Список литературы:
1. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. - М.: Политиздат, 1967.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
3. Лурье С.В. Историческая этнология: учебное пособие для вузов. -2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1998.
4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
5. Астраханцева Н.В. Социально-политические ориентации студенчества современной России: социолого-политический анализ // Актуальные проблемы социально-политического развития общества / Отв. ред. В.М. Утен-ков. - М.: РИЦ МГОУП, 1999. - Вып. 2.
6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб., 2002.
ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ АКМЕ И ВОЗМОЖНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ
© Саруханян Э.С.*, Щербакова Т.Н.*
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
В статье освещаются пути и проблемы развития взрослого человека в основных сферах его жизни и деятельности. Приводятся результаты исследования, отражающие динамику развития и проявления разных видов кризиса на протяжении всего взрослого периода жизни у мужчин и женщин.
Функции взрослого человека приобретают все большее значение в жизни и развитии общества. Взрослый человек становится двигателем социально-экономического развития не только всего общества, но и своей семьи. Помимо воплощения в жизнь собственных целей и амбиций, человек во взрослом периоде жизни берет на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения и обеспечение должного ухода за престарелыми членами семьи. Все это оказывает влияние как на развитие и качество проживания данного периода, так и на субъективную оценку собственной жизни.
В связи с этим, актуальным становится вопрос об исследовании жизненного пути взрослого человека, процесса достижения им своего акме.
* Соискатель кафедры Психологии развития и акмеологии.
* Доктор психологических наук, профессор.
Изучение переживаемых трудностей и кризисов во взрослом периоде жизни может помочь в организации оказания им адекватной психологической поддержки.
В период взрослости человек осваивает важные для себя сферы жизни, принимая в них самое активное участие. В каждой из этих сфер - профессиональная деятельность, создание собственной семьи и воспитание детей, уход за стареющими родителями, организация досуга - своя специфика деятельности и общения. Ведущим фактором развития в этот период является профессиональная деятельность, как пространство самоактуализации личности. Важное значение для человека приобретают взаимоотношения с детьми, возможность их социального, личного и будущего профессионального успеха, а также, соотнесенность собственной модели жизни с декларируемой или реализуемой ребенком.
Хейвигхерст Р.Дж. (Human developement and education, 1953) выделил основные события в жизни человека в период взрослости и определил их как жизненные задачи: достижение зрелой гражданской позиции, социальной ответственности; организация индивидуального целесообразного жизненного уровня; выбор оптимальных способов проведения досуга; помощь детям на пути к ответственному и счастливому взрослению; акцент на личном аспекте супружеских отношений; принятие физиологических перемен, приспособление к ним; адаптация к взаимодействию со стареющими родителями [1].
Эриксон Э. определял главную задачу среднего возраста в виде основного вопроса - генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Во взрослом возрасте одним из важных ориентиров состоятельности человека является позитивный характер интимных отношений [4].
И все же, число одиноких становится все больше и больше. Часть из них добровольно выбирает одиночество, стремясь к автономии, а другая часть, после вынужденного прекращения длительных отношений, эмоциональных потрясений, с трудом приспосабливается к новой жизненной ситуации.
Начало совместной жизни характеризуется определением и распределением семейных ролей и обязанностей. Партнеры учатся уважать друг друга и находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций.
Среди факторов, способствующих развитию и формированию взрослости можно выделить родительские обязательства.
В период взрослости особую значимость обретает дружба. Это чувство становится более глубоким и многогранным, благодаря принятию многогранности как своей личности, так и личности других.
Для развития субъекта взрослого периода жизни особую роль имеет профессиональная самореализация и возможность построения успешной
карьеры. Профессиональный цикл, начинающийся с момента выбора профессии и прекращающийся с выходом на пенсию, может сопровождаться разными событиями позитивного и негативного характера, влияющими на карьерный рост.
Американский психолог Супер делит карьерный рост на 5 этапов, акцентируя внимание на способности индивидуума: роста, исследования, упрочения карьеры, сохранения достигнутого, спада [1].
Многие люди в течение жизни по нескольку раз меняют профессию, так и не доходя до последних этапов модели карьерного развития. Модели профессионального роста женщин отличаются большим разнообразием. При всей конфликтности семейной и профессиональных ролей, работающие женщины чувствуют себя более здоровыми и психологически уравновешенными. Нивелирование этого конфликта является одной из главных проблем периода взрослости женщин.
Вследствие переоценки своей профессиональной деятельности, многие взрослые изменяют свои цели, что нередко становится источником дополнительного стресса. В подобных случаях неоправданного ожидания человек может «сгореть» на работе.
В период взрослости претерпевает изменения я-концепция человека, сопровождаемая иногда кризисами, требующими разрешения. Она также обогащается опытом самопроявления личности как сексуального партнера, родителя, профессионала, гражданина. Взрослый человек проходит новые стадии развития вместе со своими взрослеющими детьми, меняется статус взаимодействия со стареющими родителями. И, как результат осознания своего психологического возраста, физических особенностей, социальных установок, профессиональной ориентации, я-концепция отражает уровень зрелости личности [3].
Человек в период взрослости пытается преуспеть в самых разных направлениях жизни, достичь своего акме. Граница молодости и зрелости позволяет аналитически обозреть свое прошлое и предугадать будущее, уточняя и выверяя цели, ценности, смысл жизни. Я-концепция избавляется от иллюзий молодости, что позволяет правильно оценить свои возможности. Адекватное восприятие и осознание себя приводит к принятию личной ответственности за свое развитие, избавляет от желания соответствовать ожиданиям других. Процесс развития я-концепции происходит на фоне событий, происходящих в семенной и профессионально сфере, а также большого социума.
Гармоничная личность, развиваясь, приобретает положительную я-концепцию, что обеспечивает эмоционально положительное отношение к себе, самопринятие. В самооценке у нее усиливается когнитивный компонент. Число частных самооценок сокращается, приобретая обобщенный характер, и проявляясь в различных ситуациях именно в таком виде. Об-
раз Я связан преимущественно с обеспечением развития других личностей: детей, учеников, младших сослуживцев.
Пересмотр жизненных планов, целей, ценностей у мужчин и женщин в период взросления происходит по-разному. Для мужчин характерна сосредоточенность на работе и карьере или изменение образа жизни. У женщин меняются приоритеты. Те, кто в ранней взрослости отдал предпочтение карьере, хотят теперь посвятить себя семье, а те, кто выбрали замужество и воспитание детей, ориентируются на профессиональные цели.
Возрастает желание действовать быстро и получать немедленные результаты, поэтому, в структуре мотивации появляются такие компоненты, как реализация творческого потенциала, коррекция своей деятельности, передача опыта новому поколению, забота о близких, подготовка условий для спокойной, обеспеченной старости.
Так происходит переосмысление жизни и переоценка ценностей в личной, семейной и профессиональной сферах. Радикальные изменения в любой из этих трех, связанных между собой сфер, могут вызвать мотивацион-ный кризис и привести человека к отказу от ведущего в его жизни мотива и определить дальнейший путь мотивационного развития личности.
Эмоциональная сфера в период ранней взрослости в целом сформирована и стабильна, а ее дальнейшее развитие протекает неравномерно. Человек, все чаще задумывается над быстротечностью и конечностью жизни. Счастливыми себя чувствуют люди, состоящие в браке и испытывающие привязанность к кому-либо. Меньшую удовлетворенность жизнью испытывают вдовы и одинокие люди, и особенно, разведенные.
Этот период является для человека чрезвычайно стрессогенным. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества. У людей перенесших психологическую травму и не давших выход эмоциям могут развитья невротические и телесные расстройства, а пассивная и оборонительная позиции в этой ситуации оказываются малоэффективными стратегиями для преодоления стресса. Менее агрессивные люди лучше справляются с последствиями стресса.
Кроник А.А. и Ахмеров Р.А., основываясь на своих теоретических, эмпирических и экспериментальных исследованиях, выделяют три основных вида биографических кризисов личности - нереализованности, опустошенности, бесперспективности - и их различные сочетания, под которыми понимают различные формы переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути [2].
В проведенном исследовании принимали участие 95 мужчин и женщин от 25 до 55 лет. Использовался метод каузометрического опроса, разработанный Александром Кроником и Рашаром Ахмеровым: методика «Оценивание пятилетних интервалов» (ОПИ), формирования списка и датирования событий.
По показателям событийной насыщенности прошлого, настоящего и будущего, мы определили виды деформации в субъективной картине жизни наших респондентов.
Динамика субъективной картины жизни мужчин и женщин на протяжении взрослости в сравнении.
Условные обозначения:
- Н - кризис нереализованности;
- О - кризис опустошенности;
- Б - кризис бесперспективности;
- НО - кризис нереализованности и опустошенности;
- НБ - кризис нереализованности и бесперспективности;
- ОБ - кризис опустошенности и бесперспективности.
Таблица 1
Количество биографических кризисов на протяжении взрослости у женщин
26-30 лет 31-35 лет 36-40 лет 41-45 лет 46-50 лет 51-55 лет
Н - - 7,1 % 6,2 % 6,7 % -
О - 7,7 % - - 26,7 % -
Б - 15,3 % 21,4 % 18,7 % 13,3 % 66,6 %
ОБ - - 7,1 % 12,5 % 13,3 % -
НБ - - 14,3 % - - -
Без кризисов 100 % 77 % 50 % 62,5 % 46,7 % 33,3 %
Таблица 2
Количество биографических кризисов на протяжении взрослости у мужчин
26-30 лет 31-35 лет 36-40 лет 41-45 лет 46-50 лет 51-55 лет
Н 25 % - 50 % - 50 % 20 %
О - - 50 % - 50 % 20 %
Б 25 % 25 % - - - -
ОБ - - - 16,7 % - -
НО 12,5 % - - - - 20 %
Без кризисов 37,5 % 75 % 0 % 83,3 % 0 % 40 %
В субъективной картине жизни женщин возрастной группы от 26 до 30 лет отсутствует какая-либо вида деформация, в то время как мужчины этого возраста переживают 3 вида кризиса: нереализованности - 25 %; бесперспективности - 25 %; нереализованности и опустошенности - 12,5 %. Таким образом, всего лишь у 37,5 % всех мужчин этого возраста не наблюдается деформация картины жизни.
Во втором пятилетии периода взрослой жизни (31-35 лет) процентные показатели мужчин и женщин сближаются. Без кризисов - 77 % женщин и 75 % мужчин. Для этого периода жизни характерен кризис бесперспек-
тивности: 15,3 % - у женщин; 25 % - у мужчин. Но, женщины переживают еще один вид кризиса, кризис опустошенности - 7,7 %.
Все 36-40-летние мужчины и половина всех женщин имеют деформации субъективной картины жизни. У одной половины мужской выборки обнаружен кризис нереализованности, у другой - кризис опустошенности. У женщин, в отличие от мужчин, отсутствует кризис опустошенности, а кризис нереализованности занимает самую малую долю - 7,1 %. Такой же процент женщин переживают кризис опустошенности и бесперспективности. Самый распространенный вид кризиса у женщин в этом периоде -кризис бесперспективности - 21,4 %. Кризис нереализованности и бесперспективности - 14,3 %.
В следующем пятилетии (41-45 лет) и у мужчин, и у женщин, кризисов становится меньше, но, вид переживаемого кризиса почти не меняется. Они лишь избавляются здесь от кризиса нереализованности и бесперспективности. У мужчин все кардинально меняется. Теперь они переживают другой вид кризиса, кризис опустошенности и бесперспективности (16,7 %).
Дальше тенденция у мужчин и женщин одинаковая: и у тех, и у других в возрасте 46-50 лет количество кризисов увеличивается. Мужчины возвращаются к прежним видам деформации: кризису нереализованности -50 % и кризису опустошенности - 50 %. У женщин же появляется кризис опустошенности, которого не наблюдалось в предыдущих двух пятилетиях и не наблюдается в следующем. Этот вид кризиса в процентном выражении занимает в данном пятилетии первое место, и второе - на протяжении всего периода взрослости, после кризиса бесперспективности следующего, 51-55-летнего периода. Такое внезапное появление кризиса опустошенности можно объяснить многими физическими, физиологическими, личностными переживаниями женщин 46-50-летнего возраста. Большое влияние оказывает также социальное положение и социальные условия в жизни женщины.
В последнем, 51-55-летнем периоде взрослости кризисов у мужчин становится меньше, но тип переживаемого кризиса остается неизменным. Теперь уже 20 % всех мужчин переживает кризис нереализованности, и 20 % -кризис опустошенности. У женщин присутствует лишь один тип кризиса -бесперспективности, но он занимает первое место по распространенности в конкретный пятилетний период (66,7 %) и на всем протяжении взрослости (13 %). Этот же кризис (бесперспективности) находится на первом месте и у мужчин. На всей протяженности взрослости, 15 % мужчин пережили кризис бесперспективности. На последнем месте у женщин стоит кризис нереализованности и бесперспективности - 3 % на весь период взрослости. У мужчин на последнем месте - кризис нереализованности и опустошенности - 3,7 %.
Таблица 3
Процент респондентов, имеющих разные виды деформации в субъективной картине жизни
Вся выборка Женщины Мужчины
Н 7,3 % 6 % 11 %
О 7,3 % 7,3 % 7,4 %
Б 14 % 13 % 15 %
НО 1 % 0 % 3,7 %
НБ 2,1 % 3 % 0 %
ОБ 8,4 % 8,8 % 7,4 %
Без кризисов 60,2 % 62 % 44,4 %
Среди видов деформаций, самый большой процент имеет кризис бесперспективности (14 %). Это свидетельствует о том, что люди не уверены в своем будущем. Если даже настоящее у них активно, то оно инертно и является следствием прошлого.
На втором месте (по количеству респондентов в %) стоит кризис опустошенности и бесперспективности (8,4 %), т.е., бесперспективность опять присутствует у человека, но уже вместе с деформацией картины настоящего. Вследствие отсутствия значимого настоящего, нет связей с будущим и планов на будущее.
Третье место занимают два вида деформаций - нереализованности и опустошенности (7,3 %; 7,3 %). Кризис нереализованности выражается в отсутствии значимого прошлого. 7,3 % наших респондентов не реализовались в прошлом, не смогли осуществить свою жизненную программу. У них отсутствует связь между прошлым и настоящим. Такой же процент наших респондентов переживает кризис опустошенности. Эти люди также не имеют связей между прошлым и настоящим. Они реализовались в прошлом, но не имеют значимого настоящего и чувствует большую энергетическую истощенность.
Кризис нереализованности и бесперспективности среди опрашиваемых переживают два человека, это составляет 2,1 % всех респондентов. Такой кризис выражается в отсутствии значимого психологического прошлого и будущего. У этих людей не была сформирована жизненная программа, и в настоящее время они затрудняются формировать такую программу для будущего. Они испытывают трудности в самоопределении и находятся в поиске себя.
Люди с кризисом нереализованности и опустошенности переживают сразу два вида кризиса. У них нет ни психологического прошлого, ни настоящего. У них нет ни значимых достижений, ни успехов в настоящем. Ожидания такого человека в будущем не опираются на реальные обстоятельства, а являются лишь мечтой. По мнению А.А. Кроника, такой вид кризиса редко встречается во взрослом периоде жизни [2].
У 60 % всех респондентов не проявляется ни одного из изучаемых нами типов кризиса. Но, при рассмотрении мужской и женской выборок отдельно, у женщин этот процент выше, чем у мужчин на 17,6 %.
Ни одна из опрошенных женщин не переживала кризис нереализован-ности и опустошенности. У женщин имеются актуальные связи между прошлым и настоящим, что может помочь в реализации дальнейшей жизненной программы. Исследуемые нами женщины проявили большую психологическую зрелость, чем мужчины (3,7 % мужчин переживали такой кризис), так как этот тип кризиса во взрослом возрасте не встречается.
У мужчин отсутствует кризис нереализованности и бесперспективно -сти. У них есть потенциальные и реализованные связи между психологическим прошлым и будущим. Они знают, что пассивное ожидание будущего не решит их задачи и, опираясь на реальные обстоятельства своей жизни, проявляют активность в реализации своих дальнейших планов.
Наиболее часто встречающийся кризис - это кризис бесперспективности, который переживают 15 % мужчин и 13 % женщин. Это может означать, что при всей своей самореализованности и активности в настоящем, заметное количество людей не имеет в картине жизни значимого психологического будущего.
Приблизительно на одинаковом уровне у мужчин и женщин находится такой тип кризиса, как кризис опустошенности (у мужчин - 7,4 %; у женщин - 7,3 %). Он характеризуется тем, что человек имеет значимое прошлое и последующую жизненную программу, но между ними нет актуальных связей, и планы будущего не опираются на достижения прошлого. Так, примерно 7,4 % всех наших респондентов не предпринимает попыток строить свое будущее основываясь на достигнутом в прошлом, психологическое прошлое и будущее у них разорваны.
Исследование показало, насколько разнообразными могут быть проявления кризисов у мужчин и женщин на протяжении всего взрослого периода. В условиях ускоренного ритма жизни современного мира, границы взрослого периода жизни вынужденно расширяются. Обращая внимание на эти факты, нужно подчеркнуть необходимость создания программы помощи взрослому населению не только для выхода из кризиса, но и для конструктивного построения своего жизненного пути, достижения своего акме.
Список литературы:
1. Крайг П.Г. Психология развития. - СПб., «Питер», 2000.
2. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. - М., 2003.
3. Реан А. А. Психология среднего возраста, старения, смерти: учебник. - М.; СПб., 2003.
4. Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. - Самара: Бахрах, 1996.