Научная статья на тему 'Процесс формирования коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов IT-специальностей'

Процесс формирования коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов IT-специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / профессиональная подготовка / студенты IT-специальностей / коммуникативные умения / коммуникация в IT-сфере / активные методы обучения. / communicative competence / professional training / students of IT specialties / communicative skills / communication in the IT field / active teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерлягова Софья Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетентности у студентов IT-специальностей. Актуальность этой проблемы обусловлена важностью коммуникативных навыков для успешной профессиональной деятельности в сфере информационных технологий. Автор кратко обозначает различных исследователей, специализирующихся на проблемах информатизации образования и изменении характера учебной деятельности в информационном обществе, особенностях коммуникативной деятельности, делая акцент на том, что данные темы не раскрываются в современных научных трудах в полном объеме. В статье делается упор на то, что появление различной компьютерной техники при организации учебного процесса формирует новую коммуникационную среду. Автором рассматриваются особенности профессиональной коммуникации в IT-сфере, анализируется структура коммуникативной компетентности IT-специалиста. Особое внимание уделяется использованию активных и интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий для формирования коммуникативных умений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A CONDITION FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF IT SPECIALTIES

The article is devoted to the problem of developing communicative competence among students of IT specialties. The relevance of this problem is due to the importance of communication skills for successful professional activities in the field of information technology. The author briefly identifies various researchers specializing in the problems of informatization of education and the changing nature of educational activities in the information society, the characteristics of communicative activities, emphasizing the fact that these topics are not fully disclosed in modern scientific works. The article focuses on the fact that the emergence of various computer technology in organizing the educational process creates a new communication environment. The author examines the features of professional communication in the IT field and analyzes the structure of the communicative competence of an IT specialist. Particular attention is paid to the use of active and interactive teaching methods, information and communication technologies to develop students’ communication skills.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов IT-специальностей»

Процесс формирования коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов И-специальностей

Стерлягова Софья Сергеевна,

старший преподаватель ОЧУ ВО ■ академия»

E-mail: itprepodavatel@yandex.ru

Московская международная

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетентности у студентов ^-специальностей. Актуальность этой проблемы обусловлена важностью коммуникативных навыков для успешной профессиональной деятельности в сфере информационных технологий. Автор кратко обозначает различных исследователей, специализирующихся на проблемах информатизации образования и изменении характера учебной деятельности в информационном обществе, особенностях коммуникативной деятельности, делая акцент на том, что данные темы не раскрываются в современных научных трудах в полном объеме. В статье делается упор на то, что появление различной компьютерной техники при организации учебного процесса формирует новую коммуникационную среду. Автором рассматриваются особенности профессиональной коммуникации в ^-сфере, анализируется структура коммуникативной компетентности ^-специалиста. Особое внимание уделяется использованию активных и интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий для формирования коммуникативных умений студентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная подготовка, студенты ^-специальностей, коммуникативные умения, коммуникация в ^-сфере, активные методы обучения.

Современное образование сталкивается с необходимостью разумного сочетания традиционных и новых информационно-коммуникационных технологий. Это актуализирует задачу формирования у учащихся коммуникативных умений, отвечающих как традиционным, так и новым условиям обучения.

В работах А.А. Андреева, В.В. Давыдова, Б.С. Гершунского рассматриваются общие проблемы информатизации образования и изменения характера учебной деятельности в информационном обществе [4].

Т.С. Назарова, И.В. Роберт исследуют особенности коммуникативной деятельности в условиях использования информационно-коммуникационных технологий [1].

При этом следует отметить, что в исследованиях как этих, так и других авторов не наблюдается полноценное раскрытие конкретных педагогических условий и методик, которые помогут сформировать коммуникативные навыки и умения студентов на занятиях по информатике. Поэтому актуальность исследования не вызывает никаких сомнений.

Цель работы: выделить перечень педагогических условий, которые бы способствовали формированию коммуникативных умений студентов на занятиях по информатике.

Материалы и методы: В работе рассмотрены такие педагогические условия как расширение коммуникативной базы; анализ литературных источников.

Результаты и выводы: Предложенные педагогические условия позволят сформировать у студентов на уроках информатики необходимые для каждого современного человека коммуникативные умения и навыки.

Перспективы: Необходима дальнейшая разработка конкретных методик формирования коммуникативных умений с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время в современном образовании весьма активно используются различные компьютерные технологии, телекоммуникационные сети и другие результаты научно-технического прогресса. Безусловно, такое положение дел провоцирует новые вызовы для социума в различных научных областях: медицине, педагогике и так далее. Обусловлено это тем, что традиционные формы общения в виде устной письменной речи постепенно замещаются электронными образовательными ресурсами.

Наличие разнообразной компьютерной техники в аудиториях для занятий, широкое использование

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

педагогами современных девайсов и гаджетов как для помощников в обучении формирует новые каналы коммуникации. Не вызывает сомнений, что в связи с этим не только трансформируются коммуникационные умения студентов, но и меняются сами методы их обучения, возникают совершенно новые психологические дидактические проблемы. В большей степени сказанное выше относится к системе профессионального среднего обучения - особенно, на занятиях по информатике. В данном случае персональный компьютер становится не только инструментом, но и объектом изучения, особенно когда у студентов начинаются занятия по программированию [3].

Вопрос о сохранении и развитии традиционных, существовавших на всей на протяжении всей истории человечества, навыков коммуникации, из года в год встает все более остро. Не вызывает сомнений тот факт, что интеграция информационно-коммуникативных технологий в процесс профессионального образования требует грамотного и продуманного подхода. Следует понимать, что стремление к новым технологиям - это хорошо, но коммуникативные навыки были и будут оставаться базовым элементом в процессе познания индивидом окружающего мира, общения с социумом, удовлетворения потребности в самообразовании и получении новых знаний.

В настоящее время занятия по информатике способствуют глобальной перестройке коммуникативной деятельности учащихся колледжей. Они оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на данный вид деятельности. Среди плюсов можно выделить активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их интеллектуальных умений. Но зачастую компьютер заменяет студентам живое общение с педагогом, оставляя лишь взаимодействие с виртуальными образовательными программами. Такое положение дел ни в коей мере не способствует развитию коммуникативных навыков, а, наоборот, препятствует этому.

Данная проблема некоторым образом переносится с традиционных учебных предметов, например, литературы и русского языка, на занятия по информатике. Обусловлено это тем, что на указанных лекциях обучающиеся осваивают новые средства общения, дополняют его виртуальными элементами, учатся взаимодействовать в этом пространстве. Поэтому непрерывное развитие коммуникативных навыков студентов профессиональных колледжей, обучающихся на специальности, связанные с ^-технологиями, является весьма актуальной вопросом.

Острота указанных выше проблем вызвана противоречиями, возникающими во внутренней сфере профессионального образования и обра-е зования в целом. В первую очередь, необходимо " сказать о разрыве между существующей в настоя-^ щее время потребностью в интеграции различных ~ видов коммуникаций в процесс образования и ми-зг нимальным числом имеющихся теоретических

подходов, связанных с сформированием коммуникативных навыков студентов на уроках по на занятиях по информатике. Еще одно противоречие вызвано необходимостью развивать сразу два вида коммуникативных умений: традиционные и новые. В ином случае, учащиеся не смогут соответствовать стратегии информатизации обучения, которое активно реализуется в современных учреждениях СПО.

Для устранения указанных противоречий и решения обозначенной проблемы необходимо выполнить несколько основных шагов. В первую очередь, следует классифицировать коммуникативные умения в целом. Дальше необходимо выделить из них такие, которые можно развивать на занятиях по информатике. Также нельзя оставить без внимания создание подходящих условий и образовательной среды, при которых эти умения будут развиваться наиболее активно и эффективно [5].

Автор решил пойти от обратного и в первую очередь выделить комплекс психолого-педагогических условий, которые помогут эффективно развивать коммуникативные навыки на занятиях по информатике у учащихся колледжей. Эти условия включают в себя такие аспекты [2]:

- Увеличение общей совокупности коммуникативных умений и навыков учащихся. Это можно сделать посредством проведения разнообразных факультативов, основная цель которых будет направлена на развитие указанных умений и навыков, формирование, так сказать, общей коммуникативной базы.

- Максимально полное погружение в коммуникативный процесс на занятиях. Для этого предлагается таким образом организовывать лекции, чтобы они содержали максимальное количество элементов коллективного обучения и взаимодействие в сотрудничестве

- Формирование у студентов видения себя посредством выполнения рефлексивных заданий. Основная цель такого подхода - формирование у обучающихся личной коммуникативной идентичности.

Перечисленный выше комплекс педагогических условий будет способствовать эффективному разрешению выделенных автором противоречий. Также он позволит создать необходимые условия и подходящую среду для успешного формирования у студентов навыков коммуникации, учитывая специфику занятий по информатике.

Современные психологи и педагоги нередко выделяют следующий перечень процессов, направленный на формирование элементов научных знаний [5]:

1) стимуляция интереса - это начальный этап, включающий в себя активизацию интереса к определенной теме или предметной области. Данный интерес может возникнуть через интересные презентации для студентов, обсуждения, наглядные демонстрации, истории успеха других людей в данной области или через другие аналогичные методы;

2) категоризация - этот этап включает в себя организацию и перевод знаний и полученной индивидом информации в смысловые категории. Такой подход помогает структурировать и упорядочить информацию для более легкого запоминания;

3) обогащение - на данном этапе имеющиеся у индивида знания увеличиваются за счет добавления новых данных, фактов и т.д. Например, студенты могут узнать о новых открытиях в области или изучить новые концепции, которые делают их объем знаний более глубоким и комплексным;

4) перенос - этап связан с применением полученных ранее знаний в различных контекстах. Студенты учатся использовать свои знания и навыки в различных ситуациях, что способствует более глубокому усвоению и пониманию материала;

5) интеграция - предусматривает объединение и увязывание различных элементов знаний в общую систему. Учащиеся могут связывать воедино различные темы или предметы, создавая таким образом более полное и цельное представление о том или ином предмете.

Ориентационная база выступает одним из ключевых элементов психологического механизма действия. Примеры результаты подобных действий представляют собой ориентационную базу первого типа. В данном случае у индивида нет никаких четких инструкций, как нужно поступать. Студент действует полностью самостоятельно, методом проб и ошибок. Но этот подход нельзя назвать эффективным для решения новых задач, ведь учащегося нет никакого прошлого опыта. Что касается ориентационной базы второго типа, она включает в себя типичные алгоритмы действий и наглядные образцы, ориентируясь на которые, учащийся может выполнить собственное исследование. Такой подход позволяет приобрести новые знания максимально оперативно, минимизировать количество ошибок и разочарований [2].

Используя ориентационную базу второго типа, студент получит умение по систематизации информации, при этом фокус его внимание будет смещен на перспективу. Само действие становится устойчивым, эффективно переносится на новые учебные задачи. Но есть ограничение - перенос возможен только на аналогичные задачи, в которых не содержится элементов новизны [2].

Существует и третий тип ориентационной базы. Здесь приоритетом является обучение навыкам анализа новых задач. Такой подход позволяет успешно выделять ключевые компоненты задания и самостоятельно формировать условия для его успешного выполнения. В данной ситуации педагогу важно научить студентов умению выделять главное в большом массиве информации, привить им понимание общей структуры коммуникативных действий, обучить навыкам анализа выявления основных принципов осуществления данных действий.

Безусловно, формирование ориентацион-ной базы третьего типа по времени занимает несколько больше, чем база первого и второго типа. Но в долгосрочной перспективе подобное обуче-

ние дает весьма положительные плоды: у студентов увеличивается скорость и качество выполнения задач, минимизируется количество ошибок. Процесс формирования коммуникативных умений в контексте данного подхода состоит из следующих этапов [1]:

- формирование отдельных, частных умений;

- ознакомление с научными основами деятельности;

- понимание структуры коммуникативной деятельности;

- развитие умения определять рациональную последовательность действий и операций;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Как говорилось выше, сформировать коммуникативные умения можно только одним способом -участвуя в реальных ситуациях коммуникации. В процессе данной деятельности педагогу важно адаптировать образовательный процесс к актуальным потребностям учащихся, стимулируя их интерес. Решать образовательные задачи можно только одним способом - активизируя учебную мотивацию индивида. Именно поэтому процесс формирования у студентов колледжа коммуникативных умений должно реализовываться исключительно в ходе коммуникативной деятельности. Она может быть организована в реальной жизни студентов или специально структурирована в рамках учебного процесса.

Очень важно соблюдать баланс между усилиями педагога и личной активностью обучающегося. Главный приоритет здесь следует отдавать постепенному увеличению последней. Очень эффективен в данном случае коллективный метод обучения, когда студенты общаются со своими одно-группниками по очереди. Поэтому преподавателю по информатике рекомендуется как можно чаще организовывать работу студентов в парах или небольших группах.

В рамках подобного подхода каждый учащийся активно взаимодействует с одногруппниками под руководством педагога. Студенты периодически примеряют на себя роли учителя и ученика, переключаясь между ими. Такой подход можно по праву назвать коллективным, где студенты учатся чему-то новому друг у друга, постоянно взаимодействуют между собой. Данный подход открывает широкий простор для коммуникативной деятельности и выгодно выделяется из традиционных форматов обучения.

В данной ситуации компьютер как один из участников диалога прекрасно вписывается в общую систему развития коммуникативных навыков. Информационно-коммуникативные технологии позволяют учащимся легко получать необходимую информацию, обрабатывать ее и передавать другим членам своего коллектива всего за один урок. Дополнительно, учащиеся осуществляют непрерывную перекодировку информации в разные форматы: из текстового графический и наоборот.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Многократное обсуждение той или иной темы позволяет студентам проанализировать уровень развития собственных коммуникативных способностей, посмотреть на себя глазами других людей, сформировать личную коммуникативную идентичность. В данной ситуации педагогу отводится роль организатора образовательной деятельности. Такой подход способствует наилучшему усвоению учебного материала, обогащение опыта межличностного общения и развития коммуникативной базы студентов. Дополнительно учащиеся приобретают большую самостоятельность и навыки индивидуального обучения, что является залогом успешной работы с различными компьютерными программами.

Коллективные методы обучения, базирующиеся на принципах активного вовлечения учащихся в какую-либо общую деятельность, способствуют развитию следующих аспектов [4]:

- Коллективной работы и сотрудничества. Когда студенты взаимодействуют между собой, они учатся работать в команде, принимать решения сообща, эффективно общаться друг с другом.

- Развитию коммуникативных навыков. Коллективные методы обучения способствуют развитию умения общаться, слушать и грамотно выражать свои мысли.

- Самоорганизации и саморегуляции. Когда учащиеся работают в группе, им необходимо организовать свою работу, распределить обязанности и следить за своими действиями.

- Развитию эмпатии и уважения к другим. Коллективные методы обучения позволяют учащимся понять и уважать точки зрения других людей, учитывать их потребности и мнения

- Активному взаимодействию. Студенты учатся взаимодействовать друг с другом, делиться идеями, решать проблемы и принимать участие в общих проектов.

Таким образом, коллективные методы обучения способствуют развитию различных навыков и качеств учащихся, в том числе коммуникативных.

Для успешного формирования коммуникативных умений у студентов профессиональных колледжей важным педагогическим условием является создание «образа Я» через рефлексивные задания.

Рефлексия представляет собой наглядное отображение учащимся его самосознания и осмысление личной коммуникативной деятельности. Это не только способ самоанализа, но и навык, который позволит увидеть себя глазами окружающих, соглашаться с их позицией и давать самому себе объективную оценку. Рефлексия дает возможность индивиду создать собственный образ с точки зрения субъекта коммуникации, объективно оценить сформированность личных коммуникативных навыков и умений.

Задания по рефлексии необходимо формировать, учитывая личные особенности студентов, чтобы была возможность подпитать их чувства

успешного обучения. В первую очередь, они должны быть направлены на организацию взаимодействия с другими людьми в виде диалога или полилога. Процесс формирования рефлексии состоит из нескольких этапов, включающих в себя осознание своей связи с другими людьми посредством всестороннего анализа коммуникативной деятельности. Далее идет формирование осмысления образа личного Я как субъекта коммуникации. Это и будет результатом данной деятельности.

Формируя собственное Я посредством выполнения рефлексивных заданий, учащиеся начинают понимать необходимость приобретения новых коммуникационных навыков. Также они научатся управлять собственной коммуникационной деятельностью, осуществлять саморегуляцию своего психолого-эмоционального состояния. В заключение хочется сказать, что правильная организация всех описанных выше педагогических условий будет способствовать формированию у студентов на занятиях по информатике навыков вербальной и невербальной коммуникации, активизации коммуникативной деятельности и повышения интереса к ней.

Литература

1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2018. 205 с.

2. Смирнова Е.О. Развитие коммуникативных умений обучающихся в цифровой образовательной среде // Педагогика. 2019. No5. С. 1420.

3. Казаева Е.А. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении студентов IT-специальностей // Высшее образование в России. 2020. No6. С. 45-51.

4. Сергеева М.Г., Блинков Ю.А. Формирование soft skills у студентов IT-направлений в вузе // Alma mater. 2021. No3. С. 46-50.

5. Петров А.В. Развитие коммуникативной компетентности студентов технического вуза в условиях цифровизации образования // Письма в эмиссия. Оффлайн. 2022. No1. С. 2534-2539.

THE PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A CONDITION FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF IT SPECIALTIES

Sterlyagova S.S.

Senior lecturer of the Moscow International Academy

The article is devoted to the problem of developing communicative competence among students of IT specialties. The relevance of this problem is due to the importance of communication skills for successful professional activities in the field of information technology. The author briefly identifies various researchers specializing in the problems of informatization of education and the changing nature of educational activities in the information society, the characteristics of communicative activities, emphasizing the fact that these topics are not fully disclosed in modern scientific works. The article focuses on the fact that the emergence of various computer technology in organizing the educational process creates a new communication environment. The author examines the features of professional communication in the IT field and analyzes the structure of the

communicative competence of an IT specialist. Particular attention is paid to the use of active and interactive teaching methods, information and communication technologies to develop students' communication skills.

Keywords: communicative competence, professional training, students of IT specialties, communicative skills, communication in the IT field, active teaching methods.

References

1. Ivanova E.O. Theory of learning in the information society. Moscow: Prosveshchenie, 2018. 205 p.

2. Smirnova E.O. The development of students' communicative skills in a digital educational environment // Pedagogy. 2019. No5. pp. 14-20.

3. Kazaeva E.A. The use of distance learning technologies in teaching students of IT specialties // Higher education in Russia. 2020. No. 6. pp. 45-51.

4. Sergeeva M.G., Blinkov Yu.A. Formation of soft skills among students of IT-directions at the university // Alma mater. 2021. No3. pp. 46-50.

5. Petrov A.V. Development of the communicative competence of technical university students in the context of digitalization of education // Letters to the issue. Offline. 2022. No1. pp. 25342539.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.