Научная статья на тему 'Детский оздоровительно-образовательный центр: пространство индивидуализации'

Детский оздоровительно-образовательный центр: пространство индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕНТР / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ / УЧАСТНИК СМЕНЫ / ВОСПИТА­ТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВРЕМЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / A CHILDREN''S CENTRE / UP-BRINGING PROC­ESS / INDIVIDUALIZATION / UP-BRINGING / AN INDIVIDUAL ROUTE / A PARTICIPANT OF THE GROUP / TEMPORARY CONSOLIDATION / FURTHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобынцева Светлана Викторовна

В статье рассматриваются специфические особенности воспитательного пространства детского оздоровительно-образовательного центра, выделены основные принципы индивидуализированного воспитания, дана характеристика внеш­ней и внутренней индивидуализации, представлены алгоритм и средства индивидуализации воспитания в детском оздоро­вительно-образовательном центре на разных этапах смены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Children's Health-Improving and Educational Center: Space of Individualization

The article describes the special traits of educational environment in a children's camp. It includes basic principles of up-bringing and individualization, observes external and internal variants, shows the means of children's up-bringing in a camp.

Текст научной работы на тему «Детский оздоровительно-образовательный центр: пространство индивидуализации»

УДК 37.04

С. В. Лобынцева

Детский оздоровительно-образовательный центр: пространство индивидуализации

В статье рассматриваются специфические особенности воспитательного пространства детского оздоровительно-образовательного центра, выделены основные принципы индивидуализированного воспитания, дана характеристика внешней и внутренней индивидуализации, представлены алгоритм и средства индивидуализации воспитания в детском оздоровительно-образовательном центре на разных этапах смены.

Ключевые слова: детский центр, индивидуализация, воспитание, индивидуальный маршрут, участник смены, воспитательный процесс, временное объединение, дополнительное образование.

S. V. Lobyntseva

The Children's Health-Improving and Educational Center: Space of Individualization

The article describes the special traits of educational environment in a children's camp. It includes basic principles of up-bringing and individualization, observes external and internal variants, shows the means of children's up-bringing in a camp.

Key words: a children's centre, individualization, up-bringing, an individual route, a participant of the group, up-bringing process, temporary consolidation, further education.

В современных социокультурных условиях в обществе произошли значительные изменения, потребовавшие реформирования (модернизации) системы российского образования. Вектор избран в сторону демократизации и гуманизации образования, воспитания грамотной и компетентной личности, владеющей информационными технологиями, способной адаптироваться к быстро меняющемуся окружающему миру, к анализу и самоанализу, к осознанному выбору и ответственности за него. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Обеспечение каждого человека возможностью свободно выбирать индивидуальную образовательную траекторию для дальнейшего профессионального, карьерного, личностного роста отмечено в Федеральной целевой программе развития образования на 20062010 гг. Средством осуществления индивидуального подхода в практике организации образовательного процесса является индивидуализация.

Большинство исследователей рассматривают индивидуализацию исключительно в рамках образовательного процесса учреждений среднего (полного) общего образования. В то же время выполнение государственного заказа на образо-

вание личности с индивидуальной моделью поведения возможно, прежде всего, в учреждениях дополнительного образования детей, где созданы реальные предпосылки для развития ребенка по индивидуальному маршруту, так как обеспечивается свободный выбор объединений, секций, кружков, разнообразие форм для творческой деятельности. В дополнительном образовании ребенок имеет возможность проявить свою инициативу, найти реальную индивидуальную поддержку, гарантирующую развитие его личности.

Особым видом учреждения дополнительного образования детей является детский оздоровительно-образовательный центр, в котором реализуется совокупность социально-педагогических функций по оздоровлению, рекреации, анимации, воспитанию и неформальному образованию детей. В основе работы лежат вариативные программы, главная цель которых - развитие личности ребенка.

Воспитательная ценность такого вида учреждения дополнительного образования детей заключается в том, что здесь создаются условия для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально-привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне

© Лобынцева С. В., 2011

впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности.

Социально-педагогическая деятельность детских оздоровительно-образовательных (профильных) центров как учреждений дополнительного образования детей реализуется в специфических в отличие от общеобразовательных учреждений условиях: добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности; творческий характер деятельности; многопрофильность; отсутствие довлеющей обязательной оценки, официального статуса; опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

Жизнедеятельность в детском оздоровительно-образовательном центре происходит в рамках временного детского объединения, обладающего специфическими особенностями, такими как: интенсивность процессов общения, многообразие взаимоотношений ребенка с другими людьми в разнообразных видах деятельности и свободном общении; кратковременность его существования; автономность существования; сборность и непредсказуемость состава членов коллективов; насыщенность и многообразие общения, отношений и деятельности; интериоризация (принятие) членами коллектива ценностно-ориентированных норм поведения, отношений и деятельности; высокая эмоциональность, окрашенность жизнедеятельности.

Особым социализирующим фактором в детском оздоровительно-образовательном центре выступают взаимоотношения педагогов (воспитателей, вожатых) и воспитанников. Специфической характеристикой этих взаимоотношений является тот факт, что педагог в лагере проводит с коллективом детей столько же времени, сколько классный руководитель в школе в течение учебного года (350-420 часов). При этом взрослый выступает источником социального опыта детей, их умений и знаний (предметно-практических, коммуникативных, социальных), образцом гражданина и созидателя, человека и профессионала, помощника и друга. Определенный кодекс профессионализма для педагогов, работающих в детском лагере, сформулировала В. П. Бедерханова: «...прежде всего высокая культура общения, способность строить взаимо-

отношения, взаимодействие, включать ребенка в различные виды деятельности (необязательно в твоей группе или в коллективной деятельности) с учетом его индивидуальности, определять с ним вместе зону его ближайшего развития. Сюда войдет и защита ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от хода, голода, одиночества, организация досуга, разрешение личностных проблем перед всеми остальными. Педагог в этом случае всегда выражает интересы ребенка.» [2, с. 14]. Между подростками и педагогами чаще всего складываются отношения взаимного доверия, поддержки, взаимопонимания, быстро устанавливаются деловые и межличностные контакты.

Ключевыми подходами при организации воспитательного процесса в детском оздоровительно-образовательном центре являются:

- деятельностный - предполагающий создание в смене разноуровневых и разноплановых образовательных и воспитательных пространств, соответствующих возрастным и психологическим особенностям участников, дающих возможность в удовлетворении их познавательного интереса и обеспечивающих возможность выбора деятельности каждому в соответствии со своими индивидуальными предпочтениями;

- индивидуально-личностный - предполагающий последовательное отношение педагога (и всего педагогического коллектива в целом) к подростку как к личности, как к самосозидательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия; осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей подростков.

Структурной единицей в лагере является временное детское объединение (отряд, команда), насчитывающее 15-30 детей, сформированное по возрастному, территориальному или профильному принципу. Таким образом, перед педагогическим коллективом детского центра стоит задача в создании индивидуализированного воспитательного пространства в условиях работы с временным детским объединением, средством реализации которой мы считаем индивидуализацию.

В педагогической науке понятие индивидуализация определяется как система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни. Это - помощь ребенку в личностном самоопределении [5]. О. С. Газман под индивидуализаци-

ей понимал деятельность взрослого (педагога) и ребенка по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте [4, с. 15]. При таком рассмотрении индивидуализация предполагает: во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей; во-вторых, - создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических (наследственных), интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида. И, наконец, третья, - стержневая черта индивидуализации - поддержка человека в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору). Индивидуализация личности, развитие ее «самости», по Газману, и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы». Цель этой педагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира; предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии

- самоопределении и самореализации. Результат

- свободоспособность личности [4].

Исследователи выделяет внешнюю и внутреннюю индивидуализацию (Т. В. Бурлакова). Внешняя индивидуализация - это направленное воздействие внешнего воспитательного пространства, включающего адаптацию содержания и форм учебно-воспитательного процесса к индивидуальным особенностям воспитанника, оказание педагогической поддержки с целью развития его индивидуальности. Внутренняя индивидуализация - это направленность воспитанника на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование индивидуально-профессионального стиля деятельности [3].

На «внутреннем» уровне индивидуализация воспитания в детском оздоровительно-образовательном центре обеспечивается посредством внутреннего личностного роста воспитанника, самоорганизацией его образовательного и развивающего пространства. Происходит это через овладение ребенком навыком анализа и самоанализа в ходе систематической аналитической деятельности, в которую он включается. Благоприятным фактором для запуска механиз-

мов самоанализа является новая социальная среда, в которую попадает ребенок; отсутствие шаблонов в его восприятии, которые могут иметь место в школе, дома; интенсивность и разнообразие деятельности, выбор которой он осуществляет самостоятельно. В результате ребенок приобретает опыт индивидуального и коллективного анализа, проектирования собственной и коллективной деятельности, осуществляет отбор наиболее эффективных способов достижения поставленной цели, благодаря чему выполняется его субъектная позиция в программе смены.

Внешними регуляторами внутренней индивидуализации подростка выступают: индивидуализированная воспитательная среда и соответственным образом организованный воспитательный процесс, предполагающий создание условий для самоактуализации и самореализации подростков; приобретения ими навыков проектирования индивидуальной и коллективной деятельности; создание разноуровневых и разноплановых образовательных пространств, обеспечивающих возможность выбора деятельности в соответствии с заявленными целями и индивидуальными предпочтениями подростков; систематическая аналитическая деятельность, в которую включаются подростки («огоньки», сборы планирования индивидуальной и коллективной деятельности на смену, промежуточное подведение итогов по достижению поставленных целей (преимущественно в игровой форме), итоговые сборы отрядов, тематических направлений, обучающих курсов, прощальные «огоньки», коллективные творческие дела, демонстрирующие достижения участников и др.); демократического уклада взаимодействия между всеми участниками смены (преимущественно реализуются через систему самоуправления в различных вариациях, но не формализованную, а действительно дающую возможность ребятам самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них и приобретать навыки управленческой деятельности). Алгоритм осуществления индивидуализации представлен в таблице «Индивидуализация воспитания в детском оздоровительно-образовательном центре».

Основным педагогическим средством осуществления индивидуализации в детском оздоровительно-образовательном центре мы считаем индивидуальный маршрут участника смены, где индивидуальный маршрут есть прием организа-

Индивидуализация воспитания в детском оздоровительно-образовательном центре

Внешняя индивидуализация Внутренняя индивидуализация

Педагогические задачи Педагогические средства Деятельность ребенка Результат для ребенка

1 Помощь ребенку в изучении себя (собственных возможностей, интересов, потребностей); предоставление информации о новых условиях; знакомство с окружающими его людьми Беседа, анкетирование, экскурсии, видеоматериалы, коллективно-творческие игры (на выявление способностей), введение в тематику смены, встреча со специалистами, пресс-конференция с администрацией лагеря, организационный сбор Поиск и изучение информации о себе, сверстниках, новых условиях Адаптация в новых условиях; оценка личных возможностей, сравнение уровня своего развития со сверстниками

2 Создание условий для анализа ребенком полученной информации и его самоопределения в смене; предоставление информации об условиях для саморазвития в лагере Сбор-планирование; составление отрядной план-сетки; презентация объединений, клубов, кружков (информация о дополнительных пространствах); формирование творческих групп, органов самоуправления; огоньки, беседы, индивидуальный дневничок, карта личностного роста, составление портрета «идеального» образа, карта пути, конверт желаний, индивидуальное консультирование, психологические тренинги и консультации Анализ полученной информации, ее критичное осмысление и вычленение того, что нужно каждому ребенку, исходя из особенностей его индивидуальности Формирование осознанного мотива саморазвития: «Я хочу»

2. а Помощь в выявлении и определении проблемы, трудностей ребенка (если они имеются) Определение главного противоречия Фиксирование проблемы или трудностей собственного развития

2. б Помощь в формулировании цели на смену Выдвижение цели (перевод проблемы в цель); проектирование ожидаемого результата Формулирование цели на смену; представление о собственных качественных изменениях; определение возможных трудностей в достижении цели; составление индивидуального маршрута

2. в Помощь в составлении индивидуального маршрута участника смены Определение путей достижения результата Выбор конкретных средств и способов достижения цели, составление плана действий; представление о деятельности и собственной роли в ней

3 Предоставление ребенку разноуровневых (отряд, центр, лагерь) и разноплановых (по видам, направлениям деятельности) пространств; помощь в прохождении индивидуального маршрута Работа творческих групп, объединений, клубов по интересам, работа по делегациям, общелагерные и отрядные дела, работа органов самоуправления, кружки, мастерские, секции... Деятельность по достижению цели Реализация плана по достижению цели (конкретная деятельность, самореализация, результатом которых являются качественные изменения ребенка: знания, навыки, опыт)

4 Помощь ребенку в определении достигнутого результата Итоговый сбор, прощальный «огонек», индивидуальный дневничок, карта личностного роста, конверт желаний, письмо себе в будущее и т. д. Анализ полученного результата Фиксирование полученных изменений и соотнесение с предполагаемым результатом; выявление эффективных способов в достижении своей цели и определение причин неудач (оценка эффективности выбранного пути и собственных достижений)

5 Помочь ребенку в определении путей саморазвития вне лагеря Определение перспектив дальнейшего развития Видение перспектив и способов дальнейшего развития по возвращении домой

ции учебно-воспитательной деятельности в соответствии с индивидуальным запросом ребенка [1, с. 118]. Это зафиксированная программа действий ребенка в течение смены по достижению по-

ставленных им целей. При этом на внешнем уровне индивидуализации воспитания индивидуальный маршрут служит средством для корректировки программы смены с учетом пожеланий и

заявленных целей детей (обеспечивая их субъектную позицию), диагностики их качественных изменений в ходе смены, достижения результатов и подведения итогов. На внутреннем уровне ребенок имеет наглядный материал для самоанализа, получает реальный алгоритм по постановке и достижению целей собственного развития, который увозит с собой домой по окончании смены. При этом важно учитывать тот факт, что пребывание детей в оздоровительном центре -прежде всего отдых от учебной деятельности, поэтому работа с индивидуальными маршрутами должна быть максимально привлекательной и простой для детей.

Таким образом, детский оздоровительно-образовательный центр открывает для ребенка возможность познания способа совместного проживания в группе сверстников; приобретения навыков организации отдыха; участия в различных образовательных и дополнительных программах по своему выбору и желанию; создает условия для раскрытия собственных потенциальных возможностей, проявления инициативы, дает возможность завоевать уважение за свое индивидуальное поведение; приобрести новые навыки и интересы, или усовершенствовать уже имеющиеся; отвечать за свои собственные поступки и самостоятельно принимать решения.

Библиографический список:

1. Александрова, Е. А., Митрофанова, Л. М. Индивидуальные маршруты в дополнительном образовании [Текст] / Е. А. Александрова, Л. М. Митрофанова // Новые ценности образования: Индивидуальность в образовании / под ред. Н. Б. Крыловой. - М. : НПО «Школа самоопределения», 2004. - Вып. 2 (17). - С. 118-123.

2. Бедерханова, В. П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение (в помощь организаторам летнего отдыха детей) [Текст] / В. П. Бедер-ханова. - Краснодар : Изд-во краснодарского экспериментального центра развития образования, 1993. - 64 с.

3. Бурлакова, Т. В. Принципы индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей [Текст] / Т. В. Бурлакова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 4 (57). - С. 41-45.

4. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XX века [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования. -М. : Инноватор, 1996. - 198 с.

5. Педагогика [Электронный ресурс] / http://www. pedpro. ru/termins/34. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.