Научная статья на тему 'ПРОТОТИПЫ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ'

ПРОТОТИПЫ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
354
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовное наказание / принудительные работы / исправительно-трудовое воздействие / отбывание наказания без изоляции от общества / альтернатива лишению свободы / criminal punishment / forced labor / corrective labor / serving a sentence without isolation from society / an alternative to imprisonment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшин Валерий Фёдорович

Принудительные работы как мера государственного принуждения представляют собой уникальное уголовное наказание, аналогов которому не существовало в предшествующих источниках отечественного уголовного законодательства. Однако, лишения и правоограничения, которые имеют место при применении современных принудительных работ, были известны и наказаниям из советского уголовного права. Анализ истории формирования мер государственного принуждения, предполагающих исправительно-трудовое воздействие на осуждённых, но без изоляции от общества, позволит выявить те социальные потребности, которые удовлетворялись в результате его применения, а равно – эффективность достижения поставленных перед уголовным наказанием целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTOTYPES OF PUNISHMENT OF FORCED LABOR IN SOVIET CRIMINAL LAW

Forced labor as a measure of state coercion is a unique criminal punishment, which has no analogues in previous sources of domestic criminal legislation. However, the deprivations and legal restrictions that take place in the application of modern forced labor were also known to punishments from Soviet criminal law. An analysis of the history of the formation of measures of state coercion, involving corrective labor influence on convicts, but without isolation from society, will reveal those social needs that were satisfied as a result of its application, as well as the effectiveness of achieving the goals set for criminal punishment.

Текст научной работы на тему «ПРОТОТИПЫ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ»

УДК 343.274

ПРОТОТИПЫ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СОВЕТСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

В.Ф. Лапшин

Принудительные работы как мера государственного принуждения представляют собой уникальное уголовное наказание, аналогов которому не существовало в предшествующих источниках отечественного уголовного законодательства. Однако, лишения и правоограничения, которые имеют место при применении современных принудительных работ, были известны и наказаниям из советского уголовного права. Анализ истории формирования мер государственного принуждения, предполагающих исправительно-трудовое воздействие на осуждённых, но без изоляции от общества, позволит выявить те социальные потребности, которые удовлетворялись в результате его применения, а равно - эффективность достижения поставленных перед уголовным наказанием целей.

Ключевые слова: уголовное наказание, принудительные работы, исправительно-трудовое воздействие, отбывание наказания без изоляции от общества, альтернатива лишению свободы.

Наказание в виде принудительных работ, введённое Федеральным законом от 07.12.2011 №420-ФЗ, в памятниках отечественного права не имеет уголовно-правовой меры, которая была бы аналогичной принудительным работам по юридическому описанию и сущности применяемых лишений и правоограничений. Конечно же, данный факт не означает, что на протяжении всей истории развития уголовного права исполнение уголовных наказаний не предполагало привлечение осуждённых к обязательной трудовой деятельности. Напротив, в советский период истории России органы и учреждения уголовно-исполнительной системы активно использовали трудовое воздействие на осужденных в процессе отбывания последними различных уголовных наказаний. Более того, одной из аксиом советского исправительно-трудового права являлось утверждение, что труд является главным средством исправительного процесса. В этой связи исследование видов наказаний, предусмотренных советскими уголовными законами различных лет, и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности.

Так, после Октябрьской революции 1917 года кардинальному правовому реформированию подверглась вся система уголовных наказаний, а также приоритетные цели их исполнения. В своих сочинениях В.И. Ульянов-Ленин неоднократно указывал на принудительный труд преступника как наиболее полезное для социалистического общества и государства уголовное наказание. Им же впервые в истории уголовного права было сформулировано утверждение о необходимости замены в отдельных случаях назначенного наказания в виде лишения свободы принудительными работами, исполнение которых предполагает проживание осуждённого на дому в свободное от работы время, а в случае совершения преступления против интересов советской власти и иного

уголовно-наказуемого деяния, характеризующегося повышенной общественной опасностью, - вне пределов собственного жилища [1, с. 21-22]. Думается, что формирование приоритетов советской уголовной политики начала ХХ века было вызвано значительной потребностью в дешёвой рабочей силе и значительным повышением интенсивности производства. Восстановление экономики страны, основательно подорванной революциями и гражданской войной, созданием новых и модернизацией существующих отраслей народного хозяйства требовали привлечения значительных трудовых ресурсов. Успешному выполнению этой стратегической задачи способствовало активное привлечение осуждённых к принудительной трудовой деятельности на пользу государства.

Значимость для советской России уголовного наказания в виде принудительных работ подтверждается указанием на него в первых же нормативных уголовно-правовых актах. Так, уже в декабре 1917 года был подготовлен Декрет «О проведении в жизнь национализации банков и необходимых в связи с этим мерах», который предусматривал назначение нарушителям этого декрета различных уголовных наказаний, в числе которых указывались и принудительные работы. В это же время издаётся Инструкция Народного комиссариата юстиции, в п. 2 которой были определены виды уголовных наказаний, назначаемые революционными трибуналами. В числе уголовных наказаний значилось присуждение к обязательным общественным работам [2], однако содержание ни одного из перечисленных в п. 2 видов наказаний Инструкция не раскрывала.

В 1919 году Народным комиссариатом юстиции утверждены Руководящие начала по уголовному праву РСФСР от 12.12.1919, которые закрепили систему уголовных наказаний, включающую и наказание в виде принудительных работ без помещения в места лишения свободы (п. «м» абз. 2 ст. 25) [3]. В данном нормативном акте также не определялось юридическое содержание видов наказаний, поэтому установить их уголовно-правовую природу возможно исходя из буквального толкования: принудительные работы являлись основным видом уголовного наказания, не предполагающего изоляцию осуждённого от общества, и заключались в выполнении различных работ, вид и место осуществления которых определялись должностным лицом органа уголовно-исполнительной системы. Учитывая положения указанных нормативных актов, можно предположить, что на самом раннем этапе своего становления советское уголовное законодательство не знало наказания, предполагающего сочетание принудительного труда, осуществляемого на возмездных началах, с ограничением свободы осуждённого.

Всё же термин «принудительные работы» был известен раннему советскому законодательству: 15.04.1919 Всероссийский Центральный Исполнительный комитет РСФСР принимает постановление «О лагерях принудительных работ» [4]. Данное постановление нельзя отнести к полноценным источникам уголовного законодательства, поскольку оно не определяло ни сущность уголовного наказания, ни виды преступлений, за

которыеосуждённый направлялся в лагерь принудительных работ. Лагеря создавались при Отделах Управления Губернских Исполнительных Комитетов для содержания лиц, в отношении которых: «п. 2. ... состоялись постановления Отделов Управления Чрезвычайных комиссий, Революционных Трибуналов, Народных судов и других Советских Органов, коим предоставлено это право декретами и распоряжениями» [4]. Содержащиеся в лагерях заключённые, согласно п. 3 указанного Постановления, привлекались к работам, которые определялись по требованию любых государственных учреждений. В п.4 содержалось специальное указание на ответственность за уклонение от принудительных работ: «Бежавшие из лагерей или с работ подлежат самым суровым наказаниям» [4], - но ни виды, ни размеры наказаний Постановлением не предусматривались. На уголовно-исполнительный характер деятельности лагерей принудительных работ указывает то, что их создание осуществлялось под контролем Губернских Чрезвычайных Комиссий, а открытие лагеря было возможным с разрешения Народного Комиссариата Внутренних Дел.

Чуть позже ВЦИК РСФСР издаёт Декрет от 17.05.1919, которым регламентируютсярежим и правовое положение лиц, содержащихся в лагерях принудительных работ. В частности, лагерь принудительных работ рассчитывался на содержание трёхсот и более заключённых. Каждый осуждённый, прибывший в лагерь, должен был заниматься физическим трудом, вид и место которого определялось по решению администрации лагеря на весь срок пребывания в лагере. В исключительных случаях физический труд мог быть заменён интеллектуальным. Декретом обращалось особое внимание на необходимость соблюдения требований трудового законодательства о продолжительности рабочего времени осуждённых, оплаты их труда и др. На этом основании устанавливался восьмичасовой рабочий день осуждённых, а привлечение их к осуществлению сверхурочных работ могло осуществляться только с разрешения администрации лагеря и соблюдением правил, установленных КЗоТом. Заработная плата осуждённых перечислялась на счёт лагеря, после чего выдавалась работнику-заключённому. При окончательном расчёте у осуждённого удерживались денежные средства, израсходованные администрацией на его содержание, питание, спецодежду и др., однако, общая сумма вычетов не могла превышать трёх четвертей от общей суммы заработной платы осуждённого.

Содержание в лагерях принудительных работ ограничивало не только свободу на выбор вида трудовой деятельности, но и личную свободу осуждённых. Так, 1) им были разрешены свидания с близкими родственниками и иными лицами только в выходные и праздничные дни; 2) осуждённым, которые проявляли особое трудолюбие, могли предоставляться существенные льготы при отбывании принудительных работ. Во-первых, им разрешалось в свободное от работы время проживать вне пределов лагеря, а, во-вторых, по решению должностных лиц НКВД, им мог быть сокращён лагерный срок заключения [5].

Принятый в 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР предусматривал в качестве

уголовного наказания принудительные работы без содержания под стражей (п. «в» ст. 32). Правовое содержание данного вида наказания (ст. 35) сводилось к следующему: «Принудительные работы без содержания под стражей назначаются на срок от семи дней до одного года. Принудительные работы разделяются на:

а) работы по специальности, при которых осуждённый продолжает работать по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое учреждение или предприятие или в другую местность;

б) работы неквалифицированного физического труда.

В приговоре суда должно быть указано, к какой из указанных форм принудительных работ приговаривается осуждённый и на какой срок» [6, с. 5].

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. [7] установил, что приговорённые к принудительным работам без содержания под стражей находились под общим надзором территориальных органов уголовно-исполнительной системы без направления в специализированные пенитенциарные учреждения - лагеря принудительных работ. А ещё через год издаётся Декрет от 13.04.1925, которым фактически упраздняются лагеря принудительных работ [8]. С этого момента принудительные работы как уголовное наказание, сочетающее в себе лишение свободы выбора вида трудовой деятельности и ограничение личной свободы осуждённого, окончательно устраняются из пенитенциарной деятельности советских правоохранительных органов.

Термин «принудительные работы» продолжает использоваться и в уголовном законодательстве Советского Союза, но ничего общего данный вид наказания с современными принудительными работами не имел. Так, Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик 1924 года определяли принудительные работы в качестве одной из мер социальной защиты судебно-исправительного характера (уголовного наказания). Эта мера могла быть назначена на срок до одного года, но характер и организация её исполнения были отнесены к ведению союзных республик в составе СССР (п. «г» ст. 13 и ст. 19 Основ 1924 г.) [9].

УК РСФСР в редакции 1926 г. содержал незначительные уточнения относительно сущности рассматриваемого наказания. В соответствии со ст. 30 срок исполнения принудительных работ составлял от одного дня до одного года. Кроме этого, они могли быть фактически исполнены только в отношении гражданских лиц. Осуждённым военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава (сержанты, старшины и прапорщики) назначенное наказание в виде принудительных работ заменялось содержанием в штрафной части РККА на срок, равный одной шестой части от определяемого в обвинительном приговоре срока принудительных работ [10].

На недостаточность законодательной регламентации содержания и порядка исполнения принудительных работ было обращено внимание уже в 1928 году. Постановлением ВЦИК РСФСР от 26.03.1928 «О карательной

политике и состоянии мест заключения» в качестве «отрицательных явлений» и «крупных недочётов» в деятельности судебной и уголовно-исполнительной системы в числе прочих назывались: чрезвычайный рост числа осуждённых к лишению свободы на короткие сроки в связи с недостаточностью применения судами иных наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества. Для устранения выявленных негативных явлений ВЦИК указал на необходимость расширения практики применения принудительных работ и иных менее строгих уголовных наказаний к осуждённым, не представляющим значительной общественной опасности: социально неустойчивым гражданам, совершившим преступления случайно (впервые или вследствие тяжёлого стечения обстоятельств). Принудительные работы должны были определяться в качестве меры социальной защиты, применение которой осуществлялось на началах бесплатности, хозяйственной выгодности. Особое внимание обращалось на реальное обеспечение репрессивного характера этого наказания, поскольку в действительности оно мало чем отличалось от общественных работ, которые организовывались Наркоматом труда РСФСР для безработных. В исключительных случаях трудовая деятельность могла осуществляться на платной основе, если осуждённый отбывал принудительные работы по месту службы, а также в случаях вынесения особого определения суда, если осуждённый не имел никаких средств к существованию [11, с. 550-551].

Анализируя юридическое содержание принудительных работ, предусмотренных отечественным уголовным законодательством 30-40-х годов ХХ века, А.А. Герцензон обращал внимание, что отбывались они, преимущественно, по месту работы осуждённого. Лишения и правограничения, возлагаемые на осуждённого, заключались не только в обязательности осуществления определяемого судом вида трудовой деятельности, но и в ограничениях социально-трудового характера. Так, время отбывания принудительных работ, в том числе и по месту работы осуждённого, не засчитывалось в общий трудовой стаж, стаж для определения квалификации и стаж работы, дающий право на получение пенсий, надбавок к заработной плате за выслугу лет, а равно иных льгот и преимуществ, предоставление которых зависело от продолжительности осуществления трудовой деятельности по специальности. Кроме этого, в процессе отбытия принудительных работ осуждённому приостанавливались выплаты надбавок за выслугу лет [12, с. 365].

Все перечисленные лишения и правоограничения обеспечивали повышение степени строгости (репрессивности) принудительных работ и служили для разграничения с уголовным наказанием в виде штрафа. Однако принудительные работы без содержания под стражей (УК РСФСР 1922 г.) и принудительные работы без лишения свободы (УК РСФСР 1926 г.) по своему социально-правовому содержанию в большей степени соответствуют предусмотренным действующим российским уголовным законом наказаниям в виде исправительных работ и ограничения по военной службе. Данное предположение подтверждается не только материальными, но и формальными

признаками сравниваемых уголовных наказаний. Например, в абз. 3 ст. 29 УК РСФСР 1926 г. устанавливалось, что при исчислении окончательного срока наказания зачёт производится, исходя из расчёта трёх дней принудительных работ за день лишения свободы. Аналогичная пропорция к одному дню лишения свободы установлена действующим уголовным законом в отношении сроков исправительных работ и ограничения по военной службе (п. «в» ч. 1 ст. 71 УК).

Возвращение в отечественное уголовное законодательство и практику уголовно-исполнительной системы применения уголовно-правовой меры, сущность которой заключается в ограничении личной свободы и свободы выбора вида трудовой деятельности, произошло уже во время действия УК РСФСР 1960 года. Уголовное законодательство того периода времени предусматривало не являющиеся уголовными наказаниями меры принуждения, но применяемые в рамках реализации уголовной ответственности:

- условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (ст. 242 УК РСФСР);

- условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. 532 УК РСФСР) [13].

Анализ содержания перечисленных норм позволяет признать предусматриваемые ими меры в качестве освобождения от назначенного уголовного наказания в виде лишения свободы (ст. 242) или его неотбытой части (ст. 532).

Условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду применялось при наличии следующих условий, предусмотренных ст. 242 УК РСФСР:

1) осуждённый должен был к моменту назначения уголовного наказания достичь совершеннолетнего возраста и быть полностью трудоспособным;

2) осуждение данного лица к лишению свободы должно быть для него впервые;

3) срок лишения свободы, определяемый для осуждённого, не должен был превышать трёх лет в случае совершения умышленного преступления и пяти лет за преступление, совершённое по неосторожности.

При наличии перечисленных формальных условий суд должен был учитывать «характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и иные обстоятельства дела, а также возможность его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора» [14]. Учитывая в совокупности все перечисленные условия, характеристики и возможности уголовный закон предоставлял суду право отказаться от назначения осуждённому реального лишения свободы. В этом случае назначенное наказание постановлялось считать условным, а осуждённый подлежал привлечению к обязательному труду на весь срок назначенного наказания в виде лишения свободы. Место исполнения приговора - выполнения видов работ, составляющих сущность

назначенной меры уголовно-правового воздействия, определялось органами уголовно-исполнительной системы МВД СССР.

Также ст. 242 УК РСФСР перечисляла категории осуждённых, к которым условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду не применялось, а уголовная ответственность за совершённое преступление реализовывалась на общих основаниях:

- осуждаемые за особо опасное государственное преступление (ст. 64-73) [16]; бандитизм (ст. 77); умышленное убийство (ст. 102, 103 и п. «в» ст. 240); умышленное тяжкое телесное повреждение (ст. 108); изнасилование, совершенное группой лиц или повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование несовершеннолетней (ч. 3 ст. 117); особо злостное хулиганство (ч. 3 ст. 206);

-осуждённые, к которым наряду с наказанием за совершенное преступление назначались меры принудительного лечения от алкоголизма или наркомании, а также непрошедшие полного курса лечения венерического заболевания;

- осуждаемые иностранцы и лица без гражданства;

- признанные в установленном порядке инвалидами первой, второй и третьей групп;

- беременные женщины и женщины, имеющие на иждивении детей в возрасте до двух лет;

- женщины в возрасте свыше 55 лет и мужчины - свыше 60 лет;

- совершившие преступления военнослужащие срочной службы.

Также уголовный закон предусматривал условия для отмены условного осуждения и направления осуждённого для отбытия назначенного лишения свободы на общих основаниях в местах лишения свободы: уклонение от возложенных на осуждённого обязанностей, нарушение правил проживания или совершение умышленного преступления. В последнем случае уголовное наказание назначалось по нескольким приговорам в порядке, предусмотренном ст. 41 УК РСФСР.

Условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду (ст. 532 УК РСФСР) распространялось только на неотбытую часть (срок) лишения свободы. Правовая характеристика осуждённых, к которым суд мог применить данную меру уголовно-правового воздействия, сводилась к установлению фактов их совершеннолетия, полной трудоспособности, отбытия уголовного наказания в местах лишения свободы, за исключением осуждённых, отбывающих наказание в колониях-поселениях.

Положительное решение о таком виде освобождения принималось только при установлении судом возможности исправления осуждённого без дальнейшей его изоляции от общества. Освобождение предполагало обязательное привлечение осуждённого к принудительной трудовой деятельности, вид и место которой определялись судом по месту отбытия наказания осуждённым. Представление на условное освобождение подавалось органом уголовно-исполнительной системы МВД СССР совместно с

наблюдательной комиссией при исполкоме местного Совета депутатов трудящихся (местная администрация). Правило о совместной подаче представления, закреплённое в ст. 532 УК РСФСР, было обусловлено непосредственным участием данных органов исполнительной власти в обеспечении надлежащего исправительно-трудового воздействия на осуждённого: органы уголовно-исполнительной системы осуществляли надзор за осуждённым в процессе осуществления им принудительной трудовой деятельности, а местные органы власти обеспечивали рабочими местами осуждённых, исходя из имеющихся потребностей в подобных трудовых ресурсах.

Рассматриваемая мера уголовно-правового воздействия, сопряжённая с выполнением принудительных работ, могла применяться только в случае отбытия осуждённым минимально определённого срока в исправительно-трудовом учреждении. Длительность минимальных сроков реального лишения свободы варьировалась в зависимости от 1) срока назначенного наказания, 2) вида совершённого преступления, 3) личности осуждённого.

Так, при назначении лишения свободы до десяти лет включительно, осуждённый мог подлежать условному освобождению из мест лишения свободы после фактического отбытия им не менее одной трети назначенного срока наказания. Если же срок назначенного наказания превышал десять лет, то для применения условного освобождения было необходимо реально отбыть не менее половины назначенного срока лишения свободы. Если лицо осуждалось за преступления, перечисленные в ст. 53 УК РСФСР: бандитизм, действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, угон воздушного судна и др., то право на возможное условное освобождение из мест лишения свободы у него возникало с момента отбытия двух третей назначенного срока наказания. Наконец, срок, необходимый для возникновения права осуждённого на уловное освобождение, увеличивался до трех четвертей назначенного срока наказания, если лицо было признано особо опасным рецидивистом, ранее осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление, к которому были применены условно-досрочное освобождение от наказания либо замена неотбытой части наказания более мягким наказанием, если это лицо до истечения неотбытого срока наказания вновь совершило умышленное преступление, за которое осуждено к лишению свободы, было осуждено за особо опасное государственное преступление и др.

Условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду исключалось в отношении следующих категорий осуждённых:

- лица, к которым наряду с наказанием за совершенное преступление назначались меры принудительного лечения от алкоголизма или наркомании, а также непрошедшие полного курса лечения венерического заболевания;

- осуждаемые иностранцы и лица без гражданства;

- лица, систематически или злостно нарушающие требования режима отбывания наказания.

При применении обеих уголовно-правовых мер, предполагающих привлечение осуждённых к осуществлению трудовой деятельности (ст. 242 и 532 УК РСФСР), из их заработка не производились удержания в пользу государства. Объём правоограничений включал в себя обязательность выполнения трудовых обязанностей и проживания в условиях специализированного пенитенциарного учреждения - спецкомендатуры.

Анализ перечисленных мер уголовно-правового воздействия, сопряжённых с обязательным привлечением осуждённых к труду без изоляции от общества, свидетельствует о возможности их применения к:

- осуждённым за преступления, характеризующиеся незначительной общественной опасностью;

- лицам, которые в процессе отбывания лишения свободы утратили общественную опасность и доказали наличие способности исправления в условиях, не предполагающих их изоляцию от общества.

Таким образом, советское уголовное право содержало достаточно разнообразный перечень видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, сопряжённых с исправительно-трудовым воздействием на осуждённых. Все эти меры, претерпев незначительные (непринципиальные) изменения, были восприняты и российским уголовным законом. По этой причине использование положительного опыта советской уголовно-исполнительной системы в части реализации уголовной ответственности с обязательным привлечением осуждённого к труду, но без изоляции от общества, могли быть восприняты и без введения в систему российских уголовных наказаний «альтернативной» меры государственного принуждения в виде принудительных работ.

Список литературы

1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание пятое. В 55 томах. Т. 50. М.: Издательство политической литературы, 1970. 623 с.

2. О Революционном Трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний: Инструкция Наркомюста РСФСР от 19.12.1917 // Собрание узаконений РСФСР. 1917. №12. Ст. 170.

3. Руководящие начала по уголовному праву Р.С.Ф.С.Р.: Постановление Наркомюста РСФСР от 12.12.1919 // Собрание узаконений РСФСР. 1919. №66. Ст. 590.

4. О лагерях принудительных работ: Постановление ВЦИК РСФСР от 15.04.1919 // Собрание узаконений РСФСР. 1919. №12. Ст. 124.

5. О лагерях принудительных работ: Декрет ВЦИК РСФСР от 17.05.1919 // Собрание узаконений РСФСР. 1919. №20. Ст. 235.

6. О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. (вместе с «Уголовным кодексом Р.С.Ф.С.Р.»): Постановление ВЦИК РСФСР от 01.06.1922 // Уголовный кодекс РСФСР. М., 1922.

7. Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса Р.С.Ф.С.Р.: Постановление ВЦИК РСФСР от 16.10.1924 // Собрание узаконений РСФСР. 1924. №86. Ст. 870.

8. Об отмене и согласовании с Исправительно-трудовым кодексом Р.С.Ф.С.Р. декретов и постановлений, касающихся исправительно-трудовых учреждений: Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 13.04.1925 // Собрание узаконений РСФСР. 1925. №24. Ст. 174.

9. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик: Постановление ЦИК СССР от 31.10.1924 // Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. 1924. №24. Ст. 205.

10. О введении в действие Уголовного кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным кодексом Р.С.Ф.С.Р.»): Постановление ВЦИК от 22.11.1926 // Собрание узаконений РСФСР. 1926. №80. Ст. 600.

11. Бытко Ю.И., Бытко С.Ю. Сборник нормативных актов по уголовному праву России Х-ХХ веков. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. 786 с.

12. Герцензон А.А., Грингауз Ш.С., Дурманов Н.Д. и др. История советского уголовного права / Под науч. ред. А.А. Герцензона. М.: изд-во Минюста СССР, 1948. 466 с.

13. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11.03.1977 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1977. №12. Ст. 255.

14. Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР (вместе с «Уголовным кодексом РСФСР»): Закон РСФСР от 27.10.1960 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. №40. Ст. 591.

Лапшин Валерий Фёдорович, д-р юрид. наук, доц., проф. кафедры, Россия, Ханты-Мансийск, Югорский государственный университет

PROTOTYPES OF PUNISHMENT OF FORCED LABOR IN SOVIET CRIMINAL LAW

V.F.Lapshin

Forced labor as a measure of state coercion is a unique criminal punishment, which has no analogues in previous sources of domestic criminal legislation. However, the deprivations and legal restrictions that take place in the application of modern forced labor were also known to punishments from Soviet criminal law. An analysis of the history of the formation of measures of state coercion, involving corrective labor influence on convicts, but without isolation from society, will reveal those social needs that were satisfied as a result of its application, as well as the effectiveness of achieving the goals set for criminal punishment.

Key words: criminal punishment, forced labor, corrective labor, serving a sentence without isolation from society, an alternative to imprisonment.

Lapshin Valery Fedorovich, Doctor of Law sciences, associate professor, prof. Department, Russia, Khanty-Mansiysk, Yugorsk State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.