Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС МАРГИНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗДОМНЫХ ЛЮДЕЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРВЬЮ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ'

ПРОЦЕСС МАРГИНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗДОМНЫХ ЛЮДЕЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРВЬЮ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
475
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗДОМНОСТЬ / МАРГИНАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / СТИГМА / МОРАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Глория Валерьевна

В статье рассматривается феномен бездомности в контексте динамических переменных: разнонаправленных векторов мар-гинальности и социальной эксклюзии, а также четырех уровней отчуждения человека от общества: пространственного, экономического социального и культурного. Предлагается схема для изучения динамических характеристик данного феномена. Методологическим основанием для проведения исследования становится концепция стигмы и моральной карьеры И. Гофмана. Объектом исследования представляется процесс марги-нальности бездомных, а предметом - моральная карьера или моральная траектория жизни бездомного человека. На основании вышеуказанной модели формируются блоки социологического исследования и формулируются вопросы, соответствующие уровням отрыва человека от общества. В процессе социологического исследования делаются предварительные выводы определения моральной карьеры бездомного человека, предлагается типология бездомных в соответствии со стадиями моральной карьеры. Оценивается возможность социальной адаптации различных типов бездомных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOMELESS PEOPLE MARGINALIZATION PROCESS: THE INTERVIEW RESULTS AND PRELIMINARY CONCLUSIONS

The article examines the phenomenon of homelessness in the context of dynamic variables: multidirectional vectors of marginality and social exclusion, as well as four levels of human alienation from society: spatial, economic, social and cultural. A scheme for studying the dynamic characteristics of this phenomenon is proposed. The methodological basis for the study is the concept of stigma and moral career of I. Hoffman. The object of the study is the process of marginality of the homeless, and the subject is the moral career or the moral trajectory of the life of a homeless person. Based on the above model, blocks of sociological research are formed and questions are formulated that correspond to the levels of a person's separation from society. In the process of sociological research, preliminary conclusions are drawn about the definition of the moral career of a homeless person, and a typology of homeless people is proposed in accordance with the stages of a moral career. The possibility of social adaptation of various types of homeless people is assessed.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС МАРГИНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗДОМНЫХ ЛЮДЕЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРВЬЮ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ»

СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Процесс маргинализации личности бездомных людей: результаты интервью и предварительные выводы

Виноградова Глория Валерьевна,

аспирант кафедры социальной работы и социальной антропологии Института социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета E-mail: [email protected]

В статье рассматривается феномен бездомности в контексте динамических переменных: разнонаправленных векторов мар-гинальности и социальной эксклюзии, а также четырех уровней отчуждения человека от общества: пространственного, экономического социального и культурного. Предлагается схема для изучения динамических характеристик данного феномена. Методологическим основанием для проведения исследования становится концепция стигмы и моральной карьеры И. Гофмана. Объектом исследования представляется процесс марги-нальности бездомных, а предметом - моральная карьера или моральная траектория жизни бездомного человека. На основании вышеуказанной модели формируются блоки социологического исследования и формулируются вопросы, соответствующие уровням отрыва человека от общества. В процессе социологического исследования делаются предварительные выводы определения моральной карьеры бездомного человека, предлагается типология бездомных в соответствии со стадиями моральной карьеры. Оценивается возможность социальной адаптации различных типов бездомных.

Ключевые слова: бездомность, маргинальность, социальная эксклюзия, стигма, моральная карьера.

Зачастую бездомность рассматривается как проблема отсуствия жилья, но в реальности она гораздо шире. Процесс маргинализации личности бездомного не равен и не ограничен собственно утратой жилья. Для обозначения закрепления структурных изменений личности на социокультурном уровне в исследование вводится понятие стигмы по отношению к контексту исследования, в самом общем смысле определяемую как отпечаток на поведение человека, его место в социальной структуре, и на процесс его социальной идентификации и самоидентификации. И. Гофф-ман, описавший данное понятие, также связывает его с другим понятием - моральной карьеры. У людей с определенной стигмой схожая «моральная карьера», которая является и причиной, и результатом выбора схожей последовательности актов личностной адаптации. Концепция бездомности, предполагающая отрыв личности от социума, может быть представлена в динамике с помощью уровней, описывающих ее нисходящую мобильность. Схематически она представлена в Таблице 1. В социологическом исследовании мы проследим «карьеру» бездомного человека с помощью данной модели.

Таблица 1. Критерии маргинализации бездомного

Уровни/Векторы Эксклюзия Маргинальность

Пространственный Эксклюзия от постоянного места жительства и регистрации в государственных органах Феномен экстремальной ситуации жизни на улице

Экономический Эксклюзия от экономических отношений Утрата мотивации к труду, жизнь сегодняшним днем, паразитизм и потребительство

Социальный Эксклюзия от социальных связей и отношений Разрыв социальных связей и создание альтернативной среды

Культурный Стигма «бомж» Самоидентификация «бомж»

сз о

Традиционно термин «карьера» обозначает восходящую мобильность, но она может быть и успешной, и неудачной. Понятие моральной карьеры имеет два аспекта: «официальную» пози-

цию в обществе, и связанное с ней внутреннее представление о себе, чувство самоидентичности. Второй аспект придает «моральное» значение карьере - как последовательности изменений, которые деятельность личности по изменению своего социального статуса вызывает в самой личности и структуре ее представлений о себе и окружающих.

В исследовании были использованы три метода: включенное наблюдение, интервью и анализ документов (картотека и документы организации). Всего в интервью приняли участие 110 человек из числа посетителей учреждений Томска и Новосибирска (Исследование проводилось в Комплексном центре социальной помощи лицам без определенного места жительства (г. Томск), Доме ночного пребывания при Областном Комплексном центре социально адаптации (г. Новосибирск), Епархиальном центре (г. Новосибирск), Приюте Сестер Матери Терезы (г. Томск и г. Новосибирск) Тип выборки обусловлен отсутствием точной информации об объекте исследования - случайная кластерная (гнездовая) выборка. По результатам исследования можно выделить ступени «моральной карьеры» бездомного, которые покажут нам типологию данного социального слоя как «ступенек» моральной карьеры.

Распределение ответов по блокам

География нахождения бездомных по городу (пространственный уровень)

Бездомные люди, как правило, проводят время (вне стен приютов), находясь на автовокзале или железнодорожном вокзале. Некоторые пытаются «калымить» на погрузочно-разгрузочных работах, которые могут подвернуться в этом месте, другие просто сидят, изображая из себя пассажиров, поджидающих автобус или электричку. Это одно из мест, где человек может остановиться, передохнуть, хотя иногда есть жалобы на сотрудников милиции, которые проверяют билеты и отсеивают таких людей. Другое место дислокации - Центр занятости населения, куда приезжают «коммерсанты», могущие предложить временную работу, на которой можно заработать некоторую сумму на жизнь. Арендуя квартиру или проживая у знакомых, бездомные люди выбирают так называемые «неблагополучные» районы, где, по-видимому, дешевле жилье и можно встретить таких же обездоленных либо «домашних» алкоголиков и временно решить проблему с жильем. Зачастую бездомные просто передвигаются по городу, заходя в магазины, чтобы погреться и отдохнуть, хотя и оттуда их выгоняют. Имеющие пенсионное удостоверение в течение дня катаются на троллейбусах. Работо-е способные также передвигаются по всему городу е в поисках случайных подработок. Некоторым (при-^ мерно четвертая часть) из опрошенных приходилось ° ночевать в подъездах, сараях, теплотрассах, дач-ав ных домиках. Подъезды как место обитания вос-

принимаются бездомными неоднозначно, т.к. жить там могут, как сострадательные люди, выносящие поесть, так подъезд может стать местом обитания и агрессивных подростков, которые могут избить, искалечить, отобрать документы и даже убить. Одна бездомная женщина откровенно признавалась, что в своих передвижениях по городу предпочитает оживленные места, главные дороги, где проезжают экипажи милиции, а во дворах и укромных уголках чувствует себя не в безопасности. Те, у которых остались, родственники указывают в географии передвижений и адреса, где они могут остановиться на некоторое время. Одной из особенностей бездомной жизни, которую не смогли бы понять «домашние», указывается постоянная необходимость передвигаться по городу, поиск удобств - переодеться, занять денег, постирать вещи, попить воды. Бездомность в географическом измерении - это бытовая неустроенность, изматывающая человека, вызывающая негативные эмоции и отношение к окружающим. Поэтому относительно учреждений для бездомных, как правило, встречались хорошие отзывы. Негативно отмечалось лишь то, что «рано выгоняют и поздно запускают», «не дают остаться, если болеешь».

Исключенные (подвергшиеся эксклюзии) в пространственном плане - люди, имеющие постоянные пространственные «зацепки» в городе: людей, регулярно предоставляющих дополнительные подработки, составляющих досуг, люди, не являющиеся бездомными, которые могут приютить на время. Как правило, отсутствие прописки в таком случае - не ограничение для беспрепятственного передвижения по городу, ведения, хотя бы внешне, домашнего образа жизни, общения с «нормальными» людьми.

Маргиналы в пространственном плане - люди, вся жизнь которых строится вокруг социальных учреждений, аналогичных МУ КЦСПЛБОМЖ и иных благотворительных организаций, а в остальном они просто пережидают время, передвигаясь на транспорте, пережидая на вокзале, дислоцируясь в среде себе подобных, чтобы снова оказаться здесь же. В дальнейшем такие люди целиком абстрагируются от остального общества, представляя свою жизнь, как череду переходов из приюта в приют, путешествуя по городам, ища, где лучше условия и дольше можно продержаться. В другом случае, (что обычно имеет место в больших городах) они переходят из больницы в ночлежку, из ночлежки в столовую и т.д. Вся жизнь их строится вокруг этих учреждений, это своего рода закрытая пространственно-временная система, не имеющая выхода в большое общество.

Ситуация с работой и доходы (экономический уровень) Как правило, постоянной работы нет ни у кого из бездомных. Самими бездомными это объясняется отсутствием необходимых документов, отсутствием прописки, или пропиской в МУ КЦСПЛБОМЖ, увидев которую, работодатели отказываются принимать на работу «бомжа». В представле-

ниях бездомных связь: постоянная работа - жилье, прослеживается очень четко. Не только замкнутый круг: «без прописки не берут на работу, без работы невозможно получить прописку и жилье», отмеченный нами ранее в предыдущих исследованиях, определяет жизнь бездомного человека. Внешний вид, сопутствующий бездомной жизни, когда негде помыться и переодеться, стигма «человек из приюта», «бомж», отпугивающая потенциальных работодателей, возраст ближе к 50 годам и наличие судимостей, тяга к употреблению алкоголя - основные причины, названные бездомными, отсутствия постоянного места работы. В остальном, в поиске случайных, разовых заработков, респонденты не видят особых трудностей. Случайные подработки возможно найти, но тут также есть свои нюансы. Работодатели-частники могут предложить меньшую оплату, а то и вовсе обмануть, не заплатить, т.к. ты - «бомж». Работа в основном также неквалифицированная, не соответствует профессии и желанию респондента (при опросе, большинство желали бы работать по специальности). С другой стороны, многих бездомных такое положение дел устраивает. Многие и до пребывания в приюте обеспечивали себя случайными заработками, люди имеющие алкогольную зависимость предпочитают свободный график работы, не навязывающий трудового распорядка и определенных обязательств. Имеющие пенсию по старости, или по инвалидности хотя бы третьей группы не чувствуют в себе желание и силы искать постоянное место работы. Хотя абсолютно все бездомные люди отмечают, что отсутствие работы - основной сопутствующий фактор бездомности и начинать искать выход из этой сложной жизненной ситуации необходимо с поиска работы. Тем не менее, в данный момент, находясь в приюте, люди предпочитают довольствоваться тем, что есть, а поиск постоянной работы связывают с окончанием срока пребывания в учреждении. Предыдущие исследования показали, что лишь малая часть бездомных использует для этой цели службу занятости населения, большинство надеются на знакомых, собственные способности и случай. Имея на руках большую сумму денег (от 100 до 500 тысяч рублей, в разных исследованиях) более половины респондентов предполагают потратить ее на покупку или съем жилья. Четверо человек из группы трудоустроенных планирует вложить ее в дело и приумножить. Малая часть предпочитает ее пропить, потратить на покупку вещей (не первой необходимости), отдать родственникам или даже на развитие учреждения для бездомных.

Эксклюзия в экономическом плане - невозможность получения пенсий и пособий по причине отсутствия документов или прописки, невозможность найти работу по тем же самым причинам.

Маргинализация в экономическом плане -полная или частичная утрата мотивации к труду, жизнь сегодняшним днем, не откладывая средств на будущее, стихийное планирование своих расходов.

Социальные связи и отношения, положение в обществе

Если в двух предыдущих пунктах эксклюзия и мар-гинальность у респондентов могли смешиваться и пересекаться, в социальном плане существует довольно резличие между людьми, утратившими свои социальные связи и людьми, сохранившими их и желающими создать новые. В исследованиях [3] указывается что для такого человека существует как мечта образ невесты - по мнению С.А. Стивенсон многие бездомные путем выхода из сложившейся ситуации считают поиск женщины, которая возьмет к себе домой, будет заботиться и опекать. Наше исследование показало, что многие бездомные люди не только не имеют спутника (спутницы) жизни, но и сознательно не имеют желания ее искать. Происходит это по разным причинам - в неуспешном первом браке, больше не хотят рисковать, разочаровались в отношениях с противоположным полом, считают, что в ситуации когда нет жилья и работы, им будет нечего предложить второй половине, а поэтому не нужно пытаться создать семью. Интересно, что зачастую предъявлялись достаточно высокие, хотя и стандартные для большинства требования к потенциальной супруге, формулируемые бездомными как «Не пила, не курила, по хозяйству», которые сами высоким требованиям не соответствуют, просто говоря, курят, пьют, неоднократно судимы и не очень желают работать.

Похожая ситуация также и с друзьями: многие считают, что все это осталось как бы в «прошлой жизни», в детстве и юности, сейчас таких людей уже и не встретишь. Оставшиеся друзья все люди «домашние», «семейные», навязываться им своими проблемами бездомные стыдятся или не считают нужным.

В то же время, среду бездомных нельзя назвать гомогенной социальной группой, имеющей свои правила и обычаи, сплоченной перед лицом общего несчастья. Некоторые респонденты вообще считают данную среду «волчьей стаей», где «каждый сам за себя», некоторые, указав, что у бездомных существует закон «не воровать у такого же, как ты», тут же отмечают, что есть в их среде люди, нарушающие это правило. В основном отмечается взаимная помощи и поддержка «по мелочи» - поделиться сигаретами, чаем, дать совет, где возможно найти работу. Отмечается также моральная поддержка, выражающаяся, впрочем, в объединении бездомных, в том числе посредством общего употребления алкоголя. «Сейчас, как таковой, наверное, не существует, потому что сейчас бездомные, и как сказать? Ну, нет, наверное, такого человека, который не пьет. А поддержка, она какая поддержка - вот где-то найти на бутылку, посидеть, выпить, поговорить, туда-сюда. Вот они, наверное, этим друг друга и поддерживают. В основном так. Есть поесть, есть выпить, значит жизнь есть они уже не задумываются сколько они там проживут, главное день наступил, что-то имеется в кармане или где. Или в сумке ну и все

сз о

о Л о

о сз о в

хорошо, значит жизнь идет» (выдержка из интервью). Таким образом, бездомных нельзя назвать социальной группой в общем смысле.

По мнению самих бездомных, никто из «домашних» людей не застрахован от того, чтобы оказаться на улице. В первую очередь это вызвано нестабильностью социально-экономической ситуацией в стране, отсутствием законов, защищающих безопасность граждан. Это подтверждается и чувством бесправности, незащищенности самих бездомных в современном обществе.

Исключенные в социальном плане - как правило, выпускники интернатов, люди, освободившиеся из мест лишения свободы, нуждающиеся в восстановлении и создании социальных связей и стремящиеся к этому.

Маргиналы в социальном плане - как правило, люди, утратившие или, что бывает чаще, сознательно уничтожившие устойчивые социальные связи еще до того, как стали бездомными. Здесь есть люди, ушедшие из семьи, и не воспитывающие детей, которые впоследствии утратили работу и здоровье и стали не нужны бывшей семье и взрослым детям. Социальные девианты (преимущественно алкоголики), не имеющие других контактов с внешним миром кроме совместного употребления спиртных напитков.

Идентификация и социокультурная принадлежность

Практически никто из респондентов не согласен считать себя «бомжом», хотя многие согласны, что по формальным признакам они «бомжами» являются. Бомж, в понятии основного количества респондентов - это «опустившийся человек», в то время, как они сами еще «держатся на плаву». Интересно, что определения понятия «бомж» четко разделились на две группы. Первое, «моральное»: «тот, кто опустился», « его устраивает такая жизнь», «кроме помоек, ничего не нужно», указывали респонденты, сами еще недостаточно «опустившиеся на дно»: имеющие небольшой стаж бездомности, сохранившие социальные связи, впоследствии, как правило, благополучно ушедшие из учреждения и нашедшие место жительства. Вторую группу респондентов создали люди, по описанию и поведению приближающиеся к вышеописанной категории. Отказываясь считать себя «бомжами», тем не менее на вопрос об определении этого понятия, они кроме «человек не имеющий прописки и жилья» ответить не смогли. Я считаю, что это еще раз подтверждает утверждение, что бездомность - это, прежде всего, внутреннее состояние души. Особенностями его, по мнению самих респондентов, является общая неустроенность, начиная от бытовой и заканчивая чувством безысходности, бесполезности своего существования, и может привести к тому, что человек «опустит руки», и не будет пытаться выбраться из создав-е шегося положения. «Эта неопределенность. Что М я бездомный. Я не знаю, что будет завтра. Здесь ^ я лишний.» (выдержка из интервью) еЗ Плюсов в бездомной жизни не видит практи-^ чески никто, только один человек утверждал, что

бездомность - это отсутствие ответственности перед окружающими и самим собой. Из чего можно сделать вывод, что большинство посетителей, обращающихся в приюты, это люди, которых не устраивает положение бездомных, и они хотели бы из него выйти. Зачастую, неверно поняв вопрос, бездомные люди начинали говорить, о хороших качествах, которые они приобрели, находясь в положении бездомных, таких как отзывчивость, чуткость, а также уважение к себе, как к человеку, сумевшему не потеряться в сложной жизненной ситуации, а всеми силами искать и находить из нее выход. Последнее относится, преимущественно, к людям, не дошедшим до социальной и социокультурной маргинальности. У этих же людей практически не поменялось отношение к окружающим. Остальные отметили относительную стабильность или ухудшение самооценки (обычно, у людей имеющих большой стаж бездомности), враждебное отношение окружающих к ним, свою недоверчивость к людям, потерю надежды на изменение положения. Ощущение бездомности, как правило, находится с бездомными людьми постоянно.

Исключенные в социокультурном плане - люди со стигмой «бомж», которая мешает их вертикальной мобильности. Как правило, они не выглядят «как бомжи», и не хотят считать себя таковыми. Тем не менее, общественное мнение о «бомжах» создает им проблемы для возвращения в общество.

Маргиналы в социокультурном плане - люди, потерявшие свою принадлежность к обществу в сознании и поведении. Сами респонденты делят свою категорию на бездомных и «бомжей». Вторые люди, окончательно опустившиеся, ленивые, вместо работы предпочитающие для поиска пропитания рыться в мусорных баках, неопрятно одетые и не следящие за собой, те, кого бездомная жизнь устраивает и они не хотят «пониматься наверх».

Типология бездомных

По результатам проведенных интервью, наблюдения, а также на основании собственного опыта работы с бездомными, можно выделить ступени «моральной карьеры» бездомного, которые одновременно покажут нам типологию данного социального слоя. Ведь типами бездомных в данном случае будут люди, находящиеся на различных ступеньках моральной карьеры.

В целом, можно выделить два направления моральной карьеры: от маргинальности к эксклюзии и от эксклюзии к маргинальности. Рассмотрим их поподробнее.

Путь от эксклюзии к маргинальности, к сожалению, менее типичен для категории бездомных. Он делится на следующие этапы.

Потеря прописки. На примере нашего города Томский, в который приезжают, а в последствии остаются множество молодых людей, можно

со всей ответственностью утверждать, что у нас большой процент людей не имеет прописки (арендуют жилье, живут у знакомых и родственников), но не являются бездобными. Тем не менее, отсутствие прописки создает человеку множество неудобств в социальном плане: проблематично устроиться на работу, т.к. работодатели недоверчиво относятся к человеку без прописки, сложно получить пакет социальных услуг, которые полагаются каждому гражданину (полис ОМС, оформление пенсий и пособий, постановка на учет в Центр занятости и т.д.), но социальные службы зачастую отказываются оказывать их без прописки. Можно сказать, что отсутствие прописки является характеристикой социальной эксклюзии в чистом виде: оно сразу же накладывает существенные ограничения на жизнедеятельность человека.

Потеря жилья. Эту формальную характеристику, как правило, сопровождает первый разрыв социальных связей - развод с супругой, конфликт с родственниками. Это также и сильная психологическая травма. Тем не менее, люди, временно попавшие в экстремальную бездомности - это, как правило, именно не люди без определенного места жительства, а люди, оказавшиеся, зачастую не по своей воле, в трудной жизненной ситуации. В идеале, как раз они более всего нуждаются в помощи и поддержке со стороны социальных учреждений, т.к. у них больше всего шансов стать без-добными, а найти или вернуть утраченное место в обществе. Степень маргинализации таких людей невелика, у них достаточно социального и культурного капитала, чтобы, используя его, обрести иной социальный статус. С другой стороны, здесь большое значение имеет психологический фактор: в «прошлой жизни» такие люди, как правило, имели высокое и прочное положение в обществе, и резко опускаясь на самое «дно» в обществе, при продолжительном отсутствии выхода из создавшегося положения они могут «сломаться»

Потеря работы. По нашей классификации, это уже следующая стадия - экономической эксклю-зии, т.к., не имея прописки, на постоянную работу устроиться сложно, приходится в основном зарабатывать посредством временных работ. А это имеет определенные негативные последствия. Во-первых, не работая постоянно, не имея определенного трудового распорядка человек постепенно утрачивает мотивацию к труду. Во-вторых, эксклюзия от средств к существованию толкает человека к поиску иных источников существования - сбору бутылок и осмотру мусорных контейнеров, жизни за счет родственников и знакомых, попрошайничеству, что зачастую приводит человека к следующей стадии бездомности. В-третьих, потеря постоянной работы ведет ко второму разрыву социальных связей - отрыв от трудового коллектива. В поведении человека, не работающего и не ищущего работу уже некоторое время, появляются маргинальные черты: социальное иждивенчество, жизнь сегодняшним днем, злоупотребление алкоголем (не зря от алкоголизма всегда

лечили с помощью труда). Человек работающий временно, сезонно, также подвержен вышеуказанном чертам из-за общей нестабильности ситуации и соответствующего социального окружения.

Разрыв социальных связей. Это пограничная ситуация, где существует равное соотношение эксклюзии и маргинальности. С одной стороны, «домашние» люди, которых стала тяготить ситуация, когда родственник или знакомый просто пользуется их расположением, ничего (ни в материальном, ни в духовном плане) не давая взамен. С другой стороны, многие бездомные отмечают, что им самим «стыдно признаться, что живу в приюте», «приезжать с пустыми руками», «стеснять людей, ведь они семейные» и т.п. Социальная изоляция может привести к различного рода девиациям - прежде всего к пьянству и правнона-рушениям (предыдущие исследования показали, что большинство таких людей меньше пили до того, как стали бездомными). Полный разрыв социальных связей ведет к необратимости моральной карьеры бездомного.

Формирование нового типа социальной идентичности. Это как раз та ситуация, когда человек «опускает руки» и смиряется со своей судьбой. Если не произошло полной социальной изоляции, человек даже может относительно неплохо использовать преимущества своего положении: он может знать, в какое время и где можно получить помощь в виде еды, ночлега в городе, в какую больницу можно лечь, в какую церковь сходить и т.п. Происходит закрепление нового социального статуса. -Некоторые бездомные передвигаются по городам в поисках нового места, когда выгнали со старого. Возможно злоупотребление алкоголем. Изменяется система ценностей, в первую очередь, человек начинает понимать преимущества бездомной жизни - его начинает привлекать «свобода», которую дает освобождение от обязанностей, свойственных обычному человеку: регламентированного распорядка жизни, режима работы, постоянного доминирования «должен» над «хочется». На этой стадии бездомные пользуются приютами и иными социальными учреждениями только в случае необходимости: болезни, холодного времени года или безвыходного положения. В других случаях их привлекает более «вольная» жизнь.

Социальная смерть. Полный разрыв социальных связей ведет к деградации личности и полном исключении ее из общества. Этот человек как раз и является «бомжом» в том смысле, о котором говорили некоторые респонденты. Человека начинает устраивать его существование «на обочине» общества, он перестает следить за собой, морально опускается, практически не контактирует ни с внешним окружением, ни с себе подобными. Здесь налицо 100%-ная маргинальность - человек не имеет ни желания, ни возможности вернуться в общество, и 100%-ная эксклюзия - как правило, именно такие люди становятся жертвами жестоких подростков. Здесь присутствует определенный социокультурный компонент - окружающие, с одной

сз о

о Л о

о сз о в

в и

см со

стороны, не видят за такими бездомными стоящей за ним силы в виде государства и общества, с другой - вообще сомневаются в их принадлежности к людскому сообществу. Между социальной и физической смертью, как правило, проходит непродолжительный промежуток времени.

Путь от маргинальности к эксклюзии

Сюда входят люди, степень маргинальности которых, была изначально весьма высока. Причин этому может быть несколько - пребывание в детском доме, неблагополучная семья, неоднократная судимость.

Негативная идентификация. В данном случае речь идет о людях, изначально имеющих искаженное или негативное представление об общечеловеческих ценностях и нормах. Это может быть вызвано соответствующим процессом социализации в семьях алкоголиков или преступников.

Конфликт с обществом. Из-за вышеназванных причин люди данной категории просто изначально не приспособлены к жизни в обществе. Работники учреждений отмечают, приводя яркие примеры своих посетителей, что простое помещение их в «нормальную» социальную среду не даст никаких результатов - они там не приживутся, не найдут своего места, свою нишу. Их ниша в данном случае находится на улице, у мусорного бака либо у церкви, прося подаяние -в кругу себе подобных. Соответствующая система установок и ценностных ориентаций приводит к девиантному поведению: употреблению алкоголя, наркотиков, легкому совершению преступлений.

Разрыв социальных связей. Он подчиняется и логически вытекает из первых двух. Человек с изначально маргинализированной структурой сознания просто не может адекватно выполнять привычные для большинства людей социальные роли: мужа, отца, члена трудового коллектива и т.д. В исследовании присутствуют респонденты, которые отмечали некую «свободу» бездомной жизни: сам себе хозяин, ни от кого не зависишь, никому не должен и не обязан. Некоторые эксперты также отмечали в качестве основной характеристики бездомного человека безответственность - неумение и нежелание выполнять обязанности, которые накладывает тот или иной социальный статус, прежде всего, семейный и трудовой.

Отверженность. Конфликт с обществом вызывает соответствующую его реакцию. Разрыв социальных связей, инициированный самим человеком, делает практически невозможным их восстановление. В таком случае, человек, попадая в сложную жизненную ситуацию (ухудшение состояния здоровья, инвалидность, вызванная соответствующим образом жизни, старость и т.д.), остается без социальной поддержки. Если наличие социальных связей как правило предполагает наличие или предоставление жилья, то на данном этапе человек теряет жилье из-за семейного кон-

фликта, собственного алкоголизма, мошенничества и т.п.

Социальная смерть. По результатам интервью людей, обращающиеся в социальные учреждения для бездомных, можно разделить на несколько типов, в зависимости от форм и методов работы, которые автор считает приемлемыми для социальной адаптации данной категории.

Люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию оказавшиеся без жилья и прописки. Таковыми можно считать людей, стаж бездомности которых невелик - не более года, и которые оказались без жилья и прописки, как правило, по независящим от них обстоятельствам: жертвы мошенничества, махинаций со стороны родственников, супругов и т.п. От всех остальных данная категория отличается тем, что для социальной адаптации им действительно достаточно предоставить жилье и работу, а иногда и просто работу, сориентировать их в нужном направлении, чтобы данные люди нашли свое место в обществе. Эта форма работы является одним из способов профилактики бездомности: эти люди нуждаются в своевременной социальной поддержке, чтобы не остаться на улице. Говоря научным языком, это люди, подвергшиеся пространственной и частично экономической эксклюзии, в то время, как их социальный и социокультурный капитал (в понимании П. Бур-дье) практически остался нетронутым.

Освободившиеся из мест лишения свободы. Для работы с бывшими заключенными уже недостаточно простого предоставления жилья и работы, т.к. лица, освободившиеся из мест лишения свободы, являются людьми, утратившими свои социальные связи - исключенными в социальном плане и, в ряде случаев, маргиналами в социальном плане. Социальная дезадаптация требует специальной социально-психологической коррекции, затрагивающей изменение установок и ценностей личности.

«Бомжи по жизни». Это люди более высокой степенью маргинальности, чем эксклюзии. Причин этому, как говорилось выше, может быть несколько - пребывание в детском доме, неблагополучная семья. Возможен переход в эту категорию людей, имеющих длительный стаж бездомности и закрепивших такой статус, приспособившихся к жизни на улице настолько, что им очень сложно было бы реадаптироваться, вновь обрести место в обществе. Основным отличием таких людей является именно маргинальность в социальном плане, порождающее то самое социальное иждивенчество и социальный паразитизм, о котором говорят сторонники применения репрессивных мер по отношению к бездомным. Такие люди нуждаются не в социальной адаптации, но реадапатации - повторному включению в общественные связи и отношения.

«Алкоголики». Это маргиналы в «классическом» определении: неопределенного возраста, в грязной одежде и с дурным запахом, добывающий пропитание на помойке и живущий в те-

плотрассе, как правило, перманентно в алкогольном опьянении. Основная их часть никогда не обратится в учреждение для бездомных, а если и обратится, то только для того, чтобы скоротать особо холодные или голодные дни. «Бомж - он не хочет даже сюда прийти, привык жить в подвалах, опустился, его бесполезно поднимать, вытягивать» (выдержка из интервью с бездомными). Здесь не идет речи о возвращении в общество, здесь существует лишь морально-этический вопрос: нужно ли оказывать социальную поддержку этим людям. Так, окружающие не считают их полноценными людьми. В соответствии с правами человека, каждый волен жить так, как он хочет, в то же время любой человек может рассчитывать на защиту, в том числе и государственную, со стороны общества. В то же время, с сугубо прагматической точки зрения, их отдача государству и обществу минимальна. Поэтому методы социальной работы с такой категорией являются в настоящее время нерешенными в современных исследованиях.

Литература

1. Goffman Е. Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. Garden City: Anchor Books, 1961.

2. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Egglewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall. 1963; Cohen S. Visions of Social Control. Crime, Punishment and Classification. Cambridge: Polity Press, 1985

3. Стивенсон С.А. O феномене бездомности // СОЦИС. 1996. No 8. С. 26-34.

4. Соловьева З.Р. Обитатели «Ночлежки» и других благотворительных организаций в перспективе социологии повседневности / Неви-

димые грани социальной реальности. Центр независимых социологических исследований. 2001. Труды. Вып. 9.

HOMELESS PEOPLE MARGINALIZATION PROCESS: THE INTERVIEW RESULTS AND PRELIMINARY CONCLUSIONS

Vinogradova G.V.

Novosibirsk State Technical University

The article examines the phenomenon of homelessness in the context of dynamic variables: multidirectional vectors of marginality and social exclusion, as well as four levels of human alienation from society: spatial, economic, social and cultural. A scheme for studying the dynamic characteristics of this phenomenon is proposed. The methodological basis for the study is the concept of stigma and moral career of I. Hoffman. The object of the study is the process of marginality of the homeless, and the subject is the moral career or the moral trajectory of the life of a homeless person. Based on the above model, blocks of sociological research are formed and questions are formulated that correspond to the levels of a person's separation from society. In the process of sociological research, preliminary conclusions are drawn about the definition of the moral career of a homeless person, and a typology of homeless people is proposed in accordance with the stages of a moral career. The possibility of social adaptation of various types of homeless people is assessed.

Keywords: homelessness, marginality, social exclusion, stigma, moral career

References

1. Goffman E. Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. Garden City: Anchor Books, 1961.

2. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Egglewood Cliffs, N.J .: Prentice Hall. 1963; Cohen S. Visions of Social Control. Crime, Punishment and Classification. Cambridge: Polity Press, 1985

3. Stevenson S.A. On the phenomenon of homelessness // SOT-SIS. 1996. No 8.P. 26-34.

4. Solovyova Z.R. Inhabitants of Nochlezhka and other charitable organizations in the perspective of the sociology of everyday life / Invisible facets of social reality. Center for Independent Sociological Research. 2001. Proceedings. Issue 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.