Научная статья на тему 'Процесс формирования и институциализации казахской общины в Омской области'

Процесс формирования и институциализации казахской общины в Омской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
казахи Омска / казахи Омской области / казахская община / казахские общественные организации / народы Омской области / этнография Омской области / Kazakhs of Omsk / Kazakhs of Omsk region / Kazakh community / Kazakh public organizations / peoples of Omsk region / ethnography of Omsk region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анастасия Владимировна Гордеева

В статье описан процесс становления современной казахской общины Омского Прииртышья. Исследования, проведенные советскими, российскими и казахстанскими учеными позволяют утверждать, что оседлые поселения казахов появились на территории современной Омской области не ранее второй половины XVIII в. С этого времени казахи начали активно заселять территорию Омского Прииртышья, избежав при этом ассимиляции с местным населением и сохранив до настоящего времени самобытную национальную культуру. В конце XX в., с принятием Федеральных законов об общественных организациях и национально-культурных автономиях, казахи Омской области начали активно институциализироваться: в период с 1989 по 2023 гг. были созданы несколько десятков казахских общественных организаций, в том числе региональная и местные национально-культурные автономии. В Омске и отдельных районах были открыты курсы казахского языка, регулярно проводятся национальные празднования, с 2014 г. ежемесячно издается региональная казахская газета, в которой освещаются события, сюжеты и персоналии, имеющие отношение к казахской общине. Изучение деятельности казахов Омской области позволяет сделать вывод о безусловном сохранении казахским этносом своей национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of formation and institutionalization of the Kazakh community in the Omsk region

The article describes the process of formation of the modern Kazakh community of the Omsk Irtysh region. Studies conducted by Soviet, Russian and Kazakh scholars suggest that settled villages of Kazakhs appeared on the territory of the modern Omsk region no earlier than the second half of the 18th century. Since that time, the Kazakhs began to actively settle the territory of the Omsk Irtysh region, while avoiding assimilation with the local population and preserving their original national culture to this day. At the end of the 20th century, with the adoption of Federal laws on public organizations and national cultural autonomies, the Kazakhs of the Omsk region began to actively institutionalize: in the period from 1989 to 2023, several dozen Kazakh public organizations were created, including regional and local national cultural autonomies. Kazakh language courses have been opened in Omsk and certain districts, national celebrations are regularly held, and since 2014 a regional Kazakh newspaper has been published monthly, which covers events, stories and personalities related to the Kazakh community. The study of the activities of the Kazakhs of the Omsk region allows us to conclude that the Kazakh ethnic group unconditionally preserves its national identity.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования и институциализации казахской общины в Омской области»

УДК 94(47)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-5-187-193

Дата поступления (Submitted) 07.05.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 13.05.2024

Процесс формирования и институциализации казахской

общины в Омской области

АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА ГОРДЕЕВА

студентка 2 курса магистратуры, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова 119234, Москва, Ломоносовский пр-т 27/4.

e-mail: av.grd@yandex.ru

Аннотация. В статье описан процесс становления современной казахской общины Омского Прииртышья. Исследования, проведенные советскими, российскими и казахстанскими учеными позволяют утверждать, что оседлые поселения казахов появились на территории современной Омской области не ранее второй половины XVIII в. С этого времени казахи начали активно заселять территорию Омского Прииртышья, избежав при этом ассимиляции с местным населением и сохранив до настоящего времени самобытную национальную культуру. В конце XX в., с принятием Федеральных законов об общественных организациях и национально-культурных автономиях, казахи Омской области начали активно институциализироваться: в период с 1989 по 2023 гг. были созданы несколько десятков казахских общественных организаций, в том числе региональная и местные национально-культурные автономии. В Омске и отдельных районах были открыты курсы казахского языка, регулярно проводятся национальные празднования, с 2014 г. ежемесячно издается региональная казахская газета, в которой освещаются события, сюжеты и персоналии, имеющие отношение к казахской общине. Изучение деятельности казахов Омской области позволяет сделать вывод о безусловном сохранении казахским этносом своей национальной идентичности.

Ключевые слова: казахи Омска, казахи Омской области, казахская община, казахские общественные организации, народы Омской области, этнография Омской области

The process of formation and institutionalization of the Kazakh

community in the Omsk region

ANASTASIA VLADIMIROVNA GORDEEVA

2nd year master's student, Faculty of History, Moscow State University

named after M.V. Lomonosov 119234, Moscow, Lomonosovsky Ave. 27/4.

e-mail: av.grd@yandex.ru

Abstract. The article describes the process of formation of the modern Kazakh community of the Omsk Irtysh region. Studies conducted by Soviet, Russian and Kazakh scholars suggest that settled villages of Kazakhs appeared on the territory of the modern Omsk region no earlier than the second half of the 18th century. Since that time, the Kazakhs began to actively settle the territory of the Omsk Irtysh region, while avoiding assimilation with the local population and preserving their original national culture to this day. At the end of the 20th century, with the adoption of Federal laws on public organizations and national cultural autonomies, the Kazakhs of the Omsk region began to actively institutionalize: in the period from 1989 to 2023, several dozen Kazakh public organizations were created, including regional and local national cultural autonomies. Kazakh language courses have been opened in Omsk and certain districts, national celebrations are regularly held, and since 2014 a regional Kazakh newspaper has been published monthly, which covers events, stories and personalities related to the Kazakh community. The study of the activities of the Kazakhs of the Omsk region allows us to conclude that the Kazakh ethnic group unconditionally preserves its national identity.

Keywords: Kazakhs of Omsk, Kazakhs of Omsk region, Kazakh community, Kazakh public organizations, peoples of Omsk region, ethnography of Omsk region

Согласно Всероссийской переписи населения за 2020 год, численность казахского этноса на территории России составляет более 590 тыс. человек. Большая часть россий-

ских казахов проживает в регионах, расположенных вдоль российско-казахстанской границы. Среди них Омская область занимает третье место по количеству представителей казахско-

го населения в регионе: чуть более 69 тыс. человек, что составляет 12% от всех казахов России.

Казахи оседло проживают в рассматриваемом регионе уже несколько веков, однако вопрос о точном времени появления казахского населения в регионе в настоящее время остается дискуссионным. В данной статье на основе историографии предпринята попытка ответить на этот вопрос, а также рассмотрено современное состояние казахской общины в Омской области.

В России изучением казахов Западной Сибири занимается Омская этнографическая школа. Основы омской этнографической науки были заложены Русским географическим обществом в 1877 г., когда здесь был создан его Западносибирский отдел. В 1974 г. был основан Омский государственный университет, что знаменовало начало деятельности омской школы этнографии. Ее руководителем является профессор Н.А. Томилов. Помимо этого, исследования проводятся в Омском филиале Института археологии и этнографии СО РАН и Омском областном государственном историко-краеведческом музее [1, с. 182].

Прежде всего, видится необходимым раскрыть, кто такие казахи и откуда они произошли. Согласно исследованиям крупнейшего представителя Омской этнографической школы, профессора Н.А. Томилова, в числе ранних предков казахов называют ираноязычных саков, усуней, племена государственного объединения Кан-гюй, живших в районе Казахстана и Средней Азии еще до нашей эры. В этногенезе казахов принимали далее участие аланы первых веков нашей эры, выходцы с Алтая - тюргеши, теле и другие племена времен тюркских каганатов ^^И вв.), племена огузов (1Х-Х вв.), кимаков и кипчаков ^Ш-Х1 вв.). Последние играли особо важную роль в формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюркских языков.

Во втором тысячелетии будущие казахские племена перемешивались в составе государства Караханидов (Х-Х1 вв.), испытали вторжение киданей - монгольских по происхождению племен в XII в., расселение вначале XIII в. под давлением монголов тюркоязычных племен найма-нов и керейтов (керей), смешивались под игом монгольских завоевателей и затем входили в середине XV в. состав Ногайского и Узбекского ханств. В начале XVI в. образовалось Казахское ханство, в рамках которого и завершилось формирование казахской народности [2, с. 66].

Согласно исследования заслуженного казахстанского антрополога О. Исмагулова, "консолидированный локальный антропологический тип, наиболее характерными представителями которого являются казахи", сложился в середине II тысячелетия на территории Казахстана [3, с. 41]. Исследование проводилось на основе ана-

лиза краниологических материалов, обобщение которых показывает, что процесс становления физического облика современных казахов завершился не позднее XII-XIV вв. Также отмечается, что формирование морфологического комплекса, свойственного современным казахам, представляет собой длительный процесс взаимодействия европеоидной и монголоидной рас [3, с. 45].

Заслуженный российский этнограф Г.Е. Марков отмечает, что казахи как народность сложились в послемонгольское время - в XV-XVI вв. [4, с. 136]. Подобное утверждение можно найти в исследовании С.Ш. Казиева: изучив массив исследований советских, российских и казахстанских авторов, он приходит к выводу, что этническая общность казахов окончательно складывается в 1560-е гг. в результате объединения родственных казахских и могулистанских племен. С этого момента сохраняется основное этническое ядро и самосознание казахов [5. с. 145].

Территория Западной Сибири, как отмечает казахстанский исследователь С.К. Раздыков, издавна была местом кочевания казахских родов, о чем говорят отдельные образцы устного народного творчества казахов и письменные источники.

В начале XVII в. в юго-западной части Западной Сибири появились первые группы ойратов, также известных как джунгары, или калмыки. Параллельно шло освоение Сибири Россией, которое выразилось в освоении крепостей Ишим-ской и Иртышской линий.

Вторжение джунгаров и присоединение сибирских земель к России вынудило казахов откочевать на территорию современного Северного Казахстана. А вторичное заселение этого региона началось с середины XVIII в., т.е. с момента изгнания ойратов и освоения Западной Сибири казачьим и крестьянским населением [6, с. 16].

Упомянутый выше профессор Н.А. Томилов пишет, что казахи проникали в места расселения сибирских татар с конца XIV в. В XVI в. в бассейне Иртыша находились летние кочевья казахов Центрального района Казахстана. Приводя в пример выдержки из Сибирской летописи Томилов предполагает, что во время завоевания Ку-чумом Сибирского ханства в составе его войска могли оказаться казахи, которые затем растворились среди местного населения. В 1620-х гг. на берегах Иртыша и Оми обосновались значительные массы западных монголов, которые отодвинули казахов с сибирской территории, и в XVII в. их связи с Сибирью ослабли.

Н.А. Томилов приводит выдержку из Извлечения из протоколов Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, в котором говорится, что в момент, когда русские появились в бассейне р. Омь, чтобы построить в ее устье город (речь идет про Омск - прим. авт.), ни

по правому, ни по левому берегу от Иртыша казахов еще не было [7, с. 78].

В совместной работе российского этнографа Ш.К. Ахметовой и казахстанского историка Ж.А. Ермекбаева также отмечено, что согласно данным, содержащимся в литературе и архивных документах, началом массового переселения казахов в южные районы западной Сибири считается начало XVIII в., хотя более ранние контакты с народами этого региона и проникновение в Сибирь отдельных родовых подразделений кереев, найманов и аргынов в XIII-XIV вв. также известны и находят отражение в фольклорных материалах. Авторы предполагают, что до прихода русских в Сибирь казахи имели прямые эт-ногенетические связи с сибирскими татарами как тюркские народы. А после разгрома русскими хана Кучума определенная часть сибирских татар вошла в состав казахских племен. Это подтверждается в ауле Большой Искат Щерба-кульского района Омской области, где живут потомки барабинских татар, причисляющие себя к казахскому роду бараба.

Война с джунгарами вынуждала казахов массово продвигаться на север. Как напоминание о казахско-джунгарской войне на территории Омской области остались аулы Даригер, Бес Калмак и другие, жители которых помнят о своем происхождении, относя себя к роду калмак в составе казахов.

Авторы, как и их коллеги, утверждают, что формирование этнографической группы омских казахов началось с XVIII в. [8, с. 252-254]. Об этом говорят и материалы, полученные в ходе этно-графо-археологических экспедиций 2007-2009 гг.: самые древние казахские мемориальные комплексы на территории Омского Прииртышья датируются серединой XVIII-XIX вв. [9, с. 36].

Исследователь О.Б. Опарина выделяет три этапа формирования этнографической группы казахов в Омской области: 1758-1822 гг., когда с разгромом Джунгарии казахские племена Среднего жуза двинулись к Иртышу в пределы современной Омской области. Второй период - 1822-1889 гг. В это время для казахских племен устанавливаются административно-территориальные единицы с ограничением перехода из одной в другую. Третий период начинается с 1889 г. и определен крестьянским переселенческим движением русских в казахские степи. Под влиянием русских завершается переход к новому хозяйственно-культурному типу [10, 66-68].

Омский исследователь Б.А. Тынысов на основе материалов, собранных в районах современного расселения казахов в ходе этнографических экспедиций Омского государственного университета и Омского филиала археологии и этнографии СО РАН на территории Омской области, а также результатов статистического исследования казахов, данных переписей населения и похозяйственных книг сельских администра-

ций в местах компактного проживания казахов Омского Прииртышья, выделяет два этапа в расселении казахов Омского Прииртышья. Согласно периодизации Тынысова, первый этап продолжается с 1890-х до 1917 г. и связан с массовым движением переселенцев на юг Сибири. С началом Столыпинской аграрной реформы усилилась роль переселенческих комитетов и процесс создания переселенческих участков, увеличение правительственных кредитов для переселенцев и т.д., что привело в росту переселенческого движения. Сокращение земельных площадей, находившихся в пользовании казахов, развитие хозяйственно-культурных отношений с переселенцами усиливает тенденцию отказа казахов от кочевого образа жизни.

Второй этап - с 1917 до начала 1930-х гг. - характеризуется дальнейшим усилением земельной тесноты, усилением миграционных процессов внутри казахского населения, почти полное исчезновение кочевого скотоводческого хозяйства и появление новых постоянных поселений [11, с. 148-149].

До появления казахских кочевий на территории Омской области проживали многочисленные племена. Согласно работе одного из крупнейших специалистов по истории Сибири, профессора З.Я. Бояршиновой, по среднему и нижнему течению Иртыша и по Тоболу жило тюркоязычное население, которое в исторической литературе называли барабинцами, тере-нинцами, иртышскими и тобольскими «татарами», а иногда обобщенно «западносибирскими татарами». Процесс этногенеза сибирских татар сложен; в их формировании принимали участие многие этнические группы, в том числе угры и кыпчаки. В период монгольского завоевания (XIII в.) тюркоязычное население в значительной мере смешалось с пришлыми монгольскими группами, но сохранило тюркский язык.

В результате монгольского завоевательного похода был образован в степных районах При-итышья Западный улус державы Чингисхана. Значительная часть иртышских татар оказалась под властью монголов.

Развитие производительных сил в обществе сибирских татар привело в XIV-XV вв. к разложению первобытнообщинного строя, появлению имущественного неравенства и складыванию государства. Им являлось Сибирское ханство, сложившееся окончательно к концу XV в. Если первоначально власть в политическом объединении сибирских татар принадлежала монгольским завоевателям, то в самом конце XV в. Сибирское ханство на Тоболе и Иртыше обособилось от монголов [12, с. 100-118].

В конце XVI в. территория Сибирского ханства, в том числе и земли современной Омской области, была присоединена к России. В это время казахские кочевья были отодвинуты на север монгольскими завоевателями, и их связи с Си-

бирью ослабли.

Казахи упоминаются в начале XVIII в. в связи с их набегами на барабинцев, тюркскую группу Центрального Обь-Иртышского междуречья. Набеги прекратились только после строительства русскими южной линии военных укреплений. В то же время на территории казахов началось вторжение джунгар, что вынудило их продвигаться на север под защиту Русского государства. Но в то время это были небольшие группы, и селились они, главным образом, в бассейнах рек Тобол и Ишим (современная Тюменская область).

После падения Джунгарии в 1758 г. кочевья части казахов, обитавших на территории Центрального Казахстана в XVIII в., развернулись между Омском и Усть-Каменогорском. Расселение казахов по территории Сибири было настолько стремительным, что в 1765 г. русские власти устроили пограничную полосу между Россией и казахскими землями с целью запрета этого продвижения, однако эта мера не ограничила миграцию казахов в Сибирь. О.Б. Наумова считает, что 1758 г. является началом первого этапа формирования этнографической группы омских казахов [10, с. 67].

После падения Джунгарии казахи Среднего жуза стали заселять правобережья Иртыша и, таким образом, стали соседями казачьих станиц Иртышской и Горькой линий. В первые годы появления им было запрещено переходить Иртыш, в случае переправы с них требовались аманаты (заложники). В 1765 г. генерал-поручик Шприн-гер предложил начальникам крепостей не допускать кочевание казахов ближе 5-10 верст от линии. Это привело впоследствии к созданию 10-верстной полосы казачьих линий.

Кочующих к западу от Иртыша и к югу от Горькой линии казахов стали называть "залиней-ными" или "внешними". Их административное устройство привело к образованию внешних округов. Казахи, кочевавшие на землях казачьих войск, а также в пределах Томской и Тобольской губерний, назывались "внутренними" казахами и образовывали внутренние округа [13, с. 82-83].

В 1822 г. было введено управление Сибирских губерний, вследствие чего Сибирь была разделена на Западную и Восточную. В Западную Сибирь вошли Тобольская и Томская губернии и Омская область. Главное управление Западной Сибири, состоявшее из генерал-губернатора и Совета при нем, находилось в Тобольске. Казахи Среднего жуза вошли в состав Омской области и с этого времени для отличия от других казахов стали именоваться сибирскими киргизами [13, с. 77].

Омская область разделялась на внутренние округа (Омский, Петропавловский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский) и внешние, устроенные по особым правилам, которые были приняты 22 июня 1822 г, под названием "Устав

о сибирских киргизах". Согласно этому уставу, "страна сибирских киргизов составит округи Омской области независимо от округов, по линии устроенных". Округа делятся на волости (в каждой волости 10-12 аулов), волости - на аулы (в каждом ауле от 50 до 70 юрт). Округа имеют свои кочевья и "без позволения своих окружных султанов (не должны) занимать по своей воле кочевые места у других..."

Аулы управляются старшинами по выбору юртовладельцев сроком на 3 год, волости - султанами, власть которых была наследственной. Каждым округом управляет старший султан, избираемый султанами из своей среды на 3 года.

В каждом округе был учрежден Окружной приказ во главе со старшим султаном, при котором находился Окружной диван: два русских чиновника, назначаемых начальником области, и двое из почетных казахов, избираемых биями и старшинами на два года.

"Устав о сибирских киргизах" организовал волости и округа по родовому признаку с сохранением власти в руках феодально-байской группы казахского общества. "Устав" сыграл положительную роль в развитии казахского общества. Организация округов устанавливала территориальную определенность отдельных родов, хозяйств, она способствовала искоренению родовых и феодальных междоусобиц. Выборность родоуправителей и султанов создала некоторую гласность. По Уставу хозяйства, перешедшие к земледелию, имели некоторые преимущества: им отводились участки на правах наследственной недвижимой собственности, они снабжались сельскохозяйственными орудиями, собранный ими урожай освобождался от налогов. Это был первый опыт административного устройства кочевых хозяйств.

В 1824 г. было открыто два округа, с созданием которых сфера деятельности областного правления расширялась: помимо организации и управления в степи внешними округами, теперь оно занималось и делами внутреннего управления.

Омское областное управление было не в силах осуществлять четкое и плодотворное управление внешними округами, нужна была новая форма управления.

В апреле 1838 г. было утверждено "Положение об отдельном управлении сибирскими киргизами", по которому Омская область упразднялась, для управления сибирскими казахами учреждалось Пограничное управление с центром в г. Омске [13, 78-82].

Казахские объединения в России начали формироваться в конце 1980 - начале 1990-х гг. и обрели правовую основу с изданием ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. и ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. Омская область была одним из первых регионов, где началась институционали-

зация казахской общины.

В 1989 г. инициативная группа казахской молодежи создала казахский клуб «Мeлдiр», что в переводе с казахского означает «Прозрачный». Коллектив совершал поездки по аулам Омской области и стремительно увеличивал свое влияние, став, в дальнейшем, одним из первых в России центров казахской культуры [14, с. 1].

В апреле того же года на волнах Омского радио появилась первая местная радиопередача на казахском языке - «Шугла». Радиовещание просуществовало до 2005 г. и было прекращено в связи с недостатком финансирования.

Национально-культурное объединение «Мел-дiр» активно сотрудничает с казахскими национально-культурными центрами многих районов Омской области: Таврического, Одесского, Пав-лоградского, Нововаршавского и других. При центре действует народный фольклорно-этно-графический ансамбль «Мeлдiр», получивший в 1998 г. звание «народного художественного самодеятельного коллектива». Ансамблю активно участвует в ежегодном праздновании «На-урыза», в различных конкурсах, таких как «эншi Балапан - Поющий птенец» (конкурс детского казахского творчества), «Жас дарын - Молодые таланты» (молодежный конкурс эстрадной песни), в фестивале казахского народного творчества «Урпак, уш - Голос поколений», в Международном фестивале приграничных территорий РФ и РК «Да будет дружба искренней и честной».

В 1992 г. в Омске было создано областное отделение Международного общества «Казак ттЬ>. В 1993 г. на базе общества «Казак ттЬ> начала издаваться газета на казахском языке «Омбы уш». Газета имела знакомила читателей с историко-культурным наследием казахского народа, публикуя статьи на исторические, этнографические и литературные темы. Однако издание просуществовало недолго в связи с финансовыми затруднениями.

Осенью 1993 г., благодаря усилиям активистов общества «Казак тшЬ на базе школы №152 г. Омска был открыт центр дополнительного образования с преподаванием казахского языка, литературы, истории и этнографии казахского народа, обучением игре на домбре.

В 1996 г. на базе омского отделения международного общества «Казак тшЬ было создано творческое объединение «Аманат - Наследие» с целью приобщения молодежи к истокам казахской духовной культуры, а также формирования толерантности в обществе. В объединении одной из первых начала работать вокальная студия, затем в 1999 г. была открыта студия игры на домбре. В 2003 г. объединение получило звание «народного художественного самодеятельного коллектива». Артисты объединения активно участвуют в областных и международных конкурсах. Репертуар народной вокальной студии «Аманат» включает не только народные, но и

современные эстрадные казахские и русские песни [15, с. 8].

Творческое объединение «Аманат» тесно сотрудничает с общественными организациями, музыкальными и общеобразовательными школами, социальными центрами, детскими домами, интернатами для инвалидов, творческими организациями г. Омска, России и Казахстана, а также с администрацией города и области. В 2006 г. по инициативе руководства объединения и при поддержке Министерства культуры Омской области и Администрации музыкального училища им. В.Я. Шебалина был открыт класс казахской домбры в музыкальной школе при музыкальном училище.

В 1999 г. была образована Региональная казахская национально-культурная автономия Омской области. Ее учредителем выступила религиозно-мусульманская община Хаир-Ихсан под руководством А.Б. Жунусова, являвшимся президентом автономии с момента создания до 2013 г., когда пост руководителя автономии занял Б.З. Бакулин. В первое время автономия уделяла большее внимание религиозно-национальному воспитанию: старались объединять казахские мечети и аулы. Но в процессе расширения автономии было принято решение о создании религиозного отдела как отдельного подразделения организации. В 2007 г. автономия стала одним из учредителей Федеральной национально-культурной автономии казахов России в г. Самара, а в 2008 г. в Омске был проведен второй курултай (съезд) ФНКА казахов России [16, с. 1].

В октябре 1999 г. при содействии общества «Казак тшЬ была создана Омская областная организация «Культурно-просветительская ассоциация омских казахов». Ее председателем вновь был избран С.А. Тастенов.

В 2002 г. в Педагогическом колледже № 1 было открыто отделение по специальности «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области родного (национального) языка». Это стало возможно благодаря инициативе активистов омской областной организации «Культурно-просветительская ассоциация омских казахов» и при поддержке администрации Омской области. Ежегодно студенты, обучающиеся по специальности, принимают участие в конкурсах чтецов, проводимых Североказахстанским педагогическим колледжем им. М. Жумабаева. В 2003 г. в колледже состоялось торжественное открытие мемориальной доски, посвященной казахскому поэту Магжану Жумабаеву [17, с. 194-196].

В 2008 г. группа активных студентов-казахов из Омска создали сообщество «Казахи Омска» в социальной сети «ВКонтакте», в котором стали новостями о мероприятиях, проводимых казахской общиной, большинство из которых устраивали за счет собственных средств и усилий. Де-

ятельность сообщества привлекла множество казахов не только из Омска, но и со всего региона. Постепенно сообщество, созданное студентами-энтузиастами, переросло в общественную организацию. В 2014 г. президент РНКА казахов Омской области Б.З. Бакулин предложил «Казахам Омска» создать культурно-просветительскую газету для казахов, которая стала источником для данного исследования. В том же году организация «Казахи Омска» была официально зарегистрирована и обрела статус региональной общественной организации.

Организация «Казахи Омска» является организатором различных конкурсов, форумов, фестивалей, направленных на популяризацию казахской культуры и традиций. При организации действуют курсы казахского языка, игры на домбре, с 2019 г. функционирует театр национального танца «Туран».

В 2020 г. была создана и официально зарегистрирована местная общественная организация Исилькульского района «Мерей» («Признание»). При организации были открыты курсы казахского языка и игры на домбре. В период пандемии члены организации осуществляли благотворительную деятельность путем распространения средств первой необходимости жителям Исиль-кульского района, а также Кокшетауского района Казахстана [18, с. 13]. В 2023 г. была открыта Местная общественная организация «Казахская

Литература и источники

национально-культурная автономия Русско-По-лянского района «Ак булак» («Светлый родник») [19, с. 10].

В настоящее время, согласно данным реестра национально-культурных автономий, размещенного на сайте Федерального агентства по делам национальностей, по состоянию на начало 2024 года в Омской области зарегистрированы четыре национально-культурные автономии, из которых три - местные и одна - региональная. Наряду с ними функционируют общественные организации в районах компактного проживания казахов: Одесского, Полтавского, Русско-По-лянского, Исилькульского, Нововаршавского и некоторых других, а также в городе Омске.

Можно заключить, что история казахского народа тесно связана с территорией Омского Прииртышья. Первые появления казахов в данном регионе были зафиксированы до XVIII в. в форме временных кочевий и набегов на местные коренные народы. Начав активно заселять данный регион во второй половине XVIII в., казахи сохранили свою этническую идентичность и передавали ее из поколения в поколение. В конце XX в. идея сохранения и развития казахской культуры и языка была реализована в создании национально-культурных объединений и общественных организаций в Омской области, которые стали одними из первых казахских организаций в России.

1. Смирнова Т.Б. Омская школа этнографии // Этнография. 2019. №4 (6). С. 181-194.

2. Томилов Н.А. Казахи Западной Сибири в XVI-XX вв. // От Урала до Енисея. Томск, 1995. С. 66-75.

3. Казахи / отв. ред. С.Е. Ажигали, О.Б. Наумова, И.В. Октябрьская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии Сибирского отделения РАН; Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева. М.: Наука, 2021. 846 с.

4. Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. // М.: МГУ. 1976. 319 с.

5. Казиев С.Ш. Проблемы этногенеза и этнической истории казахов // Тюркские народы: фрагменты этнических историй. Москва:Изд-во Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН. 2014. С. 97-150.

6. Раздыков С.З. Казахи Правобережья Иртыша в XVIII-первой половине XIX вв.: Социоэкономическая система: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Том. гос. ун-т. Томск, 2005. 27 с.

7. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западносибирской равнины в конце XVI - начале XX в. Новосибирск,1992. 270 с.

8. Ахметова Ш.К., Ермекбаев Ж.А. Формирование казахского населения Западносибирской равнины // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1998. С.251-254.

9. Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Казахские мемориальные комплексы юга Омской области // Казахи России: история и современность: в 2 т. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. Т. 2. С. 36-44.

10. Опарина О.Б. Казахи Омской области как этнографическая группа (второй половины XVIII - начала XX вв.) // Материалы всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», апрель 1977. Новосибирск: НГУ, 1977. С. 64-72.

11. Тынысов Б.А. Расселение казахов на территории Омского Прииртышья (конец XIX — первая треть XX в.) // ВААЭ. 2012. №4 (19). С. 142-149.

12. Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960. 151 с.

13. Муканов М.С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза: научное издание / М. С. Муканов; АН Каз ССР, Институт истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова. Алма-Ата: Наука, 1974. 200 с.

14. Дорога длиной в четверть века // Омбы Казактары. 2014. 14 мая. № 3 (3). С. 1-2.

15. Аманат - Наследие // Омбы Казактары. 2014. 25 июля. № 5 (5). С. 8.

16. Сапарова М. Юбилей Казахской Национально-культурной автономии // Омбы Казактары. 2014. 6 ноября. № 6 (6). С. 1.

17. Суюндыков А.М. К истории формирования некоторых казахских национально-культурных объединений в России в конце XX - начале XXI веков // Казахи России: история и современность: в 2 т. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. Т. 2. С. 194-200.

18. Елеутаев К. Новая организация - новые возможности! // Омбы Казактары. 2020. 20 сентября. № 3 (47). С. 13.

19. Магзумова А. Ак, булак, - светлый родник // Омбы Казактары. 2023. 20 мая. № 5 (79). С. 10.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Smirnova T.B. Omskaya shkola etnografii [Omsk School of Ethnography] Etnografiya [Ethnography]. 2019. no. 4 (6). pp. 181-194.

2. Tomilov N.A. Kazakhi Zapadnoi Sibiri v XVI-XX vv. [Kazakhs of Western Siberia in the 16-20th centuries] Ot Urala do Eniseya [From the Urals to the Yenisei]. Tomsk, 1995. pp. 66-75.

3. Kazakhi [Kazakhs] Moscow, Nauka Publ., 2021. 846 p.

4. Markov G.E. Kochevniki Azii. Struktura khozyaistva i obshchestvennoi organizatsii [Nomads of Asia. The structure of the economy and public organization] Moscow, MSU Publ. 1976. 319 p.

5. Kaziev S.Sh. Problemy etnogeneza i etnicheskoi istorii kazakhov [Problems of ethnogenesis and ethnic history of Kazakhs] Tyurkskie narody: fragmenty etnicheskikh istorii [Turkic peoples: fragments of ethnic stories] Moscow, IEA of the Russian Academy of Sciences. Publ. 2014. pp. 97-150.

6. Razdykov S.Z. Kazakhi Pravoberezh'ya Irtysha v XVIII-pervoi polovine XIX vv.: Sotsioekonomicheskaya sistema: avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskikh nauk: 07.00.02 [Kazakhs of the Right Bank of the Irtysh in the 18th-first half of the 19th centuries: A socioeconomic system: abstract of the dissertation of the Candidate of Historical Sciences] Tomsk, Tomsk State University Publ., 2005. 27 p.

7. Tomilov N.A. Etnicheskaya istoriya tyurkoyazychnogo naseleniya Zapadno-Sibirskoi ravniny v kontse XVI - nachale XX v. [The ethnic history of the Turkic-speaking population of the West Siberian Plain in the late 16th - early 20th century] Novosibirsk,1992. 270 p.

8. Akhmetova Sh.K., Ermekbaev Zh.A. Formirovanie kazakhskogo naseleniya Zapadno-Sibirskoi ravniny [Formation of the Kazakh population of the West Siberian Plain] Etnicheskaya istoriya tyurkskikh narodov Sibiri i sopredel'nykh territorii [The ethnic history of the Turkic peoples of Siberia and adjacent territories] Omsk Publ., 1998. pp.251-254.

9. Akhmetova Sh.K., Tolpeko I.V. Kazakhskie memorial'nye kompleksy yuga Omskoi oblasti [Kazakh memorial complexes in the south of the Omsk region] Kazakhi Rossii: istoriya i sovremennost': v21. [Kazakhs of Russia: history and modernity: in 2 volumes] Omsk, Omsk State University Publ., 2010. Vol. 2. pp. 36-44

10. Oparina O.B. Kazakhi Omskoi oblasti kak etnograficheskaya gruppa (vtoroi poloviny XVIII - nachala XX vv.) [Kazakhs of the Omsk region as an ethnographic group (the second half of the 18th - early 20th centuries)] Materialy vsesoyuznoi nauchnoi studencheskoi konferentsii"Student i nauchno-tekhnicheskii progress", aprel' 1977 [Materials of the All-Union scientific student conference "Student and scientific and technical progress, april 1977] Novosibirsk: NGU Publ., 1977. pp. 64-72.

11. Tynysov B.A. Rasselenie kazakhov na territorii Omskogo Priirtysh'ya (konets XIX — pervaya tret' XX v.) [Settlement of Kazakhs in the territory of the Omsk Irtysh region (late 19th — first third of the 20th century)] VAAE [Bulletin of Archaeology, Anthropology and Ethnography]. 2012. no. 4 (19). pp. 142-149.

12. Boyarshinova Z.Ya. Naselenie Zapadnoi Sibiri do nachala russkoi kolonizatsii [The population of Western Siberia before the beginning of Russian colonization]. Tomsk, 1960. 151 p.

13. Mukanov M.S. Etnicheskii sostav i rasselenie kazakhov Srednego zhuza : nauchnoe izdanie [Ethnic composition and settlement of the Kazakhs of the Middle Zhuz : scientific publication]. Alma-Ata: Nauka Publ., 1974. 200 p.

14. Doroga dlinoi v chetvert' veka [A quarter-century-long road] Omby Kazaktary [Kazakhs of Omsk]. 2014, 14th of may. no. 3 (3). pp. 1-2.

15. Amanat - Nasledie [Amanat - Legacy] Omby Kazaktary [Kazakhs of Omsk]. 2014, 25th of july. no. 5 (5). p. 8.

16. Saparova M. Yubilei Kazakhskoi Natsional'no-kul'turnoi avtonomii [Anniversary of the Kazakh National Cultural Autonomy] Omby Kazaktary [Kazakhs of Omsk]. 2014, 6th of november. no. 6 (6). p. 1.

17. Suyundykov A.M. K istorii formirovaniya nekotorykh kazakhskikh natsional'no-kul'turnykh ob"edinenii v Rossii v kontse XX - nachale XXI vekov [On the history of the formation of some Kazakh national cultural associations in Russia in the late 20th - early 21th centuries] Kazakhi Rossii: istoriya i sovremennost': v 2 t. [Kazakhs of Russia: history and modernity: in 2 volumes] Omsk, Omsk State University Publ., 2010. Vol. 2. pp. 194-200.

18. Eleutaev K. Novaya organizatsiya - novye vozmozhnosti! [New organization - new opportunities!] Omby Kazaktary [Kazakhs of Omsk]. 2020, 20th of september. no. 3 (47). p. 13.

19. Magzumova A. Ak bylaK - svetlyi rodnik [Ak bulak - bright spring] Omby Kazaktary [Kazakhs of Omsk]. 2023, 20th of May. no. 5 (79). p. 10.

© «K™o», 2024 © ropgeeBa A.B., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.