Кубанова А.К.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.
Процесс формирования личности человека в педагогическом процессе
Личность - это человек, который развивается в социуме и вступает во взаимоотношения с другими индивидами посредством общения, обладает осознанностью и самоконтролем, понимает сложность возникшей ситуации и последствия. Как показывает изучение теоретических источников, личность - одно из наиболее сложных психологических образований с точки зрения определения, структуры, генезиса и функционирования. Существует множество теорий личности, по-разному трактующих сущность этого психологического феномена. Но несомненно, что понятие «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и только начиная лишь с определенного этапа его развития. Образование личности начинается до школы, в школе и за пределами школ продолжается, и сопровождает его на протяжении всей жизни. Приоритетной задачей школы является создание максимально благоприятных условий для развития и самообразования личности ученика. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. Если в современной психологии под личностью обычно подразумевается именно социальное лицо человека, которое обеспечивает ему «имидж» и включенность в те или иные социальные отношения, то в сфере образования личность - это сплав некоторых качеств, обеспечивающий социализацию и самоопределение [1. 184]. Здесь главная особенность заключается в том, что эта проблема может быть полезна для обучения и дидактики, для развития личности. Для воспитания полезной для современного общества личности необходимо позаботиться о его самореализации. В процессе самореализации личность выявляет в себе возможности скрытого потенциала и целесообразно использует его в практической деятельности.
Стадии развития личности можно рассматривать по разным критериям, но важно лишь одно - всегда есть возможность развиваться и двигаться вперед. Социализацией называется процесс формирования личности. При нем индивид входит в социум, усваивает социаль-
ные нормы, опыт, ценности, идеалы и роли. Человек может социализироваться в условиях целенаправленного процесса формирования личности, а также в любых нерегулируемых жизненных ситуациях, под воздействием разных факторов. К основным понятиям науки относятся: Воспитание. Образование. Обучение. Без него невозможно полноценное развитие личности. Стимулирует и ведет за собой развитие. Развитие. И самосовершенствование. Воспитание - это целенаправленный процесс по формированию преднамеренных черт характера. Приобретенные качества определяют уровень культуры, воспитанности, интеллектуального, духовного и физического развития. Итак, поговорим о формировании личности в педагогическом процессе. Наука помогает изучать и выявлять лучшие условия для социализации личности посредством обучения и воспитания. Воспитание - это направленная деятельность, нацеленная на зарождение системы качеств, взглядов и убеждений; механизм, управляющий системами социализации. Ориентировано на развитие миропонимания, нравственности, потребности в общении, нрава и черт личности, поступков. Задача состоит в выявлении природных задатков и талантов человека, его развития в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями и способностями. Воспитание личности происходит на основе формирования: во-первых, определенного отношения к окружающему миру; во вторых, мировоззрения; в-третьих, поведения. Важнейшим условием формирования личности является деятельность, в процессе которой всесторонне развивается сам индивид и его мировосприятие. По направленности выделяют физическую, познавательную, ремесленническую, техническую и другие деятельности. Особое место среди них занимает общение. Познавательная активность способствует высокому интеллектуальному развитию. Все проявления активной и пассивной активности имеют единый источник - потребности. Цель воспитательной работы считается достигнутой, когда получилось сформировать инициативно-активную, творческую личность. Среда, в которой человек живет, способствует изменению его мировоззрения, созданию новых взаимоотношений, что приводит к очередным переменам. Формирование личности включает процесс и результаты социализации, а также воспитания и самосовершенствования. Формирование означает возникновение и усваивание системы устойчивых черт личности. Бесконечный непрерывный процесс саморазвития можно условно представить такими этапами, как: стадия первичного формирования; становление личности (от рождения до фазы взросления); последую-
щее формирование; последний этап подразумевает дальнейшее саморазвитие или же деградацию. В самом широком смысле социальное развитие - это процесс присвоения исторического опыта человеческого взаимодействия и, соответственно, установление личности как носителя культуры и члена общества. В более узком смысле социальное развитие может быть представлено как способность к усвоению норм и правил, принятых в той или иной социальной организованности, и к построению своего поведения на их основе. Такая способность выражается в системе поведенчески коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективное включение человека в различные социально-психологические группы и ситуации общения [2, с. 192].
Существует несколько теорий, описывающих стадии развития личности. Наиболее популярной из них является теория Эриксо-на, которая выделяет этапы в зависимости от кризисного возраста и показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Это три дошкольных этапа, два школьных (отрочество и юность), этап взросления (начальной зрелости), средней зрелости и поздней зрелости. Формирование личности обучающихся предполагает осуществление системы воспитательных воздействий, включающей учебный процесс, научные исследования, общественную, художественно-творческую деятельность, сферу общения, окружающую среду, природу, искусство и т.д. Основными принципами организации системы обучения и воспитания в современных условиях должны стать: соответствие организации учебно-воспитательной работы и всей деятельности вуза современным принципам развития высшего образования в стране (демократизации, гуманизации, активности личности и др.); единство научного, прикладного и практического аспектов функционирования системы воспитания; стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей всех участников процесса обучения и воспитания; научное обеспечение развития системы обучения и воспитания обучающихся. Формируемые в высшей школе социально-значимые качества личности будущего специалиста: 8 Министерство науки и высшего образования РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» Концепция воспитательной работы на 2021-2026 гг. мировоззренческие (гуманизм, одухотворенность, гармоничность, целостность); профессионализм (профессиональная компетентность): наличие знаний, умений, навыков, творческих способностей,
■ активности, ответственности; социальная активность (чувство долга, коммуникативность, коллективизм, мужество, воля, оптимизм, настойчивость, энергичность, организованность, мобильность, дисциплинированность, честность и др.); определенный культурный и интеллектуальный уровень; гражданская зрелость. Современный образовательный процесс высшей школы характеризуется неразрывной связью обучения и воспитания, определяющей в качестве подготовки специалистов. В основу Концепции СевКавГА положены следующие подходы к организации воспитательной деятельности: — аксиологический: имеет целью введение формирующейся личности в мир ценностей и оказание ей помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. Благодаря ценностным ори-ентациям человек делает свою жизнь осмысленной, определяя ценности жизнедеятельности, переживаний, отношений; - деятельный подход: признание того, что личность проявляется и формируется в деятельности. Основная задача - формирование личности через деятельность; - личностно-ориентированный: личность рассматривается как активный субъект собственного становления и развития; воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации; задача педагога заключается стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности; — системно-целостный: позволяет учитывать следующую закономерность: факторы, влияющие на эффективность воспитательного процесса, тесно связаны между собой и возникают при определенных, специально создаваемых условиях, что дает возможность предвидеть характер и результаты функционирования воспитательного процесса, находить оптимальные пути и средства в его организации и проведении. Требуется ориентироваться на ин-тегративные (целостные) характеристики личности: деятельность, сознание, личностные отношения; - компетентностный: в основе определения задач, направлений, технологий и форм лежит идея формирования на высоком уровне профессиональных общекультурных компетенций. 9 Министерство науки и высшего образования РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» Концепция воспитательной работы на 2021-2026 гг. Система подходов к воспитанию базируется на следующих принципах: — гуманизация (гуманное отношение, уважение прав и свобод личности); — субъект-субъективного взаимодействия (осуществление совместной деятельности, основанное на взаимном уважении, целенаправ-_
ленности, поддержке, понимании, расширении зон ответственности и взаимной ответственности за содержание, организацию и результаты воспитательной деятельности); — культуросообразности (опора воспитания на общечеловеческие ценности культуры, соответствие нормам национальных культур и специфическими особенностями регионов); — демократизм: воспитание основано на конструктивном диалоге субъектов, их взаимодействии, сотрудничестве; — толерантности: в академии установлен плюрализм мнений, подходов, идей, проектов, субъекты воспитательной среды толерантны по отношению друг другу, к мнениям, культуре, образу жизни других людей; — индивидуализации: воспитание осуществляется с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, задатков каждого обучающегося; — социально-профессиональной ориентации: воспитание осуществляется с ориентацией на будущую профессиональную деятельность выпускника, а также на формирование понимания социальной значимости профессиональной деятельности [3, с. 9].
Соответственно, чем более развита личность, тем она успешнее в плане социальной адаптации и нахождении собственного места в жизни. Равно как и наоборот. Важным аспектом в основании и становлении образования, его роли в развитии личности обучающихся является правильная постановка продуктивной педагогической деятельности, выбор методов воспитания в соответствии с обстановкой и системой образования.
Библиографический список
1. Асланова Н.Ф. Развитие личности // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 182-189.
2. Беззуб И.А. Создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 189-197.
3. Концепция воспитательной работы на 2021-2026 гг. ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия. 32 с.
References
1. Aslanova N.F. Personal development // Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute. 2017. № 1. P. 182-189.
2. Bezzub I.A. Creating conditions for the full development of personality, preserving and strengthening the mental health of students // Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute. 2017. № 1. P. 189-197.
3. The concept of educational work for 2021-2026. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasus State Academy. 32 p.