THEORY AND PRACTICE OF FINE ART | ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕО ИСКУССТВА |
EDN: ZUAPQR УДК 75.03/.04
THE PROCESS OF ARTISTIC CREATIVITY FROM THE METHODOLOGICAL POINT OF VIEW
Tatyana Yu. Serikova
Siberian Federal University
Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky Krasnoyarsk, Russian Federation
Abstract: At the present time there is no clear and precise methodology for artistic activity. In this article, the forms of the artistic creativity process organization, the stages of its implementation, features, principles, and means are identified in the context of the scientific analysis methods. The works of the following famous Siberian and Buryat painters are used as experimental material: N. I. Rybakov, T. N. Gritsyuk, N. A. Rotko, I. Yu. Verpeta, K. S. Voinov, A. M. Znak, A. I. Volokitin, M. S. Ombysh-Kuznetsov, G. P. Kichigin, E. A. Shadrina-Shestakova, U F. Kapelko, Z. B. Dorzhiev, A. A. Osipova, A. G. Pozdeev.
Keywords: methodology; scientific analysis; creative process; fine arts; Siberia and Buryatia.
Citation: Serikova, T. Yu. (2023). THE PROCESS OF ARTISTIC CREATIVITY FROM THE METHODOLOGICAL POINT OF VIEW. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal 'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, Ne4 (17), pp. 130-143.
T. Ю. Серикова
Сибирский федеральный университет
Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Красноярск, Российская Федерация
ПРОЦЕСС
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ
В настоящее время не существует ясной и четкой методологии художественной деятельности. В представленной статье в контексте методов научного анализа выявляются формы организации процесса художественного творчества, этапы его осуществления, особенности, принципы и средства. В качестве экспериментального материала используются произведения известных сибирских и бурятских живописцев: Н. И. Рыбакова, Т. Н. Грицюк, Н. А. Ротко, И. Ю. Верпеты, К. С. Воинова, А. М. Знака, А. И. Волокитина, М. С. Омбыш-Кузнецова, Г. П. Кичигина, Е. А. Шадриной-Шестаковой, В. Ф. Капелька, 3. Б. Доржиева, А. А. Осиповой, А. Г. Поздеева.
Ключевые слова: методология; научный анализ; процесс творчества; изобразительное искусство; Сибирь и Бурятия.
Способы миропознания, свойственные изобразительному искусству, для других сфер человеческой деятельности не характерны. При этом отметим, что искусство невозможно отделить от жизни человека или отнести его функцию исключительно к психотерапевтической или развлекательной. Также нельзя выразить суть художественного творчества лишь через физиологию, принципами которой процесс художественного творчества объяснить нельзя.
До сих пор не утихают споры о первопричинах процесса художественного творчества. Искусствоведы, философы и психологи указывают на совершенно разные, но при этом взаимосвязанные начала, представленные непосредственно в этом процессе. Думается, что для решения данной проблемы требуется определить методологические принципы процесса создания произведения изобразительного искусства.
В данном исследовании под термином «творчество» будет пониматься процесс создания произведения искусства, а не только его результаты. Заметим, что этот процесс определяется взглядами автора на окружающий мир, общественными условиями и исторической обстановкой, а также индивидуальными качествами творца. Философия, культурология и психология уделяли много внимания данному процессу, но все же изучен он недостаточно глубоко, в связи с чем представляется целесообразным рассмотреть его с точки зрения искусствоведения.
Актуальность обращения к проблемам методологии процесса художественного творчества как совокупности оснований, способствующих научному поиску, обусловлена ее малой изученностью. Исследование данного вида деятельности должно происходить на стыке таких наук, как философия, психология, культурология и искусствоведение. Изучение методологии художественной деятельности позволит увидеть многогранность творческого процесса, выявить его специфику, уяснить взаимосвязь между процессом познания, ходом создания произведения искусства и его восприятия зрителем.
Отметим степень изученности темы. Как уже отмечалось выше, несмотря на обилие научных разработок, посвященных методологии художественного творчества, данный вопрос еще недостаточно изучен. Назовем несколько работ данной тематики: «Методология» A. M. Новикова [4], «Методология в художественной деятельности» Е. Ю. Вахрушевой [1], «Методология художественной деятельности» С. П. Ломова [2]. Авторы излагают принципы методологии как науки о функционировании и организации художественной деятельности, однако данные носят исключительно теоретический характер и не имеют опоры на конкретные примеры деятельности художника, не содержат иллюстративный материал.
Выделим характерные черты творческой деятельности. Вдохновение, несомненно, является одной из ее важных отличительных особенностей, но при этом произведение искусства представляет собой итог работы живописца в области сбора натурного материала и трансформации накопленных за определенный период впечатлений в художественные образы. В качестве подтверждения приведем слова Н. И. Рыбакова1: «Я много времени уделяю работе с натурой, но не изображаю ее доподлинно, не пишу этюдов, тем не менее очень тщательно изучаю окружающий мир. В последний раз я получил огромный импульс от общения с миром и природой. Осенью в Хакасии взял в руки фотоаппарат, пошел по замерзающей речке и снял много интересных кадров. Этими впечатлениями я живу все это время, думаю о том, как приступить к теме замерзающей воды, как ее раскрыть» [6]. Впечатления Николая Рыбакова стали основой для серии картин, одна из которых так и называется -«Замерзающая река», а другая - «Дорога на запад. Шелковый путь».
Отметим, что для произведения искусства характерны формируемая как сумма нескольких качеств художественность и синкретизм. Процесс создания включает в себя несколько видов деятельности, среди которых называются ценностно-ориентированная, познавательная, преобразовательная, коммуникативная и эстетическая. При этом мастер свободен в выборе целей своей работы. Создаваемый живописцем художественный образ носит субъективный характер. Часто поэтому между художником и зрителем возникает недопонимание, иногда даже переходящее в неприятие. Например, произведения красноярского художника-примитивиста Ю. И. Деева2 долгое время были известны только в узком кругу искусствоведов и друзей, а у широкой публики интерес к полотнам появился лишь в поздний период его творчества.
В число принципов художественной деятельности входят следующие: для художественной деятельности, как и в целом для человеческой, характерна причинно-следственная взаимосвязь; новое произведение имеет в своей основе прошлый опыт автора или других художников, а также два дополнительных способа изучения окружающего мира. Это рациональный, или логический, метод, базирующийся на личном опыте, и чувственный, сформированный с помощью интуиции, озарения или инсайта. Они не отрицают друг друга, а только взаимодополняют.
Тем не менее следует отметить, что создаваемый художественный образ отражает авторское, субъективное мировосприятие мастера. Художник вправе отказаться от следования предшествующим достижениям в области изобразительного искусства. Взаимодействуя с реальностью, он создает авторское произведение, наполняя его образное содержание; выражает свою субъективную реальность, отражая объективную действительность. Таким образом, можно говорить о реализации принципа единства выражения и отражения. Важно, что сотворенный мастером художественный образ изменяет действительность, и возникает субъективная, авторская реальность, существующая только в сознании творца. В этом заключается одно из различий методологий научной и художественной деятельности. Так, представляется возможным определить еще один принцип художественной деятельности - единство отражения и преображения. Мастер преобразует реальность, отражая
ее. Здесь было бы уместно привести в качестве примера творчество художников-абстрак-ционистов, и работы сибирских живописцев Н. И. Рыбакова, Т. Н. Грицюк3 и Н. А. Ротко4 могут служить иллюстрацией к вышеизложенному теоретическому материалу.
Независимо от своей принадлежности к какому-либо художественному течению или направлению, живописец, отражая объективную реальность, все же сохраняет определенную степень сходства задуманного с объективной реальностью через воспроизведение видимых форм отражаемых предметов или явлений. Следует отметить, что через сформированный образ автор демонстрирует в созданном произведении свой внутренний мир и транслирует его содержание реципиенту. Картина визуализирует как его собственную субъективную реальность, так и духовные свойства изображенных объектов или персонажей, в итоге перед зрителем предстает уникальный и неповторимый мир личности художника. Сказанное можно проиллюстрировать работами И. Ю. Верпеты5, которая в настоящее время проживает в Санкт-Петербурге, а до 2023 г. жила и работала в Красноярске.
Художник, создавая свое произведение, познает окружающую действительность с позиции субъективного мировосприятия, собственных интересов и личных потребностей; дает им оценку, отражающую отношение к изображаемым предметам и явлениям. Поскольку мастер, наряду с личностными, духовными установками, выражает и базовые общественные ценности, он способен представлять социальные проблемы через призму личного восприятия этих идей и настроений. Отметим, что взаимосвязь общественного и личного выражает сущность процесса художественного творчества. Также можно утверждать, что слияние личного и общественного является результатом процесса творчества.
Персона ученого заслуживает внимания, но значение для общества достигнутых результатов научного исследования снижает ценность личности первооткрывателя. В искусстве индивидуальность автора самоценна, она выдвигается на первый план. Историю изобразительного искусства в целом составляют жизнеописания и исследование творчества великих художников, а история науки посвящена анализу развития идей и описанию открытий, сделанных либо
коллективом авторов, либо отдельными личностями на основании существующих данных.
Необходимо отметить, что сущность художественного воспроизведения действительности заключается во взаимосвязи и взаимозависимости отражения объективной действительности и выражения субъективной, авторской реальности. Диалектический принцип неразрывной связи преображения и отражения воплощается в том, что, изображая реальность, художник в тот же момент и преобразует ее. Созданный объект творчества, который может существовать в виде написанного маслом на натянутом на подрамник холсте портрета или пейзажа или высеченной из мрамора скульптуры, можно отнести к материальному преобразованию. В отношении идеального преобразования можно сказать, что оно заключается в создании вымышленной, воображаемой реальности во внутреннем пространстве произведения искусства.
Следует отметить, что преобразование (или преображение) объективной реальности в процессе художественного творчества имеет несколько аспектов. Созданное произведение становится новым, не существовавшим прежде объектом реальности. Авторское творение вызывает у реципиента эмоциональный отклик, который ни в чем не уступает вызванным самой жизнью чувствам и переживаниям. Таким об-
разом, изобразительное искусство, являясь для зрителя эмоциональным источником, способно дать необходимые ему чувства и душевные переживания. Достигая катарсиса, человек очищает душу, избавляется от духовного напряжения, при этом даже восприятие трагического может доставлять ему удовольствие. Особо притягательным для зрителя является то, что вызываемые живописным произведением переживания никогда не происходили в действительности и не вынуждают его отвечать на них. Произведение искусства способно развлечь, хотя даже в этом случае активизирует духовные способности и стимулирует творческую активность зрителя, его стремление к самосовершенствованию и к воплощению сформированных в процессе рецепции идеалов.
Не вызывает сомнения то, что произведения искусства влияют на политическую жизнь социума, на взаимодействие между группами и слоями общества, на существование государств и народов. Можно говорить, что художественное творчество служит стимулом для процесса преображения как человека, так и общества, влияя на профессиональную деятельность его членов. Здесь, на наш взгляд, уместно привести в качестве примера работы красноярских художни-ков-реалистов К. С. Воинова6, А. М. Знака7 и А. И. Волокитина8.
В вопросе определения профессиональной деятельности можно привести в качестве примера картину «Розовые облака» К. С. Воинова, на которой изображен лежащий на мостках из бревен мальчик-подросток. Он смотрит на отражение
в водной глади плывущих по небу облаков, подсвеченных розоватым солнечным светом. Облака словно написаны на полотне будущего живописца, который находится сейчас только в начале своего пути. Общее настроение создают легкие и спокойные цвета. Художнику удалось воплотить в этом произведении свои впечатления от времени, когда он только начал осознавать себя как личность; автор сумел передать первые самые чистые и светлые переживания от красоты окружающего мира, неповторимой прелести и поэтичности природы родных мест. Испытанное тогда чувство прекрасного помогло ему осознать себя и в итоге стать живописцем.
В картине «Весенний натюрморт» А. М. Знаку удалось передать ощущение человека от первых живительных лучей весеннего солнца. Мастер встречает весну в мастерской, в окно которой бьет яркое солнце, вовлекая в радостное смятение все находящееся в его зоне доступности. Это бюст дамы из эпохи Возрождения, сухие букеты, зеркало и книга. Статичные, бездушные предметы контрастируют с кипучей жизнью первых, еще по-зимнему холодных февральских дней, когда появляются новые голубые тени на пока белом, освещенном нестерпимо ярким солнечным светом снегу и капает талая вода с наросших на крышах сосулек. Зритель чувствует радость автора, вместе с ним дышит весенним воздухом, вспоминает прошлые весны и людей, некогда столь милых и дорогих его сердцу, слышит их голоса и начинает с нетерпением ждать новых встреч и нового счастья. Просыпаются давно забытые воспоминания, душа томится в предощущениях счастья, отложенного на долгие годы. Не вполне осознавая это, он ставит отметку на полях своего личного творческого дневника с тем, чтобы не забыть, не пропустить этот день обещанного счастья в течение всегда юной весны, душного тяжелого лета, меланхоличной осени и душевного холода зимы.
На картине-портрете «Водолаз Лукьянов» А. И. Волокитина изображен человек, связавший свою судьбу с великой сибирской рекой. Живописцу удалось передать дерзновенность и решительность, столь необходимые в этой сложной и опасной профессии. Смельчак на портрете способен совершать решительные поступки с долей риска, он умеет преодолевать свой страх.
Нас окружает огромное количество храбрых людей: пожарные, полицейские, волонтеры и многие-многие другие. В новостях постоянно встречаются сюжеты о том, как сотрудники МЧС извлекают людей из завалов, пожарные, рискуя собственной жизнью, выводят пострадавших из горящих зданий, а обычные прохожие, в том числе и подростки, спасают провалившихся под лед детей. Но смелость - это не только подвиги и героизм, люди могут совершать героические поступки просто честно выполняя свое дело; они уверены в своих силах и несмотря ни на что добиваются своих целей. Таков и изображенный Александром Волокитиным человек, которому смелость помогает превозмочь страх.
Теперь обратимся к проблеме логической структуры художественной деятельности. В настоящее время нет четкого разделения на методы и средства в данной сфере. В качестве метода художественной деятельности можно указать следование определенным художественным течениям. Среди средств выделяются математические, материально-технические (холст, краски, подрамник или др.), информационные, языковые (система символов и знаков) и логические.
В отношении материально-технических средств деятельности художника нужно сказать, что произведение искусства может существовать только в воображении автора, которому требуются холст, краски и кисти. Он творит, исходя из собственных вкусовых предпочтений и творческих задач, руководствуясь индивидуальными особенностями и конкретным замыслом, в соответствии с уровнем современного ему развития технических возможностей, опираясь на господствующие стили и направления.
Обсуждая применение логических средств в изобразительном искусстве, следует отметить, что они обладают спецификой, так как для искусства необходимо присутствие определенной недосказанности. Несомненно, произведение искусства становится примитивным, неэмоциональным и неинтересным, если оно будет выстроено согласно рациональным принципам научной логики. Происходит это потому, что для искусства характерна система символов и знаков, способствующих коммуникации автора и реципиента. Видимое зрителям изображение подразумевает отсылки к иным явлениям и предметам, отличным от представленных на авторском полотне. Применение в изобразительном искусстве исключительно научных средств не способствует новым открытиям. Невозможно практически использовать математические методы из-за их утилитарности и прямолинейности.
Метод реализуется в стилях и направлениях изобразительного искусства и отражает общественную и историческую позицию автора произведения. Кроме того, он соответствует подходам к исследовательской деятельности, принятым в науке. Укажем, что в изобразительном искусстве стиль работы автора подчиняется принципам методологии научной деятельности. Понимание метода как способа действия в изобразительном искусстве применимо и к пластическим средствам выражения, которые могут быть отнесены к методам-действиям. При этом технику живописи как комплекс приемов возможно причислить к методам-операциям. Сочетание методов-действий и методов-операций определяет авторский почерк художника. Здесь уместно привести слова М. С. Омбыш-Кузнецо-ва9 о его произведениях, имеющих общую форму,
картинах-монтажах: «Я изобрел новый вид живописи». В качестве примера можно назвать работу «Директор новосибирского зоопарка Р. А. Шило», выполненную в стилистике клипа (коллажа). В его позднем творчестве в цикле «Закрытые картины» прослеживается полемика с политической и общественно-социальной жизнью нового постсоветского пространства, в котором традиционные темы вдруг оказались невостребованными и, подобно «бумажной архитектуре», неосуществимыми в реальности. Написанные вне социального заказа «Закрытые картины» обнаруживают нарастание метафорического звучания, многопланового прочтения предметного образа. Основным изобразительным и побудительным мотивом становится изнанка рабочего процесса художника, запакованные холсты. «Метод создания "обманки" позволяет М. С. Ом-быш-Кузнецову отрефлексировать над несозданными картинами и, развивая в дальнейшем изобразительный мотив, поворачивая «Закрытые картины» то одной, то другой стороной к зрителю, приоткрывая холсты, рассматривая фактуры, придавать им различную эмоциональную выразительность и смысловой подтекст» [7, с. 47].
Рассматривая формы организации художественной деятельности, следует сказать, что в изобразительном искусстве они могут существовать только как индивидуальные (автор или несколько авторов) и как способы коммуникации через выставочную или музейную деятельность. Они подчиняются сложной иерархии, в которой виды и жанры являются высшими формами организации произведений, а к низшим - элементарным - формам живописи можно отнести, например, формат картины.
Необходимо упомянуть и том, что работа художника над созданием произведения искусства соотносится с формулировкой проекта как завершения процесса продуктивной деятельности, состоящего из этапов проектирования, выполнения в материале и рефлексии. Несмотря на условность подобного разделения, сам ход творческого процесса приемлемо рассматривать в таком ключе.
Проектирование и непосредственная работа мастера над картиной или скульптурой переплетаются между собой и часто совпадают. Результат зависит от жанра произведения и вида искусства, особенностей личности автора, его уникального миропонимания, характеристик творческого почерка. Индивидуальная манера работы живописца или скульптора определяется также каждый раз новым комплексом условий, в рамках которых протекает процесс творчества. Рефлексия как стадия процесса творчества менее подвержена влиянию личных особенностей художника, поэтому коррелируется с другими видами деятельности человека.
Причины, заставляющие живописца приступать к процессу создания произведения, не могут быть определены с позиций логики. Как правило, художник не осознает истинных мотивов, побуждающих его к творчеству. Его желание реализовать замысел через материализацию возникшей идеи произведения инициирует творческий процесс, который зависит от многих факторов, и немалую роль играют условия работы. Часто художники привязаны к месту, могут плодотворно работать только на родной земле, черпают вдохновение, воспринимая мир вокруг, общаясь с людьми на родном языке. Например, омский художник Г. П. Кичигин10 о своих чувствах к родным местам высказался в одном из интервью так: «За границей все не так, там ни жить, ни работать подолгу невозможно. К своему месту я приспособлен наилучшим образом: живу с ним в унисон, знаю, что из чего выросло, понимаю все, а когда знаю и понимаю, то могу и свою логическую цепь выстраивать. Не знаю, как это назвать, может быть, чувство Родины, но оно внутри сидит, под
шкурой» [5]. Тематика работ этого живописца напрямую связана с прошлым и настоящим его родного города Омска, а также с историей его семьи. В качестве примера можно привести картину «Автопортрет с фотоальбомом деда» из серии «Фотоальбом деда».
Методология научной или практической деятельности отличаются от художественной тем, что проблемы и противоречия вскрываются, но не решаются. Изобразительное искусство не имеет на это прав и средств. Если такое все же происходит, то произведение перестает быть художественным и переходит в иное качество, например, становится публицистическим текстом или научным опусом.
Также отметим, что художник в процессе творчества стремится понравиться зрителю или выглядеть оригинальным, возможно, старается быть совершенно независимым от мнения публики и арт-критиков, защищая свою принципиальную позицию. В любом случае он ориентируется на зрителей, проецируя вероятное воздействие создаваемого им произведения на окружающих людей. Нередки случаи, когда авторские ожидания не оправдываются, а впечатление от картины или скульптуры оказывается совершенно противоположным ожидаемому. Бесспорно, зрительский отклик крайне трудно предугадать.
Тема произведения связывает между собой изображение на картине, отражающее содержание субъективной, авторской реальности, и объектов окружающей действительности с их осмыслением и оценкой, выработанными самим художником. Различают объектные темы (содержание отражает реальную жизнь) и культурно-типологические (часто воспроизводимые в изобразительном искусстве образы, характеры, коллизии или переживания, принадлежащие какому-либо жанру). Тема отделена от предмета изображения стилями, жанрами или культурными традициями; она возникает на основании системы взглядов самого художника на реальность. Тему можно отнести к предмету исследования в научной деятельности. Проиллюстрировать данное положение можно фрагментом из интервью живописца-монументалиста, члена Союза художников России Е. А. Шадриной-Шестаковой1 \ в котором она высказывалась о темах своих картин: «У меня было больше 15 персональных выставок, анализируя их, я поняла, что есть несколько тем, которыми я занимаюсь, - и это хорошо. Мне не нужны новые или разные предметы, мне еще мои не надоели. Я читаю людей, и этот текст для меня бесконечно интересен, я не перестаю восхищаться и одновременно ужасаться человеком. Я постоянно рисую дочку, не перестаю восторгаться, потому что люблю. Я просто рисую, что вижу» [3, с. 55]. Также художница часто пишет свои автопортреты - словно ведет визуальный дневник, отмечая в нем все внешние и внутренние изменения.
Если тема является прообразом желаемого результата, то цель, которая в процессе творчества может меняться, организует деятельность мастера. Несмотря на конкретную задачу, поставленную в начале работы, результат может стать совсем иным, чем изначально задумывалось. Особенно это характерно для художни-ков-экспрессионистов, руководствующихся в основном чувствами и эмоциями. Это, например, И. Ю. Верпета и Н. И. Рыбаков.
Далее отметим, что восприятие и оценка произведения публикой или отдельным зрителем зависят от уровня подготовленности реципиента и от образной и формальной сложности живописного полотна, к которому неприменим логический анализ, а критерии его оценки не определены четко.
А.М. Новиков [4] считает, что существуют три уровня оценки произведений искусства: художественность, соответствие произведения эстетическим критериям и художественная правда, типичность образов, идейность и народность. Здесь отметим, что в отдельных произведениях изобразительного искусства на первое место могут выходить разные критерии. Важно также, что на характере произведения сказывается отсутствие одного или нескольких из указанных выше критериев. Все уровни практически не могут присутствовать в одной картине или скульптуре, при этом критерии, которые применяются в искусствоведческой литературе, могут присутствовать и помимо основных. Художественная правда включает познавательность, новизну, идейность, проблемность, интеллектуальность, духовность и соответствие национальной идее. Эти критерии действуют как рекомендации, не довлеют над вкусом и не подавляют волю художника. Все они служат для живописца лишь
побудительным мотивом и носят исключительно условный характер. Первый - идейный - этап создания произведения искусства завершается определением цели и критериев, согласно которым будет выстраиваться содержание и формироваться художественный образ.
Необходимо сказать и о том, что в ходе художественного моделирования задействован сам художник или коллектив авторов, гипотетическое образное содержание будущего произведения, реакция предполагаемых зрителей или арт-критиков. Данная стадия включает построение моделей, оптимизацию и выбор или принятие решений.
Если художественный образ отражает как общее в частном, так и частное в общем, то типизированный образ является средством и выражения, и отражения. Архетипы также можно считать типизированными образами, которые часто используют художники-этноархаики, усиливая ими или образами национальной культуры содержание. В качестве примера можно привести живописные произведения В. Ф. Капелько12 («На дороге Чингисхана. Тува»), 3. Б. Доржиева13 («Вечная жизнь») и А. А. Осиповой14 («Небесный табун»). Эти художники применяют метод условности, отступая от обыденного мировосприятия, используя символы и знаки.
Еще одним методом формирования образного содержания произведения является единство действия, места и времени. Этот метод применяется с целью преодолеть ограниченные возможности изобразительного искусства. Заметим,
какой-то нежности. Я осталась довольна собой, что я поняла его»18. Отметим здесь, что выбор итогового варианта и его дальнейшая реализация в работе являются завершающим этапом процесса художественного творчества. Это исключительно субъективное решение, которое не может приниматься коллегиально.
В процессе создания этюдов, зарисовок и набросков к будущему произведению вырабатывается окончательный вариант картины, уточняются как отдельные детали, так и целое. Обращение к натурному материалу влияет на ход творческого процесса, изменяя уже сделанное или близкое к завершению полотно. Соединение частей в целое принято называть композицией; она определяет степень выразительности образного содержания произведения и раскрывает его замысел. Следует сказать, что стадии процесса художественного творчества могут идти нелогично, перемешиваясь или сливаясь. Такова его непредсказуемая природа, хотя в целом оно подчиняется логике продуктивной деятельности.
Очень важна стадия самооценки, или рефлексии, наступающая после завершения работы над произведением. Настоящие художники очень требовательны к себе, постоянно совершенствуются, ищут собственные стиль, язык и тему. Искусствоведы стараются помочь им в этом, разъясняя работы как зрителям, так и самим авторам. Настоящее произведение искусства проходит проверку временем и никогда не перестает быть актуальным, оказывая влияние и на людей будущего. Однако отметим, что авторская, зрительская и искусствоведческая оценки могут не со-
что иногда художники прибегают к совмещению разных пространственных планов, явлений или предметов, которые не могут сосуществовать в реальности, и событий, происходящих в разное время. Все это способствует достижению большей образной выразительности произведения. Также допустимо искажение исторической истины. В качестве примера можно привести работу А. О. Цыбиковой15 «Поздний гость», в которой пространство «разрезано» подобно театральной декорации; кроме того, здесь показаны одни те же персонажи в разные временные отрезки (мужчина в плаще слева входит в дом, а справа он же собирается уезжать, садясь на лошадь). Художница хотела показать развитие событий во времени и одновременно подчеркнуть уют человеческого жилища в ночи. Можно увидеть, что над домом летит сойка - на картинах Аллы Цыбиковой часто появляются птицы, на голове Хозяйки холмов с картины «Удод» (серия «Солнечная Гора») тоже сидит птица.
Сущность поиска оптимального решения заключается в выборе автором наиболее удачного, по его мнению, варианта. А. Д. Грицай16, близко дружившая с семьей замечательного красноярского художника А. Г. Поздеева17, вспоминала о работе над картиной «В гостях у Авроры Даниловны» в вошедшем в фильм «Чаша» интервью: «Поражало ее проникновение в суть явления. Нам с Валентиной, женой художника, он говорил, чтобы мы искали в картине настроение, чувство. Постепенно из его работ под общим названием "В гостях у Авроры Даниловны" исчезла предметность, осталось ощущение теплоты и
впадать - в таком случае мастер должен сделать выбор между ними или принять их частично.
Таким образом, можно утверждать, что методология художественного творчества представляет собой учение о формировании этапов данной деятельности, определяя ее характеристики и структуру. Данные, полученные в результате анализа всех этапов процесса творчества, позволяют представить ее описание, определить основные характеристики, особенности и принципы, структуру в совокупности с формами, средствами и методами.
Примечания
1. Рыбаков Н. И. (род. в 1947) - советский и российский художник, действительный член Российской академии художеств (2021). Живет и работает в г. Красноярске.
2. Деев Ю. Д. (1944-1998) - живописец, член Союза художников СССР. Жил и работал в г. Красноярске.
3. Грицюк Т. Н. (род. в 1953) - советский и российский художник. Живет и работает в г. Новосибирске.
4. Ротко Н. А. (1944-2021) - заслуженный художник России, академик Российской академии художеств (2019).
5. Верпета И. Ю. (род. в 1972) - российский художник. Живет и работает в г. Санкт-Петербурге.
6. Воинов К. С. (род. в 1960) - российский художник-живописец, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств (2011), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Живет и работает в г. Красноярске.
7. Знак А. М. (1939-2002) - советский и российский живописец, народный художник Российской Федерации (2001), член-корреспондент Российской академии художеств (1988), профессор Красноярского художественного института. Жил и работал в г. Красноярске.
8. Волокитин А. И. (1956-2019) - советский и российский художник. Жил и работал в г. Красноярске.
9. Омбыш-Кузнецов М. С. (род. в 1947) - член-корреспондент (2012), академик Российской академии художеств (Отделение Урал, Сибирь и Дальний Восток, 2019). Живет и работает в г. Новосибирске.
10. Кичигин Г. П. (род. в 1951) - советский и российский художник, член-корреспондент Российской академии художеств (2011). Живет и работает в г. Омске.
11. Шадрина-Шестакова Е. А. (род. в 1976) - живописец-монументалист, член Союза художников России. Живет и работает в г. Новосибирске.
12. Капелько В. Ф. (1937-2000) - советский и российский художник, поэт, археолог, этнограф, альпинист, общественный деятель. Член Союза художников СССР, Российской Федерации (1971). Заслуженный художник России (2000). Жил и работал в г. Красноярске и Абакане.
13. Доржиев 3. Б. (род. в 1976) - российский бурятский художник, заслуженный художник Бурятии. Живет и работает в г. Улан-Удэ.
14. Осипова А. А. (род. в 1976) - российский художник. Живет и работает в г. Санкт-Петербурге.
15. Цыбикова А. О. (1951-1998) - бурятская художница, заслуженная художница Российской Федерации (1999), заслуженная художница Бурятии (1985). Сочетала в своем творчестве приемы европейской живописной техники с национальными бурятскими и буддийскими мотивами, а также с театрально-декорационными элементами. Работала в станковой живописи, в области монументального и декоративно-прикладного искусства.
16. Грицай А. Д. (1930-2021) - подруга семьи красноярского художника Поздеева А. Г.
17. Поздеев А. Г. (1926-1998) - советский и российский художник. Член Союза художников СССР (1961). Жил и работал в г. Красноярске.
18. «Чаша. Андрей Поздеев». Документальный фильм. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=7UuEZfROi8E (дата обращения 14.11.2023).
Литература
1. Вахрушева, Е. Ю. Методология в художественной деятельности // Гуманитарные и социальные науки. -2014.-№ 2.-С. 181-185.
2. Ломов, С. П. Методология художественной деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 2. - С. 49-52.
3. Лопарева, М. Н. «Румяные объекты» Евгении Шадриной-Шестаковой. Рецензия на выставку // Художественная культура Сибири и сопредельных территорий : страницы прошлого и современность : Сборник материалов III Межрегиональной научно-практической конференции в рамках IX Межрегиональной молодежной художественной выставки «Аз. Арт. Сибирь - 2019», Барнаул, 14-15 марта 2019 г. - Барнаул : Алтайская краевая организация «Всероссийская творческая общественная организация “Союз художников России”», 2019. - С. 54-56.
4. Новиков, А. М. Методология художественной деятельности. - Москва : Издательство Эгвес, 2008. - 72 с.
5. Разинов, С. Фантасмагории Георгия Кичигина. - URL: https://aftershock.news/?q=node/912960&full (дата обращения 14.11.2023).
6. Художник Николай Рыбаков: «Во мне течет кровь кочевников». - URL: https://krasnoyarsk-news. net/other/2015/03/20/46397.html (дата обращения 14.11.2023).
7. Ямная, В. Б. Символическое пространство в творчестве М. С. Омбыш-Кузнецова на примере работ из цикла «Закрытые картины» / В. Б. Ямная, И. П. Шав-шина // Творчество и современность. - 2022. - № 2 (17). - С. 43-49.
References
1. Vakhrusheva, Е. Yu. Metodologiya v hudozhestvennoj deyatel'nosti [Methodology in artistic activity]. Gumanitarnye i social'nye nauki, 2014, no. 2, pp. 181-185.
2. Lomov, S. P. Metodologiya hudozhestvennoj deyatel'nosti [Methodology of the artistic activity]. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, 2013, no. 2, pp. 49-52.
3. Lopareva, M. N. «Rumyanye ob'ekty» Evgenii Shadrinoj-Shestakovoj. Recenziya na vystavku [“Ruddy objects” by Evgenia Shadrina-Shestakova. Review of the exhibition]. Hudozhestvennaya kul'tura Sibiri i sopredel'nyh territorij: stranicy proshlogo i sovremennost': Sbornik materialov III Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah IX Mezhregional'noj molodezhnoj hudozhestvennoj vystavki «Az. Art. Sibir' - 2019», Barnaul, 14-15 March, 2019. Barnaul, Altai regional organization “All-Russian creative public organization “Union of Artists of Russia”, 2019, pp. 54-56.
4. Novikov, A. M. Metodologiya hudozhestvennoj deyatel'nosti [Methodology of the artistic activity]. Moscow, Izdatel'stvo Egves, 2008, 72 p.
5. Razinov, S. Fantasmagorii Georgiya Kichigina [Phantasmagoria of Georgy Kichigin], available at: https://aftershock.news/?q=node/912960&full (accessed 14.11.2023).
6. Hudozhnik Nikolaj Rybakov: «Vo mne techet krov' kochevnikov» [Artist Nikolai Rybakov: “The blood of nomads flows in me”], available at: https:// krasnoyarsk-news.net/other/2015/03/20/46397.html (accessedl4.11.2023).
7. Yamnaya, V. B., Shavshina I. P. Simvolicheskoe prostranstvo v tvorchestve M. S. Ombysh-Kuznecova na primere rabot iz cikla «Zakrytye kartiny» [Symbolic space in the works of M. S. Ombysh-Kuznetsov on the example of works from the “Closed Pictures” series]. Tvorchestvo i sovremennost', 2022, no. 2 (17), pp. 43-49.
Об авторе
Серикова Татьяна Юрьевна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета, доцент кафедры живописи Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского E-mail: [email protected]
Serikova Tatyana Yuryevna
Candidate of Arts, Associate Professor at the Department of Design of the Institute of Architecture and Design, Siberian Federal University, Associate Professor at the Department of Painting, Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky