вогаюсы российской юстиции ВЫПУСК №33 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
УДК 341
Кушнарев Александр Сергеевич Мецлер Валерия Эдуардовна Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева
Институт прокуратуры Россия, Екатеринбург KUSHNAREV-02@LIST.RU vmetzler2002@mail. ru Kushnarev Alexander Metzler Valeria
Ural State Law University named V.F. Yakovlev
Institute of Procuracy Russia, Ekaterinburg
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИНТЕГРАЦИОННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ - ЕАЭС Аннотация: в данной статье исследуется роль региональных интеграционных объединений на мировом уровне, в частности, на примере Евразийского экономического союза. Рассматривается правовая природа такой международной организации, как Евразийский экономический союз. В том числе анализируются возникающие проблемы интеграционных процессов регионального интеграционного объединения. Предлагаются меры по решению таких мер и увеличению эффективности деятельности Организации. Ключевые слова: международная организация, регионализация, интеграция, имплементация, ЕАЭС.
ON THE QUESTION OF PROBLEMS OF INTEGRATION PROCESSES IN THE REGIONAL INTEGRATION ASSOCIATION - EAEU
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
Annotation: this article explores the role of regional integration associations at the global level, in particular, using the example of the Eurasian Economic Union. The legal nature of such an international organization as the Eurasian Economic Union is considered. In particular, emerging problems of integration processes of a regional integration association are analyzed. Measures are proposed to address such measures and increase the efficiency of the Organization.
Key words: international organization, regionalization, integration, implementation, EAEU.
С учетом продолжающегося процесса глобализации и интеграции, сближение стран на основе общих и консолидированных национальных интересов стало все более очевидным. С одной стороны, процесс глобализации содействует развитию международных отношений, в то время как с другой стороны, он требует значительных усилий для координации действий на региональном уровне, в том числе в рамках правовой регламентации. Именно поэтому региональная интеграция не теряет своей актуальности по сей день, являясь предметом изучения не только исторических и политических наук, но и юридических. Важное место в данном вопросе занимают правовые аспекты региональной интеграции, а также правовой статус таких объединений. Таким образом, целью данной работы является исследование интеграционных процессов в таком региональном интеграционном объединении, как ЕАЭС, для выявления новых тенденций развития международного сотрудничества в рамках такой интеграций. Новизна работы определяется эволюцией интеграционных процессов в связи с изменением политических и экономических реалий, с чем связана и необходимость актуализации теоретических подходов.
Сначала необходимо обратиться к пониманию международно-правовой интеграции. Так, Ю.С. Безбородов в своей работе дает следующее понимание термину: «Это метод сближения правовых систем с помощью особых
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
международно-правовых интегрирующих норм, направленных на создание единых правовых норм» [1, с. 127]. Регионально-правовую интеграцию же можно определить следующим образом: - это сотрудничество государств, ориентированное на правовое оформление интеграционных процессов в различных областях их взаимодействия через рецепцию, гармонизацию, унификацию и стандартизацию, а также на создание единого правового пространства для участников региональных организаций [2, с. 454]. С помощью интеграции как международно-правового метода запускается процесс максимального сближения национальных правовых систем с помощью международно-правовых средств до степени объединения и с целью достижения единого правового регулирования.
На сегодняшний день существует большое количество различных региональных интеграционных объединений. Помимо этого, региональные объединения занимают доминирующее положение в сравнении с универсальными международными интеграционными объединениями. Это обусловлено удобством установления экономических и политических связей между государствами одного региона.
В основном все региональные интеграционные объединения обладают статусом межправительственных объединений государств. Однако стоит обратить внимание, что по правовому статусу региональные интеграционные объединения могут иметь форму не только международной межправительственной организации, как, например, ЕАЭС и другие, но и иную форму, как, например, в ситуации с БРИКС и АТЭС. Вне всяких сомнений региональные интеграционные объединения, которые создаются в форме международных межправительственных организаций, являются отдельными субъектами международного права и обладают международной правосубъектностью. Таким образом, в зависимости от формы созданного регионального интеграционного объединения, объединение обладает правосубъектностью или не обладает. Остановимся более подробно на ЕАЭС.
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
В Астане в 2014 году состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, в результате которого был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, созданный с целью всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран-членов, а также для создания условий стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения. В статье 1 вышеуказанного Договора говорится о том, что «Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью» [3]. Основные принципы закреплены в статье 3 Договора: «уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; уважение особенностей политического устройства государств-членов; обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон; соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции; функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений» [3]. Данные принципы представляют из себя общепризнанные принципы международного права согласно доктрине международного права, а, в свою очередь, лишь субъекты международного права могут руководствоваться общепризнанными принципами международного права, что свидетельствует о наличии у них международной правосубъектности. Как субъект международного права, ЕАЭС осуществляет международное сотрудничество с государствами и международными организациями, в том числе заключает с ними международные договоры. Помимо этого, еще одним характеризующим элементом ЕАЭС как субъекта международного права является наличие у Организации своего права, которая включает в себя международные договоры и соглашения межгосударственного, межправительственного и
межведомственного характера. Также ЕАЭС обладает своим бюджетом, штаб-квартирой. ЕАЭС имеет свои руководящие органы: Высший Евразийский
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза [4]. В состав ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Статусом наблюдателей обладают Молдавия, Узбекистан и Куба. ЕАЭС в рамках своей политики формирует зоны свободной торговли со странами, не являющимися членами Организации.
Зачатки формирования интеграционных процессов ЕАЭС наблюдаются в статье 2 Договора о Евразийском Экономическом Союзе 2014 года, где говорится о формировании единой политики государств-членов, а также в статье 25 - о едином таможенном регулировании. Интеграция - это метод, который активно используется в правотворческом процессе, однако признаком ее использования на уровне основных органов ЕАЭС не наблюдается. Это проявляется в том, что в статье 13 Договора о решениях и распоряжениях Высшего совета не содержится информации о правовой природе и юридической силе актов данного органа. Таким образом, сложно оценить эффективность и результативность процессов интеграции в право Союза на этом фоне [4, с. 197]. Исключением является единое таможенное регулирование, так, в 2018 году в силу вступил Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, который содержит интегрированные нормы и действует как единый правовой регулятор на территории всех членов ЕАЭС. Также наблюдаются и иные методы сближения, например, Протокол о скоординированной транспортной политике, который направлен на гармонизацию законодательства стран-членов; Протокол о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений [1, с. 218].
В настоящее время ЕАЭС является региональной международной организацией интегративного типа, которая обладает необходимой правовой и организационной основой для проведения крупномасштабной интеграции на постсоветском пространстве. Однако в рамках деятельности ЕАЭС возникает
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
некоторая проблема, связанная с практической составляющей интеграции, а именно проблема выработки согласованных позиций государств для закрепления их в юридически обязательных для стран-членов международно-правовых актов. Это связано с тем, что большинство государств неохотно имплементируют в национальное законодательство положения модельных актов, которые чаще всего имеют рекомендательный характер. Таким образом, видится необходимость в интенсификации использования метода интеграции, при котором органы с наднациональными полномочиями принимают интегрированные нормы, действующие прямо и непосредственно на их территории, с заменой национальных регуляторов [1, а 219].
Следующей проблемой можно выделить имплементацию уже вступивших в силу актов ЕАЭС [1, а 219]. Она связана с недоработкой правовых механизмов реализации конкретных видов международно-правовых актов ЕАЭС разной правовой природы и юридической силы. Например, механизмы имплементации международных договоров сильно различаются от механизмов выполнения типовых проектов, которые носят рекомендательный характер, отличающихся от интегрированных актов ЕАЭС, вводимых в действие международным договором и имеющих юридически обязательный характер.
Правовые особенности ЕАЭС диктует такие проблемы правовой интеграции, как проблемы согласования позиций государств, неохотное имплементированние международных интегрированных норм в национальное законодательство, проблема синхронизации вступления в законную силу правовых актов.
Для решения данных проблем видится необходимым повысить юридическую эффективность правовых актов ЕАЭС, в том числе повысить юридическую точность правовых актов, достигнуть соответствию общепризнанным принципам и нормам международного права правовых актов, закрепить в нормах договорах интересы государств, добиться эффективности и действенности нормы для регламентирования отношений между государствами.
вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
С каждым годом интеграция стран-членов ЕАЭС углубляется, это прослеживается в увеличении интегрированных норм. Но все же, процессы интеграции в рамках ЕАЭС продолжают оставаться разноуровневыми и разноскоростными, хотя такое наблюдается, в целом, и в других региональных интеграционных объединениях. Является ли это минусом? Скорее нет, чем да. В замедленности таких процессов прослеживаются плюсы, проявляющиеся в более обдуманных и взвешенных принимаемых решениях и нормах, которые характеризуются и согласованием всеми сторонами.
1. Безбородов, Ю. С. Методы и формы правовой конвергенции в международном праве / Ю. С. Безбородов. - Москва : Проспект, 2020. - 240 с.
2. Курбанов, Р. А. Современные формы региональной интеграции сквозь призму евразийского права / Р. А. Курбанов // Вестник Российской академии наук. - 2017. - Т. 87, № 5. - С. 449-457.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: [подписан в г. Астана 29.05.2014] // КонсультантПлюс.
4. Азанов Б. К. Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (раздел 3: Органы союза; раздел 4: Бюджет союза; часть вторая: Таможенный союз; раздел 6: Функционирование таможенного союза) // Евразийский юридический журнал. 2014. N0 9. С. 17.
5. Каширкина А. А. Правовые аспекты интеграции на постсоветском пространстве в рамках ЕврАзЭС: Проблемы и перспективы / А. А. Каширкина, А. Н. Морозов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма «Контракт», 2012. 368 с.
Список литературы: