Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПРОЦЕСС КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробкова Н., Тюрин Д.И.

Данная статья посвящена процессу к оммерциализации инновационного продукта. Процесс коммерциализации инновационного продукта является ключевым этапом инновационной деятельности в результате которого происходит возмещение затрат разработчика и получение им прибыли от своей деятельности. В статье рассмотрен процесс коммерциализации инновации на примере современного предприятия ООО «Парафарм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF THE COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS IN MODERN ORGANIZATIONS

This article is devoted to the process of commercialization of an innovative product. The process of commercialization of an innovative product is a key stage of innovation, as a result of which the developer's costs are recovered and the profit from his activities is earned. In the article the process of commercialization of innovation is considered on the example of the modern enterprise of LLC "Parapharm".

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 338.366

Коробкова Н., к.э.н.

доцент

кафедра «Маркетинг и экономическая теория»

Тюрин Д.И. студент 4 курса Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Россия, г. Пенза ПРОЦЕСС КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Данная статья посвящена процессу коммерциализации инновационного продукта. Процесс коммерциализации инновационного продукта является ключевым этапом инновационной деятельности в результате которого происходит возмещение затрат разработчика и получение им прибыли от своей деятельности. В статье рассмотрен процесс коммерциализации инновации на примере современного предприятия ООО «Парафарм».

Ключевые слова .'инновации, инновационный продукт, коммерциализация, процесс внедрения инноваций.

Korobkova N., candidate of economic sciences Associate Professor of the Department of Marketing and Economic

Theory

Penza State University architecture and construction» Russia, Penza Tyurin D.I. student 4 courses Penza State University architecture and construction» Russia, Penza

THE PROCESS OF THE COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS IN MODERN ORGANIZATIONS

Annotation. This article is devoted to the process of commercialization of an innovative product. The process of commercialization of an innovative product is a key stage of innovation, as a result of which the developer's costs are recovered and the profit from his activities is earned. In the article the process of commercialization of innovation is considered on the example of the modern enterprise of LLC "Parapharm ".

Key words: innovations, innovative product, commercialization, innovation implementation process.

В мировой экономической системе «инновация» понимается как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,

воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Согласно трактовке Ф. Никсона инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов, и оборудования. 118

Многие зарубежные и российские исследователи сходятся во мнении, что появление инновации имеет два начала: 119

1. Потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу).

2. Изобретательство, то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта.

В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. В виду этих причин, исследование потенциала предприятия является актуальной задачей на сегодняшний день.

Инновационный потенциал рассматривают как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей. При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое. 120

Структура инновационного потенциала функционирует как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга. 121

Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода «плацдармом» для его формирования. Она включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и

118 Беляева, Е.С. Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленного предприятия на основе оценки инновационного потенциала / Е.С. Беляева - Рубцовск: РИИ, 2011. - 24 с.

119 Зарецкий А.Д. Инновационный менеджмент: учебник /А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М.: КНОРУС, 2016. — 268 с.

120Зарецкий А.Д. Инновационный менеджмент: учебник /А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М.: КНОРУС, 2016. — 268 с.

121Крылов, Э.И. Анализ эффективности, инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие / Э.И. Крылов - М.: Финансы и статистика, 2003. - 574 с.

другие виды ресурсов.

Структура инновационного потенциала представлена на рисунке 1.1.

Его основу составляют инновационная инфраструктура предприятия совместно с инновационными возможностями, которые создаются за счет других компонент потенциала. Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе предприятия со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес.

Проанализируем процесс коммерциализации инноваций на примере пензенского предприятия ООО «Парафарм». Данная компания является производителем биологических добавок нового поколения. В ее продукции как биологические активные добавки медицинского назначения, так и товары ингредиенты для спортивного питания. В 2017 году ООО «Парафарм» решила выйти на новый рынок - производство ингредиентов для кондитерских изделий. Например, такие как трутневый расплод.

Трутневый расплод — это средство, которое содержит в себе определенные микро- и макроэлементы, которые стимулируют костные клетки делиться. За счет этого клеток кости рядом с полостными образованиями становится больше, они легко усваивают кальций, полости закрываются, и в результате кость укрепляется, а вредный избыток кальция в организме используется по назначению. Содержащийся в трутневом расплоде эстрадиол усиливает действие тестостерона на рецепторы клеток кости. Прогестерон не дает клеткам-остеокластам разрушать костные клетки. А инсулиноподобный фактор роста способствует ускорению роста клеток костной системы.

Благодаря данным механизмам полостные образования, вызывающие развитие остеопороза, артроза, остеохондроза, начинают постепенно закрываться, в результате чего кости становятся более крепкими и здоровыми, а суставы — гибкими. 122

Конкуренция на кондитерском рынке России высока. На сегодняшний день в отрасли работает около 1500 организаций во всех регионах

122 Артрозам нет.ги [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://artrozamnet.ru/rs-osteovit/, свободный.

Рис. 1.1. Структура инновационного потенциала

Российской Федерации и более 15 000 локальных кондитерских. 123

ОСОБЕННОСТЯМИ КОНДИТЕРСКОГО РЫНКА РОССИИ ЯВЛЯЮТСЯ: 124

- короткий срок реализации изделий;

- сложность масштабной логистики и далекой доставки;

- огромное количество видов и подвидов продукции;

- полная зависимость производителей от качества сырья поставщиков (ингредиентные товары);

- традиция потребления домашней выпечки;

- плотная конкуренция в нише недорогих кондитерских товаров и низкая конкуренция в сегменте натуральных, высококачественных, дорогих изделий;

«Парафарм» планирует охватывать крупнейшие сегменты, которые есть на рынке сладостей (т.е. шоколадные конфеты, различные виды печенья, кремовые изделия и т.д.).

Специалисты считают, что к 2018 году объем рынка достигнет $4,5 млрд. Поскольку кондитерские товары не относятся к продуктам первого необходимости, спрос на них обусловлен традициями и внешними рыночными влияниями.

Структура продовольственных расходов среднестатистической российской семьи включает около 9,5-15% затрат, отнесенных к кондитерским изделиям. При величине продуктовой корзины 1 российской семьи из 3 человек в объеме 10 тыс. рублей, на кондитерские изделия тратится в среднем 1500 рублей в месяц. Если эту цифру отнести к количеству домохозяйств в России (52 707 тыс.), то получим номинальный объем рынка: 79 млрд. руб./мес.125

На первый план выходит стремление к здоровому образу жизни и правильному питанию. При этом многие не хотят отказываться от сладкого совсем, но внимательнее подходят к выбору продуктов. Стремление к здоровому образу жизни поддерживаются во многих информационных источниках, особенно в интернете. 126

123Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.

124Продвижение производства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://habeas-russia.ru/prod/2017/0 l/nedosjagaemyj -trend, свободный.

125 Бизнес-идеи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/konditerskiy-biznes-v-rossii/.

126Эквид - сайт для помощи малому бизнесу зарабатывать в интернете [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ecwid.ru/about, свободный.

Рисунок 2.1. Статистика запроса «правильное питание» в Wordstat

Yandex

Специалисты пророчат отрасли полезных кондитерских изделий большое будущее, а тем, кто сегодня начинает осваивать эту сферу, -солидную прибыль. В ближайшие годы специалисты предрекают рост продаж в этой отрасли на 15-20 %.

Рисунок 2.2. Статистика запроса «полезные сладости» в Wordstat Yandex

Итак, компания «Парафарм» на рынке кондитерских изделий нацелена на потребителей сладостей класса «премиум», со средним достатком и достатком выше среднего, заботящихся о своём здоровье и здоровье своих близких. Для данных потребителей фирма предлагает широкий ассортимент товаров высокого качества по конкурентоспособным ценам. Для данного вида деятельности были выделены следующие целевые сегменты:

1) Благополучные люди любого пола и возраста, предпочитающие качественные продукты и заботившиеся о своём здоровье и здоровье семьи.

2) Инсулиноподобный фактор роста способствует ускорению роста клеток костной системы, поэтому следующий целевой сегмент - родители подростков 9-17 лет, заботившиеся о крепости костей растущего организма своего ребёнка и способные себе позволить элитные сорта сладостей.

3) На данный момент в моде здоровое питание, поэтому в отдельный целевой сегмент следовало бы выделить молодых людей и

девушек с высокими финансовыми возможностями, которые предпочитают вести здоровый образ жизни.

4) Представители мужского пола после 30 лет, так как в трутневом расплоде находится прогормон тестостерона, необходимый для нормального функционирования организма. Это мужчины новаторы с приличным достатком и любящие сладкое.

Для оценки потенциала коммерциализации инновации необходимо знать общий объём потенциала рынка. По данным Росстата, на 2015 год общий объем потенциала кондитерских изделий России составляет 777,1 млрд.рублей.127

В зависимости от времени адаптации к новому товару люди делятся на новаторов (2,5% от всех покупателей), ранних последователей (13,5%), раннее большинство (34%), запоздалое большинство (34%), ретроградов (16%)128.

Данный сегмент рынка нацелен, главным образом, на новаторов. Рассчитаем потенциал коммерциализации инновации:

2,5% от 777,1 млрд = 19,4275 млрд рублей.

После оценки потенциала коммерциализации такой инновации, как производство элитных сортов сладостей на основе трутневого расплода, были разработаны рекомендации и предложения по реализации продукта на рынок на основе технологии 4Р.

Товарная политика. Предлагается выбрать такой вид товарной политики, как дифференциация. Она представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров-конкурентов. Дифференциация основана на улучшении привлекательности товара за счет его разнообразия. Предлагается также производство таких сладостей, как конфеты, шоколад, сладкие снеки, батончики с различными вкусами и т.д. Для обеспечения конкурентоспособности на рынке полезных сладостей необходимо использовать исключительно натуральные ингредиенты и современные технологии.

Ценовая политика. В основу ценообразования положен метод «на основе ощущаемой ценности товара». Так как товар уникален и позиционируются как элитный, покупатели будут готовы платить за него больше, чем за обычные товары. В тоже время устанавливаться крайне высокие цены не должны, так как данная продукция фирмы впервые выходит на рынок и ей необходимо завоевать свою долю рынка. Для постоянных оптовых покупателей, к примеру, может быть предусмотрена скидка до 10%.

Для предприятия важно не завышать цены на производимую

127Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.

128 Резник Г.А. Маркетинг: учеб. Пособие /Г.А. Резник, А.А. Малышев, Н.А. Коробкова. - Пенза: ПГУАС, 2014. - 300 с.

продукцию, а в дальнейшем держать на приемлемом уровне. Это позволит сохранить товар в доступном ценовом диапазоне и приобрести новых клиентов.

Сбытовая политика. Как и в любом другом сегменте, в кондитерском бизнесе есть несколько моделей, реализуемых с целью получения прибыли. Для новых сладостей предприятия ООО «Парафарм» были выбраны следующие модели:

Модель 1: Производство и реализация собственной продукции через сеть фирменных магазинов и/или контрагентов. Плюсом такой модели является прямая коммуникация с потребителем, производитель может отследить реакцию покупателя на изменение ассортиментного портфеля, цены, качества. Данная модель сопровождается достаточно высокими экономическими рисками, поэтому необходимо периодически проводить необходимые маркетинговые исследования, включая наблюдения, эксперименты и опросы потенциальных клиентов.

Модель 2: Реализация продукции через прямых посредников. Некоторые из них уже длительное время сотрудничают с фирмой (например, многие аптеки города Пенза). Предлагается ввести сотрудничество с сетевыми супермаркетами для увеличения объёма продаж.

Коммуникативная политика. В соответствии со средствами реализации коммуникативной политики, необходимо использовать следующие инструменты маркетинговых коммуникаций:

1) Важно поддерживать работу сайта ООО «Парафарм» (рисунок 2.). В современном мире сайт является частью любого успешного предприятия. Сайт является лицом компании. На данный момент сайт фирмы привлекает мало внимания. Нужно создать ему привлекательный интерфейс, сделать возможность физическим лицам онлайн заказывать новую кондитерскую продукцию. На первой же странице сайте стоит разместить баннер с рекламой нового товара. Необходимо поддерживать его динамику и отражать в нём последние актуальные новости, рассказывать о новинках. Предлагается воспользоваться услугами компании Be creative, которая может заниматься поддержанием сайта и его продвижением за приемлемую цену. 129

129Официальный сайт компании «be creative» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://becreative.ru/, свободный.

Возможно, стоит переименовать название сайта, так как клиент не всегда может знать о том, что сайт «Секреты долголетия», это и есть сайт ООО «Парафарм».

Рисунок 2. Главная страница ООО «Парафарм»

1в-1

8001200-58-98

СЕКРЕТЫ

С?

ДОЛГОЛЕТИЯ

9:00 ди 17:00,

. Пустырник гп 4 гритг* Ш «• щ/ П1 •

< >

« ; -Ж ш ^^ШЛ "¿аС »

- » ^ *

'V' 9 ^ х^Р ' 0 я

пт 1 а

1

Наша продукция

11

2) Создание, поддержание и продвижение страницы в социальной сети «Вконтакте», где будут отражаться последние новости и преимущества компании, в том числе касаемые новых сладостей.

3) Контент-маркетинг. Предприятие может использовать контент-маркетинг посредством твитов сотрудников, постов в социальных сетях в целях повышения узнаваемости продукции.

4) Еуеп1-маркетинг. Возможно проведение различных конференций и семинаров, где будет рассказываться о выпускаемых изделиях,.

5) Предлагается выпускать сувенирную продукцию, такую как канцелярские принадлежности (ручки, записные книжки), кружки, календари, магниты на холодильник с изображением логотипа марки и использованием фирменных цветов. Сотрудники предприятия должны активно пользоваться сувенирной продукцией не только в стенах фирмы, но и вне ее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) Экскурсии на производство сладостей для студентов, школьников, желающих работать на предприятии и клиентов.

7) Проведение акций и периодических скидок в местах продаж.

8) Выпуск брошюр и листовок с рекламной информацией.

9) Наружная реклама.

10) Промоушн.

Таким образом, предлагаемые мероприятия направлены на повышение эффективности реализации технологий для производства полезных сладостей элитных сортов на основе трутневого расплода. Они позволят в

значительной степени продвинуть в условиях высокой конкуренции технологии и решения в области укрепления здоровья и употребления кондитерских изделий.

Использованные источники:

1. Беляева, Е.С. Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленного предприятия на основе оценки инновационного потенциала / Е.С. Беляева - Рубцовск: РИИ, 2011. - 24 с.

2. Зарецкий А.Д. Инновационный менеджмент: учебник /А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. — М.: КНОРУС, 2016. — 268 с.

3. Иванов, И. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / И.А. Иванов - М.: БАРО-ПРЕСС, 2014. - 376 с.

4. Крылов, Э.И. Анализ эффективности, инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие / Э.И. Крылов - М.: Финансы и статистика, 2003. - 574 с.

5. Попов Е. В. Разработка нового товара. Маркетинг в России и за рубежом, №3, М. 2012. -С. 11-19

6. Артрозам нет.гц [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://artrozamnet.ru/rs-osteovit/, свободный.

7. Бизнес-идеи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/konditerskiy-biznes-v-rossii/.

8. Официальный сайт компании «be creative» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //becreative.ru/, сво бодный.

9. Официальный сайт ООО «Парафарм» «Секреты долголетия» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.secret-dolgolet.ru/news/news-parafarm/item/335-parapharm-resident-skolkovo.html, свободный.

10. Продвижение производства [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://habeas-russia.ru/prod/2012/01/nedosjagaemyj-trend, свободный.

11.Резник Г.А. Маркетинг: учеб. Пособие /Г.А. Резник, А.А. Малышев, Н.А. Коробкова. - Пенза: ПГУАС, 2014. - 300 с.

12.Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.

13. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/, свободный.

14. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.

15. Эквид - сайт для помощи малому бизнесу зарабатывать в интернете [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ecwid.ru/about, свободный.

16.Электронная библиотека «Библиотекарь.Ру» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: //www.bibliotekar.ru/marketing-3/12 .htm, свободный. 17. http: //parapharm-russia.ru Официальный сайт компании ООО «Парафарм»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.