Научная статья на тему 'Динамика развития физических способностей подростков 14-15 лет на уроках физической культуры'

Динамика развития физических способностей подростков 14-15 лет на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1474
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: СКОРОСТНЫЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ / СИЛОВЫЕ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ТРЕНИРОВАННОСТЬ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Железняков А. Г., Князева Н. А., Соколова И. А.

Цель работы определить эффективность методики комплексного повышения уровня физических способностей подростков 14-15 лет на уроках физической культуры. Методики исследования: определение уровня физического развития подростков; методики Ю.Г. Травина, А.П. Матвеева и В.И. Ляха; определение частоты сердечных сокращений с помощью пульсометров и пальпаторно в процессе проведения уроков и при беге на выносливость. Контингент испытуемых: 40 подростков 14-15 лет. Основные результаты: статистическая обработка цифрового материала отразила достоверный рост уровня развития физических способностей подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Железняков А. Г., Князева Н. А., Соколова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития физических способностей подростков 14-15 лет на уроках физической культуры»

УДК 371.1:796.01

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.Г. Железняков - кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико-

биологических дисциплин Н.А. Князева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико-

биологических дисциплин И.А. Соколова - кандидат сельско-хозяйственных наук, ассистент кафедры

медико-биологических дисциплин ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

Курск

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES OF ADOLESCENTS OF 14-15 YEARS OLD DURING HE LESSONS OF PHYSICAL

CULTURE

A.G. Zheleznyakov - Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the medical-biological disciplines department N.A. Knyazeva - Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the medical-biological disciplines department I.A. Sokolova - Candidate of agricultural sciences, assistant of the medical-biological disciplines department GOU VPO «Kursk State University» Kursk

e-mail: [email protected], [email protected]

Ключевые слова: физические способности: скоростные, координационные, скорост-но-силовые, силовые; выносливость; гибкость; тренированность; частота сердечных сокращений

Аннотация.

Цель работы - определить эффективность методики комплексного повышения уровня физических способностей подростков 14-15 лет на уроках физической культуры. Методики исследования:

- определение уровня физического развития подростков;

- методики Ю.Г. Травина, А.П. Матвеева и В.И. Ляха;

- определение частоты сердечных сокращений с помощью пульсометров и пальпа-торно в процессе проведения уроков и при беге на выносливость.

Контингент испытуемых: 40 подростков 14-15 лет

Основные результаты: статистическая обработка цифрового материала отразила достоверный рост уровня развития физических способностей подростков.

Key words: physical abilities, speed, coordination, speed-strength, power, endurance, flexibility, fitness, heart rate

Summary. The purpose of the work - to determine the effectiveness of an integrated methodology enhance the physical abilities of adolescents aged 14-15 at the lessons ofphysical culture.

Research methodology:

- Determine the level ofphysical development of adolescents;

- Techniques of Yu. G. Travin, A.P. Matveev and V.I. Lyah;

- Determination of heart rate with heart rate monitor and by palpation in the process of lessons and when running endurance.

Contingent of test persons: 40 youths aged 14-15.

Main results: statistical processing of digital material reflected a reliable increase of the level ofphysical abilities of adolescents.

Введение

Снижение уровня физических способностей учащихся 14-15 лет, по сравнению со сверстниками 15-летней давности, говорит о достаточно высоких современных интеллектуальных нагрузках подростков в условиях учебы. Это актуализирует проблему повышения уровня физических способностей учащихся 8-х классов с использованием упражнений скоростной, скоростно-силовой, силовой, координационной и направленной на развитие выносливости и гибкости подготовки. Вторым моментом, представляющим данную тему актуальной, является благоприятность этого возраста к развитию большинства физических способностей [5]. При этом осознанное изучение подростками физических упражнений помогает учителю правильно строить урок и более точно представлять себе конечный результат выполняемой работы [6].

Комплексное повышение уровня физических способностей будет содействовать стимулированию естественного созревания систем и функций организма подростков 14-15 лет, создаст прочный фундамент их двигательной подготовленности и успешной подготовки к сдаче нормативов школьной программы.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось с 1 сентября 2008 года по 24 мая 2009 года. В исследовании были заняты 40 подростков 14-15 лет (три восьмых класса), средней школы № 25 г. Курска, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Основным методом исследования был естественный педагогический эксперимент [1; 4; 3], при проведении которого использовались следующие методики:

- определение уровня физического развития подростков [2, 11];

- определение уровня развития физических способностей подростков по методикам, разработанным Ю.Г. Травиным [10]; А.П. Матвеевым [8] и В.И. Ляхом [6];

- определение частоты сердечных сокращений с помощью пульсометров и пальпа-торно в процессе проведения уроков и при беге на выносливость.

Весь фактический цифровой материал был обработан на ПЭВМ по прикладной программе статистической обработки.

Результаты исследований и их обсуждение

В настоящее время в теории и методике физического воспитания не сложилось единого мнения в суждении о средствах, методах и характере нагрузок для повышения уровня физических способностей подростков.

Исходя из анализа научной и методической литературы, а также практического опыта учителей и методистов мы пришли к заключению, что необходимо определить эффективность методики комплексного повышения уровня физических способностей подростков на уроках физической культуры.

В начале исследования (сентябрь 2008) мы определили уровень физических способностей подростков 14-15 лет. Полученные данные представлены в таблице 1.

Они свидетельствуют о том, что по показателям скоростных способностей между подростками экспериментальной и контрольной групп достоверных различий в беге на 30 и 60 м не обнаружено (Р>0,05).

Упражнение на скорость и координацию движений (челночный бег 3х 10 м) проводился по методике, разработанной в институте возрастной физиологии РАО [7] Достоверных различий по показателям координационных способностей подростков экспериментальной и контрольной групп не обнаружено (Р>0,05).

Таблица 1

Показатели уровня развития физических способностей подростков 14-15 лет

(сентябрь 2008)

Физические способности подростков M ± m

Экспериментальная группа п=21 Контрольная группа п=19

скоростные бег 30 м, с 5,5 ± 0,13 5,6 ± 0,14

бег 60 м, с 9,2 ± 0,2 9,3 ± 0,2

координационные челночный бег 3Ч10 м, с 8,7 ± 0,2 8,8 ± 0,2

скоростно-силовые прыжок в длину с/м, см 188 ± 2,4 187 ± 2,6

силовые Подтягивание на перекладине, раз 8,0 ± 0,8 7,0 ± 0,7

выносливость 6-минутный бег, м 1250±24 1200±25

гибкость Наклон вперед из исходного положения - стоя на гимнастической скамейке, см 8,0 ± 0,13 7,7 ± 0,14

Вместе с тем, необходимо отметить, что подростки слабо владеют умениями и навыками (техникой) выполнения большинства тестов за исключением упражнений на перекладине и способности к проявлению гибкости. Поэтому, низкий уровень техники выполнения упражнений не позволил многим подросткам показать более высокие результаты.

Повторное определение уровня физических способностей подростков мы проводили в конце учебного года (май 2009), на том же школьном стадионе, в первой половине дня, после 68 уроков физической культуры, проведенных в экспериментальной и контрольной группах (таблица 2).

Таблица 2

Показатели уровня физических способностей подростков 14-15лет (май 2009)

Физические способности подростков M ± m

Экспериментальная группа п=21 Контрольная группа п=19

скоростные бег 30 м, с 5,1 ± 0,12 5,5 ± 0,13

бег 60 м, с 8,7 ± 0,12 9,2 ± 0,14

координационные челночный бег 3Ч10 м, с 8,1 ± 0,15 8,6 ± 0,16

скоростно-силовые прыжок в длину с/м, см 217 ± 2,8 201±302

силовые Подтягивание на перекладине, раз 11,0 ± 0,5 9,0 ± 0,4

выносливость 6-минутный бег, м 1450±22 12800±23

гибкость Наклон вперед из исходного положения - стоя на гимнастической скамейке, см 8,4 ± 0,12 8,0 ± 0,13

Результаты скоростных способностей подростков в беге на 30 и 60 метров в экспериментальной группе достоверно (Р<0,05) улучшились в среднем на 5,4-7,8%. У подростков

контрольной группы эти показатели изменились несущественно на 1,1-1,8% (Р>0,05).Результаты подростков экспериментальной группы по показателям скоростных способностей выше, чем у подростков контрольной группы в среднем на 4,3-6% (Р<0,05).

Показатели координационных способностей подростков 14-15 лет в челночном беге 3х10 м (за учебный год) в экспериментальной группе достоверно (Р<0,05) улучшились в среднем на 6,9%. У подростков контрольной группы показатели координации улучшились на 2,3% (Р>0,05). Результаты подростков экспериментальной группы по показателям координационных способностей достоверно превышают результаты учащихся контрольной группы в среднем на 4,6% (Р<0,05). Результаты исследования координации подростков показывают большую эффективность упражнений в беге с изменением скоростей и направления движений; упражнений в акробатике (кувырки вперед и назад, «полет-кувырок», переворот «боком», упражнений в удержании равновесия); прыжков в длину с места и с разбега и спортивных игр (футбол и баскетбол).

Показатели скоростно-силовых способностей подростков в прыжках в длину с места в экспериментальной группе достоверно (Р<0,001) улучшились в среднем на 15,4%. У подростков контрольной группы показатели скоростно-силовых способностей тоже достоверно (Р<0,01) улучшились в среднем на 7,4%. Результаты подростков экспериментальной группы по показателям скоростно-силовых способностей достоверно (Р<0,01) превысили результаты учащихся контрольной группы в среднем на 8%. Установлено, что скоростно-силовые способности подростков как экспериментальной, так и контрольной групп развиваются достаточно эффективно. Значительно больший рост этих показателей в экспериментальной группе, мы считаем, связан с использованием более эффективных упражнений (прыжки в «глубину» с последующим быстрым выталкиванием с тумбы высотой 70 см; тройные, пятерные прыжки с ноги на ногу и на двух с продвижением вперед; прыжки с доставанием высоко висящего мяча любой частью тела; передачи футбольного и баскетбольного мячей в прыжке партнеру).

Показатели собственно силовых способностей подростков в подтягивании на высокой перекладине в экспериментальной группе за учебный год достоверно (Р<0,01) увеличились в среднем на 37,5%. У подростков контрольной группы показатели силовых способностей за учебный год достоверно (Р<0,05) повысились в среднем на 28,5%. Результаты подростков экспериментальной группы по показателям силы достоверно (Р<0,05) превысили показатели подростков контрольной группы в среднем на 9%. Необходимо отметить, что силовые способности подростков имеют наибольший годовой прирост, что согласуется с данными исследований В.И. Ляха [6].

Показатели уровня выносливости подростков в 6-минутном беге в экспериментальной группе за 68 уроков физической культуры достоверно повысились в среднем на 16% (Р<0,001). У подростков контрольной группы показатели выносливости также достоверно повысились в среднем на 6,6% (Р<0,05).

Р.Е. Мотылянской [9] установлено, что с развитием тренированности к продолжительной мышечной работе, деятельность системы кровообращения становится более экономной. В связи с этим, при исследовании уровня выносливости, мы определяли показатели частоты пульса у подростков в 6-минутном беге на выносливость. Установлено, что у подростков экспериментальной группы показатели ЧСС снизились за учебный год на 6,7% (Р<0,001), а в контрольной - на 3,7% (Р<0,05). Если в начале исследования по показателям ЧСС различий между подростками экспериментальной и контрольной группами не наблюдалось, то в конце исследования сердечно-сосудистая и дыхательная системы подростков экспериментальной группы работали более экономно, нежели у подростков контрольной группы. Показатели ЧСС подростков экспериментальной группы стали ниже одноименных показателей контрольной группы на 3,9% (Р<0,05). Это указывает на то, что активное стимулирование функциональных систем организма подростков упражнениями, характеризующи-

ми комплексное развитие физических способностей, приводит к более экономному их функционированию .

Показатели уровня гибкости подростков в экспериментальной группе достоверно увеличились на 5% (Р<0,05). У подростков контрольной группы показатели гибкости повысились на 3,9% (Р>0,05). В конце исследования результаты подростков экспериментальной группы по показателям гибкости достоверно (Р<0,05) превысили результаты подростков контрольной группы в среднем на 5%. Необходимо отметить, что хотя повышению уровня гибкости и растягиванию в заключительной части каждого урока уделялось достаточно времени, этот показатель у подростков 14-15 лет плохо поддается развитию. Вероятно, это связано со значительными изменениями длины тела и структурными изменениями суставно-связочного аппарата подростков. Мы считаем, что при повышении уровня гибкости у подростков 14-15 лет нужно соблюдать поддерживающий режим работы.

Выводы

В результате проведенного в течение учебного года педагогического эксперимента установлено, что различные физические способности подростков 14-15 лет развиваются ге-терохронно.

Интенсификация учебного процесса на основе методики комплексного подхода с последовательным развитием физических способностей подростков через виды спорта, отраженные в школьной программе по физической культуре, показала свою эффективность.

Наибольшие приросты уровня развития физических способностей наблюдались в проявлении силовых способностей (37,5%), в способности выполнять упражнения на выносливость (16%) и в скоростно-силовых проявлениях (15,4%). Уровень остальных физических способностей: скоростных (7,8%); координационных (6,9%) и гибкости (5%) изменился в меньшей степени.

Литература

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 198 с.

2. Беляев, Н.Г. Характеристика физического развития современных школьников / Н.Г.Беляев, О.В.Суворов // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях : материалы на-учно-практ. конф. - Ставрополь : СГУ, 1998. - С. 30-31.

3. Врублевский, Е.П. Выпускная квалификационная работа : подготовка, оформление, защита : учеб. пособие / Е.П. Врублевский, О.Е. Лихачева, Л.Г. Врублевская. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 228 с.

4. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование : учеб. пособие для вузов / Ю.Д. Железняк. - М. : Академия, 2005. - 384 с.

5. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю.Ф. Курамшин; под ред. Ю.Ф.Курамшина. - М. : Советский спорт, 2007. - 463 с.

6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М. : Владос, 1998. - 178 с.

7. Лях, В.И. Теория тестов и тестирование физической подготовки учащихся / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2007. - № 6. - С. 2.

8. Матвеев, А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» общеобразовательной школы : дис. ... д-ра пед. наук / А.П. Матвеев. - М., 1997. - 373 с.

9. Мотылянская, Р.Е. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры / Р.Е. Мотылянская; под ред. Р.Е.Мотылянской. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 224 с.

10. Травин, Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников / Ю.Г. Травин // Физическая культура в школе. - 1975. - № 4. - С. 9-15.

11. Хрипкова, А.Г.Возрастная физиология и школьная гигиена /А.Г. Хрипкова, М.В.Антропова, Д. А. Фарбер. - М., 1990. - 320 с.

Literature

1. Ashmarin, B.A. Theory and methods of educational research in physical education / B.A. Ashmarin. - M. : Physical Culture and Sport, 1978. - 198 p.

2. Belyaev, N.G. Characteristics of physical development of today's pupils / N.G. Belyaev, O.V. Suvorov // Actual problems of development of physical culture in modern terms : Proceedings of scient. conf. - Stavropol : SGU, 1998. - P. 30-31.

3. Wrublewsky, E.P. Graduation thesis: preparation, registration, protection: textbook / E.P. Wrublewsky, O.E. Likhachev, L.G. Vrublevskaya. - M. : Physical culture and sport, 2006. - 228 p.

4. Zheleznyak, Yu.D. Educational sports and athletic improvement : textbook for HEIs / Yu.D. Zheleznyak. -M. : Academiya, 2005. - 384 p.

5. Kuramshin, Yu.F. Theory and methods of physical culture : textbook / Yu.F. Kuramshin, under the ed. of Yu.F. Kuramshin. - M. : Soviet Sport, 2007. - 463 p.

6. Lyah, V.I. Tests in physical education of pupils / V.I. Lyah. - M. : Vlados, 1998. - 178 p.

7. Lyah, V.I. VI Theory of tests and physical fitness testing of students / V.I. Lyah // Physical education at school. - 2007. - No. 6. - P. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Matveev, A.P. Theoretical and methodological bases of the formation of the subject "Physical Education"of secondary school : synopsis of a thesis. ... Dr. of ped. sciences / A.P. Matveev. - M., 1997. - 373 p.

9. Motylyanskaya, R.E. Foundations of Physical Education, medical monitoring and treatment physical culture / R.E. Motylyanskaya; under the ed. of R. E. Motylyanskaya. - M. : Physical Culture and Sport, 1969. - 224 p.

10. Travin, Yu.G. About the development of motor qualities of pupils / Yu.G. Travin // Physical Education at school. -1975. - No. 4. - P. 9-15.

11. Hripkova, A.G. Age physiology and school hygiene / A.G. Hripkova, M.V. Antropova, D.A. Farber. - M., 1990. - 320 p.

Статья поступила в редакцию 12.05.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.