Научная статья на тему 'Процесс формирования личности человека в педагогическом процессе'

Процесс формирования личности человека в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
процесс / человек / формирование / личность / развитие / process / person / formation / personality / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубанова А.К.

Личность – это человек, который развивается в социуме и вступает во взаимоотношения с другими индивидами посредством общения, обладает осознанностью и самоконтролем, понимает сложность возникшей ситуации и последствия. Как показывает изучение теоретических источников, личность – одно из наиболее сложных психологических образований с точки зрения определения, структуры, генезиса и функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of forming a person’s personality in the pedagogical process

A personality is a person who develops in society and enters into relationships with other individuals through communication, has awareness and self-control, understands the complexity of the situation and the consequences. As the study of theoretical sources shows, personality is one of the most complex psychological formations in terms of definition, structure, genesis and functioning.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования личности человека в педагогическом процессе»

Кубанова А.К.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.

Процесс формирования личности человека в педагогическом процессе

Личность - это человек, который развивается в социуме и вступает во взаимоотношения с другими индивидами посредством общения, обладает осознанностью и самоконтролем, понимает сложность возникшей ситуации и последствия. Как показывает изучение теоретических источников, личность - одно из наиболее сложных психологических образований с точки зрения определения, структуры, генезиса и функционирования. Существует множество теорий личности, по-разному трактующих сущность этого психологического феномена. Но несомненно, что понятие «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и только начиная лишь с определенного этапа его развития. Образование личности начинается до школы, в школе и за пределами школ продолжается, и сопровождает его на протяжении всей жизни. Приоритетной задачей школы является создание максимально благоприятных условий для развития и самообразования личности ученика. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. Если в современной психологии под личностью обычно подразумевается именно социальное лицо человека, которое обеспечивает ему «имидж» и включенность в те или иные социальные отношения, то в сфере образования личность - это сплав некоторых качеств, обеспечивающий социализацию и самоопределение [1. 184]. Здесь главная особенность заключается в том, что эта проблема может быть полезна для обучения и дидактики, для развития личности. Для воспитания полезной для современного общества личности необходимо позаботиться о его самореализации. В процессе самореализации личность выявляет в себе возможности скрытого потенциала и целесообразно использует его в практической деятельности.

Стадии развития личности можно рассматривать по разным критериям, но важно лишь одно - всегда есть возможность развиваться и двигаться вперед. Социализацией называется процесс формирования личности. При нем индивид входит в социум, усваивает социаль-

ные нормы, опыт, ценности, идеалы и роли. Человек может социализироваться в условиях целенаправленного процесса формирования личности, а также в любых нерегулируемых жизненных ситуациях, под воздействием разных факторов. К основным понятиям науки относятся: Воспитание. Образование. Обучение. Без него невозможно полноценное развитие личности. Стимулирует и ведет за собой развитие. Развитие. И самосовершенствование. Воспитание - это целенаправленный процесс по формированию преднамеренных черт характера. Приобретенные качества определяют уровень культуры, воспитанности, интеллектуального, духовного и физического развития. Итак, поговорим о формировании личности в педагогическом процессе. Наука помогает изучать и выявлять лучшие условия для социализации личности посредством обучения и воспитания. Воспитание - это направленная деятельность, нацеленная на зарождение системы качеств, взглядов и убеждений; механизм, управляющий системами социализации. Ориентировано на развитие миропонимания, нравственности, потребности в общении, нрава и черт личности, поступков. Задача состоит в выявлении природных задатков и талантов человека, его развития в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями и способностями. Воспитание личности происходит на основе формирования: во-первых, определенного отношения к окружающему миру; во вторых, мировоззрения; в-третьих, поведения. Важнейшим условием формирования личности является деятельность, в процессе которой всесторонне развивается сам индивид и его мировосприятие. По направленности выделяют физическую, познавательную, ремесленническую, техническую и другие деятельности. Особое место среди них занимает общение. Познавательная активность способствует высокому интеллектуальному развитию. Все проявления активной и пассивной активности имеют единый источник - потребности. Цель воспитательной работы считается достигнутой, когда получилось сформировать инициативно-активную, творческую личность. Среда, в которой человек живет, способствует изменению его мировоззрения, созданию новых взаимоотношений, что приводит к очередным переменам. Формирование личности включает процесс и результаты социализации, а также воспитания и самосовершенствования. Формирование означает возникновение и усваивание системы устойчивых черт личности. Бесконечный непрерывный процесс саморазвития можно условно представить такими этапами, как: стадия первичного формирования; становление личности (от рождения до фазы взросления); последую-

щее формирование; последний этап подразумевает дальнейшее саморазвитие или же деградацию. В самом широком смысле социальное развитие - это процесс присвоения исторического опыта человеческого взаимодействия и, соответственно, установление личности как носителя культуры и члена общества. В более узком смысле социальное развитие может быть представлено как способность к усвоению норм и правил, принятых в той или иной социальной организованности, и к построению своего поведения на их основе. Такая способность выражается в системе поведенчески коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективное включение человека в различные социально-психологические группы и ситуации общения [2, с. 192].

Существует несколько теорий, описывающих стадии развития личности. Наиболее популярной из них является теория Эриксо-на, которая выделяет этапы в зависимости от кризисного возраста и показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Это три дошкольных этапа, два школьных (отрочество и юность), этап взросления (начальной зрелости), средней зрелости и поздней зрелости. Формирование личности обучающихся предполагает осуществление системы воспитательных воздействий, включающей учебный процесс, научные исследования, общественную, художественно-творческую деятельность, сферу общения, окружающую среду, природу, искусство и т.д. Основными принципами организации системы обучения и воспитания в современных условиях должны стать: соответствие организации учебно-воспитательной работы и всей деятельности вуза современным принципам развития высшего образования в стране (демократизации, гуманизации, активности личности и др.); единство научного, прикладного и практического аспектов функционирования системы воспитания; стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей всех участников процесса обучения и воспитания; научное обеспечение развития системы обучения и воспитания обучающихся. Формируемые в высшей школе социально-значимые качества личности будущего специалиста: 8 Министерство науки и высшего образования РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» Концепция воспитательной работы на 2021-2026 гг. мировоззренческие (гуманизм, одухотворенность, гармоничность, целостность); профессионализм (профессиональная компетентность): наличие знаний, умений, навыков, творческих способностей,

■ активности, ответственности; социальная активность (чувство долга, коммуникативность, коллективизм, мужество, воля, оптимизм, настойчивость, энергичность, организованность, мобильность, дисциплинированность, честность и др.); определенный культурный и интеллектуальный уровень; гражданская зрелость. Современный образовательный процесс высшей школы характеризуется неразрывной связью обучения и воспитания, определяющей в качестве подготовки специалистов. В основу Концепции СевКавГА положены следующие подходы к организации воспитательной деятельности: — аксиологический: имеет целью введение формирующейся личности в мир ценностей и оказание ей помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. Благодаря ценностным ори-ентациям человек делает свою жизнь осмысленной, определяя ценности жизнедеятельности, переживаний, отношений; - деятельный подход: признание того, что личность проявляется и формируется в деятельности. Основная задача - формирование личности через деятельность; - личностно-ориентированный: личность рассматривается как активный субъект собственного становления и развития; воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации; задача педагога заключается стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности; — системно-целостный: позволяет учитывать следующую закономерность: факторы, влияющие на эффективность воспитательного процесса, тесно связаны между собой и возникают при определенных, специально создаваемых условиях, что дает возможность предвидеть характер и результаты функционирования воспитательного процесса, находить оптимальные пути и средства в его организации и проведении. Требуется ориентироваться на ин-тегративные (целостные) характеристики личности: деятельность, сознание, личностные отношения; - компетентностный: в основе определения задач, направлений, технологий и форм лежит идея формирования на высоком уровне профессиональных общекультурных компетенций. 9 Министерство науки и высшего образования РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» Концепция воспитательной работы на 2021-2026 гг. Система подходов к воспитанию базируется на следующих принципах: — гуманизация (гуманное отношение, уважение прав и свобод личности); — субъект-субъективного взаимодействия (осуществление совместной деятельности, основанное на взаимном уважении, целенаправ-_

ленности, поддержке, понимании, расширении зон ответственности и взаимной ответственности за содержание, организацию и результаты воспитательной деятельности); — культуросообразности (опора воспитания на общечеловеческие ценности культуры, соответствие нормам национальных культур и специфическими особенностями регионов); — демократизм: воспитание основано на конструктивном диалоге субъектов, их взаимодействии, сотрудничестве; — толерантности: в академии установлен плюрализм мнений, подходов, идей, проектов, субъекты воспитательной среды толерантны по отношению друг другу, к мнениям, культуре, образу жизни других людей; — индивидуализации: воспитание осуществляется с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, задатков каждого обучающегося; — социально-профессиональной ориентации: воспитание осуществляется с ориентацией на будущую профессиональную деятельность выпускника, а также на формирование понимания социальной значимости профессиональной деятельности [3, с. 9].

Соответственно, чем более развита личность, тем она успешнее в плане социальной адаптации и нахождении собственного места в жизни. Равно как и наоборот. Важным аспектом в основании и становлении образования, его роли в развитии личности обучающихся является правильная постановка продуктивной педагогической деятельности, выбор методов воспитания в соответствии с обстановкой и системой образования.

Библиографический список

1. Асланова Н.Ф. Развитие личности // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 182-189.

2. Беззуб И.А. Создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 189-197.

3. Концепция воспитательной работы на 2021-2026 гг. ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия. 32 с.

References

1. Aslanova N.F. Personal development // Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute. 2017. № 1. P. 182-189.

2. Bezzub I.A. Creating conditions for the full development of personality, preserving and strengthening the mental health of students // Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute. 2017. № 1. P. 189-197.

3. The concept of educational work for 2021-2026. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasus State Academy. 32 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.