Научная статья на тему 'Процесс формирования опыта самопрезентации подростка во временном детском объединении'

Процесс формирования опыта самопрезентации подростка во временном детском объединении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ВРЕМЕННОЕ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / "НИШИ" / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТЫ МЕЖКЛУБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КЛУБЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / TEMPORARY CHILDREN''S ASSOCIATION / CLUBS IN ONE''S COMMUNITY / SELF-PRESENTATION / INDIVIDUAL PROJECTS / PROJECTS OF INTERACTION OF CLUBS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гербет О. И., Апанасенко О. Н.

В работе описаны и проанализированы некоторые возможности временных детских объединений для формирования опыта самопрезентации подростков. В статье выделены четыре общие позиции, помогающие раскрыть особенности реализации собственной инициативы подростка в процессе совместной деятельности, дана характеристика условий и методов формирования опыта самопрезентации подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF FORMING THE EXPERIENCE OF SELF-PRESENTATION AMONG TEENAGERS IN TEMPORARY CHILDREN''S ASSOCIATIONS

This paper describes and analyzes the possibilities of temporary children''s associations for the formation of experience in self-presentation of adolescents. The article highlights four common positions, helping to reveal the specifics of realization of their initiative of a teenager in the process of common activities and describes the conditions and methods to form experience of self-presentation of a teenager.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования опыта самопрезентации подростка во временном детском объединении»

УДК 316.6

Gerbet O.I., Apanasenko O.N. THE PROCESS OF FORMING THE EXPERIENCE OF SELF-PRESENTATION AMONG TEENAGERS IN TEMPORARY CHILDREN'S ASSOCIATIONS. This paper describes and analyzes the possibilities of temporary children's associations for the formation of experience in self-presentation of adolescents. The article highlights four common positions, helping to reveal the specifics of realization of their initiative of a teenager in the process of common activities and describes the conditions and methods to form experience of self-presentation of a teenager.

Key words: self-presentation, temporary children's association, individual projects, projects of interaction of clubs, clubs in one's community.

О.И. Гербет, канд. пед. наук, доц. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск;

О.Н. Апанасенко, канд. пед. наук, доц. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: oapanasenko@bk.ru

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКА ВО ВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

В работе описаны и проанализированы некоторые возможности временных детских объединений для формирования опыта самопрезентации подростков. В статье выделены четыре общие позиции, помогающие раскрыть особенности реализации собственной инициативы подростка в процессе совместной деятельности, дана характеристика условий и методов формирования опыта самопрезентации подростка.

Ключевые слова: самопрезентация, временное детское объединение, «ниши», индивидуальные проекты, проекты межклубного взаимодействия, клубы по месту жительства.

Для каждого человека, особенно в подростковый период, самыми важными и актуальными потребностями в плане самореализации являются потребности в общении, признании, самоутверждении, так как именно они являются «имиджевыми», то есть основой при создании впечатления о человеке. Кроме того, в подростковый период, наиболее осознаваемыми мотивами являются социальные мотивы самоопределения и самосовершенствования, поэтому необходимо сформировать у ребенка нормативно-правильный «имидж». Мы считаем, что овладение опытом самопрезентации представляет собой важную часть самосовершенствования подростка, его социализации и самореализации.

Анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что самопрезентация - это акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать желаемое впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам. Однако, в подростковый период акт самовыражения чаще всего окрашен негативными проявлениями в поведении. Поэтому на наш взгляд, по отношению к подростковому периоду, точнее определение, сформулированное в словаре-справочнике по социальной работе: «самопрезентация - старание индивида составить определенное представление о себе в сознании других» [1, с. 14].

Важность обсуждения вопроса по получению подростком опыта самопрезентации связана с тем, что с каждым годом увеличивается число дезадаптированных подростков, которые не умеют организовывать свое время, более того у них практически отсутствуют смыслообразование и целеполагание, не сформировано ценностное отношение.

Стихийное приобретение подростком опыта самопрезентации создает опасность усвоения асоциальных форм предъявления себя, закрепления стиля взаимодействия, унижающего человеческое достоинство, более того, способно сформировать отношение к окружающим как к средствам достижения собственного благополучия. С одной стороны, родители и педагоги нередко встречаются с проблемой неадекватной самопрезентации подростков, а с другой - в практике образовательных учреждений не уделяется должного внимания формированию у подростков опыта презентации себя окружающим на основе социально-приемлемых норм взаимодействия.

Сформированный опыт самопрезентации, по нашему мнению, является необходимым элементом благополучного вхождения подростка в социум.

Анализируя исследования об особенностях воспитания детей во временном детском объединении (В.Д. Иванова, А.Г. Кирпичник и др.), мы выяснили, что большими возможностями для формирования опыта самопрезентации обладают временные детские объединения. Нет необходимости лишний раз говорить о том, что важной составляющей процесса формирования опыта самопрезентации подростка является обеспечение реализа-

ции собственной инициативы подростка в процессе совместной деятельностиё оцененной сверстниками и взрослыми.

В спектре рассматриваемого вопроса, в частности, формирования опыта самопрезентации подростка, нами изучен опыт организации летней педагогической практики и ее возможностей в этом процессе. С этой целью, мы познакомились с материалами летней педагогической практики, которая проводилась в оздоровительных лагерях Алтайского края («Лесная сказка», «Бригантина», «Селена», «Юность»). В результате анализа материалов смен, были определены четыре общие позиции, помогающие в каждой смене раскрыть особенности реализации собственной инициативы подростка в процессе совместной деятельности, оцененной сверстниками и взрослыми, в частности:

- возможность подростка стать непосредственным автором идей реализации проекта и наполнения конкретным содержанием различных пространств смены;

- создание подростком авторского (индивидуального) проекта;

- вариативность организационных и содержательных пространств смены;

- вариативность ролей и функций в совместной деятельности.

Предоставление подростку возможности осуществления авторской позиции обеспечивалось таким приемом как «свободные ниши». То есть, в программе, разработанной педагогами, были предусмотрены незанятые места («ниши»), которые должны были заполниться в результате совместного с детьми планирования. Причем, свободные «ниши» были оставлены в программах совместной деятельности разного уровня: первичных временных объединений (отрядов), программ взаимодействия между отрядами на уровне детского лагеря, программ деятельности мастер-классов, клубов, площадок, тематических дней.

На уровне первичного временного объединения этот прием применялся при планировании, разработке и проведении отрядных дел. Работа проходила в организационный период смены на сборе планирования первичного объединения. Перед началом смены педагоги с подростками обсуждали план работы смены, предлагаемый педагогами, в который включена совместная деятельность по проведению традиционных отрядных дел («огонек знакомств», музыкально-игровой час, организационный сбор, экскурсионные поездки и др.). Педагоги, как носители первичной информации о проекте смены, освещали перспективы его развития, после чего ребятам предлагалась дальнейшая разработка вариантов совместной деятельности в отряде. Следует отметить, что планы отрядной деятельности не являлись, так скажем, «статичными», к примеру, идея проведения общелагерных дел возникала у ребят непосредственно в ходе самой смены.

Реализации инициативы подростка способствовало также самостоятельное создание авторских (индивидуальных) проек-

тов. У каждого участника смены была возможность придумать и презентовать свой проект. Участие подростка в разработке содержания совместной деятельности на уровне оздоровительного лагеря происходило при подготовке программы презентации своего мастер-класса, конкурсной площадки, клуба, тематического дня. Разработка и запуск детского сайта смены является особым примером как индивидуального, так и коллективного проекта. Индивидуальным его можно назвать потому, что каждый участник смены мог придумать свой проект сайта; коллективным - так как окончательный вариант сайта явился результатом коллективных усилий, сбора наилучших идей.

Участвуя в подобной работе, подросток приобретает опыт осознанного выбора способов организации своей жизнедеятельности. Особое внимание обращалось на формирование у подростков не просто умения видеть то, что «я хочу» (свою цель), а умение сопоставить свои цели с возможными вариантами путей ее достижения, способность оценивать ситуацию с позиции целесообразности. На наш взгляд, данные умения повышают самооценку подростка и являются необходимым компонентом опыта самопрезентации.

Вариативность организационных и содержательных пространств смены способствовала удовлетворению потребностей детей и предоставляла возможность подростку быть не только активным участником смены, но и «соавтором» программы, влиять на ход разворачивающихся событий и получать опыт деятельности и поведения в различных структурных объединениях. Дети презентовали и отстаивали свою или коллективную точку зрения, получали самостоятельный опыт презентации своих творческих, коммуникативных способностей, лидерских качеств, ценностных предпочтений. Примерами организационных и содержательных пространств в исследуемых сменах являлись: конкурсные программы, мастер-классы, вожатские клубы, тематические блоки-дни. К обозначенным пространствам относятся советы командиров, экспертов, лидеров, физоргов, а также творческие детские группы, пресс-центр и др.

Материалы летней педагогической практики показали, что организация воспитывающей и развивающей среды, как в конкретном детском временном объединении, так и на уровне всего объединения лагерей края способствует реализации детской инициативы в условиях совместной деятельности, ее оценке сверстниками и взрослыми. Следует отметить, что насыщенность и разноплановость общих мероприятий лагерей края (творческие игры, спортивные соревнования, концерты, дискуссии и др.) обеспечивали возможность подростку презентации себя, с одной стороны как личности, с другой как представителя какой-либо структурной единицы (город, село, область, организация, конкретный детский лагерь). Таким образом, опыт самопрезентации подростка активно формировался при изменяющейся позиции подростка в смене, а также в зависимости от структуры смены.

В зависимости от особенностей программы смены и контингента детей, мы отметили несколько позиций, наличие которых способствовало реализации инициативы подростка в процессе совместной деятельности. К примеру, в программах специализированных смен для подростков, представителей клубов по месту жительства, такими позициями выступают:

- презентация своего клуба по месту жительства;

- подготовка клубного актива;

- выезды в клубы по месту жительства края;

- совместная итоговая конференция детей и взрослых;

- обеспечение информационной поддержки подростков в территориях.

Важной позицией, обеспечивающей поддержку инициативы подростка, стала обязательная презентация своего клуба по месту жительства. Мы считаем, что подобная деятельность способствует формированию самопрезентации подростка и личностной и деловой.

Из отчетов студентов мы узнали, что в сменах была организована работа с подростками по созданию проектов межклуб-

Библиографический список

ного взаимодействия. Под проектом межклубного взаимодействия понимается проект совместной деятельности клубов по месту жительства, находящихся в разных городах (селах) и желающих поддерживать деловые или дружеские отношения не только в рамках специализированной смены, но и после ее завершения. Подготовка клубного актива, под которым понимается группа ребят, наиболее заинтересованных в межклубном общении после смены в лагере делают конкретные шаги по укреплению и расширению данного вида взаимодействия.

Нельзя не отметить и тот факт, что создание специальных проектов проходило на протяжении всех четырех смен и позволяло не только оптимизировать процесс развития детской инициативы, но и формировать у подростков ответственное отношение к результатам своей деятельности. Технология организации процесса создания индивидуальных детских проектов из смены в смену существенно не менялась. Различными были лишь организационные формы: экспертный совет, конструкторское бюро.

Преемственность программ заключалась в том, что в каждой новой программе смены были отражены идеи предыдущей. Этот прием поддержки и развития детской инициативы стал для подростков демонстрацией бережного и делового отношения к результатам их труда со стороны взрослых. Данный прием способствовал развитию адекватной самооценки, стимулированию процесса познания себя, своих особенностей, возможностей, качеств личности, умения находить единомышленников для достижения поставленных целей.

Одним из эффективных приемов поддержки и реализации инициативы подростка стал выезд групп детей, пребывающих на смене, в клубы по месту жительства Алтайского края. Возможность продемонстрировать себя, презентовать свой клуб по месту жительства, подчеркнуть статусность клуба, способствовали формированию ответственности и патриотизма подростка.

Нельзя не отметить и тот факт, что особое значение для поддержки и реализации инициативы подростка приобретает деловое взаимодействие с теми взрослыми, которые работают с ними непосредственно в клубах по месту жительства. Формами обеспечения такого взаимодействия являются совместная итоговая конференция детей и взрослых и обеспечение информационной поддержки подростков в территориях (информационные письма руководителям местных департаментов по делам молодежи и непосредственно самим руководителям клубов по месту жительства).

Таким образом, можно констатировать, что организация деятельности детей в лагерях края, по рассмотренным выше четырем основным позициям, способствовала раскрытию инициативы подростка, активизации его жизненной позиции, ответственности и активности. Хочется отметить, что немаловажным, существенным и определяющим фактором в формировании опыта положительной самопрезентации подростка является профессионализм взрослых, организующих досуг подростков. Мы пришли к выводу, что студенты, работающие с подростками в лагере не вместо, а вместе с ними, создавали необходимые условия для приобретения подростком опыта самопрезентации, формировали такие обобщенные способы деятельности как: когнитивный (формы мышления, опыт) и регулятивный (смыс-ло- и целеполагание). Нельзя не учитывать и то, что весь педагогический корпус лагеря, создавая для подростков благоприятные условия для успешного своевременного формирования новообразований сознания, способствовал вхождению детей в контекст общечеловеческой культуры и учил жить в общепринятом ценностном мире. И в заключении уместно вспомнить замечательные слова великого педагога Л.С. Выготского, о том, что учитель не должен подобно рикше тащить на себе весь воспитательный процесс, а должен максимально развить свою обязанность быть «организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником» [2, с. 82].

1. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе. - М., 2008.

2. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005.

Bibliography

1. Gulina, M.A. Slovarj-spravochnik po socialjnoyj rabote. - M., 2008.

2. Shneyjder, L.B. Deviantnoe povedenie deteyj i podrostkov. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 02.06.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.