Научная статья на тему 'Процесс физического воспитания с учетом региональных особенностей'

Процесс физического воспитания с учетом региональных особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
физическая подготовленность / уровень физического развития / тестирование / анализ динамики / physical fitness / level of physical development / testing / dynamics analysis physical fitness / level of physical development / testing / dynamics analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенко Елена Геннадьевна, Соколов Владимир Львович

В работе экспериментально обоснован вариант прохождения программного материала по предмету физическая культура при базово вариативном подходе к физкультурному образованию учащихся. Совершенствования обувающего процесса позволяют методически правильно построить занятия по физической культуре с учетом всех особенностей детского организма и повысить уровень физической подготовленности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костенко Елена Геннадьевна, Соколов Владимир Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION PROCESS TAKING INTO ACCOUNT REGIONAL FEATURES

The paper experimentally substantiates the option of passing the program material on the subject of physical education with a basic variational approach to physical education of students. Improving the shoeing process allows you to methodically correctly build physical education classes, taking into account all the characteristics of the children's body and increase the level of physical fitness of children.

Текст научной работы на тему «Процесс физического воспитания с учетом региональных особенностей»

УДК:376

Костенко Елена Геннадьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных

дисциплин Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Россия, г. Краснодар Соколов Владимир Львович кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Кубанского государственного университета физической культуры,

спорта и туризма, Россия, г.Краснодар DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11183 ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Kostenko Elena,

candidate ofpedagogical Sciences, associate Professor of the Department of biochemistry, biomechanics

and natural Sciences of Kuban state University of physical culture, sports and tourism

Russia, Krasnodar Sokolov Vladimir

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of General and professional pedagogy of Kuban state University ofphysical culture,

sport and tourism, Russia, Krasnodar.

PHYSICAL EDUCATION PROCESS TAKING INTO ACCOUNT REGIONAL FEATURES

Аннотация.

В работе экспериментально обоснован вариант прохождения программного материала по предмету физическая культура при базово вариативном подходе к физкультурному образованию учащихся.

Совершенствования обувающего процесса позволяют методически правильно построить занятия по физической культуре с учетом всех особенностей детского организма и повысить уровень физической подготовленности детей. Abstract

The paper experimentally substantiates the option of passing the program material on the subject of physical education with a basic variational approach to physical education of students.

Improving the shoeing process allows you to methodically correctly build physical education classes, taking into account all the characteristics of the children's body and increase the level ofphysical fitness of children.

Ключевые слова: физическая подготовленность, уровень физического развития, тестирование, анализ динамики

Keywords: physical fitness, level ofphysical development, testing, dynamics analysis physical fitness, level of physical development, testing, dynamics analysis

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания в казачьих образовательных учреждения основан на содержание программ, обеспечивающих общую и профессионально-прикладную физическую подготовленности учащихся. Такая направленность формирует высокий уровень прикладной готовности школьников к эффективности как в учебно-трудовой, так и в повседневной жизнедеятельности^].

При составлении план-графика на учебный год в общеобразовательных организациях часто встречаются с недостаточной оснащенностью спортивной базой, которая не позволяет проводить уроки по всем разделам школьной программы.

В связи с этим, назрела актуальность исследования, целью которого является определить влияние различных вариантов прохождения видов программного материала по физической культуре в пятых классах на уровень физической подготовленности учащихся.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях существует несколько подходов к построению учебно-воспитательного процесса по физической культуре: комплексный, базово вариативный, региональный, образовательный, тренировочный.

Основной формой организации проведения занятий являются уроки физической культуры, проводимые учителями по программе, в соответствии с учебным планом школы. Урок физического воспитания, оказывает преимущественное воздействие на двигательную и эмоциональную сферу ре-бенка[3].

В ходе поиска рациональных путей совершенствования школьного процесса физического воспитания и эффективных методов, способствующих достижению более высокого уровня физической подготовленности учащихся, был опробован вариант с использованием традиционных казачьих

<<шушетум~^(штма1>>#1и51)),2©2© / physical education and sport

91

средств физического воспитания на уроках в 5-х классах[4].

Базисной частью казачьей культуры является физическое воспитание, основанное на традиционных видах физических упражнений, неразрывно связанных с развитием духовно-нравственных начал подрастающего поколения.

В результате эксперимента было установлено, что учащиеся 5 классов имеют показатели физической подготовленности соответствующие среднему уровню существующих в программе нормативных требований[5].

Для исследования было создано две группы -экспериментальная и контрольная, которые в начале эксперимента имели показатели физической подготовленности, не имеющие достоверных различий согласно критерию Стьюдента[2].

На протяжении всей третьей четверти в экспериментальной группе уроки проводились с использованием элементов традиционных казачьих средств физического воспитания, а в контрольной с использованием средств комплексной программы физического развития школьников.

В качестве традиционных казачьих средств физического воспитания были выбраны 2 раздела: казачий рукопашный бой и борьба; основы владения традиционным и современным холодным оружием: казачья шашка, сабля, палка[1].

Анализ и обработка эмпирических данных обучающихся показал, что после эксперимента показатели физической подготовленности обучающихся изменились в группах неоднозначно (табл.1)[2].

Таблица 1.

Динамика показателей физической подготовленности обучающихся.

Экспериментальная Контрольная

Тесты до после до после

Х ± m Х ± m Х ± m Х ± m

Бег 30 м ( с) 5,7±0,04 5,4±0,03 5,8±0,08 5,7±0,1

Т=6 Р<0,001 Т=0,8 Р>0,05

Прыжок в длину с 179±0,31 182±0,54 178±0,63 179±0,71

места (см) Т=5 Р<0,001 Т= 1,1 Р>0,05

Челночный бег 3х10м 9,0±0,46 8,7±0,11 8,9±0,54 8,8±0,63

(с) Т=0,8 Р>0,05 Т=0,12 Р>0,05

6 минутный бег (м) 1074±11,21 1082±12,11 1053±12,73 1056±11,95

Т=0,5 Р>0,05 Т=0,19 Р>0,05

Наклон вперед (см) 6,9±0,57 7,2±0,43 7,2±0,84 8,6±0,57

Т=0,48 Р>0,05 Т=2,2 Р<0,05

Подтягивание (раз) 6,3±1,21 7,2±1,87 5,9±0,67 8,0±0,11

Т=0.4 Р>0,05 Т=2,6 Р<0,05

Скоростные способности у ребят экспериментального класса выше, чем контрольного. Этому способствовала специфика выбранных средств для развития скоростных качеств с использованием таких упражнений, как преодоление небольших расстояний в кратчайшее время, работа с оружием, ускорение по сигналу было необходимым.

В тоже время в контрольных классах больше внимания уделялась гимнастическим занятиям, предусматривающих развитие гибкости, а упражнения на развитие скоростных способностей либо исключались из урока, либо им уделялось, лишь несколько минут.

Для оценки скоростно-силовых качеств использовался тест прыжок в длину с места. Анализ показателей говорит о том, что скоростно-силовые способности детей экспериментального класса достоверно выше, чем контрольного класса.

Это связано с выполнением в экспериментальном классе комплексных упражнений с отягощением (мешки с песком, набивные мячи и т.д.) и упражнений с преодолением собственной массы тела: прыжки на одной и двух ногах через скакалки, набивные мячи, скамейки; бег по ступенькам; прыжки в полуприседе и приседе, различные эстафеты и игры с отягощением были направлены на развитие прыгучести, а увеличение нагрузки в этих

упражнениях, которая дозировалась количеством повторений, а так же длительностью работы и отдыха и способствовало улучшению результата.

Для оценки силовых способностей использовали тест подтягивание. Результаты этого теста говорят о том, что средний показатель у ребят, занимающихся казачьими средствами физического воспитания ниже, чем контрольном классе. В контрольном классе использовались упражнения, развивающие силовые качества предусмотренные разделом гимнастики. Это подтягивание на перекладине, сгибание рук упоре лежа, различные висы и упоры, лазание по канату. За счет этих упражнений и улучшился результат в данном тесте.

Элементы казачьего рукопашного боя, борьбы и основ владения традиционным и современным холодным оружием являются упражнениями с большим количеством перемещений. Этим обуславливается улучшения результатов челночного бега в экспериментальной группе на 0,3 с, а в контрольной на 0,1 с.

Результаты 6 минутного бега, характеризующие развитие общей выносливости показали, что группа, занимающаяся традиционными казачьими средствами физического воспитания, улучшила свои результаты, в среднем, на 8 м, контрольная же

группа улучшила результат, в среднем на 3м. Незначительный прирост результатов, произошел потому, что в этот период ни с одной группой целенаправленно не занимались развитием выносливости.

Исследуя межгрупповые различия по окончании эксперимента мы видим, что в экспериментальной группе результат достоверно выше в беге на 30 метров и прыжке в длину с места. А в контрольной - наклоне вперед и подтягивании. По тестам: челночный бег и 6-ти минутный бег достоверных различий нет.

Анализ динамики уровня физической подготовленности обучающихся говорит о том, что занятия традиционными казачьими средствами в большей степени развивают скоростно-силовую подготовку, координацию движений и выносливость, а гимнастика - силу и гибкость.

В связи с трудностями в организации занятий спортивной гимнастикой в школе предлагается данный раздел традиционно планируемый на третью четверть заменить разделом включающим элементы традиционных казачьих средств физического воспитания, так как уроки казачества являются эффективным средством для развития физических качеств обучающихся.

Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о целесообразности построения учебной программы по физической культуре на территории нашего государства с учетом региональных, национальных, социально-демографических и других особенностей.

Список литературы.

1. Александров С.Г. Возрождение казачества и комплексная модель физкультурного воспитания учащихся казачьих учебных заведений // Культура физическая, здоровье, профессиональная работоспособность: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Кисловодск: КИЭП, 1998. - С. 5-9

2. Костенко Е.Г. Анализ и статистическая обработка данных спортивно-педагогических исследований /Е.Г Костенко, Е.В. Мирзоева, В.В Лы-сенко//.монография Чебоксары, 2019.

3. Костенко Е.Г. Методология модернизации занятий в оздоровительной группе с детьми младшего школьного возраста /Е.Г Костенко, В.Л Соколов.// В книге: Образование: опыт и перспективы развития Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары, 2019. С. 52-62

4. Ратушняк О.В. О становлении и развитии образовательной системы казачьей направленности в Краснодарском крае // Научно-практическая педагогическая конференция по вопросам организации классов и школ казачьей направленности. Краснодар, 2007. С. 6-12

5. Соколов В.Л. Модернизация процесса физического воспитания на основе данных об уровне физической подготовленности школьников /В.Л. Соколов, Е.Г Костенко, В.В Лысенко, Н.А Амбар-цумян.// Modern Humanities Success. 2019. № 6. С. 56-5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.