Научная статья на тему 'История государственных символов Латвии'

История государственных символов Латвии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1071
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕРАЛЬДИКА / ГЕРБ ЛАТВИИ / ИСТОРИЯ ГЕРБА ЛАТВИИ / ОШИБКИ В ГЕРБЕ / ФЛАГ ЛАТВИИ / ТЕРРИТОРИЯ ЛАТВИИ / СИМВОЛЫ ЛАТВИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВО ЛАТВИИ / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕРАЛЬДИКИ / ОШИБКИ В ФЛАГЕ РЕСПУБЛИКИ / HERALDRY / COAT OF ARMS OF LATVIA / THE HISTORY OF THE COAT OF ARMS OF LATVIA / MISTAKES IN THE COAT OF ARMS / FLAG OF LATVIA / TERRITORY OF LATVIA / SYMBOLS OF LATVIA / POLITICAL STRUCTURE OF LATVIA / PROGNOSTIC ASPECTS OF HERALDRY / MISTAKES IN THE FLAG OF REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загоруйко Михаил Васильевич

Предметом исследования данной работы является исторический путь развития государственных символов Республики Латвия. Геральдические символы на территорию современной Латвии принесли завоеватели крестоносцы в начале XIII века. Изначально земельные символы территорий Латвии были связаны с личными гербами наиболее выдающихся наместников. После вхождения в состав Великого Княжества Литовского, земельные символы уже не изменялись. Обобщение территориальных гербов Латвийских земель было сделано в 20-х годах XX столетия, как и многие гербы стран СНГ именно этот «новодел» стал основным символом современной республики Латвия. История флага государства более хаотичная и насыщенная. Поиск единого национального флага начался со второй половины XIX века и продолжается, по сей день. Флаг республики оказался более спорным символом, нежели герб государства. В исследовании использовался культурно-исторический и этнографический метод исследования. Это позволило определить единые этнокультурные истоки народов Латвии и свойственные им символы. Историко-сравнительный метод, наряду с историкогенетическим методом, позволил выстроить траекторию развития символов государства и определить ошибки в данных символах. Основными выводами статьи являются то, что герб Республики Латвия соответствует её историческим предпосылкам, сделан согласно правилам геральдики, хоть и имеет ряд незначительных недочётов. Стоит отметить, что Латвия одна из немногих стран СНГ имеет малую, среднюю и большую версию герба, что говорит о высоком развитии геральдической культуры государства. Более сложная ситуация складывается с флагом республики. В основу флага были положены недостоверные источники, что привело к возникновению спорной символики. Флаг Латвии скорее является символом захватчиков крестоносцев, нежели символом коренных народов Латвии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of state symbols of Latvia

The subject of study of this work is the historical path of development of the state symbols of the Republic of Latvia. Heraldic symbols on the territory of modern Latvia was brought by the conquerors and the crusaders in the early thirteenth century. Initially land the symbols of the territories of Latvia were connected with the personal arms of the most outstanding governors. After joining the Great Duchy of Lithuania, the land of symbols has not changed. Generalization territorial coats of arms of the Latvian lands was made in the 20-ies of XX century, like many arms of the CIS countries this "remake" has become the main symbol of the modern Republic of Latvia. The history of the flag of the state more chaotic and intense. Search single national flag began in the second half of the nineteenth century and continues to this day. The flag of the Republic proved to be more controversial character than the arms of the state. The study used the cultural-historical and ethnographic research method. This allowed us to determine a common ethno-cultural origins of the people of Latvia and their inherent characters. The historical-comparative method, along with historical-genetic method, has allowed him to build the trajectory of the development of the symbols of the state and to determine errors in the data symbols. The main conclusions of the article are that the coat of arms of the Republic of Latvia complies with its historical premises, is made according to the rules of heraldry, although it has some minor flaws. It should be noted that Latvia is one of the few CIS countries have small, medium and large version of the emblem, which indicates the high development of heraldic culture of the state. A more complicated situation with the flag of the Republic. The basis of the flag was based on unreliable sources, which led to the emergence of the controversial symbolism. The flag of Latvia is rather a symbol of the invading Crusader hordes, rather than a symbol of the indigenous peoples of Latvia.

Текст научной работы на тему «История государственных символов Латвии»



История государственных символов

Латвии

Предметом исследования данной работы является исторический путь развития государственных символов Республики Латвия. Геральдические символы на территорию современной Латвии принесли завоеватели крестоносцы в начале XIII века. Изначально земельные символы территорий Латвии были связаны с личными гербами наиболее выдающихся наместников. После вхождения в состав Великого Княжества Литовского, земельные символы уже не изменялись. Обобщение территориальных гербов Латвийских земель было сделано в 20-х годах XX столетия, как и многие гербы стран СНГ именно этот «новодел» стал основным символом современной республики Латвия. История флага государства более хаотичная и насыщенная. "Поиск единого национального флага начался со второй половины XIX века и продолжается, по сей день. Флаг республики оказался более спорным символом, нежели герб государства.

В исследовании использовался культурно-исторический и этнографический метод исследования. Это позволило определить единые этнокультурные истоки народов Латвии и свойственные им символы. Историко-сравнительный метод, наряду с историко-генетическим методом, позволил выстроить траекторию развития символов государства и определить ошибки в данных символах.

Основными выводами статьи являются то, что герб Республики Латвия соответствует её историческим предпосылкам, сделан согласно правилам геральдики, хоть и имеет ряд незначительных недочётов. Стоит отметить, что Латвия одна из немногих стран СНГ имеет малую, среднюю и большую версию герба, что говорит о высоком развитии геральдической культуры государства. Более сложная ситуация складывается с флагом республики. В основу флага были положены недостоверные источники, что привело к возникновению спорной символики. Флаг Латвии скорее является символом захватчиков - крестоносцев, нежели символом коренных народов Латвии.

Ключевые слова: геральдика, герб Латвии, история герба Латвии, ошибки в гербе, флаг Латвии, территория Латвии, символы Латвии, политические устройство Латвии, прогностические аспекты геральдики, ошибки в флаге республики

The subject of study of this work is the historical path of development of the state symbols of the Republic of Latvia. Heraldic symbols on the territory of modern Latvia was brought by the conquerors and the crusaders in the early thirteenth century. Initially land the symbols of the territories of Latvia were connected with the personal arms of the most outstanding governors. After joining the Great Duchy of Lithuania, the land of symbols has not changed. Generalization territorial coats of arms of the Latvian lands was made in the 20-ies of XX century, like many arms of the CIS countries this "remake" has become the main symbol of the modern Republic of Latvia. The history of the flag of the state more chaotic and intense. Search single national flag began in the second half of the nineteenth century and continues to this day. The flag of the Republic proved to be more controversial character than the arms of the state.

The study used the cultural-historical and ethnographic research method. This allowed us to determine a common ethno-cultural origins of the people of Latvia and their inherent characters. The historical-comparative method, along with historical-genetic method, has allowed him to build the trajectory of the development ofthe symbols of the state and to determine errors in the data symbols.

The main conclusions of the article are that the coat of arms of the Republic of Latvia complies with its historical premises, is made according to the rules of heraldry, although it has some minor flaws. It should be noted that Latvia is one of the few CIS countries have small, medium and large version of the emblem, which indicates the high development of heraldic culture of the state. A more complicated situation with the flag of the Republic. The basis of the flagwas based on unreliable sources, which led to the emergence of the controversial symbolism. The flag of Latvia is rather a symbol of the invading Crusaaer hordes, rather than a symbol of the indigenous peoples of Latvia.

Keywords: Heraldry, Coat of arms Of Latvia, The history of the coat of arms of Latvia,, Mistakes in the coat of arms, Flag Of Latvia, Territory Of Latvia, Symbols Of Latvia, Political structure Of Latvia, Prognostic aspects of heraldry, Mistakes in the flag of republic

M. V. Zagoruiko

^ стория символов Латвии - это преС У^ жде всего история народа населя-СуяУ ющего данные земли. Латыши являются результатом этногенеза балтийских племён (курши, селы, земгалы, латгалы), финно-угорского племени ливов и славянских прародителей венедов. Считается что именно латгалы дали название единой нации латышей. До XII века многие балтские племена, в том числе и ливы находились под влиянием и покровительством славян, можно сказать даже больше, что они жили в культурном и духовном единении со славянами - венедами. Это подтверждают многие источники. Ещё Птолемей Клавдий во II веке называл Балтийское море - Венедским заливом Сарматского океана, а Карпаты - Венедскими горами. Многие топонимы и гидронимы Балтии сохранили свое венедское происхождение: река Вента, город Вентспилс, поселок Пилтене до 1230 года назывался Венетис, многие населённые пункты в Цесисском (Венденском) и Рижском уезде имеют корень «венд», «винт» и «винд». В XIII веке устье реки Вент носило название Винда, а сам Рижский залив вплоть до XVI назывался Венедским. Но не только топонимика указывает на близость венедов и балтийских племен. У венедов и балтийских племен был один пантеон богов, символика, праздники, погребальные традиции, по сути, эти народы были носителями единой культуры. [1] Понимая этнокультурное единство народов Балтии и славян и их отличие от соседних финно-угорских племен в Повести временных лет находим, что именно ливы (либь) платили дань Руси, чего не сказано о племенах Балтии. Историк первой половины XIII века Генрих Латвийский уточняет, что дань платилась Полоцким князьям. Полоцкое княжество контролировало торговый путь по Западной Двине. В свою очередь, южные земли Балтии активно и равноправно взаимодействовали с Псковским княжеством и

Новгородской республикой. В начале XII века именно славяне предприняли первую попытку крещения язычников населявших Балтийское побережье. Данная попытка не увенчалась успехом, так как языческие верования были очень сильны, а миссионерский поход со стороны Руси был скорее политическим, нежели религиозным. Ослабление Руси в конце XII начале XIII веков не могло не отразится на Прибалтийские земли. По сути, разобщённость Руси стала катализатором межплеменных распрей на Балтии. А при условии отсутствия единого центра консолидации народы Балтии были обречены. Поэтому Немецко-Датская экспансия, подталкиваемая экономическими интересами немецкого купечества и миссионерскими интересами Папы Римского, дали свой результат. Крещение огнём и мечем принесли рыцари крестоносцы в начале XIII века, получив буллу Папы Ино-кентия III, - так начался крестовый поход на прибалтийские земли. Это был Орден меченосцев, основанный в 1202 монахом Цистер-цианского ордена Теодорихом из Турайды в городе Рига. Этот персонаж трижды участвовал в крестовых походах против селов, эстов и ливов в 1207,2012 и 2019 годах. Известно, что члены Ордена меченосцев вербовались на один год и в основном по двум причинам. В первом случае это были "грешники" - преступники, которым за их услуги по освоению Балтийских земель было обещано отпущение грехов. Вторая категория людей шла в орден поправить своё финансовое положение, поэтому это была разорившаяся и малоимущая немецкая элита. Классик латышской литературы А.И. Пумпурс, в созданном им, эпосе "Лачплесис" характеризует Орден как "хищный сброд" и "безземельная голытьба". Так, например, цистерцианский монах-хронист Альберик из Труа-Фонтен называет рыцарей Ордена меченосцев "пилигримы, изгнанные из Саксонии за преступления" [2]. Орден ме-

Таблица №1

Гербы в Ливонии 1201-1561 гг

Герб земель Ливонского братства Меченосцев 1202-1237 гг

Герб Государства Тевтонского ордена 1224-1525 гг.

Государственный Советник, 2017

ченосцев также именовали «Братство воинов Христовых» и «Орден братьев меча», однако после разгрома под Сауле в 1236 году он вливается в Тевтонский орден называемый Ливонским. История запомнила тот жесточайший отпор, который дали захватчикам русские войска крестоносцам, сражаясь за прибалтийские земли, - Ледовое побоище 1242 года, битва у озера Дурбе 1260 год и Ра-коворская битва 1268 год. Однако точка в данном противостоянии была поставлена только в 1561 году с укреплением и централизацией Руси и победой войска Ивана Грозного над Ливонским орденом, что прекратило его существование. Несмотря на то, что Ливонская война продолжалась до 1583, исторический период 1202-1561 год для земель Латвии является первым государственным периодом под названием «Ливония» - периодом немецкой оккупации. Рыцари, захватившие эти земли, принесли на них первые геральдические знаки. При этом эти знаки получили не только земли подчинявшиеся Ордену, но и города, в которых было учреждено епископство Папы Римского. Рассмотрим первые гербы Ливонских земель (см. таб. 1).

На гербе Ордена меченосцев в серебряном поле изображался червлёный крест, а под ним червлёный меч острием вниз. Гербом Тевтонского Ордена был чёрный крест на серебряном поле. Земли, подчинявшиеся Ливонскому ордену, и монеты, которые чеканили рыцари, имели четырехчастные гербы. В первой и четвертой части щита всегда изображался герб Тевтонского ордена, а во второй и третьей частях щита изображался родовой герб Ливонского магистра. Таким образом, каждый магистр Ливонского ордена чеканил новую монету и делал новые печати, следуя вышеизложенному правилу. Как будет показано ниже, тот же принцип соединения геральдических символов использовали епископы и архиепископы на подчиненных Папе Римскому территориях.

Необходимо отметить, что в период 1201 по 1561 годы в Ливонии было три самостоятельные силы - Папа Римский и его епископы, немецкие рыцари и их различные ордены и Дания, пытавшаяся восстановить былое доминирование викингов на Балтике. Для местного населения все эти силы были иноплеменными завоевателями. Уничтожалась культура и традиции прибалтийских, славянских и финно-угорских племён, уничтожалось непокорное коренное население. Таким образом, огнём и мечем, насаждалась не только религия, но и происходило поголовное онемечивание прибалтийских народов [3]. Старые городища стирались с лица земли, на их месте строились замки крестоносцев, как торговые и военные форпосты. Самые крупные из них

были подчинены Папе римскому и превратились в епископства. Ошибочно предполагать, что наиболее значимые города появились в Латвии во времена крестовых походов. В эти века появились крепостные стены, бойницы которых были направлены против несломленных коренных народов Балтии. Не религию и культуру принесли на земли Балтии крестоносцы и епископы, эта земля стала людским торжищем, а сами крестовые походы коммерческими проектами немецкой элиты и Папы Римского.

Примерно половина земель принадлежала крестоносцам и имела символы, указанные в таблице №1, другая половина земель принадлежала Папе Римскому. Символы папских земель имели более сложную структуру - каждое епископство или архиепископство имело свой простой символ, который накладывался или иным образом сочетался с родовым гербом папского наместника (епископа или архиепископа). На территории современной Латвии с конца XIII века существовало Рижское архиепископство с центром в Риге и Курлянд-ское епископство с центром в Пилтене. Символом Рижского архиепископства были скре-щённые меч (крест) и епископский посох, символом Курляндского епископства служил Агнец Божий. Начиная с первой четверти XIII века, собственный герб был у города Риги. Герб Риги изменялся с развитием города, так изначально в серебряном поле герба изображалась часть красной городской стены с открытыми воротами, за стеной две двухэтажные башни с островерхими крышами. Между башнями крестовый жезл (меч), сопровождаемый двумя ключами. Жезл с крестом (меч) символизировал статус Риги, как столицы Рижского епископства, а ключи символизировали Апостола Петра - покровителя г. Риги. В 1330 году Рига признала зависимость от Ливонского ордена, эти изменения нашли свое отражение и в гербе города. Жезл с крестом (меч) превратился в орденский крест, ключи были положены накрест, а в открытых воротах с крепостной решеткой появилась голова льва. Вот несколько примеров использования символов Ливонских земель в земельных гербах, монетах, печатях и родовых гербах наместников Папы Римского (см. таб.2).

Символы Рижского архиепископства и Курляндского епископства не были уникальны, скорее они были универсальны для владений католической церкви. Такие же символы были в Вармийском епископстве западной Пруссии, в Бриксенском епископстве Южного Тирола (Австрия), в настоящее время эти символы используются Архиепархией Трнавы (Словакия).

Падение Ливонского ордена (1561 г.) и окончание Ливонской войны (1583 г.) по-

Гербы, печати, монеты в Ливонии 1201-1561 гг.

Таблица №2

Герб Рижского архиепископства

Печать архиепископа Иоанна IV Амбунди (1418-1424 гг.)

Печать архиепископа Вильгельма Бранденбургского (1539-1563 гг.)

Печать архиепископа Тамаса Шонинга (1528-1539 гг.)

Герб Курляндского епископства

Герб Йохане Мюнгаузене (1547-1560 гг.) епископа Курляндского и Эзель-Викского

Герб Курляндского епископства

Монета Рижского архиепископства 1518 г.

Герб г. Риги Печать г. Риги 1225 г. Большая печать г. Риги в Рижский золотой гульден 1528

XIV-XV веке г.

влекло за собой разделение земель на Задвинское герцогство или Лифляндию, а также герцогство Курляндское и Семигальское. После 1583 года данные земли оказались под протекторатом Речи Посполитой. В 1566 году Лифляндии пожалован герб, который являлся второй частью родового герба наместника Лифляндии - Яна Ходкевича. В червлёном поле герба изображался серебряный грифон

с мечом, на груди грифона располагалась монограмма SA, принадлежавшая польскому королю Сигизмунду II Августу. Свой герб был пожалован герцогству Курляндскому и Семигальскому в 1565 году. Герб был сложный, четырёхчастный. Он состоял из герба Курляндии - (в первой и четвертой части герба серебряное поле, на нем червлёный лев) и герба Семигалии (во второй и третьей

части герба лазуревое поле, на нём золотой выходящий олень с герцогской короной на голове). В центре четырехчастного герба помещался щиток с родовым гербом наместника герцога Кеттлера. Герцог происходил из прибалтийского рода министериалов, dictus Keteler дословно означал "котельщик". Возможно поэтому гербом герцога был червлёный крюк для крепления котла на золотом

поле. Герб Князя Курляндского является одним из первых прибалтийских гербов, представленных в "Титулярнике" царя Алексея Михайловича. Если до 1561 года на землях современной Латвии превалировала символика инородцев - завоевателей, то под протекторатом Речи Посполитой коренные народы Прибалтики начали обретать гербы с собственными символами (см. таб.3).

Таблица №3

Гербы новообразованных герцогств, при распаде Ливонии 1565-1629 гг.

Герб герцогства Курляндского и Семигальского при герцогах Кеттлер

В результате польско-шведской войны 1600-1629 года происходит разделение Задвинского герцогства на Инфлянтское воеводство Речи Посполитой и Шведскую Ливонию. Инфлянтское воеводство становится правопреемником герба Задвинского герцогства. Атрибуты Шведской оккупации Ливонских земель находят своё отражение и в геральдике, так например герб города Риги становится лазоревый и «обогащается» королевской короной, которая возвышается над крестом, а также на голове льва в проеме ворот. Данные геральдические нововведения были пожалованы городу грамотой короля Карла XI. Герб Шведской Ливонии, судя по всему, составлялся из четырёхчастного герба Швеции, в центре которого помещался щиток герба генерал-губернатора Ливонии. Также постоянно менялся герб Курляндии и Семигалии: щиток Кеттлеров заменил родовой герб Биронов, потом родовой герб Вельфов и наконец, Карла Саксонского сына короля Речи Посполитой Августа III. Можно предположить, что вносились изменения в цвета и самого четырёхчастного герба, так, например, на карте Речи Посполитой 1764 года на гербе Курляндии «выходящий олень» не золотого, а серебряного цвета [4].

Окрепшее Российское государство в первой четвери XVIII века начало борьбу за выход к Балтийскому морю. Поэтому в кругу интересов Петра I оказались земли Прибалтики. Первое крупное приобретение в пользу России определил Ништадский мирный договор (1721 г.). Условия договора были следующими:

Герб герцогства Задвинского

а) Проводилась генеральная амнистия населению, возврат помещикам земельных владений, домов, цехов, привилегий как шляхетскому сословию, так и не шляхетскому, сохранялись все сословные органы управления. Давалась свобода вероисповедания и перемещения. Производился обмен пленными и преступниками. Амнистия действовала для всех участников конфликта, кроме казаков, примкнувших к И.С. Мазепе. Вот как об этом написано в сборнике законов Российской империи:

Имътъ еще съ объихъ странъ генеральная амнистгя и въчное забвете всего того быть, что во время продолжающейся войны съ одной или съ другой страны непр1ятельскаго или противнаго хотя оружгемъ или инако предвоспр1ято, произведено и учинено, такъ чтобъ никогда о томъ упомянуто небыло.

............(окромъ тъхъ Росстскихъ казаковъ,

которые Свъйскимъ оруж1ямъ Его Царское Величество, дабы въ с1ю генеральную амнистт включены были, несмотря на всъ съ Свъйскгя страны учиненныя представлетя, не позволяетъ, ниже позволить хощетъ), проч1е же всъ въ с1ю генеральную амнистт всемърно внесены и включены быть......

б) Большая часть земель, завоёванных Российской империей в Великом княжестве Финляндском, возвращалась Королевству Шведскому;

в) Со стороны Российской империи на правах доброй воли в течение 3-х лет Королевству Шведскому выплачивалась сумма разме-

ром в два миллиона ефимок. Вот как об этом написано в законе:

Сверхъ того хощетъ Его Царское Величество обязанъ быть, и объщаетъ Его Королевскому Величеству, и Королевству Свъйскому сумму двухъ миллгоновъ ефимковъ, исправно безъ вычета, и конечно отъ Его Королевска-го Величества, съ надлежащими полномочными и росписками снабдъннымъ уполномо-ченнымъ заплатить, и отдать указать на таюе сроки и такою монетою, какъ о томъ въ сепаратномъ артикулъ которой такой же силы и дъйства есть, яко бы онъ отъ слова до слова здъсь внесенъ быль, постановлено и договоренось....

г) Российская империя в вечное владение и собственность приобретала следующие земли:

...... чрезъ Его Царскаго Величества

оруж1я отъ короны Свъйской завоеван-ныя Провинции: Лифляндт, Эстляндгю, Ингерманландю и часть Карелт съ дистрик-томъ Выборгскаго лена, которой ниже сего въ артикулъ разграничетя означенъ и опи-санъ съ городами и кръпостьми: Ригою, Дю-наминдомъ, Пернавою, Ревелемъ, Дерптомъ, Нарвою, Выборгомъ, Кексгольмомъ, и всъми прочими къ помянутымъ Провинцгямь надлежащими городами, кръпостями, гавенами, мъстами, дистриктами, берегами, съ остро-

вами: Эзель, Даго и Меномъ и всъми другими отъ Курляндской границы по Лифлянд-скимъ, Эстляндскимъ и Ингерманландскимъ берегамъ и на сторонъ Оста отъ Ревеля въ фарватеръ къ Выборгу на сторонъ Зюйда и Оста лежащими островами со всъми такъ на сихъ островахъ, какъ въ выше-помяну-тыхъ Провинщяхъ, городахъ и местахъ обръ-тающимися жителями и поселениями и гене-рально со всъми принадлежностьми, и что ко онымъ зависить высочествами, правами и прибытками во всъхъ ничего въ томъ не из-ключая, и какъ оными корона Свъйская владъ-ла, пользоваласъ, и употребляла. [5]

Если грубо подытожить условия Ништад-ского мирного договора, то получается, что Российская империя в 1721 году выкупила у Шведского королевства часть земель, принадлежавших предкам славян - венедам: Прибалтийские земли и часть Карелии, заплатив 2 млн. ефимок и отдав обратно завоеванную часть Финляндии.

Гербы присоединённых провинций находят своё отражение в одном из самых старых и авторитетных гербовниках Российской империи - Знамённом гербовнике Миниха 1730 года. Земли современной Латвии были представлены следующими гербами (см. таб.4).

В золотом щите на красном поле белая пти-

Таблица №4

Гербы в Знамённом гербовнике Миниха 1730г. [6]

В золотом щите на красном поле белая птица гриф о четырёх ногах, с крыльями и хвостом, держащая меч и имеющая на груди щит с императорским вензелем.

В золотом щите на голубом поле две красные башни с белыми спицами и между ними красные ворота, в которых изображены: рогатка и под нею львиная голова; по сторонам башни по половине чёрного орла с золотою короною, а над воротами — два накрест расположенные ключа, и выше их крест и корона золотые. Под башнями и воротами зелёная земля.

ца гриф о четырёх ногах, с крыльями и хвостом, держащая меч и имеющая на груди щит с императорским вензелем. В золотом щите на голубом поле две красные башни с белыми спицами и между ними красные ворота, в которых изображены: рогатка и под нею львиная голова; по сторонам башни по половине чёрного орла с золотою короною, а над воротами — два накрест расположенные ключа, и выше их крест и корона золотые. Под башнями и воротами зелёная земля.

Оставшаяся часть земель современной

Латвии, также бывшие венедские территории, вошли в состав Российской империи при третьем разделе Речи Посполитой. Таким образом, в 1796 году в составе Российской империи появляется Курляндская губерния. Гербы Лифляндской и Курляндской губерний нашли своё отражение в сборнике П.П. фон-Винклера (см. таб.5).

Наличие вензеля Сигизмунда II Августа на предшествующем гербе Лифляндии не вызывало вопросов, так же как не вызывала вопросов буква «R» - Riga, на щите грифона в

Государственный Советник, 2017

Таблица №5

Гербы губерний Российской империи находившихся на территории современной Латвии [7]

Гербъ Лифляндской губернш

Въ червленомъ полП серебряный грифъ съ золотымъ мечемъ, на груди, подъ Императорскою короною, червленый вензель: ПВ ИВ (Петръ Вторый, Импе-раторъ Всероссшскш). Щитъ увПнчанъ Императорскою короною и окруженъ золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою.

Гербъ Курляндской губернш

Щитъ четверочастный. Въ первой и четвертой частяхъ гербъ Курляндскш: въ серебрянномъ полП червленый левъ, въ червленой-же коронП. Во второй и третьей частяхъ гербъ Семигальскш: въ лазуревомъ полП, выходящш серебряный олень, съ шестью на рогахъ отросками, увПнчанный Герцогскою короною. Щитъ увПнчанъ Императорскою короною и окруженъ золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою.

период с 1796 - когда Рижское наместничество преобразовано в Лифляндскую губернию по 1856 - год утверждения обновленного герба. Однако вензель Петра II на гербе Лиф-ляндской губернии, повторно появившийся в 1856 году, является неоднозначным символом. Трёхлетнее правление Петра II не являлось благополучным для Российской империи, при котором армия, флот и государство в целом пришло в упадок. Что же касается Лифляндии, то при Петре II, там было сделано единственное нововведение - введён сейм, что не может являться большим достижением достойным вензеля на гербе губернии. Возможно, Барон Борис Васильевич Кёне при составлении герба в 1856 году опирался не на здравый смысл и не на историческую правду, а на гербовник своего земляка, графа Христофора Антоновича Миниха. Очевидно, что герб Лифляндии достоин только одного вензеля - Петра Великого, однако можно сделать ещё одно предположение, что в 1856 году была сделана попытка «увековечить» на гербе Лифляндии имя последнего Императора Всероссийского вошедшего на престол по прямой мужской линии династии Романовых. Гербы и территории Курляндской и Лифлянд-ской губерний с 1856 года просуществовали в неизменном виде до 1917 года.

Трагические события государственного переворота в Российской империи застали земли Латвии оккупированными немецкими

войсками. Немецкая оккупация XX века возродила символы немецкой оккупации XIII века. Так с апреля по ноябрь 1918 года происходило формирование государства Балтия или Балтийкого герцогства, в которое вошли Курляндия, Лифляндия, Эстляндия и остров Эзель. По сути, новое марионеточное государство объединило территории современной Латвии и Эстонии, подписав личную унию с королевством Пруссия. Руководство государством осуществляла политическая элита, состоявшая из остзейских немцев при поддержке германской армии, первым руководителем герцогства стал Адольф Фридрих Меклен-бург-Шверинский. На форме солдат, наградах и военной технике нового государства использовался символ Тевтонского ордена -серебряный щит с черным крестом (см. таб. 1). Но поражение Германии в первой мировой войне не дало возможности немцам закрепиться на берегах Балтии. Поэтому с декабря

1918 года при поддержке РККА земли Латвии были освобождены от немцев, а 15 января

1919 года в г. Рига состоялся I съезд Советов рабочих, безземельных и стрелковых депутатов объединённой Латвии. На этом съезде была конституционно закреплена символика Латвийской Социалистической Советской Республики. Пётр Иванович Стучка, являвшийся председателем Советского правительства Латвии, выступая на съезде, предложил следующий вариант герба республики: «Мы свой

государственный знак немного изменяем: на гербе России изображен серп и молот, для нас это не подходит в связи с особенностями развития хозяйственной жизни Латвии, поэтому вместо серпа у нас изображается коса. На нашем гербе в центре - красная звезда как символ стрелков, ее охватывает колесо машины - обозначение промышленности, которую надо положить в основу экономической жизни Латвии». По окружности герба располагались надписи на латышском языке: «Социалистическая Советская Республика Латвии» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» [8]. Данный герб (см. рис.1) просуществовал в Латвии с января 1919 года по январь 1920 года.

Рисунок №1

Герб ССРЛ

1919-1920 гг.

С 1919 по 1920 год на территории Латвии велись военные противостояния, с одной стороны был союз Балтийского ландесве-ра и Железной дивизии, а с другой стороны РККА. Таким образом, в 1920 году в Латвии на немецких штыках была установлена новая власть, а ССРЛ прекратила свое существование. Немцы учли ошибки 1917-1918 года и в этот раз, во главе правительства была поставлена Латышская элита во главе с Карлом Индриковичем Ульманисом. Получив сельскохозяйственное образование в Германии и Австрии, К.И. Ульманис долгое время работал в США. Некоторые исследователи, анализируя его политическую деятельность, с 1917 по 1940 год приходят к выводу о его симпатиях немецкому режиму. Он увлекался идеями Муссолини, а последние годы его правления называют «профашистскими». Несмотря на это, Карл Ульманис осудил и выслал из страны лидеров латышской националистической организации с фашистской идеологией «Пер-конкруст» [9]. Поиск символа Латвийской республики был начат ещё в 1918 году, различные варианты эмблем Латвии печатались на

деньгах, марках, носились на нагрудных знаках латышских стрелков. Авторами герба республики стали Вилис Карлович Круминьш и Рихард Германович Зариньш - латвийские художники, графики. На Учредительном собрании Латвийской республики 15 июня 1921 года утверждается герб - первый герб независимого государства. Художники грамотно объединили в трёхчастном гербе символы Лифляндии - серебряный грифон и Курляндии - восставший червлёный лев. В верхнем лазоревом поле изображалось стилизованное золотое восходящее солнце с расходящимися лучами. Солнце с волнистыми лучами у балтийских народов символизировало богиню счастья и судьбы Лайму (Laima - счастье), этот символ использовали латышские стрелки со времен Первой мировой войны до 1921 года. Считалось, что 17 лучей Солнца соответствует количеству латышских уездов в составе Российской империи (см. таб.6). Над щитом были изображены по дуге окружности касающиеся друг друга двумя лучами три золотых пятиконечных звезды, по задумке авторов они символизируют единство трёх исторических частей Латвии - Видземе (ливы), Латга-лия (латгалы) и Курземе (включая Земгалию и Селию). Хотя если быть точным, то звёзд должно быть пять, так как Курземе, Земгалия и Селия исторические области, ведущие свое начало от самостоятельных земель, на которых проживали балтийские племена - курши, земгалы и селы. Герб обрамлялся зелёными дубовыми ветвями, символизируя силу народа. Ветви перевивались лентой, цветов государственного флага, щитодержателями в гербе были червлёный восставший лев и серебряный грифон (см. таб. 6).

Отдельное внимание стоит уделить флагу республики, который прошёл сложный путь становления, начиная со второй половины XIX века до наших дней. И по сей день флаг не лишен споров и противоречий, о которых будет сказано ниже. Флаг выбирали из многих вариантов, которые обладают исторической достоверностью и подтверждаются даже Ливонской рифмованной хроникой XIII века. Именно с её публикации в 1859 году немецким историком Отто фон Рутенбергом начинается история Латвийского флага. Внимательно разбираясь в указанных источниках, понимаешь, что в рифмованной хронике нет и намёка на флаг латвийского народа. Разберём данный документ по пунктам:

а) прежде всего, обратимся к описанию знамени: «mit einer banier rot gevar, daz was mit wize durch gesniten hiute nach wendichen siten.» [1G], т.е. красное знамя, рассеченное белой полосой. Очевидно, что таких знамён можно придумать множество в виду того, что не указанно как рассечено знамя, какой ши-

Г

Таблица №6

Герб и эмблема Латвии

Эмблема Латышских стрелков и символ на денежных знаках 1919-1921 гг.

рины полоса рассечения, какой вид полосы. Оригинал знамени 1280-х годов до наших дней не сохранился, поэтому из этой строки мы можем только фантазировать относительно вида знамени;

б) теперь стоит разобраться, кто шёл под этим мифическим стягом: «zer lantwer, als ich han vernomen, ein bruoder und wol hundert man

.......zer lantwer' als ir hat vernomen ein bruoder

was ir houbetman» [10], т.е. Тевтонский рыцарь - ландвер, вел наемников примкнувших к нему для борьбы с местным населением. По сути, под вышеуказанным знаменем шли немецкие завоеватели Латвийских земель;

в) следующий вопрос: откуда шли данные войны и всё-таки чьё знамя было у них в руках? «Wenden ist ein burc genant, von den diu banier wart bekant. und ist in Letten lant gelegen.» [10], т.е. Венден и есть тот замок, откуда известен этот флаг, а стоит этот замок на земле лэттов. Новообразованное государство рыцарей, получило большие территории, на которых как раз и располагался так называемый «город меченосцев» - Веден. Красный крест и меч на серебряном (белом) поле щита был символом Ордена меченосцев, разбитых в 1236 году объединёнными силами прибалтийских племен. Однако Орден меченосцев не исчез, а влился в Тевтонский орден. В качестве памяти о своих орденских цветах вполне мог остаться красный флаг с белой полосой, в этом случае это отличительный знак рыцарского ордена, а не лэттов и связан этот символ с «городом меченосцев». [11] Другие авторы обращают внимание, что идёт упоминание города «Венден» и «флага по их обычаю». Замок был построен в 1207 году на месте поселения известного с IX века. Венден, как и многие название городов и топонимов южнобалтийских земель, ведет свое название от венедов - предков славян, автохтонного народа на данной территории. Не исключено, что это описание стяга наёмных венедов, примкнувших к тевтонским рыцарям. [12];

Герб Латвии 1921-1940гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) Флаг был популяризирован студентами, входившими в Тартусское братство мла-долатышей. Деятельность организации была направлена на подъём национального самосознания в борьбе с семисотлетним притеснением латышей немецким дворянством - потомками ливонских рыцарей. [13] Несмотря на цели организации, при выборе флага были допущены следующие ошибки:

1. Берётся хроника, написанная членом Тевтонского ордена Дитлебом фон Альнпеке, который к тому же слабо различает народы и племена, населяющие эти земли, восхваляя всех кто примкнул к рыцарям самыми высокопарными эпитетами;

2. При выборе опирались на искаженный перевод хроники с немецкого на латышский язык. В этом переводе «Венден» заменён на «Цесис», «венденские традиции» на «обычай цесинцев», «отряд ландвера» на «латышский полк» и т.д.

д) В хронике отражено не только откуда шли рыцари, но и куда они шли. Отряд шёл на помощь маршалу Ливонского ордена Гер-харду Каценелленбогену отражать нападение на Ригу местных племён. Трудно представить, что крестоносцы шли со знамёнами вражеских племён. Описанный флаг рыцарей встречается на всех территориях, где они сражались с потомками венедов в Германии, а теперь и на балтийских землях;

е) Этот же флаг встречается у члена Тевтонского ордена Великого комтура Куно фон Лихтенштиейна. [14] Этот же флаг является флагом Австрии, вытекая из Баварской восточной марки. Красно-бело-красный флаг упомянут как флаг Кандии после завоевания крестоносцами в 1204 году. [15]

Пожалуй, никто так активно не обсуждал свой флаг в составе Российской империи в конце XIX начале XX века, как это делали представители латышского народа. Так же нигде на территории Российской империи потомки немецких завоевателей так активно

Таблица №7

Варианты флагов Латвийских земель

Лифляндская губерния

Курляндская губерния

М. Силиньш

П Фальк

•як к** Ш9Я. »ш.ш »w* тшш

pat* к яг мл Ш *pt ее« км

■ ««««Я в ШЖЛШ9 Щ ЯЯЯЯ* Я

' тШ» яр> «»ц яяя

i я я« «а*я» я f«tii mm* ш яяя* «я* ее а тщш км* я*»«

тпч «я* и я* . я я и ««л

як яря nit ця тшш шщ

ш »■ т»щ «яяяя щщш ■ . 1 ■ IM ЯЯИ - Я«1 «ЦС MlH

I «i* ■ >i*«i t ««к я В* Ki« ЯК* шяя nil (Mf

КЯ* III »ШШ ■>> ЯЯЯ »V«

» w* » e я* я at »«я я м *,« вши* я я* яя»»

А. Швабе

Л. Лайцен

М. Крогземис

Я. Сандерс

*

Я. Гросвальд

Я. Лапиньш

А. Цирулис

не навязывали свои символы коренным народам, как это делалось на берегах Русской Балтии. Рифмованная хроника - это был первый «удачный вброс» ложных символов. Историк П. Фальк в газетной статье «Наши старые земельные цвета» описывает цвета, использовавшиеся в XVIII века, остзейским немецким дворянством, т.е. потомкам Ливонских завоевателей. По его мнению, Лифляндской губернии характерен красный, зеленый и белый цвет, а в Курляндской губернии использовали зелёный, синий, белый. [16] Однако, несмотря на мощное немецкое лобби, многие этнографы сходились во мнении, что для латышей не характерен красный цвет. Например М. Силиньш говорил, что для Видземе характерны зелёные, синие и коричневые цвета. Он считал, что для флага подходит узор латышского костюма, т.е. перекрещивающиеся полосы сине-белого или зелено-белого цвета. [11] Арведс Швабе, латышский писатель пер-водчик и общественный деятель, предлагал флаг в традиционном латышском орнаменте - вышивке. [17] Писатель и политик Линард Лайцен пропагандировал флаг, сочетавшийся с цветами латышского костюма - оранжево-зелёный. [18] Латышский поэт Микелис Крогземис предлагал флаг, состоящий из двух равных вертикальных полос белой и красной. Янис Сандерс латвийский лютеранский пастор и фольклорист считал, что описанный в рифмованной хронике, флаг может содержать несколько белых полос, например 2 или 3, чтоб отличаться от австрийского и датского флагов. [19] Язепс Гросвальд латышский художник предлагал бело-красно-белый флаг или цветовой инвариант. В 1916 году педагог и журналист Янис Лапиньш, будучи активным популяризатором красно-бело-красного флага, создает флаг, который был вывешен на доме Общества латышей в г.Вольмаре. Это первое латышское знамя, сохранившееся до наших дней. Флаг представлял собой красное полотно с белой полосой составлявшей 1/5 ширины флага и нашитым золотым 12-ти лучевым солнцем - символом богини Лаймы (см. таб. 7).

В мае 1917 года на заседании Общества содействия искусствам была поставлена окончательная точка в вопросе с латышским флагом. Принимали участие в собрании художники, фотографы, деятели литературы и искусства: Язепс Гросвальд, Ансис Цирулис, Конрад Убанс, Валдемар Тоне и другие. Были рассмотрены предложенные варианты флагов латвийской республики. В качестве образца латышского национального флага был рекомендован вариант художника Ансиса Цирулиса с поправками относительно тёмнокрасного цвета, предложенными Линардом Лайценом. В 1922 году данный флаг был за-

креплён законодательно и описан в Конституции Латвийской республики. Позже вышло постановление кабинета министров Латвии "О государственном, торговом, персональных должностных, ведомственных флагах и флагах военных кораблей". Таким образом, в борьбе за латышский флаг победило немецкое лобби, а выбранный символ не представлял коренной народ, а скорее закреплял завоевания и господство потомков Ливонского ордена (см. рис.2).

Рисунок №2 Флаг Латвийской республики

1922 г.

Государственный и торговый флаг Латвии

- красно-бело-красный, нижняя и верхняя части в два раза шире средней белой части (2:1:2), соотношение длины флага и ширины

- 3:2. Цвет флага темно красный (карминовый) [20].

Через полгода, в начале 1923 г., сейм принял флаг республики, изменив только пропорцию сторон на 2:1. Этот вариант флага Латвийской республики просуществовал до лета 1940 года, когда была провозглашена Латвийская ССР.

Стоит отметить, что данный флаг, ведущий своё начало от Ливонских завоевателей Балтийских земель, пришёлся по вкусу немецким завоевателям XX века. Под вышеописанным флагом воевал Латышский добровольческий легион СС 1943-1945 гг. Порядка 30 тысяч латышей, большая часть из которых была насильственно загнана в «фашистский строй», сражались не только против советской армии, но и уничтожали мирное население Польши, Белоруссии, Ленинградской и Новгородской областей РСФСР. Как показала история, «хищный сброд» XIII века, пришедший на берега Балтии имел ту же природу и те же цели в XX веке. Под управлением немецкой аристократии, преследуя коммерческие и политические цели, легионы СС воевали против России, используя национал предателей под их старинными знамёнами.

Можно с разных сторон рассматривать процесс вхождения Латвийской республики в состав СССР в 1940 году. Но с точки зрения символов произошло логическое переформатирование символики республики в рамках принятых правил советской геральдики. Герб

Латвийской ССР, принятый сеймом республики в августе 1940 года, представлял собой символы Советского союза - золотой серп и молот в лучах восходящего солнца. Учитывая специфику региона и связи жизни латышского народа и моря, солнце в гербе восходило из морской глади. Герб украшали по семь золотых пшеничных колосьев с каждой стороны, венчала данную композицию золотая пятиконечная звезда. В нижней части герба на девизной ленте, обвивающей колосья, было написано название республики на латышском языке. По бокам герба был указан советский девиз на латышском и на русском языках -«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Герб был составлен заслуженным деятелем искусств, народным художником республики, профессором Академии художеств Латвийской ССР Артуром Петровичем Апинисом. [8] Описание герба в конституции Латвий-

ской республики варианта 1940, 1978 и 1979 годов внесли по сути только одно значительное изменение - в редакции от 1979 года звезда превратилась из золотой в красную звезду с золотым обрамлением (см. рис. 3). Конституционное описание герба было следующее:

Государственный герб Латвийской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота в лучах восходящего солнца и в обрамлении колосьев; в верхней части герба - пятиконечная звезда; в нижней части - море и на ленте, обвивающей колосья, надписи: на латышском языке - в центре - "Latvijas PSR" и по бокам - "Visu zemju proletariesi, savienojieties!" и на русском языке - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" [21] Флаг Латвийской ССР так же как и герб прошёл два этапа преобразований (см. рис.4) и был описан в конституции республики варианта 1940 и 1953 года.

Рисунок №3

Варианты герба Латвийской ССР в период 1940-1990 гг.

1940-1979 гг.

1979-1990 гг.

Варианты флага Латвийской ССР в период 1940-1990 гг.

Рисунок №4

1940-1953 гг.

Государственный флаг Латвийской ССР представляет собой полотнище, состоящее из пяти горизонтально расположенных цветных полос: верхней полосы красного цвета, составляющей две трети ширины флага, двух белых и двух синих чередующихся между собой волнистых полос, изображающих море и составляющих одну треть ширины флага. В левом верхнем углу красной полосы полотнища флага, на расстоянии одной пятой длины флага от древка, изображены золотые серп и молот и над ними пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине 1:2" [21]

Латвия одна из первых республик, вышедшая из состава Советского союза с фев-

1953-1990 гг.

раля 1990 года, вернула символы, принятые в смутные 20-е годы XIX столетия. Трагедия 90-х годов, разорвавшая некогда единый народ на полтора десятка независимых государств, явно проявилась в символике данных стран. [22] Большая часть флагов стран СНГ, включая и флаг Российской Федерации, [23] были дискредитированы в годы Великой отечественной войны национал предателями -коллаборационистами. [24] Гербы, созданные в смутные революционные годы, в период гражданской войны, не отвечали профессиональным требованиям и скорее были эмблемами, а не гербами. [25] Революция 1917 года в символах стран СНГ проявляла преемственность в смуте 90-х годов. Очень немногие

страны, такие как Казахстан и Киргизия, не стали оглядываться назад, а начали свой путь с чистого листа, тем самым не олицетворяя свои государства сомнительными символами. [26] Латвия в этом смысле пошла по пути наименьшего сопротивления, вернув государству символы периода 1922-1940 гг. И если герб является удачным и профессиональным символом государства, то флаг - это скорее историческая диверсия против латышского народа (см. рис.5).

Описание герба Латвийской Республики было изложено в Законе «О государственном

гербе Латвии» от 5 марта 1998 года профессиональными геральдистами, согласно установленных правил. В течение последующих лет блазон герба подвергался незначительным изменениям в ключе уточнений малого, среднего и большого герба. Последняя редакция Закона, описывающего герб республики, выглядит следующим образом: «Статья 3.

(1) Щит большого государственного герба пересечен и полурассечен:

1 — в синем поле половина восходящего золотого солнца,

Символы Латвийской Республики

Рисунок №5

Герб

Флаг

2 — в серебряном поле направленный в обращенный наоборот красный лев (Курземе, Земгале),

3 — в красном поле серебряный грифон с золотым языком и серебряным мечом в правой лапе (Видземе, Латгале).

Над щитом полукругом три золотые звезды.

Щитодержатели - справа красный лев с золотым языком, слева серебряный грифон с золотым языком, — опираются на две зеленые дубовые ветви, перехваченные красно-серебристо-красной лентой в соотношении цветов государственного флага.

(2) Малый государственный герб состоит из щита большого государственного герба, над которым полукругом три золотые звезды.

(3) Дополненный малый государственный герб состоит из малого государственного герба, перехваченного по бокам двумя зелеными дубовыми ветвями, перекрещивающимися под щитом» [27].

Несмотря на то, что герб и его описание выполнено профессионально, стоит обратить внимание на ряд символов.

а) Три пятиконечные звезды над щитом изначально символизировали историко-культурные области Латвии, однако современная наука на территории Латвии выделяет 5 таких областей (Курземе, Видземе, Латгале, Земгале, Селия). В описании герба указано только 4 области и соответ-

Рисунок №6 Латышская звезда Аусеклис

ствующих им символы, что, с точки зрения целостности территории, является тревожным знаком. В том числе стоит определить, сколько лучей должны иметь эти звёзды. Так, например, пятиконечная звезда характерна народу Саамов, как оберег защищающий оленей. В древнем Риме пятиконечная звезда была символом бога войны - Марса. Для поиска звезды Латвии необходимо обратиться к собственной мифологии, в которой присутствует образ утренней звезды Аусеклис. Она является ярким символом латышской культуры и изображается в традиционном орнаменте (см.рис.6).

б) Описание языка, клюва, когтей, клыков и глаз в геральдике является символом вооружения геральдических фигур. В гербе Латвии описаны только языки. Язык сим-

вол глагола, червлёный язык символизирует красоту речи. Что подразумевали авторы герба, награждая фигуры золотым языком, можно только догадываться. При этом лев на гербе имеет червлёный язык, а лев щи-тодержатель - золотой. Грифон исторически имел золотой меч, как символ богатой амуниции и прибыли от завоеваний, а язык при этом не выделялся. В современном гербе меч слился с фигурой грифона, выделен только золотой язык, как символ обретения богатства обозначенных земель.

в) Отсутствует девиз, а девизная лента задумана в цветах государственного флага, однако не соответствует этим цветам. Так как ни в описании, ни на изображении герба не сказано о карминовом цвете, в то время как в законе цвет флага конкретизирован. Потом, как уже было показано выше, этот символ ослабляет герб и с исторической, и с прогностической точки зрения, отмечая герб символом завоевателей и предателей. Данный факт ставит в зависимость герб от флага, а должно быть наоборот.

Обратимся к описанию флага. Так же как и герб в период с 1990 года флаг не изменялся, а законодательное описание флага конкретизировало его до мельчайших деталей - Закон «О государственном флаге Латвии» от 29 ноября 2009 года гласит:

"Статья 2. Описание государственного флага Латвии.

(1) Государственный флаг Латвии - кар-миново-красный с белой горизонтальной полосой.

(2) Соотношение красной, белой и красной полос государственного флага Латвии - 2:1:2.

(3) Соотношение ширины и длины государственного флага Латвии - 1:2.

(4) Соотношение красной, белой и красной полос государственного флага Латвии, а также соотношение ширины флага и длины независимо от размеров флага должно соответствовать указанному в 1 приложении этого закона образцу.

(5) Государственный флаг Латвии является государственным символом Латвии" [27].

Проведенный анализ герба и флага Республики Латвия опирался на историю латышских племён и их территорий. В ретроспективе, сопоставив геральдику и геополитику народов, проживающих на территории современной Латвии, можно сделать следующие выводы:

Герб Республики Латвии сделан профессионально, а его описание соответствует правилам геральдики. Герб имеет историческое основание и согласуется с земельными символами территорий, входящих в состав государства. Несмотря на то, что ге-

ральдика на территории Латвии берёт своё начало от ордена крестоносцев, символы завоевателей отсутствуют на гербе республики. В главной части герба изображен национальный символ, свойственный народам Прибалтики - солнце с волнистыми лучами, характеризующее богиню счастья и судьбы Лайму, а лазоревый фон соответствует Балтийскому морю и усиливает символизм солнца. Вторая и третья часть герба содержит земельные символы, берущие свое начало от родовых гербов защитников и эффективных управленцев Латышских земель. Эти земли обладают богатыми геральдическими традициями, что дает право государству иметь малый, средний и большой герб. Латвия не только описала эти гербы на законодательном уровне, но и определила ранги использования того или иного символа органами власти. Несмотря на то, что герб Латвии является одним из наиболее удачных символов среди гербов государств постсоветского пространства, он требует внимательного переосмысления. Ввиду того, что в гербе нет случайных символов, стоит обратить внимание на следующие объекты: количество звёзд и их символизм, более внимательно подойти к вопросу описания геральдических фигур, а также определить и усилить функционал девизной ленты. Данные моменты могут быть легко исправлены с учетом серьезности подхода к геральдике в Латвийской Республике.

Флаг является одним из самых спорных символов государства. Как было показано выше, эти споры имеют почву и опираются на труды известных ученых и общественных деятелей. Нарушена причинно-следственная связь флага и герба государства, так как герб подчинён флагу. Цвета герба - червлёный, серебряный, лазоревый и золотой, именно в этих цветах необходимо было делать флаг, тогда бы герб и флаг смотрелись как единая художественная композиция. Усилить флаг и сделать его уникальным и узнаваемым могли бы этнические узоры. Хорошим примером «этнофлага» являются флаги Белоруссии и Казахстана. Серьезные ошибки в государственных символах свойственны всем странам СНГ, не исключая и Российскую Федерацию, однако такие государства как Грузия и Беларусь, понимая эти ошибки, успешно провели реформы по смене государственной символики. Латвии также предстоит переосмысление и доработка символов государства, так как если герб республики имеет мелкие недочёты, то флаг не соответствует историческим и этническим реалиям Латвии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тюрин П.В., Тюрин М.П., Красно-бело-красный (История флага Латвии), [Электронный ресурс] // Геральдика. ру 26 апрель 2004. URL: http://geraldika.ru/symbols/7069

2. Аннинский С.А., Введение. В кн.: Генрих Латвийский. Хроника Ливонии., М.-Л., изд, АН СССР. 2 изд., 1938,

3. Конопленко А. А., Роль Ордена меченосцев в завоевании Ливонии // Военно-исторические исследования в Поволжье. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Вып. 6. С. 9-15. (0,9 п.л.)

4. Гербы ваяводствау Рэчы Паспалтгай, [Электронный ресурс] // Краткая псторыя Беларуа за апошшя 1000 год, URL: http://history-belarus.by/pages_bel/terms/blr_gerb.php

5. Полное Собраше ЗаконовъРоссшской имперш, съ 1649 года, Томъ VI 1720-1722, Санктпетербургъ: Въ Типографш II Отдьлешя Собственной Е.И.В. Канцелярш, 1830, -С. 420-431.

6. Миних Б.К., Гербовник знамен Российской империи, содержащий рисунки гербов городов, провинций, а также знамен полков, их гербов и знаков. 1730-1778 гг., .- РГИА ф.1411 Оп 1 Док. 1;

7. Винклер П.П., Гербы городовъ, губернш, областей и посадовъ Россшской Имперш, Санкт-Петербург: И. М. Комелова, 1899, -С. 182-183

8. Поцелуев В.А., Гербы Союза ССР, Москва: Издательство Политической литературы, 1987, -С. 64, 144.

9. Davies Р., Lynch D., The Routledge Companion to Fascism and the Far Right, London: Routledge, 2002. р. 244.

10. Bergmann, Liborius von, Fragment einer Urkunde der ältesten Livländischen Geschichte in Versen : aus der OriginalHandschrift zum Druck befördert ; mit einigen Erläuterungen und einem Glossar, Riga: Hartmann, 1817. р.58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. (Ditleba Alnpetes) Rimiu hronika (latviski M. Silina). Riga, 1893, lpp.169.

12. Dielers E. Kads büs izskatijies senlatviesu karogs? — "Latv. Balss" — 17V, 1931, No. 12.

13. Sanders J. "Latv. Baiss", 1932, 27, III, No. 12.

14. Длугош Я, Грюнвальдская битва. М.-Л., изд. АН СССР, 1962, с.92.

15. Белавенец П.И., Книга о флагах сочинения Карла Алярда изданная в Амстердаме в 1705 году, С-Петербург: Сенатская типография, 1911, -С. 97.

16. Falck. P., Unsere alten Landesfarben // Duna-Zeitung, Nr. 165. - 25. Juli 1900.

17. Svabe A. Latvju kulturas vesture., Riga, 1923, p. 11.

18. Laicens L. Latv. karogs. Lidums. 1917. g.7. IV, No. 80.

19. Sanders J. Latv. Baiss, 1932, 27, III, No. 12.

20. Visas tiesibas aizsargatas, [Электронный ресурс] // NeoGeo.lv 15.11. 2010, URL: http://neogeo.lv/?p=5578

21. Стадник В!., Державш герби i прапори СРСР та союзних Радянських Сощалютичних республш: Комплект плакапв, Киев: Полгтвидав Украши, 1982.

22. Загоруйко М.В., «Государственные символы Белоруссии: история и значение,» Genesis: исторические исследования, № 1, 2015. -С. 36-58. DOI: 10.7256/2409-868X.2015.1.13999. URL: http://e-notabene.ru/hr/ article_13999.html

23. Загоруйко М.В. Алиев О.Г., «Сначала мы создаем герб, а потом герб создает нас прогностический аспект геральдики,» Политика и Общество., № 11, 2013., -С. 1346-1356.

24. Загоруйко М.В. Символы современной Грузии - историческая ретроспектива // Genesis: исторические исследования. - 2015. - 3. - С. 292 - 325. DOI: 10.7256/2409-868X.2015.3.14534. URL: http://www.e-notabene. ru/hr/article_14534.html

25. Загоруйко М.В. Государственные символы республики Азербайджан: история и значение // Genesis: исторические исследования.-2014.-5.-С. 78-92. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.5.13515. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_13515.html

26. Загоруйко М.В.. Символы Республики Казахстан: исторический путь и современные реалии. // Исторический журнал: научные исследования. - 2015. - № 5. - С. 568-575. DOI: 10.7256/2222-1972.2015.5.17290

27. Latvijas Vestnesis, [Электронный ресурс] // Likumilu 12.12. 2014, URL: http://m.likumi.lv/doc. php?id=47133&cs=f521ff1e

с.43.

Информация об авторе:

Загоруйко Михаил Васильевич

Директор УО ПЭЦ «Чашниково» Московского

государственного университета имени М.В.Ломоносова; Кандидат исторических наук Эл. почта: [email protected]

Information about the author:

Zagoruyko Mikhail Vasilievich

Director UO TEV "Chashnikovo", Moscow State University named after M. V. Lomonosov Candidate of Historical Sciences E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.