УДК 376.3
Аландаренко П.А.
студентка социально-психологического факультета Армавирский государственный педагогический университет
(г. Армавир, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ
Аннотация: статья посвящена изучению особенностей формирования лексического и грамматического строя речи. Рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию данных понятий в лингвистике и психолого-педагогической литературе. Анализируются закономерности формирования лексико-грамматического строя речи в онтогенезе, начиная с раннего возраста до школьного периода. Особое внимание уделяется особенностям лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с дизартрией.
Ключевые слова: лексика, грамматика, онтогенез, лексико-грамматической стороны речи, дизартрия, детей школьного возраста.
Статистика говорит, что в последние десятилетия прослеживается негативная тенденция увеличения процента детей с различными речевыми нарушениями, в том числе с дизартрией. В проведенных Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, а также Г.В. Чиркиной исследованиях, можно проследить, что недостатки произношения встречаются у 1/3 всех школьников [17]. Однако вопрос формирования лексико-грамматической стороны речи при наличии рассматриваемого речевого расстройства остается недостаточно изученным. Ведь данный аспект речи обеспечивает развитие окружающего мира ребёнка. Соответственно, развитие лексико-грамматической стороны речи считается приобретенной задачей когнитивно-речевого развития у школьников [15]. Решение этой проблемы прежде всего необходимо для устранения
недостаточного развития речи и осуществление его психического развития. По этой причине, рассматриваемая нами проблема является крайне актуальной.
Язык, как система знаков, выполняет коммуникативную функцию, удовлетворяя потребность людей в общении. Он выступает средством выражения мыслей и чувств, орудием познания окружающего мира. В структуру языка входят лексика и грамматика.
В психолого-педагогической литературе лексика-сторона речи, которая определяется как составная часть образности. В лингвистической литературе лексика - совокупность слов образует лексику или словарный состав языка, также отражает окружающую действительность, называет различные понятия -предметы, признаки, явления, процессы [11].
В основе лексикологии лежат два фундаментальных теоретических положений, благодаря которым положение структура словарного состава рассматривается в двух аспектах: социолингвистическом и системно-семасиологическом.
С точки зрения социолингвистического подхода лексика классифицируется по разным основаниям: по происхождению, по сфере употребления, по стилевой принадлежности, с учетом активного и пассивного состава.
Второй аспект - системно- семасиологический. Рассматриваются системные отношения между словами, т.е. как и каким образом слова связаны между собой, что лежит в основе общности групп слов, образующих систему.
Есть два традиционно представляемых типа системных связей: синтагматические и парадигматические[3].
Итак, Грамматика - строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций [3]. Данное определение представлено в педагогическом энциклопедическом словаре.
Под грамматикой обычно понимают систему языковых норм и категорий, которые определяют приемы и типы строения слов, словосочетаний,
синтагм и предложений, и сам отдел лингвистики, исследующий эту систему [18].
Можно сказать, что грамматика объединяет морфологию, словообразование и синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями [1].
Термин «словообразование» используется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, который изучает словообразовательную систему языка[7].
Так как в морфологии есть определенная часть, занимающаяся изучением и объяснением способов образования слов, она может стать частью лексикологии, другими словами в учение о словаре, о закономерностях перемен лексической концепции [9].
В современном толковом словаре русского языка - синтаксис это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строении предложений [2].
Теперь же необходимо разобрать онтогенез формирования лексико-грамматической стороны речи.
Онтогенез речи - это весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления [13].
В первую очередь, рассмотрим подробно качественные закономерности формирования лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности согласно В.П. Глухову [6].
В возрасте от 1 года. 10 месяцев до 2 лет объем активного словаря ребенка существенно возрастает до 300 слов. По данным специальных лингвистических исследований, имена. существительные составляют в речи детей этого возраста 2/3 всех слов, глаголы 1/5, другие части речи - 1/10, союзов почти нет.
В возрасте около 3 лет, когда ребенок уже овладел некоторыми элементарными видами предметно- практической деятельности, словарь расширяется очень быстро, достигая тысячи слов. При этом «пассивный
словарь» содержит дополнительно еще примерно две-три сотни слов, которые ребенок понимает, хотя и не использует в своей речи.
К четырем годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов.
К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.
К шести годам ребенок владеет словарем порядка 7-8 тысячи слов. Простой подсчет показывает, что в дошкольном возрасте скорость овладения словами составляет примерно 10-15 слов в день.
Далее В.П. Глухов, опираясь на. исследования А. Н. Гвoздева, выделил периоды грамматического строя речи у детей с учётом синтаксической и морфологической системы [6]:
I период (от 1 года. 3 мес. до 1 года. 10 мес.) - период аморфных слов (делится еще на два этапа.):
1. Однословные предложения (1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.). Ребёнок применяет слова в роли предложения, для уточнения высказывания использует жесты, играет с интонацией. Первые слова не несут грамматической формы -корни. Основные слова - существительные, названия предметов, лепетные слова.
2. Предложения из нескольких слов (1,8 мес. - 1,10 мес.). Ребёнок уже может объединять в одной фразе сначала два, потом три слова. Существительные произносятся в именительном падеже или искаженной неизменяемой форме, глаголы в неопределённой форме повелительного наклонения (спать, дай, унеси).
II период (1 год 10 месяцев - 3 года) - усвоение грамматической структуры предложения. Включает в себя три этапа:
1. Первые формы слов (1,10 месяцев - 2,1 месяц). У детей проявляется связь между предложениями, фразами, словами. В сравнении с другим этапом
где все слова одинаковые, тут уже используются различные формы одного и того же слова.
2. Этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2,2 мес. - 2,6 мес.). На этом этапе ребенок совершает много неточностей. Усваиваются формы косвенных падежей. Уже прослеживается дифференциация множественного и единственного числа.
3. Слова для выражения синтаксических отношений (2,6 мес. - 3 года.). Происходит усвоение морфологической системы склонения существительных, окончания множественного числа[12].
III период (от 3 до 7 лет) - усвоения морфологической системы. В этот период ребенок группирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения [8].
А.Н. Гвоздев [5] отмечал, что достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является более высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным.
В школьный период продолжается совершенствование лексико-грамматического строя речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления высказываний. На этом этапе формируется письменная речь [8].
Для рассмотрения особенностей лексико-грамматического строя речи у детей школьников с дизартрией, необходимо разобрать понятие «дизартрия».
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. [4]
При дизартрии страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. [17]
Речь при дизартрии смазанная, нечеткая. Нередко нарушен темп речи,
который может быть ускоренным (тахилалия) или (чаще) замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный — то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. [14]
Рассмотрев, понятие «дизартрия» и, поняв, что это за расстройство речи, разберём особенности лексического и грамматического строя речи у младших школьников при дизартрии.
У обучающихся младшего школьного возраста с дизартрией формирование лексико-грамматического строя речи также протекает со сложностями. В своих научных работах такие авторы как Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова указывают, что эти сложности в усвоении лексико-грамматического строя речи объясняются прежде всего абстрактным характером грамматических значений и большим количеством языковых правил в грамматической системе языка [12].
Особенности усвоения лексико-грамматических заключается в замедленном темпе усвоения. Такие авторы как Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова говорили, что данные нарушения происходят по причине недоразвития морфологических и синтаксических обобщений, несформированности языковых операций грамматического конструирования и выбора конкретных языковых единиц.
Н. С. Жукова указывала, что обучающиеся с нарушенным развитием речевой сферы долго и продолжительно не наблюдают грамматической изменяемости слов в родном языке. Это обусловлено тем, что лексическая база слова в воспринимаемых словах является для обучающегося регулярным словесным раздражителем, которая связана с определённым обозначением какого-либо предмета или действия. Л.В. Лопатиной, что основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей с
дизартрией является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. [16]
В своих трудах Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская отмечали, что даже на самых первых этапах освоения языка у обучающихся с дизартрией наблюдается большая нехватка в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а лексико-грамматических значений. Исследователи связывают это с нарушением функции общения и доминированием механизма имитации услышанных слов. У таких детей достаточно продолжительный период времени может присутствовать применение слов в нерасчленённом виде на морфологические элементы. Такие явления могут продолжаться даже в течение нескольких лет. [16].
Таким образом, изучение особенностей лексико-грамматического строя речи у детей школьников с дизартрией является важным для разработки эффективных методов коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление речевых нарушений и обеспечение полноценного развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беспалов Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления / Б.И. Беспалов. - Москва, 1984 - 124 с;
2. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики / В. А. Богородицкий. - Москва: Ленанд, 1935 - 207 с;
3. Виноградов В. В. Русский язык: грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. - 2-е изд-е. - Москва: Высшая школа, 1972 - 614 с;
4. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед.
вузов / Под ред. С.Н. Шаховской . -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. — 680 с;
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Александр Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 - 472 с;
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / Вадим Глухов. - Москва : АРКТИ, 2014 - 166 с;
7. Грибова О.Е. Методы и приемы совместной работы учителя ивоспитателя по формированию грамматического строя речи у учащихся сречевыми нарушениями / О. Е. Грибова, А. А. Клячко. Дефектология. -1986 - №4. - с.55-60;
8. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т. В. Жеребило. - Назрань : Пилигрим, 2005 - 376 с;
9. Кацнельсон С. Д. Краткий очерк языкознания / С. Д. Кацнельсон. -Ленинград. - 1941 - 34 с;
10. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Москва : Академия, 2015 - 287 с;
11. Лекант, П.А. Современный русскийязык: учебник для академического бакалавриата / П.А. Лекант и др., под ред. П.А. Леканта. - 5-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2017 - 493 с;
12. Лисицкая, Л. Г. Медиатекст в аспекте культуры речи [Текст] : монография / Лариса Лисицкая. - Москва : ЦИУМиНЛ, 2008 - 165 с;
13. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Москва : Астрель, 2017 - 192 с;
14. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда.-М.: Просвещение, 1985;
15. «Развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-leksiko-gramшaticheskogo-stroya-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi/viewer;
16. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2014 -№ 4 - С. 13-18;
17. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.-Москва: Просвещение, 1989.—223 с;
18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». — М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
Alandarenko P.A.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia)
FORMATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL SIDE OF SPEECH IN DYSARTHRIA
Abstract: article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of the lexical and grammatical structure of speech. Various theoretical approaches to understanding these concepts in linguistics and psychological and pedagogical literature are considered. The patterns offormation of the lexical and grammatical structure of speech in ontogenesis, from an early age to the school period, are analyzed. Special attention is paid to the peculiarities of the lexical and grammatical structure of speech in school-age children with dysarthria.
Keywords: vocabulary, grammar, ontogenesis, lexico-grammatical side of speech, dysarthria, school-age children.