EDN: VRIZHZ
УДК 75.036/.038(470+571)
OMBYSH-KUZNETSOV - SHADRINA-SHESTAKOVA: ON THE QUESTION OF THE ORIGINALITY OF THE REALISTIC METHOD IN PAINTING
Vitaliya B. Yamnaya Irina P. Shavshina
Novosibirsk State University of Architecture named after A. D. Kryachkov Novosibirsk, Russia Federation
Abstract: The article discusses two different approaches ofNovosibirsk artists M. S. Ombysh-Kuznetsov and E. A. Shadrina-Shestakova to solving artistic problems in the traditions of the realistic method. Applying stylistic analysis, the authors identify the essential in the nature of the creative method of the artists, typologize the works according to their conditionality by the plot. Besides, the continuity trends in the local context of the Novosibirsk regional school are also being identified.
Keywords: M. S. Ombysh-Kuznetsov; realistic method; city; E. A. Shadrina-Shestakova; dialogue with photography; editing method.
Citation: Yamnaya, V.B., Shavshina, I. P. (2023). OMBYSH-KUZNETSOV- SHADRINA-SHESTAKOVA: ON THE QUESTION OF THE ORIGINALITY OF THE REALISTIC METHOD IN PAINTING. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 3 (16), pp. 112-117.
В. Б. Ямная И. П. Шавшина
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова Новосибирск, Российская Федерация
Е. А. Шадрина-Шестакова. Мария в городах. Фрагмент. 2023. Холст, масло. 100x100
Собственность автора
Е. A. Shadrina-Shestakova. Maria in the cities. Fragment. 2023. Oil on canvas. 100x100
Author's property
ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ -ШАДРИНА-ШЕСТАКОВА: К ВОПРОСУ САМОБЫТНОСТИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА В ЖИВОПИСИ
В статье рассматриваются два различных подхода новосибирских авторов, М. С. Омбыш-Кузнецова и Е. А. Шадриной-Шестаковой, к решению художественных задач в традициях реалистического метода. С использованием стилистического анализа выявляется существенное в природе творческого метода авторов, работы типологизируются согласно их обусловленности сюжетом. Кроме того, обозначаются тенденции преемственности в локальном контексте новосибирской региональной школы.
Ключевые слова: М. С. Омбыш-Кузнецов; реалистический метод; город; Е. А. Ша-дрина-Шестакова; диалог с фотографией; монтажный метод.
| ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА | THEORY AND PRACTICE OF FINE ART
Реалистическая живопись прошла свой исторический путь развития через освоение социальных проблем, что является одной из причин интереса к феномену реалистической живописи», - отмечает Н. Л. Малинина в своем исследовании [4, с. 132], рассматривая реалистическую живопись как культурный феномен. Применяя междисциплинарный подход, Малинина основывается на общности объектно-предметного пространства культуры, апеллируя к социальному контексту такого феномена, как реализм.
Размышляя о социальном аспекте как об одном из базовых характеристик реализма, столь
из совершенно другого источника; после того и существенное значение искусства явится совершенно в другом свете» [5, с. 14]. Социум как феномен откликается М. С. Омбыш-Кузнецову - известному новосибирскому художнику, академику Российской академии художеств. Неоднократно «заигрывая» с историями социальных групп, общественной, городской жизни, мастер апеллирует к публицистическому высказыванию, что сближает его творчество с традиционной русской идеей.
Рассматривая творчество М. С. Омбыш-Куз-нецова с позиции реалистического метода, мож-
свойственному русскому искусству, нельзя не обратиться к идейной программе художников Товарищества передвижных художественных выставок. Она основывалась в том числе на философских и эстетических воззрениях Н. Г. Чернышевского, размышлявшего в своей магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» о природе ценного, подлинного в искусстве: «...Будет следовать, что истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством; происхождение искусства должно быть при таком воззрении на красоту в действительности объясняемо
но предпринять попытку типологизировать его работы согласно их предметному содержанию.
К первой категории, обозначенной нами как «предметный реализм», можно отнести произведения, содержательной основой которых выступает предметность, обыгранная таким образом, что зачастую в работах этого плана встречаются молчаливые изображения людей в отсутствие самого главного героя (человека). Функцию портрета «с атрибутикой» берут на себя манекены -«Золотой век» (1997), национальный костюм и форма химзащиты - «Контрасты» (1983; Читинский областной художественный музей) и т.д. Замечательно в этом плане высказывание
М. С. Омбыш-Кузнецов. Шанхайское утро. Диптих. 2012. Холст, масло. 100x140, 100x80
Собственность автора
М. S. Ombysh-Kuznetsov. Shanghai morning. Diptych. 2012. Oil on canvas. 100x140, 100x80
Author's property
Л. M. Красовицкой: «Он пишет произведения, иногда философские, иногда ироничные, иногда трагичные. Но самые интересные из них - те, в которых „живут и действуют" предметы» [3, с. 254].
Главной темой в творчестве Омбыш-Кузне-цова стала «большая индустриальная картина», которую он начал выстраивать уже в 1970-е гг. и к которой обращается до 1990-х гг., после чего в работах художника намечается смена идейных ориентиров. Тем не менее, претерпев ряд изменений, трудовая тематика сохраняется и в 2000-е гг., приобретая, как отмечает сам автор в частной беседе, «черты интеллектуализации процесса труда»1. В числе изобразительных средств, к которым прибегает художник - прием «монтажа разновременных и разнопространственных эпизодов внутри картины» [2, с. 123]. Сам по себе он не имеет прямого отношения к реалистическому методу, а его истоки, как отмечает искусствовед Е. Ю. Деготь, лежат в плоскости исканий художников «конкретистов» и художников группы ОСТ: «Одной из первых групп, выбравших монтажное изображение, были „конкретисты", выступившие в 1924 г. во ВХУТЕМАСе. Они комбинировали язык вывески, геометрической абстракции и циферблата технического прибора с черным постсупрематическим фоном („Милиционер" Константина Вялова, 1923, ГТГ). Сама комбинация должна была быть механической, иначе произведение впадало бы в традиционализм; по той же причине живопись в такой картине не должна была нести и следа техник, создающих непрерывность живописной ткани (реализм, импрессионизм, экспрессионизм)» [2, с. 121]. Совсем другое значение приобретает монтажный прием, используемый и переосмысленный Омбыш-Кузнецовым. В отношении действительности это наиболее правдивое, точно фиксируемое высказывание, показанное с разновременных позиций, с целью придания как можно более объемного впечатления от события. Рассмотренный способ выстраивания полотна представлен в таких произведениях, как «Дорога на Уренгой» (1980), «Формула хлеба» (1984), «Сибирские нефтяники» (1980). Используемые выразительные средства и содержательная часть позволяет отнести эти произведения Ом-быш-Кузнецова ко второй категории - «большой трудовой картине».
В третью категорию можно включить работы, в которых представлен мотив, обозначенным в нашей типологизации как «городские
зарисовки». Каждому художнику присущ его индивидуальный, уникальный взгляд на мир, и взаимоотношение живописцев с темой города проявляются в различных формах. В произведениях М. С. Омбыш-Кузнецова предстает яркая, даже праздничная, общественная жизнь Новосибирска, присутствуют многофигурные композиции, отражен интерес к спортивным (художник сам увлекался спортом. - В. Я., И. Ш.) и другим мероприятиям. Таковы произведения «Шанхайское утро» (2012) и «День бега» (2014). Большие по формату произведения диктуют свой подход. Художник тщательно выверяет композицию, проводя предварительно объемную эскизную работу. Для этого могут быть выполнены коллажи, графические зарисовки, наброски. Как правило, на этапе поиска Омбыш-Кузнецов декоративен, и эскизы будущих произведений отвечают задачам монументального характера: по сути, это поиск больших масс, распределение цветовых пятен на плоскости, включение динамичных или статичных элементов. Подобный многоэтапный подход к созданию живописного произведения (включая предварительные зарисовки, фотофиксацию) по аналогии с искусством фотографии уместно будет сравнить с документализмом.
В результате приведенная выше типологиза-ция позволяет более успешно изучать отдельные произведения художника и проводить параллели с произведениями других авторов, раскрывая тем самым концепцию преемственности.
«Именно этот реалистический поиск и стремится найти путь адекватного выражения самосознания современности», - такое емкое определение в своем исследовании приводят А. Е Борисова, О. Ю. Юхнина [1, с. 130]. Подобный подход представлен в творчестве Е. А. Ша-дриной-Шестаковой. Выстраивая свой художественный язык в соответствии с окружающим пространством, художница обращается в своих произведениях к теме города, к предметной среде мастерской, портретному жанру. Сюжетный выбор обусловлен творческим кредо, обозначенным самим автором в видеоинтервью «Искусство - место встречи»: «То, что вижу, то и пою»2.
Е. А. Шадрина-Шестакова неслучайно демонстрирует определенную преемственность в своей художественной концепции. В биографии художницы - окончание театрально-декорационного отделения Новосибирского государственного художественного училища (преподаватель - В. А. Фатеев), а затем, в 2002
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА \ THEORY AND PRACTICE OF FINE ART
году, отделения монументально-декоративной живописи Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии под руководством М. С. Омбыш-Кузнецова.
Творческий путь художницы не всегда был созвучен реалистическому методу. Желание больше не прятаться за «измами» XX в. приводит Шадрину-Шестакову на путь реалистичной и даже документальной репрезентации действительности: она достаточно радикально (и при этом органично) поменяла художественную стратегию, лежавшую прежде в плоскости деко-ративизма и условности. Теперь непосредственный мир вокруг волнует значительно сильнее, и, кажется, можно говорить о том, что на сегодняшний день Шадрина-Шестакова нашла свою тему и свой персональный взгляд на мир. Также нельзя не отметить активную выставочную деятельность последних лет и уверенные позиции в творчестве, демонстрируемые автором.
Город в творчестве Шадриной-Шестаковой предстает через призму «Я-субъектности». Автор занимает активную позицию в освоении этого пространства, открывая для себя новые места, подмечает трансформации динамичной городской среды. Примером подобного рода осмысления может служить ряд работ, в которых портретируемый (или сам автор) взаимодействуют с городскими стенами, расписанными граффити, - таким привычным элементом урбанистической культуры: «Художник в городе 3» (2022), «Мария в городах» (2023). В своем восприятии города Шадрина-Шестакова выступает как блестящий репортажный фотограф, фиксируя объекты, людей, постройки. Принцип работы художника играет важную роль в реализации творческого замысла. Метод Шадриной-Шестаковой носит скорее ситуативный характер. Сама композиция, техника письма построены на стремлении зафиксировать ускользающий момент действительности, в результате чего общность работ при экспонировании собирается в многогранный калейдоскоп образа города и горожанина.
Размышляя о художественных приемах в рамках реализма, следует подробнее рассмотреть идею применения фотографического материала как вспомогательного средства живописи. Ом-быш-Кузнецов обращается к фотографии, в основном используя любительскую или документальную фотосъемку в качестве подтверждения, фиксации события (например, «Дорога на Уренгой» (1980). Опираясь на принцип фотографии в
своих произведениях, Шадрина-Шестакова использует камеру телефона, по выражению самого автора, как «блокнот набросков», выхватывая из окружающего пространства любопытные лица, типажи (серия «Взрослые женщины зимой», 2023), ракурсы, искажения, состояния освещенности. Главное условие автора - «фотография должна быть плохой, смазанной, нечеткой. Если фотография удалась - в нее нет входа»3. Иллю-
М. С. Омбыш-Кузнецов.
Дорога на Уренгой. 1980.
Холст, темпера. 140x200
Центральный музей Министерства внутренних дел (Москва)
М. S. Ombysh-Kuznetsov. Road to Urengoy. 1980.
Tempera on canvas. 140x200
Central Museum
of the Ministry of Internal
Affairs (Moscow)
E. А. Шадрина-Шестакова. Незнакомка. Серия «Взрослые женщины зимой». 2023. Холст, масло. 50x50
Собственность автора
Е. A. Shadrina-Shestakova. Stranger. Series "Adult Women in Whiter." 2023. Oil on canvas. 50x50
Author's property
зии, неясный или, наоборот, синтетический свет, искажения становятся отдельным лейтмотивом в творчестве художницы. Однако подобные деформации не преследуют цели добиться сюрреалистического восприятия действительности, а напротив, помогают метафорически «собрать» реальность из нерафинированных осколков, тем самым максимально приблизив ее к каждому из нас. Минимальное пространство между автором и зрителем может сработать как эффект узнавания (иллюзия, что вы уже встречали это лицо ранее), испытываемый от соприкосновения с работами, способный вызвать сильный эмоциональный коллапс, душевное переживание.
Стремление к предметности в диалоге с фотографией у художников выражается в различных подходах, которое мы, выявив сущностное, охарактеризовали как статичный (Омбыш-Кузне-цов) и динамичный (Шадрина-Шестакова). Суть первого - в стремлении синтетически, объемно выстроить рассказ о событии или явлении, второго - в желании успеть за ежесекундно меняющейся действительностью.
Итак, рассмотрев два способа репрезентации действительности путем обращения к реалистическому методу, можно прийти к выводу, что в таком многогранном явлении как реализм исчерпаны далеко не все приемы и каждый художник может добавить свою интерпретацию, индивидуальные оттенки, диалогические связи в данную парадигму. Единственным непременным условием для создания художественного произведения в реалистической системе координат может служить стремление к искреннему и достоверному обращению к действительности: художник не должен ставить субъективное видение превыше непосредственной реальности. Также проведенная в рамках исследования типологизация произведений М. С. Омбыш-Кузнецова позволила свободнее апеллировать к отдельным картинам художника, выявляя параллели с творческим методом Е. А. Шадриной-Шестаковой.
Ученых (ЕСУ). - 2016. - № 6 (27). - С. 129-130.
2. Деготь, Е. Ю. Русское искусство XX века. - Москва : Трилистни, 2000. - 224 с.
3. Красовицкая, Л. М. Предмет и предметная среда в живописи Михаила Омбыш-Кузнецова // Современный музей в культурном пространстве Сибири: материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. - Новосибирск : Новосибирский издательский дом, 2011. - С. 250-255.
4. Малинина, Н. Л. Реалистическая живопись как культурный феномен: научная рефлексия, музейные практики, культурные индустрии // Журнал интегративных исследований культуры - 2020. - № 2. - С. 132-138.
5. Чернышевский, Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Полное собрание сочинений: в 15 т. - Москва: Гослитиздат, 1949. - Т. 2. - С. 5-92.
References
1. Borisova, Л. Ст., Yuhnina О. Yu. Iskusstvo giperrealizma как vyrazhenie adekvatnogo samosoznaniya sovremennosti [The art of hyperrealism as an expression of adequate self-awareness of our time]. Evrazijskij Soyuz Uchenyh, 2016, no. 6 (27), pp. 129-130.
2. Degot', E. Yu. Russkoe iskusstvo XX veka [Russian art of the 20th century], Moscow, Trilistni, 2000, 224 p.
3. Krasovickaya, L. M. Predmet i predmetnaya sreda v zhivopisi Mihaila Ombysh-Kuznecova [Subject and subject environment in the painting of Mikhail Ombysh-Kuznetsov], Sovremennyj muzej v kul'turnom prostranstve Sibiri: materialy vtoroj mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, Novosibirsk^ izdatel'skij dom, 2011, pp. 250-255.
4. Malinina, N. L. Realisticheskaya zhivopis' как kul'turnyj fenomen: nauchnaya relleksiya, muzejnye praktiki, kul'turnye industrii [Realistic painting as a cultural phenomenon: scientific reflection, museum practices, cultural industries], Zhurnal integrativnyh issledovanij kul'tury, 2020, no. 2, pp. 132-138.
5. Chernyshevskij, N. G. Esteticheskie olnosheniya iskussLva к dejsLviLel'nosli [Aesthetic relations of art to reality]. Complete works: in 15 vol. Moscow, Goslitizdat, 1949, vol. 2, pp. 5-92.
Об авторах
Ямная Виталия Борисовна - аспирант, доцент кафедры искусств Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. Л. Д. Кряч-кова
E-mail: [email protected]
Шавшина Ирина Петровна - кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой искусств Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова E-mail: [email protected]
Примечания
1. Личная беседа авторов с М. С. Омбыш-Кузнецовым.
2. Шадрина-Шестакова, Е. Искусство - место встречи. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=MGGT6hR72Hg (дата обращения 20.08.2023).
3. Там же.
Литература
1. Борисова, Л. Г. Искусство гиперреализма как выражение адекватного самосознания современности / А. Г. Борисова, О. Ю. Юхнина // Евразийский Союз
Yamnaya Vitaliya Borisovna
Postgraduate student, Associate Professor of the Department of Arts at the Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Shavshina Irina Petrovna
Candidate of Arts, Associate Professor, Head of the Department of Arts at the Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts