Научная статья на тему 'Особенности субъективных представлений о времени собственной жизни у воспитанников школы-интерната'

Особенности субъективных представлений о времени собственной жизни у воспитанников школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
748
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федотова Н. И., Васанов А. Ю.

В данной статье рассматриваются субъективные представления о времени собственной жизни у подростков сирот и воспитывающихся в семье. Специальное внимание уделено сравнению продуктивности жизни, мотивационной насыщенности и эмоционально-оценочного восприятия прошлого, настоящего и будущего, психологического возраста, а также биографических кризисов подростков в зависимости от типа сиротского учреждения [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федотова Н. И., Васанов А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF THE SUBJECTIVE PRESENTATIONS ABOUT TIME OF THE OWN LIFE BESIDE CHILDREN-ORPHANS

The paper analyzer presentations children-orphans and children, bring up in family about their own life prospect. Special attention is spared comparison life integer and valuables adolescents. Average factors of the psychological age are defined. It is researched saturation event past, persisting and future adolescents.

Текст научной работы на тему «Особенности субъективных представлений о времени собственной жизни у воспитанников школы-интерната»

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Н.И. ФЕДОТОВА

Кафедра акмеологии и психологии развития Московского гуманитарного университета Ул. Юности, 15, 111395, Москва

А.Ю. ВАСАНОВ

Институт психологии РАН Ул. Ярославская, 13, 129366, Москва

В данной статье рассматриваются субъективные представления о времени собственной жизни у подростков - сирот и воспитывающихся в семье. Специальное внимание уделено сравнению продуктивности жизни, мотивационной насыщенности и эмоционально-оценочного восприятия прошлого, настоящего и будущего, психологического возраста, а также биографических кризисов подростков в зависимости от типа сиротского учреждения [1].

Одной из важнейших индивидуально-личностных характеристик человека являются особенности субъективного восприятия им собственного прошлого, настоящего и будущего. Уже в подростковом возрасте появляется осознание себя и своей жизни во временной перспективе. За последние десятилетия произошел перелом в отношении молодежи к своему будущему. Если старшеклассники 60-70-х годов ожидали грядущее с оптимизмом, то старшеклассники 90-х переживали будущее как проблему (О.Е. Байтингер, 1998). С 2001 г. наблюдается снижение выраженности проблемной озабоченности по отношению к будущему у подростков, что характеризуется процессом психологической адаптации к жизни в новых условиях, а также тем, что некоторые проблемы уходят (JI.A. Регуш, A.JI. Пихтарников, 2005). Однако воспитанники и выпускники детских домов и школ-интернатов по-прежнему не готовы к самостоятельному жизнеустройству и испытывают трудности в адаптации к окружающему миру.

В ситуации утраты семьи, резкого изменения социальной действительности осуществление жизненных планов, самоопределение личности у де-тей-сирот сталкивается с реальными противоречиями между необходимостью и возможностью долговременного планирования ими своей жизни, а также приводит к искажению, сокращению жизненной перспективы, отсутствию планов на будущее, нежеланию их строить. Для подростков-сирот свойственны ситуативность желаний, слабая ориентированность на будущее, отсутствие временного плана собственных действий (А.М. Прихожан,

Н.Н. Толстых, 2005). В связи с этим изучение субъективных представлений о времени собственной жизни у детей-сирот становится особенно значимым.

Наше исследование направлено на изучение субъективной картины жизни детей-сирот. Нам были выдвинуты следующие гипотезы:

- семейная депривация оказывает существенное влияние на субъективные представления подростков о времени своей жизни;

- особенности субъективной картины жизненного пути детей-сирот в определенной степени зависят от типа учреждения, в котором они воспитываются.

В качестве основных методик использовались методика оценивания пятилетних интервалов (ОПИ) и каузометрический опрос (Е.И. Головаха,

А Л ГГ..___т. 1ГЛО/1. А А Т Г_,_ П А-.-_____ ОЛЛТЧ ТТ__т---- -

л.л. хчриниК, 1УОН, хч.риЯик, г. ллмерив, /.ииЗ). Дойные Мс1идш иссле-

дования основаны на идеях причинно-целевой концепции психологического времени, главная из которых состоит в следующем: представления человека о течении времени и его психологический возраст зависят от того, как связаны между собой значимые события его жизни. Авторы пытаются определить содержание и границы психологического прошлого, настоящего и будущего, а также их взаимосвязь. В качестве основных показателей, определяемых на основании данных методов, наиболее существенных для анализа субъективной картины жизненного пути детей-сирот, нами были отобраны график продуктивности жизни личности, мотивационная насыщенность прошлого, настоящего и будущего, психологический возраст, биографические кризисы. Эмоционально-оценочное отношение подростков к своему прошлому, настоящему и будущему определялось с помощью метода семантического дифференциала. Процедура обработки данных состояла в том, что индивидуальные матрицы оценок каждого элемента по 17 шкалам-конструктам суммировались в одну общегрупповую матрицу, которая подвергалась факторному анализу (И.А. Демина, 1997). При статистической обработке данных также использовались критерии Фишера, Манна-Уитни, Стьюдента, кластерный анализ.

В исследовании приняли участие 90 воспитанников сиротских учреждений (экспериментальная группа) и 60 учащихся общеобразовательной школы, воспитывающихся в семьях (контрольная группа) в возрасте 14-17 лет. Экспериментальная группа состояла из 60 детей, воспитывающихся в школах-интернатах для детей-сирот, и 30 детей из детского дома.

Итоговым результатом методики ОПИ является график продуктивности жизни личности. Продуктивность определенного периода жизни в методике ОПИ измеряется степенью насыщенности его значимыми событиями. Теоретическое обоснование графиков жизни было проведено Е.И. Головахой и А.А. Кроником (1984). Под продуктивностью жизни авторы понимают некоторую совокупность жизненных успехов и достижений человека. По их мнению, продуктивность жизни может быть оценена личностью с позиций внутренней самооценки жизни, в том числе и по отношению к ожидаемым событиям будущего.

Результаты исследования позволили построить графики продуктивности жизни у детей, воспитывающихся в семье, у воспитанников школы-интерната и детского дома. Полученные данные представлены на рис. 1.

-о- Среднее I Среднее I -о- Среднее I

5 15 25 35 45 55 65 75 85 95

Рис. 1. Графики продуктивности жизни у детей

На данном рисунке мы видим, что период жизни человека от 15 до 30 лет подростками всех групп оценивается как наиболее насыщенный событиями. После 30 лет по их представлениям начинается постепенный спад продуктивности жизни, а после 75 лет отмечается резкое уменьшение количества значимых событий. Сопоставление графиков продуктивности жизни у разных групп детей показывает, что у детей-сирот по достижении ими 20-летнего возраста и далее в период от 20 до 30 лет насыщенность жизненными событиями значительно ниже по сравнению с их сверстниками из семей.

Как известно, данный период соответствует стадии формального начала взрослой жизни, когда молодые люди обычно ориентируются на получение образования, профессии, установление новых межличностных отношений (Э. Эриксон, 1996). Действительно, описывая наиболее значимые события этого периода своей жизни, дети, воспитывающиеся в семьях, называют поступление в институт, получение высшего образования (иногда даже нескольких), создание семьи, рождение детей и т.д. У детей-сирот этот период

Средние значения насыщенности событиями пятилетних интервалов для 3 групп испытуемых

представлен обедненной событиями картиной жизни: ремонт квартиры, приобретение материальных ценностей, поступление на работу и др.

Другой период жизни, для которого выявлены достоверные различия в событийной насыщенности между группами, - далекое будущее, возраст после 85 лет (II,р < 0,5). Этот период жизни дети-сироты оценивают как более насыщенный событиями, что, возможно, отражает нереалистичность и не-продуманность в оценке своего будущего, а также надежды, связанные с ожиданием счастливой жизни.

Для выявления более точных представлений о своей жизни у старшеклассников из семьи, школы-интерната и детского дома обратимся к результатам кластерного анализа. В результате проведения кластерного анализа

ТТЛ» гг г

........ ^ттттл пг\ттлтгл А тл ггллФст о лтгчо^^отлтттт^ тттхттол /ГТЖТ/'Л г пплтгт/,'ТПТ>11Г»Р'ТТДГ

пшуш иоиш ц\_/Лу *1^ГШ “г хчлсдл^ 1р<л/1\<л1х/л_и,ххл Длм.и.сиуцм.Ач}’ хчх хххлхх\_/ V хжх

жизни. Наиболее важным считаем рассмотрение 1 и 4 кластеров. В 1-м кластере выявлено 61,8% воспитанников сиротских учреждений (из них 46,8% воспитанники школ-интернатов и 15% из детского дома) и 35%) учащихся средней школы. В 4-й кластер вошли 79% воспитанников сиротских учреждений (53% из детского дома и 26% из школы-интерната) и 15% учащихся средней школы. Таким образом, можно полагать, что 1-й кластер отражает динамику продуктивности жизни воспитанников школ-интернатов, а 4-ый -воспитанников детских домов. Полученные данные представлены на рис. 2.

Графики средних значений по кластерам

-о- Кластер 1 -о- Кластер 2 Кластер 3 ~й Кластер 4

Рис. 2. Динамика продуктивности у детей-сирот

Данные графики показывают постепенное нарастание насыщенности жизненными событиями в обеих группах до 2 5-летнего возраста, при этом ее выраженность заметно выше у подростков из детского дома. После 25 лет у детей из интерната наступает резкий спад в ожиданиях жизненных успехов и достижений, а у детей из детского дома жизненные перспективы продолжают оставаться достаточно оптимистичными. В их представлениях вся дальнейшая жизнь вплоть до глубокой старости видится наполненной значимыми для них событиями. Данный факт, по-видимому, отражает неадекватность и нереалистичность субъективных представлений о своем будущем у подростков, воспитывающихся в детских домах, и бесперспективность и пессимистичность в отношении своего будущего у детей из интер-

Мы полагаем, что для понимания жизненных перспектив личности важно рассмотрение показателей мотивационной насыщенности событий прошлого, настоящего и будущего. Мотивационная насыщенность характеризует наполнение картины жизни каузальными (мотивационными) связями (А.А. Кроник, 2003). На данном этапе исследования значимых различий по показателям мотивационной насыщенности между контрольной и экспериментальной группой выявлено не было, но, на наш взгляд, полученные данные все же представляют интерес. Эти данные отражены на рис. 3.

Рис. 3. Выраженность мотивационной насыщенности (%) событий различных временных периодов у детей, воспитывающихся в семье (контрольная группа), в школе-интернате и детском доме: 1 - прошлое; 2 - настоящее; 3 - будущее

Прошлое подростки из семей оценивают как малонасыщенный событиями период. Возможно, здесь имеет место неудовлетворенность подростков прошлым, стремление к переменам. Для воспитанников интерната, наоборот, значимость прошлого достаточно велика несмотря на то, что для 37% детей-сирот прошлый опыт оказался связанным с негативными событиями (смертью родственников, несчастными случаями, травмами), а большинство из них (67%) не указали ни одного события, связанного с их прошлой жизнью до поступления в интернат. По-видимому, это связано с тем, что, несмотря на тяжелое прошлое, подростки идеализируют его, многие хотели бы вернуться в семью.

■ Контрольная группа

■ школа-интернат □ детский дом

1

2

3

Мотивационная насыщенность настоящего у детей из школ-интернатов, напротив, ниже, чем у школьников из общеобразовательной школы и из детского дома. Возможно, этот период протекает в более неблагополучной форме и имеет для них меньшую ценность.

Из полученных данных следует, что и подростки, воспитывающиеся в семье, и дети-сироты ориентированы на будущее, однако их представления о будущем значительно отличаются. По результатам опроса и из личного наблюдения можно сказать, что для подростков из семей характерны размышления о будущем и достаточно оптимистичные планы. Многие из них осознают то, что реальное будущее - это не будущее вообще, но будущее определенным образом построенного настоящего и что насыщение будуще-го целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответст-вующей практикой. Дети-сироты зачастую отказывались говорить о своем будущем, и, общаясь, с каждым подростком, мы пытались понять причины этого. Дети-сироты в основном придерживаются двух противоположных точек зрения. Многие из них боятся надеяться на счастливое будущее и считают, что мысли о будущем вряд ли смогут его изменить. Другие подростки уверены, что в будущем у них и так все будет хорошо, и, как правило, у них наблюдается тенденция жить сегодняшним днем, не заботясь о завтрашнем.

В ходе сравнительного изучения количества актуальных, потенциальных и реализованных связей жизненных событий у 17% старшеклассников, воспитывающихся в семье, и у 29% детей-сирот были выявлены определенные деформации жизненного пути. К таким деформациям А.А. Кроник относит следующие; кризис нереализованности, который свидетельствует о том, что у человека нет значимых достижений и успехов, и что его психологическое прошлое не детерминирует его настоящее и будущее; кризис опустошенности; кризис бесперспективности, когда человек не видит реальных возможностей для дальнейшей самореализации. Исследование показало, что среди воспитанников школ-интернатов достоверно чаще имеет место кризис опустошенности (Ф эмп = 2,039, р < 0,01), кризис нереализованности встречался одинаково часто в обеих группах, по кризису бесперспективности значимых различий на данной выборке получено не было. У подростков из детского дома наличие биографических кризисов выявлено не было.

Полученные результаты (рис. 4) показывают, что, если в обеих группах подростков прошлое одинаково мало наполнено значимыми событиями, то в группе воспитанников школ-интернатов отсутствие значимого психологического настоящего в картине жизненного пути выражено в большей степени.

Особенности осознания человеком себя в личностно-биографическом плане находят отражение также в таком интегральном показателе личности, как психологический возраст. Личность в определенный момент может чувствовать себя более или менее реализовавшейся, психологически старше или моложе в зависимости от специфики видения своего прошлого, настоящего, будущего жизненного пути с точки зрения его насыщенности значимыми событиями.

201

111

15

10-

Нконтрольная группа

■ экспериментал ьн ая горуппа________

1

2

3

Рис. 4. Частота встречаемости (%>) жизненных кризисов у учащихся, воспитывающихся в семье (контрольная группа) и интернате (экспериментальная группа): 1 - кризис нереализованности; 2 - кризис опустошенности; 3 - кризис бесперспективности.

Исследование особенностей представлений подростков о психологическом возрасте показывает, что в контрольной группе средний показатель психологического возраста равен 11,3 годам (у девочек - 11,0; у мальчиков -7,0), при этом у 71% опрошенных он чрезвычайно занижен. Средние значения психологического возраста воспитанников детского дома составляют 11,5 лет (у девочек - 14,8, у мальчиков - 7,0), что практически совпадает с данными, полученными у детей, воспитывающихся в семье. Данный факт может свидетельствовать об определенном инфантилизме современных подростков, воспитывающихся в семьях и детском доме, а также об отсутствии осмысления ими событий прошлого, которые могли бы выступить в качестве опоры в настоящем и будущем.

У воспитанников школы-интерната средний показатель психологического возраста достоверно отличался от его значения в группе детей, воспитывающихся в семье и детском доме (Т эмп. = 2,02; р < 0,05) и составил как в целом по группе, так и в группе юношей и девушек 25 лет. У 46% детей показатель психологического возраста оказался чрезмерно завышенным, что, по-видимому, свидетельствует о пессимистичной и обедненной жизненной перспективе данной группы детей. Полученные результаты представлены на рис. 5.

Для выявления эмоционально-оценочного восприятия подростками событий своего прошлого, настоящего и будущего нами был применен психосемантический подход.

С помощью процедуры факторного анализа в семантическом пространстве представлений подростков о своей жизни было показано, что в основе эмоциональной оценки прошлого детьми-сиротами лежат два фактора, объясняющих большую часть дисперсии: отношение к прошлому, как радостному и счастливому (24,24%) и насыщенному впечатлениями (13,64%). В оценках детей данной группы прошлое переживается как веселое, спокойное, хорошее, легкое, счастливое, насыщенное впечатлениями.

Относительно событий настоящего периода жизни выделены следующие факторы: «спокойствие» (17,52%), «стабильность» (10,10%)). Настоящее воспринимается как спокойное, хорошее, долго длящееся, стабильное, оптимистическое. Факторами, на основе которых воспитанники детских домов и интернатов оценивают свое будущее, можно считать «радость и счастье» (17,77%о), «пассивность» (15,09%). Соответственно будущее представлено как веселое, хорошее, инициируемое другими.

Рис. 5. Средние значения психологического возраста у детей, воспитывающихся в семье (контрольная группа), в школе-интернате и детском доме (экспериментальная группа): 1 - в целом по группе; 2 -юноши; 3 -девушки

Исследование эмоционального отношения ко времени своей жизни у подростков, воспитывающихся в семье, позволило установить, что относительно событий прошлого выявляются три фактора, объясняющие большую часть дисперсии, а именно: «насыщенность событиями» (19,66%), «реалистичность» (13,68%о), «гармоничность» (13,32%). Прошлое определятся такими словами, как привлекательное, разнообразное, интересное, насыщенное впечатлениями, долго длящееся, реалистическое, стабильное и гармоническое. Настоящее в группе подростков из семей описывается двумя факторами. Один из них отражает отношение к настоящему как «радостному, счастливому» (23,78%), другой - как «насыщенному впечатлениями». Будущее представляется ими как веселое, оптимистичное, счастливое - фактор «радость, счастье» (20,42%); привлекательное, интересное - фактор «привлекательность» (16,4%>); спокойное, стабильное - фактор «определенность» (13,2%).

Результаты проведенного факторного анализа говорят о том, что у детей, воспитывающихся в семье в отличие от детей-сирот, возникает гораздо более дифференцированная и сложная картина восприятия прошлого.

Выделенные факторы, отражающие представления подростков о настоящем, показывают, что для школьников воспитывающихся в семье, характерно более активное отношение к этому периоду своей жизни, тогда как дети-сироты демонстрируют более созерцательное и оценочное отношение к настоящему.

Категориальная структура будущего, полученная с помощью факторного анализа, показала наибольшую нагруженность фактора, отражающего глобальную аффективную оценку как у детей-сирот, так и подростков из семей. Выявлены достаточно четкие различия смысловых характеристик образа будущего по остальным факторам. Дети из семей более уверенно смотрят в будущее, оно для них является интересным, привлекательным, стабильным. Дети-сироты ожидают будущее, заполненное однообразными, скучными событиями, инициируемые другими.

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.

1. Можно говорить об ориентированности современных подростков, воспитывающихся в семье, и детей-сирот на события будущего, однако соотношение этих данных с субъективной картиной жизненного пути показало, что мечтать о будущем и планировать его не одно и то же. Для большинства старшеклассников из семей характерны размышления о будущем и достаточно оптимистичные планы, многие из них осознают что, насыщение будущего целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответствующей практикой. Для детей-сирот, особенно воспитанников школы-интерната, спланированная жизненная перспектива зачастую характеризуется низкой субъективной вероятностью ее реализации, так как события прошлого и настоящего содержат недостаточно целе-средственных связей для достижения будущих событий.

2. Воспитанники сиротских учреждений сосредоточены преимущественно на настоящем периоде жизни, и в то же время наблюдается слабая ценность данного периода для них. Можно предположить, что этот период своей жизни оценивается ими как менее насыщенный значимыми событиями и является очевидным симптомом кризиса опустошенности, когда настоящее не является производным прошлого, а будущее не является продолжением настоящего. Такое настоящее задает неструктурированное и бессмысленное будущее.

3. Нацеленность детей-сирот на далекое будущее, на наш взгляд, отражает нежелание и неумение строить планы на ближайшую перспективу, что отражает тревогу и проблемные переживания о своем будущем.

4. Во всех группах испытуемых выявлено несоответствие психологического возраста хронологическому. У подавляющего большинства подростков из семей и детского дома психологический возраст значительно ниже хронологического, что может быть связано, по-видимому, с определенной психологической инфантильностью современных подростков. Напротив, у большинства воспитанников школы-интерната психологический возраст значительно выше их хронологического, что, возможно, свидетельствует о пессимистичной и обедненной жизненной перспективе.

5. Восприятие времени собственной жизни определяется типом воспитательного учреждения для детей-сирот. В результате проведенного исследования выявлены различия между детьми из детского дома и воспитанниками школы-интерната по следующим показателям: у детей из интерната психологический возраст значительно превышает хронологический, моти-

вационная насыщенность прошлого преобладает над насыщенностью настоящего, у значительной части детей выявлен кризис опустошенности, продуктивность жизни после 25 лет резко идет на спад. У детей из детского дома ситуация выглядит более благополучной и по многим показателям совпадает с данными полученными у детей из общеобразовательной школы. Воспитанники детского дома учатся в обычных общеобразовательных школах, где имеют возможность практически ежедневно общаться с детьми, воспитывающимися в семье. В школах-интернатах дети ограничены в контактах со своими сверстниками из семей, так как и учатся, и проживают они непосредственно в интернате. Вынужденная отстраненность от реальной жизни, отсутствие возможности влиять на события собственной жизни из-за

■ПАТ^ТТС*Л<ГАЪГГС»ТТТ*Т;Г лтпилтпиипг'п. ЛЛ7ТТТРГч,ТТ>Г\В51Т1Т/Та пГгиГ>ГГЯРТТТ/ГТ1ЯРТ гтгитт-

ный выбор образцов для подражания, затрудняет усвоение и воспроизведение социального опыта.

Таким образом, мы можем предположить, что более закрытая форма организации жизни в школе-интернате неблагоприятно влияет на адаптацию подростков к будущей жизни, в том числе и на формирование жизненной перспективы.

6. Сравнительный анализ эмоциональной оценки настоящего, прошлого и будущего у детей-сирот и их сверстников, воспитывающихся в семье, показывает, что у подростков из семей формируется более дифференцированная и сложная картина восприятия прошлого, в отличие от детей-сирот. Восприятие настоящего периода времени у школьников носит более активный характер тогда, как у детей-сирот преобладает созерцательное и оценочное отношение. В оценке представлений о будущем различия проявились в том, что подростки, воспитывающиеся в семье, более уверенно и оптимистично смотрят в свое будущее, у детей-сирот будущее представляется временем событий, инициируемых другими, скучным и однообразным.

ПРИМЕЧАНИЕ

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 050606411а.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Абульханова К. Ф., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. М., 2001.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы. Дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 1998.

5. Головаха Е.И., КроникА.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.

6. Гурова О.С., Ралъникова И.А. Проблема изучения жизненных перспектив личности как системного образования на примере исследования представления о будущем участников локальных войн // Личность: психологические проблемы субъектности. Барнаул, 2005.

7. Демина И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути. Канд. дисс., М., 1997.

8. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2003.

9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005.

10. Регуш Л.А., Пихтарников А.Л. Подросток в эпоху перемен // Психология современного подростка. / Под ред. Регуш Л.А. СПб, 2005.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1997.

13. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М.,1996.

PARTICULARITIES OF THE SUBJECTIVE PRESENTATIONS ABOUT TIME OF THE OWN LIFE BESIDE CHILDREN-ORPHANS

T.l. FEDOTOVA

Moscow humanitarian university 15, Unosti St. Moscow

A.Yu. VASANOV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences 13, Yaroslavskaya St., Moscow

The paper analyzer presentations children-orphans and children, bring up in family about their own life prospect. Special attention is spared comparison life integer and valuables adolescents. Average factors of the psychological age are defined. It is researched saturation event past, persisting and future adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.