Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ТАДЖИКСКОЙ КЕРАМИКИ В 90-Е ГОДЫ ХХ В'

СОСТОЯНИЕ ТАДЖИКСКОЙ КЕРАМИКИ В 90-Е ГОДЫ ХХ В Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕЗАВИСИМОСТИ / ПРИХОДНЫЙ ПЕРИОД СВОБОДНЫЙ РЫНОК РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ РЕМЕСЛО / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / ИННОВАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Одинаев Б.Э.

Развитие народного творчества тормозят слабое развитие туризма в стране, который мог бы способствовать возрождению центров керамики, низкий уровень развития художественного образования и традиционной системыустод-шогирд. Сами же мастера сталкиваются и с другими трудностями в своей деятельности, поскольку инициативы, связанные с развитием ремесла, спускают из городских центров, плохо функционирует горизонтальная взаимосвязь из-за разрозненности ремесленного сектора, отсутствует стабильная система мини цехов и надомного труда. Таким образом, к концу 90-х гг. в керамическом производстве обозначился целый комплекс проблем. Его коммерциализация привела к тому, что бюджетное финансирование было заменено системой грантов. До настоящего времени внутрипрофессиональные задачи, касающиеся творческих замыслов, художественного уровня, сохранения традиций находятся на втором плане. Керамическое производство не обеспечено законодательной базой, не созданы правовые основы выходы изделий на внутренний и международный рынок. В силу этих обстоятельств керамическое дело в настоящее время находится на грани исчезновения. Оно остро нуждается в динамизации, новых технологиях, инновациях и инвестициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITION OF TAJIK CERAMICS FROM 90TH-YEARS OF XX CENTURY

The development of national creativity hampers the weak development of tourism in the country, which could contribute to the revival of the centers of ceramics, the low level of development of art education and the traditional system of the organization of Shogird. Masters themselves also face other difficulties in their activities, as initiatives related to the development of handicrafts are removed from urban centers, the horizontal interconnection is poorly functioning due to the fragmentation of the craft sector, and there is no stable system of mini shops and home work. Thus, by the end of the 90's. in ceramics production a whole complex of problems has emerged. Its commercialization led to the fact that budget financing was replaced by a system of grants. Up to now, intraprofessional tasks concerning creative ideas, artistic level, preservation of traditions are in the background. Ceramic production is not provided with a legislative base, legal foundations of products' outlets on the domestic and international markets have not been created. Due to these circumstances, the ceramic business is currently on the verge of extinction. It badly needs dynamization, new technologies, innovations and investments.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ТАДЖИКСКОЙ КЕРАМИКИ В 90-Е ГОДЫ ХХ В»

838 с.

5. Режим доступа к журн.: https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. История таджикского народа. Т. VI. - Душанбе: «Империал-Групп», 2011. - 688 с.

7. Режим доступа к журн.: http://news.ti/ru/news/xvi-sessiva-parlamenta-kak-eto-bYlo

8. Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» № 10, 1993. с. 49-51.

9. Режим доступа к журн.: http://www.vexillographia.ru/tadiik/index.html.

10. Режим доступа к журн.: http://www.heraldicum.ru/taiikist/index.htm.

ОБ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСВЕННОГО ГЕРБА XX ВЕКА

Статья посвящена малоизученной истории таджикской геральдики - государственных гербов республики и городов Таджикистана ХХ века. Начиная с 1931 года государственный герб Таджикистана несколько раз менял свой вид, в зависимости от социального строя и получения независимости. В статье подробно рассказывается о каждом изменении в государственном гербе, приводится изображение гербов.

Ключевые слова: ТАССР, Таджикская ССР, Республика Таджикистан, конституция, герб, независимость, суверенитет, закон.

ON THE HISTORY OF THE TAJIK NATIONAL EMBLEM OF THE 20TH CENTURY

The article is devoted to the little-known history of Tajik heraldry - National Emblems of the republic and cities of Tajikistan of the 20th century. Since 1931, the National Emblems of Tajikistan has changed its appearance several times, depending on the social system and independence. The article describes in detail about each change in the National Emblems, the image of the herbs is given.

Keywords: Tajik Autonomous SSR, Tajik SSR, Republic of Tajikistan, constitution, National Emblems, independence, sovereignty, law.

Сведения об авторе:

Зоири Гафур Махмудзода, соискатель Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, е-mail: zoiri61@mail.ru

About the author:

Zoiri Gafur Makhmudzoda, the researcher in the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, E-mail: zoiri6@mail.ru

СОСТОЯНИЕ ТАДЖИКСКОЙ КЕРАМИКИ В 90-е ГОДЫ ХХ в.

Одинаев Б.Э.

Государственный институт изобразительного искусствои дизайна Таджикистана

1991г. в истории Таджикистана стал годом активизации политической жизни в стране. Большое значение для дальнейшего развития демократии сыграло обретение страной государственной независимости. После гражданского конфликта, разыгравшегося в стране в 1992 г. и подписания Общего соглашения о мире и национальном согласии между противоборствующим сторонами в 1997г. Президент страны Э. Рахмон и Правительство республики интенсивно и последовательно занимались решением вопросов социально-экономического и культурного развития. В результате военных действий, разрыва отношений на пространстве бывшего СССР, утечки мозгов, активных эмиграционных потоков, огромного материального ущерба, понесенного страной во время военных действий, все сферы народного хозяйства оказались практически парализованными.

События в истории Таджикистана, произошедшие в 90- х гг. ХХв. определили развитие всей его культуры, которая носила в то время полиморфный характер и выполняла в различные временные циклы разнообразные функции, обусловленные конкретными событиями. Так, до вооруженного конфликта таджикская культура находилась в системе советского идеологического заказа, в период политического противостояния она стала орудием пропаганды разнообразных общественных сил, в послевоенный период - призвана была выполнять интегрирующую социальную роль в возрождении нации и сплочении различных народов страны.

Подъем, наблюдавшийся в керамическом производстве и декоративной пластике Таджикистана во второй половине ХХв. в 90-е гг. ХХ1 в.сменился периодом спада, вызванного переходным периодом. Лишь некоторые мастера продолжали активно работать в области традиционной керамики, в которой происходит как бы "реактуализация "сюжетов и форм. Тема культурной и национальной идентичности после обретения страной независимости становится основной.

Переход к свободному рынку вызвал среди представителей производства, ремесел и изобразительного искусства некоторый разброд, поскольку большая часть творческих работников не обладала достаточным знанием коммерческих отношений, менеджмента и финансов, пониманием альтернативных источников дохода, фондов, которые бы могли их поддержать в их деятельности.

Рвутся связи государственных учреждений с народными мастерами, которые оказываются вне поля их внимания и содействия из-за резкого снижения финансирования. Министерства легкой промышленности и культуры, Союз художников Таджикистана практически перестали выполнять свои прежние шефские функции, принимать участие в выявлении новых имен ремесленников, обеспечении их заказами, в пополнении фондов музеев новым образцами народных гончаров. Мастера остались один на один с собственными проблемами: коммерцализацией культуры, отсутствием спроса на их изделия, собственных знаний маркетинга и менеджмента. В такой ситуации центры керамического производства стали испытывать кризис, подойдя к границам своего полного исчезновения.

Процессы, происходившие на территории СНГ, вели к коренным изменениям в социально-экономической системе общества, повороту к рыночной экономике. Все прежние постановления, как общесоюзные, так и республиканские, ориентированные на советскую систему, уже не отвечали современным требованиям и условиям свободного предпринимательства. В дополнение к этому, независимый Таджикистан должен был самостоятельно строить свои отношения с зарубежными странами, и, следовательно, привести свое законодательство по авторскому праву в соответствие с требованиями действующих международных конвенций для вступления в соответствующие международные организации и союзы. Все это, вместе взятое, требовало разработки нового закона по авторскому праву, который бы учитывал реалии рыночной экономики и открывал возможность для присоединения к международным конвенциям по авторскому праву во всех видах творческой деятельности, в том числе и керамическом производстве.

Первая концепция развития культуры, принятая в годы независимости, (1992г.) отличалась узостью рассматриваемых проблем и ограничивала сферу взаимосвязей Таджикистана пределами исламской уммы. В ее характере сказались особенности переходного периода, давление со стороны фанатически настроенных сил. Естественно, что подобная ориентация государства в современную эпоху не отвечала вызовам времени. Это потребовало создания нового документа, что и было сделано в начале ХХ1в.

Керамическая пластика в годы независимости стала развиваться спонтанно. Теперь только отдельные мастера продолжают активную творческую деятельность в керамической пластике.

По -прежнему ведущим мастером в этот период остается В. Одинаев. В 1990-94 гг. он работает над оформлением Таджикского академического театра им. А. Лохути, где создает цикл керамических панно из белого шамота. Его горельефы в форме полиптиха «Театр, искусство, жизнь» и «Торжество искусства» украсили помещение кафе театра на втором этаже.

В них он передал свои глубокие раздумья о таджикской современной культуре, представил портреты своего постоянного партнера художника С.Шарипова, актеров Х.Гадоева и М. Вахидова, а также автопортрет. Вся поверхность панно прорезана диагональными жесткими линиями, которые придают особый драматизм композициям.

В эти же годы В Одинаев оформляет Дворец культуры энергетиков в г. Бишкеке. Замечательными произведениями известного керамиста стали модели призов театрального фестиваля Таджикистана «Парасту из керамики, оникса, малахита с использованием позолоты.

В 90-е гг. продолжают свою творческую деятельность его ученики В. Одинаева А. Сафаров, Б. Одинаев и другие.

Атхам Сафаров(род. 1958г.) начал работать со своим учителем В. Одинаевым еще в 1982г., помогая ему при создании ряда панно во Дворце культуры в г.Кулябе(панно «Семья»), затем на

фасаде здания Геологоразведочного техникума, в интерьере Киноконцертного зала: им Борбада («Три музы», «Зимний сад».)

А. Сафаров принадлежит к той когорте таджикских мастеров, кто активно принимал участие в оформлении крупных архитектурных объектов в Таджикистане и за его пределами. Отличительной чертой его творчества всегда служила декоративность. Ее основы базируются на традициях национального наследия и легко вписываются в общий стиль искусства страны последнего времени. В работах А.Сафарова угадываются приметы народного быта, особенности национальных обычаев и ритуалов. Он- участник многочисленных выставок, а также первого международного симпозиума по садово- парковой пластике в г. Ташкенте (группа ПеторисаМартинсона).

В керамической пластике А.Сафарова почти невозможно расчленить конструктивные, изобразительные и декоративные мотивы, настолько они содержательно и композиционно согласованы, слиты.Стилевой диапазон художника достаточно широк: от идиллических, ясных, почти безмятежных образов до страстных, экспрессивных работ.

Выразительность его пластики строится, главным образом, не за счет особых изобретательных приемов, а посредством постановки объемов и их декора. Наклонные плоскости с матовой или блестящей поверхностью, вертикальные членения и диагональные срезы позволяют динамизировать статичные объемы. Нередко он включает в композиции дополнительные материалы (стекло, камень, дерево и другие материалы), используя их как метафору при пластическом решении своих тем.

В 90-е гг., отличавшиеся большей свободой выбора техники и форм, таджикские керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческих идей в керамике. Так, многие мастера при декорировании изделий экспериментируют с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам искусства, например, к фотографии.

В 90-е гг. начал свою деятельность художник, керамистБахтиерОдинаеев, который окончил в 1990г. Ташкентский театрально-художественный институт. Его наставником в творчестве стал известный таджикский мастер ВалимадОдинаев, с которым он участвовал в выполнении таких государственных заказов, как оформление Академического театра им. Лохути. Для интерьеров таджикского театра он самостоятельно изготовил декоративные люстры, барельефное панно («Эмблема искусства»). Он так же участвовал в реставрационных работах в Хатлонской области, выполнив керамическое панно для портала в заповеднике средневекового объекта Хулбук в Восейском районе. Помимо этого, ему принадлежит парковая декоративная скульптура в районе Айни.Он продолжает работать в жанре фигуративной керамики малых форм, мелкой пластики, в которой он ищет новых выразительных средств.

Б.Одинаев значительно обостряет форму, чтобы достигнуть выразительности как в живописных, так и пластических компоизициях. Его работы 2000г. "Муза", "В гости", "Старик" полны живости и выразительностти. Пространство в его работах художественно активно. Вязкие, густые и аморфные формы значительно обогащают камерную пластику с простыми сюжетами.

Молодые мастера пробуют силы в различных жанрах и техниках. Так, Н.Бароти ищет верную пространственную организацию композиции. Его привлекают строгие и архитектоничные формы ("Возвращение"). Керамист Р. Миррахматов из Худжанда ставит различные задачи в своем творчестве.

Во время военных действий многие специалисты покинули Таджикистан. Предприятия керамического производства прекратили выпуск изделий такие предприятия, как Фарфоровый завод в г. Регаре (ныне г.Турсунзаде) и Лакокрасочный завод фабрика сувениров «Армугон» в Душанбе. Это было связано не только с отсутствием кадров и материалов для производства, но проблемами безопасности. Известно, что работникам фабрики «Армугон» приходилось ночевать на предприятии, чтобы сохранить его оборудование от разграбления. Практически керамическое производство в республике остановилось.

Однако и в этих условиях в основном в сельской местности кулолгары продолжали изготавливать свои изделия, главным образом, согласно спросу односельчан. Среди традиционных ремесел продолжало развиваться гончарство в горных территориях. Так, например, в Комсомолабаде славилась своими керамическими и вышитыми изделиями Шахри Резвонова (род. 1908г.). При

производстве лепной керамики она сохраняла все особенности традиционного изготовления гончарной посуды в регионе. Мастерица изготавливала различного рода домашнюю утварь: кувшиныккуза, офтоба, горшочки сива, блюда тавокисафолин и др. Мастерица использовала в работе глину, не содержащую воды. Свои лепные изделия она правила метарошидспециальными приспособлениями, которые назывались качкорди хачик. Затем она их просушивала, собирала в специальной комнате и оставляла их в горящем кизяке тапак. Во всех углах комнаты были также уложены горящие кизяки. Три дня изделия находились в золе пурмундан, и никто не имел права войти в комнату, чтобы не оставить след пай мемонад. Перед тем же, как открыть комнату, устраивали угощение зиефат. [5, с. 54]

В целом, спад в народном хозяйстве страны, несовершенство социально-экономических структур, разрушение старой инфраструктуры культуры во время военных действий и неразвитость новой в 90-е гг. ХХв. значительно сдерживали динамичное развитие общества, производственного сектора, в том числе керамического дела: его профессиональной сферы и традиционных ремесел.

ЛЕТЕРАТУРА

1. Додхудоева Л. Изобразительное искусство Таджикистана // Таджикское искусство- Душанбе.

2002 ( русс., англ. яз.).

2. Додхудоева Л. Графика и скульптура Таджикистана.-Душанбе, 2006.

3. Народное искусство Таджикистана./ Текст Р.Масов, Н. Юнусова, Л. Додхудоева./Ред Р. Масов-

Душанбе, 2013.

4. Одинаева Л.И. Валимад Одинаев.-Душанбе:Оптима, 2012.

5. Одинаев Б.Э. Живопись, керамика, графика. -Душанбе 2014

6. Рузиев М. Таджикское искусство. - Душанбе, 2002.

7. Илхомова С. Художник - керамистАшур Мухаммад Мамасолиев.//Санат, 2002, №1.

8. Панорама изобразительного искусства Таджикистана - Душанбе, 1990.

9. Писарчик А.К. Народное прикладное искусство таджиков./отв. Ред. Н.Н. Ершов.-Душанбе,

1987.

СОСТОЯНИЕ ТАДЖИКСКОЙ КЕРАМИКИ В 90-Е ГОДЫ ХХ в.

Развитие народного творчества тормозят слабое развитие туризма в стране, который мог бы способствовать возрождению центров керамики, низкий уровень развития художественного образования и традиционной системыустод-шогирд.

Сами же мастера сталкиваются и с другими трудностями в своей деятельности, поскольку инициативы, связанные с развитием ремесла, спускают из городских центров, плохо функционирует горизонтальная взаимосвязь из-за разрозненности ремесленного сектора, отсутствует стабильная система мини цехов и надомного труда.

Таким образом, к концу 90-х гг. в керамическом производстве обозначился целый комплекс проблем. Его коммерциализация привела к тому, что бюджетное финансирование было заменено системой грантов. До настоящего времени внутрипрофессиональные задачи, касающиеся творческих замыслов, художественного уровня, сохранения традиций находятся на втором плане. Керамическое производство не обеспечено законодательной базой, не созданы правовые основы выходы изделий на внутренний и международный рынок. В силу этих обстоятельств керамическое дело в настоящее время находится на грани исчезновения. Оно остро нуждается в динамизации, новых технологиях, инновациях и инвестициях.

Ключевые слова : Таджикистан, Государственный независимости, приходный период свободный рынок рыночные отношения, традиционное ремесло, керамическое производство, коммерциализация культуры, инновация, инвестиция.

THE CONDITION OF TAJIK CERAMICS FROM 90th-YEARS OF XX CENTURY

The development of national creativity hampers the weak development of tourism in the country, which could contribute to the revival of the centers of ceramics, the low level of development of art education and the traditional system of the organization of Shogird.

Masters themselves also face other difficulties in their activities, as initiatives related to the development of handicrafts are removed from urban centers, the horizontal interconnection is poorly functioning due to the fragmentation of the craft sector, and there is no stable system of mini shops and home work.

Thus, by the end of the 90's. in ceramics production a whole complex of problems has emerged. Its commercialization led to the fact that budget financing was replaced by a system of grants. Up to now, intraprofessional tasks concerning creative ideas, artistic level, preservation of traditions are in the background. Ceramic production is not provided with a legislative base, legalfoundations ofproducts' outlets on the domestic and international markets have not been created. Due to these circumstances, the ceramic business is currently on the verge of extinction. It badly needs dynamization, new technologies, innovations and investments.

Keyswords: Tajikistan, the state independence, the passage period, the free market, the market relations, the traditional handicraft, the ceramics manufacture, commercialization culture, innovation, investment.

Сведении об автор:

Одинаев Бахтиёр Эмомалиевич, кандидат исторических наук. проректор по науке и теворчествеа Государственнго иниститута изобразительного искусства и дизайна Таджикистана. design 20l3@list. ru

Information about author:

Odinaev Bakhtiyour Emomalievich, the candidate of historical science, Prorector of science and creation of the State, Institute of Fine art and Design of Tajikistan, E-mail: design20l3@list.ru.

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ В ОЦЕНКЕ АКАДЕМИКА МАСОВА Р.М.

Нурова Х.С.

Российско-Таджикский (славянский) университет

История - это необъятный мир. В ней для каждого есть место и для каждого есть материал. Нужно только найти свой ключ к нему. В настоящей статье речь пойдет об исторических взглядах академика Р.Масова на процессы, происходившие в судьбе таджикского народа в 20-е годы ХХ века. Эта тема и стала ключевым материалом для ученого в последние десятилетия его творческого пути.

Безусловно, фигура Рахима Масова является значительной в современной истории таджикского народа. Его более чем полувековое творчество уже заняло свое место в истории нашего времени. Можно сказать, что значение Масова в отечественной истории почти беспримерно. Для широкого читателя Масов - один из популярных ученых-историков, причем особым успехом пользуются исключительно его книги 1990-2000-х годов. Вместе с тем, заслуживают внимания многочисленные исследования автора, опубликованные в виде статей, брошюр, которые посвящены истории исторической науки, исследованиям по истории установления и упрочения Советской власти, разработке проблемы индустриализации и формирования рабочего класса, истории реконструкции сельского хозяйства и колхозного крестьянства, а также историографии культурного строительства в Таджикистане. Итогом всех этих работ по историографии, как было упомянуто выше, является создание фундаментальной книги Р.М.Масова «История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане».

Работы Масова поражают своей новизной и смелостью, своим противостоянием потоку идеологии замалчивания. Вспомним его «Историю топорного разделения»[1] и ее эффект в те времена: какую свежесть подхода в интерпретации фактов и какой резонанс у читателей несла книга - в противовес всего того, что было написано ранее. Всем известно, что публикации 20-30-х гг. не давали полной картины относительно размежевания. Сам академик Р. Масов по этому поводу пишет: «Совсем не исследована проведенная партийными и советскими органами подготовительная работа по определению территориальных границ, численного состава, компактного расположения народов, подлежащих объединению в самостоятельные советские социалистические союзные и автономные республики и области. Кроме того, имеются и другие немаловажные вопросы, требующие тщательного и всестороннего исследования. Так, например, не выяснено, какой критерий являлся определяющим для включения того или иного населенного пункта в состав вновь образованных республик, как проходил процесс выяснения других факторов, при этом учитывались ли объективно экономические, исторические, национальные и другие особенности и были ли приняты во внимание интересы каждой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.