Научная статья на тему 'ОБ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСВЕННОГО ГЕРБА XX ВЕКА'

ОБ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСВЕННОГО ГЕРБА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКСКАЯ ССР / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / КОНСТИТУЦИЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / СУВЕРЕНИТЕТ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зоири Г. М.

Статья посвящена малоизученной истории таджикской геральдики - государственных гербов республики и городов Таджикистана ХХ века. Начиная с 1931 года государственный герб Таджикистана несколько раз менял свой вид, в зависимости от социального строя и получения независимости. В статье подробно рассказывается о каждом изменении в государственном гербе, приводится изображение гербов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE TAJIK NATIONAL EMBLEM OF THE 20TH CENTURY

The article is devoted to the little-known history of Tajik heraldry - National Emblems of the republic and cities of Tajikistan of the 20th century. Since 1931, the National Emblems of Tajikistan has changed its appearance several times, depending on the social system and independence. The article describes in detail about each change in the National Emblems, the image of the herbs is given.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСВЕННОГО ГЕРБА XX ВЕКА»

About the author:

Jurabekov B. A. rescarcher in the Deportment of philosophy of Tajik state Pedagogical University named after Sadriddin Ayni. Те1: 917169338

ОБ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА XX ВЕКА

Зоири Г. М.

Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук

Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, получивших широкое распространение в средние века символических знаков отличия, составлявшихся по определенным правилам и присваивавшихся государствам, частям их территории (княжествам, городам, областям), корпорациям (средневековым цехам, гильдиям, братствам), родам, фамилиям, отдельным лицам и т. д. Геральдика является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур [1, 3].

Россия в XIX - начале XX вв. проводила колониальную политику, захватывала и присоединяла разные княжества, ханства, бекства, эмираты и земли. В течение 1866-68 года были завоеваны северные города нынешнего Таджикистана: 24 мая 1866 г. - Ходжент; 2 октября 1866 г. - Ура-Тюбе и в конце 1868 г. - Пенджикент [2, 504].

После образования областей, округов и городов на захваченных и присоединенных землях, согласно русским традициям, утверждались гербы вновь организованных территорий. Так были утверждены гербы Сыр-Дарьинской, Ферганской и Самаркандской областей, в составы которых в разные время входили северные города Таджикистана [3, 82]. Вслед за утверждением гербов областей, были утверждены также гербы городов, входящих в состав области. В состав Самаркандской области входили таджикские города Ходжент, Ура-Тюбе и Пенджикент, для которых были также утверждены гербы.

После Октябрьской революции 1917 года царский режим был свергнуть, и власть перешла большевикам. В 1922 году был организован Союз Советских Социалистических Республик (CCCP), в который в дальнейшем входили 15 союзных республик. 14 октября 1924 года была организована Таджикская Автономная Социалистическая Республика, которая 16 октября 1929 года преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику [4, 307-312].

25 февраля 1931 г. IV Всетаджикский съезд Советов своим постановлением «Об утверждении Конституции Таджикской ССР» утвердил проект Конституции, Государственного флага и герба Таджикской Советской Социалистической Республики.

По Конституции Таджикской ССР, герб состоял из изображения пятиконечной звезды, в верхней части которой были помещены серп и молот в лучах солнца, а в нижней части: фабричное здание у горных склонов, железнодорожный мост, стадо овец, трактор, паровоз. Звезда обрамлена венком из колосьев пшеницы (справа), веток хлопчатника (слева) и винограда (внизу), венок был перевит лентой с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В нижнем секторе круга помещалась надпись «Таджикская ССР» на латинизированном таджикском, староарабском и русском языках [4, 326].

Герб Таджикской ССР с 25 февраля 1931 г. по 4 июля 1935 г.

Сложный перегруженный герб 1931 г. не удовлетворял многих, ЦИК Таджикской ССР в 1934 году даже проводил всесоюзный конкурс по разработке новых символов, и от жителей СССР было получено 106 проектов.

С 10 по 16 января 1935 года проходил V съезд Советов Таджикистана, который рассмотрел и утвердил Конституцию Таджикской ССР в новой редакции. В разделе пятом, в статьях 90 и 91 были утверждены описание Государственного Герба и Государственного Флага Таджикской ССР. Описание герба в статье 90 остался без изменений, только название республики стало даваться сокращенно как «Тадж. ССР». 27 июня 1935 года Президиум ЦИК Таджикской ССР предложил художнику Александру Семёновичу Яковлеву доработать свой проект герба (проект А.С.Яковлева занял 1-е место на конкурсе 1934 года).

6 февраля 1935 году Постановлением VII съезда Советов СССР были внесены некоторые изменения в Конституцию СССР, в частности в описаниях Государственного Герба и Государственного Флага СССР. После этого, в союзных республиках СССР были приняты новые редакции Конституций, в результате чего подверглись некоторым изменениям изображения Государственного Герба и Государственного Флагов этих республик.

4 июля 1935 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР своим постановлением одобрил описание и рисунок нового герба республики. 27 апреля 1936 года утверждён Постановлением ЦИК Таджикской ССР. 4 июля 1935 года проект, доработанный Яковлевым, был одобрен Президиумом ЦИК Советов Таджикской ССР. Согласно этого проекта, описание герба была следующим: «Венок из колосьев пшеницы справа и веток хлопчатника с раскрытыми коробочками хлопка слева, внизу в месте переплетения веток хлопчатника и колосьев размещались серп и молот в окружении кистей и листьев винограда; в середине серпа -шелковичные коконы; венок переплетён алой лентой с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикском (слева) и русском (справа) языках; внутри венка снизу вверх располагались: трактор, два барана, пахотные земли, канал, здание гидростанции с красным флагом над ней, деревья, кишлак, нефтяная вышка, горы; из-за гор восходит солнце, в лучах которого помещается надпись «Таджикская ССР» на таджикском языке; между концами венка -красная пятиконечная звезда[5].

26 мая 1936 года четвертая сессия ЦИК Советов Таджикской ССР пятого созыва утвердила изображения и описание герба и флага и внесла эти описания в статью 92 и 93 Конституции Таджикской ССР.

Герб Таджикской ССР 1936-1937 гг.

25 февраля 1937 г. VI съезд Советов Таджикской ССР возобновил свою работу. 1 марта 1937 года VI Чрезвычайным Всетаджикским съездом Советов была принята Конституция Таджикской ССР. На основе конституционных описаний началась подготовка изображений герба и флага. 19 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР рассмотрел рисунки герба и флага республики и рекомендовал сделать надписи на флаге и девиз на гербе золотыми, сделать фон герба и листья хлопчатника светло-зелеными, серп и молот на звезде изобразить золотыми. 20 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР вновь рассмотрел проекты рисунков герба и флага и принял постановление «О Государственных гербе и флаге Таджикской ССР». Этим постановлением был окончательно утвержден только флаг, а герб рекомендовано изменить [4, 401].

Глава XI и статьи 129, 130, 131 Конституции были посвящены соответственно гербу, флагу и столице Таджикской ССР. Статья 129 гласила: «Государственный герб Таджикской Советской Социалистической Республики состоит из изображения пятиконечной звезды, в верхней части которой изображены серп и молот в лучах солнца. Пятиконечная звезда обрамлена венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми

коробочками. Сверху венец перевит лентою с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - на таджикском (на латинице) и русском языках. В нижнем секторе круга, образуемого венцом, - лента с надписью «Таджикская ССР» - на таджикском и русском языках». В 1938 году в аббревиатуре «£88» на флаге и гербе буква «£» от слова «^ишЬигуа!» была заменена буквой «Я» от слова «ЯевриЬНка». 21 мая 1940 года был принять закон Таджикской ССР «О переводе таджикской письменности с латинизированного на новый таджикский алфавит на основе русской графики». Поэтому 28 сентября 1940 года Президиум Верховного Совета Таджикской ССР издал указы «О надписи на государственном флаге Таджикской ССР» и «О таджикском тексте надписей на гербе Таджикской ССР», которыми былы изменены надписи на флаге и гербе Таджикской ССР с латинского алфавита на новый алфавит на основе кирилицы[4, 438].

Герб Таджикской ССР с 28 сентября 1940 г. по 24 ноября 1992 г. и его изображение на

почтовых марках СССР

24 августа 1990 года Верховный Совет Таджикской ССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Таджикской ССР», не отразившуюся ни на формальном статусе ССР, ни на её символах. Независимость Республики Таджикистан была провозглашена 9 сентября 1991 года путем внесения в текст Декларации о государственном суверенитете 1990 года дополнения о том, что «Республика Таджикистан является суверенным и демократическим правовым государством» [6, 440].

С 16 ноября по 2 декабря 1992 года в дворце Арбоб близ Худжанда проходила XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан. На сессии были приняты множество правовых документов. Одним из важнейших документов, укрепляющим основу государства и государственного управления, объединяющим жителей страны вокруг государства и претворяющим в жизнь мечты и чаяния таджикского народа, был «Закон о принятии государственной символики Таджикского суверенного государства». Вокруг этого закона завязалась широкая полемика. В частности, одни были против размещения на Гербе образа льва, другие в этом образе видели древнюю государственную символику арийцев. По вопросу размещения на Гербе звезд тоже были горячие споры. Одни хотели, чтобы на Гербе были размещены 7 звезд, другие - 8 [6, 450].

24 ноября 1992 года было утверждено Положение о Государственном гербе Республики Таджикистан. Эталон герба разработали З. Хабибуллаев, А. Заневский, Л. Додхудоева, Н. Игнатушина, М. Саидалиев. Описание герба в Положении о Государственном гербе Республики Таджикистан: «Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение крылатого льва в лучах солнца, восходящего из-за гор, обрамленного колосьями пшеницы, перевитыми трехполосной лентой. Обрамление венчает корона с семью звездами, размещенными над ней полукругом. В цветном изображении Государственного герба Республики Таджикистан золотые лучи, лев, колосья, корона со звездами и горы с белыми вершинами на фоне сине-зеленого (бирюзового) центрального круга, лента состоит из продольных красной, белой и зеленых полос».

Герб Республики Таджикистан с 24 ноября 1992 по 28 декабря 1993 годов и его изображение на почтовой марке Таджикистана Бывший заместителя начальника Секретариата - заведующего Общим отделом Верховного Совета Ибрагим Якубов, который участвовал на сессии рассказал следующее: «Ещё до XVI Сессии Президиум Верховного Совета, рассматривая этот вопрос, создал специальную рабочую группу по разработке эскизов государственной символики. К этой работе были привлечены ряд художников, дизайнеров, ученых и других специалистов. На Сессии этот вопрос рассматривался дважды. Обсуждение вызвало широкую дискуссию, комиссии было поручено доработать вариант государственного флага и герба. Через несколько дней депутаты вернулись к рассмотрению этого вопроса. Теперь комиссия представила на суд парламентариев доработанный вариант флага и три эскиза герба. Впервые за все эти дни сессии депутаты под аплодисменты, стоя, приветствовали принятие Закона о новом Государственном флаге и Государственном гербе независимого суверенного государства.

Варианты государственного герба Республики Таджикистан 1992-1993 гг.

Мы заказали несколько экземпляров Государственного флага на местном шелковом комбинате. Один из них повесили в развернутом виде на сцене зала дворца Арбоб; другой экземпляр одели на древко, и на одном из заседаний он был внесен в зал, где представители противоборствующих сторон, целуя его, поклялись покончить с братоубийственной войной. Третий экземпляр флага вместе с эскизами и законопроектом я позже привез в Душанбе и сдал в протокольную часть Секретариата ВС» [7].

По мнению исследователя В. Сапрыкова «...три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики- Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности -это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово «тадж» в переводе означает «венец». В более широком смысле понятие «таджики» может трактоваться как «халки тодждор», то есть «народ-венценосец». Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет, и не может быть определённого государства» [8, 49-51]. В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) - священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства. Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы - богатство страны.

Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов 1Х-Х век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени [9].

По мнению М. Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников - три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.

Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М. Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма - семь добрых духов Амеша Спента - ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда). Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн - солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.

Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.

21 солнечный луч - три раза повторенные группы по 7 лучей - символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента. Золотые горы с серебряными вершинами - заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира. Пшеничные колосья -символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.

После принятия Закона о государственном гербе (24.11.1992) были внесены изменения и в Конституцию Таджикистана. В частности статья 169 о государственном гербе стала выглядеть следующим образом: «...Государственный герб представляет собой изображение крылатого льва в лучах солнца, выходящего из-за гор, обрамлённого колосьями пшеницы, перевитыми трёхполосной лентой. Обрамление венчает корона с семью звёздами, размещёнными над ней полукругом ...». Являвшийся главной фигурой нового государственного герба крылатый лев был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.

В руинах древнего восточно-иранского города Хабис археологами было найдено небольшой металлическое знамя (штандарт), датируемый 3 тысячелетием до нашей эры, который можно считать одним из древнейших знамен мира. На нем изображен лев на фоне восходящего солнца. Изображение льва с мечом «Зульфикаром» (мечом Али, племянника пророка Мухаммеда) на фоне солнца присутствовало на персидских (иранских) знаменах с 15 века н.э. и на флагах Персии (Ирана) с 1826 до 1979 года. С 1906 года иранским флагом стало полотнище из зеленой, белой и красной полос.

Бирюзовый цвет диска символизировал находящиеся в Таджикистане крупнейшие в мире месторождения минерала бирюзы.

Изображение льва на новом государственном гербе постоянно критиковалось сохранившими советский менталитет чиновниками за его явную схожесть с символом шахского Ирана, с одной стороны, и со стороны исламских радикалов шла критика из-за того, что каноны ислама запрещают изображения живых существ (людей, животных, рыб, птиц и т.д.). Все это привело к тому, что спустя год с небольшим, государственный герб Республики Таджикистан был изменен, и его изображение было максимально приближено к прежнему гербу Таджикской ССР, существовавшему с 1937 года.

Законом Республики Таджикистан 28 декабря 1993 года было утверждена новая редакция «Положения о Государственном гербе Республики Таджикистан», в которой статья 2 гласит: «Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звезд над ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом, и обрамленных венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева -из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит трехполосной лентой, в нижнем секторе помещена раскрытая книга на подставке. В цветном изображение Государственного герба Республики Таджикистан корона, солнце, горы, колосья, книга и подставка - золотые; стебли и листья хлопчатника - зеленые, полосы на лентах - красная, белая и зеленая; обложка книги - красная».

Герб Республики Таджикистан с 28 декабря 1993 года

14 марта 2007 года Парламент Таджикистана принял Закон «О государственных символах Республики Таджикистан». В этом законе определён правовой статус, порядок изготовления и использования флага и герба, исполнения гимна государства. Тогда же принято Постановление «Об утверждении Государственного Герба Республики Таджикистан».

В суверенном Таджикистане города и области, организации и общества тоже имеют свой герб. Так, современный герб столицы Таджикистана - Душанбе разработан народным художником Таджикистана Сухробом Усмановичем Курбановым и дизайнером Анатолием Нарциссовичем Заневским и утвержден Душанбинским городским Маджлисом народных депутатов в 1997 году. В основе композиции герба имеются арки, символизирующие ворота в город и в страну. В центре арок помещены горы и корона с полукружьем из 7 звезд в лучах восходящего солнца. Эти элементы государственного герба и флага подчеркивают значение города как столицы республики Таджикистан. Справа и слева арки окаймляются стилизованными крыльями, а снизу украшены элементами древнего таджикского декоративного орнамента. В верхней части герба над аркой надпись «Душанбе». На переднем плане герба размещается символичный ключ от города, на фоне раскрытой книги -символ мудрости, науки и образованности. Вся символическая композиция помещена в квадрате с заостренной нижней гранью на фоне трех цветов - красного, белого и зеленого -символичное изображение государственного флага Таджикистана [10].

Герб города Душанбе

Новый герб Худжанда утвержден Маджлисом народных депутатов Худжанда 25 сентября 2014 года. Автор нового герба - Акбар Махмудов.

Герб города Худжанд Герб города Куляб Герб Куляба представляет собой изображение двух противообращенных львов, между ними солнце, корона со звездами и два полумесяца. Этот герб изображается на юбилейной эмблеме к 2700-летию Куляба, используется болельщиками футбольного клуба «Равшан», изображен на монете в 3 сомони 2006 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лакиер А.Б. Русская геральдика. - СПб. 1855. - 669 с.

2. О. Рево. Гербы городов Самаркандской губернии Российской Империи. Журналь «Наука и жизнь», №4, 1996. - С. 58-59.

3. Гербы губерний и областей Российской империи. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 88 с.

4. Тахиров Ф.Т. Хрестоматия по истории государства и права Таджикистана. Душанбе: Дониш, 2014. -

838 с.

5. Режим доступа к журн.: https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. История таджикского народа. Т. VI. - Душанбе: «Империал-Групп», 2011. - 688 с.

7. Режим доступа к журн.: http://news.ti/ru/news/xvi-sessiva-parlamenta-kak-eto-bYlo

8. Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» № 10, 1993. с. 49-51.

9. Режим доступа к журн.: http://www.vexillographia.ru/tadiik/index.html.

10. Режим доступа к журн.: http://www.heraldicum.ru/taiikist/index.htm.

ОБ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСВЕННОГО ГЕРБА XX ВЕКА

Статья посвящена малоизученной истории таджикской геральдики - государственных гербов республики и городов Таджикистана ХХ века. Начиная с 1931 года государственный герб Таджикистана несколько раз менял свой вид, в зависимости от социального строя и получения независимости. В статье подробно рассказывается о каждом изменении в государственном гербе, приводится изображение гербов.

Ключевые слова: ТАССР, Таджикская ССР, Республика Таджикистан, конституция, герб, независимость, суверенитет, закон.

ON THE HISTORY OF THE TAJIK NATIONAL EMBLEM OF THE 20TH CENTURY

The article is devoted to the little-known history of Tajik heraldry - National Emblems of the republic and cities of Tajikistan of the 20th century. Since 1931, the National Emblems of Tajikistan has changed its appearance several times, depending on the social system and independence. The article describes in detail about each change in the National Emblems, the image of the herbs is given.

Keywords: Tajik Autonomous SSR, Tajik SSR, Republic of Tajikistan, constitution, National Emblems, independence, sovereignty, law.

Сведения об авторе:

Зоири Гафур Махмудзода, соискатель Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан, е-mail: zoiri6lamail.ru

About the author:

Zoiri Gafur Makhmudzoda, the researcher in the Institute of History, Archeology and Ethnography named after A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, E-mail: [email protected]

СОСТОЯНИЕ ТАДЖИКСКОЙ КЕРАМИКИ В 90-е ГОДЫ ХХ в.

Одинаев Б.Э.

Государственный институт изобразительного искусствои дизайна Таджикистана

1991г. в истории Таджикистана стал годом активизации политической жизни в стране. Большое значение для дальнейшего развития демократии сыграло обретение страной государственной независимости. После гражданского конфликта, разыгравшегося в стране в 1992 г. и подписания Общего соглашения о мире и национальном согласии между противоборствующим сторонами в 1997г. Президент страны Э. Рахмон и Правительство республики интенсивно и последовательно занимались решением вопросов социально-экономического и культурного развития. В результате военных действий, разрыва отношений на пространстве бывшего СССР, утечки мозгов, активных эмиграционных потоков, огромного материального ущерба, понесенного страной во время военных действий, все сферы народного хозяйства оказались практически парализованными.

События в истории Таджикистана, произошедшие в 90- х гг. ХХв. определили развитие всей его культуры, которая носила в то время полиморфный характер и выполняла в различные временные циклы разнообразные функции, обусловленные конкретными событиями. Так, до вооруженного конфликта таджикская культура находилась в системе советского идеологического заказа, в период политического противостояния она стала орудием пропаганды разнообразных общественных сил, в послевоенный период - призвана была выполнять интегрирующую социальную роль в возрождении нации и сплочении различных народов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.