Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ногина Елена Витальевна

В центре внимания современного российского образования в области физической культуры и спорта находится физическое воспитание молодежи, в том числе и студентов, отнесенных по медицинским показаниям к специальной медицинской группе. Значимыми составляющими системы физического воспитания и собственными структурными компонентами педагогической модели физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасной образовательной среде вуза являются общие подходы к построению системы, принципы деятельности и педагогические условия физического воспитания. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы физического воспитания студентов специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ногина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

The focus of modern Russian education in the field of physical culture and sports is the physical education of young people, including students assigned to a special medical group for medical reasons. Significant components of the system of physical education and its own structural components of the pedagogical model of physical education of students of a special medical group in an adaptive safe educational environment of the university are general approaches to the construction of the system, principles of activity and pedagogical conditions of physical education. In this article, the author attempts a scientific analysis and critical understanding of the problem of physical education of students of a special medical group.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

Научная статья Original article УДК 37

ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF A SPECIAL

MEDICAL GROUP

St

Ногина Елена Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физической подготовки Российской таможенной академии

Nogina Elena Vitalievna, alio.nogina@yandex.ru

Аннотация: В центре внимания современного российского образования в области физической культуры и спорта находится физическое воспитание молодежи, в том числе и студентов, отнесенных по медицинским показаниям к специальной медицинской группе. Значимыми составляющими системы физического воспитания и собственными структурными компонентами педагогической модели физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасной образовательной среде вуза являются общие подходы к построению системы, принципы деятельности и педагогические условия физического воспитания. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы физического воспитания студентов специальной медицинской группы.

Abstract: The focus of modern Russian education in the field of physical culture and sports is the physical education of young people, including students

2265

assigned to a special medical group for medical reasons. Significant components of the system of physical education and its own structural components of the pedagogical model of physical education of students of a special medical group in an adaptive safe educational environment of the university are general approaches to the construction of the system, principles of activity and pedagogical conditions of physical education. In this article, the author attempts a scientific analysis and critical understanding of the problem of physical education of students of a special medical group.

Keywords: educational system, physical education of students, students of a special medical group, development of education.

Ключевые слова: образовательная система, физическое воспитание студентов, студенты специальной медицинской группы, развитие образования.

Физическое воспитание студентов СМГ необходимо рассматривать как структурный компонент теории физического воспитания, в котором разработана прикладная методика целенаправленного результативного управления формированием действий и совершенствованием физических способностей (качеств) применительно к определенным видам физических упражнений в двигательной деятельности студентов СМГ в адаптивной безопасной образовательной среде вуза. [4, с. 91]

В самом общем виде организация физического воспитания студентов СМГ в адаптивной безопасной образовательной среде вуза как функция управления означает воздействие на поведение обучающихся с целью поддержания в рабочем состоянии системы физического воспитания в соответствии с заданной целью. Кафедра физического воспитания и адаптивной физической культуры вуза распределяет обязанности между преподавателями и студентами, определяет порядок действий и очередности выполнения распоряжений, планирование, устанавливает связи между

2266

взаимодействующими субъектами (учебно-методическим и научно-исследовательским управлениями вуза, деканатами факультетов, кафедрами).

Такие педагогические условия позволяют из группы случайно собранных (по медицинским показаниям) в одном месте студентов создать работоспособную команду, могущую выполнять поставленные ФГОС оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. [9, с. 137]

Создание педагогических условий и моделирование физического воспитания студентов специальной медицинской группы в адаптивной безопасной образовательной среде означает: ежегодное определение и адаптацию структуры рабочих программ по физической культуре и спорту; распределение направлений и задач деятельности (оздоровление, образование, воспитание); планирование как организационно-педагогическое условие.

Основной причиной невысокой эффективности управления образовательным процессом в сфере физической культуры и спорта в высшей школе является формальная реализация системного физического воспитания.

Все это приводит к серьезным противоречиям между факторами в этой системе, поскольку в конечном итоге физическое воспитание находит свое выражение в той или иной степени двигательной подготовленности, а именно: определенный уровень формирования жизненно-прикладных навыков и умений моторики, достигнутый уровень развития физических качеств и трудоспособности. [1, с. 20]

Создание педагогических условий успешного функционирования адаптивной безопасной образовательной среды вуза и развития образовательной системы физического воспитания студентов СМГ бывает невозможной, если педагогические условия чаще всего в саму деятельность в сфере физической культуры и спорта не входят. Например: комплекс условий, включающих: наличие современного, оснащенного всеми необходимыми спортивными снарядами и инвентарем, спортивный зал, соблюдены все санитарно-гигиенические и эпидемиологические условия (освещение, температура, вентилирование); проводят занятия профессиональные

2267

высоквалифицированные преподаватели; высокий уровень мотивации студентов к занятию и пр. Однако при исключении хотя бы одного из условий (сбой системы электроэнергии) и дальнейшее проведение продуктивного занятия становится невозможным.

Примерная программа физического воспитания студентов СМГ: 1. Структура программы физического воспитания студентов СМГ предлагается нами строить на базе микро-, мезо-, и макроциклов. Учебно-тренировочная неделя - это микроцикл. [6, с. 114]

Физическое воспитание студентов СМГ - комплексный и системный процесс, который начинается с определения потребностей и расставляет приоритеты в развиваемых качествах и строится в соответствии с универсальными тренировочными принципами. Физическое воспитание студентов СМГ должно развивать все требуемые стороны подготовленности. Они должны также обеспечивать гибкие инструменты управления тренировочной нагрузкой.

Методы физического воспитания. В физическом воспитании важным методическим приемом является тщательное регулирование упражнений. Это предполагает выполнение каждого упражнения в жестко определенной форме и тщательно регламентированной нагрузкой. Эффективность физического воспитания студентов СМГ обусловлена созданием условий для организации образовательного процесса в сочетании интенсивной и напряженной учебной деятельности и активного отдыха и физического совершенствования. При этом важно не допускать перегрузок и переутомления. Средства физической культуры и спорта должны обеспечивать необходимый уровень высокой работоспособности и интенсивности учебного труда обучающихся. [7, с. 98]

Физическое воспитание студентов на основе профилей физической подготовленности. Организация физического воспитания студентов возложена на кафедру физического воспитания и адаптивной физической культуры. Немалую роль для самодеятельной физкультурной работы играет спортивный клуб. Физическое воспитание обучающихся в вузе имеет место в

2268

течение всего времени образования и предполагает использование многообразия форм аудиторных и внеаудиторных занятий.

Дифференциация средств ОФП на основе вида физической подготовленности. Учебная нагрузка по физической культуре, ее объем и содержание, семестровые зачеты определены ФГОС ВО по направлению подготовки, при этом содержание конкретизировано в рабочей программе по дисциплине.

Планирование организации физического воспитания студентов СМГ в вузе. Организация физического воспитания студентов СМГ. Совокупность занятий учебной и внеучебной направленности обеспечивает студентам выполнение того объема двигательных действий (недельный объем - не менее 5 ч.), который научно обоснован и необходим для оптимального функционирования организма и развития ценностного отношения к спорту и физическому воспитанию. [8, с. 22]

Реализация, контроль, методы коррекции адаптивной направленности двигательной активности в учебном процессе студентов СМГ. Структура программы по физической культуры включает теоретический и практический (элективные курсы) разделы; подразделы: методико-практические занятия и учебно-тренировочные занятия); контрольный раздел все нормативы (тесты) у студентов СМГ принимаются без учета времени и количества раз выполнения контрольных (зачетных) упражнений, а также написание рефератов научных статей по теме своего заболевания.

Для реализации методики адаптивно-коррекционной направленности двигательной активности студентов СМГ нами было разработано технологическое обеспечение физического воспитания в учебно -воспитательном процессе адаптивной безопасной образовательной среды вуза. Программа индивидуально-группового развития включала объединение студентов различных заболеваний и отклонений состояния здоровья в соответствии с адаптивно-коррекционной направленностью учебно-воспитательного процесса физического воспитания, включающего доступные

2269

виды двигательной активности. адаптивно-коррекционной образовательной направленности; здоровьесберегательной направленности; социальной адаптации; взаимодействия педагогов и студентов в двигательной активности, рекреационной деятельности; формирования самостоятельности и активности; объединения студентов по интересам в группы, по принципу «дворовых команд». [2, с. 43]

Методы и формы: проведение бесед, круглых столов, кураторских собраний, реализация социальных акций, совместных с родителями и социальными партнерами проектов. Результаты изменений критериев, показателей и уровней физической культуры СМГ зафиксированы в аналитико-результативном блоке.

В аналитико-результативном блоке отражены особенности постоянной оценки и определения динамики развития личностной физической культуры у студентов СМГ, показателей психофизиологических: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД) пробы Штанге, Генче и Руфье; антропометрических: вес, рост, жизненная емкость легких (аэробная, анаэробная); педагогических: знания о физической культуре, ЗОЖ др.

Аналитическо-результативный блок предполагает постоянную оценку и выявление динамики уровней сформированности у студентов СМГ физической культуры личности в адаптивной безопасной образовательной среде вуза. Фонды оценочных средств (оценочные материалы) являются средством выявления и оценивания и взаимодействия с общей и специальной физической подготовленностью в ходе промежуточных семестровых аттестации студентов СМГ.

Критерии. В психолого-педагогических источниках критерии определяются в качестве характеристик для оценки и сравнения педагогических явлений и процессов. По мнению А.М. Новикова, критерии должны разрабатываться в соответствии с определенными требованиями. Это прежде всего объективность для однозначного оценивания исследуемого феномена.

2270

Анализ современной теоретико-прикладной литературы по проблеме исследования позволяет отметить, что на сегодняшний день отсутствует комплекс критериев оценки физической подготовленности студентов -выпускников образовательных организаций высшего образования в отношении их физического воспитания. В первую очередь, это относится к кондиционной физической подготовленности, которая опосредована такими физическими показателями как сила, быстрота, выносливость, гибкость. Критериями физического воспитания в нашем диссертационном исследовании выступили мотивационный, когнитивный, коррекционный и профессионально-деятельностный, которые являются процессуальными составляющими физического воспитания студентов СМГ в адаптивной безопасной образовательной среде вуза. К показателям аналитическо-результативного блока в физическом воспитании мы отнесли: [5, с. 136]

- психофизиологические - частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД);

- антропометрические - вес, рост, жизненная емкость легких (аэробная, анаэробная);

- педагогические - знания о физической культуре, ЗОЖ др.;

- физические - бег, прыжки в длину с места, наклоны туловища, приседания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, и др.

Оценку аналитическо-результативного блока составили уровни: низкий, средний и высокий общепринятые в педагогических исследованиях.

Результатом стало повышение: уровня личностной физической культуры студентов СМГ.

Для реализации методики адаптивно-коррекционной направленности двигательной активности студентов СМГ нами было разработано технологическое обеспечение физического воспитания в адаптивной безопасной образовательной среде вуза - программа индивидуально-группового развития включала объединение студентов имеющих различные заболевания и отклонения состояния здоровья в соответствии с адаптивно-

2271

коррекционной направленностью физического воспитания, включающего доступные виды двигательной активности.

Изменения в физической подготовленности, отраженные в изменении ее уровней демонстрируют эффективность содержания, средств и методов, используемых в процессе занятий по физической культуре в адаптивной безопасной образовательной среде вуза.

В процессе исследовательской работы нами были разработаны критерии сформированности физической культуры студентов СМГ в адаптивной безопасной образовательной среде вуза. К ним относим оптимизацию психофизической кондиции по критериям: физического развития, функциональной и физической подготовленности, состояния здоровья, устойчивых личных психологических характеристик; сформированность здорового образа жизни по критериям теоретических знаний о ЗОЖ, практических навыков укрепления здоровья и физической динамичности.

В качестве социального эффекта создания адаптивной безопасной образовательной среды в вузе можно рассматривать удовлетворенность физическим воспитанием в вузе студентов СМГ; рост профессионального мастерства преподавателей; рост числа обучающихся, участвующих в многообразных соревнованиях разных уровней и рост результативности; совершенствование валеологической культуры студенческой молодежи и др. [3, с. 120]

Результаты, реализация, контроль и коррекция содержательно-технологических аспектов. Результатом реализации авторской педагогической модели физического воспитания студентов СМГ в адаптивной безопасной образовательной среде вуза должно стать повышение уровней физической подготовленности исследуемого феномена - физическое воспитание студентов СМГ.

Таким образом, педагогические условия повышения эффективности процесса физического воспитания студентов СМГ в адаптивной безопасной образовательной среде вуза представленные в педагогической модели,

2272

отражают: субъекты высшего образования, представленные организационными процессами с преобладанием интеракции в совместной деятельности; развития физической культуры личности студентов. Педагогическое образование, выстроенное в соответствии с указанными положениями, обеспечивает формирование высокой физической подготовленности студентов специальной медицинской группы.

Список использованной литературы

1. Воробьева, И. Н. Организация физического воспитания студентов специальной медицинской группы в условиях перехода на новые ФГОС во / И. Н. Воробьева, Г. Т. Годжиев // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 1(18). - С. 20.

2. Глушенков, М. В. Повышение эффективности физического воспитания студентов специальной медицинской группы / М. В. Глушенков, И. Ф. Межман // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 2(18). - С. 42-44.

3. Дейкова, Т. Н. Организация физического воспитания студентов специальной медицинской группы / Т. Н. Дейкова, Е. Г. Мишина // Перспективы науки. - 2019. - № 9(120). - С. 119-121.

4. Ермакова, Е. Г. Актуальность физического воспитания студентов специальной медицинской группы / Е. Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 12-1(39). - С. 9092.

5. Карпова, С. Н. Структура факторов, определяющих необходимость использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С. Н. Карпова, Г. С. Пригода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3(169). - С. 135-138.

6. Карпова, С. Н. Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С. Н. Карпова, Г. С. Пригода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6(172). - С. 113-117.

2273

7. Михайлова, С. В. Особенности организации физического воспитания в вузе для студентов специальной медицинской группы / С. В. Михайлова // Вестник Саратовского областного института развития образования. -2019. - № 1(17). - С. 95-100.

8. Подходы совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы / И. Н. Антонова, Т. Н. Шутова, А. В. Носова, Н. Г. Ефремова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4(158). - С. 20-24.

9. Толистинов, Б. Г. Анализ актуальных проблем физического воспитания студентов специальных медицинских групп / Б. Г. Толистинов // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. -2019. - № 1. - С. 135-142.

List of used literature

1. Vorobyova, I. N. Organization of physical education of students of a special medical group in the conditions of transition to new FGOS in / I. N. Vorobyova, G. T. Gojiev // CITISE. - 2019. - № 1(18). - P. 20.

2. Glushenkov, M. V. Improving the effectiveness of physical education of students of special medical group / M. V. Glushenkov, I. F. Mezhman // Alley of Science. - 2018. - T. 2. - № 2(18). - Pp. 42-44.

3. Deikova, T. N. Organization of physical education of students of a special medical group / T. N. Deikova, E. G. Mishina // Prospects of science. - 2019. - № 9(120). - Pp. 119-121.

4. Ermakova, E. G. Relevance of physical education of students of a special medical group / E. G. Ermakova // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2019. - № 12-1(39). - Pp. 90-92.

5. Karpova, S. N. Structure of factors determining the need to use unified training complexes during physical education of students of special medical groups / S. N. Karpova, G. S. Prigoda // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. -2019. - № 3(169). - Pp. 135-138.

2274

6. Karpova, S. N. Technology of using unified training complexes during physical education of students of special medical groups / S. N. Karpova, G. S. Prigoda // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2019. - № 6(172). - Pp. 113-117.

7. Mikhailova, S. V. Features of the organization of physical education at the university for students of a special medical group / S. V. Mikhailova // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. - 2019. - № 1(17). - Pp. 95-100.

8. Approaches to improving physical education of students of a special medical group / I. N. Antonova, T. N. Shutova, A.V. Nosova, N. G. Efremova // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. - 2018. - № 4(158). - Pp. 2024.

9. Tolistinov, B. G. Analysis of actual problems of physical education of students of special medical groups / B. G. Tolistinov // Problems and prospects of development of physical culture and sports. - 2019. - No. 1. - pp. 135-142.

© Ногина Елена Витальевна, Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «$>1ид№е1» №4/2022.

Для цитирования: Ногина Елена Витальевна, ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №4/2022

2275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.