УДК 376.3
Устинович А.Е.
студентка кафедры специального (дефектологического) образования,
Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова
(г. Симферополь, Россия)
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Аннотация: в данной статье рассматривается особенность формирования грамматической стороны речи в онтогенезе.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, обучение, воспитание, грамматика, логопедия.
Становление грамматического строя речи в онтогенезе раскрывается в работах следующих авторов: С.Н. Цейтлина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, А. Г. Арушановой, В. М. Смирнова.
Термин «онтогенез речи» охватывает весь процесс развития речевых навыков у человека, начиная с момента, когда у ребенка возникают первые слова, и заканчивая стадией, когда он овладевает полноценной фразовой речью.
Формирование речи у детей происходит под влиянием разговоров взрослых и во многом зависит от наличия регулярной речевой практики, а также от адекватного речевого окружения. Очень важными аспектами являются обучение и воспитание, которые начинают осуществляться с момента появления ребёнка на свет.
Речь не является естественной способностью, а развивается и совершенствуется в ходе онтогенеза, одновременно с умственным и физическим ростом ребёнка, что отражает его общее развитие. Дети осваивают родной язык по строгим закономерностям. Этот процесс овладения языком имеет несколько характерных признаков, присущих всем детям.
Учёные различают несколько фаз в развитии детской речи и используют для этого разные термины. С.Н. Цейтлин анализирует процесс формирования грамматической структуры речи в онтогенезе, акцентируя внимание на усвоении различных частей речи [5].
Начало нового этапа языкового развития у ребенка начинается с формирования первых слов. Т.А. Ткаченко отмечает, что первое слово одновременно выступает как первое высказывание - галофраза. Оно используется для обозначения общей, еще не организованной ситуации. Из-за этой общей сути такие слова не поддаются разделению на категории, соответствующие частям речи. Неудивительно, что почти половина начального детского лексикона состоит из аморфных звукоподражательных слов (ономатопей), свойственных так называемому «языку нянь»: му-му, ням-ням и подобные. На этапе восприятия малыши могут длительное время не различать предметы, действия и качества. Любой вопрос, заданный им, воспринимается как имеющий отношение к ситуации в целом [3].
Т.Б. Филичева подчеркивала, что в контексте онтогенеза речи важно рассматривать не просто возникновение морфологических форм сами по себе (без привязки к конкретным словам), а появление специфических форм определенных слов. Например, глагол «дать» изначально разбивается на две формы и сопутствует выражению побуждения. Этот глагол используется многими детьми в широком спектре значений [4].
Развитие грамматической структуры речи является ключевым фактором в улучшении мышления детей дошкольного возраста, поскольку именно грамматические конструкции их родного языка служат материальной базой для мыслительной деятельности.
Развитие монологической речи в значительной степени зависит от правильно организованной грамматики. Эффективное и своевременное освоение монолога, будь то повествование, описание или иной формат, требует универсального владения методами логической связности для всех видов простых и сложных предложений.
По мнению А. Г. Арушановой, ключевым фактором в формировании грамматических умений у детей является повседневное общение и активное сотрудничество с близкими взрослыми [1]. На этапе младшего дошкольного возраста такое взаимодействие носит ситуативный и практический характер, однако по мере взросления оно становится более абстрактным и удалённым от конкретных ситуаций. В семейной обстановке это взаимодействие происходит естественно и не имеет заранее задуманных целей.
В. М. Смирнов отмечал, что в возрасте трех лет, активно развивающийся в речевом отношении ребенок, начинает формулировать простые суждения о различных предметах и обыкновенных явлениях. При этом он применяет как однословные конструкции, так и фразы, состоящие из нескольких слов [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование речи у детей происходит через повседневное взаимодействие и совместные занятия с взрослыми. Этапы становления грамматического строя речи осуществляются постепенно, основываясь на подражании языку окружающих, и связаны с развитием познавательных умений ребёнка, уровнем его кругозора, а также с имеющейся речевой практикой и способностью к общению с взрослыми. Максимальный период освоения навыков словообразования и словоизменения наблюдается в дошкольном возрасте. В это время усваиваются основные правила и нормы грамматики. Дошкольники часто сталкиваются с неправильными формами сочетаний слов в предложениях, что проявляется в ошибках с окончаниями, и процесс формирования согласовательных связей проходит с трудностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М: Мозаика-Синтез, 2014 - 292 с;
2. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков [Текст] / В.М. Смирнов. — М. : Академия, 2000. - 400 с;
3. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений [Текст]: сборник упражнений и методических рекомендаций / Т.А. Ткаченко. -М.: Гном и Д, 2003. - 46 с;
4. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2000 - 314 с;
5. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст]: учебно-методическое пособие / С.Н. Цейтлин. - М.: Знак, 2009. - 592 с
Ustinovich A.E.
Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)
PROCESS OF FORMING GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN ONTOGENESIS
Abstract: this article examines the peculiarity of the formation of the grammatical side of speech in ontogenesis.
Keywords: correctional pedagogy, education, upbringing, grammar, speech therapy.