Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ В 80-Е ГГ. ХХ ВЕКА'

ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ В 80-Е ГГ. ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / КЕРАМИКА / ГОНЧАРСТВО / РЕМЕСЛЕННИК / ГЛИНА / ОБЖИГ / СОЮЗ / МАСТЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Одинаев Б.

В статье рассматриваются проблемы развития керамического производства в Таджикистане в 80-е гг. ХХв., которое переживало особый расцвет благодаря институционализации данной области. На основе собранного автором материала анализируется состояние ремесленной, художественной и производственной керамики в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF INSTITUNALIZATION OF CERAMIC MANUFACTURING IN TAJIKISTAN IN THE 80TH - SS OF THE 20TH CENTURY

This article presents the process of institunalization of ceramic manufacturing in Tajikistan in the 80th - ss of the 20th century which was flourishing. The author on the basis of a «live information» examines the development artistic ceramics and pottery in the country.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ В 80-Е ГГ. ХХ ВЕКА»

ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

КЕРАМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ

В 80-е гг. ХХ ВЕКА

Б. ОДИНАЕВ

директор Государственного художественного колледжа Таджикистана тел. (+992) 441 87 50. artcollej-m.olimov@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы развития керамического производства в Таджикистане в 80-е гг. ХХв., которое переживало особый расцвет благодаря институционализации данной области. На основе собранного автором материала анализируется состояние ремесленной, художественной и производственной керамики в стране.

Ключевые слова: Таджикистан, керамика, гончарство, ремесленник, глина, обжиг, союз, мастер

В 80-е гг. ХХ в. в Таджикистане значительно возрастает роль керамики. В этот период проводятся многочисленные выставки скульптурной керамики, ее развитию посвящаются различные публикации. Мастерами в процессе собственных экспериментов стали ярче выявляться художественные возможности керамики. Одновременно ширился интерес к ней зрителей, знатоков, общественности.1

В те годы исследователи отмечали две основные тенденции развития керамического производства в Таджикистане: разнообразие форм, а также постоянное стремление к расширению и обогащению средств его выражения. Персональные выставки художников - керамистов в республике организовывались достаточно часто и проводились на различных площадках: выставочных залах, на заводах и фабриках. Так, в 1987г. вернисаж прошел на Шелкомбинате в Душанбе, во время которого состоялась встреча мастеров с рабочими.2 В то же время горожане посещали мастерские керамистов О. Ахунова, С. Хушмато-вой, Я. Шмидтайте, В. Заболотникова, В. Одинаева, А. Кадырова.3 В 1985г. состоялась первая и единственная республиканская выставка скульптуры, на которой были представлены и произведения керамистов Таджикистана.

В 1982г. перед Всесоюзной выставкой новых образцов изделий декоративно-прикладного искусства в Таджикистане Союзом художников Таджикистана совместно с министерством культуры страны и при участии ряда промышленных министерств и ведомств была организована республиканская выставка новых образцов изделий с целью выпуска изделий серийного и массового производства. Главной целью

этой акции было оказание содействия предприятиям, расширение и обновление их ассортимента, выявление современных тенденций в массовой художественной промышленности.

Через четыре года в Москве вновь была проведена выставка «Народные художественные промыслы СССР» для сбора экспонатов, которой был осуществлен выезд в различные районы страны. Подобные вернисажи в таком столичном художественном центре, как Центральный дом художника, во многом способствовали углублению внимания к керамическому производству на местах, в том числе в Таджикистане.

В это время остро встает проблема реставрации и сохранения выдающихся памятников сырцовой архитектуры Таджикистана - мавзолеев Ходжа Сарбоз, Тилло Халоджи и Ходжа Дурбад в Шаартузском районе и др. Значительно возрастает качество реставрационных работ, связанных и с объектами, в оформлении которых использовались керамические детали.

В 1984г. было реставрировано медресе Мирраджаба Додхо в Кани-бадаме, в котором народные мастера использовали национальные традиции и опыт предшествующих поколений в таких областях как резьба по дереву и ганчу, роспись стен и декоративная кладка кирпича. Таджикские реставраторы много внимания уделяли и освоению новых методов консервации и реставрации памятников, особенно с сырцовыми стенами. Тогда же проводились опытные работы по их закреплению индукционным плазмотроном, после использования, которого на поверхности глиняных стен образовывалась защитная стекловидная водонепроницаемая пленка. Еще один метод заключался в обжиге сырцовых стен.4

Значительную роль в поддержке инициатив керамистов сыграли министерство культуры, республиканский научно-методический центр, которые поддерживали самодеятельных художников, а также Союз художников Таджикистана (СХТ). В последнем имелось несколько творческих секций: живописи, графики, скульптуры, монументального искусства, декоративно-прикладного искусства, театрально-декорационного, а также секция искусствоведения и критики. Часть мастеров керамики входила в секцию скульпторов, другая - в объединение народных мастеров. СХТ осуществлял шефскую работу в различных районах республики, что позволяло выявить новые имена в традиционном керамическом производстве.

В 80-е гг. ХХв. наблюдается рост самодеятельного искусства, которое становится главным социальным институтом, обеспечивающим публичную репрезентацию традиционной народной культуры в развитии. Для воплощения этой задачи были привлечены различные ве-

домства. Так, СХТ постоянно участвовал на семинарах, конференциях, совещаниях по проблемам народного искусства, проводимых различными министерствами и ведомствами и, прежде всего, министерством легкой и местной промышленности.

СХТ оказывал шефскую и консультативную помощь Домам культуры районов в проведении Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы в Великой Отечественной войне (1985г.), имел договор о культурно-шефской работе с совхозами «Кабодиан», им. Тельмана Орджоникид-зеабадского района (ныне Вахдат).5 Комиссия СХТ по народному искусству оказывала помощь в работе методистам республиканской комиссии самодеятельного народного творчества. Кроме того, осуществлялись постоянные выезды ее специалистов в различные районы республики для ознакомления с работой народных мастеров и оказания им помощи. Так, в1985г. члены комиссии с подобной целью выезжали в Кулябский район (ныне Хатлонская область).

В 80-е гг. проводилась работа по созданию картотеки и диатеки по современному народному искусству. Широкая деятельность по фиксации и регистрации ремесленников проводилась во многом благодаря усилиям известного керамиста В. Одинаева, который в 1982-87 гг. являлся председателем Комиссии по работе с народными мастерами.

Члены секции скульптуры участвовали во Всесоюзной выставке скульптуры в Москве, межреспубликанской выставке в Ташкенте, на обменных выставках в Алма-Ате, Ташкенте и Горьком. В круг деятельности секции входили выезд на предприятия художественной промышленности. Секция поддерживала постоянные связи с предприятиями республики - фарфоровым и лакокрасочным заводами, проводила с их художниками встречи, обсуждение их изделия, совместно разрабатывали эскизы товаров массового тиражирования, некоторые из которых включали в экспозиции выставок.6 В мае 1986г. был проведен День открытых дверей в творческих мастерских керамистов, а в августе того же года - состоялась творческая встреча с художниками фарфорового завода. Члены секции и ее актив разрабатывали образцы сувенирных изделий к 60-летию образования Таджикской ССР.

В 1984г. перед данной комиссией была поставлена задача по выполнению Постановления ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» в системе Художественного фонда Таджикистана в связи с тем, что в декабре того года должна была пройти Всесоюзная выставка произведений декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслов СССР в Москве в Центральном выставочном зале.7 Несомненно, все это во многом способствовало сохра-

нению традиционной культуры таджиков, выявлению талантов и организации на достаточно высоком уровне керамического производства в республике.

Важной вехой в развитии керамического производства в Таджикистане стала республиканская выставка монументального и декоративно-прикладного искусства 1988г.8 На ней были представлены большие проекты монументалистов, например, оформление С. Шарипо-вым и В. Одинаевым Киноконцертного зала им. Борбада 1985г. (керамические панно, рельефный фриз на фасаде, напольные вазы), декоративные композиции В. Одинаева из шамота - «Сад» в интерьере Киноконцертного зала Душанбе (1984г.), горельеф «Досуг студентов» на фасаде Горно-геологического техникума в Душанбе (1986г.), триптих во Дворце культуры Куляба 1987-88г.

В 80-е гг. особо популярной формой украшения интерьеров были напольные вазы и светильники. В интерьере Дома радио С. Хушмато-ва представила керамические панно и вазы, а А. Сафаров - декоративную композицию «Мелодия» в его зимнем саде. Л. Уразаев оформил декоративными композициями «Воспоминание о будущем» (по мотивам Омара Хайама) и вазой «Куст хлопка» интерьер Нурекской городской библиотеки (1983-1984гг.). Таджикские мастера работали над объектами и за рубежом. Для чайханы в городе Боулдер (США) были выполнены керамические панно (1988г.).

Художники предприятий местной промышленности также внесли свою значительную лепту в развитие керамического производства в Таджикистане. Именно им принадлежит честь освоения изделий из нового материала и именно перед ними стояла задача первопроход-цев.9 Их замыслы основывались на синтезе народной культуры таджиков и достижениях европейской художественной школы.

В последние десятилетия ХХв. Таджикистан стал известен своим качественным фарфором. Завод по его производству был открыт в Регаре в 1975г., а первые опытные образцы, полученные в 1980г., были высоко оценены. В 1981г. вступила в строй вторая очередь предприятия. Завод достиг проектной мощности, численность работающих здесь превысила полутора тысяч человек.

В стилевом отношении художники завода следовали формам народного искусства таджиков. Одновременно они шли по пути подражания уже существовавшему в СССР набору «восточных мотивов» (например, имитирующие рисунок атласа и т.п.), но не имеющему под собой однако никакой местной основы. Основным методом декори-ровки изделий на заводе была надглазурная роспись кобальтом, приемы которой соответствовали советскому стилю массового фарфорового производства.

Производственную сферу керамики представляли и другие мастера. В 80-е гг. активно работала художница фабрики «Армугон» Т. Хомутовская. В своих работах она использовала, в основном, глину и цветную глазурь, гравировку.

В 1986г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся». В связи с этим, важными объектами «эстетического» воспитания трудящихся становятся фабрики и заводы. Так, Н.Дорошева для объединения «50 лет Октября» создала композицию «Берегите мир» (1985г.) из шамота, цветных глазурей и эмали. Н.Хакимов в 1987г. выполнил декоративные скульптуры, которые представляли поэта, юность, танец и мечту, в экстерьере фабрики верхнего трикотажа в Ура-Тюбе (ныне Истаравшан).

СХТ и Художественный фонд вели постоянную работу по укреплению связей с народными мастерами, сохранению и развитию традиционного искусства. Ежегодно практиковались выезды к мастерам с целью выяснения их нужд, условий труда, возможности исполнения заказов. С. Мавлянов и С. Нуритдинов вели работу с народными мастерами, О.Ахунов являлся председателем скульптурной секции, а А. Рахимов - председателем комиссии по работе на селе.

Вопросы деятельности народных мастеров неоднократно рассматривались на заседаниях правления Художественного фонда. Гончарам, работавшим в системе Худфонда, оказывалась помощь необходимым сырьем, дровами, упаковочными материалами. В 1950-1970-е гг. растопка печей еще производилась соляркой, а в 1970-х гг. все таджикские мастера перешли на газовое топливо. Однако оставалась нерешенной проблема создания мощной материально-производственной базы для развития пластики.

Организованная в 1989г. республиканская выставка скульптуры и проведенный на ее базе «Круглый стол» с участием представителей всех творческих союзов выявили проблемы «в наращивании потенциала тех видов искусства, которым в будущем предстояло определять главные направления деятельности Художественного фонда». Именно последняя организация должна были изменить свою политику, децентрализовать свою деятельность, более гибко вести взаимодействие творческих и производственных звеньев.10

Известный мастер А. Мавлянов из Канибадама, работал в Душанбе, где продолжал создавать классические образцы таджикской народной керамики. Известны имена многих других кулолгаров. В Каратаге изготавливали посуду усто С. Расулов и А. Кадыров, в Ур-метане - А. Ходжаев, в деха Сахсиён около Ура-Тюбе - усто Комил,

Г.Халилов, в Ленинабаде - М. Баратов, Ш. Хамидов, в Канибадаме -У. Миллиев, Б. Мавлянов, в Чорку - братья С. и С. Сахибовы, Р. Зия-ев, Т. Сабиров, М. Ниязматов, М. Хаитов, Ш. Шодыев. В Душанбе работала многочисленная группа молодых таджикских керамистов. Изделия народных мастеров стали украшать салоны и выставки, демонстрировались на выставках и ярмарках за рубежом. Древние традиции гончарного дела продолжали дети и внуки Б. Мавлянова (Ка-нибадом), братьев С.и С. Сохибовых (деха Чорку) и Г. Халилова (Ура-Тюбе), Р. Ходжаева ( Урметан), С. Расулова ( Каратаг), С. Досакова ( Куляб).11

Широко практиковалось привлечение народных мастеров к оформлению интерьеров общественных сооружений в национальном стиле (гостиницы «Ленинабад» и «Пенджикент», ресторан «Истаравшан», чайхана «Саодат»), в которых наряду с мастерами художественной обработки дерева и ганча трудились керамисты. Работы народных мастеров широко экспонировались на всесоюзных и республиканских выставках. В 1983 г. 8 мастеров были награждены Почетными грамотами Президиума Правления Худфонда СССР.

СХТ велась определенная работа по выявлению новых ремесленников. Так, были найдены новые гончары в Гармском (ныне Рашт-ском), Московском и Восейском районах. Ставился вопрос о возможности реализации их изделий через салон - магазин в Душанбе. Были привлечены к работе по исполнению партии керамических изделий и игрушек несколько гончаров и мастериц (всего 11 человек за период 1982-1987гг.).

В целях сохранения индивидуальных образцов произведений народных мастеров в 1984г. в Худфонде был создан ассортиментный кабинет с постоянно действующими экспозициями. Важной задачей фонда явилось исполнение заказа фирмы «Ипармувезцети Валлат» по организации выставки - продажи произведений традиционного творчества таджиков в Венгрии. Сумма заказа составила 34,5 тыс. руб- 12 лей.

К 1987г. в выставочных фондах Худфонда Таджикистана находилось 428 изделий прикладного искусства на общую сумму 137, 363 руб. Администрация проводила работу по улучшению условий труда скульпторов, художников - керамистов и монументалистов в своих мастерских. Все художники и рабочие, связанные с вредными условиями труда (цех агитплаката, керамический и сувенирный цеха) обеспечивались, согласно госнормам, спецпитанием, а также спецодеж- 13

дой.

Как в народном, так и профессиональном искусстве в 80-е годы ХХв. технологии претерпели значительные изменения. Заметно вы-

росло число мастеров. Эксперимент во многом определял характер их творчества. Керамическое производство включало в себя не только продукцию малой пластики, но и большие монументальные комплексы (В. Одинаев и С. Шарипов). Благодаря широкой государственной поддержке народное творчество получало важный импульс для своего развития, хотя многие проблемы, связанные с ним, так и не были решены. Именно поэтому в последующие годы керамика, как вид профессионального и народного творчества постепенно начинает терять свои ведущие позиции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Додхудоева Л. Графика и скульптура Таджикистана ХХв. - Душанбе, 2001. - С.88.

2. Неделя изоискусства. 1987. - Душанбе, 1987-С.4,5.

3. К III съезду СХТ. Работа правления СХТ 1982-1987гг. - Душан-бе,1987 - С. 51.

4. Архитектура Советского Таджикистана /В.Г. Веселовский, Р.С. Мукимов,М.Х. Мамадназаров,С.М. Мамаджанова. - М: Стройиз-дат, 1987С.55.

5. План работы СХТ на 1985г. - Душанбе, 1985г.

6. Работа правления СХТ 1982-87. VI1 съезду СХТ - Душанбе, 1987. -С.27.

7. План работы Правления СХТ на 1984г. - Душанбе, 1984.

8. Республиканская выставка монументального и декоративно-прикладного искусства. 1988г. Каталог. Составитель Т. Овчарова. -Душанбе, 1988.

9. Республиканская выставка «Молодость Таджикистана». - Душанбе, 1985.

10. К Х съезду художников Таджикистана. Работа правления СХТ 1987-1991гг. - Душанбе,1991г. - С.12-15.

11. Прохоров А.М. Художественная керамика. Москва: Советская Энциклопедия, 1973. С. - 33, 34: Рузиев М. Народные умельцы. -Душанбе,1983. - С. 37.

12. К VII съезду СХТ. Работа правления СХТ РТ 1982-1987. - Душанбе, 1987. - С.82.

13. VI1 съезду СХТ. Работа правления СХТ РТ 1982-1987. - Душанбе, 1987. - С.87.

THE PROCESS OF INSTITUNALIZATION OF CERAMIC MANUFACTURING IN TAJIKISTAN in the 80th - ss of the 20th CENTURY

BAKHTIYAR ОDINAEV Director of the State Art college of Tajikistan phone (+992) 441 87 50 E-mail artcollej-m.olimov@ mail.ru

This article presents the process of institunalization of ceramic manufacturing in Tajikistan in the 80th - ss of the 20th century which was flourishing. The author on the basis of a «live information» examines the development artistic ceramics and pottery in the country.

Keywords: Таjikistan, ceramics, pottery, artisan, clay, firing, union, master.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.