить больше времени на самостоятельное обучение и выбрать свой собственный темп освоения учебного материала и выполнения тестов, что, безусловно, снижает уровень стресса и улучшает процесс обучения.

Нужно сделать акцент на широкие возможности, которые представляют элек-

тронные формы для обучения иностранному языку в высшей школе. Создание иммерсивной языковой среды, то есть использование аутентичных аудио и видеоматериалов помогает формированию высокого уровня владения и профессиональным иноязычным дискурсом, и улучшает повседневные и академические навыки.

Основная цель дистанционного обучения заключается в том, чтобы научить студента работать самостоятельно, взаимодействуя с обучающей средой и опираясь на собственные внутренние ресурсы [2]. Разработанные обучающие программы дают новые возможности для прослушивания аутентичного материала, просмотра видеофильмов на иностранном языке, для использования озвученных и иллюстрированных словарей, для погружения в языковую среду на основе предложенных видео и аудиоматериалов, отражающие жизненные ситуации носителей языка.

Дистанционное обучение подразумевает два быстро развивающихся направления:

1) использование интернет-платформ открытого образования для обучающихся без контакта с преподавателем, примером может служить Moodle и др.;

2) обучение с помощью известных сервисов видеоконференций Webinar, Skype, Zoom и т.д.

Для дистанционного обучения характерны следующие признаки:

- активное использование ИКТ для улучшения качества образования и приобретения необходимых компетенций;

- личностная направленность;

- обучение по модулям;

- проблемное обучение.

Дистанционному обучению предшествует разработка учебно-материального обеспечения процесса обучения и организация деятельности студентов с использованием электронного обучающего ресурса. Существует несколько видов дистанционного обучения:

1) Синхронное обучение - применение технических средств связи в ходе практических занятий;

2) Асинхронное обучение - самостоятельная работа обучающихся с материалами по дисциплине за конкретное время с проверкой и оценкой работ;

3) Самообучение - самостоятельное знакомство с теоретическим материалом по изучаемому предмету, выполнение заданий.

При проведении практических занятий по иностранному языку использовались синхронный и асинхронный способы обучения. Они происходили в образовательной системе Moodle и на платформе для вебинаров Webinar.

Нашей целью было организовать процесс обучения так, чтобы он привел к тем же результатам, что и очные формы обучения.

В исследовании рассматривается опыт преподавания английского языка и опыт преодоления проблем при дистанционном обучении.

Возникло четыре группы трудностей при проведении занятий в дистанционном режиме.

Первая группа - организационные проблемы, сюда относится техническое обеспечение, самостоятельная работа, взаимодействие с обучающимися, с коллегами, лицами, причастными к учебному процессу во время дистанционного режима. Для решения вопросов, возникающих в процессе обучения, были задействованы мес-сенджер WhatsApp, телефонная связь,

электронная почта. Благодаря четкой обратной связи у студентов отсутствовал дискомфорт из-за непривычного вида обучения в процессе изучения иностранного языка.

Вторая группа - методические трудности, состоящие в отборе средств обучения, разработке методического обеспечения процесса обучения, изучении и внедрении технологий дистанционного обучения, являющихся актуальными и уже использующихся в настоящее время. Платформа Webinar дала возможность максимально разнообразить формы объяснения нового материала, корректировать допущенные студентами ошибки в письменных работах, мотивировать к изучению иностранных языков. На образовательной системе Moodle были размещены тесты для входного, текущего и рейтингового контроля.

Психолого-педагогические трудности возникли как у обучающихся, так и у преподавателей. Дистанционное обучение ограничивает возможность развивать навыки устного общения. Обучающиеся не получают необходимой практики речевого взаимодействия с профессорско-преподавательским составом и друг с другом. Отсутствие контактного общения дезориентировало участников процесса обучения в регулировании межличностных отношений «преподаватель - студент», поскольку они изменили свое качество, стали более лаконичны, присутствовала нехватка невербальных средств общения.

Также стоит отметить и дидактические трудности. Не только содержание, но и верное построение занятия ведет к отличному результату в изучении иностранного языка [3]. Более эффективному усвоению изучаемой информации содействовали концентрированное представление учебной информации и непрерывный многосторонний доступ к ней (электронные учебники, электронные рабочие тетради, тесты, видео и аудиоматериалы) в Webinar, Moodle.

За период преподавания иностранного языка в дистанционном режиме был накоплен определенный опыт анализа, учета и преодоления тех трудностей, которые были барьером для эффективного

обучения. Были исправлены учебно-методические пособия, изучались и активно использовались новые приемы презентации, актуализации и контроля учебного материала. Безусловно, осталось еще много нерешенных окончательно проблем, но творческий потенциал преподавательского состава и стремление к совершенствованию уже сделанного вселяют уверенность в улучшение качества дистанционного обучения, элементы которого, несомненно,

останутся навсегда теперь и в очной форме обучения.

Итак, с появлением новых технологий в сфере образования произошли видимые изменения. Интернет стал неотъемлемой частью жизни. Дистанционное обучение -передовая практика в области образования, которая со временем будет совершенствоваться. Таким образом, нельзя недооценивать его значимость в современном обществе.

Библиографический список

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 194 с.

2. Герасименко Т.Л., Ковальчук С.В. Плюсы и минусы дистанционного обучения иностранному языку (английскому) в вузе в период распространения COVID-19 // Глобальный научный потенциал. - 2020. - №8 (113). - С. 49-51.

3. Арчахова Н.В., Дайнеко М.Ю., Могилева И.И. Влияние обучения в условиях пандемии COVID-19 на мотивацию студентов неязыковых вузов // Казанская наука. - 2020. -№10. - С. 101-104.

THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY DURING THE TRANSITION FROM FULL-TIME TO DISTANCE

LEARNING

E.S. Semenikhina, Lecturer O.V. Makhinova, Lecturer O.I. Proskurina, Lecturer

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko (Russia, Voronezh)

Abstract. The article provides an overview of distance learning. Its characteristic features were identified, its main types (synchronous, asynchronous, self-learning) were considered. Detailed information is provided on difficulties arising during distance learning (organizational, methodological, didactic, psychological and pedagogical) and ways to eliminate them.

Keywords: distance learning, Internet platform, electronic learning resource, educational and methodological support, educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.