вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УДК 349
Артамонова Дарья Алексеевна Киселёв Андрей Михайлович Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева
Институт прокуратуры Россия, Екатеринбург dasha-artamonowa2018@yandex.ru anderkis2002@gmail.com Artamonova Daria Kiselev Andrey
Ural State Law University named after V.F. Yakovlev
Institute of Prosecutor's Office Russia, Yekaterinburg
ПРОЦЕСС ГАРМОНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА
ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Аннотация: работа посвящена исследованию вопросов гармонизации трудового законодательства на территории стран-участниц Евразийского экономического союза. Авторами рассмотрены основные акты Союза, регулирующие сферу сближения нормативного регулирования труда, а также приведены практические рекомендации к дальнейшему усовершенствованию данного процесса, реализация которых позволит намного быстрее создать единое евразийское трудоправовое пространство.
Ключевые слова: труд, Евразийский экономический союз, трудовое право, государства-члены, гармонизация.
THE PROCESS OF HARMONIZATION OF LABOR LEGISLATION IN THE
EURASIAN SPACE
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
Annotation: the article is devoted to the study of issues of harmonization of labor legislation in the territory of the member countries of the Eurasian Economic Union. The authors reviewed the main acts of the Union regulating the sphere of convergence of labor regulations, and also provided practical recommendations for further improvement of this process, the implementation of which will allow much faster creation of a single Eurasian labor law space.
Key words: labor, Eurasian Economic Union, labor law, member states, harmonization.
Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) был создан в 2015 году и объединяет несколько стран для более тесного экономического сотрудничества. Основные причины и факторы, обусловившие его создание, можно свести к нескольким ключевым аспектам:
1. Экономическая интеграция: одной из основных целей создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между государствами-членами, а также государствами-наблюдателями. Данная интеграция включает в себя создание единого рынка, свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Подобное сотрудничество помогает укрепить экономические связи и повысить конкурентоспособность стран-участниц на международной арене. ЕАЭС позволило создать государствам платформу для коллективной разработки наиболее благоприятных решений в экономической сфере.
2. Политическая стабильность: создание ЕАЭС также было обусловлено желанием сохранить политическую стабильность в регионе. Интеграция может способствовать снижению политических рисков и конфликтов между государствами, укрепляя взаимозависимость и открывая пространство для диалога и сотрудничества.
3. Исторические и культурные связи: Многие страны, входящие в состав ЕАЭС, имеют общую историю и культурные связи, что способствует созданию экономического блока. Почти все постсоветское пространство имеет схожее
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
построение экономической и социальной структуры, что упрощает процесс интеграции.
4. Сравнительно низкие барьеры для торговли: ЕАЭС обеспечивает снижение тарифов и других барьеров для торговли между участниками, что делает обмен товарами и услугами более доступным и выгодным.
Таким образом, создание ЕАЭС было обусловлено сочетанием экономических, политических, исторических и социальных факторов, которые делают интеграцию актуальной и необходимой для стран-участниц с целью достижения устойчивого развития и роста.
Регулирование отношений в сфере труда, осложненных иностранным элементом, всегда являлось важным вопросом для государств, на территории которых трудятся мигранты.
Так, например, вопрос регулирования данной отрасли правоотношений поднимался еще в Евразийском экономическом сообществе (далее - ЕврАзЭС). В 2009 года были подготовлены Рекомендации по гармонизации трудового законодательства государств-членов ЕврАзЭС [9], которые предусматривали три возможных способа гармонизации трудового законодательства:
1) создание модельного Трудового кодекса, носящего рекомендательный характер;
2) принятие Основ трудового законодательства ЕврАзЭС, имеющих статус нормативного акта прямого действия;
3) внесение изменений и дополнений в действующие трудовые кодексы государств ЕврАзЭС в целях создания унифицированных условий использования рабочей силы.
Многие зарубежные и отечественные правоведы выступали за принятие Основ трудового законодательства ЕврАзЭС, к примеру, Головина С.Ю. отмечала: «Основы трудового законодательства ЕврАзЭС могут позиционироваться как модель правовой интеграции в форме кодифицированного акта, регламентирующего трудовые и непосредственно
вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
связанные с ними отношения, на которую будут ориентироваться государства Сообщества при разработке и корректировке национальных Трудовых кодексов и иных нормативных правовых актов в сфере труда и занятости» [4, с. 163], [8,
В дальнейшем была разработана Концепция Основ трудового законодательства ЕврАзЭС [10]. Однако, ввиду скорого прекращения функционирования ЕврАзЭС, итоговый документ так и не был принят членами Сообщества.
После прекращения деятельности ЕврАзЭС в связи с образованием ЕАЭС, вопросы регулирования трудовой миграции стали регулироваться разделом XXVI Договора о Евразийском экономическом союзе [7]. Данный раздел содержит в себе следующие статьи: статья 96. Сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции; статья 97. Трудовая деятельность трудящихся государств-членов; статья 98. Права и обязанности трудящегося государства-члена.
Основное содержание приведённых выше статей сводится к следующим правилам регулирования трудовых, а также иных непосредственно связанных с ними, отношений:
1) Государства-члены Союза осуществляют всеобъемлющее сотрудничество в сфере согласования политики по регулированию трудовой миграции;
2) Работодатели государств-членов Союза вправе привлекать к труду работников, являющихся гражданами государства-члена, без ограничений в сфере защиты национального рынка труда;
3) Документы об образовании, полученные на территории государств-членов Союза, не требуют дополнительного подтверждения, за исключением документов об образовании работников-медиков и фармацевтов;
4) Документы, подтверждающие наличие ученой степени или ученого звания, также не требуют дополнительного подтверждения;
с. 20].
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
5) Трудовые отношения регулируются на основании законодательства страны, в котором осуществляется трудовая деятельность;
6) Срок временного пребывания трудового мигранты и его семьи на территории государства-члена определяется в соответствии со сроком действия трудового договора или же гражданско-правового договора;
7) Социальное обеспечение трудового мигранта осуществляется на равных условиях с гражданами государства-члена, на территории которого осуществляется трудовая деятельность;
8) Пенсионное обеспечение трудовых мигрантов регулируется отдельными международными договорами между государствами-членами;
9) Доходы трудового мигранта подлежат налогообложению в соответствии с международными договорами между государствами-членами, а также положениями национального законодательства государства места трудоустройства.
Данные общие положения в полной мере отвечают общепринятым международным стандартам регулирования трудовых отношений мигрантов. Предлагаем более подробно разобрать отдельные вышеприведенные правила.
В развитие правила, отраженного в разделе XXVI Договора о ЕАЭС, о том, что не требуется дополнительного подтверждения для документов об образовании, выданных на территории государств-членов Союза, были приняты также межправительственные акты, в частности, Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 г. [11], в котором отражено, что в целях осуществления гражданами стран Союза трудовой деятельности признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании. При этом трудящиеся, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
члене, могут быть допущены к этим видам деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Это значит, что они должны проходить установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании, что вполне соответствует публичным ограничениям и интересу государства в данных сферах, как наиболее важных для развития общества и благополучного будущего населения.
Также, к примеру, положение о том, что трудовые отношения регулируются на основании законодательства страны, в которой осуществляется трудовая деятельность, соответствует выработанной и применяемой в международной практике коллизионной привязке «закон места работы». Если не выбрано право какой-то иной страны, действует этот принцип, т.е. действует право страны места нахождения предприятия, организации, где работает работник, или же в отдельных случаях - место нахождения органов управления предприятия. В случаях командирования работника в другую страну для выполнения трудовых функций применяется также принцип закона страны учреждения, командировавшего работника.
В отдельных ситуациях, если работа выполняется в некоторых странах (работники международного транспорта - воздушного, речного и т.д.) применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, ст. 416 Кодекса торгового мореплавания устанавливает, что члены экипажа судна и судовладелец, отношения которых связаны договором, где отсутствует конкретное условие применения закона определенной страны, должны руководствоваться законом государства флага судна. Суды Российской Федерации в случае спора, касающегося трудовых отношений с участием иностранного элемента, возникшего на территории РФ, в основном применяют российское право [12, с. 207].
Пенсионное же обеспечение, наоборот, регулируется на основе отдельных международных договоров между странами-членами Союза.
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
Специфику данного регулирования можно детально рассмотреть на примере взаимодействия Российской Федерации (далее - РФ) и Республики Беларусь (далее - РБ) (оба государства, как нам известно, являются государствами-участницами Союза).
Договор «О создании Союзного государства» [5] в статье 2 регламентирует общие цели создания единого социально-экономического пространства, проведения согласованной социальной политики, которая бы обеспечивала достойную жизнь и развитие человека. Мы не можем говорить о том, что все положения данного договора исполняются в полном объёме, но гармонизация и некая унификация регулирования была проведена, ведь был подписан еще один договор - «О сотрудничестве в области социального обеспечения» [6].
Исходя из этого соглашения, граждане договаривающихся стран теперь имеют право на:
- признание прав на пенсионные выплаты лиц при переезде, на территории РФ или РБ, а также приравнивание в правах и свободах к гражданам этой страны;
- учет стажа на территории обеих стран и их суммирование при назначении выплаты по временной нетрудоспособности и материнству;
- страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, учитывается в страховой (трудовой) стаж;
- унифицированное заявление: любое заявление о назначении или пересмотре пенсии или пособия, поданное согласно законодательству одной страны, также считается заявлением, поданным согласно законодательству страны.
Стоит отметить, что положения закреплены в качестве переходных, и в настоящее время требуют серьезных нововведений и адаптации к измененным условиям реализации пенсионного законодательства [2, с. 80].
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
Исходя из анализа вышеприведенных актов, можно заключить что некоторая гармонизация законодательства в сфере труда уже произведена на территории государств-членов ЕАЭС, посредством заключения двухсторонних соглашений, а также имплементации в свои правовые системы положений договоров, заключенных в составе Союза, так как в этих государствах, как и в РФ, нормы международных договоров имеют приоритет над национальным законодательством.
Дальнейшая гармонизация трудового законодательства потенциально может улучшить условия труда, повысить мобильность рабочей силы и стимулировать экономическое развитие региона. Вместе с тем возникает необходимость учитывать интересы всех сторон: работников, работодателей и государства. Конечно же, взаимодействие между государственными органами и социальными партнерами является решающим фактором в этом процессе.
Авторами предлагаются следующие практические рекомендации для повышения уровня гармонизации трудового законодательства в странах ЕАЭС.
Во-первых, считаем необходимым разработку и принятие неких общих минимальных стандартов в сфере регулирования труда, в том числе во исполнение множества рекомендаций Международной организации труда, например, касающихся запрета возможности заключения срочного трудового договора с предпенсионером и пенсионером, запрета на соблюдение каких-либо условий, касающихся уважительности причины для увольнения работника по его инициативе.
Во-вторых, внедрение согласованных социальных стандартов при регулировании иных отношений, связанных с трудовыми. В частности, это могут быть единые рекомендации в сфере социального страхования, предоставление отпусков по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком и т.д.
В-третьих, создание на межгосударственном уровне в регионе ЕАЭС организации, выполняющей функции по анализу и выработке практических
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
предложений по улучшению работы внутригосударственных органов, осуществляющих контроль в сфере соблюдения трудового законодательства.
В-четвертых, повышение эффективности работы уже имеющихся интернет-порталов, размещающих актуальные вакансии на территории государств-членов ЕАЭС, за счет внедрения систем искусственного интеллекта для оперативности отклика, а также упрощения поиска места работы.
Последняя рекомендация связана с деятельностью портала «Работа без границ», созданного на базе российского сервиса «Работа России». Данная система была одобрена Советом Евразийской экономической комиссии в 2019 году и достаточно плодотворно действует до сих пор [3].
Гармонизация трудового законодательства в ЕАЭС требует не только правовых, но и социальных изменений, которые будут способствовать более сбалансированному и устойчивому развитию интеграционных процессов. Основное внимание должно быть уделено правам и свободам работников, а также созданию комфортных условий труда для всех.
Стоит отметить, что члены Союза являются постсоветскими странами, что объясняет их долговременные, тесные и непоколебимые экономические, политические и культурные связи между друг другом. Их сближение в настоящее время является не только экономически обусловленной задачей, но и социально-культурным развитием постсоветского общества. Упрощение процедур экономического оборота между странами, снижение требований при трудоустройстве в странах-участницах для работников из государств Союза и т.д., позволяет сблизить государства, наладить не только экономические, политические, правовые связи, но и развить обмен культурным опытом [1, с. 7].
Список литературы:
1. Артамонова Д. А. Влияние консультативных заключений суда ЕАЭС на процесс усиления взаимосвязи рынка труда стран-членов союза / Д. А. Артамонова, А. М. Киселев // Дискуссия по вопросам интернационализации
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
юридической науки и образования на пространстве ЕАЭС : Материалы Дискуссии, Екатеринбург, 08 декабря 2022 года. - Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева, 2022. - С. 4-8.
2. Артамонова Д. А. Унификация пенсионного обеспечения Российской Федерации и Республики Беларусь - шаг к развитию социального государства / Д. А. Артамонова, А. М. Киселев // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации : Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции, Уфа, 27 июня 2023 года. Том Часть 2. 2023. - С. 76-80.
3. В ЕАЭС стартует проект «Унифицированная система поиска «Работа без границ» [Электронный ресурс] // URL: https://eec.eaeunion.org/news/10-09-2019-2/?sphrase_id=324682 (дата обращения: 04.10.2024 г.).
4. Головина С.Ю. К вопросу о гармонизации трудового законодательства государств-членов ЕврАзЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. №14. - С. 158-163.
5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» (Договор ратифицирован Федеральным законом от 02.01.2000 № 25- ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2000, № 7, ст. 786.
6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения» (Договор ратифицирован Федеральным законом от 07.12.2006 № 227- ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 09.04.2007, №15, ст. 1745.
7. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 04.10.2024 г.)
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
8. Лютов Н. Л. Некоторые соображения по поводу гармонизации трудового законодательства в рамках ЕВРАЗЭС / Н. Л. Лютов // Трудовое право в России и за рубежом. - 2010. - № 3. - С. 17-23.
9. Постановление Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС «О Рекомендациях по гармонизации трудового законодательства государств -членов ЕврАзЭС (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств)» от 13 мая 2009 г. № 10-13 // URL: https://base.spmform.ru/show_doc.fwx?rgn=29037 (дата обращения: 04.10.2024 г.).
10. Постановление Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС «Об утверждении Концепции Основ трудового законодательства ЕврАзЭС» от 27 октября 2010 г. № 8 // URL: https://pravo.levonevsky.org/bazaby/org326/index.htm (дата обращения: 04.10.2024 г.).
11. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 24.11.1998 г. (ред. от 26.02.2002) «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях» // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22578/ (дата обращения: 04.10.2024 г.).
12. Фадеева Антонина Викторовна Трудовые отношения в международном частном праве / А.В. Фадеева, А.К. Шереметьева // Право и государство: теория и практика. №. 11 (203). 2021. - С. 206-208.